Как бы Вы оценили работу маркетологов на государственных предприятиях? Мне кажется, что они не проявляют должного рвения в своей работе?
Андрей, Минск

- И маркетологи, и директора предприятий - заложники ситуации. Я со многими из них общаюсь, есть много инициативных, творческих ребят. Встречаются среди них и люди, которые, мягко говоря, отсиживаются на своей работе. Здесь проблема комплексная. Наблюдается так называемая ментальность: из вузов приходят недостаточно инициативные люди. Даже если человек и инициативный, то эту инициативу искореняют. Ситуация сложная, но это не означает, что и стремится к чему-то, стараться не нужно. Мы постоянно проводим конференции, семинары, конкурсы, где можно проявить себя, показать свой потенциал. Будем ждать лучших времен, а они не за горами. Тогда удастся проявить себя. Проблема наших госпредприятий в том, что все привыкли работать по плану. Произвели на склад - показатели выполнили, не задумываясь, нужна ли эта продукция. Потом оказывается, что это нужно еще все и реализовывать. Предприятия не всегда успевают подумать о том, что нужно потребителю. Они устраивают гонку по выполнению плана, забывая о предпочтениях потребителя. Нужна мотивация, интерес, персональный подход к сотрудникам и потребителям, к рынку в целом. Это системная проблема. А госпредприятия находятся в плановой экономике. В частном бизнесе ситуация другая, там бы сразу навели порядок.

Анатолий Дмитриевич, добрый день. Как вы считаете, белорусский маркетинг переживает сейчас кризис или дела обстоят не так плохо?
Сергей , Минск

- Я бы не сказал, что кризис, наоборот, маркетинг приобретает сейчас второе дыхание. Единственная проблема этого второго дыхания, на мой взгляд, - ограниченные возможности директората, в частности, госпредприятий, которые по-прежнему остаются в старой системе, хотя рынок и особенно Таможенный союз требуют уже другого подхода и ментальности. Поэтому можно сказать, что маркетинг в некоторой степени в путах, из которых пытается вырваться. Вопрос времени, как быстро этот процесс пойдет и ситуация измениться. Ведущий: - Ваш прогноз. Это дело не одного дня? Акантинов: - Нет. Реальность неизбежна, поэтому вопрос только времени, т.е. как быстро у нас наступят перемены. Я надеюсь на лучшее, хотя эта надежда у меня уже с 1992 года. Подождем еще немного.

Здравствуйте? Слышали ли Вы о конкурсе молодых специалиство "Head made marketing"? Как Вам эта идея?
Олеся, Не указано

- Да, конкурс такой проводился. Я сам был членом жюри. Это было года три-четыре назад. Его организовали два инициативных парня. Сейчас они уже вышли из студенческой среды. К сожалению, в последние два года о нем я ничего не слышал. Это был конкурс среди студентов, которые могут проявить себя на поприще маркетинга, предлагая решения той или иной проблемы. Таким образом предприятии получали для себя какую-то подсказку, возможно, и брали на работу этих молодых специалистов. Идея была очень хорошая, я считаю, что она должна продолжаться и развиваться. Именно у молодых людей встречаются нестандартные решения, которые никто не видит.

Что представляет собой "Гильдия маркетологов"? Кто может в нее вступить?
Маркетолог, Не указано

- Гильдия маркетологов создана в 2004 году и перед ней стоят основных четыре задачи. Первая - активизация идей маркетинга, вторая - повышение квалификации ее членов, третья - содействие развитию маркетинга на предприятии, путем консалтингов образовательных. И четвертая - выход на внешний рынок наших предприятий. Гильдия по мере возможности работает над этим, в течение года проводится ряд мероприятий. С точки зрения вступления - на самом деле двери открыты всем: есть студенческая секция, туда вступают студенты и молодые маркетологи, и профессиональны, которые реализую проекты и выступают с какими-то инициативами. В гильдии есть место для всех, она живет, мы обсуждаем наиболее острые проблемы, встречаясь после работы, обсуждаем наши проекты. Никто туда никого не гонит.

