Что нам готовит “лотерея” в Лиллехаммере?

14.09.2004

<div><i>“Народная газета”, 14 сентября 2004 г.</i></div>20 ноября Европа будет выбирать лучшего из лучших среди своих юных музыкантов - пара месяцев осталась до детского "Евровидения-2004". На сей раз это маленькое дитя большого конкурса, успевшего стать символом эстрадного искусства для нескольких поколений европейцев, будет принимать и пестовать норвежский город Лиллехаммер. Беларусь, разумеется, в числе участников. Позади эйфория дебюта и прекрасный, особенно для первого раза, результат Оли Сацюк из Кобрина - четвертое место. Впереди - новые волнения и надежды. Белтелерадиокомпания готовит гала-концерт, который выйдет в эфир 21 сентября - для того чтобы наши зрители путем интерактивного голосования выбрали юного участника детского "Евровидения" от Беларуси.

“Народная газета”, 14 сентября 2004 г.


20 ноября Европа будет выбирать лучшего из лучших среди своих юных музыкантов - пара месяцев осталась до детского "Евровидения-2004". На сей раз это маленькое дитя большого конкурса, успевшего стать символом эстрадного искусства для нескольких поколений европейцев, будет принимать и пестовать норвежский город Лиллехаммер. Беларусь, разумеется, в числе участников. Позади эйфория дебюта и прекрасный, особенно для первого раза, результат Оли Сацюк из Кобрина - четвертое место. Впереди - новые волнения и надежды. Белтелерадиокомпания готовит гала-концерт, который выйдет в эфир 21 сентября - для того чтобы наши зрители путем интерактивного голосования выбрали юного участника детского "Евровидения" от Беларуси. С 9 счастливцами, отобранными из числа подавших заявки, полным ходом идут репетиции на базе Молодежного театра эстрады.
О том, как готовится Беларусь к детскому "Евровидению", наш разговор с членом оргкомитета по подготовке и проведению детского международного конкурса песни "Евровидение-2004", исполнительным продюсером телеканала "Лад" Людмилой БОРОДИНОЙ.

- Людмила Афанасьевна, на ваш взгляд: чем важно участие Беларуси в детском "Евровидении"? Не секрет, что отношение к "Евровидению" как явлению и в нашей стране, и за рубежом весьма неоднозначное. Одни говорят "престижный конкурс", другие - что там нет творчества, одна политика...
- Вряд ли сегодня можно спрогнозировать, как в ближайшее время сложится судьба детского "Евровидения", не развернется ли оно в ту же сторону, что и взрослое. К сожалению, даже по опыту первого детского конкурса, достаточно было взглянуть на то, кто как голосовал, и становилось понятно, что та же схема, которая существует на взрослом конкурсе, в некоторой степени проявляется и на детском. Греки голосуют за киприотов, Голландия - за Великобританию, словом - каждый за тех, кого лучше знает. Но если говорить о том, зачем нам детское "Евровидение"... Главная цель - выявить самородков. Детский конкурс по своим условиям жестче взрослого. В последние годы теряешься в догадках: "Евровидение" - конкурс песни или исполнителя? К примеру, в 2003 году дуэт "Тату" выступал с песней, написанной для него американским композитором. Украинскому исполнителю Пономареву песню написал композитор израильский. Говорить о том, что это были российская и украинская песня, уже можно лишь с большой натяжкой. В детском же конкурсе желательное условие: исполнитель, композитор, автор текста в одном лице. Представляете, какие таланты мы ищем!

- Но в прошлом году Оля Сацюк пела песню, написанную Катей Липовской?
- Это допускается правилами. Но делается только в том случае, если авторское исполнение в каких-либо нюансах проигрывает. Катя вполне могла спеть свою песню сама, и исполняла она, кстати, ее очень хорошо. Но кто выигрышнее смотрится на детском конкурсе - пятнадцатилетняя девушка или десятилетний ребенок?

- Значит ли это, что и теперь в Лиллехаммер от Беларуси отправится малыш, а не подросток?
- Вовсе нет. Возраст - всего лишь нюанс, который нельзя не учитывать. Но главное - сама песня, талант исполнителя и его любовь к сцене, которая способна зажечь публику.

- Сколько заявок поступило в оргкомитет в этом году?
- Не много - 27. Я связываю это с тем, что было очень мало времени: мы только в июле получили утвержденные международные правила и смогли объявить конкурс.

- То бишь, говоря вузовским языком, было три человека на место?
- Да, я согласна, это немного. Но даже если бы у нас было 150 или 300 заявок, это не дало бы большей гарантии, что среди них мы найдем песню, достойную "Евровидения". Из 27 представленных композиций мы отобрали 9. И поверьте, они очень хорошие!

- Кто будет готовить маленьких звезд к такому сложному сценическому экзамену, как 20 ноября в Лиллехаммере?
- Репетиции идут под патронатом художественно-постановочной группы, в которую входят балетмейстер, педагог по вокалу, режиссер телевидения и другие специалисты. Отдельная задача поставлена перед художником по костюмам.

- Оля Сацюк говорит, что многому научилась у Инны Афанасьевой, которая занималась с ней перед "Евровидением". Будет ли в этом году такой обмен опытом между профи и маленьким исполнителем?
- Инну Афанасьеву в качестве такого педагога нам в прошлом году посоветовала Ядвига Поплавская - и, как видите, мы не ошиблись! Безусловно, Инна провела просто грандиозную работу с Олей, научила ее держаться на сцене, правильно дышать, "открывать ротик" - часто дети поют, чуть размыкая губы. В этом году за то, что раньше пришлось делать одной Афанасьевой, возьмутся сразу несколько специалистов, так сказать, узкого профиля. Комплексно работать над имиджем ребенка будет целая художественно-постановочная группа, включающая, повторюсь, всех необходимых наставников - от вокалиста до хореографа. Если же Инне Афанасьевой гастрольный график позволит выкроить время для консультаций, мы с радостью злоупотребим ее вниманием!

- На прошлом взрослом "Евровидении" нашим исполнителям, дуэту "Александра и Константин", мягко говоря, не очень повезло. Это не отражается на энтузиазме перед детским конкурсом?
- Нисколько. Но неразумно, наверно, было бы сейчас давать какие бы то ни было прогнозы, тем более в духе "догоним и перегоним". Только в середине октября, когда мы повезем в Норвегию, на информационную сессию глав делегаций, все необходимые видео- и аудиоматериалы, мы увидим и услышим выступления других участников конкурса, то есть получим представление о том, с кем нам предстоит соревноваться. Кто знает, не появится ли новый Робертино Лоретти - тогда вопрос первого места решен! Хотя... Даже в этом случае нельзя быть ни в чем уверенной. Остается "человеческий фактор". "Евровидение" - лотерея, а детское - особенно. На сцену выходят не опытные, закаленные профессионалы, а дети, которым прежде не приходилось выступать на международных конкурсах вообще.
Говорят, дети меньше волнуются, чем взрослые, а Оля Сацюк почти не волновалась. Я сама видела, как перед выступлением ее било дрожью! Молодец, что сумела собраться и прекрасно спеть.
Но психологическая нагрузка колоссальная, тем более ребенок остается на сцене один - ни маме, ни руководителю делегации не разрешается присутствовать за кулисами во время выступления. А если еще принять во внимание массу иных нюансов, которых, увы, хватает на "Евровидении", понимаешь, что давать прогнозы здесь - дело неблагодарное. Могу сказать одно: наша песня будет яркой. Повезет нам в этой лотерее: поживем - увидим.

Беседу вела Татьяна АХРЕМЧИК.


Документация