Как и когда случилось, что Вы занялись музыкой и выбрали именно дирижерскую профессию? Чья дирижерская школа у Вас за плечами?
Анна Михайловна , Не указано

- Этому были посвящены многие ответы на подобные вопросы в течение моей карьеры. Корреспонденты не раз интересовались этим. Я всегда терпеливо отвечаю и сейчас отвечу, потому что мне не стыдно за то, как все это произошло. Я довольно поздно стал заниматься музыкой (с 12-ти лет), но зато бросился в этот омут с головой, и мне удалось очень быстро догнать своих сверстников. А дирижированием я увлекся, заболел этой болезнью давно, практически тоже с детства, потому что любил людей, любил общаться с ними. В свое время, когда я начинал свою карьеру, был одним из самых молодых дирижеров тогдашнего Советского Союза, когда мне предложили должность главного дирижера Большого театра Белоруссии, тогда я был, в принципе, самый молодой главный дирижер. Мне было немного за 30-ть – 31 ли 32.

Как попасть к вам в оркестр на работу, есть ли вакансии? Как решаете кадровые проблемы в коллективе или в оркестре таких не бывает
Светлана , Не указано

- Вакансий с каждым годом все меньше. В этом году их совсем мало. Есть несколько вакансий в группу скрипок. Это говорит о том, что популярность оркестра растет. Если мы объявляем конкурс, то это предполагает не просто приходи, кто хочет, и мы берем всех подряд. Это действительно конкурс – иногда на одно место по 5-10 человек. Сегодня, кстати, в печати будет дано объявление о нашем конкурсе. Следите за прессой.

Вы живете на несколько стран и городов - сами москвич, но работаете по всему миру… Понятие оседлости и Родины у вас есть? И где она для вас?
Михаил , Гродно

- То, что я москвич – это неправильно. Я родился в Москве, но уже больше 30 лет я – минчанин и считаю себя минчанином. Не потому, что я разлюбил свою родину, не потому, что я забыл ее. У меня в Москве живут две дочери, внуки. Это дорогой моему сердцу город, потому что я там родился, учился, рос и взрослел, но Белоруссия - моя вторая родина, и без пафоса могу сказать, что я этим горжусь.

Ваш коллектив исполнил практически всю белорусскую музыку. Что вы лично думаете о состоянии современной отечественной композиции? Есть у вас личные предпочтения…
Екатерина Дмитриевна, Борисов

- Честно говоря, я знаю только одного дирижера, который исполнил всю музыку какой-то страны. Это Евгений Светланов, который исполнил и записал всю русскую симфоническую музыку. Мне не удалось пока исполнить всю белорусскую музыку, но многое, я с гордостью могу сказать, исполнял впервые. И в принципе интерес нашего оркестра к творчеству белорусских композиторов не иссякает. Особенно в последнее время. Мы ищем какие-то интересные новые пути, я предлагаю новые формы исполнения тех сочинений, которые нам предлагаются, иногда изменяя даже замысел композитора. Но мы работаем вместе, и получается интересно. Так что и впереди еще есть планы интересные, и есть чем похвастаться.

С кем из музыкальных "звезд" вы дружите, общаетесь лично? Вам важен круг?
Любаша, Не указано

- Вы знаете, такой путь пройден не маленький, и некоторых друзей моих и коллег уже нет рядом со мной... Но я могу вспомнить Мстислава Леопольдовича Ростроповича... Или мне приходилось встречаться, работать, творить с другими очень интересными музыкантами (слава Богу они живы, здоровы, и сейчас мы еще продолжаем наше общение) - Елена Васильевна Образцова, Евгений Нестеренко - это из певцов; из инструменталистов - к сожалению, ушедший недавно Николай Петров. Я очень тепло вспоминаю Евгения Александровича Глебова - нашего замечательного композитора - фантастическая личность, персона. Это не только музыкант был, это просто гигант мысли и замечательный человек. Я очень дорожу такими контактами. Но есть и просто интересные люди, с которыми я общаюсь. Они не музыканты - это инженеры, врачи, бизнесмены, это просто красивые женщины и мне это очень приятно. Ведущий: - Вот Вы упомянули Евгения Глебова, Вы же будете готовить программу отдельную по его музыке? Анисимов: - Да.