В каком ВУЗе страны готовят лучших специалистов по маркетингу?:) Может, статистика есть...
Student, Не указано

- Вы знаете, я могу только рассказать о собственном опыте. Больше всего я пересекался с выпускниками экономического университета. Но там есть одно но: они почему-то после выпуска просят слишком много денег. То есть они еще, как говорится, пороха не понюхали, но считают себя очень большими специалистами. Да, у них знания есть, но они, к сожалению, все теоретические. Конечно, я сталкивался и со специалистами из политехнического университета, из радиотехнического, из коммерческих вузов. К сожалению, ошибка всех вузов в том, что выпускники-маркетологи не имеют неких практических навыков. Я считаю, с третьего курса они уже должны где-то подрабатывать или получать какие-то навыки. И самое страшное, что они не совсем инициативные. Сталкиваясь с трудностями, они сразу, как страус, голову в песок. Мы ничего не знаем, мы всего боимся. Боятся справляться с трудностями. Этому тоже надо учить. То есть в вузе не только знания надо давать, надо давать и закалку, жизненную школу, встряску. Давайте зарубежные командировки им делать, надо давать какую-то адаптационную школу, где бы они, как в армии, проходили школу молодого бойца. Им надо. Потому что, когда они выходят из вуза, попадают под государственный пресс со стороны директората либо служб, которые уже не один год существуют, их затаптывают и ментально, и профессионально, и они уже не могут поднять голову.

Потребитель - король! Почему этот прекрасный принцип маркетинга у нас не работает?
Грегори, Не указано

- Недостаточная конкуренция, поэтому пока потребитель не является королем. У нас пока потребитель - это заложник системы. Вот, когда будут появляться магазины-банкроты, тогда остальные начнут понимать, что им надо этого бояться. Тогда они будут стараться.

Как Вы считаете, какие товары, услуги, работы или люди вполне могут стать брендами Беларуси, если взяться за это дело?
Наталья, Гомель

- Здесь нужно понимать, что в Беларуси много чего хорошего и все может претендовать на хорошие бренды. Но в мире достаточно жесткая конкуренция, поэтому я бы здесь больше говорил о некой консолидации и концентрации в брендовой политике. Здесь нужно оценить, что все-таки имеет больше шансов на мировое признание. Нужно проанализировать рынок и с точки зрения тех возможностей, которые существуют. Потому что если мы будем толкаться на одном поле с тем игроком, кто уже хорошо себя на нем чувствует, то нам будет, конечно, сложно. В брендовой политике я бы искал какие-то новые решения, новые идеи, подходы. А если отталкиваться от того, что уже есть сейчас, то надо оглянуться назад, в историю. Если, например, машиностроение, то наиболее перспективным направлением для Беларуси будет, безусловно, БелАЗ, и вполне возможно, сельхозтехника. Что касается продуктов питания, например, то здесь тоже есть определенные бренды - "Савушкин продукт", "Санта Бремор" и др. Я считаю, что здесь еще можно работать и создавать более мощные бренды. В легкой промышленности, это, понятно, - "Милавица" (остальных хотелось бы усилить, подтянуть). И, конечно, хотелось бы, чтобы в Беларуси было больше событий, подобных "Евровидению", которое прошло. Хотя это и не наш бренд, тем не менее опыт приобретен колоссальный. Да, есть собственный "Славянский базар", но я считаю, что надо делать более мощные мероприятия, потому что одна из стратегий Беларуси - это развитие сферы услуг, в том числе событийных, туристических услуг. И здесь надо работать. Много говорили о Нарочи, но этим, к сожалению, никто не занимается. Возможностей много - нужно выбрать приоритеты и над ними работать. Ведущий: - Вы упустили еще один пункт - люди. Спорт, политика, культура… Акантинов: - Согласен. Сейчас можно однозначно говорить о хоккее, в некотором роде о футболе. И здесь наши предприятия, в первую очередь легкой промышленности, могли бы брать на вооружение узнаваемость белорусских спортсменов и каким-то образом на этом играть. Но опять же предприятия слабые и не могут использовать этот ресурс в полной мере. А достойные люди в Беларуси всегда были и есть.

