Архив онлайн-конференций

Онлайн-конференция с главным архитектором УП "Минскградо" Александром Акентьевым

Онлайн-конференция с главным архитектором УП "Минскградо" Александром Акентьевым
   


06.11.2015

Фото


Вопросы конференции


Как в будущем будет развиваться автосообщение между Минском и городом-спутником Смолевичи. Конкретно меня интересует трасса Р53, будет ли она реконструироваться, и будут ли на ней строиться объекты инфраструктуры?
ЮРИЙ (МИНСК)
Практически мы говорим о продолжении проспекта Независимости. Если мы обратимся к географии города Минска и национальной системе улично-дорожной сети, то можем констатировать, что в истории Минска это наиболее развитая, наиболее освоенная часть. В этом направлении у нас и Смолевичи, и Жодино, и Борисов, и другие объекты, это бывшая олимпийская трасса, это была наша главная связь со столицей СССР - Москвой. И на этом направлении огромная инфраструктура, которую нам принципиально важно поддерживать. Здесь надо говорить о том, что будет совершенствоваться вся инфраструктура на этом направлении, о том, что все те объекты и сооружения, которые есть, очевидно, на них будут разрабатываться детальные планы. Это работа уже наших коллег-дорожников, Министерства транспорта. С какими-то конкретными вопросами можно обратиться по адресу этого министерства. А также можно обратиться в облисполком, в администрации Минского и Смолевичского районов. 
Пойдут ли под снос дома по улице Рылеева, Павлова? Если да, то когда (год)? Заранее спасибо за ответ.
Татьяна (Минск, Центральный район)

Вероятно, речь идет о районе между улицами Щедрина и Орловская. Я смогу только подтвердить те решения, которые были утверждены всеми генеральными планами. Планировалась реконструкция застройки вдоль улицы Орловской. Сама улица Орловская также должна быть реконструирована: на пересечении с ул. Карастояновой запланирован разноуровневый транспортный узел, такие же запланированы на пересечении со Старовиленской и Нововиленской с выходом на Долгиновский тракт. В планах - расширение самой улицы Орловской как одной из главных улиц, которая завершается на проспекте Победителей у площади Государственного флага. И кварталы, которые к этой улице примыкают, получат новый облик, новую архитектуру уже в многоквартирной застройке. Та усадебная застройка, которая там расположена, подлежит сносу.

Ведущая: - А когда?

А.Акентьев: - Вот сроки я бы пока воздержался комментировать. Полагаю, что при оптимальном раскладе это может случиться до конца 2020 года. Жилищное строительство, которое мы будем реализовывать на сносе, более дорогое, чем строительство на пустом месте. И есть ожидания, что минчане будут голосовать за то жилье, которое им более по карману. И если цена квадратного метра будет от $1500 - а это реальная цена для этого района - то такие программы могут быть отнесены на более долгую перспективу. 

Градостроительные вопросы подробные по каждому району устанавливаются градостроительными проектами детального планирования. На эту территорию есть детальный план. С ним можно ознакомиться в Центральном районе Минска и получить информацию с подтверждением того, что я сейчас сказал. Генеральный план корректируется раз в пять лет, детальные планы корректируются чаще, если в этом есть необходимость. Необходимость пересмотреть то или иное решение зависит в том числе и от того, как минчане относятся к тем или иным вопросам развития города. 

Добрый день! Планируется ли снос сельхозпосёлка (р-н Зеленого Луга)? Если да, то какие улицы и в каком году? Спасибо.
Мархель Ирина Ивановна (г. Минск, ул. Первая базисная, дом 41)

Зеленый Луг всегда ассоциировался с многоквартирными застройками... Это один из лучших районов столицы. По Сельхозпоселку работает самая высокая комиссия, и по итогам ее работы в течение месяца появятся решения относительно той градостроительной программы, которая разработана в деталях на этот район. Сельхозпоселок по всей действующей документации: Генеральному плану, утвержденному Главой государства, детальному плану и проекту застройки, - подлежит сносу. Если будет принято иное решение или пересмотрено ранее принятое, это найдет отражение в Генеральном плане, что, конечно, потребует корректировки в детальном плане и отдельного решения по каждому кварталу, по каждому дому.   

