Архив онлайн-конференций

Онлайн-конференция с адвокатом по авторскому праву Минской городской коллегии адвокатов Ильей Панковым

Онлайн-конференция с адвокатом по авторскому праву Минской городской коллегии адвокатов Ильей Панковым

Во время встречи обсуждались вопросы, касающиеся авторских и смежных прав, а также изменений в законодательстве по данной тематике.

25.04.2016

Вопросы конференции


Добрый день! По рабочим вопросам изучал Закон об авторском и смежных правах и нашел, что к авторскому праву можно отнести народное творчество. Скажите, кто тогда считается автором народных сказок, традиций, музыки? Кому отчислять авторские за использование?
Илья (Неизвестно)

Поясню по этому вопросу: закон действительно предусматривает такой термин как "произведения народного творчества". Однако прямо указывает, что если автор произведения народного творчества (народные сказки, народные песни, вид народного костюма и так далее - то, что несет в себе отпечаток народной традиции, культурного наследия) не известен, то закон прямо исключает указанное произведение из перечня объектов авторских прав. Это прямо указано в законе.

В последнее время в России и в Беларуси принимаются законы, направленные на защиту авторского права. Скажите, на ваш взгляд, правосознание наших людей повышается? Или до последнего будут искать лазейки как обойти систему?
Михаил (Неизвестно)

Я могу сказать, что, конечно, совершенствование законодательства в любом случае способствует повышению самосознания. Я считаю, что правосознание наших граждан и так на высоком уровне находится, потому что люди осознают, что если какое-то право у нас в республике нарушено, то есть механизм его защиты. Это, в принципе, зависит от сферы отношения, но закон достаточно детально регулирует, в том числе отношение авторского права, поэтому я считаю, что правосознание у нас на достаточно высоком уровне.

Ведущая: - А нет такого, когда человек думает: "Вот я здесь использую… А вось не заметят…".

Илья Панков: - Такое нельзя исключить. Я же не могу ответить за каждого человека. Но в целом люди понимают, что то или иное использование может повлечь за собой ответственность. Я вот перед нашей конференцией читал много дискуссий в Интернете по поводу наших изменений в законодательстве. То есть люди действительно волнуются. Сейчас много спорных моментов. Люди не понимают, просят разъяснить, потому, я считаю, что достаточно высокий уровень.

Скажите, кто к вам чаще обращается - организации или физические лица? Какие чаще всего вопросы волнуют ваших клиентов?

Могу сказать, что примерно одинаковое процентное содержание обращений. Как граждане, так и представители организаций обращаются. Если вопросы касаются авторского права, то обращаются лица, чьи права в этой сфере нарушены, либо обращаются те, кто упрекает в нарушении этих прав. И мы уже тогда смотрим, что за ситуация, действительно ли имеется нарушение, и как можно поступить в такой ситуации.

Ведущая: - А часто ли обращаются клиенты, которые хотят правильно защитить свой объект авторского права? То есть он приходит и говорит, что он автор вот этого рассказа. Как он может себя обезопасить от несанкционированного его использования?

Илья Панков: - Да, были такие обращения. Были и вопросы соавторства. Бывает, обращаются, когда еще и проблемы нет, спора о праве, он может возникнуть, но как этого не допустить.

Говорят, что адвокаты, как продавцы оружия, всегда в выигрыше: вне зависимости от результата клиент платит деньги. Скажите, оправдывают ли себя эти слова?
Игорь (Неизвестно)

Я бы сказал и от себя лично, и от лица белорусской адвокатуры: нет, эти слова себя не оправдывают. Прежде всего скажу, наверное, от лица корпорации адвокатов: у нас гарантировать результат прямо запрещено правилами профессиональной этики адвокатов. Мы не можем его гарантировать, потому что не мы выносим итоговое судебное постановление по делу. Мы можем и обязаны гарантировать качество юридической помощи. Т. е. адвокат должен сделать все возможное (в рамках закона, конечно же) для того, чтобы законный интерес клиента был защищен. Это к вопросу о результатах. Что касается того, что мы всегда в выигрыше, лично я скажу так: для меня важен такой критерий, как справедливость. Лично для меня результативность в этом критерии имеет особое значение, потому что я должен сделать все для того, чтобы законный интерес обратившегося ко мне лица был соблюден. И если я вижу, что ситуация несправедливая, конечно, я сам заинтересован в том, чтобы сделать все. Это и чувство справедливости, и в конце концов осознание того, что моя юридическая помощь помогла человеку. Это действительно очень приятное чувство, потому что бывает всякое. Бывает, что решение выносится не в пользу наших клиентов, бывает ситуация тяжелая. И я действительно могу сказать и от имени себя, и от имени коллег - адвокаты очень переживают по этому поводу. Показывая качество помощи и достигая каких-то побед, это влияет на отношение к адвокатам со стороны коллег, со стороны окружающих и в том числе обратившихся к нам за помощью лиц. Наверное, высшая степень понимания между адвокатом и обратившимся лицом заключается в том, что даже если решение суда выносится не в пользу клиента, тебе все равно благодарны. Это высшая награда для нас.