Недавно видел Вас в репортаже, в котором говорилось о том, что в Беларуси нужен новый конкурс торговых марок. Не кажется ли Вам, что их у нас и так предостаточно.
Дмитрий, Не указано

- На самом деле то, что у нас много конкурсов - хорошо. Это конкуренция, это здорово. Другое дело, что многие, может, уже разочаровались в этих конкурсах или хотят видеть какие-то новые подходы. Я говорил о конкурсе больше с точки зрения продвижения Беларуси в целом, как страны на международные рынки. И в этом смысле, конечно, неплохо было бы иметь такой, который работал не только внутри страны, но и позволял участвовать в международных проектах. Есть же "Каннские львы", "Серебряный пропеллер". Неплохо было бы, привлекать зарубежных экспертов сюда, нам чаще выезжать, а может быть, даже интегрироваться в какие-то международные проекты. Это работало бы на республику, повышение ее статуса, рос бы профессионализм специалистов. Необходима консолидация тех, кто уже проводит конкурсы, чтобы совместно, может, даже с органами управления страной подумать о том, как пиарить страну, в каких направлениях, в каких отраслях, какими предприятиями. Лишняя реклама Беларуси не помешает.

Каково, на Ваш взглад, сегодняшнее состояние бренда "Беларусь".
Светлана, Молодечно

- Если сказать просто - его нет. Такое мнение высказывают многие иностранные специалисты, с которыми я общался. Но это даже лучше, чем когда он отрицательный, например, отрицательный по Чернобылю. Есть определенные решения, которые я сейчас пытаюсь обнаружить. Можно продвигать отдельные города, отрасли или территории, например Нарочь. Получается представление о стране в виде некоего пазла, который складывается из отдельных элементов, в том числе из людей, составляя общий образ. Конечно, хотелось бы, чтобы это не было, как в басне про лебедя, рака и щуку, чтобы была единая концепция, и мы понимали, чем Беларусь хороша и сильна - своей ли природой, своим ли геоположением, своими ли отраслями. Хотя каждый элемент имеет право на жизнь. Ведущий: - Мы сами для себя еще не определились? Акантинов: - Совершенно верно.

На днях в подземном переходе у одного из торговых центров проходила рекламная акция крупной, очень солидной компании, занимающейся продажей услуг. Промоутеры кричали на весь переход приблизительно следующее: "У вас есть возможность бесплатно воспользоваться услугами компании, кто не воспользуется - тот л*х!" Как понимать такое "рекламную акцию"? Куда смотрит их руководство"?
Без подписи, Не указано

- Я могу эту акцию видеть как вариант вирусного маркетинга: раз уже задали вопрос - значит, сработало. Другое дело - надо знать границу желаемого, т.е. какой цели добиваются. В свое время Жириновский тоже совершал определенные выходки, которые выходили за определенные рамки, но, тем не менее, он запомнился. Надо просто понять, какова цель этой рекламной кампании и каковы будут последствия - они сработают в плюс или в минус.

Здравствуйте, Анатолий, скажите, пожалуйста, есть ли в Беларуси вообще фирмы, которые в полной мере реализуют весь маркетнг-микс, применяют правильно все инструменты маркетинга, описанные в учебниках и следят за тенденциями в этой области? Если они есть, то приведите примеры. Спасибо.
Без подписи, Не указано

- Я бы сразу сказал, что маркетинг - это жизнь, она идет, постоянно меняется. И книга, которая написана по этой теме, возможно, уже даже устарела. Я бы больше говорил о предприятиях, которые умеют использовать не теорию, а жизнь, т.е. те возможности, которые она предоставляет. И такие на самом деле есть, их немного, но они успешно работают. Достаточно посмотреть по нашим наиболее известным брендам - "Мілавіца", "Савушкин продукт", "Алютех". В своей работе они используют даже больше, чем инструменты маркетинг-микс, они создают какие-то новые инструменты, которые, может, еще не описаны в литературе.

