В главном эфире

21.07.2017
"Минский курьер" №79, minsknews.by

О роли социальных сетей в информационном поле, создании новой субботней программы и интересе журналистов к простому человеку, как к камертону, отражающему жизнь страны, поговорили с главным директором Агентства телевизионных новостей Белтелерадиокомпании Сергеем Гусаченко.
"Минский курьер" №79, minsknews.by

О роли социальных сетей в информационном поле, создании новой субботней программы и интересе журналистов к простому человеку, как к камертону, отражающему жизнь страны, поговорили с главным директором Агентства телевизионных новостей Белтелерадиокомпании Сергеем Гусаченко.
Сергей Гусаченко.jpg

— Сергей Александрович, вы возглавили Агентство телевизионных новостей (АТН) относительно недавно, и, конечно, интересно знать ваше видение белорусского информационного поля. Куда мы движемся и какие задачи вы ставите себе как руководитель в первую очередь?

— Информации сегодня очень много, и конкуренция в белорусском информационном поле, которое открыто всему миру, большая. Активно развивается Интернет, пакетное телевидение, где пультом легко пролистать десятки новостных каналов. Думаю, чтобы заинтересовать современного зрителя, сухой подачи информации недостаточно. Мы в АТН для этого ищем новые форматы. Считаю, что нет неинтересных событий, любой повод может стать новостью, просто нужно найти форму, которая публике будет и понятна, и любопытна. Белорусской журналистике следует двигаться… за вниманием зрителей. Динамика жизни такая, что и социальные сети сегодня — словно выпуск новостей. Мы активно развиваем там свое присутствие: все корреспонденты в процессе работы делятся фото и новостями с подписчиками групп АТН и Белтелерадиокомпании в соцсетях. Важную роль, безусловно, играет оперативность. Поэтому мы закупили сразу несколько портативных устройств, так называемых рюкзаков, которые позволяют корреспондентам абсолютно спокойно выходить в прямой эфир с места событий.

— Знаю, что в Белтелерадиокомпании вы прошли все ступеньки профессии. С чего началось знакомство с журналистикой?

— Мое знакомство с журналистикой началось… с рыбалки. Мы с отцом очень любим это дело. Однажды в детстве, прочитав в профильной газете, что проводится конкурс, решил написать заметку о своем улове. Ее опуб­ликовали и пригласили меня в редакцию за призом. Разговорился с руководством издания, и мы договорились сотрудничать. Позже меня взяли в штат. После поступления на журфак продолжал работать, не забывая учиться. Интересовался политологией, и как-то меня попросили подготовить объемный доклад. Сам выбрал тему: «Палiтычны працэс ва ўмовах талерантнасцi». И в отличие от многих сокурсников написал его на белорусском. Декан, тогда Василий Петрович Воробьев, послушав мое выступление, посоветовал пойти на телевидение, где как раз нужны были люди, знающие белорусский язык. В то время выходила программа «Намедни», где под руководством Леонида Парфенова трудилась целая плеяда молодых журналистов — Алексей Пивоваров, Вадим Такменев, Антон Хреков и другие. Старался не пропускать ни одного выпуска, мне импонировала необычная, смелая и отличная от других подача материала. В итоге решил попробовать свои силы на экране. Пришел, написал пробный сюжет, походил еще пару месяцев и стал самым молодым сотрудником АТН (смеется). Конечно, пришлось уйти из газеты, перевестись на заочное отделение, потому что на журфаке у работающих студентов никаких привилегий в общем-то нет. За пропуски лекций пришлось по ночам писать, наверное, десятки рефератов.

— Какое у вас сегодня отношение к студентам журфака, охотно берете на работу?

— Хочется, чтобы студенты приходили более подготовленные. Активно берем ребят на практику, разумеется, нам интересна молодежь, но при первом знакомстве понятно, что многие даже не в курсе, кто отвечает в стране за развитие той или иной сферы. Что уж тогда говорить о текущих политических событиях, за которыми необходимо следить, если хочешь вырасти в профессионального журналиста. Остальные? Ну, большинство девушек, например, хотят сразу стать телеведущими (улыбается). А то, что за этим стоит умение анализировать ситуацию в стране и мире, писать тексты, понимать процесс создания телевизионных программ, мало кто задумывается.

— На ваш взгляд, ведущий должен иметь свою точку зрения?

— Не буду говорить за всё телевидение, но у нас, в АТН, все ведущие сами пишут себе суфлер, отсматривают сюжеты журналистов. Если говорить об итоговых программах недели «Вокруг планеты» и «Главный эфир», то тут и вовсе аналитика выходит на первое место, как и авторская точка зрения. Так называемая говорящая голова — формат, на мой взгляд, устаревший, отталкивающий, да и зрителю, думаю, не особо интересный. А вот услышать мнение и согласиться с ним или нет — выбор публики по ту сторону экрана. В данный момент АТН не работает как сухая информационная лента, у нас есть своя позиция, которую мы и стараемся донести зрителю.

— Стоять на защите государственной политики — дело неблагодарное?