Ведущая: - Вы говорите про моральную часть. Но в финансовом плане все равно берете деньги за оказание юридической помощи, и эти услуги должны быть оплачены в любом случае вне зависимости от вердикта суда?

Илья Панков: - Конечно, потому что нам платят непосредственно за оказание юридической помощи. Т. е. мы не можем влиять на суд в вынесении им вердикта. Более того, я подчеркну: если адвокат гарантирует результат, возможно, он не очень учитывает наши правила профэтики. Я бы сказал так: гарантировать результат можно, только если ты сам за него отвечаешь.

Ведущая: - А если есть какие-то неоднозначные ситуации - сложные либо спорные, каким образом происходит консультирование? Например, когда Вы как адвокат сомневаетесь действовать таким либо иным способом, решает какая-то коллегия либо форум?

Илья Панков: - Очень хороший вопрос, касающийся именно практики. Когда мне звонят люди, у которых вопрос неизвестно как может быть решен, ситуация спорная, как правило, я разъясняю следующее: я предлагаю человеку формат юридической консультации и говорю о том, что здесь необходимо думать глубже. Человек приходит, мы подробно обсуждаем ситуацию, смотрим его документы, и очень часто в таких особо сложных ситуациях я письменно себе помечаю вопросы, которые необходимо проработать. Беру время, анализирую, чтобы мы потом полностью все обсудили. А во время подготовки я стараюсь найти ответ на каждый вопрос со ссылками на нормы закона, посмотреть практику и, конечно, проконсультироваться с коллегами. В сложных ситуациях мы стараемся действовать так. 

Вместе с тем даже в такой ситуации не всегда возможно предвидеть результаты спора, если он возникнет. Бывает, что проанализировать доказательственную базу мы просто не можем, потому что у нас нет полной информации. Более того, к сожалению, адвокаты не могут истребовать по своим запросам все необходимые сведения. По закону мы имеем на это право, но ряд организаций считает, что нам это делать нельзя. Пытаемся на уровне республиканских органов решать эти вопросы. Иногда  просим суд истребовать нужную нам  информацию. А это уже подача документа. И какой результат будет, здесь уж зависит от того, какие сведения придут по запросу суда. Всякое бывает. Я всегда разъясняю этот момент. Основания могут быть при наличии подтверждающих документов. Если в этих документах не будет таких сведений, дело может разрешиться не в пользу клиентов. И люди это понимают.

Ведущая: - Как действуют адвокаты, если в законодательстве либо нормы, либо какие-то определения не прописаны? Все так стремительно развивается и меняется. Взять то же авторское право.

Илья Панков: - В принципе все изменения, которые сейчас широко обсуждаются, касаются только административной ответственности, потому что закон об авторском праве и смежных правах - уже не первый в нашей республике. Законодательство систематизируется, оно у нас детально проработано. Вместе с тем никогда нельзя быть уверенным, что мы не столкнемся с теми моментами, которые не урегулированы в законе. Закон о нормативных правовых актах предусматривает такие термины как "аналогия закона", "аналогия права". По общему праву, если возникла ситуация, которая не урегулирована законом, то суд вправе применить аналогию закона. Такое бывает, это нормально. В моей практике был только один случай, когда я применил аналогию закона. И впоследствии быстро были  приняты соответствующие нормы.

Аналогия права - это когда суд не может найти, как законом регулируются смежные отношения, и действует, исходя из общих принципов права, своего внутреннего убеждения. Что касается нас, мы стараемся проработать, посмотреть практику и найти оптимальный путь решения спора.

