Архив онлайн-конференций

Онлайн-конференция с председателем Минского городского комитета природных ресурсов и охраны окружающей среды Сергеем Масляком

Онлайн-конференция с председателем Минского городского комитета природных ресурсов и охраны окружающей среды Сергеем Масляком

Беларусь отмечает Всемирный день без автомобиля, призывающий людей отказаться от личного транспорта в пользу велосипеда или пеших прогулок. В этот день выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух уменьшается на 350 т, что благоприятно сказывается на экологии. Традиционно 22 сентября проходят различные акции, участником которых может стать любой белорус. О насыщенной программе мероприятий и состоянии экологии в столице расскажет председатель Минского городского комитета природных ресурсов и охраны окружающей среды Сергей Масляк. 

22.09.2016

Фото


Вопросы конференции


Добрый день! Беларусь присоединилась к празднованию Всемирного дня без авто 8 лет назад. Какие перемены произошли за это время? Растет ли количество автомобилистов, готовых отказаться от комфорта и пересесть на общественный транспорт?
Максим (Орша)

Спасибо за вопрос. Да, первый День без автомобиля в Республике Беларусь был проведен в 2008 году. Хотя само это движение и акция в том виде, в котором она существует, свои корни берет в Англии еще с 1997 года. В 1998 году она проходила во Франции. До нас дошла спустя 10 лет. Проведение этой акции - это безусловный успех, потому что, подсчитав потом результаты и положив их в основу цифр, мы получили, что только за этот день без автомобилей удалось снизить выбросы в окружающую среду, которые происходят в основном от автотранспортных средств... По статистике порядка 80-85% выбросов в окружающую среду - это автомобильные источники, то есть наши с вами автотранспортные средства. И только 15-20% - это промышленные предприятия. В день проведения акции в 2008 году по Республике Беларусь удалось сократить выбросы на 400 тонн, а по Минску эта цифра составила 100 тонн. Мы производили расчеты и подсчитали, что каждый автомобиль ежегодно выбрасывает в воздух (в зависимости от объема двигателя и других технических характеристик) порядка 1200-1400 кг различных веществ. Соответственно, ежедневно в среднем автомобиль выбрасывает порядка 3,84 кг. А если это перевести в количество автовладельцев, которые оставили свое авто дома, и если брать за основу цифру в 100 тонн, то получается, что по Минску не выехало в этот день на улицу порядка 25-ти тысяч автомобилей.

Хочу сказать, что эта цифра выбросов автомобилей в окружающую среду по Минску, которая варьируется от 100 до 200 тонн именно в день проведения данной акции, она - величина непостоянная и зависит от многих факторов: подготовленности к проведению этой акции, отношению людей. Нет такого, что, начиная с 2008 года, мы видим постоянный прирост. От многих показателей зависит. Вместе с тем в этом году, учитывая какие-то ошибки прошлых лет, мы все-таки настроились на то, чтобы комитет природных ресурсов Мингорисполкома был таким своеобразным локомотивом этого движения. Я думаю, у нас это получилось. Так 9 сентября текущего года в городской ратуше председателем Минского городского исполнительного комитета была подписана хартия о присоединении Минска к Европейской неделе мобильности. Это очень серьезный шаг. В прошлом году этот документ подписали только два города. В нынешнем - уже 7 или 8 городов.  

Что представляет собой Европейская неделя мобильности? Какова ее основная задача и как она решается в Беларуси?
Илья (Молодечно)

Основная цель Единой недели мобильности - это все-таки обратить внимание европейских органов власти на необходимость укоренения и развития устойчивых видов транспорта. Устойчивые виды транспорта - это в первую очередь трамвай, троллейбус, метро. Во вторую очередь - это городской транспорт, который, я считаю, серьезно развит у нас. Кроме этого, уже налажен выпуск электроавтобусов, на одном из которых в городе Несвиже планируется проведение экскурсий для гостей. Еще ставятся задачи расширить зону передвижения пешеходов. Во многих городах Европы въезд в центр платный либо запрещен. Я считаю, что это правильно. А у нас, к сожалению, многие горожане хотят приехать на машине, хорошо, что если только под подъезд. Я думаю, многие жители города согласятся, потому что такие факты происходят ежедневно. 

