02.11.2018

"СБ. Беларусь сегодня"

Стендап-комик Андрей Макаенок о проверке юмора, реакции зрителей и знаменитом родственнике.

Он будит страну на радио и телевидении, успевает сниматься в российских и украинских стендап-шоу, ведет юмористические проекты в модных столичных заведениях и пишет шутки для первого развлекательного вечернего шоу на белорусском телевидении. "Про корпоративы не забудьте добавить", - с самоиронией у Андрея Макаенка, как видите, все тоже в полном порядке. С таким бешеным графиком договориться на интервью практически нереально: почти две недели мы пытались перехватить Андрея в перерывах между теле- и радиоэфирами.

- Радио, "Телеутро", стендапы, "Макаенка, 9"... Зачем вам такая нагрузка? Чего не хватает: денег или популярности?

- В какой-то момент и сам задался таким вопросом. Зачем оно мне надо, если сплю по 3-4 часа в сутки? А потом сел и признался себе откровенно: просто мне все это ужасно нравится. Парадоксально, но когда случаются свободные дни, мне становится не по себе. Кажется, будто я что-то где-то недоделал, не успел, недожал. Поэтому когда появляется работа, выдыхаю: все идет своим чередом. Во всем, чем я занимаюсь, есть отдельный кайф. Нельзя сравнивать, например, радио и стендапы или радио и телевидение и спрашивать, что любимей. В каждой работе есть свои очевидные плюсы. На радио, скажем, можно позволить себе чуть больше, чем в эфире ТВ. А еще никто не видит, каким помятым ты приходишь с утра в студию.

- В Минск, получается, вы уже перебрались окончательно?

- А я никуда особо и не уезжал. Были моменты, когда жил в Москве и выступал в Киеве, но чтобы хотел переехать в эти города, такого не было. В Москве, например, я вообще себя чувствую некомфортно. Не мой это город. Хотя многие говорят, что там просто нужно пожить какое-то время, привыкнуть к этому ритму. Вот Слава Комисаренко (белорус, резидент шоу StandUp и наставник проекта "Открытый микрофон" на телеканале ТНТ. - Прим. автора) рассказывал, что полюбил Москву только после того, когда понял, как в ней нужно пристроиться.

- Что ж Слава вас не научил этой мудрости?

- У каждого просто своя история. Я адекватно себя оцениваю и понимаю, что пока не на том уровне в плане шуток и юмора, чтобы цепляться за Москву и пытаться там что-то кому-то доказать.

- А можно юмору научиться? Или просто нужно родиться Славой Комисаренко или Ваней Ургантом?

- Тот же Слава говорит, что юмор - это в первую очередь работа над собой. Он родился в обычной семье, потом начал писать шутки, оттачивать их на знакомых, изучал теорию и литературу. Комисаренко, кстати, стоял у истоков перевода на русский язык "Библии комедии" Джуди Картер - первой книги, посвященной искусству стендапа. Но я считаю, что комиком все же нужно родиться. Что касается Урганта, то в его случае это стечение всех благоприятных факторов. И семья интеллигентнейшая, и Петербург, и творческая среда. Он просто не мог стать другим.

- Но у вас же тоже семья непростая. Двоюродный дедушка - самый известный отечественный драматург-сатирик, народный писатель Андрей Макаенок.

- Ну юмор-то по наследству не передается, хотя все и всегда пытались меня на этом поймать: мол, ты же Макаенок, должен шутить. В школе тоже часто хихикали: "Смотрите, внук писателя пошел". Даже отец так не ругал за математику и физику, как за белорусский язык и литературу. Но я к славе своего двоюродного деда никогда не примазывался, тем более мы с ним разминулись во времени, Андрей Егорович умер до моего рождения. И да, меня назвали в его честь. Там такая слегка запутанная история получилась: мой дедушка очень хотел назвать своего сына, то есть моего папу, Андреем, но бабушка была категорически против. Но на мне уже он отыгрался.

- А как случилось, что с такой славной семейной биографией вы выбрали не филфак, например, а экономический вуз?

- Я, кстати, стопроцентный гуманитарий и всегда хотел изучать языки. Поэтому выбрал БГЭУ и Высшую школу туризма. Не удивляйтесь, там очень сильные преподаватели и два языка - английский и немецкий - в свое время знал очень хорошо. А пойдешь в иняз - будешь дружить с девочками.