Скажите, какой нам путь предстоит еще пройти, чтобы соответствовать мировым стандартам в области авторского права?
Юлия (Неизвестно)

Я считаю, что у нас достаточно высокий уровень законодательства. Закон о защите авторского права и смежных правах достаточно детально регулирует отношения в этой области. Законодательство наше развивается, становится еще более совершенным, охватывает еще большее количество ситуаций. Но в целом, я считаю, наше законодательство развито высоко.

Ведущая: - Илья, были ли у вас или у ваших коллег случаи, когда возникали вопросы авторского права между резидентами разных стран?

Илья Панков: - В практике моих коллег были такие случаи, когда организация-правообладатель защищала права в отношении объектов интеллектуальной собственности. Мне известны случаи, касающиеся защиты товарных знаков, прав произведений. Да, такое бывает. 

Если взять песню какого-либо исполнителя, переработать ее полностью (оставить только мотив и слова), то будет ли это принадлежать старому исполнителю или уже человеку, который переработал трек?
Надежда (Неизвестно)

Объясню. В любом случае переработка - это способ использования, который допускается только с согласия. Если правообладатель согласия не дал, будет нарушение его исключительного права и, как правило, еще и неимущесвтенных прав (прав на имя, прав авторства и т. д.). Поэтому если нет разрешения, не приобретает никаких прав лицо, переработавшее материал. И это будет подтверждать факт нарушения исключительного права. Но если заключен соответствующий договор, получено разрешение на переработку, то закон у нас говорит о том, что у лица, которое правомерно переработало произведение, возникают права в отношении той части, которая переработана, потому что в итоге все равно переработан оригинал.

Куда надо обращаться, если нарушили твое авторское право? И какую базу доказательств необходимо предоставить? Будет ли засчитано, к примеру, свидетельство родителей, что они видели, как их ребенок трудится над своим творением?
Кристина (Неизвестно)

Если вопрос касается административной ответственности, то обращаться нужно в органы внутренних дел. Существуют отдельные случаи, за которые предусматривается уголовная ответственность, тогда обращаться нужно в Следственный комитет. Либо в суд. Это будет гражданская правовая ответственность, которая может одновременно быть связана и с административной, и с уголовной. Что касается суда, то это судебная коллегия по делам интеллектуальной собственности Верховного суда - только здесь рассматриваются споры, касающиеся интеллектуальной собственности. 

Что необходимо подтверждать в любой ситуации? Необходимо подтверждать то, что автором либо правообладателем является тот, кто обратился; необходимо доказывать факт создания произведения, доказывать факт нарушения и то, что нарушителем является ответчик. Какими могут быть доказательства? Это может быть все что угодно: показания свидетелей, скриншот страницы из Интернета, это могут быть пояснения самого лица, которые оно дало ранее, допустим, в административном процессе. Это могут быть, допустим, квитанции на приобретение материалов, которые были использованы при создании произведения, могут быть видеоролики, которые человек показывал на телевидении, фотографии. Суд дает оценку, исходя из своего внутреннего убеждения. Что касается показания таких свидетелей, как родители, что именно их ребенок создал произведение, то суд, конечно, учтет эти показания, но в совокупности с другими доказательствами. Здесь нужно понимать то, что родители заинтересованы в том, чтобы дело было рассмотрено с учетом интересов их ребенка и чтобы решение было вынесено в его пользу, поэтому суд учтет показания родителей, и с учетом других доказательств в совокупности он проанализирует всю ситуацию и вынесет решение.

