Архив онлайн-конференций

Онлайн-конференция с Министром юстиции Республики Беларусь Олегом Слижевским

Онлайн-конференция с  Министром юстиции Республики Беларусь Олегом  Слижевским

Закон на благо общества. Повысить правовую грамотность - значит избежать трудностей во многих сферах деятельности человека. С какими проблемами можно столкнуться, открывая собственный бизнес? Какой размер алиментов положен матери-одиночке? Какая информация пригодится при покупке недвижимости? В преддверии Дня прав человека разобраться в этих вопросах поможет Министр юстиции Республики Беларуси Олег Слижевский во время онлайн-конференции в пятницу в 12:00. Свои вопросы можно задавать уже сейчас, заполнив форму.

11.12.2015

Фото


Вопросы конференции


Здравствуйте, Олег Леонидович! Обращаюсь к Вам с проблемой, с которой сталкиваются многие женщины - получение алиментов. Бывшему мужу судом назначено выплачивать 25% от всех доходов в пользу нашей дочери. Однако, мой бывший муж скрывается, переехал из Орши в Минск на ПМЖ, женился, сменил фамилию, усыновил 4 (четверых) детей новой супруги и, мотивируя тем, что теперь он многодетный отец, отказывается платить. Официально он нигде не работает. Раз в полгода бывший муж делает небольшую выплату, долг растет. На данный момент времени не выплачивает алименты 5 месяц. Дважды обращалась за помощью во Фрунзенское РУВД г.Минска, по месту его прописки (ул. Налибокская, 22-132) с просьбой возбудить уголовное дело в отношении Подружина А.В.(бывший муж) по факту невыплаты алиментов. Однако, участковый инспектор Фрунзенского РУВД г. Минска Деменов Г.Г. отказывается, мотивируя это тем, что у него нет времени, большая загруженность на службе, просит мирно договориться с бывшем мужем, простить ему долг, хотя бы частично, ведь у него 4 детей, нет работы. Подскажите, как так? Ведь есть ЗАКОН, который защищает наших детей, их жизни и благополучие! А он не работает. Как мне получить алименты по факту? Кто поможет? Спасибо!
Петкевич Елена Вячеславовна (Беларусь, Витебская область, г.Орша, ул.Смирнова, д.6а)

В данном случае опять-таки можно посмотреть, насколько приняты все меры со стороны судебных исполнителей по взысканию задолженности. Я скажу однозначно: не важно, сколько детей на сегодняшний день содержит этот должник по алиментам. Пока есть судебное решение, он алименты должен платить в том размере, который определен решением суда. Это первое. Второе. По вопросу отказа в возбуждении уголовного дела гражданка вправе обратиться в органы прокуратуры, которые проверят обоснованность, законность принятия такого решения. 

Прокомментируйте, пожалуйста ситуацию со студенткой, которую контролеры закрыли в троллейбусе, а потом, когда она удирала через окно троллейбуса, у нее отобрали сумку. Очень интересно, как можно оценить действия с правовой точки зрения. Вот выдержка из статьи: "6 декабря в Минске, примерно в 15.30, девушка якобы не оплатила проезд и отказалась выходить с контролерами через двери. Водитель троллейбуса заблокировала двери, но девушка все же покинула транспорт — через окно".
Марина (Минск)

Комментировать сходу - это неблагодарное дело, нужно изучать все обстоятельства. С одной стороны, конечно же, за правонарушение необходимо нести ответственность. Коль ты зашел в общественный транспорт, будь добр, оплати оказываемую услугу. Административный кодекс сегодня предусматривает ответственность за безбилетный проезд в общественном транспорте. Этот случай подпадает под нормы Административного кодекса, и гражданка обязана понести наказание. Я не буду комментировать действия контролеров, что там происходило, почему происходило. Наверное, на мой взгляд, нет у них полномочий на то, чтобы каким-то образом применять меры физического воздействия. В присутствии работников правоохранительных органов - да. Здесь необходимо оценку давать иным органам и с учетом всех обстоятельств дела. 

У нас на работе зарплату платят через месяц, но обещают рассчитаться. Как поступить? Можно ли подать иск в суд? Или надо увольняться и потом подавать иск в суд?

