Архив онлайн-конференций

Накануне Дня потребителя онлайн-конференция с заместителем Министра торговли Республики Беларусь Ириной Наркевич

Накануне Дня потребителя онлайн-конференция с заместителем Министра торговли Республики Беларусь Ириной Наркевич
Особое внимание будет уделено вопросам здорового питания, розничной торговли товарами, изменениям в законодательстве о торговле, а также защите прав потребителей. Задавайте свои вопросы.
13.03.2015

Вопросы конференции


Как у нас в стране развивается производство экологически чистых продуктов питания и где их можно купить?
Кузьмич (Минск)

Вопрос хороший, и он, кстати, по теме нашего предстоящего Дня и Года потребителя, который проходит под девизом: "Здоровое питание - выбор современного потребителя". У нас в стране пока нет законодательства и нет сертификатов под экологически чистую выращенную продукцию, потому что нельзя просто назвать то, что выращено на грядке, экологически чистым продуктом. К этой продукции предъявляют определенные требования. Вообще-то она считается органической продукцией. Не допускается обработка синтетическими пестицидами, синтетическими минеральными удобрениями, не допускается наличие искусственных пищевых добавок, ГМО, рафинирования, минерализации и других приемов, которые снижают питательные свойства продукта. И хотя по внешнему виду такая продукция уступает остальной, мы понимаем что она с большими питательным свойствами.

Такая продукция дорогостоящая. Кстати, в Европе она дороже где-то на 30-40 процентов. В магазинах есть специальные отделы, чтобы потребитель по навигации это понимал и не возникало вопросов, почему непривлекательная с виду картошка или морковка стоит в два раза дороже.

Это все очень сложно, чтобы вырастить подобную продукцию, нужно сначала дезактивировать почву в течение некоторого времени. А чтобы получить молоко или сыр, надо, чтобы корова паслась на дезактивированных пастбищах. Т. е. есть определенные требования. Это комплексный процесс. Но, кстати, мы стали заниматься этим. Проходят круглые столы и дикуссии, есть поручение правительства. Но этот процесс длительный. Европа к нему шла десятилетиями.

Но у нас в стране есть понятие "натуральный продукт" и есть 453 сертификата, дающих право так маркировать продукцию.

Ведущая: - А чем экологически чистый продукт отличается он натурального?
Наркевич: - Такая маркировка наносится на продукты питания, изготовленные из натурального продовольственного сырья животного или растительного происхождения. Т. е. без применения антибиотиков, , стимуляторов роста, гормональных препаратов, пестицидов и методов генной инженерии. У экологически чистых продуктов шире этот спектр. Сегодня этим знаком маркируются 120 видов продуктов питания, в большей степени молочных. Знак маркировки - зеленая красивая точечка, как капелька. Это все контролируется. Сертификат выдается предприятию, оно имеет право маркировать продукцию. Масло сливочное, например, 40 таких позиций в стране, шоколад - 12, сметана - 21, молочных биопродуктов - 30, молока - 60. Чтобы потребитель мог рационально питаться и удовлетворять физиологические потребности, он может приобретать этот товар. Он есть в магазинах, просто нужно смотреть маркировку.

Так как этого товара не очень много, мы его не выделяем в отдельные зоны. Но раз этот год у нас под эгидой здорового питания планируем сделать тематические полки, но только в крупных объектах - свыше 3 тысяч метров квадратных. Здесь тоже важно: что для вас здорово, для меня может быть плохо. Есть лечебное, диетическое, профилактическое питание. Сегодня мы говорим, что традиционно к здоровому питанию относят какую-то низкокалорийную продукцию, бездрожжевой хлеб, мюсли, отруби, хлопья, льняное масло, молочные изделия пониженной жирности.
Здравствуйте. Я ремесленник, и хотел бы продавать свою продукцию. Какие документы мне для этого нужны?
Олег (Петриков)