Допускает ли наше законодательство блокирову сайта, если на нем содержится контент, защищенный авторским правом?
Таких формулировок закон не предусматривает. В этом нет необходимости, потому что есть общие формулировки способов защиты прав. Лицо, право которого нарушено, может требовать в судебном порядке восстановления положения, которое действовало до нарушения прав. И второе, указано в законе, можно требовать пресечь действие, которое нарушает его права. На основании этих норм закона, истец, если человек обращается в суд, может требовать суд обязать ответчика убрать контент, нарушающий его права.
Здравствуйте! Я в процессе написания книги, возможности издать ее за свой счет у меня нет, но есть спонсор, который просит указать, что книга вышла при его содействии. Скажите, не получится ли так, что я этим передам какую-то часть своих авторских прав?
Людмила (Неизвестно)
Исходя из этого указания о пожелании спонсора - невозможно определить, какие права он хотел бы, чтобы ему передали, объем этих прав, срок их действия и прочие параметры. Все зависит от того, какие условия стороны укажут в лицензионном договоре. Если там прописывается, что в результате данного соглашения у организации или спонсора возникает исключительное право, то спонсор может даже запретить автору его использовать. Весь вопрос в объеме прав.
Здравствуйте! С 4 апреля вступили в силу изменения в Кодексе об административных правонарушениях. Теперь предусмотрена ответственность за хранение с целью распространения контрафактных экземпляров произведений, записанных исполнений, фонограмм, передач организаций эфирного и кабельного вещания. Т.е., надо понимать, если у меня на компьютере содержится пиратская музыка, то ко мне претензий нет. А как определить цель ее хранения и кто и как будет доказывать, что я ее хотел распространять? Если, к примеру, сделать репост музыкальной подборки Вконтакте, это уже подпадает под статью? Тоже касается репостов видеофайлов. Разъясните, пожалуйста, т.к. в интернете уйма противоречивой информации. Спасибо!
Женя (Неизвестно)

Очень содержательные и важные вопросы, я отвечу на все, даже на тот, что кажется гражданину понятным: "Если у меня на компьютере содержится пиратская музыка, то ко мне претензий нет". Не совсем это так, есть претензии. Если у человека на каком-нибудь носителе хранятся "пиратские" файлы: произведения, музыка, фильмы, имеется факт нарушения. Статья 9.21 Кодекса об административных правонарушениях предусматривает такую норму, как незаконное распространение или иное использование объектов авторского права. Что такое использование? Необходимо обратится к закону об авторском праве и смежных правах, там указаны способы использования произведения, в том числе такой вид использования, как воспроизведение. Закон дает трактовку этому термину. Воспроизведение - это в том числе изготовление копии и хранение. Таким образом, если человек скачал к себе на компьютер - он изготовил копию, он хранит ее, поэтому нарушает. Если будет заявление правообладателя и этот факт будет доказан, то формально имеются основания привлечь к административной и гражданско-правовой ответственности за такие действия. 

Одними изменениями в законе ситуация не поменялась. Эта норма в виде ответственности, про которую я сказал, всегда была единственной частью этой статьи - иное незаконное использование. Законодатель в административном порядке вывел в отдельный вид ответственность за хранение с целью распространения. Тем самым, я так понимаю, преследуя цель облегчить возможность привлечения к ответственности лиц, которые являются "пиратами".

Ведущая: - Это их заработок?

Илья Панков: - Причем незаконный. Они незаконно сделали копии, хранят для того, чтобы продавать и зарабатывать на этом деньги. Что касается гражданско-правовой ответственности, она налагается в виде штрафа от 10 до 50 000 базовых величин. Разбежка очень большая, и сумма определяется судом в каждом конкретном случае, с учетом характера нарушения. Можно разместить фотографию с произведением у себя в социальной сети, и это будет незаконно, а можно, например, незаконно вести алкогольную продукцию известного бренда и продавать ее по всей Беларуси, разница очень большая. Что касается ответственности административной, я скажу, не вдаваясь в подробности, она сейчас существенно увеличена. Но акцент главным образом на специальное виды ответственности, то есть ответственность за хранение с целью распространения.

Немножко хочу сказать об исключениях. В законе написано, что допускается свободное использование произведений в виде воспроизведения в единичном экземпляре, если эти произведения правомерно опубликованы. Это очень важно! Если у человека на его носителях находится копия произведения, которое правомерно опубликовано, и он только сам слушает - это законом разрешено. Закон гласит, что хранение должно быть без цели прямого или косвенного коммерческого использования. Если мы говорим про Интернет, то произведение должно быть скачано только с официального источника правообладателя. То есть правообладатель должен сам в интернете официально, правомерно опубликовать это произведение. Но на большинстве сайтов не будут так размещены композиции, чтобы их можно было бесплатно слушать. Размещают кусочек, цитату, и будет предложение купить. 

По социальным сетям. Использование может быть правомерным, если информацию разместил сам правообладатель, но в большинстве случаев это не так. Репост является еще более серьезным нарушением, потому что человек не пользуется лично этим произведением, а сообщает другим. В законе указаны способы использования, один из них - это размещение для всеобщего сведения, доведение до широких масс таким способом, чтобы каждый человек мог иметь доступ к этому произведению в любое время. Репост будет являться нарушением. В виду того, что в Интернете уйма противоречий, я посоветую пользователям социальных сетей разграничивать свое и чужое. Если человек и организация понимает, что эта картинка или видеоролик изготовлен не им, не нужно размещать на стене в социальной сети, делать перепосты, потому что это является нарушением и может повлечь за собой реакцию правообладателя.  