Нет, увольняться необязательно. Если работник считает, что каким-то образом нарушены его трудовые права, не выплачена заработная плата, для начала я, конечно, порекомендовал бы выяснить причины, почему эта заработная плата не выплачивается. Возможно, вопрос можно урегулировать и мирным путем. Аргументы, которые нанимателем будут высказаны, тоже будут убедительны. Но, конечно же, если работник делает свою работу добросовестно, у него есть право получать оплату за тот труд, который он делает. И в случае, если гражданин имеет желание взыскать такую задолженность в судебном порядке, для этого необязательно увольняться. Соответствующее исковое заявление может быть подано, и не разрывая трудовые отношения с нанимателем. 

Добрый день уважаемый господин министр.Уважаемый Олег Леонидович! Обращаюсь к Вам с личным вопросом! Я являюсь гражданином Республики Беларусь, проживаю за пределами Беларуси в России, состою на консульском учете, в апреле 2015 года мною были поданы документы на изменение фамилии. Уже чуть более 8 месяцев в министерстве юстиции рассматривается вопрос об изменении в написании в моей фамилии буквы "ё" (именно так мне объяснили сотрудники Посольства в Санкт-Петербурге), к сожалению никакого ответа, на мой запрос, не поступает, времени прошло очень много, ведь после изменения фамилии, придется менять свидетельство о рождении. Спасибо!
Берёзко Сергей Николаевич (Российская Федерация, Санкт-Петербург)

Надо разобраться с этим случаем, потому что, исходя из этой информации, нельзя дать конкретного ответа. Я бы порекомендовал с этим вопросом обратиться непосредственно к нам и более подробно разъяснить эту ситуацию. Мы тогда могли бы прокомментировать.

Ведущая: Сергей Николаевич, напишите, пожалуйста, обращение или обратитесь на горящую линию, и Вас проконсультируют.

Помогите пожалуйста! Бывший супруг не платит алименты 3,5 года, задолженность составляет более 40 млн., уголовное дело было возбуждено, был суд, но ничего так и не платит. А сейчас вообще уехал в Москву и суд был там, но на нем я присутствовать не смогла. Я хочу лишить его родительских прав, т.к. судиться всю жизнь не намерена. Подскажите, в какую инстанцию мне обращаться и в какой стране? Зарегистрирован он в РБ г.Гродно.
Алла Сергеевна (г.Гродно)

Решение о лишении родительских прав может принять только суд. Если там указаны данные гражданки, которая обратилась с этим вопросом, мы, конечно, можем посмотреть, насколько там принят полный перечень мер по взысканию задолженности с должника, по крайней мере, за тот период, когда он находился на территории Республики Беларусь. К сожалению, такие случаи бывают, когда должник нигде не работает, не имеет средств к существованию либо скрывает эти средства. В таком случае задолженность погашается за счет обращения взыскания на имущество должника. Кроме того, может быть применен широкий спектр ограничений в правах должника. Это и ограничение в праве на выезд за границу, и ограничение в праве управления транспортным средством и целый ряд других мер, которые сегодня активно применяются. Даже если должник официально нигде не работает, это не означает, что он не будет обязан выплачивать алименты. В таком случае применяются цифры, которые берутся из среднего заработка по региону, где проживает взыскатель по алиментам, и, исходя из этого среднего заработка, высчитывается необходимый процент, который выплачивает должник по алиментам.

Подскажите, пожалуйста, как лишить родительских прав отца ребенка, зарегистрированного в РБ, но проживающего в РФ. Куда обращаться и в какой стране? Спасибо.
Рымко А.С. (г.Гродно, ул.Богуцкого 4-14)

Нужно обращаться в суд по месту жительства. Лишение родительских прав - это исключительно компетенция судебных инстанций.