Как будет меняться район? Все-таки его уплотнят или нет? И какие знаковые объекты появятся в микрорайоне в ближайшие годы?
Светлана (Каменная Горка)

Слово уплотнение специалисты не используют. Уплотнение - надстройка на здании либо какая-то пристройка к нему, либо же какая-либо подземная урбанизация: использование подземного пространства для расширения определенной постройки. Когда в градостроительстве идет речь об изменении застройки какого-либо района или части города, используем слово реконструкция. Каменная Горка для реконструкции не созрела, это новый район, и там все строится по проектам, которые были разработаны на эту территорию. Главное, что должно происходить на территории данного района - озеленение. 

Сегодня на территории Каменной Горки по нашим данным нулевой уровень обеспеченности зелеными насаждениями общего пользования. Главным событием для жителей района должен стать парк имени Уго Чавеса. Я считаю необходимым приглашать всех жителей этого района для создания этого парка. Было бы правильным, если бы жители района инициировали озеленение района со своим участием. Вопросы со школами и детскими садами решатся в ближайшие год-два. Озеленение займет больше времени и усилий в том числе и жителей этого района.

Когда начнут строить Минск-Мир? Территорию оградили, а стройку пока так и не начали. С чем связаны вечные переносы начала строительства?
Евгений Жуковец (Аэродромная)

Генеральный план не устанавливает подробные сроки. Это объект ближайших пяти лет. Я полагаю, что все, что происходит на территории данного района, осуществляется с высокими требованиями по срокам реализации. Данная работа осуществляется моими коллегами, я не могу ее прокомментировать. Сегодня в этом районе идет подготовительный процесс необходимого сноса для нового строительства.

Почему на тротуарах выделяется больше места для велосипедистов, а не для пешеходов.
Олег Ладутько (Рокоссовского, 87)

Я к своему стыду, будучи соседом жителя Серебрянки, не вспомню, как сделана разметка. Мне кажется, что это может быть не совсем так. Велосипедистам больше полутора метров… я не стану комментировать этот технический норматив. Разметка для движения пешеходов - это отдельная задача. Европейские города, которые развивали велосипедное движение, выделяли велосипедные дорожки мощением. Пешеходную же часть отделяли от велосипедной, поскольку велосипед - это средство передвижения, и возможные ДТП с участием велосипедистов и пешеходов могут иметь самые тяжелые последствия. Разметка необходима для организации этого дифференцированного движения. 

Я думаю, эту работу нам предстоит реализовать и в материале, изменив благоустройство полос для велодвижения, и меняя менталитет самих пешеходов. Когда мы движемся в городе, нам и в голову не придет, что сзади может двигаться велосипед и что на нем не обязательно один пассажир, и что это опасно, и надо обстановку контролировать боковым зрением. Я думаю, что все эти вопросы будут как-то притираться. И если ситуация такая, как вы описываете, то было бы неплохо обратить не нее внимание администрации Ленинского района, чтобы навести порядок.    

Добрый день! В плане ли снос жилых домов по ул. Куйбышева 34, 36, 38 (Комаровский рынок)? Если да, то в каком году и где будет предлагаться жилье? Стоим на очереди как молодая семья с 1999 года, очередь практически не движется, получить жилье, дождавшись очереди, надежды нет. Спасибо!
Костерева Оксана Валерьевна (г. Минск, ул. Куйбышева, дом 34, кв. 46)

Генеральный план определяет судьбу нашего общего дома с двухмиллионным населением, в нем не прописано будущее конкретных жилых домов или строений даже общественного значения. Мы говорим о вопросах, связанных с развитием жилых, производственных, общественных, зеленых территорий и т.д.

В данном случае речь идет о районе рядом с Комаровским рынком, где нет ветхих домов с высоким физическим износом, и соответственно проблема сноса этих домов не стоит. Мы сегодня говорим о ветхом жилом фонде, который у нас расположен в районах усадебной застройки и в районах двух-, трехэтажной застройки. Насколько я помню, в районе Куйбышева у нас такая застройка практически отсутствует. Поэтому крупные градостроительные мероприятия, предполагающие сносы, не планируются. 