Тема ремесленников важна и актуальна. Министерства культуры и торговли в данной ситуации стимулируют, чтобы ремесленники у нас были и чтобы у них была возможность реализовать свой товар. В основном свои изделия они продают на ярмарках. Сейчас появилось много специализированных выставок, посещая которые, удивляешься, как классно люди могут что-то делать. Это хорошо еще и потому, что есть самозанятость людей. Для ремесленника не действует закон о торговле, у него есть специальный указ Президента по ремесленной деятельности. Согласно указу с установленными местными исполнительно-распорядительные органами торговыми объектами ремесленник имеет право заключать договоры и реализовывать свою продукцию. Кстати, для них не нужна регистрация в Государственном реестре в качестве ИП. На рынок или в другой объект торговли ремесленники должны предоставить документ, удостоверяющий их личность и копию документа об уплате сбора за осуществление ремесленной деятельности, на основании чего с ними заключается договор. Мы с Министерством культуры хотим активизировать эти специализированные ремесленные ярмарки. Это и людям нашим интересно, можно купить очень интересные вещи - произведения живописи, графики, скульптуры, продукцию цветоводства, и ремесленникам выгодно. 

Кстати, мы сейчас рынки возвращаем к теме сельскохозяйственной.  Например, собирают люди дикорастущие ягоды в лесу. Нужно дать им возможность их где-то продать, чтобы не перекупщики это сделали, а тот человек, который трудился. Законодатель как раз позиционирует эту сферу деятельности, минимизирует вхождение на рынок и в налоговом обременении, и документальном. 

Обсуждаются ли планы о запрете продажи алкоголя вне специальных магазинов, как это сейчас происходит во многих европейских странах?
Виктор (Молодечно)
Я член межведомственной рабочей группы, куда входят представители министерств образования, здравоохранения, прокуратуры, МВД и много центров, которые занимаются этой проблемой. Алкоголизм - это серьезная для нас тема, потому как потребление в стране высоко. В рамках программы деалкоголизции нации выстраивается концепция на 2015-2016 годы. Отрадно, что потребление алкоголя и количество курящих в Беларуси снижается. Т.е. работа  дает результаты, но надо двигаться дальше. Поэтому один из компонентов - это ограничение времени продажи. 
В проекте указа об обороте алкоголя, (сейчас он поступит в парламент), ограничено время продажи спиртного с 9.00 до 22.00. Уже появилось у местных распорядительных органов право на проведение ограничивающих мероприятий. Например, сбор урожая, выпускные - это уже все применяется на практике. Есть ограничения на продажу алкоголя в Интернете. Далее - следующий этап. Как Президент говорит:  "Step by Step", двигаемся, но не революционно,  а эволюционно, потому что это и бизнес. 
Проговаривается вариант организовать специализированные отделы. Тема хорошая, но у нас такая разномастная торговля. Те же шаговые магазины - они маленькие. Поэтому начать надо с крупноформатных объектов. Уже появляются отдельные магазины, винные бутики. Тема правильная, поэтому и решение нужно принять взвешенное, правильное.
Приобрел 3 месяца назад ноутбук в интернет-магазине, гаджет работать перестал, а телефоны, указанные на гарантийном талоне, не отвечают. Данного интернет-магазина не обнаружил в сети, из этого сделал вывод, что его уже не существует. Что делать в данной ситуации? Можно ли как-нибудь защитить мои права потребителя?
Федор (Минск)
Здесь может быть много вариантов. Возвращаюсь к теме инициированного нами торгового реестра. Мы говорили, что торговый реестр аккумулирует информационную базу продавцов, в том числе интернет-магазинов. Эта база будет важна и для потребителя, и для продавца, который видит, кто в его поле находится, для какого-то инвестиционного проекта, для контролирующих органов и т.д.. Этот ресурс доступен. Если вы знаете ФИО продавца, вы можете его найти в Торговом реестре. В любом случае, если продавец пропал, но существует чек, гарантийный талон (это все защищает права потребителя), нужно обратиться в исполком, по месту которого зарегистрирован или потребитель, или магазин.
В декабре 2014 года вступил в силу Указ Президента Республики Беларусь "О создании государственного информационного ресурса "Реестр бытовых услуг Республики Беларусь". Скажите, когда он будет полностью готов и где его можно будет посмотреть? И значит ли это, что предоставляемых бытовых услуг в нашей стране станет больше?
Павел (Витебск)
Хороший вопрос. Я думаю, что станет больше. Потому что реестр бытового обслуживания - это уже другой информационный ресурс. Он начал вестись с декабря, а наполнение будет закончено к 1 июня. Все субъекты, которые оказывают бытовые услуги, на 1 июня должны быть в этом реестре. Если какого-то там не будет, это будет означать незаконную предпринимательскую деятельность. Касается всех -  и СТО, и парикмахеров на дому, и т.д. Надеемся, что это простимулирует официальную деловую активность. 