Скажите, пожалуйста, есть ли уже результаты от соглашения с российской стороной о признании исполнения судебных постановлений по делам о взыскании алиментов? Можно ли привлечь должников-отцов, которые не выплачивали алименты, т. к. жили в России, если ребенку уже исполнилось 18 лет?
Валентина Павловна (г.Жлобин)

Да, действительно, как раз в эти дни проходит процесс ратификации соглашения, заключенного в марте этого года между министерствами юстиции Республики Беларусь и Российской Федерации, которое касается процедуры прохождения судебных постановлений о взыскании алиментов. Надо сказать, что на сегодняшний день действует соответствующая конвенция, которой алименты с должников, проживающих на территории другого государства, в частности, в России, взыскиваются и сегодня. В чем отличие соглашения, которое было заключено в марте, от этой конвенции? По действующему порядку необходима процедура признания судебного решения, для того чтобы оно могло быть исполнено на территории Российской Федерации (и точно так же решение российского суда на территории Республики Беларусь). Эта процедура достаточно продолжительная, в среднем занимает от 5 до 6 месяцев. Например, бывший муж, отец детей уехал на заработки в Россию. А для того, чтобы взыскать алименты и чтобы эта процедура была проведена и документ был предъявлен к исполнению, нужно ждать 6 месяцев. Порой за это время уже возвращаются с заработков и целесообразность пропадает. Это один момент. Второй момент: за это время, за 6 месяцев, сколько накапливается задолженности! И для должника одномоментно погасить образовавшуюся задолженность крайне сложно, он начинает всячески устраняться от погашения этой задолженности: увольняется с работы, пытается скрыть свои доходы. Поэтому длительность процедуры не лучшим образом сказывается на защите прав детей, поскольку алименты выплачиваются на их содержание. Буквально на днях законопроект о ратификации соглашения был одобрен Советом Республики, и мы ожидаем в скором времени подписание этого закона Президентом. После вступления в силу соглашения процедура будет максимально упрощена. Т. е. взыскательница по алиментам обращается с определенным четко установленным перечнем документов в территориальный орган принудительного исполнения на территории нашей республики. Это управление принудительного исполнения главных управлений юстиции облисполкомов Минского горисполкома. Оттуда документ перенаправляется в территориальные службы судебных приставов Российской Федерации и тут же предъявляется к исполнению, процедура исполнения запускается в максимально короткие сроки. Что касается задолженности, в тех случаях, когда ребенку уже исполнилось 18 лет, то здесь в кажном конкретном случае надо разбираться отдельно. Если до 18-летия ребенка было вынесено судебное решение о взыскании алиментов и за этот период накопилась задолженность, то несмотря на то что ребенку исполняется 18 лет, эта задолженность будет взыскиваться с должника.   

Объясните, пожалуйста, необходимо ли прошивать устав организации при подачи на регистрацию в государственный орган или это уже пережитки прошлого и есть альтернативный вариант?
Евгений (Неизвестно)
Действительно, на протяжении уже целого ряда лет кардинально изменились подходы при регистрации субъектов хозяйствования. Если раньше был регистрационный принцип, необходимо было и прошивать и сдавать уставы, специалист регистрирующего органа анализировал их на предмет соответствия либо не соответствия законодательству внесенных в устав положений. Сегодня уже много лет действует заявительный принцип регистрации субъекта хозяйствования. То есть на ответственности самого учредителя лежит подготовка устава, внесение положений, которые должны соответствовать законодательству. При регистрации субъекта хозяйствования не проверяется и не анализируется устав, но в процессе осуществления деятельности, в случае, если нормы устава будут противоречить действующему законодательству, это может явиться основанием для применения мер ответственности к такому субъекту хозяйствования. Устав подается в регистрирующий орган в двух экземплярах, не прошивается он, один экземпляр остается в регистрационном деле. И всегда можно будет сравнить соответствует ли тот устав, с которым работает субъект хозяйствования с тем, который как эталонный вариант лежит в регистрирующем органе.
Коль уж затронули эту тему, я дополнительно скажу, что на сегодняшний день мы постоянно работаем над тем, чтобы процесс государственной регистрации субъектов хозяйствования сделать максимально простым. Уже на сегодняшний день срок регистрации всего один день. В день подачи документов на регистрацию принимается решение на регистрацию этого субъекта хозяйствования и в течение 5 дней будет поставлен на учет в таких органах как Фонд соцзащиты населения, в налоговых органах, и учредителю на руки будет выдано подтверждение. А из самых последних нововведений, я отмечу тот факт, что мы создали возможность полноценной электронной дистанционной регистрации субъектов хозяйствования. То есть желающий создать юридическое лицо либо зарегистрироваться индивидуальным предпринимателем, не обязательно должен идти в регистрирующий орган, нести весь этот пакет документов, все это можно сделать через web-портал Единого государственного регистра юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Есть одно условие, которое пока еще сдерживает этот процесс и не столь высока частота обращений к такой форме регистрации, поскольку для регистрации в таком порядке требуется электронная цифровая подпись, на которую не каждый хочет тратить деньги, чтобы приобрести для такого разового случая. Хотя она может пригодиться и в процессе осуществления коммерческой деятельности. Эти нововведения и меры, которые принимает Республика Беларусь по облегчению вхождения в бизнес, отмечены не только нашими гражданами и субъектами хозяйствования, но и отразились на результатах нашей позиции в рейтинге Doing Business-2015. В рейтинге по условиям ведения бизнеса в РБ, который был в октябре этого года опубликован, Беларусь поднялась на значительное количество позиций в целом 44-е место. Наибольший прорыв произошел по позиции "Сложность регистрации нового бизнеса" - 12-е место (год назад по этой позиции мы занимали 39 место), и "Регистрация собственности" - 7-е место.