Скажите, пожалуйста, пойдет ли наш дом на ул.Пуховеческая, 10 под снос, если нет,то когда планируется капитальный ремонт дома?
Андрей (ул.Пуховеческая, 10)
Это район улицы Серова. Если говорить об этом районе, в нем есть двух-трехэтажная застройка. Я уже говорил том, что двух-трехэтажная застройка, имеющая физический и моральный износ - подлежит реконструкции и сносу. У меня нет сегодня детального плана этого района, но у меня такое впечатление, что ваша улица расположена в северной части названного района, здесь реконструкция предполагается где-то после 2020 года, первоочередная реконструкция ждет южную часть. Если минчанин обратится по месту жительства в Октябрьский райисполком, ему могут конкретно подсказать, в какой период это может произойти.
Добрый день! При разработке генплана Минска вы учитывали пожелания минчан или документ проходил согласование только с различными ведомствами?
Елена (Неизвестно)

Одно не исключает другое. Мы обязаны были согласовывать генплан и с республиканскими министерствами и ведомствами, и, естественно, в течение 25-ти дней мы совещались с минчанами. Горожане и в письменном виде, и используя различные средства связи, передавали нам свои пожелания. Они будут систематизированы, там огромное количество обращений связано с жизнью минчан по конкретному адресу, по конкретному району. В ближайшее время мы должны очень внимательно ознакомиться с содержанием обращений, и те вопросы, которые связаны с градостроительным развитием, градостроительной политикой, обязательно найдут отражение в генеральном плане. Те решения, которые касаются больших территорий, связанных с перспективой их развития, будут уточнены, и все это найдет отражение в содержании генерального плана. По тем частным вопросам, которые затрагивают жизнь конкретных минчан по конкретному адресу, я полагаю, что мы информацию предоставим Мингорисполкому, и очевидно далее она попадет в администрации по месту жительства заявителей. Высказанные людьми комментарии и предложения, безусловно, будут учитываться в оперативной работе столичной администрации и районов города Минска. 

Добрый день! Скажите, есть ли направления в градостроительстве, которых вы придерживаетесь? Присматриваетесь ли к другим городам, как они построены? Принимаете ли идеи их развития?
Анна (Минск)

Когда мы говорим о градостроительстве, мы понимаем, что это профессия универсальная. И независимо от того, в каких национальных традициях, каких климатических, экономических или иных условиях происходит развитие городов, мы декларируем для себя три принципиальных вопроса. Первый - развитие территории в системе. Т.е мы говорим о городе Минске, рассматривая его и как центр национальный, и как центр международный, и как город, в котором живет два миллиона населения, и как город для отдельно взятого человека, его окружения. Мы говорим о том, что градостроительство рассматривает комплексно все вопросы строительства. Т.е. нельзя говорить только о развитии жилищного строительства. Жилые территории могут быть, только если на этих территориях также расположены детские сады, школы, магазины ежедневного спроса и т.д. Не имея комплекса необходимых сооружений, говорить о градостроительном развитии будет неправильно.

Второе: мы декларируем и сбалансированное развитие. Принципиально важно не только наличие этих объектов, но и чтобы количество и объем этих объектов соответствовали той нагрузке, которую они испытывают. Это и количество улиц, и количество мест в детских садах, и набор всех социально значимых объектов. Эти позиции определяют наше поведение. Кроме того, принципиально важны те приоритеты, которые мы расставляем на том или ином этапе развития города. Мне понравилась формула, которую выстроили наши китайские коллеги: "Технология и культура". Что принципиально важно в этой формуле, которую мы сегодня разделяем? Современные технологии меняются ежедневно; эти технологии наши коллеги из Поднебесной самым внимательным образом изучают и самое важное для себя закладывают в базу. Но при этом никоим образом не исключают социальный заказ, который формируется на национальных традициях, на нормах поведения, на тех потребностях, которые отличают китайский народ от всех других. Сочетание современной технологии и собственной культуры (и это можно назвать нашим третьим приоритетом) - очень важно, это тем более важно, когда мы говорим о развитии новых технико-технологических укладов, о развитии экономики. 

Наши китайские коллеги говорят о том, что город должен развиваться, как ювелирное изделие, все составляющие городской среды должны иметь самый высокий уровень: и застройка, и улицы-дороги, и озеленение, и малые формы города. Говоря о Минске, мы сегодня для себя обращаем внимание на то, что город стал очень крупным градостроительным комплексом. Его расстояние с запада на восток по прямой составляет 35 км. И мы говорим о том, что в этом городе нужно выделять комфортные пространства, не с часовой доступностью до объектов тяготения, а с доступностью вдвое меньшей - 30 минут: 12 минут пешком и 12 минут на транспорте.

Ведущая: - А кроме Китая, градостроение еще в каких странах близко вам?

А.Акентьев: - Мы постоянно сотрудничаем с Германией, Голландией, Швецией. Часто встречаемся с нашими восточноевропейскими коллегами. Мы не теряли связь никогда с нашими коллегами из стран СНГ. В этом году группа ведущих архитекторов побывала в гостях у китайских коллег, мы для себя получили новый взгляд на город XXI века. Я думаю, что и строительство Китайско-белорусского парка позволит нам многие достижения принять для себя и перенять их опыт. 