Я полагаю, что реестр обязательно поспобствует росту количества бытовых услуг. Сегодня у нас по экспертным оценкам порядка 35 тысяч субъектов бытового обслуживания. В реестре пока зарегистрированы около 3-х тысяч, т.е. 10%. Осталось три месяца. Но так как у нас сейчас наполняются два реестра, я думаю, после 1-го апреля, когда будет окончательно наполнен торговый реестр, активность возрастет. 

Реестр - удобная вещь. У меня недавно был такой случай: мне бросили рекламный буклет в почтовый ящик. Какой-то салон предлагает скидки, минус 50%. Я не поверила, пришла на работу, по телефону и адресу мои специалисты собрали мне информацию об этом субъекте хозяйствования: с какого года он работает, какую площадь занимает, сколько работает людей, контакты, телефоны и т.д. Мы сделали запрос по электронному адресу о действительности скидки. Они нам прислали приказ, подтверждающий это. Вот реестр в действии. Контролирующий орган, не выходя из кабинета, смог проконтролировать и неопределенный круг лиц защитить.
Здравствуйте, я частный предприниматель. Меня интересует такой вопрос: предполагается ли убрать действия моратория на повышение цен и возможно ли предпринимателям в будущем формировать цену с учетом всех издержек?
Олег (Минск )

Ну, конечно. Эта тема широко обсуждалась, начиная с декабря, когда был поэтапный переход: сначала - мораторий на цены, потом разрешили поднять их на определенный процент и т. д. Двигались поэтапно. Правительство предприняло эти меры, чтобы не было резкого скачка для потребителя. Было определенное указание Президента, который был обеспокоен ситуацией. 

Да, поэтапная либерализация предполагается, скоро будет полный отпуск. У нас подходы в законе ценообразования такие, что цена формируется свободно, но она должна быть обоснованная. Обоснованные затраты должны в нее включаться. Будут контролироваться только цены на социально значимые товары, работы и услуги по перечню, который определяется Советом Министров.

По закону о правах потребителя человек может вернуть купленный товар в течение 14 дней при условии, что у него будет чек и товар будет неиспользованным. Однако в ЦУМах и ГУМах часто вижу объявления, что, к примеру, нижнее белье и косметика обмену и возврату не подлежат? Почему? Если я, к примеру, не угадала с размером (в подарок покупала) или передумала использовать лосьен (банка не открыта)?
Екатерина (Минск)

Право вернуть товар у человека есть всегда, на всем этапе жизнедеятельности товара. У товара срок службы может быть 10 лет. Например, в документах на холодильник, телевизор должен быть указан срок службы товара. Если срок службы не установлен, то 2 года. Эта гарантия закона. Вы можете предъявить претензии по некачественному товару. Но надо различать две вещи: претензии по некачественному товару и возврат качественного товара, который вам не понравился.

Например, купили вы блузку, принесли домой, одели, посмотрели, вам не нравится. В 14-дневный срок вы имеете право вернуть товар. Закон вам гарантирует это право. Кстати, это мировая практика. Пожалуйста, приходите в магазин, чек приносите, и вам обязаны вернуть деньги и принять товар. Но исключение составляет товар, который есть в перечне, утвержденном постановлением правительства. Это, например, белье нательное, сложнотехнический товар (например, автомобиль). Есть перечень доброкачественных товаров, которые вы не можете вернуть. Потребитель об этом знает.

Ведущая: - Я хотела уточнить. Если я, например, купила крем. Он у меня в упаковке, она не нарушена. Но он возврату и обмену не подлежит.

Наркевич: - Здесь сложный вопрос, потому что вообще парфюмерно-косметическая продукция (зубная паста, шампунь или крем) возврату не подлежит. Из гигиенических соображений. Мы так ограничили. Но есть, например, определенный товар, который, если он заламинирован и не нарушена упаковка, то его вернуть можно. Например, в перечне есть книги. Книга тоже не подлежит возврату и обмену. Но книга же может быть упакованная, и ее никто не читал. А так представляете, как бы все книги возвращали! Прочитали, понесли, вернули. Но я хочу сказать, что вопрос Ваш правильный. Законодательство всегда совершенствуется, потому что появляются новые товары, новые упаковки, новые подходы в продаже товара, поэтому перечень не окончательный. Мы каждый год совместно с другими министерствами и ведомствами его дорабатываем: что-то убираем что-то вносим.

