10.02.2018

По сообщению sb.by ("СБ. Беларусь сегодня")

Нужны ли "легионеры" на "Евровидении"?

По сообщению sb.by ("СБ. Беларусь сегодня")

Нужны ли "легионеры" на "Евровидении"?

В следующую пятницу вечером в прямом эфире телеканала "Беларусь 1" страна будет выбирать финалиста Национального отбора на конкурс "Евровидение". В этом году локальная интрига завертелась вокруг артиста из Украины. Певец Alekseev (настоящее имя Никита Алексеев) самим фактом своего существования в финале конкурса раздражает некоторых белорусских соперников и радует поклонников. Его присутствие на нашем ТВ сопровождается гневными письмами в адрес организаторов конкурса, их призывают к патриотичности и внимательности - конкурсная песня Forever попала на отбор не по правилам. Хотя основная претензия звучит так: мальчик не наш, неужели среди местных артистов нет достойных, зачем отправлять на конкурс представителя шоу-бизнеса другой страны? Один из участников сегодняшней дискуссии заявляет безапелляционно - среди своих достойных пока не обнаружено. Второй категорически против "легионеров" на конкурсе. А как вы считаете, дорогие читатели? Есть ли у нас шанс на "Евровидении" пройти квалификацию и занять в финале призовое место? И если да, имеет ли значение в таком случае гражданство исполнителя, который представит нашу страну в телешоу? Ждем, как всегда, ваших мнений на сайте www.sb.by.

Девять против одного

Организаторы национального конкурса давным-давно своим положением и правилами этот момент зафиксировали - гражданство значения не имеет, в отбор приглашаются талантливые артисты из любой страны. Так какие вопросы, Дима? На мой взгляд, стыдно и несовременно заявлять о своей дремучести, ставить под сомнение возможность участия в конкурсе исполнителя из соседней страны. Весь мир сейчас живет и работает где угодно, каждое государство старается пригреть в своих лапках лучших из лучших специалистов. Мир поменялся, мы визы отменяем каждый год все чаще и охотнее. Заманиваем к нам инвесторов, экспертов, профессионалов. Для чего это все? Чтобы однажды всплеснуть руками, как это делают продюсеры сегодняшних наших финалистов "Евровидения", и воскликнуть: как можно так себя не любить, чтобы выставлять иностранца в финале? Я когда слышу такое, немедленно задаюсь зеркальным вопросом: как можно так себя не любить, чтобы опасаться конкурента еще на стадии национального отбора? Как же вы с таким трухлявым дном собираетесь противостоять на конкурсе всей Европе, где будет 45 конкурентов из самых разных стран и все как на подбор - один лучше другого? Ну как?

Каждый год, отправляясь в студию на предварительный отбор, я жду и верю, что вот-вот проявит себя новая поп-звезда, зажжется талантливый самородок и мы радостно выдохнем: "Вот он!" На этот раз свои заявки подали почти 100 исполнителей - 93 человека выходили к микрофону, и все мимо: нот, вкуса, здравого смысла, понимания того, зачем они пришли на этот конкурс. Короткая трехминутная нарезка с белорусского отбора второй год подряд в интернетах превращается в какой-то парад фриков. Ребята, вы сами себя не любите, когда спустя рукава приходите бог знает в чем и с чем на этот конкурс, по принципу "не взлетим, так поплаваем". Как сказал один из фрондирующих конкурсантов Виктор Лупасин: "Пришел за хайпом. Мне нужны просмотры". Нежно обожаемый в андерграундных кругах Лупасин сымитировал какой-то угарный панк-речитатив о гибели чайки, но сделал это так слабо и неэффектно, что ни к панку, ни к арт-року отнести его выступление не выпадает. Остановите, Вите надо выйти, как и всей остальной сотне претендентов, - смотреть на эту самодеятельность без слез невозможно.

И я понимаю растерянность организаторов: из кого выбирать? В итоге в финал чуть наскребли 10 участников, один из них - Алексеев. И что же мы видим? Годы идут, а так называемые продюсеры дальше своего носа смотреть не собираются. Группируются в кучки и, вместо того чтобы заниматься своими прямыми обязанностями - искать и находить хороший материал для своих артистов, еще задолго до финального шоу пишут простыни протестов в соцсетях: украинец не пройдет! Дисквалификация! У него песня не такая и пижама мятая. Тем временем певец Alekseev звучит из каждого утюга, его имя знают не только в соседних Украине и России, но и в Европе, благодаря нашим скандальчикам в том числе. Поклонники "Евровидения" уже делают ставки на то, что в этом году Беларусь займет высокое место в финале. Рейтинг нашей страны в букмекерских ставках взметнулся на верхние позиции. Это что, плохо, Дмитрий? Я тебя спрашиваю. В чем организаторы не правы? Молодцы, подогрели интерес к себе и к стране.

