Архив онлайн-конференций

Онлайн-конференция с заместителем председателя Государственного таможенного комитета РБ Владимиром Орловским

Онлайн-конференция с заместителем председателя Государственного таможенного комитета РБ Владимиром Орловским

Таможенный комитет Республики Беларусь всегда на страже экономических интересов страны. Разработка и модернизация средств таможенного регулирования способствует развитию торгово-экономических отношений, а также защищает граждан, пресекая ввоз некачественных товаров и контрабанды. Какие правила следует знать, переправляя товар через границу, как оформлять необходимые документы и почему посылки из-за границы задерживаются на таможне? 

Разобраться поможет заместитель председателя Государственного таможенного комитета Республики Беларусь Владимир Орловский во время онлайн-конференции. Свои вопросы уже можно задавать.

23.09.2015

Фото


Вопросы конференции


Как правильно считать выезд раз в неделю. Если я вернулась из тура в воскресенье и еду на один день в Литву в следующее воскресенье - это раз в неделю или менее, или более? Спасибо.
Ульяна (Минск)

Я так понимаю, здесь речь идет о контроле вывоза топлива. В соответствии с постановлением Совета Министров № 853, там ограничения по перемещению раз в восемь дней транспортного средства. Поэтому, если девушка пересекала границу в воскресенье, то следующий раз она за рулем этого автомобиля уже пересечь не сможет. Это не будет восьмой день, это будет только седьмой.  

Поздравляю вас с профессиональным праздником! Скажите, как отмечается это событие среди таможенников? Может, проводятся какие-нибудь мероприятия или акции?
Ольга (Брест)

День таможенника в профессиональной среде таможенников – это самый главный праздник. Этому празднику посвящено много мероприятий. Конечно, в каждой таможне это торжественное собрание, поздравление коллектива, вручение заслуженных наград. Также у нас есть такая традиция – к этому празднику проводить присягу наших молодых сотрудников. В этом году присяга прошла 17 сентября на площади Государственного флага, в ней приняли участие более 100 молодых сотрудников минского региона. Кроме этого, есть ряд спортивных, культурных мероприятий. У нас в Бресте проводится традиционный турнир по мини-футболу среди команд таможенных органов разных стран. В этом году было 10 команд. Мы проводим встречи с ветеранами, поздравляем их тоже с праздником. Ну и есть ряд других мероприятий. У нас уже четвертый год традиционно проводится международная научно-практическая конференция, куда приглашены участники довольно высокого уровня из разных стран, в том числе из Евразийской экономической комиссии.

Какими результатами может гордиться таможенная служба за 20 лет независимости республики?
Андрей (Неизвестно)

Направлений деятельности таможенных органов много и, соответственно, по всем направлениям есть показатели: и формирование бюджета,  и борьба с трансграничной преступностью,  и создание условий для улучшения транзитной привлекательности нашей страны. Время оформления прохождения автомобиля через границу сокращается, соответственно, транзитная привлекательность повышается.  К результатам относится  и совершение таможенных операций в транспортно-аналитических центрах, где мы оформление от суток свели уже до практически нескольких минут, и развитие наших информационных технологий, возможность субъектам хозяйствования представлять документы в электронном виде… И, конечно, ряд других мероприятий: оборудование той же границы, создание таможенной инфраструктуры на границе. В настоящее время в сутки через пункты пропуска может перемещаться 30 тысяч транспортных средств. Это довольно много. С каждым годом пропускная способность увеличивается, создаются условия для быстрого пересечения границы.  

Добрый день! Слышала, что есть курсы про таможенное дело. Скажите, пожалуйста, кто может посещать такие курсы, где написать заявление на прием и сколько длятся такие курсы? Можно ли после успешного прохождения курсов начать работу в сфере таможенного дела?
Анна (Гродно)
Обучение ведется по двум направлениям. Одно направление - это повышение квалификации таможенников: как молодых сотрудников, так и тех, кто уже давно работает, чтобы подпитать новыми знаниями, новыми технологиями. Второе направление - это обучение представителей субъектов хозяйствования для того, чтобы их сотрудники могли получить необходимые знания в области таможенного дела, получить квалификационный аттестат специалиста по таможенному декларированию и оказывать услуги в области таможенного дела при ведении внешнеэкономической деятельности. Эти курсы делятся на теоретическую и практическую часть, после их окончания выдается соответствующий квалификационный аттестат, и имеющий этот документ может оказывать услуги по декларированию таможенного дела.

