Духовный воин “Золотой витязь”

28.06.2006

<div><i>"Белорусская нива", 28 июня 2006 г.</i></div>В конце мая в подмосковном городе Серпухове состоялся XV Международный кинофорум “Золотой витязь” с участием представителей 33 стран.

"Белорусская нива", 28 июня 2006 г.


В конце мая в подмосковном городе Серпухове состоялся XV Международный кинофорум “Золотой витязь” с участием представителей 33 стран.
В рамках этого мероприятия прошло семь конкурсов в различных жанрах киноискусства, в каждом из которых международное жюри присуждало Золотого, Серебряного и Бронзового витязя. Обладателем Гран-при фестиваля стала российская телевизионная художественная картина Андрея Малюкова “Грозовые ворота”.
О том, как зарождался фестиваль “Золотой витязь” и как проходил юбилейный кинофорум, корреспондент “Белорусской нивы” беседует с участником фестиваля, членом международного жюри в конкурсе документального кино, известным режиссером, заместителем председателя Белтелерадиокомпании Юрием Азаренком.

- В этом году состоялся XV Международный кинофорум “Золотой витязь”. Этот фестиваль, без сомнения, является заметным культурным явлением не только в жизни славянских народов, но и всего мира. Расскажите, как все начиналось?
- С 1992 года. Когда произошел развал Советского Союза и великого советского кинематографа, история которого завершилась на V съезде кинематографистов, где затравили гениального Сергея Бондарчука. На экраны бывших советских республик буквально хлынул грязный поток низкопробных киноподелок. Казалось, что человечное и высокохудожественное отечественное киноискусство навсегда кануло в небытие.
Но нашелся человек, который восстал против этого. Им был настоящий русский воин духа, замечательный режиссер и актер Николай Петрович Бурляев. Он уже в то время имел высокий авторитет в кино, снимался в таких известных фильмах Андрея Тарковского, как “Иваново детство”, “Андрей Рублев”. Да и сам Бурляев сделал несколько удачных, знаковых картин - “Лермонтов”, “Все впереди”.
“Золотой витязь” начался практически с одного человека. У него родилась идея фестиваля славянского кино, а затем нашлись и соратники, поддержавшие почин Николая Бурляева. В России - Аристарх Ливанов и Александр Михайлов, в Беларуси - Владимир Гостюхин, в Сербии - Йован Маркович. Девизом кинофорума стали следующие слова: “За нравственные идеалы, за возвышение души человека”.

- Вы являетесь одним из тех, кто стоял у истоков фестиваля “Золотой витязь”. Что вам запомнилось больше всего?
- Мне посчастливилось быть причастным к рождению “Золотого витязя”. А произошло это следующим образом. В то время я был студентом Белорусской академии искусств и снял свою первую документальную работу о трагической судьбе Сергея Есенина “Меня хотят убить”. Мне стало известно, что Николай Бурляев приехал в Минск для отбора художественных фильмов на этот фестиваль. С огромным уважением я относился к его человеческой и творческой позиции и поэтому решился показать ему свою документальную картину. Поймав его в коридоре "Беларусьфильма", представился и предложил посмотреть мой фильм об убийстве Есенина. Картина вызвала много споров, так как была первой киноработой, доказывавшей, что великий русский поэт не добровольно покончил с жизнью, а был убит.
Сейчас версия убийства принимается почти как официальная. Обнародовано много материалов, подтверждающих это. А тогда была собрана комиссия “есениноведов”, которая подвергла “разгрому” саму попытку рассмотреть возможность насильственной смерти Сергея Есенина.
После просмотра моей работы Николай Петрович сразу же предложил мне участвовать в “Золотом витязе”, и не только. Картиной “Меня хотят убить” открывался первый фестиваль славянского и православного кино. Интересно, что “Золотой витязь” в начале предполагался как фестиваль художественного кино, но после просмотра моей картины и сербского документального фильма “Яма” о зверствах усташей Николай Бурляев решил расширить рамки кинофорума за счет документального и других жанров киноискусства. Я горжусь тем, что первым фильмом на “Золотом витязе”, а их за все годы прошло уже несколько тысяч, была моя картина о Сергее Есенине.

