Архив онлайн-конференций

Онлайн-конференция с заместителем министра торговли Ириной Наркевич

Онлайн-конференция с заместителем министра торговли Ириной Наркевич

Онлайн-гостиную Белтелерадиокомпании посетила заместитель министра торговли Ирина Наркевич. Гостья студии рассказала об инициативе смягчения штрафных санкций для индивидуальных предпринимателей,  новых проектах соглашений в рамках ЕАЭС, а также ответила на частные вопросы пользователей. 

17.03.2016

Фото


Вопросы конференции


Здравствуйте! Поздравляю со Всемирным днем защиты прав потребителей. Скажите, как грамотно отстаивать свои права и куда обращаться, если они нарушены?
Ульяна (Минск)

Спасибо за поздравление. Уже хорошо, что потребитель знает об этом дне.  15 марта - Всемирный день защиты прав потребителей, на постсоветском пространстве мы одни из немногих, у которых эта дата - государственный праздник, есть соответствующий Указ Президента. Это говорит о том, что степень защиты потребителей в нашей стране достаточно высокая. И сегодня с учетом того, что у нас социально-ориентированное государство, это является элементом защиты прав граждан, защиты их экономических интересов, потому что человек, покупая товар, заказывая услугу, тратит свои деньги и хочет, чтобы и товар, и услуга были качественными. 

Но тема самозащиты тоже очень важна. У министерства есть сайт, на котором очень много информации для потребителя. Если нарушены права потребителя, сначала нужно написать претензию к тому, кто нарушил права. Это первое действие, которое нужно сделать. Потому что может получиться так, что субъект хозяйствования не знает, что он чьи-то права нарушил. Но бывает ситуация, что продавца не могут найти. Тогда человек вправе заявлять свои требования поставщику или изготовителю. Это выбор потребителя, кому заявлять требования. Не достучался, не ответили, неправомерно ответили, тогда потребитель имеет право идти в государственный орган. 

У нас сегодня достаточно высокая степень защиты, и это бесплатная защита. Не во всех европейских странах такая есть. Но человек и сам может обратиться в суд или к адвокату, в общественную организацию, но это уже будет платно. На сайте Министерства торговли в рубрике "Защита прав потребителя" описаны все варианты действий потребителя: как написать претензию, исковое заявление - все подробно. Вообще, я бы порекомендовала, в конфликтной ситуации, если это магазин или какой-то другой объект, лучше пригласить такого рефери, администратора; не стоит уходить в глубокий конфликт, ругаться или повышать голос. А с администратором подойти к уголку потребителя, где должны быть размещены выдержки из закона о защите прав потребителя или правила торговли, и постараться разобраться в ситуации.  

Добрый день! У меня получилась не очень хорошая ситуация с интернет-магазином. Я заказала себе товар, мне его привезли, с виду он казался нормальным. В процессе эксплуатации на второй день я заметила брак и решила сдать товар. Его приняли, но деньги я получила только через три месяца и то, только после того, когда мы сами поехали к ним в офис разговаривать (по телефону никто ничего не знал). Скажите, какие по закону сроки для удовлетворения обоснованных требований потребителей?
Евгения (Неизвестно)

Мне приятно, что потребитель так профессионально, грамотно задает вопрос. К сожалению, еще существует в интернет-торговле такой сервис, потому что это дистанционная торговля, удаленная, и интернет-магазин, напротив, должен работать на то, чтобы повышать доверие граждан к этой дистанционной торговле. А здесь надо было самим звонить, самим ехать… Позвонить надо было только по факту, что товар некачественный. И если магазин согласился с тем, что товар некачественный, то деньги должны были вернуть либо незамедлительно, либо при невозможности в трехдневный срок. Если товар ненадлежащего качества, брак, понадобилась экспертиза, то она проводится в 14-дневный срок, и соответственно, срок возврата денег продлился бы на эти 14 дней. 