Добрый день. Министерство юстиции является ответственным за реализацию государственной политики в сфере риэлтерской деятельности. Скажите, пожалуйста, какого рода нарушения вы отмечаете на рынке недвижимости? Как много в Беларуси «черных риэлторов»? И что происходит со сделками на недвижимость в нынешнее трудное время?
Андрей (Гомель)

Что касается черных риелторов. Министерство юстиции отвечает за вопросы допуска к данному виду деятельности. Мы выдаем лицензии на осуществление риелторской деятельности, свидетельства об аттестации риелтора. После реализации функции о допуске к риелторской деятельности мы также отвечаем за контроль за соответствием этой деятельности законодательству Республики Беларусь. Т.е, сфера Министерства юстиции распространяется на лицензиатов, которые имеют лицензию по данному направлению. Черные риелторы - это те лица, которые оказывают риелторские услуги незаконно, не имея соответствующей лицензии. Мы не владеем цифрами о том, сколько таких лиц, поскольку эта деятельность осуществляется нелегально. Периодически к нам поступают обращения граждан, которые не удовлетворены результатом оказанных услуг со стороны риелторов. Когда начинаем разбираться, оказывается, такого риелтора не существует. Это тот случай, когда услугу оказывают незаконно. Мы в таких случаях направляем соответствующую информацию в контролирующие правоохранительные органы, поскольку по законодательству Республики Беларусь незаконная предпринимательская деятельность либо осуществление лицензируемой деятельности без соответствующей лицензии влечет вплоть до уголовной ответственности. Обезопасить себя можно, потребовав предъявление лицензии либо свидетельства об аттестации риелтора. Сегодня у всех риелторов и агентов по недвижимости должны быть пластиковые карточки, которые подтверждают наличие у них права оказания подобного вида услуг.

Расскажите, пожалуйста, какие конкретные меры вы разрабатываете или применяете к рынку недвижимости, чтобы было меньше недобросовестных риэлторов? С какими министерствами в этой сфере вы сотрудничаете?
Екатерина (Неизвестно)

В части, касаемой риелторских услуг, мы активно взаимодействуем с Государственным комитетом по имуществу, с Министерством экономики, Министерством финансов, Министерством по налогам и сборам. Риелторская деятельность лицензируется далеко не во всех странах, но, на мой взгляд, та практика и то правовое регулирование, которое установлено в нашей стране, отвечает потребностям общества и наших граждан. Что такое риелтораская деятельность? Она связана с недвижимостью. Для наших граждан жилищный вопрос является одним из самых важных вопросов. Допуск к осуществлению риелторской деятельности является дополнительным фактором, который призван обеспечить необходимыми знаниями и соответствовать необходимым требованиям тех лиц, которые эти услуги оказывают. Государство регулирует тарифы, которые применяют риелторские организации при работе с недвижимостью. В первую очередь это касается тарифов по сделкам с недвижимостью, в которых участвуют граждане. На сегодняшний день не все идеально урегулировано, поэтому мы постоянно мониторим ситуацию на рынке недвижимости, на рынке в сфере оказания услуг по недвижимости, изучаем жалобы, обращения граждан, изучаем предложения риелторских организаций и, исходя из этого, вносим какие-то изменения в законодательство. Одна из последних норм, которые в законодательстве были откорректированы - Указ Президента №475, который касается регулирования вопросов лицензирования различных сфер. В том числе были затронуты и те сферы, которым лицензирующим органом является Министерство юстиции. В частности в 475 Указе был откорректирован перечень грубых нарушений в сфере риелторских услуг. Это было сделано с целью обеспечения наших граждан дополнительной гарантией, чтобы в результате оказания риелторских услуг эта услуга не была оказана недоброкачественно.

