Хорошо забытое старое

26.04.2013

<div><i>"Беларусь сегодня. СБ", 26 апреля 2013 г.</i></div>Главная медиаинтрига года разрешилась. Двадцать четыре статуэтки IX Национального конкурса "Телевершина" нашли своих обладателей. Больше всего наград - девять - у Белтелерадиокомпании. Гран-при конкурса - тоже у "первой кнопки": цикл документальных фильмов "Судьба гигантов" жюри единогласно признало лучшим телевизионным проектом прошедшего сезона.

"Беларусь сегодня. СБ", 26 апреля 2013 г.


Главная медиаинтрига года разрешилась. Двадцать четыре статуэтки IX Национального конкурса "Телевершина" нашли своих обладателей. Больше всего наград - девять - у Белтелерадиокомпании. Гран-при конкурса - тоже у "первой кнопки": цикл документальных фильмов "Судьба гигантов" жюри единогласно признало лучшим телевизионным проектом прошедшего сезона. Директор Агентства теленовостей Кирилл Казаков успехом вдохновился и уверенно заявил: "Судьбе гигантов-2" - быть!

- Кирилл Владимирович, признайтесь: скучаете по советскому прошлому?
- Конечно! Поэтому мне было любопытно узнать, как живет сегодня все то, что когда-то было неотъемлемой частью Советского Союза. "Икарусы", "Жигули", "Москвичи" и "Запорожцы" - это символы советского города моей юности. А помните рассказы о знаменитой базе подводных лодок в Балаклаве? Когда-то это был секретный военный объект времен "холодной войны". А что там сегодня? Толпы туристов и экскурсии на любой вкус... Так получилось, что большинство серий оказались посвящены автомобильной тематике. Над "Судьбой гигантов" работали исключительно парни, а увлечение сильного пола красивыми машинами не имеет возрастных границ. АТН задумало этот проект еще два года назад. Планировали, что у 10-серийного цикла будут только три автора - Денис Курьян, Сергей Рыбаков и Руслан Турков. На деле вышло, что Курьян снял всего три фильма, по одному сделали Дмитрий Костин и Максим Короткин, автором еще пяти работ стал Руслан Турков.

- В последней документальной ленте серии мы увидели нового ведущего, Юрия Ярошика. Ушедший на ОНТ Денис Курьян не смог или не захотел закончить проект?
- Отвечу сразу: с Денисом телеканал расстался полюбовно, без ссор и дрязг. Последняя серия "Судьбы гигантов" снималась уже после его ухода, требовалась замена Курьяну. Юра Ярошик к тому времени был режиссером нескольких фильмов и прекрасно знал процесс съемок изнутри. Он хотел стать ведущим - мы ему такую возможность предоставили.

- Получается, незаменимых нет?
- Можно сказать и так. К ротации журналистских кадров я отношусь спокойно, потому что медиарынок Беларуси совсем невелик. АТН - это информационная структура, которая имеет четкую форму и свои традиции, думается, Курьяну в ней просто стало тесно. Мы дали шанс поработать и проявить себя другим, и у них это получилось не хуже.

- Знаю, что Ярошик станет ведущим и вашего нового детища - проекта "Символ Победы"...
- Да, новый проект стартует в эфире 29 апреля. Телезрители увидят 9 фильмов о судьбах памятников Великой Отечественной войны в советский период и после развала СССР. В странах бывшего соцлагеря памятники и мемориалы героям войны исчезают. Местные власти зачастую не обращают внимания на действия вандалов, а порой и сами способствуют уничтожению монументов Победы. Их разрушают, разбирают на металл или под предлогом реконструкции убирают и уже не возвращают на прежнее место. Зрители перенесутся на Мамаев курган в России и в Бабий Яр в Украине, увидят захоронение советских воинов в Польше и Бухенвальд. Кроме того, мы разыскали прототипы самых известных памятников в мире. Сейчас съемочная группа находится в Польше. Там ребята участвовали в перезахоронении останков советских воинов. И знаете, что самое интересное? Когда раскопали могилу, в которой были похоронены советские солдаты, то нашли там только черепа. Куда делись остальные части скелета, непонятно. Съемочная группа заинтересовалась этой историей: выясняем обстоятельства захоронений.

- То есть параллельно проводите еще и собственное журналистское расследование?
- Да, но это интересно в первую очередь нам самим. Хотя, думаю, зрителям тоже небезразлична судьба тех солдат. Причем учтите, что ребята-репортеры параллельно с расследованием занимаются и своими основными обязанностями - готовят новостные сюжеты.

- Бюджет съемок для вас имеет значение? На какие траты готовы пойти, чтобы заполучить сенсационный репортаж?
- У наших проектов достаточно высокий рейтинг, поэтому часть затрат на создание фильма покрывают рекламодатели. Кроме того, передачи имеют успех у российской аудитории, поэтому мы продаем ленты в Россию. Если есть сенсация, пойдем на все, чтобы ее заполучить.

- А когда мы увидим вторую часть цикла "Судьба гигантов"? Станет ли она логическим продолжением первого проекта?
- Работа уже началась, планируем запустить первую серию в сентябре. Вторая часть цикла будет посвящена исключительно "съестной" теме, мы расскажем о судьбе известных советских брэндов продуктов питания. О тех, которые исчезли с прилавков магазинов, но остались в памяти. Готовить передачи будем тем же авторским составом.

- А сами-то не скучаете по репортерской работе?
- Скучаю. Даже не столько по самим съемкам, сколько по нашему коллективу. Многие из репортеров, с которыми мы вместе начинали, сегодня сами уже сидят в кресле руководителя: Екатерина Берецкая, например, возглавляет отдел репортеров, а Анна Рублева - региональную сеть наших собкоров. Последний раз я делал репортаж из Италии более месяца назад. Получился такой "лайтовый" воскресный сюжет про "Феррари". Видите, опять автомобильная тема...

- В 2005 году вы стали обладателем первой "Телевершины" в номинации "Лучший репортер"...
- На тот момент "Телевершина" многое изменила в моей карьере. Та награда была первой для белорусских телевизионщиков и потому - почетной и долгожданной. Статуэтка - это определенная заслуга и признание. А раз тебя отметили, значит, работа не прошла даром. Специфика телевидения такова, что ты целый день занимаешься одним сюжетом только для того, чтобы на выходе получился 3-минутный ролик для вечерней "Панорамы". Понравился он зрителям или нет - проверить невозможно, у нас, телевизионщиков, нет прямого контакта с аудиторией. Поэтому я всегда немного завидовал радийщикам. Они сидят в утреннем эфире, поднимают стране настроение, люди звонят и пишут им sms... У радиоведущего есть обратная связь со слушателем, радийщики понимают, что их работа находит отклик. На ТВ ты делаешь проект, вроде все идет хорошо, но вот дошел ли месседж до зрителя?

- Вы проработали менее года в должности руководителя телеканала "Беларусь ТВ". Почему ушли?
- Все просто: мне предложили возглавить АТН. И я никуда не уходил, по-прежнему работаю в структуре Белтелерадиокомпании. По своей сути я репортер, новостник. Поэтому мое место - здесь, в родном АТН. 

Юлиана ЛЕОНОВИЧ.


Документация