Сейчас в Интернете активно обсуждается такая тема… По Интернету заказывается в основном сложно-технический товар: техника, сотовые телефоны. И при доставке потребитель должен этот товар увидеть, включить, проверить, и только тогда, если претензий нет, подписать договор. Зачастую люди говорят, что им ничего не нужно показывать, а потом возникают вопросы. По некачественному товару все понятно, его в любом случае надо сдавать либо на обмен, либо на возврат, либо на уменьшение покупной стоимости - как захочет потребитель. 

Сейчас сфера защиты прав потребителей предлагает ввести период охлаждения. Он в некоторых странах есть именно в дистанционной торговле и касается сложно-технического товара, потому что это специфический товар и на него выписывается гарантийный талон. И если этот талон выписан, то товар не подлежит возврату и обмену, в случае если он  доброкачественный. Тут возникает вопрос: если этот период охлаждения вводить, то получается, человек купил товар, посмотрел дома и в течение семи дней, как предлагается, может этот товар вернуть, как можно вернуть платье или обувь, даже без объяснения причин. Тема дискуссионная, резюмируя, могу сказать, что люди наши, потребители должны быть профессиональными покупателями, должны понимать, как выбирать товар, как готовиться к выбору товара, а когда товар уже принесли, его нужно посмотреть, попросить продемонстрировать все возможности, вам должны подписать гарантийное обязательство. И только тогда вы принимаете товар и оплачиваете. Если это терминал или электронные деньги, то вся история отбивается. Если наличные, то кассовый чек, и его нужно не просить, а требовать. Это гарантия защиты для Вас. Нужно предвосхищать некоторые моменты и быть грамотным при покупке.

Ведущая: - И все же, если столкнулись с такой ситуацией: я купила телефон, все вроде работает, через два дня не работает. А продавец вдруг не отвечает, не идет на контакт, как решать, куда звонить?

Ирина Наркевич: - Бывают еще такие ситуации, наверное. Все меньше и меньше, но они бывают. Мы как регуляторы этой сферы деятельности, не только интернет-торговли, но и всей торговли, особое внимание уделяем этой дистанционной форме. У нас в обязательном порядке эти субъекты хозяйствования должны быть зарегистрированы в торговом реестре, и информация о том, что продавец присутствует в торговом реестре, должна на первой странице сайта размещаться. Если его нет в реестре, то не нужно делать выбор в сторону такого продавца. И если цены очень низкие, у меня возникают сомнения.

И все-таки, если купил, если замолчали, если не отвечают… Первое - определиться, где потребитель этот товар увидел. Это какая-то площадка, или же интернет-магазин был в свободном плавании. Если товар куплен на интернет-площадке, которая аккумулирует определенное количество продавцов, то мы ввели определенные гарантийные обязательства со стороны этих площадок, чтобы они отслеживали исполнение законодательства интернет-магазинами. Пожаловаться можно самой интернет-площадке, а уж интернет-площадка, будьте уверены, найдет этого продавца и обяжет его общаться с потребителем или выступит определенным рефери. Эта норма новая  и важная норма, в прошлом году вступил в силу закон, это дополнительная степень защиты граждан в интернет-торговле. Интернет-площадка наводит порядок, вычищает ряды на своем поле. У нее сегодня есть право, если нарушает законодательство какой-то интернет-магазин и госорган обращается более двух раз по этому поводу, она может вообще расторгнуть договор. Это помимо административной ответственности, за обман потребителя вообще может быть уголовная ответственность. 

Поэтому продавца всегда можно найти, главное, чтобы он был зарегистрирован в поле Республики Беларусь. Кто это может сделать? Есть уполномоченные по защите прав потребителей, есть общественные организации, Министерство торговли как регулятор и контролер. И знаете, они быстро находятся. Горячая линия Минторга открыта, можно обращаться, мы активно отреагируем на этот вопрос. 