Добрый день! Подскажите, как могут использоваться музыкальные аудиозаписи, автор которых умер более 50 лет назад? Законно ли будет их использовать в любительских роликах и выкладывать на YouTube? Речь идет о классических произведениях.
Вероника (Неизвестно)
Закон предусматривает, что имущественное право, право пользоваться произведением, действует в течение жизни автора, и в течение 50-ти лет после его смерти. После того, как срок исключительного права заканчивается, произведение переходит в общественное достояние, может быть использовано свободно, но при условии соблюдения личных неимущественных прав автора.
Здравствуйте! Недавно в одном из минских ресторанов увидела рекламную продукцию (буклеты) с моей свадебной фотографией. Я действительно отмечала торжество в этом заведении несколько лет назад. Никто из работников ресторана ни со мной, ни с фотографом не связывался. НО! Это изображение выложено на моей странице Вконтакте. Т.е. ее взяли именно оттуда. Могу ли я при данных обстоятельствах говорить о нарушении авторских прав? И если да, то на что я могу претендовать? Спасибо!
Ольга (Неизвестно)

Можно воздействовать несколькими путями в зависимости от обстоятельств. Прежде всего, фотография должна являться произведением. Не каждая фотография попадает под защиту авторского права. У меня был случай, когда обратилось одно юридическое лицо в отношении представителя другого юридического лица c претензией на размещенную фотографию. Я представлял интересы лица, в отношении которого велся административный процесс, это было дело об административном правонарушении (статья 9.21). Наша позиция была признана судом обоснованной. Мы утверждали, что изображение, о котором идет речь, не является произведением в контексте авторского права. Почему? Потому что фотография, чтобы таковой признавалась, должна нести на себе отпечаток личности автора. У нее должна быть оригинальная композиция, световое решение, иные обстоятельства, говорящие о том, что это действительно предмет, созданный творческим трудом. Если же фотография - это просто механическая фиксация обстановки и не имеет никакой художественной ценности, она не может защищаться авторским правом. И в нашем случае мы подтвердили именно это.

Ведущая: - Можно я уточню. Т.е. если я сейчас на мобильный телефон сфотографирую этот микрофон, это не будет являться объектом авторского права.

Панков: - Почему, если в этой вашей фотографии будет какая-то оригинальная постановка, сюжет. Например, микрофон будет резким, а позади все будет красиво размыто. Здесь грани нет. Если возникает спор, касающийся того, является ли фотография произведением, то назначается искусствоведческая экспертиза. Специалисты в этой области анализируют, оценивают каждый конкретный объект и делают заключение.

Если в случае, описанном в вопросе, фотография действительно является объектом авторского права, есть основания утверждать, что права девушки нарушены, и есть основания обращаться за их  защитой. Можно обращаться в органы внутренних дел для привлечения к административной ответственности (в некоторых случаях предусмотрена уголовная, но это очень редко, не думаю, что указанный случай под нее подпадет), и есть основания обращаться в суд, чтобы привлечь нарушителей к гражданско-правовой ответственности. Если будет спор, является или нет фотография произведением искусства, должна быть проведена искусствоведческая экспертиза. Если признается, что она не является произведением, то есть уголовная ответственность за незаконное собирание и распространение информации о частной жизни. Можно привлечь, но необходимо тогда, чтобы информация, запечатленная на фотографии, представляла собой личную или семейную тайну гражданина. Но есть довод не в пользу Ольги: она выложила фото в социальной сети. Это может быть доказательством того, что фотография не является ее личной или семейной тайной.

Ведущая: - Но ее профиль мог бы быть закрытым, что значило бы, что она ограничила круг лиц, который мог увидеть эту фотографию.

Илья Панков: - Да. Тут нужно уточнять, как эта организация достала эту фотографию.

Ведущая: - Я хотела бы уточнить момент для наших зрителей. Если человек выкладывает свои фотографии в социальные сети, то он должен быть готов к тому, что он не сможет никому претензий предъявить, или нет? Или все равно это охраняется законом как объект авторского права?