Читала как-то, что в планах есть строительство подземного туннеля под площадью Свободы, чтобы Верхний город стал пешеходным. Скажите, к какому году ждать такое необычное решение для Минска?
Надежда (Неизвестно)
Я хотел бы, чтобы это было вчера. Поскольку это предложение не новое для проекта реконструкции исторического центра города Минска. Такая программа есть, она недешевая и потребует немалых издержек с точки зрения жизнедеятельности, которая у нас проходит на улице Ленина. Все мы знаем, что это эпицентр городской жизни, здесь много национальных и региональных административных центров, и такая программа потребует очень немалых затрат и большой организационной работы. Принципиально такая возможность сохраняется, и если мы позволим себе нашу главную, парадную площадь объединить и убрать реку и  транспорт на площади Свободы, конечно, Минск преобразится, и это позволит нам объединить Верхний город в целое. Как только мы, минчане, поможем нашему бюджету и наполним его достойно - программа будет реализована. Хочется думать, что это будет ближайшие пять-десять лет, но все зависит от нас. 
Читал, что у вас по новому плану на одну семью приходится одна машина, и вообще вы планируете пересадить минчан на городской транспорт. Каким методом вы планируете осуществить эту утопию? Во многих семьях сейчас по две машины, никто из них не станет пересаживаться на автобусы. Или в планах сделать, как во Флоренции, - запрет вообще перемещаться на личном авто в городе?
Филипп (Неизвестно)

Никаких насильственных мер никогда градостроительство не закладывает в своих проектах, и думаю в Уголовном кодексе мы не найдем ни одной статьи, предполагающей преследование за использования личного автомобиля...

Голосовать за эту программу будут сами минчане. Только от них зависит: строить город для транспорта или для людей. Такая дискуссия была в Европе в прошлом столетии. Она однозначно сегодня трактуется горожанами западной Европы в пользу пешеходного города. Наше молодое поколение, чье поведение я вижу сегодня в городе, также двумя руками "голосует" за развитие велосипедного движения, пешеходных зон в городе. 

Приоритеты будут устанавливаться, безусловно, в зависимости от поведения горожан. Государство должно обеспечивать безопасность жизнедеятельности в городе. Так должна быть налажена безупречная работа скорой помощи, пожарной, всех оперативных служб, связанных с ремонтом и поддержанием надлежащего состояния городского жилого фонда. За это город отвечает, и если с движением этих видов транспорта появятся проблемы, будут введены жесткие ограничения для движения индивидуального транспорта. Автолюбители, неправильной парковкой перекрывающие движение  во дворах спецмашин, будут привлекаться к ответственности. 

Когда мы дойдем до пределов пропускной способности транспортной сети, тогда сами автолюбители выберут дом в пригороде и будут иметь два автомобиля в собственном гараже. Для пригородов Берлина это норма, но там уровень автомобилизации на 20% ниже, чем в Минске, а уровень и качество жизни выше, чем у нас. К тому же мы очень малый срок эксплуатируем личные автомобили, и сегодня автомобиль для нас не только средство передвижения, но средство самоутверждения. Но повторюсь, приоритеты будем вместе с горожанами устанавливать.

Ведущая: - Мне кажется, Филиппа интересует вопрос нового жилья. Сейчас парковочные места рассчитываются по одному на квартиру. А в будущем увеличение этого лимита планируется?

А.Акентьев: - Лимит, как таковой не прописан. Потенциал дорожной сети у нас очень большой, в нем мы отстаем от объемов жилищного строительства. В Минске нет ни одного дублера у главных радиальных улиц, и практически ни одного из трех городских колец мы еще не построили. С одной стороны, пропускная способность улиц и дорог позволяет наращивать уровень автомобилизации, но говоря об организации всех вопросов, связанных с парковкой, здесь мы физически не в состоянии  найти возможности для удовлетворения всех семей. Два парковочных места на семью мы нигде не найдем. 

Для организации полноценной парковки автомобиля принимается 25 кв. м на человека, норма придомовых территорий - 13 кв. м, и в нее входят и зеленые насаждения, и твердое покрытие проездов и пешеходных дорожек. Для двух автомобилей на семью парковка становится физически невозможной в условиях города. Остается только ждать, когда минчане достигнут высоко уровня заработной платы и 15-20 тысяч долларов смогут предоставить для строительства многоуровневых парковок. Есть технические средства, позволяющие с торца высотного дома размещать роторные парковки, но они стоят и в эксплуатации, и в строительстве очень больших денег. Сегодня такие программы нам сложно реализовывать.