Добрый день! Знаю, чек должен выдаваться всегда, даже если покупка совершенна через интернет-магазин. Однако я на днях столкнулась с такой ситуацией. Живу в пригороде, и в магазине у нас мне не выдали чек, сказав, что сломался кассовый аппарат. Пришлось уйти без чека. Однако, как тогда защитить свои права, если бы товар оказался испорчен? И правильно ли, что магазин работал с неисправным кассовым аппаратом?
Людмила (Неизвестно)

Есть целые инструкции по использованию кассовых аппаратов. С неисправным работать нельзя, есть процедурные вопросы, как заявить об этом, как в ремонт сдать. Но вот не работает, там одна касса, нет второй, что делать? Запрещено обслуживать потребителя с дефектной кассой и запрещено продавать товар без документа, подтверждающего факт оплаты. У продавца есть право выписать квитанцию, это будет документом, подтверждающий факт оплаты. А защита прав все та же - либо отказаться от покупки товара, либо настоять на том, чтобы вам выписали документ. 

В законе есть еще такой компенсаторный момент: не только чек является основанием для защиты прав потребителя, есть и другие, к примеру, два свидетеля, специфическая упаковка этого магазина, контрольно-идентификационные знаки, либо этот магазин единственный, который продает товар, является официальным дилером марки. Но лучше - документ. В квитанции должны быть написаны все данные: кто продавец, какой товар, стоимость, дата, подпись. Потребуйте такой документ, если касса вдруг сломалась. И еще я бы рекомендовала: если там есть терминал, достаньте карточку и рассчитайтесь ей. С учетом того, что грядет деноминация с 1 июля, убираются нули, будет сложно и потребителю, и кассиру. Самое оптимальное решении - оплата карточкой.   

Потерял чек на товар. Могу ли я обратиться к продавцу по вопросу обмена либо возврата товара?
Михаил (Неизвестно)

Ответ такой: обратиться он может, но должен подумать, как доказать, что этот товар куплен у этого конкретного продавца. Представьте ситуацию, например, это продукт питания, рядом находятся два магазина, продается много одноименного товара. Пришел покупатель домой и обнаружил, что товар испорчен. Решил, пойду в магазин поближе и буду там свои права заявлять. Тогда продавец правомерно задает вопрос - а вы у нас покупали товар? Это нужно понимать. 

Чеки, особенно на крупногабаритный, дорогостоящий товар, на обувь не стоит выбрасывать. Здесь есть одна особенность. Если это сложнотехнический товар, то чек - не обязательное подтверждение, есть гарантийный талон. Если гарантийный талон заполнен правильно, то чек вообще не является основанием, можно просто представить этот талон. Любые средства доказывания - упаковка, маркировка, какая-то эксклюзивность товара - все принимается к рассмотрению. Можно отстаивать свои права вплоть до суда, который тоже может запросить свидетельские показания. Это касается не только товар, но и услуги. Если это интернет-магазин, надо стараться оставить какие-то следы, сделать скриншот экрана, всегда стараться себя обезопасить. 

Надо отметить, что наша система защиты прав потребителей достаточно серьезно работает и защищает потребителей более жестко в сравнении со странами постсоветского пространства. У нас работает принцип - потребитель всегда прав. Некоторые продавцы, не желая доводить дело до разбирательств, говорят - вот деньги, приходите к нам еще. 

Ирина Владимировна, столкнулась с интересной ситуацией в последнее время. И в магазинах, и в салонах красоты, и в прочих местах как-то резко перестали работать платежные терминалы. Т.е. торговые объекты принимают только наличные платежи, обосновывая крайне длительным ремонтом самих устройств. Прокомментируйте, пожалуйста, такую тенденцию.
Екатерина (Неизвестно)

Я думаю, что здесь есть какая-то хитрость со стороны того, кто долго ремонтирует. Это новация прошлого года, мы анализировали ситуацию. Вообще есть план по стимулированию безналичных расчетов в стране. Самую активную позицию здесь занимает, разумеется, Национальный банк, но и все государственные органы, министерства и ведомства в этом участвуют. Конечно, самое активное участие со стороны Министерства торговли, потому что минторг регулирует несколько сфер, которые контактируют с потребителем. Это торговая сфера, сфера общественного питания, бытового обслуживания, где необходимы терминалы. Техника, конечно ломается. И когда были нарекания со стороны субъектов бизнеса по поводу установки и обслуживания терминалов, мы предложили, чтобы Национальный банк как регулятор банковской сферы (а банки, как правило, дают терминальное оборудование и заключают договоры) регламентировал эту деятельность. И такой регламент появился. Если подана заявка на установку терминала, то в течение 10 дней вам должны его поставить. Если терминал сдан в ремонт, то в течение 5 дней его должны отремонтировать. Если аппарат сдан в ремонт и необходим подменный фонд, то в течение 3 дней должны этот подменный фонд предоставить. 