Сергей Михайлович, сегодняшняя программа мероприятий очень насыщенная. Меня смущает то, что все заявленные активности будут проходить одновременно в одном месте. И фотовыставка, и веломастерская, и воркаут и много чего еще. Как будут располагаться эти площадки, чтобы не мешать друг другу, ведь ожидается много людей.
Алина (Минск)

Я уверен, что нам ничего не помешает, в том числе и погода. Наше мероприятие состоится при любой погоде. Уместить все мероприятия в одном месте достаточно просто, учитывая хотя бы то, что территория, которая будет перекрыта (это участок улицы Ленина от проспекта Независимости до улицы Кирова), достаточно обширна для того, чтобы ее наполнить мероприятиями с участием всех заинтересованных. Мы там не один и не два раза прошли, чтобы оценить ситуацию визуально, и чтобы каждый у нас там был на своем месте. Хочу сказать, День без автомобиля - это своеобразный итог всей Недели мобильности, которая завершится 22 сентября.

Ведущая: Если отказ от автомобиля всего лишь на один день настолько снижает экологическую нагрузку на город, может быть, от нас не убудет, если мы два раза в год будем День без авто устраивать?

Сергей Масляк: Такое предложение витает в воздухе, и Мингорисполком, я думаю, поддержит его. Тем более, ходить пешком очень полезно, необходимо проходить 10 тысяч шагов в день, чтобы поддерживать себя в нормальной форме. 

Помимо основной программы, которая начинается в 16 часов, какие еще мероприятия сегодня проходят?
Вера (Минск)

Бесплатный проезд, надо об этом сказать. Минским городским Советом депутатов на очередной сессии была единогласно поддержана наша инициатива, и сегодня, 22 сентября, водителям автомобилей будет предоставлено право бесплатного проезда на общественном транспорте: автобус, троллейбус, трамвай, метро - при условии предоставления ими водительского удостоверения и техпаспорта на транспортное средство.

Ведущая: Это действительно очень стимулирует, интересно потом посмотреть, как пассажиропоток изменился в этот день. Тогда это были бы вспомогательные данные для анализа.

Сергей Масляк: Мы с Минсктрансом это вопрос отработаем, я думаю, что количество тех, кто проехал сегодня на автотранспорте, будет меньше.

Расскажите, пожалуйста, про акцию "Эковелик". Насколько широка география велопрогулок и кто может стать их участником?
Марта (Дзержинск)

Акция "Эковелик" - это совместный труд комитета природных ресурсов и комитета по образованию Мингорисполкома, который в прошлом году вышел к нам с инициативой, мы ее поддержали, и после совместных усилий было придумано такое название "Эковелик". Первый маршрут, который мы предложили горожанам и который опробовали я и председатель комитета по образованию, начинается от авиамузея в Боровой и заканчивается в Раубичах.

Ведущая: Т.е. мы говорим о том, что уже выезжаем за черту города?

Сергей Масляк: Да, но впоследствии, после хорошего старта комитетом по образованию эти веломаршруты постоянно обновляются, соответствующая ссылка есть на нашем сайте и сайте комитета по образованию. Так что если вы планируете свои выходные и хотели бы с пользой для здоровья и кругозора провести время, можете найти разные маршруты, которые проходят как на территории города Минска,  - например, Лошицкий парк, по территории которого эковеломаршрут составлен, - и за его пределами. Всего разработано уже около 10-15 направлений. Можете выбрать для себя оптимальное, которое вы потянете, и приятно проведете время.

В последнее время все большую популярность набирают электроавтомобили. Тесла массово к нам пока не приехала, дорого, а вот Тойоты Приусы и прочие гибриды ездят "во всю". Как вы относитесь к такой постепенной смене приоритетов и есть ли шансы, что все мы пересядем на электрокары?
Сергей (Гродно)

Однозначно будущее за электротранспортом. Учитывая даже обращение Главы государства на последнем Всебелорусском народном собрании о необходимости активизировать работу в этом направлении. С учетом того, что строится и Белорусская атомная электростанция, и, вы знаете, в недрах Беларуси, к сожалению, нет таких богатых запасов нефти и газа, как у некоторых других стран, поэтому я считаю, что это правильное направление. Кроме того, я знаю, что подготовлен проект постановления о развитии в Беларуси электротранспорта.

Ведущая: - Это будет такой масштабный проект, нацеленный на развитие и городского, и личного транспорта?

Сергей Масляк: - Да, в масштабах республики. В рамках Недели мобильности 18 сентября состоялся слет любителей электромобилей, но мы не говорим о гибридных автомобилях, где используется бензин и батарея, а только про электро. К сожалению, на территории РБ мы знаем около 100 таких зарегистрированных автомобилей.

Ведущая: Мне кажется, основная проблема в том, что разработчики пока не продумали, как на одном заряде батареи проехать большее расстояние, потому что электрозаправок…

Сергей Масляк: …в Минске их только две.