Добрый день! Анатолий, представим, что Беларусь - это одно большое предприятие. Если составить матрицу "Бостон Консалтинг Групп" для всех товаров, производимых на этом предприятии, какие из них, по Вашему мнению, можно отнести к так называемым "Звездам"?
Студент-маркетолог, Не указано

- Этот вопрос похож на предыдущий. Я в принципе их назвал. Это та же "Милавица", тот же "Савушкин продукт" и прочие. Вот наши звезды. Но тот, кто прислал вопрос, должен понимать, что надо обращать внимание не только на звезды, но и на тех, кто находится в других группах, и с ними надо работать.

Какие проблемы на законодательном уровне мешают сегодня развиваться маркетингу в Беларуси?
Виктор Васильевич, Орша

- У меня стратегический взгляд на это. Мешает отсутствие частной собственности. Это единственная коренная проблема, которая существует. Ведь проблема в чем? Многие наши предприятия, находящиеся под курированием концернов, министерств, оказываются в тепличных условиях. И эти тепличные условия, к сожалению, создают иждивенческие настроения, отсутствует всякая конкуренция, совершенствование и прочее. Это системная ошибка, проблема, которая, к сожалению, нашу экономику делает неконкурентоспособной. Я не говорю, конечно, что все подряд надо отдать в частные руки, потому что есть направления, где действительно государственное влияние очень важно, когда надо сделать какую-то отрасль прорывной или создать какой-то кластер, какие-то "монстры" у нас существуют, и их надо под сопровождением в том числе и политических ресурсов продвигать на внешние рынки. Но очень многие предприятия, к сожалению, остаются неконкурентными и, естественно, их надо быстрее приватизировать.

Почему в Беларуси не проводятся конференции по маркетингу, в рамках которых можно повысить свою квалификацию, поделиться опытом? Или, может, они есть, но о них не слышно. Хочется сказать спасибо организаторам ежегодной конференции "Продвижение сайтов в белорусском интернете", по интернет-маркетингу, хотелось бы, чтобы подобные мероприятия проводились и для остальных сфер маркетинга.
Без подписи, Не указано

- Такие мероприятия проводятся. Единственное, почему они может быть не очень широки и известны… Во-первых, рынок, если в целом говорить, с точки зрения маркетинга, я считаю, стабилизировался, и каждая организация, которая проводит те или иные мероприятия, имеет уже устоявшуюся целевую группу, с которой и старается работать. Что касается нашей компании, то мы выбрали сейчас другой подход к этому направлению. Маркетинг в целом уже никому не интересен, т. е. можно почитать книгу, и общий уровень повысится. Мы стараемся сделать акцент на узкоспециализированные направления. Например, вчера мы проводили конференцию по фармацевтическому бизнесу Беларуси. Через неделю проводим по алкогольному рынку Беларуси. Маркетинг приобретает прикладной характер. И надо рассматривать подобные мероприятия уже в таком ключе. К тому же Вы приводите примеры маркетинга в Интернете. Да, действительно, это новое направление, оно привлекает внимание. Мероприятия проходят, возможно, не такие масштабные… Ведущий: - Наверняка есть какие-то специализированные сайты, где можно найти информацию? Акантинов: - Да, marketing.by, там график висит. На bel.biz . При большом желании можно найти информацию.

Когда в Беларуси маркетологи будут востребованы так же, как и в других странах?
Юлия, Минск

- Они востребованы сейчас. На самом деле, дефицит на маркетологов есть и в республике. Очень многие предприятия не один год их ищут и не могут найти. Но проблема в следующем? На сегодняшний день произошел некий разрыв между высококлассными специалистами, которые нарасхват, они в дефиците, и теми, кто только вышел из института - молодыми специалистами. Они-то, как раз, не могут себя найти. Вакуум еще есть в среднем звене, которое, может быть, не требует большую зарплату, но уже имеет какой-то опыт. Высшее и среднее звено - достаточно дефицитное. Поэтому спрос-то есть. Но если мы говорим об уровне специалистов (о международном уровне!), то тут нужна частная собственность и более активные действия на внешнем рынке.

