Изнанка белорусского отбора "Евровидения" от первого лица

24.02.2018
По сообщению sb.by

Уже неделю не утихают споры вокруг национального отбора конкурса «Евровидение». На местном музыкальном рынке, наверное, впервые появилось так много продюсеров–теоретиков, исписавших соцсети простынями текстов о правилах и положениях евросонга. Долго читала комментарии, пожимала плечами и хранила молчание руководитель проекта Ольга Шлягер. 
По сообщению sb.by

Уже неделю не утихают споры вокруг национального отбора конкурса "Евровидение". На местном музыкальном рынке, наверное, впервые появилось так много продюсеров-теоретиков, исписавших соцсети простынями текстов о правилах и положениях евросонга. Долго читала комментарии, пожимала плечами и хранила молчание руководитель проекта Ольга Шлягер. Но на этот раз, по ее мнению, количество небылиц в интервью и постах в Фейсбуке превысило все допустимые нормы. "Есть что рассказать!" - решила Ольга и дала эксклюзивное интервью "СБ", в котором подвела итог прошедшего национального отбора.

- Ольга, для вас это уже шестой по счету конкурс, каждый раз его сопровождает немыслимое бурление сплетен, слухов и подковерных игр. Мне кажется, микроклимат в местном шоу-бизнесе сильно подпорчен "Евровидением".

- Отнюдь. Пройдет неделя-другая, эмоции улягутся, и кровные враги станут снова закадычными друзьями, будут встречаться на концертах, целовать и обнимать друг друга - артистам, продюсерам деваться некуда, страна маленькая, и надо очень бережно относиться к коллегам. Я только надеюсь, что люди потом друг перед другом хотя бы извиняются. В этом году досталось, конечно, нашему "легионеру", как его любят называть, - Алексееву. Его сопровождала сумасшедшая волна неприятия, которая, я уверена, в конечном итоге только добавила ему популярности и сыграла в плюс. Нет сомнения, что окончательно суперзвездой в Беларуси его сделали его же конкуренты по финалу "Евровидения", предопределив в результате исход голосования.

- Ну судите сами: вечером с четверга на пятницу первый прогон мы закончили в 21.30, а студия была заказана до полуночи, и мы предложили артистам, кому времени на репетицию недостаточно, - остаться и готовиться дальше. Нашим предложением воспользовались только трое артистов - Алексеев, Настя Малашкевич и Гюнешь. Три человека из десяти. Остальных всех все устроило, и они разошлись по домам. На следующий день ситуация повторилась - на дополнительный прогон по своему желанию остались Алексеев и AlenHit.

- Если такое отношение, может быть, вам было бы легче самим назначать конкурсанта, как это делают во многих странах? Все-таки финальное шоу - история затратная, да и нервотрепки много каждый год. Даже обидно за музыкальную тусовку, когда каждый себя проявляет, скажем так, многогранно во время этого забега.

- Возможно, мы к этому придем. Но я не очень понимаю артистов: неужели они своими претензиями только этого и добиваются? Ведь участие в национальном отборе - это возможность заявить о себе, бесплатная площадка, самый рейтинговый эфир, когда тебя видят миллионы зрителей. Если бы мы назначали исполнителя, у нас бы, кроме того, что высвободилась бы часть средств, безусловно, появилось бы и дополнительное время на то, чтобы лучше подготовить, скажу жестче, выдрессировать своего конкурсанта: подтянуть английский, стиль, хореографию, номер. Ведь это не слухи, что артисты на международном конкурсе засыпают от усталости. От страха перед выходом на сцену у них случаются обмороки и слезы градом - мы все это проходили. Повторюсь: если вы здесь не справляетесь со своими эмоциями, как вы собираетесь там с собой совладать? Поймите мою мысль правильно, для этого конкурса тоже нужно созреть. Сцена предполагает, что жить надо в каком-то особом графике и режиме: если надо похудеть за неделю на 20 кг, значит, надо похудеть на 20 кг и так далее, и тому подобное, нюансов очень много.

- Ну вот я знаю, например, что Гюнешь готовилась не по-детски, в Стокгольм ездила песню записывать, команду шведов привлекла - и снова в финал не вышла. Такая у нее карма - быть всегда второй?