С января введена ответственность за неработающий терминал. Министерство по налогам и сборам это должно жестко контролировать. Но так как это новация, сейчас пока идет адаптационный период и есть некоторые послабления. Что делать потребителю в такой ситуации, и вообще как должно быть по закону? По закону человек пришел, и его должны рассчитать. Когда этого не происходит, магазин либо предприятие общественного питания, к сожалению, клиента теряют. Сегодня есть места, где не нужен терминал. Например, рынки. Пока нет законодательного обязательства устанавливать терминалы в сельской местности, в предприятиях Белкоопсоюза, где один продавец. Но вообще-то инфраструктура развивается. Она у нас на уровне Европы одна из самых передовых. Насколько я знаю, мы даже обошли Германию. И задача поставлена - инфраструктуру развивать и стимулировать, процент безналичных расчетов увеличивать. Важно, чтобы  интерес расплачиваться карточкой был не только у потребителя, но это было выгодно и объекту торговли, общественного питания, банку. 

Например, продавцу могут увеличить премию или зарплату, если он будет стимулировать оплату безналичным расчетом. Также можно ввести различного рода стимулирования для потребителя. Например, при оплате карточкой, он может приобрести какой-либо акционный товар. Если терминал не работает, а наличных денег у покупателя нет, то он будет вынужден идти в другое торговое место. Если же к такому продавцу нагрянет налоговый инспектор, он не будет разбираться в ремонте терминал или нет. Если документального подтверждения поломки и ремонта не будет, то такого продавца будут ждать штрафные санкции.

Ведущая: - Потребитель имеет право потребовать документ, подтверждающий, что терминал находится в ремонте?

Ирина Наркевич: - Потребитель имеет право воспользоваться книгой замечаний и предложений. Продавец обязан предоставить ее по первому требованию. Всегда нужно помнить о том, что нет необходимости тратить нервы и время на споры с продавцом. Если вы считаете, что с вами несправедливо обошлись, то всегда можете изложить свои претензии в письменном виде. Эта книга на жестком контроле у проверяющих органов. Ситуация анализируется, и в течение 15 дней должен последовать ответ на жалобу.

Могут ли мне отказать выдавать чек за услугу, если она была выполнена?

Здесь несколько аспектов, во-первых, в услуге есть такая особенность в отличие от продажи, когда пришли вы, допустим, сдавать обувь в ремонт или заказывать себе платье, или заказывать окна, то по правилам бытового обслуживания, вы можете оплатить аванс, можете вообще ничего не платить, но договор составить. В магазине, если вы договор составляете, вы оплачиваете, хотя тоже могут быть какие-то рассрочки, но вот в сфере бытового обслуживания такая норма есть, можно рассчитываться по результатам. А что значит, не выдали чек? Не имеют права. Но опять-таки если мы говорим, что не работал кассовый аппарат, выдайте, квитанцию. Конечно, обязаны выдать что-то. Если не делают, то нарушают норму, за которую есть ответственность и штрафные санкции, и вся та степень защиты, о которой мы уже говорили. Можно на горячую линию пожаловаться, можно написать в книгу замечаний и предложений, написать жалобу в местный исполком уполномоченному по защите прав потребителей, можно написать претензию тому же изготовителю. Конечно, договор должен быть. Услуга все-таки. Если нет подтверждения, но есть договор с подписью, это тоже важная составляющая защиты в предоставляемой услуге. 