Недавно был в Киеве. Такое ощущение, что находишься на рынке. Кругом одна реклама. С одной стороны портит внешний вид, с другой - это путь к развитию. Минск в этом плане отстает? Ваше мнение по этому поводу.
Оксана, маркетолог, Не указано

- Все должно быть гармонично. Нельзя из города сделать рекламную выставку или какой-то хаос. Должно быть четко все структурировано, потому что визуализация Минска - это не только реклама, но и архитектура. У нас очень много красивых мест. Но действительно, рекламы мало в Минске. Конечно, увеличивать надо, но не надо делать из этого что-то страшное. Потому что и в Москве, и в Киеве рекламы чересчур.

Стоит ли поступать учиться на маркетолога или рынок уже переполнен такого рода специалистами?
Катюша, Не указано

- Учиться надо, но я считаю, это как, например, с иностранным языком, язык сейчас является прикладной вещью, но не основной. Очень многие выпускники иняза, к сожалению, не могут найти себе работу. В маркетинге должен быть точно такой же подход. Т.е человек, прежде всего, должен быть профессионалом в какой-то отрасли - либо машиностроение, либо пищевая промышленность, либо сфера услуг - и потом уже плюс маркетологом. Потому что, если он не имеет профессиональных навыков, тогда сложно управлять этим. Я бы рекомендовал идти в специализированные вузы, которые сочетают две эти вещи. Думаю, такой специалист легче и быстрее найдет себе работу.

В Беларуси недостаточно развит личностный брендинг. Мы почти ничего не знаем о наших спортсменах, артистах, ученых, бизнесменах! Не кажется ли Вам, что такое положение дел не способствует продвижению их идей, успехов?
Без подписи, Не указано

- Мы уже отвечали на этот вопрос.

Беларусь сражается за иностранные инвестиции, что зависит в этой связи от маркетологов?
Без подписи, Не указано

- Я бы с двух сторон подошел к этому вопросу. Если рассматривать инвестиции как самоцель, то, конечно, у нас отсутствует такое понятие как маркетинг инвестиций, то есть работа над созданием привлекательных условий для инвестора. Ведутся лишь определенные работы по поиску инвестора. С другой стороны, когда мы говорим об инвестициях, надо понимать, что инвестиции - это инструмент, а не самоцель. Поэтому если маркетологи будут создавать интересные проекты, продукты, которые будут привлекать инвесторов, то, конечно, процесс будет развиваться. Надо говорить об этом, работать над этим. Маркетологам надо предоставить такую возможность, и тогда инвестиции пойдут.

Чей страновой брендинг Беларусь могла бы взять за образец? Есть ли эталоны?
Без подписи, Не указано

- Я сразу скажу, что каждая страна уникальна. И за образец тут брать никого не стоит. Это утопия. Здесь надо создавать свой уникальный бренд. Другое дело, что можно использовать опыт, подсмотреть и прочее. Так сходу сложно сказать. Надо посмотреть страны, которые небольшие по размеру, надо подумать, почему они такие маленькие, но такие известные. Я бы взял Швейцарию. Вроде бы маленькая, но известная. За счет чего? За счет каких-то определенных маленьких внутренних брендов. Часы. Шоколад. Давайте подумаем, что в Беларуси такое может быть. На самом деле все гениальное просто. Надо на чем-то cделать акцент. Потому что на сегодняшний день Беларусь, как я это называю, - "всеядная" страна. Мы пытаемся тащить и легкую промышленность, и машиностроение, и сельское хозяйство, и туризм, и чего мы только не тащим - и в этом наша беда. Нам надо все-таки сконцентрироваться и продвинуть то или иное направление, чтобы нас лучше знали. Ведущий: - Мы стали заложниками того, что долго были сборочным цехом. Акантинов: - Да. На самом деле - это тоже некий бренд. Его тоже можно было бы использовать. Другое дело, что он со временем устаревает (в плане технологий), а его надо поддерживать, развивать, создавать новые технологии и на них выезжать.