Слышала, что скоро из обихода выйдут купюры номиналом в 50 рублей. С учетом этого, как будет округляться сумма при расчете на кассе: в меньшую или большую сторону?
Алеся (Гомель)
С 1 июля 2015 года может быть принят следующий алгоритм округления. Значение в сумме до 50 рублей отбрасывается, а от 50 рублей включительно и выше округляется до 100 рублей. Нужно сказать, что при введении этого порядка округления всем субъектам нашей торговли в обязательном порядке необходимо будет соблюдать предельные размеры торговых надбавок по товарам, в отношении которых осуществляется ценовое регулирование. Это касается только  контролируемой социально значимой группы. 
Хотелось бы задать вопрос о проверке торговой деятельности. Что является основанием для проверки, и какой документ должен предоставить ревизор?
Михаил (Гродно)

Есть 510 указ Президента - он не только для Министерства торговли, но и для всех контролирующих органов. Все, что там прописано, никто не вправе это нарушать. Поэтому есть понятия «мониторинг», «проверка», «внеплановая тематическая проверка». Для всего должно быть основание. Проверка назначается либо министром, либо заместителем министра. Если поступила какая-то информация на горячую линию, жалоба в письменном или электронном виде, стали известны факты нарушений - это все является основанием, чтобы назначить проверку. Но важно знать и потребителю, который жалуется, что он может выступать в суде и давать свидетельские показания, подтвердить свои претензии.. Предписание - это основной документ, специально выписанный на конкретное лицо, и контролер, придя, должен предъявить это предписание. 

Здравствуйте. Хочу спросить, какие документы мне должен предоставить продавец интернет-магазина, и могу ли я осуществить возврат продукции, если у меня сохранился чек?
Юлия (Молодечно)

Министерство торговли давно занимается темой интернет-торговли. Это удаленная торговля, и государственная защита потребителя должна быть на более высоком уровне. Поэтому мы действительно очень много сделали в сфере интернет-торговли: 1. Зарегистрировали всех продавцов в торговом реестре. Потребитель, когда заходит на первую страничку, должен внизу посмотреть, а зарегистрирован ли он. Это как паспорт, это гарантия. Если он какую-то информацию скрывает, зачем такой интернет-продавец. Это первая рекомендация для потребителя. 2. Люди любят у нас пока еще покупать за наличный расчет. Это право людей. Нам очень приятно, что уже смещается акцент, растет количество безналичных расчетов: карточки, электронные кошельки и т.д. До прошлого года мы рекомендовали всем магазинам размещать квитанцию, которую он выдает за наличный расчет. А с прошлого года обязали иметь кассу. Сегодня вид кассового чека должен быть представлен, и когда приходит интернет-продавец, касса в обязательном порядке должна быть. А с 1 июля обязательно должен быть еще и терминал. То есть, два защитных механизма для потребителя: чек, если наличный расчет, и если безнал, - терминал, в электронном кошельке тоже след остается. А чтобы покупатель мог сличить, на страницу выводится вид этого чека. Если чек ему не дали? Сколько мы учим нашего белорусского потребителя: требуйте! Защищайте свои права! Он обязан его представить. Можно сразу же позвонить хозяину магазина и сказать, что курьер чек не дает. Мы заинтересованы, чтобы курьерская служба вообще отделилась, тогда курьер вообще не будет заинтересован в каких-то схемах. Но пока курьер принадлежит интернет-магазину. В крупных интернет-магазинах все поставлено на поток, все чеки дают. Но 50% в сфере IT-торговли у нас малый бизнес. Мы проводим активную работу с площадками. Если интернет-магазин находится на крупной площадке и если что-то случилось, то сама эта площадка найдет этого продавца и заставит его разобраться с потребителем. У них по закону появилась обязанность следить за соблюдением законов продавцами. А потом у нас появятся добросовестные площадки, у которых вообще не будет проблем с потребителями, потому что будет конкуренция между площадками, они будут заинтересованы в привлечении покупателя.

-Ведущая: Можно ли вернуть продукцию при сохранении чека?