Вы недавно были в Москве на "Параде оркестров СНГ". Как впечатления?
студент, Не указано

- Впечатления потрясающие. Почему? Я, конечно, не первый раз в Москве, уже об этом шла речь. И выступал на разных московских сценах: и в Большом театре, и в театре Станиславского, и в Концертном зале Чайковского, и в Колонном зале, и в Большом зале Московской консерватории. Так вот последний – один из лучших залов в мире. А выступление на сцене этого прославленного зала наших молодых музыкантов - это первый случай вообще в истории симфонического творчества, в истории визитов наших разных оркестров куда-либо за пределы Беларуси. Я проверил это. Поэтому сам факт этого концерта был очень интересный, очень ответственный. Молодые музыканты были в ударе, программа была интересная, публика - очень теплая и приветливая, акустика феноменальная. И результат был великолепный. Я счастлив.

Александр, как вам собственный портрет в авторстве Андрея Смоляка? Вы смело участвуете в художественных и других экспериментах?
Людмила Петровна, Минск

- Мне приходилось "поводиться" на такие вещи, и не только Смоляка. Был очень интересный вариант, когда меня фотохудожник посадил на трон, и я должен был изображать какого-то императора. Он надел на меня перстни, чуть ли не корону сверху! (Смеется). В общем, я должен сказать, что я если не хулиган, то, во всяком случае, очень свободный человек. И мне нравятся такие интересные розыгрыши и всякие такие прибамбасы. Другое дело, что все это нужно очень серьезно просеивать, если это касается публичности. Но вкус Смоляка я оцениваю очень высоко, поэтому свободно пошел на это. Ведущая: - То есть вам понравилось?Анисимов: - Ну, я не скажу, что я в диком восторге. Но проходя мимо, я не отворачиваюсь, во всяком случае.

С каким оркестром в мире вам бы хотелось поработать? Есть ли такие мечты?
Дмитрий, Не указано

- Я бы повторил свой опыт работы со многими оркестрами, и это получается. Если удачно все проходит, хороший дебют, то, как правило, зовут и не один раз еще. Я много раз дирижировал в знаменитой Парижской опере Гарнье или Басти и с удовольствием вернулся бы туда, потому что это один из лучших оркестров мира. В Америке великолепный оркестр. Например, я работал с оркестрами Сан-Франциско и Хьюстона. Европейские оркестры. Некоторые российские оркестры. Например, оркестр Светланова, который был еще при Светланове. Это, на мой взгляд, один из лучших оркестров, с которым мне приходилось работать. Я бы с удовольствием теперь на новом этапе с ними встретился. Или оркестр Мравинского, он теперь называется Заслуженный коллектив России Академический симфонический оркестр Санкт-Петербургской филармонии. Я бы к таким оркестрам обязательно вернулся. Но я никогда не скажу себе, что не хочу идти к своему оркестру, что я устал, мне надоело. Я все время хочу вернуться к нашему белорусскому оркестру.

А вы влюбчивый человек? Правда ли, что артисты лучше творят, когда влюблены?
Аленушка, Не указано

- Я скажу вам – да! Потому что положительные эмоции, не оставляющие в покое сердце, разум, фантазию, либидо - всегда только на пользу творчеству.

Кто определяет репертуарную политику сезона в оркестре – вы или руководство филармонии? Чем порадуете в новом сезоне?
Павел Петрович, Не указано

- В разных коллективах репертуарная политика определяется по-разному. И, кстати, в нашей филармонии было по-разному. Лет 10-15 назад это определялось художественным руководством всей филармонии, сейчас в большей степени филармония доверяет главному дирижеру, то есть мне. С художественным руководителем филармонии Юрием Николаевичем Гильдюком мы обсуждаем почти все программы и чаще всего у нас не возникает никаких серьезных разногласий, а вот со стороны филармонии могут возникать и возникают предложения, которые мы рассматриваем и, как правило, они осуществляются. Так что, крайний – я. Все вопросы ко мне (смеется). Бывают эксперименты, которые не всем понятны.

Многие считают нашу музыкальную школу, систему образования одной из лучших в мире. Вы согласны с этим мнением, ведь вам есть с чем сравнивать.
Надежда, Минск

- Нет, я с этим не согласен. Не то, что она плохая, а просто есть лучше. И надо внимательно изучать системы азиатские, американские, европейские. Все лучшее оттуда брать, но не автоматически. Вот недавно обрушилась болонская система в России. Кстати, и у нас она стала потихонечку приживаться. А за время экспериментов погибла, или стала забываться замечательная история, связанная с десятилеткой, где преподавали лучшие профессора консерватории, где дети получали образование, которое позволяло им моментально поступать в консерваторию, без всяких там 12 лет, без магистратуры. Т.е, я хочу сказать, что наши достижения большие и ими пользуются в мире, но и в мире есть то, что нам можно взять.

