Новыя тэндэнцыі і ўнікальныя рарытэты на маштабнай міжнароднай кніжнай выставе-кірмашы

15 февраля 2015

Современные технологии - в литературном контексте. Новые тенденции и уникальные раритеты представлены на масштабной международной книжной выставке-ярмарке, которая на этой неделе развернулась на площадке Белэкспо. В белорусской столице она прошла уже в 22-й раз и стала крупнейшей за всю историю. Полторы тысячи квадратных метров актуальной литературы - в проекте приняли участие около 400 экспонентов из 28 стран.

Издатели удивляли иероглифами на черепашьих панцирях 14 века до нашей эры и 3Д печатью. Проще говоря, сегодня между авторами на рынке присутствует нешуточная конкуренция. «Главный эфир» попытался разобраться, что белорусы публикуют и читают из отечественного. И почему наши пишут не хуже нашумевших «50 оттенков серого», но зачастую остаются незамеченными. Что читают, о чем пишут и как продают?

Инна Пилевич составила рейтинг самых тиражных книг.

Это история любви минского тихони и московского ловеласа покорила кинопрокат по всему бывшему Советскому Союзу. Центральных персонажей сыграли медийные Антипенко и Уварова. В основе российского фильма "М+Ж" - проза белорусов Андрея Жвалевского и Евгении Пастернак. Он написал от имени главного героя, а она - от героини. Кинематографическое произведение принесло литераторам популярность, теперь постоянно работают в дуэте.

А по ее произведению Театр юного зрителя поставил спектакль. Самый молодой представитель Союза писателей Татьяна Белоус ориентируется исключительно на читателей, которые ходят под стол. Между тем, книгоиздание для самых маленьких - вроде хобби. Официальное дело - главный редактор газеты. Заработать на публикации доступно только при наличии высокого тиража. А если напечатаешь большое количество экземпляров - рискуешь попасть на деньги.

Татьяна Белоус, писательница, главный редактор газеты "Літаратура і мастацтва": "Литературой должны заниматься люди вдохновленные, для которых это не бизнес, а желание души и невозможность заниматься ничем абсолютно другим. Хотя, конечно, наши писатели живут по принципу, что я работаю писателем, но вечерами еще немножечко шью".

Детская литература - хит продаж. Звезда нынешней минской международной книжной выставки-ярмарки - писательница Наталья Игнатенко. Автор не только пишет, но и делает инсталляции к своим книгам, рассказывает о них маленьким читателям. Вместо традиционной презентации своего издания, подготовила мини-спектакль.

Наталья Игнатенко, писательница: "Мои книги написаны для детей от 6 до 12 лет. А в этот период как раз идет становление уверенности, уже выбор профессии, уже какие-то там хобби появляются, увлечения. И я постаралась в своих книгах подтолкнуть детей к тому, чтобы определиться в жизни не с основной профессией, но с какими-то вещами, которые могут стать хобби".

С таким же желанием как детская литература продаются только краеведческие издания. Детективы, романы, научная фантастика для взрослых проигрывают в конкуренции.

Из современников в книжных магазинах просят Наталью Батракову, Тамару Лисицкую, Ольгу Тарасевич. Но никто из них пока не опередил классиков Адамовича, Короткевича, Купалу по величине тиража.

Белорусских классиков не только читают, но и слушают. В последнее время большим спросом пользуется, например, радиоспектакль "Сердце на ладони" по Шамякину или, например аудиокнига "На росстанях" Якуба Коласа.

Отсутствие цензуры, и безграничные возможности Интернета. Кажется, эти факторы должны только способствовать развитию отечественной литературы.

Но пока читатели чаще высказывают признание авторам прошлого столетия. Как возродить интерес к белорусской книге - такой вопрос ставил и Президент страны на встрече с интеллектуальной элитой.

На ваших экранах - топ-10 самых тиражных книг издательства "Мастацкая літаратура” за минувший год. Ежедневно в его адрес приходят произведения как от начинающих авторов, так и от акул пера. Конкуренция большая - на бумагу попадает максимум половина из заявленного. Издатель предпочитает литераторов со стажем, которые публикуются в газетах и журналах.

Александр Карлюкевич, директор, главный редактор издательского дома "Звязда": "Печатаясь в журналах, писатели всегда рассчитывают, что то или иное из лучших их произведений должно прийти к читателю книгой. Журналы вместе с тем выступают лакмусовой бумажкой, пробивают любопытство к читателю. Может ли это произведение быть книгой".

Всего в Беларуси только государственных издательств 5. У авторов есть возможность обращаться и к частным печатникам. Факт - наших властелинов дум активно переводят на десятки языков и печатают за границей. Но там издательства сотрудничают с пиар-менеджерами. Это объясняет успех зарубежных писателей. Последний пример раскрутки - "50 оттенков серого" британской авторши Э.Л. Джеймс. Уровень рекламы произведения даже превысил его качество. Наши писатели в интеллектуальном плане не проиграют.

Сегодня модно читать зарубежную литературу на белорусском языке. В широкой печати таких изданий не найти, но под заказ доступно приобрести того же "Гарри Поттера" на родном языке.

Институт журналистики Белгосуниверситета первым в стране наладил выпуск дипломированных писателей и поэтов. В 2010 году здесь состоялся набор на специальность "Литературная работа. Творчество". И уже в июне первые студенты получат дипломы.

Кстати, на дебютном наборе учатся всего 7 человек. Дисциплины перекликаются со знаниями, которые получают студенты журналистских специальностей. В свое время работу в прессе на литераторскую променяли уже известные авторы Пташников, Чигринов, Саченко.

Людмила Саенкова, заведующая кафедрой литературно-художественной критики института журналистики БГУ, кандидат филологических наук, доцент: "Невозможно научить писать. И это совершенно справедливо. Но если у человека есть внутренняя потребность, и он знает, что хочет в этой области совершенствоваться, научиться, то ему такой путь обозначается, обеспечивается необходимой такой информационной базой и творческой в том числе".

Но к мнению, что научить писать невозможно, можно относиться со скепсисом. Безусловно, требуется наличие таланта, который в свою очередь надо направить в необходимом русле. Статус кузницы литературных кадров давно завоевал легендарный Литературный институт в Москве. Короткевич, Боровикова, Рублевская - белорусская писательская элита вышла оттуда.