Добрый день! Анатолий, как Вы оцениваете развитие интернет-маркетинга в Беларуси? Какие, по Вашему мнению, его составляющие наиболее важны - продвижение сайта в поисковиках, реклама в Интернет и т.п.? Какими знаниями и умениями должен обладать интернет-маркетолог?
Наталья, Минск

- Первое, что хочу отметить, электронная среда в Беларуси, очень стремительно развивается. Считаю, что здесь у нас есть шансы работать не только в Беларуси, но и на мировых площадках. Я возлагаю на это направление большие надежды. Пока мы отстаем, но с той энергетикой, которая есть у наших IT-специалистов, думаю, сможем догнать страны-флагманы. А вот каким знаниями и умениями должен обладать интернет-маркетолог, мне сказать сложнее. Однозначно вижу здесь две сторны одной медали. Первое, это профессионализм в той сфере, которую продвигают, будь то услуги, производство чего-либо. А с другой стороны, надо хорошо разбираться в интернет- технологиях, в тех площадках, которые существуют, и тех инструментах, которые можно использовать. К этому надо добавить креатив, какую-то систематизацию. Конечно, тормозом на сегодня является развитие самой экономики. Наши маркетинговые бюджеты не сравнить с аналогичными в России и других странах. Тем не менее, многие россияне заказывают у нас разработку сайтов и сопровождение определенных проектов. Нужно быть просто более активным на этом рынке.

Что может препятствовать продвижению собственного бренда малого и среднего бизнеса в РБ? Что необходимо сделать, чтобы "подводных камней" было бы меньше?
Андрей, Пинск

- Ну, на самом деле, для малого и среднего бизнеса проблематично создавать и продвигать бренды, потому что для этого у них недостаточно средств. Но есть много примеров в мире, когда эту роль на себя берет государство и, например, создает некую торговую марку, под вывеской которого малый бизнес может реализовывать свою продукцию. Так произошло в Норвегии, где создали торговую марку рыбной продукции и предложили работать под ней мелким предприятиям. Очень хорошее решение. Я думаю, что в Беларуси тоже надо рассмотреть такие возможности. Тем более, что просматривая российское интернет-пространство, я задался целью определить, какие бренды могут у нас существовать на таком уровне. По результатам выделил четыре категории, которые достаточно активно ищут в российском Интернете в сочетании со словом "белорусское". Это белорусская мебель, белорусский трикотаж, белорусская косметика и белорусские санатории. Многие спрашивают, почему питания нет в этом перечне - просто в Интернете питание не ищут, к сожалению. И эти четыре направления имеют право на брендирование на государственном уровне. Надо просто дать возможность частному бизнесу этим заняться.

Посоветуйте, пожалуйста, как удачно выйти замуж? Наверное, маркетинг работает и в личной сфере... Буду благодарна любому совету.
Аленушка, Не указано

- На самом деле, когда я рассказываю про инструменты маркетинга своим сотрудникам, то очень часто использую именно этот пример. Замужество как результат грамотного маркетинга лично себя. Когда надо представить ту или иную услугу, товар, я говорю, что, прежде всего, надо хорошо выглядеть (как это может любая женщина - косметика, одежда и т.п.). Если женщина хочет пойти на экстренные меры (и это также уместно в маркетинге), она может надеть короткую юбку, использовать какие-то там уловки, приемы. Это маркетинг чистой воды. Поэтому я считаю, что у маркетинга, а оно так и есть по статистике, женское лицо. И это, наверное, не зря, потому что женщины лучше чувствуют саму природу маркетинга. Ведь все-таки маркетинг - инструмент тонкий, соблазняющий. В нем много хитростей, которые так виртуозно используют женщины. Я считаю, что аналогия тут достаточно прямая. И если человек хочет выйти замуж, мне почему-то хочется сказать: "Становитесь маркетологом - и замужество вам обеспечено".