Добрый день! Расскажите, пожалуйста, подробнее о медиации. Правильно ли я понимаю, что это когда третья, независимая сторона пытается решить конфликт? В нашей стране это легализовано сравнительно недавно - с 2013 года. Расскажите, пожалуйста, об успехах медиации.
Павел (Минск)

Медиация – очень молодой институт для Республики Беларусь, хотя в мире он давно работает. Сегодня он для нас не является чем-то новым и незнакомым: очень много происходило конференций, мероприятий, посвященных медиации, в том числе и международного уровня. Институт нужный. Здесь нужно понимать, для чего он создан. Сам конфликт медиатор не решает, он посредник между сторонами, которые не могут найти общий язык для разрешения некой конфликтной ситуации. Медиатор призван найти точки соприкосновения между сторонами; он проводит консультации, выявляет возможные пути, по которым стороны готовы будут прийти к компромиссу и урегулировать спор, не вынося его на уровень судебного разбирательства… Медиатор сам не предлагает пути разрешения конфликта, он помогает найти сторонам общий язык. Это, на мой взгляд, очень нужный институт, который необходимо поддерживать, поскольку проще все-таки придти к согласию в ходе медиации, нежели выносить все в судебный процесс, после которого всегда одна сторона выходит неудовлетворенной, и стороны остаются чаще всего в острой конфронтации или неприятии друг друга. В результате процедур медиации принимается обоюдное приемлемое решение для сторон. За период немногим менее двух лет с момента, как действует медиация, заключено порядка 150 соглашений о применении медиации. Эта цифра, на мой взгляд, неплохая - в 47% случаев стороны пришли к согласию.

Добрый день! Позволю себе немого философский вопрос. Совсем недавно вы сказали, что за сухими нормами закона нужно видеть человека. Честно говоря, я вас немного не понимаю. Ведь законы - это рамки, за которые человек не должен заступать. Иначе поступит - наказание. Вы предлагаете смягчать или не наказывать человека, если он переступил закон в силу, скажем, плохого воспитания? Поясните, пожалуйста.
Анна (Неизвестно)

В самом деле, этот вопрос на пересечении философии и юриспруденции. Каждый юрист знает высказывание Dura lex, sed lex – "суров закон, но закон", который должен выполняться. Сказанное мной не распространяется на те случаи, когда норма законодательства однозначна и не допускает двойного толкования. Безусловно, и юрист, и любой правоприменитель должен следовать букве закона, должен полностью и однозначно выполнять нормы законодательства. Но то, что заключалось в этой фразе, что за сухими буквами закона нужно видеть человека, это касается тех случаев, когда законодательство допускает усмотрение со стороны правоприменителя. Есть еще такое выражение: "Там, где два юриста, там три мнения". Это о тех случаях, когда норма закона либо неоднозначно воспринимается правоприменителями, имеет расплывчатые формулировки, которые можно трактовать так или иначе, либо когда одной и той же нормой устанавливаются некие границы, в рамках которых правоприменитель может принимать решение, поступать так или иначе. Как раз в таких случаях, на мой взгляд, юристы и любой правоприменитель, который работает с нормами законодательства и принимает решение, затрагивающее права и интересы граждан, должен не просто смотреть на установленные законодательством рамки, но применять их таким образом, чтобы максимально учесть индивидуальные случаи, права человека, его законные интересы. Для примера законодательство об обращениях граждан и юридических лиц. Оно предусматривает строгую процедуру, рассматриваются обращения, полно, всесторонне расследуются все обстоятельства, которые гражданин в своем обращении излагает, все перепроверяется и принимается решение либо в пользу гражданина, либо нет. При повторном обращении, если задавались одни и те же вопросы и ответы на них давались, в рассмотрении обращения может быть отказано. Но бывают случаи, когда человек во многие инстанции обращался, проводилась проверка, допустим, на местном уровне, и местным исполнительным органом был дан ответ, который гражданина не удовлетворил, потом этот человек обращался в выше стоящие инстанции, были даны ответы, проведены проверки, хорошо или плохо была проведена проверка, но формальный признак о том, что рассмотрение по вопросам, которые гражданин поставил в своем обращении, соблюден, и ему на эти вопросы были даны ответы. К сожалению, бывает и такое, что при первичном рассмотрении изучены не все обстоятельства. В таком случае при поступлении нового обращения в тот орган, в который уже подобное обращение поступало, уже сам руководитель этого органа вправе принять решение - либо отказать, либо принять к рассмотрению, и дополнительно изучить предоставляемые аргументы, по которым ранее проверка уже проводилась.