-Наркевич: Конечно. Не будем углубляться. Но есть товар сложно технический, который нельзя возвращать, если выписан гарантийный талон. Но если товар некачественный – всегда его можно вернуть. Если товар привезли, человек посмотрел и через некоторое время передумал, и на товар не был выписан гарантийный талон – вещи какие-то, например, - покупатель вправе отказаться, но магазин может потребовать возврат стоимости доставки. Но сейчас многие интернет-магазины гарантируют бесплатную доставку и при возвращении товара. Однако потребитель должен понимать, что если товар ему привезли, а он просто хочет от него отказаться, то его могут попросить возместить этот расход. 

Закон Республики Беларусь "О рекламе" говорит, что в рекламе не должно быть указаний на лечебные свойства рекламируемого товара. А как же быть с рекламой в Интернете? Те же ягоды годжи.
Максим (Смолевичи)
Общий закон «О рекламе» - это тоже защитный механизм потребителя. Если это изделия медицинского назначения, значит, товар так и должен называться, и рекламировать его так можно. Если препарат лечебный, и в инструкции к нему есть слово «лечебный», в его рекламе можно использовать слово «лечение». Если же препарат не лекарственный, то о нем нельзя заявлять, что он лечит. жестко согласовывается Минздравом. Ягоды годжи - не лекарственный препарат, они не лечат. Не важно, или в  Интернете, или в наружной рекламе: лекарственные препараты у нас запрещены на телевидении, безрецептурные пока разрешены. Ягоды годжи могут рекламироваться на телевидении, но тогда никаких лечебных свойств. Когда Минздрав ввел отпуск большого количества лекарств по рецептам, что произошло? В Интернете стали продавать лекарственные препараты физлица. А активизировались  они не  в свободном поле, а на интернет-ресурсах., есть какие-то сайты, площадки  специализированные, например, для молодых мамочек. Но продавать там лекарства, этого быть не может. Мы на прошлой неделе пригласили все площадки и сказали: отрегулируйте, пожалуйста, процесс. Дайте модератору техническое задание  это вычищать и не пускать. Вообще должен развиваться добросовестный бизнес, который может саморегулированием это делать. Все, что касается лекарств, это очень серьезно.
По данным, которые есть на сайте, цены у нас в магазинах ниже, чем в российских. Мы находимся в составе ЕАЭС, значит ли это, что наши цены будут расти?
Евгений (Минск)
Знаете, правильная тенденция, когда у нас существует единое пространство, и, конечно, это такой оптимальный вариант, когда цена будет выравниваться, приближаться к этой планке. Но это не так быстро, и не так просто. С учетом  каких-то условий, местных, климатических и так далее, варианта поступления товара,  да и валюта пока разная в каждой стране, за исключение Европы, и то она сколько времени объединяется, и по валюте эта этапность есть. Здесь много объективных причин, которые в принципе могут быть и в производстве, себестоимости этого товара, разные пошлины. Очень много факторов, которые влияют на этот процесс. Цена, конечно, разная сейчас. И какой-то сегмент товара может быть дешевле в РФ, но основная группа товаров, когда мы мониторинг проводили, конечно, в РБ дешевле. Особенно продукты питания. Да, в отдельных областях, Рязанской, в Смоленске - одни цены, в Москве - другие. Чем плохо, когда товар по разной стоимости, - это переток товара. Это вечные процессы, потоки людей, которые перемещаются на приграничье. И мы эту тему уже проходили, когда у нас был низкий ценовой сегмент товара... Тем более у нас нет границ - свободное перемещение товара присутствует. Поэтому стремиться мы, конечно, к этому должны. Но мы не должны забывать в Республике Беларусь (у нас социально-ориентированное государство) и ценовой показатель очень важный для потребителя. Президент говорит, что у нас свободное ценоформирование за исключением социально-значимой группы, но цены должны быть обоснованны, и этому в стране уделяется огромное внимание. 
Почему в нашей стране так мало представлено продукции для вегетарианцев и веганов? Откровенно говоря, просто трудно выбирать себе продукты на ужин, не говоря уже о этичной косметике и одежде. Спасибо
Алина (Минск)

Знаете, тема хорошая. Хорошо, что человек интересуется, знает специальную терминологию. Для меня это новость. Конечно, может, нет какой-то отдельной сегментации в магазине. Но если спрос будет, появится и предложение. Ассортиментные перечни предусматривают наличие товара, который человек может выбрать для здорового питания, например, цельное молоко и 2,5% жирности, молочные продукты без сахара, потому что сегодня атеросклероз, ожирение, гипертония - тема злободневная. По фруктам, овощам у нас все четко регламентировано в ассортиментных перечнях. Через продукты питания нужно предоставить выбор. Изготовитель должен выпустить, торговля - на полки поставить. Сейчас этот вопрос прорабатывается. Товар этот есть, просто не сегментирован в одном месте. 