Люди зачастую рассчитывают на авось, доверяют большие деньги незнакомым людям. Хорошо, наверное, что наш человек такой открытый, доверяет другому человеку, раз сам не обманывает, но доверяй и проверяй. В сфере защиты прав потребителей, в сфере ваших личных экономических интересов лучше предвосхитить негативные ситуации, нежели потом тратить время, силы, доказывать и возвращать свои деньги. Деньги нужны сегодня, сейчас, и если мы хотим услугу получить качественную, то мы должны все контролировать сами, знать свои права.  

С 1 января в Беларуси ввели обязательную сертификацию, и часть ИП отказалась выходить на работу. Скажите, как сейчас обстоят дела? Успокоились ли они, открылись ли боксы на рынках?
Николай (Неизвестно)

При любом нововведении законодательного характера ситуация всегда непростая. Должны существовать адаптационные, переходные периоды. Новацией стал технический регламент легкой промышленности, до этого регламента по первому слою одежды не было. Это было воспринято со стороны бизнес-сообщества, особенно малого бизнеса, как непосильная нагрузка. Получается, что они перекладывают на себя нагрузку по сертификации товара, которую должен нести производитель. 

По информации на 11 марта в торговых центрах нашей страны работает порядка 70% индивидуальных предпринимателей. На рынках - около 30. Почему так? Именно торговое место на рынке - это самый малый бизнес. Там, скорее всего, нет наемных работников, человек работает индивидуально. В торговом центре большая площадь у магазинов, там могут быть и наемные работники. Эти точки уже чуть крупнее самого малого бизнеса. Это тоже индивидуальные предприниматели, но они уже, наверно, как-то адаптировались. Либо сертификаты стали пораньше делать, либо перестроили свой бизнес и стали брать товар у оптовиков. Ведь речь идет, как правило, об импортном товаре. Индивидуальные предприниматели на рынке традиционно торговали не белорусским товаром, а товаром, которые они везут вряд ли из Турции, Польши (таких небольшое количество), чаще это товар с московских рынков. Поэтому сейчас много споров по поводу самой процедуры сертификации. Нужно действительно облегчить для ИП определенные нормативные моменты. Например, везде ли должен быть сертификат, если у продавца три точки на рынке, и такая гора сертификатов на каждый товар. 

Такие упростительные механизмы на рабочей группе в минэкономике обсуждаются практически каждую неделю. От каждой области есть представители малого бизнеса - это 27 человек. В рабочую группу входит только три чиновника. Ведется диалог. Фактически мы первые на постсоветском пространстве в рамках ЕАЭС проходим этот путь, формируем правоприменительную практику под существующие технические регламенты. Поэтому, конечно, все идет достаточно сложно, нужно как бы по ступенькам подниматься, подъем тяжелый, но шаг за шагом мы приходим к взаимопониманию, может, не везде и во всем, но приходим. 

Еще обсуждается вопрос по второй транспортной накладной, какие сертификаты должны быть к ней или можно прямо в ней сделать пометку, что сертификат есть. Потому что фактически многие товары, которыми предприниматели торгуют, где-то выпущены в обращение и выпущены грамотно, с документами. Если вводим мы в странах ЕАЭС базу данных сертификатов, значит, мы должны ей пользоваться. Эти механизмы пользования мы тоже проходим впервые. Например, товарно-транспортная накладная - тоже требование. А когда у хозяина три объекта, и в каждом должна быть эта накладная... А это бланки строгой отчетности, это деньги, это дополнительная ответственность перед налоговой. Зачем? Есть она у него в одном месте - и достаточно. 

Сейчас стали больше идти от практики в общении с предпринимателями. Этот новый механизм непростой, но в этой ситуации радует то, что наша исполнительская дисциплина по закону даже у малого бизнеса высочайшая. Они хотят на 2-3 шага просчитать все ходы, чтобы работать по правилам и чтобы к ним не было вопросов. И это правильно. Зачем доводить до суда ситуацию, если можно правоприменительной практикой в досудебном порядке отрегулировать вопросы. Зачем нагрузка на суд, зачем дополнительные издержки? Это хороший и правильный путь.