- Стесняюсь спросить, но каким тогда образом вы попали на телевидение?

- Тут, конечно, можно было бы пошутить про известный способ, но нет. Мне помогли стендап и реклама. Я долгое время снимал рекламные ролики, вращался в среде людей, связанных в том числе с телевидением. Потом началась вся эта история с проектами "Рассмеши комика", Comedy Баттл - и я как-то неожиданно стал всем интересен. Так на меня вышли люди с радиостанции "Пилот FM" и предложили вести утреннее шоу. А потом уже пригласили на "Телеутро", хотя мне всегда казалось, что я совершенно нетелевизионный человек. Быть участником шоу талантов - это одно, а телеведущим - совсем другое.

- А в кадре программы "Макаенка, 9" как оказались? Насколько я знаю, вы прежде всего продюсер и сценарист проекта.

- Начнем с того, что практически в каждом шоу такого формата есть так называемый сайдкик - отдельный персонаж, который помогает основному ведущему подхватить шутку, переключить внимание, помочь провести игру. У того же Ивана Урганта, например, это Дмитрий Хрусталев. Так в последнем выпуске "Макаенка, 9" я в общем-то и появился. Но это совсем не значит, что буду присутствовать в кадре и дальше. Мы вообще пока не знаем, я или кто-то другой будет соведущим Евгения Перлина. А также нужен ли соведущий вообще и в каком формате все это станет происходить. Мы постоянно пробуем, экспериментируем.

- Как автор сценария расстраиваетесь, если шутка зрителям не зашла?

- Не особо. У всех разное восприятие юмора. Когда шутка заходит абсолютно всем - это уже высший пилотаж. Ну и опять-таки: у нас нет задачи делать юмористическое шоу. Мы позиционируем "Макаенка, 9" как программу развлекательную. Поэтому есть и гости, и репортажи. Выдавать в эфир шутку за шуткой - такой цели не преследуем. Но если есть идейные авторы, готовые присоединиться к нашей команде, приходите. В очередной раз повторюсь: мы пока только учимся делать такие программы. Потому что нет школ, которые бы рассказали, как нужно делать вечернее развлекательное шоу.

Все, конечно, сравнивают нас с "Вечерним Ургантом". Но зачем? Написать в комментариях: "Шли бы они лучше на завод работать"? Не понимаю, честно говоря, столь резкого неприятия происходящего. С каждым новым выпуском программа объективно становится лучше, появляется стиль, мы исправляем какие-то ошибки, убираем недочеты. Вот упустили в первом выпуске момент со зрителями - позвали новых. Мы были готовы к критике. И выдержали ее. Сейчас уровень негатива значительно спал. Но по-прежнему мало конструктивных критических отзывов. Много комментариев в духе "не смотрел, но уже не нравится". Окей, не смотрел, это твоя позиция. А где конструктив? В основном это какие-то эмоциональные отклики, из которых сложно что-то почерпнуть.

- А вот еще один популярный вопрос, он же комментарий, от зрителей: где мировые звезды?

- О да, часто слышу этот вопрос: "А почему к Урганту приходят звезды первой величины, а к вам нет?" А то вы думаете, мы прямо отказываемся? Ребята, вы серьезно считаете, что стоит на пороге Стиви Уандер, а мы ему такие: "Уходи, Стиви, ты нам не нужен, мы лучше кого из местных позовем". Так вот, объясняю: мы вынуждены отталкиваться от тех концертов и мероприятий, которые на момент записи программы проходят в Минске. Вот был концерт Сергея Бабкина. Мы уговорили его прийти, записали - и сразу куча положительных отзывов. А Дмитрий Дюжев? Но артисты такого уровня не приезжают в Минск каждый день.

Или обратная ситуация, пишут в комментариях: зачем нам эти российские "зорки", давайте наших талантливых белорусов. Просили - получайте. Позвали в студию артиста Максима Брагинца и режиссера Стаса Жиркова по случаю большой премьеры в РТБД. На этот раз комментарии в духе: "Кто все эти люди?" Не знаете, кто такой? Ну так сходите в РТБД на постановку, узнайте.

Мы стараемся максимально учитывать пожелания зрителей и комментаторов. Опять же: есть идея для рубрик или классные герои? Приходите, предлагайте. Давайте делать программу вместе.

Юлиана ЛЕОНОВИЧ.