Ольга Шлягер: Симпатии к финалистам отбора на "Евровидение" держу при себе

20.01.2017
По информации БелТА

Конкурс "Евровидение" при прогнозируемом падении к нему интереса пока не сдает своих позиций и остается одним из самых ожидаемых европейских музыкальных шоу. Беларусь не исключение: зрительскую аудиторию его завязать лишь на домохозяйках, пожалуй, было бы смело. 

По информации БелТА

Конкурс "Евровидение" при прогнозируемом падении к нему интереса пока не сдает своих позиций и остается одним из самых ожидаемых европейских музыкальных шоу. Беларусь не исключение: зрительскую аудиторию его завязать лишь на домохозяйках, пожалуй, было бы смело. Вряд ли из того числа зрителей, которые ежегодно смотрят трансляцию этого масштабного песенного конкурса, все сплошь домохозяйки. Болеем за своих, а такой болезни, как говорится, все возрасты покорны.

Сегодня вечером в эфире телеканалов "Беларусь 1" и "Беларусь 24" жители страны и профессиональное жюри определят своего фаворита для выступления на "Евровидении" в Киеве. Накануне финала корреспондент БелТА попыталась выведать симпатии заместителя генерального продюсера Белтелерадиокомпании, руководителя проекта "Евровидение" в Беларуси" Ольги Шлягер и узнать, чем отбор-2017 запомнится зрителям.

- О своих симпатиях человек, который занимается подготовкой на "Евровидение" конкурсантов, пожалуй, распространяться не станет?

- Скажи я, кто мне нравится, тут же разлетится: "Ольга Шлягер уже назвала победителя". Не хочу делать никаких прогнозов, выделять кого-то. Это пятый конкурс для меня, и если в первые разы я очень переживала и выбирала своих фаворитов, то теперь стараюсь этого не делать по той простой причине, что результат непредсказуем. Например, история с Тео, а также с Юзари и Маймуной. Как все может обернуться, нельзя знать.

Кроме того, я не смотрю, как поют претенденты, а заглядываю дальше: будет ли удобно потом работать с ними, будет ли возможно утрясти все нюансы, а их, поверьте, такое количество! Словом, личные симпатии уступают место профессиональным вещам, и в результате вижу артистов совершенно по-другому, не как простой зритель. И потому необъективна, как и все, впрочем. А вы кого выбрали?

- Я со своим выбором определилась, он безальтернативный и для меня очевидный. Ольга, вы готовы, ежегодно начиная этот конкурс, к обвинениям в необъективности результатов?

- Знаете… Кто-то плохо спел, но, конечно, виноваты в этом организаторы, аппаратура и прочее, и прочее… Хотя у нас уже такая аппаратура, современнее в стране просто нет, ее используют при выступлении мировых звезд, которые в Минск приезжают. Все на уровне европейского конкурса. А ведь сколько таких случаев: предлагаем артистам работать на сцене с ушными мониторами, но они не умеют. На "Евровидении" другого варианта нет. Так что порой хочется сказать: ну и куда вы собрались, если не идете в ногу со временем?

Команда Белтелерадиокомпании постарается сделать все возможное, чтобы нашим артистам было очень комфортно на сцене и удалось выложиться по полной. А к бесконечным обвинениям мы готовы. К сожалению, не все люди умеют брать ответственность на себя и признавать свои ошибки.

Этот состав финалистов неплохой. Есть те, кто ступают на профессиональную сцену впервые, есть те, кто уже делал попытки победить в финале. Пока все нормально, все дружат. Дождемся итога.

- Знаю, артистам от вас уже немного досталось: жеребьевка номеров выступлений в назначенный день изрядно задержалась по причине опоздания практически всех музыкантов.

- Я пожурила, но никаких санкций не последовало. Видите ли, каждый из финалистов должен понимать, что у него равные шансы стать представителем Беларуси на конкурсе, и иногда хочется, чтобы артисты побывали там. Чтобы им стало понятно, что такое тайминг, как это работает, что значит персональная работа, где каждая секунда имеет значение, где тебя не пожурят, а просто отстранят от репетиции, от выступления. Без всякого обсуждения. И пост в "Фейсбуке" в адрес организаторов никакого значения не имеет. Есть только дело и ничего больше. Мне говорят: творческие люди, ну вы понимаете. Нет, не понимаю. Это профессия прежде всего, и ты должен выполнять свою работу профессионально, без разговоров, они не нужны.

Надеюсь, все пройдет четко. Есть несколько номеров, достаточно сложных технологически, которые, несмотря на наши просьбы, на уверения европейских коллег, что главное - песня, будут в финале отбора, а на их подготовку требуется время. Но надеемся, что все задуманное сможем реализовать.

- Приоткройте интригу: на сцене будут немыслимые конструкции, а под потолком летающие исполнители?

- Клетка будет. Глыбы льда. Чтобы все это показать, нужно использовать спецэффекты и уложиться в отведенное время. Это ведь прямой эфир, и права на дубль у нас нет, нужно сделать здесь и сейчас, всего за 3 минуты. Если что-то категорически не получается, мы не можем рисковать эфиром. Почему у Европейского вещательного союза требования к номерам очень жесткие? Именно по причине прямой трансляции. Мы везде, где смогли, растянули рекламу, сделали дополнительные включения в грин-рум, постарались задумки артистов реализовать.