Ведущая: - А если жилье не социальное. Если человек хочет жить в доме с парковкой. Что ему сделать?

А.Акентьев: - Если мы обращаемся к новому строительству, сегодня руководство строительной отрасли и мы как проектировщики категорически настаиваем на том, чтобы новое жилищное строительство осуществлялось с парковкой в подземном уровне. Сегодня, к сожалению, очень многое индивидуальное элитное жилищное строительство сопровождается категорическим отказом от строительства парковок. Эксплуатация и строительство их требует значительных ресурсов. Такими ресурсами минчане, по-видимому, еще не располагают, или не хотят на это тратиться. Поэтому и возникают такие ножницы. Но говоря о новом строительстве, мы констатируем, что все европейские города практику жилищного строительства сопровождают обязательным строительством парковок в подземном уровне. 

Слышал про новый вид транспорта, который свяжет Минск и аэропорт, Минск и Логойск и, вроде, еще какие-то направления. Скажите, что это за направления и что за новый вид транспорта вы создаете?

Наверное, это громко сказано - новый вид транспорта. Речь идет о придании трамвайному движению нового качества. Нужно изменить подвижной состав и его возможности: увеличить скорость движения, наполняемость, количество вагонов. Речь идет о том, что на больших связях города Минска и связях, которые будут развиваться в будущем, создать наиболее надежные рельсовые виды транспорта, к которым относится в частности трамвай. Такой скоростной трамвай планируется в направлении Логойска, где у нас много объектов отдыха, и в направлении Национального аэропорта Минск-2. Таким же транспортом мы планируем связать Минск с Китайско-белорусским индустриальным парком, микрорайоном "Сокол" и с двумя новыми крупными жилыми районами "Ноттингем" и "Зеленый Бор". Эти два направления - восточное и северное - по нашему мнению, по расчетам наших коллег, наиболее целесообразны для развития нового вида транспорта.

Расскажите, пожалуйста, сколько по вашему плану жителей будет в Минске? Будет ли Минск расширяться в границах?

Говоря о генплане, новую редакцию которого мы делаем, стратегически установленную величину численности населения города - 2 миллиона - мы сохраняем. Она, по сути, является и директивной и оптимальной. Рост города, безусловно, может и превысить эту величину в ближайшие 5-7-10 лет, поскольку прирост имеет место в городе. Но мы говорим о развитии минской конгломерации, мы говорим и о том, что у нас развивается Китайско-белорусский индустриальный парк "Великий камень", там будут создаваться высокодоходные места. У меня нет ни малейшего сомнения в том, что какая-то часть минчан, а там будет построено жилье на 20 тысяч жителей, безусловно, потянется туда. В прекрасном природном окружении рядом с местом работы, если появится жилье, то минчане вполне возможно переселятся на территории жилых районов - между районом "Сокол" и Смолевичами. Конечно, этот процесс требует и непосредственного развития городов-спутников, развития в них сферы услуг. Мне кажется, что поведение минчан, увязанное на место жительства, будет более подвижным, нежели сейчас, когда однажды приехав в Минск, люди остаются здесь и в пятом поколении и никуда не хотят двигаться.

Ведущая: - А границы Минска?

А.Акентьев: - В отношении границ нам Глава государства поставил задачу - максимально эффективно использовать те резервы, которыми располагает сегодня белорусская столица. По нашей оценке, их хватит для размещения до 20 миллионов квадратных метров жилищного строительства, поскольку это наиболее территориально емкая потребность резервов. Мы же планируем до 2030 года новое строительство в объеме 11-11,5 миллионов квадратных метров. Возможно до 2030 года новое строительством не выйдет за пределы существующей городской черты. Сегодня мы включаем новые территории не в связи со строительством, а в связи с целесообразностью создания единого территориального комплекса - водно-зеленого диаметра Минска и включение в северной части столицы (мы ее называем легкими города) территории с южной стороны Минского моря и Минской кольцевой дороги. Эти порядка 2 тысяч гектаров лесопарковых территорий войдут в городскую черту. Будут развиваться земли в районе Национального аэропорта Минск-2. Там в связи со строительством второй взлетно-посадочной полосы и ряда сопровождающих новых объектов планируется расширение территории до тысячи гектаров. Аэропорт сегодня - наша городская земля, это составная часть Минска, как и поселок Сокол. 

