"Клуб редакторов": обязано ли государство поддерживать кинематограф?
Новости

"Клуб редакторов": обязано ли государство поддерживать кинематограф?

11.11.2017

По сообщению sb.by ("СБ. Беларусь сегодня")

Совместимы ли искусство и политика? Должно ли кино нести идеологический посыл и спонсироваться государством? Каким в принципе должно быть наше национальное кино? Эти и другие вопросы обсудили ведущие "Клуба редакторов" на канале "Беларусь 1".

По сообщению sb.by ("СБ. Беларусь сегодня")

Совместимы ли искусство и политика? Должно ли кино нести идеологический посыл и спонсироваться государством? Каким в принципе должно быть наше национальное кино? Эти и другие вопросы обсудили ведущие "Клуба редакторов" на канале "Беларусь 1": председатель Белтелерадиокомпании Геннадий Давыдько, главный редактор "СБ. Беларусь Сегодня" Павел Якубович и главный редактор еженедельника "Аргументы и факты" в Беларуси" Игорь Соколов. Приглашенным гостем эфира стал министр культуры Юрий Бондарь.

Отправная точка дискуссии - завершение 24-ого Минского международного кинофестиваля "Лістапад". К сожалению, в основной программе игровых фильмов уже который год нет белорусских. Грустный повод вновь поговорить о том, каким быть отечественному кинематографу, чтобы интересовать зрителя.

Но начинает Геннадий Давыдько с вопроса о политике: находится ли кинофестиваль вне ее?

- Фестиваль не может быть вне политики, - отвечает Юрий Бондарь. - Его основная задача - эстетическое воспитание, раскрытие основ духовности через творчество. С такими целями формируется программа. Что касается пропаганды, то сегодня мало того кино, которое снималось в начале 20-ых годов - пронизанного идеологией, агитацией.

Сам Давыдько убежден: "вне политики не бывает ничего: ни сельского хозяйства, ни спорта, ни искусства".

- Все это перемешивается. И, к сожалению, талантливый творец бывает на службе и у политики, и у пропаганды, сам того не подозревая.

Вот и нынешний "Лістапад", по мнению ведущего, был вовлечен в политическое действо, когда члены жюри документального кино провели своего рода акцию, сфотографировавшись с плакатами в поддержку украинского кинорежиссера Олега Сенцова (был приговорен к 20 годам колонии по обвинению в организации терактов в Крыму - прим.ред.).

- Талантливый парень, который находится в застенках в Якутске, - ввел в курс дела глава телерадиокомпании. - Конечно, не должен талантливый человек сидеть в тюрьме. Но я не суд и даже до конца не знаю, что ему инкриминируют. Однако все жюри документального кино участвовало в этой акции.

- Люди имеют право выражать свое мнение, - прокомментировал Бондарь. - Но согласен: мы не судьи, не можем давать правовую оценку и влиять на решение тех органов, от которых зависит судьба этого человека.

- Можно сказать, что они эмоционально против, - подытожил Давыдько. - Как и я против того, чтобы талантливые люди были на службе у идеи нетворческой. Хотя каждый творец служит совершенствованию мира, но тут должен срабатывать и ум, и знание истории - чем все заканчивается.

Три лучших фильма "Лістапада" по мнению министра культуры: "Аритмия", "Кентавр", "Узы".

Новый виток беседе дало упоминание указа о стимулировании развития кинематографии, обнародованного Министерством культуры. Краеугольный камень, как всегда, - финансирование.

- Кто будет получать деньги - люди, назначенные государством, или те, кто действительно хочет этим заниматься, но не имеет средств для реализации своего творческого замысла? - Так сформулировал вопрос Игорь Соколов, адресовав его министру культуры. - И, если люди не покупают билеты на фильм, то имеет ли он право на существование?

Эмоциональной "добавкой" к вопросу стала критическая оценка указа продюсером центра современной культуры "Бегущая черепаха" Леонидом Калитеней: "Чем больше государство будет поддерживать "Беларусьфильм", тем хуже для "Беларусьфильма".

Юрий Бондарь с таким мнением категорически не согласен:

- Цель указа, который сейчас проходит общественное обсуждение, - вовсе не в поддержке "Беларусьфильма". Указ направлен на поддержку кинопроизводства в стране. Он определяет основные правила игры на этом поле. Если сегодня, проводя конкурсы, мы руководствуемся правилами, схожими с закупкой оборудования для студии, - низкой ценой, то после принятия указа мы будем определять творческую ценность продукта, предложенного для реализации. Кроме того, мы конкретизируем ответственность производителя, потому как сегодня мы должны думать и об окупаемости. Невозможно получить деньги из бюджета, не неся никаких обязанностей. Поэтому в проект указа включены нормы, касающиеся возврата средств, и права Министерства культуры отозвать лицензию, если не обеспечивается прокат фильма.

Мнения ведущих разделились. Игорь Соколов считает, что помогать материально нужно проектам, идущим "от души", а не "назначенным", и ставит под сомнение необходимость финансирования фильмов, за которые сам зритель не голосует рублем. Геннадий Давыдько уверен, что в Беларуси, где кинорынок крайне мал, кино в принципе не может окупиться, и государство просто обязано поддерживать кинематограф. Павел Якубович считает, что если начать делить фильмы на те, что "от души" и те, что "от мастерства и голого ремесленничества", то "все только больше запутается".

Полина РАДЕВИЧ.