"Репортер" меняет профессию

11.08.2017

"СБ. Беларусь сегодня"

В новом телесезоне на смену программе "Репортер" придет авторский проект Виктории Косенюк "Камень, ножницы, бумага"

В новом сезоне, который в сентябре традиционно зажжет все телегоризонты страны, в эфир готовятся выйти почти десяток новинок. Канал "Беларусь 2" не стал дожидаться начала осени и первым доложил журналистам о своем самом заметном флагманском проекте. Причем огорошила вторая кнопка сразу двумя новостями. Начнем с печальной: проверенная временем программа "Репортер", восемь лет выходившая на канале, отправляется в творческий отпуск. Однако из кадра ее ведущая Виктория Косенюк не исчезнет - а это уже новость номер два. Теперь в активе журналистки - новый авторский проект "Камень, ножницы, бумага", съемки которого сейчас в самом разгаре. Мы поспешили на встречу с Викторией, чтобы узнать подробности из первых уст.

- Все началось с того, что телеканал решил обновить "Репортера", который выходит в эфире уже много лет. И мы так "заигрались", что поменяли не только замысел, хронометраж, но и название. То есть программы в том виде, в котором она существовала, больше не будет. Вместо нее появится "Камень, ножницы, бумага" - наш новый оригинальный проект.

- Концепция и название, надо полагать, как-то связаны с популярной детской игрой?

- Конечно. По сути, передача - это вызов (или челендж, как мы его называем) для наших репортеров и корреспондентов, которые в каждом выпуске будут соревноваться друг с другом. Перед началом челенджа они сыграют в "камень-ножницы-бумагу" и таким образом получат соответствующие задания в зависимости от выигрыша или проигрыша. Но я лучше объясню на конкретных примерах.

Тема одного из первых выпусков - поиск работы. По сценарию наш корреспондент Леша Лактионов - неудачник, обладатель неидеального резюме без соответствующего опыта работы. Его оппонент - известный блогер Саша Авдевич, у которого прекрасное резюме, однако есть одно "но": передвигается Саша в инвалидной коляске. Задача нашего социального эксперимента - понять, как работодатели будут реагировать на предложенных кандидатов. Охотнее возьмут на работу человека с плохим резюме, но здорового физически, или для них все же важнее профессиональные качества соискателя?

- Я правильно понимаю: все будет происходить по-настоящему, без подсадных "уток" и прогнозируемых результатов?

- Конечно, в этом вся суть. И Саша, и Леша будут искать работу по-настоящему. В случае с Сашей мы используем экшен-камеру GoPro, которая закреплена на коляске. Еще один важный момент - все наши корреспонденты играют, если можно так выразиться, самих себя. Например, Ольга Якубенко и в жизни, и по сюжету - бабушка двух внуков. Екатерина Пенза - мама троих детей и хозяйка лабрадора. Это те социальные роли, которые они играют в жизни каждый день. И мы используем это в программе.

Приведу еще пример. Катя Пенза будет соревноваться с Тео в зарабатывании всевозможных скидок. Таким образом мы хотим проверить, кому легче получить скидку в ресторане, на рынке, в турагентстве: многодетной матери или известному человеку. Еще один выпуск будет касаться темы социальных сетей. Кто соберет больше лайков и подписчиков: молодая и активная Катя Бондарева или бабушка Ольга Якубенко, у которой до съемок даже не было аккаунта в "Инстаграм"? Реальные советы нашим героиням дадут те, у кого более сотни тысяч подписчиков, - модные и популярные инстаграм-блогеры. Кстати, чтобы все было по-честному, специально для программы Катя обнулила свою инстаграм-страницу, а для Оли мы сделали первую профессиональную фотосессию, для которой ее приодел модный дизайнер Апти Эзиев. Что получилось из наших экспериментов, зрители увидят в первых числах сентября.

- Хорошо, смысл понятен, а что по итогу? За какой приз будут бороться участники?

- Программа социальная, поэтому ни призов, ни объявления лучших не будет. В конце каждой передачи мы собираемся в студии и подводим итоги. "Камень, ножницы, бумага" - это гонзо-журналистика как она есть. Эксперимент, когда журналист меняет профессию, был и остается одним из самых популярных. Мы не стали изобретать ничего нового, а лишь "нарядили" известный жанр в новую современную форму.

- Помимо "Репортера", ты знакома зрителям еще по одному знаковому для Белтелерадиокомпании проекту - дневникам "Евровидения". Расскажи как знаток закулисья: что не так с нашими артистами, раз мы никак не можем победить?

- А в этом и дело: на конкурс нужно ехать не для того, чтобы победить, а для того, чтобы запомниться и приобрести связи. Ведь "Евровидение" - это не только два полуфинала и финал. Это еще и многочисленные вечеринки стран-делегаций, и множество неформальных концертов, тусовок, которые проходят в течение всего года. Если посмотреть, кого на них приглашают, то можно заметить: далеко не всегда там блистают победители. А те, кто запомнился и заявил о себе. Скажем, уже мало кто помнит, но 4 года назад Финляндию на "Евровидении" представляла Криста Сиегфридс. У нее был очень яркий номер в образе невесты в свадебном наряде. Финляндия тогда заняла одно из последних мест, но Кристу так полюбили журналисты и фанаты конкурса, что стали звать на все евровечеринки. Сегодня она - всеобщая и безусловная любимица. В этом году, кстати, она даже вела из Киева свой виодеоблог.

- А как ты относишься к байкам, которые накануне поездки на конкурс приписывают своей биографии некоторые участники? Как, например, датская победительница "Евровидения-2013" Эмили де Форест, которая на всю Европу солгала, что является дальней родственницей английской королевы Виктории.

- Как журналист я только "за" любой инфоповод. Такие пиар-ходы подогревают интерес к участнику, и ничего плохого я в этом не вижу. Вспомните хотя бы нашего Айвана. Пусть он не вошел в финал, но настолько хорошо пропиарился в процессе подготовки к "Евровидению", что в том же году ведущие конкурса сделали на него номер-пародию. А вот о победителе этого года, португальце Сальвадоре Собрале было минимум информации, что сделало его самым таинственным участником конкурса. Плюс эта история о его здоровье... Всем хотелось узнать: у него правда все так плохо? И если нет, то почему он приехал только в день открытия конкурса? В общем, вопросов было больше, чем ответов, и португальская делегация здорово сыграла на этом информационном вакууме.

Хотя скажу так: выигрывает всегда личность. И не важно, что и как о нем говорят. Победа Собрала была предсказуема с самого начала - от его песни мурашки бежали по коже. Еще я помню, как люди плакали, когда выступала Джамала. Она живая, настоящая. Она - личность. Артистка, которая своей композицией смогла затронуть сердца миллионов поклонников "Евровидения" по всему миру. Это и есть то, что я называю магией "Евровидения".

Юлиана ЛЕОНОВИЧ.