Давай определимся, что такое "Евровидение". Это музыкальная Олимпиада. И самое главное в этом телевизионном состязании не песня и, боже упаси, не место прописки артиста, а рейтинги. Смотрибельность. Доля телесмотрения, за которую ЕВС будет биться до самого последнего вздоха. Они там без сантиментов и размахов души, люди практичные. Их беспокоит только одно - его величество зритель. И если надо, чтобы в шоу были шуты, провокаторы, бородатые женщины и одухотворенные сановники, они в лепешку разобьются, но обеспечат свой финал цветником из самых разных чудаков. Скажи мне, где в этом ряду стоит гражданство исполнителя? А нигде.

В женской баскетбольной сборной Беларуси на розыгрыше бьется американка с эффектной фамилией Бентли - ты знал об этом? И это единственная наша сборная, которая не только участвует в Олимпиаде (многих других туда часто просто не приглашают), но и показывает классный результат. Если Бентли и ее подружки по команде выиграют Олимпийские игры под белорусским флагом, ты что, будешь митинговать - несправедливо, хочу свою, с сухаревской пропиской "разводную", дисквалифицируйте Бентли? Ну смешно же.

Здесь точно так же. Запретить "понаехавших" - каменный век, не о том спорим. Поп-музыка - это чистая коммерция, ее строят, как и любой другой бизнес, в жестких условиях конкуренции. Не понимаю, почему для наших артистов должны быть какие-то особые преференции, если они со своей командой приходят на сцену за порцией славы, читай - гонорарами. Нынешний отбор, как и все предыдущие, еще раз доказывает: играть в бизнес по-взрослому мы пока не умеем или не хотим, все еще обижаемся и дуем губки - нас никто не знает и не любит. А как же узнать и полюбить, если за последний год в стране выпущено максимум два поп-альбома: один у группы Naviband, второй - у Саши Немо. Чем занимаются все остальные? Где хиты? Концерты и гастроли? Очень жалко и обидно, что столько лет топчемся на одном месте, не можем из этих детских штанишек выпрыгнуть.

А пятничный финал посмотрю с удовольствием и, если кто–то из наших артистов круто подготовится и выступит - вау! - без вопросов отдам за него свой голос, сердце и даже СМС-сообщение.

Виктория ПОПОВА

Солдаты неудач

Знаешь, Виктория, есть немалая разница между тем, что "организаторы разрешают", и хотелось бы видеть лично мне как зрителю и потенциальному болельщику. Да они, эти организаторы, что угодно разрешат, хоть черта лысого выгнать на сцену, если почуют, что это принесет в кубышку лишнюю звонкую монетку. Но если еще некоторое время назад они соблюдали разумный баланс, этакое негласное соглашение с публикой, давая ей взамен на денежку не самое плохое зрелище, то теперь все стало с ног на голову. Вместо хороших песен сплошные интриги и скандалы. Ну вот представь, купила ты билеты на живой концерт любимого артиста, заняла место в партере, а твой кумир вместо демонстрации собственных талантов полтора часа рассказывает разные обидные вещи про коллегу, который ему вдруг перешел дорогу. А ведь сегодня именно такие метаморфозы мы наблюдаем с "Евровидением". Впрочем, не только с ним. Явление, как вирус, проникло чуть ли не во все сферы, зарабатывающие на массовом зрителе: от искусства до спорта.

Давай, Вика, продолжим фантазировать. Ты опять пришла на концерт любимого исполнителя, а на сцену вышел кто-то другой. Ну какая тебе разница? Песни ведь те же поет. Может, даже фонограмма, под которую дублер открывает рот, от самого оригинала. Но ты почему-то не получаешь эстетического удовлетворения. Что стряслось, Виктория? Почему тебя не устроил легионер, которого нанял продюсер артиста?