- Тогда вы были совсем молодым человеком. Каковы ваши впечатления от первого фестиваля?
- Впечатления трудно передать. Представляете, Москва, кинотеатр “Мир”, на сцене огромного зала стоит студент 2-го курса и шквал аплодисментов после окончания его картины. А затем ко мне подошла женщина со словами благодарности и огромным букетом сирени. Это была известная советская актриса Клара Румянова. Я разволновался, вышел на улицу, и тут ко мне подходит мой кумир - актер Александр Михайлов и приглашает к себе в гости.
Мы поехали к нему и проговорили всю ночь. Оказалось, что у нас общие интересы, мы ищем и читаем одни книги. И он, и я в то время зачитывались знаменитой книгой нашего земляка Ивана Солоневича “Народная монархия”. С той поры мы стали не только соратниками, но и хорошими друзьями. Тогда же я близко познакомился с Владимиром Гостюхиным, Аристархом Ливановым, другими замечательными актерами и режиссерами. На первом фестивале образовалось неформальное братство кинематографистов, которые исповедуют идеи славянства, православия и созидания.
Зерно, брошенное Бурляевым, оказалось востребованным, так как многие кинематографисты не захотели участвовать в темных играх по разрушению великой страны, по очернению нашей истории и духовности. Нужны были эти фильмы и зрителям - белорусским, российским, сербским и другим.
Фестиваль “Золотой витязь” стал не только настоящим духовным воином на ниве киноискусства, но и воином в прямом смысле слова. Потому что там, где было трудно, где были войны и конфликты, где было давление на славянскую духовность и государственность, там был “Золотой витязь”. Он проходил в Сербии, в Приднестровье, в Минске. В последние годы проводится в российской провинции. Что очень символично. Ведь будущее России решается именно в регионах.
Я с гордостью могу сказать, что являюсь неоднократным лауреатом этого фестиваля. И на тех фестивалях, которые проходили в “горячих” точках, мои, достаточно острые, фильмы отмечались различными призами. Это картины “Бал сатаны” - о нашествии сатанизма в славянский мир, “Монолог после смерти” - об убийстве Игоря Талькова, “Смертный грех” - о войнах в Югославии и Чечне. Ну а на фестивале в Серпухове я участвовал в телевизионном конкурсе, на который представил документально-публицистический сериал “Духовная война”.

- Что собой представлял по качеству и количеству показанных фильмов XV фестиваль “Золотой витязь”?
- В фестивале нынешнего года приняли участие кинематографисты более 30 стран, было представлено более 300 фильмов различных жанров. Следует отметить, что в “Золотом витязе” все шире участвуют мастера кино не только из славянского мира, он притягивает к себе все лучшее и духовное, что имеется и в мировом киноискусстве. На суд зрителей и жюри вынесли свои картины Греция, США, Корея и многие другие страны.

- На фестивале в Серпухове вы были членом жюри документального кино, кроме того, там состоялся и телевизионный конкурс. Что бы вы могли сказать об этих разделах кинофорума?
- В этом году я выполнял почетную миссию судить фильмы своих коллег. И могу вас заверить, что программа была очень насыщенная. К примеру, “Серебряного витязя” в жанре документального кино удостоена работа греческого режиссера Георгаса Колозеса “Прыжок Катсантониса и дядя Лампрос”. Фильм уникальный, он рассказывает о сохранении народных традиций, о противлении глобализму, о простом человеке, который хранит свою духовность и традиции своего народа. Я с удовольствием голосовал за то, чтобы эта работа получила достойный приз.
Ну а “Золотого витязя” в этом разделе получила наша землячка Галина Адамович за картину “Заведенка”, где с большим мастерством, теплотой и юмором был показан один день из жизни многодетной семьи из белорусского Полесья. Фильм получился замечательный, и поэтому все члены международного жюри единогласно высказались за присуждение ему главного приза. В этом конкурсе Республика Беларусь была представлена также хорошей профессиональной работой Анатолия Алая “Красный дьявол”, которая получила специальный приз нашего жюри.
В телевизионном конкурсе принимали участие работы 30 телекомпаний мира, и мне, как одному из руководителей Белтелерадиокомпании, было приятно осознавать, что работы нашего коллектива заняли достойное место в этом творческом соревновании. Так, фильм Сергея Катьера “Рождество” разделил “Бронзового витязя” с картиной сербского режиссера Драгана Элчи “Игра”, а видеофильм “Я могу говорить” Сергея Рыбакова был награжден дипломом “За творческий поиск в тележурналистике”.
Получил награду и белорусский художественный фильм “Я помню” режиссера Сергея Сычева. Белорусские кинематографисты привезли целый букет наград с юбилейного фестиваля “Золотой витязь”, и это говорит о том, что то внимание, которое уделяется в республике развитию телевидения и кинематографа, приносит свои плоды.

- Каково ваше участие в фестивале в качестве автора?
- Мне было важно узнать, какой отклик вызовет мой документальный телесериал “Духовная война”. В нашей республике он вызвал много споров. Были и восторженные отзывы, было и много критики. Хотелось посмотреть, как наши белорусские реалии воспримут многонациональное жюри и российские зрители. Итог превзошел все ожидания. “Духовная война” был единственным из всех конкурсных телевизионных фильмов, который попросили повторить для тех, кто не смог по каким-либо причинам его увидеть в день просмотра. На повторный показ пришло очень много людей, с которыми после демонстрации картины состоялся обстоятельный разговор. Из этой встречи я вынес, что простые серпуховчане прекрасно понимают, что Белая Русь - это форпост России, и что против Беларуси действуют те же силы, что и против России. Сериал “Духовная война” был отмечен специальным призом Парламентского собрания Союза Беларуси и России “За нравственные идеалы в киноискусстве”.

- Вы упомянули о том, что кинофонд “Золотого витязя” составляют тысячи картин. Каков их путь к массовому зрителю? Ведь общество нуждается в подобных кинопроизведениях.
- Могу сказать, что между Белтелерадиокомпанией и киностудией “Беларусьфильм” заключен соответствующий договор, и поэтому все белорусские фильмы - лауреаты фестиваля “Золотой витязь” - будут показаны на Первом национальном канале или канале “Лад”. Кроме того, нашей компанией закуплен целый пакет фильмов “Золотого витязя”, которые регулярно идут по белорусскому телевидению.

Беседовал Николай СЕРГЕЕВ.


Читайте также

Документация