Всегда удивляла процедура декларирования товаров и больших сумм денег. Скажите, зачем это делается?

Есть нормы беспошлинного ввоза, когда декларировать не обязательно. Это  вес 50 кг товара и стоимость не более 1500 евро. В части превышения необходимо декларировать. Для чего? При декларировании в части превышения норм беспошлинного ввоза уплачиваются таможенные платежи. Естественно, платежи поступают в бюджет, и это одна из статей формирования бюджета. Кроме того,  границу пересекают и товары, на которые есть запреты или ограничения, соответственно нужны какие-то документы. При декларировании они тоже предоставляются. Декларирование – это, скажем так, намерение лица ввезти либо вывезти такие-то товары, которые необходимо предъявить таможенному органу. Задачи, которые перед нами стоят, также являются и субъектом валютного контроля. Т. е., когда лицо при перемещении границы декларирует валюту в превышении 10 тысяч долларов США, есть возможность контролировать, каким образом это лицо получило эти доходы, чтобы не оказалось, что эти доходы получены каким-то незаконным, преступным путем. В таком случае сотрудник таможни может отказать в регистрации. Но если декларация зарегистрирована, инспектор проверяет уже те сведения, которые заявлены: уплаченные платежи, предоставленные разрешения (если они необходимы), лицензии и т. д. Если уже здесь что-то не в порядке, тогда инспектор отказывает в выпуске товара, т. е. выдает отказ на такую декларацию.

Ведущая: И через какое время можно заново подать декларацию?

В. Орловский: Декларацию можно подать сразу после устранения тех замечаний, на основании которых был выдан отказ. 

Сейчас проблема мигрантов №1 в мире. Благо, Беларусь это пока не сильно касается. И все же, скажите, есть ли какая-то процедура проверки вещей беженцев? Если они въезжают со множеством вещей, могут ли они где-то оставить часть? Изымаете ли вы что-нибудь?
Виктория (Неизвестно)

При пересечении границы с множеством вещей  на границе нужно  определиться, это лицо только имеет намерение как беженец переселиться либо оно уже признано беженцем. Если  гражданин  уже признан беженцем, то его вещи отправляются на внутренний пункт оформления без уплаты платежей. Если статуса беженца нет, но  лицо имеет намерение получить статус беженца, есть документы, что он подал запрос на получение такого статуса, его товары таможенные органы разрешают хранить в каком-то месте по заявлению самого лица до того времени, пока он не получит этот статус. Когда человек получает статус беженца,  его вещи  проходят процедуру таможенного оформления без уплаты таможенных платежей. Если не получает, тогда общий порядок: либо платежи, либо вывоз обратно. Какой-то особой проверки в части таможенного контроля, досмотра в отношении этих товаров нет - обычный порядок. Если какие-то нарушения есть: под видом вещей беженцев будет перемещаться контрабанда и т.д., результатом чего будет возбуждение уголовного дела либо начало административного процесса в зависимости от предмета правонарушения.

В Беларусь поступают подарки из религиозных общин Англии и Германии (то, что знаю лично я). Скажите, как такие вещи вы проверяете? И вообще, как проходят таможню гуманитарные грузы?
Дарья (Орша)

Гуманитарные грузы у нас оформляются вне очереди как на границе, так и в пунктах внутреннего таможенного оформления. Потому что это товары социально значимые. Что касается процедуры оформления, если подтверждается, что это гуманитарные грузы, получены соответствующие документы департамента по гуманитарной деятельности, то такие товары оформляются без уплаты таможенных платежей. То есть вне очереди и без уплаты таможенных платежей. Таможенные органы, как и другие госорганы, имеют право контролировать дальнейшее использование этих товаров как гуманитарных. Если они будут использоваться не в этих целях, например, будут реализованы коммерчески, то, конечно, таможенные органы будут взыскивать таможенные платежи. 

Знаю, что вы занимаетесь защитой интеллектуальной собственности. Известно, что все это включено в национальный реестр. Скажите, каким образов вы следите, чтобы не было нарушений? И вы защищаете только то, что относится к государству или частную интеллектуальную собственность тоже?