Ведущая: А по республике и вовсе нет?

Сергей Масляк: За республику не готов говорить…

Ведущая: И большинство из них привязано к некоей локации.

Сергей Масляк: Большинство этих автомобилей можно заряжать в домашних условиях. Мы общались с владельцами. Если ты живешь на 19-м этаже, наверно, это невозможно сделать, потому что его можно заряжать только от сети. Но если ты живешь на третьем, то, как нам сказали, покупаешь удлинитель и заряжаешь. Как правило, на поездки по городу - а большинству автомобилей хватает зарядки для передвижения на расстояние около 100 км - этого будет достаточно. Я считаю, что будущее за электромобилями при условии развития именно сети электрозаправок.

На вашем сайте размещены ссылка на карту пунктов приема вторсырья. Но там есть данные только по Минску и Гродно? Почему так? Ехать через полстраны в нужный пункт никто не будет. Это уже не говоря о маленьких городах.
Катерина (Гомель)

На сегодняшний день в разделе сайта "Инфолента" эта информация актуализирована и дополнена. Добавлена ссылка на сайт greenmap.by, на котором вы можете видеть расширенную картину и определиться с выбором места сдачи вторичного материально ресурса. В соответствии с законом "Об обращении с отходами" есть вторичные материальные ресурсы, которые не перерабатываются на территории города Минска, но в соответствии с законом они в любом случае должны быть переработаны. Для этого есть организации, у которых существуют накопительные площадки, они отходы накапливают, а потом сдают перерабатывающей организации.

На главной странице вашего сайта есть призыв стать общественным экологом. Каковы его обязанности и загрузка? Это на безвозмездной основе или человек получает поощрение?
Юлия (Минск)

Стать общественным экологом очень просто, чего не скажешь о его работе. Любой желающий, который имеет представление о действующем законодательстве в области охраны окружающей среды и представляющий, чем он должен заниматься, может стать общественным экологом, пройдя регистрацию на нашем сайте. Затем специальная комиссия задает этому человеку определенные вопросы, и, если человек достаточно осведомлен, то этот своеобразный экзамен он сдаст с первого раза. Возраст общественного эколога не имеет никакого значения. Самый пожилой общественный эколог у нас 1953 года рождения, а самый молодой - 2000 года.

Численность городского комитета природных ресурсов и охраны окружающей среды - 43 человека. Это и бухгалтерия, и юридический отдел, и сотрудники, которые занимаются проблемами того или иного района - на один район один человек. Понятно, что один человек не может контролировать все. С помощью общественных экологов он может реагировать на наиболее вопиющие ситуации. Необязательно быть общественным экологом, чтобы переживать за природу. Мы стараемся оперативно реагировать на просьбы, пожелания и жалобы обычных граждан.

Ведущая: К вам можно обратиться напрямую, есть горячая линия?

Сергей Масляк: Горячая линия есть, кроме того, на сайте в любой день любой сотрудник по направлению своей деятельности даст квалифицированный ответ. У меня есть приемные дни, пожалуйста, любые вопросы. Мы всегда идем навстречу. Готовы поддержать, объяснить и принять соответствующие меры, которые у нас жесткие и довольно накладные для кармана нарушителя.

Ведущая: Например, незаконная вырубка деревьев, во сколько нарушителям обойдется?

Сергей Масляк: Это зависит от многих факторов. Я лучше приведу в пример незаконное уничтожение газона. Организацию называть не буду, но ей это обошлось в 1 миллиард неденоминированных рублей.

Ведущая: Они просто парковку там сделали или что?

    

Сергей Масляк: Они складировали на зеленой зоне грунт без соответствующих на то разрешений. 

Добрый день! Я живу в Минске возле одного из крупных заводов. Периодически у нас в районе он распространяет сизый дым и характерный запах. В администрации завода уверяют, что все в норме, но я не склонна этому верить. У меня маленький ребенок, и его здоровье сильно меня заботит. Есть ли возможность во время такого "дыма" вызвать ответственных сотрудников и произвести замеры? Если нет, то как это можно сделать самому?
Илона (Неизвестно)

Предприятиям города Минска выдается разрешение на выбросы отравляющих веществ в окружающую среду. Кроме того, может выдаваться комплексное природоохранное разрешение, в котором установлены нормативы допустимых выбросов, а также допустимость выбросов от каждого конкретного источника и установлены условия осуществления этих выбросов. Кроме того,  в  городе Минске существует порядка 12 стационарных станций, которые находятся на балансе Белгидромета и которые осуществляют практически поминутные замеры нахождения в воздухе каких-то примесей.