Панков: - Не имеет значения. Потому что, даже выкладывая фотографию в Интернет, автор не дает согласие на использование этой фотографии. Ты даже не можешь делать репост, сохранять эту фотографию у себя, только если это не подпадает под исключение, если она правомерно опубликована. Но это не дает право другим пользователям размещать фотографию на своих страницах либо копировать на свои иные интернет-ресурсы.

Ведущая: - А как поступать СМИ или физлицу, если мы нашли у кого-то на странице фотографию и хотим ее использовать? Обратиться с просьбой?

Илья Панков: - Да, формально необходимо получить разрешение. Закон предусматривает форму такого договора в виде лицензионного соглашения, т.е. надо заключить лицензионный договор с правообладателем. Правообладателем может быть автор или иное лицо, у которого имеются исключительные права. 

Давайте возьмем более простую ситуацию. Допустим, какая-то организация изготавливает какие-то открытки, буклеты. Есть фотограф, есть организация. Автором фотографии для буклетов является фотограф, но поскольку фотограф работает по трудовому договору с этой организацией, то имущественные права, а именно исключительное право использовать эти фотографии возникает только у организации. А у автора остаются личные неимущественные права, то есть это права авторства: право признаваться автором произведения, право на имя, право на использование произведения под подлинным именем автора либо под псевдонимом, либо без имени и т.д. В нашей ситуации правообладатель - это организация. 

Если какая-то телевизионная компания хочет использовать какой-то объект, то необходимо заключить лицензионный договор с правообладателем, в котором указать объем прав, которые передаются, в том числе каким способом использование будет допускаться, вопрос о вознаграждении: либо оно будет выплачивается в размере ноль, либо в конкретных суммах. Получив разрешение, можно использовать.

День добрый! Я автор тематического видеоблога. Периодически некоторые белорусские интернет-ресурсы скачивают мои выпуски и заливают их на собственные плейеры. В описании они указывают авторство, но не ссылаются на блог. Такая ситуация меня не устраивает, т.к. просмотры мне не идут, а люди смотрят видео, размещенные у них на сайтах. Каким образом я могу повлиять на данные ресурсы, ведь ютуб - это отдельная площадка, где я не могу указать, что материалы могут использоваться только с письменного разрешения автора. Спасибо.
Олеся (Неизвестно)

Действительно, права Алеси нарушаются, если указанные ролики являются ее произведениями. Потому что если будет спор, то нужен будет подтверждающий ее авторство документ. Нарушаются права, главным образом имущественные, то есть исключительное право Алеси использовать произведение по своему усмотрению и запрещать такое использование. Что можно сделать? Можно обратиться за защитой своих прав. Если мы говорим о youtube, то можно направить администрации ресурса заявление о нарушении прав. Youtube может заблокировать ролик, который является копией. Что необходимо сделать? Необходимо фиксировать правонарушение, предпринять меры, чтобы подтвердить этот факт. Обращаться можно непосредственно в органы внутренних дел, для того чтобы привлечь нарушителей по статье 9.21 по месту совершения правонарушения.

Ведущая: - Надо уточнять, где размещены ресурсы, которые копируют?

Илья Панков: - Возможно, даже и так: узнать юридический адрес либо адрес хостинговой организации. Этот вопрос требует более детальной проработки, но совершенно точно, что правонарушение административное ведется по месту его совершения. Необходимо это устанавливать. Значит обращаться в органы внутренних дел либо, а затем последовательно можно обращаться и  в суд с исковым заявлением за защитой своего права.

Ведущая: - Вы говорите, надо сначала установить, является ли эта фотография либо видеоблог - произведением. А можно как-то заранее эту комиссию инициировать, может на платной основе?

Илья Панков: - Формально можно так сделать, привлечь специалистов и получить какой-то документ. Но в этом, возможно, не будет смысла. Потому что, если этот вопрос дойдет до суда, суд их примет ко вниманию, но должен будет провести собственную экспертизу, так как она должна быть судебной: должна быть назначена по постановлению суда, должна отвечать на поставленные судом  вопросы. Если автор считает, что его произведение шедевр - хорошо, и надо так считать. Потому что если человек создал произведение своим творческим трудом, оно является новым, уникальным, несет в себе отпечаток его личности (это критерии того, что является произведением), то надо настаивать на этом. И только если кто-то будет оспаривать данный факт, тогда инициировать экспертизу.

Смотреть еще