Что помогает поддерживать хорошую физическую форму? Как вы предпочитаете отдыхать?
Без подписи, Не указано

- Могу вам сказать следующее: я не исключение, в нашей дирижерской братии это норма. А почему? Есть научные исследования дирижерской профессии. По данным ЮНЕСКО, труд дирижера приравнивается к труду молотобойца в кузнечном цеху по затратам калорий. Представляете? Но если молотобоец автоматически осуществляет какие-то движения, то у дирижера это помножено еще на интеллектуальные, эмоциональные затраты. При том, что исполнение того же Вагнера – это аж шесть-семь часов с небольшими перерывами. Поэтому тренировка организма серьезная, но она не изнашивающая, она, если оркестр хороший, ориентирована на положительные эмоции. Я иногда в шутку, а иногда и не в шутку говорю моим оркестрам (потому что в моих руках не один оркестр), но моему белорусскому оркестру я говорю: "Если вы хотите моей быстрой смерти, играйте плохо". Но раз у нас все так замечательно, значит они не хотят со мной расставаться все-таки!

Какой самый, может, безумный поступок вы совершили в творческой жизни?
Без подписи, Не указано

- Я отвечу по поводу творческой жизни, потому что жизнь музыканта часто настолько тесно переплетается с личной, что даже сложно определить границы. Самый безумный проект, который был осуществлен очень успешно, и результатом которого стали некоторые награды, звания - это исполнение цикла тетралогии Вагнера "Кольцо нибелунга" в Ирландии и Англии силами молодежного оркестра. Это был подвиг молодых музыкантов и безумная затея моя и менеджера этого оркестра. Но она осуществилась, я после этого стал доктором музыки ирландского университета, президентом Вагнеровского общества Ирландии. Пока только два русских музыканта, Гергиев и я, осуществили полное исполнение четырех опер цикла - "Золото Рейна", "Валькирия", "Зигфрид" и "Гибель богов". Их редко исполняют взрослые музыканты, потому что очень сложно, а здесь взялись молодые. Одна опера длится почти 7 часов, если с перерывами, то до 8. Начинается представление, как правило, в пять часов вечера, а заканчивается после полуночи.

Во сколько лет не поздно еще заняться музыкой? В школьные и студенческие годы не получилось... Стоит ли попробовать?
Мария П., Не указано

- Смотря как заниматься музыкой. Если заниматься ей как будущей профессией, то нужно это сделать как можно раньше. Хотя, конечно, есть исключения. Если заниматься музыкой как хобби, на любительском уровне, то никогда не поздно начать, это никогда не повредит.

Расскажите, пожалуйста, о своей семье... Слышала, ваш сын учится за границей? Вы настояли, чтобы он занимался музыкой?
Наталья, Молодечно

- Да, сын действительно много лет провел за границей вместе с нами, пока я, так сказать, "болтался" очень активно между Беларусью и другими странами. А поскольку много работы было во Франции, то мы решили, что так ему будет удобнее, ближе к нам. Когда я был главным дирижером в Ирландии, то он и там учился. Сейчас он наведывается по своим учебным делам в Париж, но в основном находится здесь, в Минске. Две другие дочери от первого брака живут в Москве, они уже состоявшиеся специалисты, очень талантливые и интересные персоны. В общем, мне кажется, что тыл у меня серьезный и надежный. Один из внуков поступил не куда-нибудь, а в МГУ на социологию, там был дикий конкурс под двести человек на место. Ведущий: - Какая у него мечта? Кем он хочет быть? Анисимов: - Сейчас молодежь очень амбициозная, я думаю, он хочет стать президентом. А почему нет? Я надеюсь, что доживу до этого.

Каково, на ваш взгляд, место симфонической классики в современном мире. Публике интересно сегодня то, что вы с оркестром делаете?
Любовь Николаевна, Мозырь

-

Какое самое музыкальное место в Минске по городской архитектуре? Где в городе вы вдохновляетесь?
Григорий, Минск

- Есть такое место. Это улица Карла Маркса. Я некоторое время жил там и очень любил пройтись пешком от улицы Володарского до парка Горького, а дальше через парк и до филармонии. Мне очень нравится идея сделать эту улицу пешеходной, было бы очень здорово.