Ведущая: Получается, стучите и Вам откроют…

Дело не в этом. Мы достаточно много работаем с обращениями граждан. Проводятся и личные приемы. Много обращений поступает в адрес Министерства юстиции. В подавляющем большинстве случаев, когда принимается решение о прекращении переписки в виду того, что все доводы уже неоднократно перепроверялись, действительно аргументы не подтверждаются, либо исчерпаны уже возможности для дальнейшего принятия иного решения. Но бывают случаи, когда в результате изучения этого обращения можно установить, что все-таки остается какой-то повод для сомнения. Может быть, еще есть определенные зацепки в том, чтобы помочь человеку решить его проблему. Если, исходя из обращения видно, что проблема действительно имеет место и требует рассмотрения, принимается решение о дополнительной проверке, несмотря на то, что уже давались ответы. И нечасто, но бывает такое, что в результате дополнительных проверок устанавливается, что раньше не все доводы были исследованы должным образом, и в этом случае гражданин может в результате такого неформального человеческого подхода защитить определенные свои права и законные интересы. В продолжение этой темы, скажу, что, конечно же, идеальным можно считать тот случай, когда норма закона действительно предусматривает все возможные варианты событий тех или иных правоотношений. Но такое случается, к сожалению, редко. Ведь законодатель, когда готовится проект нормативного правового акта, старается все возможные последствия применения предусмотреть, но жизнь гораздо более многогранна, и может быть такое, что сегодня кажется урегулированным, но, спустя какое-то время возникают новые обстоятельства, например, информационные технологии развиваются, или методика проведения экспертиз тоже совершенствуется, и норма, которая была заложена в нормативно-правовом акте, может потребовать корректировки. В этой связи очень важно, чтобы процесс нормотворчества был основан с одной стороны на потребностях в справедливом урегулировании общественных отношений, а с другой - законодательство должно устанавливать четкие рамки усмотрения со стороны правоприменителей. Я в качестве примера приведу решение, в свое время которое было принято о введении обязательной юридической экспертизы проектов нормативных правовых актов, впоследствии было принято решение о проведении обязательной криминалистической экспертизы проектов нормативных правовых актов, которая как раз-таки направлена на то, чтобы еще на стадии, когда проект только подготовлен, но еще не принят, можно было бы выявить те нормы, которые потенциально содержат в себе условия для коррупционных правонарушений. Это как раз те усилия со стороны законодательства, которые направлены на минимизацию случаев усмотрения, которое бы могло повлечь необоснованное нарушение прав и законных интересов граждан.

Когда я поступала в 2009 году в университет, на рынке труда уже был переизбыток юристов, адвокатов и остальных людей, которые связаны с законом. На ваш взгляд, сказывается этот переизбыток юридических кадров на профессионализме в данной сфере? Я имею ввиду, стараются ли наши юристы как-то углублять свои знания?
Мария (Неизвестно)

Вы знаете, действительно, ни для кого не секрет, что у нас есть значительный переизбыток юридических кадров. Это касается не только юристов, точно такая же проблема с лицами, получившими экономическое образование. Хотя называть это проблемой или не проблемой, - спорный вопрос. У нас предложений на рынке труда по юридической специальности гораздо меньше, чем выпускается ежегодно юристов. Но искусственно сокращать количество мест для абитуриентов, желающих получить юридическую профессию, - спорный вопрос, стоит ли это делать. Очень важно, чтобы абитуриенты понимали, что конкуренция на этом рынке весьма высокая. Т.е. идя учиться и в течение пяти и более лет получая знания на диплом юриста, он должен понимать, что он рискует, и в конкурентной среде на рынке труда он будет востребован лишь в том случае, если он будет обладать действительно хорошими знаниями. Я вам скажу, что, несмотря на переизбыток лиц с юридическим образованием, порой найти хорошего специалиста, даже для Министерства юстиции, бывает трудно. Сам диплом не означает, что человек готов работать в той или иной сфере. Юристы, которые имеют хорошие знания, умеют пользоваться этими знаниями, очень ценятся. Может, и не стоит ограничивать количество мест для получения юридического образования, но решение должно приниматься осознанно. Будешь ты пользоваться дипломом или нет. Хотя я считаю, что юридические знания не помешают никому, даже если в результате придется работать по другой специальности.  