Вот примерно такие я испытываю ощущения, когда за национальную команду выходит играть представитель другой страны. Не та эмоция. Смотришь, вроде и игра ладится или песня льется, но никак не отделаться от мысли, что ведом к вершинам славы этот атлет или артист совсем не высокими ориентирами. Я в зрительном зале, у телевизора или на трибуне болею за страну, а он там - на поле, льду, сцене, площадке - играет или поет за себя. И когда выступивший за нас, но не наш представитель стоит на пьедестале, я вижу поднимаемый в честь страны флаг, а он - развевающуюся большую банкноту. И здесь мне сложно избавиться от мысли, что меня обманули.

Легионеры в международных конкурсах и крупных соревнованиях убивают саму их философию и дух. Если объявляется первенство между странами, то оно таким быть и должно. Интернет, Вика, ты знаешь этот мем, не первый год хихикает над фото сборной Франции по футболу. На снимке одни темнокожие игроки. Я ничего не имею против расового многообразия на планете, но образ француза все же всегда представлялся несколько другим. А в итоге получается, что за мяч на статусном мировом турнире под флагами, скажем, Франции и Англии друг с другом борются камерунцы. Ты не находишь, Вика, в этом ироничной насмешки судьбы, прежде всего над публикой, которая молчаливо согласилась с перерождением зрелищ и состязаний в чистый бизнес? Баланс здесь, увы, нарушен давно.

К бизнесу, кстати, на законы которого ты, Вика, киваешь, у меня тоже накопились вопросы. Я соглашусь с тем, что сегодня путь артиста прокладывается не только его личными способностями, но и умениями продюсера. А они нередко ведут своих подопечных к успеху кто через российское шоу "Голос", кто через Украину, которая "мае талант". На этом фоне мне трудно вспомнить случай, чтобы кто-то из исполнителей добился более широкой известности, чем в узких кругах, через подобные наши проекты. Или когда к нам едут за славой исполнители из других государств. Нынешний претендент на "Евровидение" не в счет. Он свою птицу счастья поймал все же несколько раньше. Я это к тому, Виктория, что за стенаниями об отсутствии в Беларуси шоу-бизнеса стоит прежде всего неспособность участников эстрадной, назовем так, отрасли его создать. А может, и нежелание. Поскольку понимают, что в бизнесе придется играть совсем по другим, более жестким правилам. И здесь слезам, которые льет кучка друзей против кого-то, веры нет. Да их просто и не замечают даже.

Вот ты, Виктория, сравнила "Евровидение" с Олимпиадой и тут же провела бизнес-параллели. И здесь, как говорится, не в бровь, а в глаз. Вопреки канонам нашей рубрики, в этом абсолютно тебя поддержу. Из обоих мероприятий стремительно улетучивается дух честной состязательности. "Евровидение" утратило черты чисто вокального турнира и превратилось в какой-то балаган фриков. Олимпийский слоган "Быстрее! Выше! Сильнее!" уже неактуален. Теперь это состязание фармацевтов и допинг-офицеров. Игра в кошки-мышки, роль атлетов в которой отошла на второй план. Честно тебе скажу, нет у меня уже былого интереса к этим действам, иссяк азарт болельщика, потому и крайне редко смотрю трансляции. Если только наших, пока они действительно наши! За Домрачеву искренне радовался, потому что видел в ее глазах огонь. Она боролась за страну, а значит, и за меня. Будь на ее месте спортсменка, нанятая в другом государстве, я бы такие эмоции вряд ли испытал.

Скажи, Виктория, ты знаешь в истории хоть одну войну, которую выиграла бы армия наемников? Какие-то локальные, тактические задачи солдаты удачи могут выполнять в достаточной степени успешно. Пример из современности - ЧВК (частные военные компании, если ты не в курсе) приструнили сомалийских пиратов. Но решающих битв, сражений, исход которых решает судьбы народов и мира, наемники не выигрывали никогда. Здесь мало просто уметь воевать. Здесь нужны дух, понимание, что за тобой Родина, родные и близкие, будущее твоих детей. Поэтому войны всегда выигрывали только сплоченные идеей национальные армии. И современные победы на эстраде, в спорте обязательно будут, а значение их окажется весомей и духоподъемней, если их добьются наши люди. Победы, сделанные на заказ чужими руками, какие–то ненастоящие, что ли. Фальшивые. Блестят, но не радуют и не вдохновляют.

Дмитрий КРЯТ.