- Ольга, про грин-рум, пожалуйста, расскажите. Это новая фишка отбора?

- Это идея телеведущего Евгения Перлина. Он уже не раз ездил на "Евровидение", разбирается в конкурсе и следит за ним, он, скажем так, профессиональный фанат. Женя предложил сделать грин-рум, как на международном конкурсе "Евровидение", чтобы зрители могли видеть эмоции музыкантов, которые следят за ходом голосования. Постановочная группа идею поддержала и воплотила в такое условное закулисье. По-моему, интересно.

- Остались ли какие-то задумки, которые не смогли реализовать? Или, быть может, их воплощение отложено?

- Национальный отбор проходит уже по традиционной схеме: мы проводим прослушивание, финал. Варьируемся только по форме выбора: зрители, жюри. Можно, наверное, принять решение и в течение полугода готовить к конкурсу конкретного артиста. Возможно, в этом есть смысл.

- Ходили разговоры про назначение в этом году Алексея Гросса.

- Мысль о чьем-либо назначении обсуждалась, но пока развития не получила. А по поводу отбора мне хочется вот что сказать. Многие артисты, к сожалению, пишут песню раз в год для отбора на "Евровидение". Но для того, чтобы тебя знали и потом голосовали зрители и члены жюри, нужно в течение года работать. Есть ведь не только "Евровидение", не только одна песня и безумное желание выиграть. А если не получится выиграть, то обязательно обвинить в этом весь мир, который против тебя, поскольку кто, как не ты, достоин поехать на "Евровидение"? Одной песни в год, пожалуй, недостаточно, чтобы получилось. Наверное, нужно развиваться, ошибаться, падать, подниматься и опять идти вперед. Сегодня из 13 финалистов победителем станет один, а 12 замечательных артистов останутся обиженными всеобщей несправедливостью. Хочу напомнить, что наступит следующий день и следующий конкурс, следующий эфир и следующий концерт и т.д. Нужно про это помнить, уважать коллег, которые, как и ты, работали, так же не спали, так же волновались. Нужно быть немножко мягче, цивилизованнее.

Я не большой поклонник социальных сетей. Имея страничку в "Фейсбуке", не делюсь своими мыслями, потому что не думаю, что это кому-то интересно, и не считаю нужным в принципе это делать. Но порой просто шокируют некоторые высказывания, которые люди пишут в отношении своих коллег по творческому цеху, и удивляюсь, что они в принципе после этого могут общаться. Не знаю, смогла ли бы я такие вещи пропустить и после всего продолжать общение. Потому просто призываю быть добрее друг к другу.

- Планы проводить национальный отбор на большой площадке, как в свое время "ЕвроФест", не обсуждаются? Не думаете, что на финальный концерт можно было бы Дворец спорта собрать?

- Во-первых, это конкурс телевизионный, в свое время мы приняли решение делать его в студии, потому что важна телевизионная картинка. Во Дворце спорта, к примеру, хорошую съемку сложно сделать. Во-вторых, возникли бы нюансы с билетами. Должен быть иной подход, другая логистика и бизнес-план, чтобы проанализировать экономическую выгоду такого проекта.

- Ольга, состав жюри озвучен. Это белорусские деятели искусств, из-за рубежа в этот раз никого не приглашали?

- Этот состав жюри ну никак не ангажирован, обвинять организаторов в подобном уж и не знаю, кто сможет. Возглавляет его известный артист Валерий Дайнеко. Никто из членов жюри с артистами не связан. Представитель Белтелерадиокомпании Ольга Саламаха много лет занимается "Евровидением", у нее хороший опыт. Руководители радиостанций "Радиус FM" Елена Трещинская и "Новое радио" Владимир Богдан - те люди, которые понимают, насколько песня музыкальная, хорошо ложится на слух, директор телеканала "БелМузТВ" Александр Капенкин прекрасно знает всех музыкантов, а педагог по вокалу Людмила Куц видит иные важные для исполнителя вещи. Представитель Минкультуры участвует в жюри, что понятно, поскольку ведомство - соорганизатор отбора. Это главный специалист отдела концертно-фестивальных проектов управления искусств министерства Инна Мардусевич. Также 19 января свое участие в работе профессионального жюри подтвердили певец, композитор и продюсер, участник международного "Евровидения" Юзари, дирижер академического хора Белтелерадиокомпании, лауреат республиканского конкурса "Национальная музыкальная премия в области популярной музыки "Лира" Андрей Саврицкий, доцент, и.о. заведующего кафедрой искусства эстрады Белорусского государственного университета культуры и искусств Татьяна Дробышева и заведующая кафедрой пения Белорусской государственной академии музыки Татьяна Цыбульская.

На самом деле люди не очень хотят связываться с отбором на "Евровидение", потому что всем угодить нельзя и порой приходится выслушивать малоприятные вещи. И за представительство чужих в жюри "щипки" нам доставались. В этот раз мы не рассматривали приглашение зарубежных экспертов.