Добрый день! Вы проводите консультации граждан. Скажите, с какими чаще всего вопросами к вам обращаются люди?
Виктор (Гродно)

Люди обращаются к нам с разного вида вопросами. Я бы выделил несколько блоков: первый - то, что действительно относится с компетенции Министерства юстиции, например, недовольство действиями судебных исполнителей, нотариусов, адвокатов. Эти обращения регулируются законодательством "Об обращениях граждан". Второй блок - обращения консультационного характера. В этом случае нужно понимать, что должную консультацию окажет юрист, который специализируется на данном вопросе. Третий блок - обращения по разным вопросам, не связанным с деятельностью нашего Министерства. Мы практикуем проведение различных акций для населения. В этом году мы также проводили различные акции, обычно приуроченные к какому-либо празднику. Например, акция, приуроченная к 70-летию Победы. За время проведения акции по всей стране за бесплатными консультациями к нам обратилось более 750-ти человек. Последняя акция, которую проводило Министерство юстиции, состоялась в октябре и была приурочена ко Дню матери. За короткий промежуток времени мы проконсультировали более 50-ти человек. Чаще всего при подобных формах общения с гражданами, люди обращаются с теми вопросами, которые их больше всего волнуют: это и вопросы взыскания алиментов, раздел квартиры. Чаще всего люди задают вопросы, связанные с жилищным законодательством.

Скажите, с какими зарубежными ведомствами сотрудничает наше министерство? Есть какие-то мероприятия для обмена опытом?
Филипп (Минский район)

Очень активно проходит у нас зарубежное сотрудничество. Мы в качестве приоритета ставим цель заключить международные договоры о правовой помощи с максимальным количеством стран. Из последних приведу пример - договор о международной правовой помощи по гражданским и экономическим делам, который был заключен в текущем году с Исламской Республикой Пакистан в ходе визита Президента Республики Беларусь в Пакистан. Накануне этого визита были подготовлены проект соответствующего международного договора и соглашения о взаимопонимании между Министерством юстиции Беларуси и Министерством закона, юстиции и прав человека Пакистана о взаимном правовом сотрудничестве. Почему это делается? Подготовка визита в Республику Пакистан и сам визит достаточно полно освещались, все наблюдали, насколько широк охват сфер сотрудничества между нашими странами. Для того чтобы сотрудничество в экономической, социальной и образовательной сферах имело правовую основу (это подразумевает обмен делегациями, совместные проекты, ведение бизнеса, как нашими субъектами на территории Пакистана, так наоборот), для того, чтобы это было обеспечено должной правовой защитой, мы заключаем и прорабатываем со всеми заинтересованными ведомствами договоры о международной правовой помощи в различных сферах. Применительно к Пакистану это договор между Республикой Беларусь и Исламской Республикой Пакистан о взаимной правовой помощи по гражданским и экономическим делам. Что это дает? После вступления в силу этого договора это дает гарантии правовой защищенности наших граждан и наших субъектов хозяйствования на территории Пакистана на том же уровне, что и граждане, и субъекты хозяйствования самой страны. Т. е. мы получаем равную правовую защиту в судебных инстанциях иных государств.

Ведущая: А со многими странами у нас такое взаимодействие?