— Ну что вы. Я бы воздержался от столь категоричных оценок. Скорее, это большая ответственность. Которая состоит еще и в том, чтобы тщательно проверять и объективно подавать информацию, которой владеешь. Да, мы государственная структура, и в вопросах большой политики, геополитики наша позиция совпадает с позицией руководства страны. Но это нам не мешает в том же «Главном эфире» абсолютно по делу критиковать министерства, городские или районные власти за неправильные действия или недоработки в каких-то моментах. Далеко ходить не надо: например, в Минске собирались закрыть все лотки по продаже фруктов на улицах. Моим коллегам эта тема показалась спорной, и мы сделали сюжет, где учли мнения продавцов, Мингорисполкома, горожан. Совпадение или нет, но спустя неделю власти отказались от своих планов.

— Новая должность не мешает репортерской профессии?

— На репортерскую времени уже не хватает, а вот провести «Главный эфир» еще успеваю (улыбается). Для меня работа в эфире — удовольствие, хотя и серьезная дополнительная нагрузка. Полноценные выходные случаются крайне редко. Конечно, не хочется замыкаться сугубо на административных вещах. Ведь производство новостей исключительно командная работа, и моя роль в генерировании идей равна роли коллег. Пусть планерки два раза в день проходят именно в моем кабинете, но мы все вместе планируем выпуски, обсуждаем будущие репортажи и придумываем интересные сюжеты.

— Заметил, что программа «Главный эфир», которую вы периодически ведете, постоянно ищет новые подходы к зрителю: интервью, аналитика, немного культуры и развлечений в воскресный вечер. На ваш взгляд, инфотеймент сегодня востребован?

— Раньше, если помните, итоговая программа называлась «В центре внимания». Выходила она из небольшой студии, что не позволяло, скажем так, разгуляться и в визуальном оформлении, и в реализации творческих задумок. Благодаря обновлению студии «600 метров» концепция программы радикально изменилась, как, впрочем, и название. Добавили графику, видеопроекции, интересные операторские ходы. Ведущие выезжают из студии на интервью либо важные события. Что касается развлечения, то сегодня в эфире может и оркестр сыграть, и спортсмены свои силы показать. Получаем много положительных отзывов, поэтому «Главный эфир» будет развиваться именно в таком ключе. Более того, сегодня АТН работает над концепцией большой субботней информационной программы. Это будет новый формат и своего рода эксперимент — ничего похожего АТН еще не делало.

— Глядя на аналитические телепроекты соседних стран, удивляюсь: на первый план там выходят темы геополитики, а масштаб проблем давно шире интересов простого человека. Как думаете, что важнее: человек или мир вокруг него?

— Безусловно, освещение тем внутренней и внешней политики важны, поскольку это влияет на жизнь всей страны. Но и о людях забывать не стоит, это всегда интересно. АТН в этом году сделало серию небольших фильмов под названием «Дело жизни», где рассказывалось о людях культуры и науки, их профессиях. Это зацепило зрителей. Также и в выпусках новостей, «Панораме» ориен­тируем журналистов на работу с людьми, подачу информации через мнение и мысли людей. Согласитесь, в экономическом сюжете всегда хочется увидеть, скажем, фермера или предпринимателя, узнать его мнение, а не только сухие цифры статистики. Через призму человека легче всего увидеть, как развивается государство.

— АТН — самая крупная новостная телевизионная сеть в стране. При этом журналисты и корреспонденты делают еще и дополнительные программы и проекты. Зачем?

— Потому что оперативные новости — это все же определенный формат, который накладывает некоторые ограничения, а вот специальные проекты в области политики, экономики, культуры и спорта позволяют глубже раскрыть то или иное явление, подробнее рассказать об интересных личностях. Например, недавно мы модернизировали «Специальный репортаж», где коллеги выбирают любую интересную им тему и форму ее подачи: вегетарианцы, космос, экстремальные развлечения, люди, которые уезжают из города на хутор, в деревню, и многое другое. АТН ведет порядка 40 специальных проектов. Хочется отметить, что работаем мы в тесном контакте с другими подразделениями Белтелерадиокомпании, и приятно, что руководство доверяет АТН и поддерживает новые идеи.

— Понятно, что основой «Беларусь 1» всегда считалось информационное и аналитическое вещание. И все же, по-вашему, чего сегодня не хватает в эфире?

— За всех говорить не стану, мне как руководителю АТН не хватает модернизации студии «300 метров», откуда выходят в эфир все новости и программа «Панорама». Уже объявлен конкурс на лучшее эскизное оформление, ведется подготовительная работа по техническому оснащению студии. Модернизация предоставит возможность преобразить и существенно улучшить новостное вещание: изменить формат и наполнение новостей, повысить качество политических и аналитических материалов, увеличить долю телесмотрения. Закупка новых декораций позволит ежедневно выдавать в новом современном оформлении, по сути, несколько десятков программ на телеканалах «Беларусь 1» и «Беларусь 24». Так что за новостями будет следить еще интереснее.

Автор: Владимир Жданович

Документация