Здравствуйте, как считаете, почему белорусская телереклама, в большинстве своем, такая неинтересная и некачественная? Иногда просто удивляешься, как могли снять тот или иной ролик, учитывая, что над ним работал не один человек, неужели им самим такое нравится?
Antossshka, Не указано

- Нет конкуренции, поэтому можно себе позволить растратить деньги впустую. Это первое. Второе - это профессионализм (точнее его отсутствие). Но профессионализма нет без конкуренции... Вообще последняя тенденция в рекламе - сделать ее незаметной, как не странно, незаметной и очень приятной. То есть реклама как бы вписывается в быт человека, она не просто навязывает товар, она помогает ему жить. Я даже некоторые ролики смотрю с удовольствием, просто потому что приятно смотреть. Я даже не всегда улавливаю, что рекламируют, но как красиво снято! К этому надо стремиться. Ведущий: - Хотя уже лучше, мне кажется? Акантинов: - В целом, да. Жаль, что подобные ролики делаются, к сожалению, не отечественными производителями.

Здравствуйте, однажды читала в журнале, что один из зарубежных маркетологов разместил информацию о том, что ищет работу, на билбордах, и ему поступило немало заманчивых предложений. Как бы Вы оценили такую креативность соискателя? Взяли бы на работу?
Алла, Не указано

- Имеется в виду взяли бы на работу к себе? Ведущий: Да. Вы знаете, я, во-первых, сразу бы подумал, что это дорогой специалист. Но вообще ход очень креативный, очень правильный, и я могу только поаплодировать. Молодец.

Не кажется ли Вам, что успешно продвигаться белорусским компаниям мешает "работа по-старинке"? Наши менеджеры, особенно на госпредприятиях, зажаты, безынициативны и ограничены множеством табу со стороны руководства.
Юлия Владимировна, Гродно

- Да, я согласен. Оно так и есть. Подтверждаю.

Добрый день! Каков, по-вашему, портрет белорусского маркетолога.
Без подписи, Не указано

- Я уже сказал, что у маркетолога женское лицо. Это бесспорно. Если подходить комплексно, выделяют четыре типа: маркетологи-аналитики, маркетологи-коммуникаторы, маркетологи-креативщики и маркетологи-стратеги. И у каждого из них -свой портрет. Универсал - это маркетолог-стратег, и, как правило, это руководитель. Ведущий: - Это молодые люди или в возрасте? С высшим образованием или без? Акантинов: - Понятно, что они с высшим образованием. Выпускать из стен вузов их начали лет 10 назад, поэтому возраст где-то около 35. С точки зрения качеств, которыми такой специалист обязательно должен обладать, это аналитичность, коммуникабельность и креативность. И пусть кто-то специализируется узко, но в идеале все эти параметры присутствуют. Но самое главное, я бы отметил, это человек, который не боится преодолевать препятствия, трудности, он стрессоустойчив. Для меркетологов нет безвыходных ситуаций. На то он и маркетолог, чтобы найти выход из любой ситуации.

Посоветуйте, с чего начать свою работу молодому специалисту-маркетологу на предприятии, если кроме него маркетологов там нет, опыта у него тоже нет. Как быть и что делать? Может быть, существуют учреждения, где можно просто попрактиковаться, даже бесплатно, по несколько часов в день?
Антон, Не указано

- Обязательно надо искать коллег, может быть, в Интернете - там много различных тусовок, можно знакомиться и общаться. Можно обратиться к нам в Гильдию маректологов - поможем.

У меня сложилось впечатление, что для большой части белорусских предприятий маркетинг - это продать то, что удалось произвести, а не произвести то, что будет продавать себя само, так как соответствует потребностям покупателей. Как Вы считаете, так ли это?
Ольга К., Не указано

- Конечно, сверху спускают планы, в то время, как рынок недостаточно изучается. Это самая главная проблема. Тут есть над чем работать.