Сегодня наступает время профессиональной грамотности малого бизнеса и ИП, когда они начинают изучать законы, читать, разбираться. Сама ситуация на рынке заставила это сделать. Мы (все заинтересованные органы совместно с малым бизнесом) стараемся не столько адаптировать  законодательство, сколько проводить разъяснительную политику для малого бизнеса, чтобы все новшества и изменения были понятны. Одно дело изготовитель, который только выпускает огромное количество товара и у которого в штате большое количество специалистов самых разных направлений, и другое дело предприниматель, который и товаровед, и приемщик, и продавец, и закупщик, и бухгалтер в одном лице. Поэтому люди просят, требуют - объясните нам понятно, подробно, чтобы у нас не было вопросов. Они не хотят нарушать законодательство.

По какому принципу выставляются гарантийные сроки на продукцию?
Галина (Неизвестно)

Гарантийные сроки выставляет в первую очередь изготовитель. Изготовитель знает свой товар, он понимает, как на этот товар выставить гарантийный срок, какой это будет срок, но гарантию давать все-таки подстегивают технические регламенты, стандарты. Если технические регламенты и стандарты существуют на товар, то изготовитель должен в соответствии с ними выставить гарантийный срок согласно нормативно-технической документации, именно технической. Гарантийный срок на товар, который производится за пределами Беларуси, производитель обязан выставлять не менее  гарантийного срока предусмотренного в нашей стране нашим законодательством для аналогичных товаров. Если у нас на холодильники гарантийный срок 2 года или год, то зарубежный холодильник, когда сюда въезжает, тоже должен иметь такой же гарантийный срок. Вопрос, кто его выставляет. Не всегда изготовитель. Но тогда вводится ответственность поставщика, импортера, который обязан это сделать. Если он не сделал, то продавец, который принял этот товар, обязан обеспечить сам такую гарантию. 

На товар можно устанавливать и дополнительный срок гарантии, это продавец может делать сам. Иногда это является стимулирующим фактором покупки для потребителя. Возьмите автомобиль, даже импортный автомобиль срок гарантии год иди два, а продавец решил продлить до 3-х лет. Конечно, этот товар будет более привлекательным, потому что в гарантийный срок его обязуются бесплатно ремонтировать.     

Часто покупаю летом обувь на зиму. Гарантийный срок у нее, как правило, - 60 дней. Скажите, отсчет этих дней начинается с момента покупки? В противном случае, какой тогда смысл в гарантии? Спасибо!
Нина (Неизвестно)

Конечно, 60 дней не начинают истекать с момента покупки. Потому что есть товар сезонный, срок гарантии товара исчисляется с момента наступления соответствующего сезона. Для зимней обуви он начинается с 15 ноября, для весенне-осенней с 1-го марта и 15 сентября, гарантия на летнюю обувь начинается с 1-го мая. Это установленные нормы. Но бывает, что течение гарантийного срока прерывается с наступлением другого сезона, если недостатки были обнаружены до наступления следующего сезона, тогда гарантийный срок начисляется со дня начала использования товара, и потребитель в праве предъявить изготовителю и продавцу товаров претензии по истечению срока годности (это тоже важная норма когда-то была внесена)… Право изготовителя определять гарантийный срок, но это его право ограничено стандартами. У нас традиционно на белорусскую обувь гарантийный срок до двух лет, а вот импортной поставщик, допустим, заявил 30 дней гарантий, но мы требуем, что в течение двух лет, если товар некачественный, потребитель может заявлять свои права. Это его степень защиты. В законе все предусмотрено. 

Скажите пожалуйста, какой среднемесячный норматив товарных запасов сегодня считается нормальным для промышленных товаров - 70 или 90 дней? СПАСИБО.
Светлана Ярошевич (г.Минск)

Насколько я знаю, норматива сегодня на каком-то законодательном уровне не существует, раньше он был. Можно говорить, что это 30 или 45 дней. Считается, что предприятие с этим товаром может работать безубыточно и в какой-то степени эффективно. Конечно, если 70 или 90 дней, то уже есть вопросы. Для промышленных товаров нормальным считается 30-45 дней, чтобы предприятие нормально работало.