Одна из задач таможенных органов - это защита прав правообладателетей интеллектуальной собственности. Процедура такая: правообладатель обращается в таможенный комитет с заявлением, мы рассматриваем пакет документов, включаем в реестр и ставим себе на контроль. У нас есть информационная система, которая нам позволяет контролировать перемещение через границу объекта, который защищается, при его оформлении у нас срабатывает подсказка, дальше  мы применяем меры. Какие? Мы уведомляем то лицо, которое оформляет декларацию -  декларанта, что в отношении данного товара сработал профиль, который говорит о том, что интеллектуальная собственность в отношении этого товара защищена. И уведомляем правообладателя, который через наш реестр поставил на контроль. Приостанавливаем такую поставку на 10 дней. И декларант, который перемещает товар, и правообладатель между собой выясняют вопросы по поводу этого товара и по поводу этой интеллектуальной собственности. Далее, если правообладатель нас информирует в течение этого срока, что у него претензий нет к товару, то мы оформляем и товар уходит. Если он говорит, что претензии есть, обосновывает, что товар перемещается с нарушением, мы даем отказ. 

Какие последние решения были вами разработаны и приняты для улучшения работы таможни?
Олег (Неизвестно)

2015 год я разделил бы на изменения, которые происходят у нас во внутреннем оформлении и изменения на границе. Главный наш проект в оформлении внутри страны – это электронное декларирование. Мы начали этот проект в 2009-2010 гг., сейчас уже 98% деклараций оформляется в электронном виде. В этом году мы сделали новый шаг – мы начали применять автоматический выпуск. Что это такое? Если раньше бумажную декларацию, а потом электронную декларацию оформлял инспектор, то при автоматическом выпуске оформление производит программный продукт без участия сотрудника таможни. Программный продукт таким образом настроен, что он принимает декларацию, проверяет ее, смотрит, есть ли риски нарушения законодательства, и если их нет, он же осуществляет выпуск. Эту процедуру мы уже применяем два месяца, это наш основной прорывной проект в этом году. Кроме того, в этом году мы улучшили взаимодействие с субъектами хозяйствования, которые имеют статус уполномоченного экономического оператора. У них есть упрощения, предусмотренные законодательством Таможенного союза. Соответственно, и с нашей стороны минимальный контроль. Товары к ним могут идти прямо с границы, не заезжая в таможню. Экспортные товары декларируются прямо с территории этих предприятий. Т.е., мы товары этих предприятий внутри страны почти не контролируем, за исключением редких случаев, если есть такие риски.

На границе у нас основной проект – это предоставление таможенному органу заранее электронной информации о товаре до его прихода на границу. Это ускорило процесс оформления. Машина приходит с товаром в пункт пропуска, а у таможенного органа уже вся информация о товаре есть. Экономится 40 минут – час при одном наименовании товара. Этот механизм мы применяем уже несколько лет, этот год примечателен тем, что распространили предварительное информирование и на грузы, перемещаемые железнодорожным транспортом. Планируется реализация представления ЭПИ в отношении товаров, ввозимых авиа транспортом.

И еще у нас один прорывной проект – это бестранзитная технология. В Брестском регионе возле самого большого нашего пункта пропуска "Козловичи" построен транспортно-логистический центр. Чтобы упростить оформление на границе, часть операций перенесли на этот терминал. Если полная процедура оформления в пункте пропуска грузовика на въезд в страну - около 2,5 – 3 часов, то по этой технологии мы оформляем за 30-40 минут. Таковы основные проекты, которые мы разработали в этом году. Быстрее происходит движение товара, выигрывает бизнес.

Баланс между ускорением совершения таможенных операций и сохранением, а лучше усилением таможенного контроля всегда был и есть одной из самых трудных, но необходимых задач. В связи с этим таможенной службой постоянно разрабатываются и внедряются современные и перспективные технологии в пунктах пропуска: реализация принципа «две службы на границе», использование системы «красного» и «зеленого» коридоров, применение технологи «одна остановка», интегрированное управление границей (проводится эксперимент на базе Гродненской региональной таможни по отмене учетно-контрольных талонов в автомобильных пунктах пропуска), а также применение инспекционно-досмотровых комплексов. К слову хотелось бы отметить, что эффективность применения инспекционно-досмотровых комплексов значительно повысилась. За 8 месяцев 2015 года с применением ИДК выявлено 242 правонарушения и изъято товаров на сумму более 51 миллиарда рублей. Но самое важное, что если время досмотра составляет 2-3 часа, то сканирование занимает 10-15 минут.