Ведущая: Если у человека возникают сомнения, что все эти разрешения, которые выдавал ваш комитет, соблюдаются?

Сергей Масляк: Данные по всем замерам можно в свободном доступе увидеть на сайте Белгидромета. Контроль за качеством воздуха в жилой зоне Минска осуществляется Минским городским центром гигиены и эпидемиологии. 

Сергей Михайлович, какова экологическая обстановка в Минске? Какие районы самые чистые, а какие "не очень"? Сильно ли изменилась экология столицы за последние 10 лет?
Андрей (Неизвестно)

Больной вопрос для многих минчан, но я хочу сказать, что несмотря на уплотненное размещение различных объектов, высотную застройку и концентрацию промышленности, в последнее время каких-то серьезных и крупных залповых выбросов в окружающую среду не наблюдалось. Кроме того, результаты многолетнего мониторинга свидетельствуют о снижении и стабилизации уровня загрязнения города какими-то специфическими веществами. Но вместе с тем, для минчан, наверное, не секрет, что в городе Минске можно выделить три таких района, в которых расположены крупные промышленные объекты: Заводской район - МАЗ, Минский завод колесных тягачей, Минский подшипниковый завод, которые находятся в таком своеобразном треугольнике. Если брать Фрунзенский район, это Минский завод отопительного оборудования. И в Партизанском районе - Минский тракторный завод. В зависимости от розы ветров, в зависимости от того, какие процессы там происходят, соответственно, в городе может появляться какой-то неприятный запах. Опять же хочу отметить, что руководством этих предприятий тратятся немалые деньги на усовершенствование технологических процессов, на приобретение самого современного очистного оборудования.

Ведущая: Изменилась ли экология столицы за последние 10 лет.

Сергей Масляк: Изменилась, но в положительную сторону. Кроме того, 85% загрязнения дают автомобили, и 15-20% - промышленные предприятия. Мы должны понимать, что то, как делали изделия 10 лет назад и то, как их делают сегодня, это совершенно разные технологические процессы. Использование той же воды. Если раньше эту воду просто выливали в канализацию, то теперь этот цикл замкнутый. Одну и ту же воду очищают и используют постоянно. Это уменьшает как стоимость производимой продукции, так и вредное воздействие на окружающую среду. 

А много ли диких животных обитает в Минске? Раньше в парке Горького на каждом шагу можно было увидеть белок, а теперь это диковинка. Те которые есть, сильно прикормленные, но это ведь тоже нехорошо.
Ольга (Минск)

Наших  граждан по рукам же бить не  будешь.  И все, кто живет в непосредственной близости от водных объектов, часто ходят и кормят уток. Это, с одной стороны, неправильно, потому что  отучают животных добывать себе пищу самостоятельно. В Минске встречаются дикие животные. Но чаще можно встретить птиц, птиц водоплавающих, таких как кряквы, лебеди, чайки. Есть  и краснокнижные виды.

Многие жители города не знают, что на территории Минска есть заказник республиканского значения "Лебяжий". Это единственный заказник  на территории республики, который находится в черте города.  Мы в  этом году его обновили, и я приглашаю жителей посетить его. Там построена площадка для наблюдения за птицами. Все это на фоне красивой природы. Я думаю, что если вы в выходной день посетите это место с семьей, то у вас останутся  только приятные впечатления.  

Сергей Михайлович, часто вижу рыбаков, сидящих с удочками у очень грязных водоемов. Всегда задаюсь вопросом: что там ловить? Ведь эту же рыбу есть невозможно, в ней же вся таблица Менделеева. Есть ли в черте города водоемы, где разрешено рыбачить?
Катя (Неизвестно)

Говорить о чистоте того или иного водоема… Если брать, например, Чижовское водохранилище - оно изначально техническое, поэтому говорить о какой-то чистоте... Но если брать реку Свислочь, то на всем ее протяжении превышения каких-то предельно допустимых концентраций не выявлялось. Выявлялось только вниз по течению. И то это было разово. И определенные меры воздействия на виновных предпринимались. То, что касается каких-то сбросов в реку Свислочь, это присутствует, но это разовые моменты. В основном это халатное или бездумное отношении обывателей. Последний случай могу привести… в районе Дворца спорта, когда гражданин менял масло в автомобиле, а остатки масла он просто взял и вылил в ливневую канализацию. Но технологии не стоят на месте, камеры наблюдения есть, опять же добрые люди есть, которые позвонили и сказали. Это закончилось для него штрафом в размере 5 миллионов. 