В крупных гипермаркетах "Простор" и "Евроопт" и мелких магазинах у дома выкладка товара организована так, что сразу на входе располагаются длинные стеллажи с алкоголем. Горки с алкогольными акциями на каждом шагу между разнесенными в разные концы зала хлебом и молоком. А если покупатель все-таки не положил в корзину бутылку, то она будет ждать его на кассе рядом с жвачками и семечками. Почему минторг поощряет спаивание населения? Почему в Советском Союзе вино-водочное отделы были отдельно от хлебных и молочных, а в Европе и сейчас алкоголь в зале размещен отдельно, а у нас агрессивно продвигается?
Анжела (Минск)

В Европе нет законодательного ограничения и требования, чтобы продажа алкоголя была специализированной. За исключением, наверно, Швеции, где сухой закон. Там государство регулирует процесс, это отдельные магазины, отделы со своим входом. А так традиционно в Европе, особенно к праздникам, как только заходишь в магазин, сразу полочки и потянулись. У нас раньше были отдельные вино-водочные магазины. Скажите, пожалуйста, как сегодня магазину, у которого есть лицензия и построен он давно, в рамках этого метража выстроить отдельный отдел. Зачастую это невозможно. Мы эту тему обсуждали неоднократно. У нас есть межотраслевая комиссия при Совете министров, которая рассмтривает вопросы по алкоголю. Тема всегда дискуссионная. И если уж начинать вводить специализированные отделы, начинать это нужно с момента строительства объекта. Нельзя вводить нормы задним числом для построенных объектов. 

Сегодня у нас очень много ограничительных мер в законе по обороту алкоголя. Что дают, например, меры ограничения времени продажи. С одной стороны это хорошо, с другой стороны, начинают процветать бабушка, таксист, растет спрос на нелегальное, непонятно откуда привезенное спиртное. Еще из ограничений у нас - нельзя привлекать внимание к алкоголю. Если на  молочном продукте можно перечеркнуть цену и показать ее снижение, то для алкоголя это запрещено. Даже если цена реальна снижена, то никак нельзя об этом информировать потребителя. Конечно хотелось, чтобы эти отделы были специализированные, но у нас часто в магазинах два сквозных входа. С какой стороны не зайди, с какой стороны не поставь этот отдел - он будет тебя приветствовать. Министерство рекомендует, чтобы товар стоял в специализированном отделе,но законодательного запрета для другой выкладки нет. Законодательный запрет есть по стимулированию - нельзя привлекать внимание к снижению цены, ограничение  на рекламу: можно только в местах продаж. 

Давайте не будем бросать громкие фразы про роль минторга в спаивании населения. Минторг является регулятором торгового процесса. Алкоголь это не запрещенный товар, и если этот товар существует, то существует и технология его продажи.

Ведущая: - Я часто вижу в крупных магазинах такие островки и красные цены на алкоголь, если видишь нарушение, как поступать?

Ирина Наркевич: - Значит, магазин нарушил закон. Я уже говорила, можно просить книгу замечаний и предложений или позвонить на горячую линия торговой инспекции. Они, кстати, меры принимают. Сейчас не так много магазинов, которые себе позволяют выставить красную цену на алкоголь. В законе о торговле (Закон "О государственном регулировании торговли и общественного питания"), который вступил в силу 22 июля прошлого года, есть норма, которая говорит, что за алкоголь объект торговли должен рассчитаться в 45-дневный срок. Даже если товар не продан, рассчитаться должен. (Изготовители предлагали этот срок установить в 30 дней, и определенное время так и было.) Желание продать в ограниченные сроки, необходимость рассчитаться с поставщиками подстегивает некоторые объекты торговли рисковать и нарушать закон. Но все это строго контролируется, в том числе и законом о рекламе, который запрещает рекламу алкоголя - штраф от 50 до 100 базовых величин. Конечно, это большие риски для магазинов. 

Смотреть еще