Для вас важны звания, награды
Без подписи, Не указано

- Вопрос правильный. Так же, как, например, юбилеи. 85 лет оркестру... 50 лет Анисимову, потом 55 и так далее. Я каждый раз подчеркиваю, что даты, награды - это повод говорить о профессии, это повод говорить о тех людях, с которыми ты работаешь и без которых дирижер в принципе ничто. По прическе, по движениям во мне, наверное, можно распознать дирижера. Но без оркестра, без музыкантов не будет музыки и не случится момент моего личного творчества. Я именно так к этому отношусь. Но в вопросе упомянули о семье, о моих друзьях. Они тоже болеют лично за меня. Они хотят, чтобы Анисимов был замечен, чтобы его любили. И конечно, мне очень важно порадовать их. Помню, когда 2 августа мне позвонили из Администрации Президента и сказали, что подписан указ о моем награждении, меня переполняло не только чувство гордости за свою работу и за себя лично, у меня была радость, что, наконец, мои близкие перестанут говорить: "Ну что ж ты! 30 лет работаешь, а у тебя вообще никакого звания нет". Вот видите, Президент счел возможным перескочить через все ступени роста (обычно как бывает: заслуженный артист, заслуженный деятель искусств, медаль Скорины, а потом тебе дадут народного артиста). А тут раз - без всяких ступеней и такое звание. Приятно. Я нормальный живой человек со своими эмоциями.

Как вы воздействуете на музыкантов, чтобы добиться результата… Дирижер должен заставить себя слушать и слушаться?
Владимир, Не указано

- В разные периоды это было по-разному. Сейчас главный движущий способ – это терпение, внимание, тихий голос, правильно сконцентрированный план работы, чтобы не давать повод для отклонений, за которыми могут последовать и повышение голоса, и какие-то меры, и т.п. Замечательная статья была в газете о том, как предупредить преступления, особенно в отношении молодых девушек, женщин? Для девушек самый лучший способ – перейти на другую сторону улицы. Правильно ситуацию упредить, а не демонстрировать навыки самообороны. Я стараюсь, чтобы в нашей работе конфликтных случаев было как можно меньше, стараюсь их предупреждать. Это мой способ. И потом - я Весы, есть какие-то запрограммированные вещи, которые мне помогают.

Вы живете в таком удивительном мире музыки, как вы видите людей? Какие мы вашими глазами?
Катенька, Минск

- Я по природе своей оптимист. Очень положительно настроен на все. Поэтому я люблю людей и чаще всего стараюсь видеть только хорошее в них. Хотя и профессия, и позиция, или пост мой, предполагают распознавать всякое, и я умею это делать.

Вы часто исполняете духовную музыку. Сами – верующий человек и как выживаете с высокими принципами в современной суетной и порой жестокой жизни?
Александр, Не указано

- Вопрос очень непростой. Я крестился довольно поздно, но очень сознательно. В принципе, чтобы исполнять музыку духовную, не обязательно быть верующим, надо быть профессионалом, прежде всего. В то же время духовная музыка требует серьезного понимания, она через сердце пройти должна, а это по силам человеку духовному. Последнее мое обращение было к "Страстям по Матфею" митрополита Иллариона. Эта музыка впервые была исполнена в Минске. Здесь же при личной встрече владыка подарил мне партитуру этого произведения. Достать ее было практически невозможно, а я давно мечтал ее исполнить. Пытался найти какие-то контакты, выходы, дочь свою подключил, которая вхожа в эти сферы, но поскольку пост у него очень высокий, ничего не получалось. И вдруг митрополит Илларион приезжает с визитом в Минск, мы встречаемся, и он дарит мне эту партитуру. Оркестр с большим успехом исполнили ее, и в дальнейшем мы планируем обращаться к духовной музыке.

Александр Михайлович, может быть вы знаете, почему Юрий Башмет решил проводить свой фестиваль именно в Минске. Вы обязательно участвуете в нем? Не собираетесь ли организовать нечто подобное.
Геннадий, Не указано

- У меня такое впечатление, что он узнал про то, что я собираюсь. Есть план летнего фестиваля, который называется "Маэстро Анисимов приглашает". Это название мне посоветовали и рекомендовали в Администрации Президента. Представляете, какая поддержка предполагается! В прошлом году не удалось мне вовремя сконцентрироваться, то есть всю эту историю организовать, а в этом году я постараюсь обязательно. А что касается фестиваля Башмета, то я вам должен сказать, что Башмет - это такая серьезная фигура в мире музыки, что ему удается организовать подобные акции (как уж они называются: фестиваль, или академия, или дни высокой музыки, или другое) не только в Минске, но и в России, и во многих странах. Но то, что он делает в Минске, это говорит о том, что среди таких серьезных музыкантов, и прежде всего самого Башмета, и тех, кто приезжает под крылом этого лайнера, - эти люди, эти коллективы, считают, что Минск - это тот центр культуры, который может быть заинтересован в такой масштабной акции, как фестиваль Башмета. И я говорю об этом всегда и везде - Минск есть географический центр Европы, но не только географический. Он центр интеллектуальный, он центр духовный, и он центр музыкальный. И этому мы посвящаем свою работу. И я абсолютно уверен в том, что будет тот результат, о котором я мечтаю.

 
Смотреть все выпуски

Новости