Какая совместная работа проводится (если проводится) с вашими коллегами из Польши, Литвы, Украины?
Надежда (Пинск)

С коллегами у нас тесное взаимодействие. Граница двусторонняя, поэтому нам в любом случае надо взаимодействовать. Есть ряд документов уровня правительства, уровня межведомственных соглашений. Но я бы назвал только один вариант соглашений - нашу договоренность. нас У нас есть система уведомлений о возникновении чрезвычайных ситуаций. Это такой документ, в котором мы с нашими коллегами определились, что нам делать, если что-то произошло. Ну, что произошло? Например, очередь достигла каких-то размеров, там 100 машин, например, или у кого-то из коллег перестали функционировать информационные системы, или погодные условия... В этом документе все прописано, как мы взаимодействуем, как мы помогаем друг другу, как мы реагируем, чтобы подобные ситуации решить, чтобы очереди снять и так далее. В этом же документе описана система оповещения, кто с кем связывается, какие решения принимает, на каком уровне. А уровни - это начиная с пункта пропуска вплоть до начальника таможни и до руководства таможенного комитета. Происходит такой взаимообмен опытом и помощью друг другу, чтобы те ситуации, которые возникают, побыстрее разрешить, чтобы граждане, которые пересекают границу, меньше почувствовали какие-то нестыковки.

Ведущая: А разработками не делитесь?

У нас сейчас есть несколько проектов, основной из них называется «Содействие в создании электронной системы обмена предварительной информацией между таможенными службами Беларуси и Украины "ПРИНЕКС", реализуеется МОМ и финансируется ЕС.  Это проект по обмену предварительной информацией между таможенными службами Украины и Беларуси. Что это за проект? Мы его реализуем в этом году. В режиме реального времени, если от нас машина выходит с товаром, как только мы ее оформили, эта информация сразу поступает нашим украинским коллегам. И они уже могут сравнить товар, количество, стоимость, наименование, что оформилось у нас и что пришло к ним. Это сделано для того, чтобы не было коммерческого мошенничества, подделки документов между сопредельными пунктами пропуска, чтобы было прозрачное оформление. 

Слышала недавнюю историю про то, как наши таможенники изъяли икону XIX века, потому что она была незадекларированная. Скажите, если предметы старины всегда хранились дома их обязательно необходимо декларировать? И скажите, что вы делаете с вещами, которые изымаете?
Карина (Витебск)

Объектов культурной ценности, вывозимых с нарушениями, довольно много задерживается таможенными органами. Чтобы добропорядочные граждане не пострадали при перемещении таких товаров через границу, они, естественно, должны знать простые правила: если вывозят какой-то товар, который может теоретически иметь культурную ценность, необходимо получить документ от соответствующих госорганов, например, от Министерства культуры, что картина или предмет старины не несет в себе культурную ценность. Как правило, добропорядочные граждане так и делают. Пытаются переместить через границу с сокрытием от таможенного контроля, с использованием тайников, конечно, нарушители. Если мы такие предметы выявляем, материалы направляем в суд, суд такие товары конфисковывает, дальше подразделение Департамента по гуманитарной деятельности определяет по согласованию с соответствующими госорганами, каким образом, где эти предметы культурного наследия будут храниться. Нам особенно приятно, когда такие товары попадают в качестве экспонатов в Музей спасенных ценностей в Бресте. 

Какие товары вы чаще всего изымаете?
Иван (Гомель)

Мы изымаем те товары, которые являются объектами правонарушения, их спектр очень большой. Есть, конечно, товары обычного потребления – это автомобили, перемещаемые с нарушением, продукты питания, одежда, обувь. Но есть товары специфические, поиск которых – наша основная задача. Это товары, запрещенные к перемещению – наркотические вещества, прекурсоры, вооружение и т.д. К этому направлению мы прилагаем особые усилия. В этом году таможенными органами было выявлено более ста попыток перемещения наркотических либо психотропных веществ, было задержано более 4 тонн прекурсоров. Кроме того, в настоящее время очень много мы задерживаем табачной продукции и алкогольной. Но особые усилия мы направляем на выявление наркотических и психотропных веществ.

Расскажите, пожалуйста, о правилах перевоза товаров в ЕАЭС. У всех стран-участниц одни и те же правила или есть какие-то расхождения?
Евгений (Брест)

Если взять вопрос перемещения иностранных товаров по территории государств ЕАЭС, то правила, конечно, одинаковы. Если говорить о перемещении товаров,  происхождение которых из стран Евразийского экономического союза, то здесь никакого таможенного контроля нет. Эти товары свободно перемещаются между странами. Поэтому правила одинаковы. 