По новому плану Минска есть территории для насаждения зеленой зоны, но многие минчане говорят, что они слишком маленькие. На самом деле, мне по работе необходимо часто ездить в другие страны, и, скажу я вам, у нас очень много зелени. Может, лучше сократим?

Есть некоторая путаница, когда минчане, обсуждая проблемы, связанные с зеленым строительством, подменяют понятия и нормативы, которые существуют. Когда мы говорим о развитии природного комплекса, мы говорим об экологии, мы говорим об опасности, о здоровье города, об устойчивости в развитии. Природный комплекс города Минска дает обеспеченность в 54 кв. м зеленых насаждений на одного жителя. К 2030 году эта цифра должна увеличиться до 60 кв. м. Но на территории природного комплекса (а это наши лесопарки, это луга вдоль поймы рек Свислочь, Лошица, Слепянка, Цнянского водохранилища и др.) проводится благоустройство в объеме парков, бульваров, скверов. Вот эта благоустроенная территория нормируется. И в будущем генеральном плане она оценивается территорией в 21 кв. м. на человека. На республиканском уровне установлена норма в 17 кв. м. для всех городов.

Нам принципиально важно не просто обеспечить 2 миллиона минчан некими квадратными метрами. У нас в западной, юго-западной и южной частях города Минска дефицит зеленых насаждений при том, что мы последние десятилетия активно осуществляли массовое жилищное строительство в этих районах. И это действительно проблема. Здесь нам нужно форсировать программу зеленого строительства и по примеру Слепянской создать Лошицкую водно-зеленую систему. Это сформирует зеленое кольцо в средней части нашей столицы.

Все потенциально возможные участки для новых городских парков, скверов, бульваров мы используем. Но надо иметь в виду наши финансовые ограничения. Зеленое строительство очень дорогое для города, а многие участки той же набережной Свислочи в центре или Слепянской системы находятся в состоянии, требующем огромных затрат на восстановление.

Я еще раз хочу сказать минчанам, если мы хотим жить в комфортной среде, если мы хотим иметь 17 кв. м. (а сегодня эта величина вдвое меньше) благоустроенных парков и скверов, мы должны наполнить бюджет города ресурсами, которые позволили бы увеличить вдвое персонал, занятый в зеленом строительстве, иметь хороший посадочный материал и вовремя его менять. У нас на улицах огромное число зеленых насаждений, которые давно требуют замены. У нас огромные территории в жилых районах, которые требуют нового почвенного слоя. Зеленое строительство никто не ставит на пятый план. Организуются субботники, привлекаются горожане, мы инициируем зеленое движение. Эти вопросы нужно решать всем сообща. 

Читала много жалоб по поводу сносов домов частного сектора. Люди недовольны. Кто будет решать судьбу частных застроек? Или все уже окончательно решено?
Юлия (Неизвестно)

Фраза "окончательно решено" будет не совсем точной. Мы в генеральном плане, как стратегии будущего, констатировали для себя то, чем жил Минск по сути дела весь послевоенный период. Ежегодно порядка 5 гектаров усадебной застройки сносились для развития города города. Сегодня можно говорить, что мы для себя приняли уже решение, которое меняет политику, заложенную в действующем генеральном плане. Если в нем было заложено сохранение 30 процентов территории усадебной застройки, а 70 процентов подлежало сносу или трансформации, то сейчас на 70 процентах территории мы считаем правильным полное сохранение застройки и не возвращаться к этим территориям в будущем. В отношении тех 30 процентов, где предполагается снос, мы говорим, что данная застройка расположена в зонах высокой градостроительной ценности. Это территории, которые расположены в центральной части города и которые примыкают к главным проспектам и улицам столицы. К сожалению, усадебная застройка, которая формирует эти улицы, никаким образом не отвечает ни масштабу нашего города, ни развивающейся инфраструктуре, связанной и с пассажирским транспортом, и инженерными вопросами. К тому же земля в городе обходится бюджету значительно дороже, нежели за его пределами. Сама же усадебная застройка очень дорогая для тех, кто живет на этой территории. Доля небедного населения в ней достаточно небольшая, и вообще процент жителей относительно небольшой. Поэтому мы говорим о том, что часть усадебной застройки в будущем будет снесена. 