Что касается рыбы, недавно происходило зарыбление Свислочи и Чижовского водохранилища для улучшения экосистемы. Опять же это борьба с водрослями. В Чижовском водохранилище водятся и карпы, которые весят 15 кг. Употреблять их в пищу или нет, я здесь рекомендаций дать не могу, это личное дело каждого. Хотя я признаюсь. Что вырос в Заводском районе. Рыбу мы там ловили. Ел я ее или не ел, я вам не скажу). 

Какая лучшая погода для эколога?
Анна (Смолевичи)

Дождь и ветер.

Ведущая: Почему? Эту погоду обычные люди не любят, ненавидят.

Сергей Масляк: Чтобы всем было понятно, я скажу так: это как сходить в баню. Вы помылись, чистые вышли в хорошем настроении. Эту же процедуру нужно делать и для города, если можно такое сравнение привести. После дождя город становится чистым, блестящим, красивым, хотя, я считаю, он и так очень красивый. Свой город я очень люблю.

Ведущая: У Вас есть возможность пригласить всех прийти сегодня в 16:00 и присоединиться к акции "Всемирный день без автомобиля" .

С. Масляк: Спасибо за такую возможность. Пользуясь случаем, хочу пригласить на наше мероприятие, которое пройдет сегодня, 22 сентября, на перекрытом участке улицы Ленина - от проспекта Независимости до улицы Кирова. Будет много интересного. Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать. Начало мероприятия в 16:00. Его торжественное открытие с участием должностных лиц - в 18:00. Торжественное закрытие одновременно станет стартом  велопробега светящихся велосипедов. Предварительно пройдет конкурс "Велосипед, дай огня", где будет выбран лучший светящийся велосипед. Я приглашаю всех принять участие и прокатиться по вечернему Минску в приятной компании. 
Скажите, как вы оцениваете эффективность раздельного сбора мусора. И почему контейнеры для пластика заменили на контейнеры, в которые можно забросить только пластиковые бутылки, да и то не всякого размера.
Светлана (Минск)

По раздельному сбору мусора мы только в начале пути. И многие из горожан не знают, зачем у них возле подъезда стоят разноцветные контейнеры. Не все понимают, зачем это надо. В Германии 20 лет доносили до сознания населения, зачем мусор собирать раздельно и чем это хорошо.

Я считаю, что это как велосипедисты вклиниваются в размеренную жизнь пешеходов и автовладельцев. Я бы это поставил на одни весы. Потому что там это только начало, и довольно хорошее. И тут начало есть, оно тоже хорошее. Много в этом направлении делает Минский городской исполнительный комитет, Министерство природных ресурсов, управление жилищно-коммунального хозяйства. Даже создано такое движение как "Цель 99", которое набирает популярность. Комитет от этого не остается в стороне. Я считаю, что если вы не хотите, чтобы в районе Минска росли полигоны, чего не избежать при отсутствии определенной сортировки, переработки, надо мусор сортировать. Я не снимаю и такой цели как строительство мусоросжигательных заводов, потому что за ними будущее. Москва пошла по этому пути. Если сказать, что такой завод будет строиться в Минске, я думаю, что поднимется волна возмущения, хотя многие не знают, что в той же Москве этот завод построен на территории жилого сектора, а запаха нет никакого. Это передовые технологии, это не обычный костер, который может нанести ущерб здоровью, окружающей среде. Это все очень грамотно выстроенный технологический процесс. Я за то, чтобы отходы жизнедеятельности собирать раздельно.

Ведущая: И почему контейнеры для пластика заменили на контейнеры, в которые можно забросить только пластиковые бутылки, да и то не всякого размера?

Сергей Масляк: Чтобы разные несознательные граждане не бросали туда все, что бросать не надо. Опять приведу в пример Германию. Там если написано, что это контейнер для стеклянных бутылок, то туда будут бросать только стекло. Если пластик, то только пластик. У нас бывает часто так, что если один контейнер заполнен, то все бросают в другой, стоящий рядом. В Минске было принято решение по выбору единого оператора, который будет заниматься мусором - его перевозкой, уборкой площадки, закупкой контейнеров. Я считаю, что это правильно, когда один хозяин. Кроме того, если лет 5 назад такого понятия как раздельный сбор мусора не было, оно только начинало зарождаться, то сейчас город предпринял серьезные шаги на пути в этом направлении. В частности, у Спецкоммунавтотранса оборудованы специальные мусоровозы, они зеленого цвета, которые приезжают и забирают конкретный мусор, чтобы потом меньше сортировать и эффективнее перерабатывать.  

Смотреть еще