Но в этом году мы большому числу стран-участниц отправили для прослушивания песни наших финалистов и попросили их выставить баллы. После финала полученную информацию озвучим. Возможно, стоит попробовать оценку песен составлять также и с учетом мнения международного жюри, как ЕВС сделал на детском конкурсе "Евровидение".

- Финальное шоу отбора всегда проходит с приглашением гостей, в первую очередь участников конкурса прошлых лет.

- По традиции вечернюю программу откроет представитель Беларуси на конкурсе прошлого года. IVAN выйдет на сцену без волков. Услышат зрители Юзари, Тео, который, кстати, с Ольгой Рыжиковой будет ведущим шоу. Мы пригласили нескольких участников прослушивания, так что в финале увидим Виталия Воронко, Олега Шуцкого и Шира. Будет и гостья из Украины - Таша Милкова.

- В истории отборов осталось ярким выступление Гюнешь в качестве гостьи финала. Не побоюсь сказать, что гостевое выступление тогда затмило не только ее попытки выиграть путевку на "Евровидение", хотя это всегда было эффектно, но и выступления претендентов.

- Мы приглашали и Гюнешь, и Алену Ланскую, которые, безусловно, украсили бы своим присутствием шоу. Но исполнительницы не смогли участвовать. У девушек свои творческие и жизненные планы, они не имели возможности принять приглашение. Гюнешь сейчас в Стамбуле, а Алена в Москве. Но артисток зрители увидят в других программах.

- Участники отбора теперь должны подходить к своему участию много серьезнее и по причине собственной финансовой ответственности в случае поездки на "Евровидение".

- Часть расходов ложится на плечи победителя - о поиске средств на костюмы и номер им приходится заботиться самим. Но, наверное, это не так много для мечты? Телекомпания берет на себя немалые финансовые обязательства: оплачивает взносы, а это большие деньги, визы, проезд, гостиницы, которые по требованию организаторов - высокого класса. Клип от музыкантов не требуется, это добрая воля каждого. Мы же тратим деньги на свое образование, одежду, и т.п. Артисту, чтобы соответствовать и получить потом дивиденды, тоже нужно сначала вложить.

- Случаи творческих разногласий с артистами в вашем евровидийном опыте были? Если видение номера артиста и ваше разнится?

- У меня такого опыта не было. Не знаю, как бы пришлось выходить из ситуации, но пока команда Белтелерадиокомпании и исполнители работали всегда слаженно. Алена Ланская работала с профессиональной группой. Юра Ващук - вообще совершенство: Белтелерадиокомпания ему помогала, он просто слушал, а если не соглашался, предлагал свой вариант. Юра очень талантлив, тактичен, и вы знаете результат его выступления на "Евровидении". Пусть он не самый высокий, но, по-моему, отличный. И это подтвердилось потом при встрече его после конкурса дома, где его любят до сих пор. С Юзари и Муной тоже не было вопросов. Команда IVANа все делала сама. Надеюсь, впредь не будет возникать таких вопросов. У ЕВС достаточно жесткие правила и регламенты, потому выкинуть что-то сверх них... Поведение артистов тоже прописано, и если оно переходит некие рамки, то телекомпания может быть просто отстранена от конкурса и никаких денег никто не вернет. Все очень серьезно. Это очень большие деньги, и там не до шуток и обид.

Был лишь однажды случай в моей работе на "Евровидении" с артистом, когда стоило настоять на своем достаточно жестком решении. Сожалею, что тогда смалодушничала, можно так сказать. Хотя потом поняла, что решение было бы верным и лучшим для всех, но для сохранения спокойствия, чтобы никого не накручивать, не отстояла свою позицию. Тот момент хотела бы исправить.

- На детском "Евровидении-2016" юные дарования из России делали репортажи с конкурса. Этот пример не заразил нашу юную прессу?

- Пока такого желания никто не изъявил. Я конечно, за поддержку молодежи, но ревностно отношусь к профессии и думаю, что это дело профессионалов. Боюсь показаться нетактичной, но считаю свою профессию архисложной. И это тяжелая эмоциональная работа. Считаю, что журналистов нужно оберегать. Эта профессия очень серьезная и неблагодарная, к чему нужно быть готовым.

Я против случайных людей, которым кажется, или им мама сказала, что получится. Учитесь. Набирайтесь опыта, а там посмотрим. Ко мне минимум раз в неделю обращаются студенты, люди, которые говорят, что хотят стажироваться хоть в какой-нибудь программе. Когда отвечают, что готовы в любой, предлагаю в "Добрай раніцы, Беларусь!" попробовать. В 4 утра нужно на Макаенка приехать в хорошем настроении, а в 6 часов в таком же настроении в эфир выйти. Людям кажется, что попадаешь в обстановку, где все красиво. Я благодарна своим коллегам, звездам эфира, которые это представление поддерживают. Пусть так и будет. А что за красивой картинкой стоит большой труд огромного количества людей, это опустим.

Жанна КОТЛЯРОВА.

Документация