Здесь я бы еще обратил внимание на такой момент. Очень важно правильно организовать этот процесс, четко его выстроить. Речь идет о том, чтобы давать возможность жителям делать любые виды ремонта и реконструкции своего дома с учетом современных требований. Людям нужно предоставить возможность организовать этот процесс во времени, чтобы они могли планировать свое  будущее. Речь идет о том, чтобы и характер компенсации был адекватен тем издержкам, которые люди получат в случае утраты своего имущества и недвижимости. Эти вопросы действительно требуют регулирования. Но они лежат за пределами градостроительной профессии и должны регулироваться другими законодательствами.    

Здравствуйте. Не было возможности лично ознакомиться с генпланов в "Минскградо". Расскажите, пожалуйста, соединиться ли Сокол с Минском?

Сокол с Минском соединится тем трамваем, о котором я уже говорил ранее, и связь, конечно, тогда будет идеальной. 

Добрый день. Подскажите, пожалуйста, с каких улиц планируется отселение людей с первых этажей? Где им будет предложено новое жилье?

Отселение жителей с первых этажей никоим образом не является плановой задачей. Исключение - исторический центр. Мы претендуем на эти первые этажи, независимо от того жилые они или используются под офисы или иные учреждения, не связанные с обслуживанием туристов. Всех, кто предоставляет услуги гостям и туристам нашего города, мы оставляем на первых этажах, а остальные, пожалуйста, ищите возможность разместиться в других помещениях или в другой части города, если иначе не получается. Когда мы говорим о первых этажах и изменении функционального использования, мы говорим о том, чтобы максимально использовать этот ресурс для создания и развития услуг. Размещение услуг на первом этаже - это практика всемирного градостроительства. И для нас это очень важный вопрос, связанный с самозанятостью населения по месту жительства. Но решение за конкретным жителем, согласиться ли ему на условия, предложенные индивидуальным предпринимателем, или какой-то фирмой, какой-то сетью, которая занимается предоставлением нотариальных, юридических, бытовых услуг. Как мы говорим, все будет только по взаимному согласию. 

Но надо иметь ввиду, что проживание на первых этажах имеет целый ряд некомфортных и отрицательных качеств, которые мы принимаем к сведению. На главных магистральных улицах должны появиться пешеходы, должна появиться та городская активность, то богатство и разнообразие, которое сопровождает жизнь большого города. Это возможно только тогда, когда здесь появятся объекты услуг, которые будут интересны для горожан, которые будут привлекать разноцветными огнями, музыкой и т.д. И тогда  улицы Минска будут по-настоящему городскими. 

Скажите, пожалуйста, как предусматривает новый генплан уменьшение влияния вредных промышленных объектов? Может, их стоит вынести за пределы Минска? К примеру, МАЗ занимает огромные территории, которые могли бы пойти под строительство жилья, центров развлечения и отдыха или завод радиаторного оборудования во Фрунзенском районе - там на Тимирязева вообще дышать невозможно, а ведь подрастают дети, у которых с детства иммунитет подорван. Возможно, гуманней было бы вынести такие вредные производства за кольцевую?

В градостроительных объектах выражение "вынос предприятий" использовалось, и надо сказать о том, что вынос в частности радиаторного завода, который оказывает отрицательное экологическое воздействие, равно, как и литейного производства тракторного завода и других предприятий, неоднократно рассматривалось на протяжении всего послевоенного периода развития Минска. Литейное производство хотели переместить в район Червеня. Хотя там нет железной дороги, но ради этой цели планировалось строительство нескольких десятков километров железнодорожной ветки. Рассматривался вынос тракторного завода в Сморгонь. Это очень крупные задачи национального уровня. Это было в СССР, который располагал огромнейшими ресурсами на тот период. Тем не менее, даже той огромной стране это оказалось не по карману. 

Эти вопросы по-прежнему в поле зрения и администрации города, и руководства республики, но, к сожалению, я могу только догадываться о том, что все-таки необходимого экономического потенциала, чтобы решить эту задачу, нет. Мы в градостроительных проектах сегодня не говорим "вынос предприятий" и сопровождаем их словами "по итогам экономических обоснований в соответствии с действующим законодательством". Просто объявить в градостроительном проекте "С вещами на выход!" и таким образом решить вопросы, это и наивно, и неправильно, и абсолютно неочевидно. И никогда не будет таким образом это происходить. Но вместе с тем, мы констатируем в своих документах "вынос производственной деятельности, не соответствующей регламентам генплана". Никто не отменял санитарных норм, никто не отменял комфортности проживания, безопасности и других вопросов. Поэтому в нашем измерении многие предприятия, которые сегодня эксплуатируют свои территории с производственными целями, готовы сегодня сами строить на своих территориях жилье, объекты обслуживания. Таким образом, сама формулировка выноса здесь не уместна. Речь идет о том, что нам нужно вынести все, что противоречит жизни города, все то, что не соответствует требованиям комфортного и рационального проживания. В остальном время покажет.  