Здравствуйте, подскажите, какова на сегодняшний день средняя зарплата маркетолога в Минске? И насколько требования, предъявляемые работодателями в описании вакансии, соответствуют реальности? Так как в их списке обычно многолетний опыт, свободное владение иностранными языками, знание всех нюансов работы и т.д. Неужели действительно в этой области у нас так много столь высококлассных специалистов?
Олег, Минск

- Действительно, некоторые требования достаточно завышены, но одна из основных ошибок в том, что директорат не всегда сам понимает, что требовать от маркетолога. Здесь нужна обратная связь. Маркетолог иногда даже должен обучать своего руководителя в каких-то вопросах. Что касается зарплаты, то можно выделить, наверное, три уровня. Первый - от 200 до 600 долларов - это молодые специалисты, которые могут работать на разных должностях, в том числе мерчендайзером, промоутером. Далее идет уровень от 600 до 1500 - это руководители отделов. И высший уровень - от 1000 до 2500 - это заместители директора, в том числе в зарубежных представительствах. Ведущий: - А к маркетологам у нас применяются бонусные системы? Акантинов: - Конечно, но нельзя ставить маркетолога в прямую зависимость от сегодняшних продаж. Тогда он станет просто сбытовиком. Сбыт стимулирует сегодняшние продажи. Безусловно, процент он должен получать, но он может быть незначителен. Маркетолога лучше стимулировать в более длительных периодах: хотя бы квартал, полугодие, год. У меня есть примеры, когда люди продвигали продукцию, и по результатам трех лет работы им дарили квартиру, например. Это нормальная практика, потому что они работают на перспективу.

Добрый день, правда ли, что многие белорусские бренды лучшую продукцию отправляют на экспорт, а на внутренний рынок идет другой ассортимент? Потому что, изучая каталоги на их сайтах, можно увидеть много всего очень интересного, чего, к сожалению, не видно в продаже, а если и есть, то в очень ограниченном количестве?
Виктория, Минск

- Да, действительно, есть такое, хотя раньше, может быть, это встречалось чаще, чем сейчас. Бывают парадоксы (я с ними сталкивался), когда в свой фирменный магазин предприятие отправляет просроченную или близкую к сроку реализации продукцию, потому что там свои, они возьмут. А другие магазины эту продукцию уже не возьмут. Тем самым предприятие подрывает собственный имидж. И что дороже в результате...

Кто такие мерчендайзеры?
Sonya, Не указано

- Мерчандайзеры - это те, кто занимается выкладкой продукции на полки. Могу рассказать историю. У меня в штате работал бренд-менеджер (бренд-менеджер - это тот, кто отвечает за торговую марку), он выиграл "green card" и решил подобрать себе профессию. Я, говорит, на брендменеджера в Штатах не потяну, а за какого-нибудь мерчандайзера сойду. Когда он стал изучать рынок, то обнаружил, что там есть 8 специализаций. Это говорит о том, что у нас конкуренция недостаточная, и мы обходимся одним сотрудником такого профиля (если он вообще есть). А там один человек отвечает за наличие складских остатков в торговле. Другой - за то, чтобы грамотно была выставлена продукция на полках. Третий - за размещение рекламы в магазине. Четвертый - за промоакции и т.д. И все специалисты востребованы - настолько жесткая у них конкуренция. Ведущий: - Но у нас уже какие-то намеки есть? Акантинов: - Здесь надо понимать, что Беларусь - страна небольшая, и особых амбиций и иллюзий питать не стоит. Да, должны быть предприятия-лидеры, работающие на международной арене, с очень сильными командами маркетолов. А что касается ситуации внутри республики, то, одним из толчков развития маркетинга становится транснациональная либо зарубежная компания, которая приносит сюда свой опыт и здесь его трансформирует. Мелкому же и среднему бизнесу остается только подстраиваться под существующую конкурентную борьбу и взращивать своих специалистов на том уровне, который требует рынок.

 
Смотреть все выпуски

Новости