О.Слижевский: Со многими странами. Я точную цифру не назову, но это не один десяток государств. Это и многосторонние конвенции, к которым присоединилась Республика Беларусь, это и двусторонние договоры по гражданским, по экономическим, по семейным и по уголовным делам. С различными странами у нас разная степень обеспеченности такой правовой защиты. Кроме того, мы стараемся максимально заключить соглашение с министерствами других стран. Конечно же, в первую очередь мы взаимодействуем с министерствами юстиции стран бывшего Советского Союза, стран СНГ, но не только. У нас значительное количество соглашений и с министерствами юстиции в странах Европейского союза. Из последних соглашений - соглашение с Министерством юстиции Зимбабве. Когда к нам приезжал вице-президент этой страны (он же является и министром юстиции), мы заключили подобное соглашение. Мы понимаем, что в первую очередь пользу представляет общение с правовыми ведомствами тех стран, с которыми у нас схожие правовые системы, в которых схожие подходы правового регулирования. И, конечно же, акцент делается именно на сотрудничестве с такими странами. Но это отнюдь не означает, что нецелесообразно обмениваться информацией с государствами, у которых иные правовые системы и иные подходы. В любом случае в процессе нормотворчества, в процессе правоприменения, когда делается что-то новое, вносятся инициативы по урегулированию общественных отношений в иной форме, нежели это делалось многие годы, нужно понимать, что зачастую другие страны этот путь уже прошли, и важно просто вовремя найти передовой опыт и посмотреть, насколько он применим для Республики Беларусь. Нужно взять лучшее, преломить это на специфику нашего государства, т. е. не набивать шишки самим, а учиться на опыте других с учетом собственной специфики. Поэтому, конечно же, там, где наши коллеги из других стран идут навстречу или согласны усилить такое сотрудничество, мы, конечно же, тоже откликаемся и идем навстречу. У нас есть также достаточно продуктивная площадка общения руководителей правовых ведомств в рамках Совета министров юстиции стран СНГ, ежегодно мы встречаемся в этом совете и обсуждаем актуальные тематики. И наиболее плотно, конечно же, мы сотрудничаем с нашим ближайшим партнером - с Российской Федерацией. Буквально через несколько дней состоится объединенная коллегия министерств юстиции Союзного государства, где будут рассмотрены актуальные вопросы взаимодействия. Нам очень важен опыт наших коллег по регулированию тех либо иных вопросов, но скажу, что и наши коллеги зачастую интересуются и применяют у себя те нововведения, которые мы вводим. 
добрый день! Мой вопрос касается ситуации с возвратом (а вернее, невозвратом) денег белорусскими турфирмами тем белорусским туристам, которые должны были лететь на отдых в Египет из Москвы, однако по причине приостановления полетов из РФ в Арабскую Республику, так и не смогли воспользоваться своими турами. Я сама являюсь пострадавшим лицом в данной ситуации. Моя туристическая фирма даже в ответ на мою официальную претензию продолжает кормить меня "завтраками", при этом ссылаясь на российского туроператора Библио Глобус, который деньги не возвращает. Но договор у меня, естественно, с белорусской турфимой, переговоры с руководством которой не приносят никаких результатов в досудебном порядке. Значит, остается только суд? Однако же, если потребитель уже начнет судебные тяжбы, потратив деньги на юридические услуги, и проч., а в это время турфирма все-таки вернет деньги, значит, затраты потребителя - это его личные проблемы? Что делать в данной ситуации? Знаю, что многие из пострадавших туристов готовы идти в суд, однако с учетом того, что прошло достаточно мало времени для подачи исковых заявлений, "первопроходца" в этом деле еще не было. Хотелось бы услышать мнение профессионала, как же защитить свои права потребителя и вернуть свои деньги? С уважением и спасибо за ответ!
Светлана (Минск)

Исходя из последних вопросов, вы видите, что чаще всего обращаются с вопросами консультационного характера, которые касаются конкретной жизненной ситуации. Могу посоветовать в данном случае обратиться к услугам профессионалов, адвокатам, которые дают консультации по конкретным вопросам. Единственное, что могу сказать, что в тех случаях, когда вы заключили договор и этим договором предусмотрено оказание вам конкретных услуг, и эти услуги по каким-то причинам не были оказаны, не подпадая под те случаи, которые в договоре предусмотрены как форс-мажорные, очень верно сделан вывод о том, что дальнейший спор подлежит разрешению в судебном порядке. Но уже перспективы дальнейшего урегулирования мы здесь комментировать не будем. Все это будет разрешаться непосредственно в процессе. Я бы рекомендовал целенаправленно пойти к лицам, оказывающим юридические услуги, в данном случае, к адвокату. 

Смотреть еще