Здравствуйте! Скажите, пожалуйста, почему при въезде в Минск со стороны Уручья теперь не видно Национальной библиотеки? Почему она "потерялась" на фоне стройки Дана Холдинг? Обидно как-то...
Виктор (Минск)

Это не градостроительная проблема, это проблема тех, кто работал с застройкой улицы на следующих этапах. Я не буду критиковать своих коллег. Есть чувство сожаления о том, что библиотека была центром композиции на проспекте, и эта ее важная градостроительная роль, которая формировала образ нашего города, безусловно, потерялась. Со стороны въезда в город мы сейчас имеем другое градостроительное решение. "Маяк Минска" не до конца еще реализован как архитектурный комплекс. Пока не будет завершено все, что задумано архитекторами, как уникальная градостроительная среда, оценить весь проект в комплексе невозможно. Мы не ограничивали инвесторов по высоте и этажности. В целом нужно подождать, когда завершится застройка пересечения улиц Филимонова и проспекта Независимости, пока возведут комплекс Газпрома, и тогда уже оценивать работу архитекторов. Пока я согласен с мнением минчанина в том, что вопросов больше, чем ответов.

В одной из телепередач сообщалось, что планируется снос здания предприятия "Лесопильный з-д", расположенного на ул. Дрозда в г. Минске. Хотелось бы узнать какие объекты будут построены на освободившейся территории. Планируется ли снос жилого дома № 7 по ул. Дрозда (введен в экспл. в 1964 г.).? Благодарю за ответ.
Садовская Лариса Ивановна (г.Минск, ул.Дрозда, д.7, кв. 27)

На ул. Кальварийской находится большой транспортный узел. Наличие там остановки электрички, станции метро и многочисленных маршрутов других видов городского  транспорта подвигает нас к  реконструкции этой территории и ее обустройству объектами сопутствующего значения. Реконструкция в этой части города будет обязательно. Ее объем и характер будут определяться. Детальный план на эту территорию разработан, можно ознакомиться в администрации Центрального района. Детальные решения будут уточняться, но это будет многофункциональная  зона. Там будет и торговля развиваться, и бытовка, объекты информации, развлечений. Это будет город в городе. В будущем здесь будет бурлить городская жизнь.   

Подскажите, будут ли сноситься дома по улице Чеботарева, и если будут, то когда?
Скубба Николай Гаврилович (ул. Чеботарева 5)

Я не готов отвечать за все улицы, тем более с конкретным географическим адресом. Николай Гаврилович, найдите время обратиться в администрацию вашего района. В крайнем случае, если уж совсем никак, тогда обращайтесь на Комсомольскую, 8, может быть, мы найдем возможность что-то подсказать вам, если будем располагать соответствующей информацией.

Ведущая: - Можно же ознакомиться с генеральным планом в сети Интернет, можно приехать на выставку, почитать.

А.Акентьев: - Ну, сегодня уже выставка закончилась. По законодательству, мы должны были проводить ее в течение 10 дней, но она проработала 25. Просто мы не должны затягивать эту процедуру.

Но этим разговором все не заканчивается. И я бы призвал всех минчан более внимательно отслеживать судьбу своего района. Минск, еще раз подчеркиваю, это целый космос. И вы живете не на 35 000 гектарах. Вы не бываете на противоположных концах Минска, и вам принципиально важно, чтобы непосредственно в вашем окружении, как мы говорим, в комфортной получасовой доступности, были объекты здравоохранения, образования, бытовых услуг - все, что необходимо для вашей жизни. И более внимательно относитесь к тому, как работает местная администрация, какие у администрации есть планы по развитию вашего района. Тогда в каждом районе мы добьемся чистоты, порядка и комфорта, и весь город будет выглядеть надлежащим образом. 

Рассчитывать на то, что только одни городские службы, только мэр и руководство города побеспокоится и решит все проблемы, отвлекая на это, в том числе, руководство страны - это абсолютно неправильный путь. Надо отдавать себе отчет в том, что государство будет все больше и больше на наши с вами плечи перекладывать ответственность, связанную и с коммунальными платежами, и с содержанием дворовых территорий, и другими вопросами, имеющими отношение к нашей с вами жизни. И наша гражданская активность и ответственность должна в этом в первую очередь проявляться. 

Смотреть еще