- Виктория, вот вы опять ставите вопрос так, будто бы компания решает, кто поедет, хотя мы имеем право это делать, причем на любой стадии отбора можем его остановить и объявить своего представителя. Но мы хотим что-то делать для развития шоу-бизнеса страны, а потому из года в год организовываем публичный конкурс. Дальше решает совокупность мнений жюри и зрителей, хотя у каждого из нас, конечно же, есть свое представление о будущем представителе страны, но любое мнение субъективно, а конкурс непредсказуем.

И как я могу члену жюри, например, Андрею Калине - опытному продюсеру, порекомендовать, за кого голосовать. Или Лене Трещинской, которая столько музыки переслушала за свою жизнь, что мне и не снилось. Или Алексу Дэвиду я буду что-то советовать? Накануне я услышала в одном из радиоэфиров, как продюсеры обсуждали нашу "непонятную систему голосования", а потом сами же ее и объяснили, разложили по полочкам. 50 процентов голосов - это оценки жюри. 50 процентов - оценки зрителей. 5.000 голосов отдали поклонники за Алексеева, 3.000 звонков поступило за Shuma, эти голоса преобразовываются в баллы. Самый высокий балл - 12, второе место - 10 баллов и т.д. Делает это компьютерная программа. Ее разрабатывала даже не Белтелерадиокомпания. Почему итог зрительского голосования всегда идет быстрее, чем голосование жюри, - потому что компьютер преобразует звонки в баллы мгновенно. Это быстрее, чем собрать у всех членов жюри протоколы и ввести их вручную в компьютер. Конечно, можно сразу выдавать оценки и жюри, и зрителей в эфир, но тогда мы не сохраняем интригу и отказываемся от концерта, который тоже нужен для тех артистов, которым площадка для выступления предоставляется раз в год. Мы сохраняем интригу для того, чтобы показать вам как можно больше артистов, приглашенных гостей. Не потому, что сидим где-то в тайной комнате, пересчитываем и подтасовываем. А что касается итогов голосования, ну чего себя обманывать, многие же понимали, что именно такой расклад очень вероятен. Алексеев выпустил недавно клип на песню Forever и к вечеру собрал 700 тысяч просмотров, сейчас уже полтора миллиона. Может, еще и здесь мы ему накрутили?

- Я знаю, что в связи с участием Алексеева в финале у вас было небывалое количество рекламодателей в этом году.

- Да, был большой ажиотаж. Рекламодатели звонили нам накануне финального шоу и спрашивали: "А вы оставляете Алексеева? Он будет участвовать? Если да - мы с вами". Количество партнерской рекламы благодаря его участию выросло в разы. То есть мы говорим сейчас о бизнесе. Это тот человек, которого знают рекламодатели. Но опять же наши доходы от рекламы несопоставимы с теми затратами, которые компания несет при подготовке к конкурсу.

- А многие мечтают легко и просто выиграть "Евровидение".

- Кстати, хочу артистов предостеречь. В последнее время часто сталкиваюсь с тем, что некоторые композиторы предлагают за большие деньги своим подопечным песни, с которыми они гарантированно выйдут в финал. Особенно эта история часто случается на детском "Евровидении", когда родители признавались мне, что купили песню у композитора, который им обещал, что она обязательно войдет в финал или выиграет. Это просто невероятно! Официально должна заявить: ни один продюсер, ни один композитор не может вам гарантировать выход в финал ни за какие деньги. Во взрослом "Евровидении" столкнулись в этом году с тем, что один из "продюсеров" предлагал за деньги помощь нашим артистам, чтобы организовать гарантированное поражение в финале одного из фаворитов в пользу определенной группы участников.

- Нужно иметь, конечно, железные нервы, чтобы организовывать из года в год национальный отбор.

- Просто в шоу-бизнесе белорусском стало много разговоров, теории. Пора переходить к практике. Из года в год почти никто из продюсеров не может представить достойный проект, а если они и появляются (белорусы все же собирают стадионы), то им уже не до конкурсов. А мы не готовы к тому, что "Евровидение" - это какая-то обучающая площадка, это слишком дорогое удовольствие. Шоу-бизнес должен быть профессиональным.