Делаю покупки в Интернет-магазинах за границей. Часто замечаю, что продавцы могут поставить сумму выше, чем я заплатила. Мне пока не принципиально, я не выходила за сумму, на которую можно в месяц заказывать. Но вот сейчас планирую дорогую покупку. Скажите, пожалуйста, что меня ждет, если сумма превысит лимит? И если продавец укажет цену выше, чем я заплатила, как мне доказать, что я платила меньше?
Ксения (Неизвестно)

Я так понимаю, девушка уже знает все нормы, которые есть - на 200 евро товаров в месяц, но не более 31 кг. Если покупка в нормы вписывается, пошлина не платится, если превышается, уплачиваются таможенные платежи в размере 30%, но не менее 4 евро за 1 кг. Что касается определения стоимости товара, ее определяют из тех документов, которые предоставляются почтовым оператором. Международные почтовые отправления – это тот вид декларирования, который отличается от всего остального. Здесь декларирует отправитель. Поэтому ту стоимость, которую он заявляет, мы тоже принимаем как основную во внимание. Девушка боится, что эта стоимость будет завышена, но не совсем понятно, почему она должна быть завышена, какое основание у отправителя завышать эту стоимость. И если заявитель попробует доказать, что у него стоимость меньше (такая, конечно, возможность есть), то мы будем оценивать информацию в комплексе, в том числе и от отправителя. 

Разъясните мне, пожалуйста. Я хочу открыть ИП, буду торговать разными видами чая. Основной источник поставки – Китай. Скажите, какие таможенные пошлины мне нужно будет платить и необходимо ли как-то обговаривать мои поставки с белорусской таможней?
Владимир (Минск)

Вы знаете, нет у нас отличий: осуществляют внешнеэкономическую деятельность - поставку товаров либо индивидуальный предприниматель, либо юридическое лицо, субъект хозяйствования. Как правило, они одинаковы. Надо осуществлять таможенное декларирование, представлять таможенные декларации, представлять сам товар и документы на этот товар. Если взять непосредственно такой вид товара, как чай, то ставку пошлин я сейчас не скажу, но могу предположить, что кроме уплаты таможенных платежей - пошлины и НДС при ввозе - необходимо будет, скорее всего, пройти еще и фитосанитарный контроль. Т.к. этот товар относится к продуктам питания. Это обычная процедура оформления для товара, поставляемого в РБ. 

Раньше все машины пригоняли из Европы. Теперь растаможить такие авто дороже. И все же, я слышу, что люди предпочитают доплатить и иметь «настоящего немца». Скажите, насколько оправдано финансово пригонять и растамаживать машины из Европы? Какой вообще поток таких машин?
Михаил (Гродно)

Если автомобиль ввозится из Европы, т.е. не из стран ЕЭС, такой автомобиль подлежит таможенному оформлению, соответственно, подлежат уплате таможенные платежи. Естественно, при планировании покупки человек учитывает моменты, насколько дешевле он может купить машину в той же Германии, и какие будут таможенные платежи, и сравнить с тем, например, что он может купить в России. Но сейчас тенденция поменялась. Лет 5-6 назад, основной поток автомобилей для личного пользования ввозился из Европы, но за  этот год где-то в 7 раз более автомобилей ввезено из ЕЭС, чем из третьих стран. 

Недавно в Минске собирались главы таможенных служб. Расскажите, пожалуйста, о результатах. Ожидаются ли какие-то кардинальные изменения в работе наших таможенников?
Елена (Могилев)

Механизм встречи руководителей таможенных служб, теперь уже Евразийского экономического союза, традиционный, формат - объединенная коллегия. Встречи происходят раз в квартал, каждый раз на территории одной из стран таможенных служб. В этом году было заседание, как раз приуроченное к нашему Дню таможенника. Чем примечательно в этом году заседание объединенной коллегии - первый раз официально принимал участие руководитель таможенной службы Кыргызстана. Руководителей таможенных служб уже пять. Это такой механизм объединенной коллегии, когда встречаются руководители. Они могут обсудить любой круг вопросов: и взаимодействие между таможенными службами, и какие-то вопросы, которые таможенная служба у себя не может быстро решить, и коллегии делятся опытом, как они у себя эти проблемы решают. Перечень вопросов очень большой: это и информационные системы, и непосредственно таможенные технологии, и взаимодействие по правонарушениям, обмен информацией по нарушителям. Как правило, порядка 20-30 вопросов выносится на обсуждение руководителей, по факту обсуждения выносится решение, и эти решения потом таможенные органы исполняют.

Смотреть еще