Я хочу констатировать в преддверие Дня потребителя, который мы со всем миром отмечаем 15 марта  - выбор современного потребителя за здоровым питанием. Хотя вопрос: вегетарианство - это здоровое питание? Сегодня у Алины есть возможность в любом магазине выбрать товар, ознакомиться с информацией о нем, все промаркировано. Сейчас больше информации открыто для потребителя, например, по жирам - не просто жир, а какой жир. Так что продукты есть, может быть, в недостаточном количестве. Значит, производителю надо поактивнее поработать. Мы хотим, например, чтобы бездрожжевого хлеба (это очень важная сейчас тема) изготовитель побольше производил, и надо акцентировать внимание на его полезности, даже в ассортиментный перечень планируем его включить. 

Много шума вызвала попытка заставить ИП иметь товаросопроводительные документы и сертификаты, подтверждающие безопасность и качество товара (№222). В связи с этим, у меня два вопроса. Первый от бизнеса, а второй от бабушки с лавочки, заранее извиняюсь, что второй облек в несколько эпатажную форму:
1. Учитывая, что большинство ипэшников платит фиксированный налог, накладная для них лишь подтверждение факта закупки у легального производителя, а не у "черного цеховика на черкизоне". Сертификаты также больше года все производители и импортеры имеют. Их нет только на контрабанду, фальсификат и контрафакт. Почему государство не проявляет настойчивости и фактически заявило о намерении продлить разрешение ИП торговать в т.ч. контрабандой, фальсификатами и контрафактом? При этом требования к организованному бизнесу ужесточаются, обнаружение нескольких единиц просроченного товара среди пары миллионов упаковок в зале гипермаркета может привести к его закрытию на неделю. Как понимать такие разные подходы к регулированию торговли? 
2. А правда, что когда ипэшникам снова товар без документов разрешат продавать, им можно будет сливать стоки из окрестностей Факусимы, крашенное красками с высоким содержанием свинца, и практически новое, но с покойников снятое - не пропадать же добру? Если я потом новообразованиями покроюсь, мне того ипэшника днем с огнем искать или государству иск предъявлять, которое это разрешило?
Теперь просуммируем: государство решило сохранить "серую зону" на рынках, поступившись интересами всех граждан, кроме ИП, в отношении безопасности и качества товара? Государство решило поддержать отдельную категорию субъектов хозяйствования, дающую, например, по Минску только 2% налоговых поступлений, и предпринимает шаги по сдерживанию организованного бизнеса, который демонстрирует явную положительную динамику по налоговым отчислениям, по вкладу в ВВП, по созданию рабочих мест, по инвестициям, превосходя по эффективности в этом отношении госсектор в 3 раза, а ИП в 6 раз на одного занятого? Прошу эту госполитику разъяснить.
Александр (Минск)

1. Я хочу поблагодарить Александра, потому что этот человек с высокой гражданской позицией. Он стремится к тому, чтобы в нашем государстве торговая сфера стала прозрачной и добросовестной. И, конечно, наше законодательство должно эту тему раскрыть. Но тема сложная. Более 10 лет назад, когда «выплеснули» с заводов-фабрик людей, они вынуждены были искать себе занятость, стали организовываться индивидуальные предприниматели, появились рынки. Чтобы минимизировать риски этих людей, им разрешили торговать без документов. Но есть другой индивидуальный предприниматель (кстати, в прошлом году разрешили три наемных человека иметь), этот индивидуальный предприниматель имеет три человека, и этот - три. У одного товар с сертификатом, с накладной, он соблюдает законодательство, он стал добросовестным. Этот предприниматель в рамках разрешенного законодательством не иметь накладную тоже вроде бы работает в правовом поле. Вопрос сложный. Прав и тот, и тот. 

Сейчас кризисное время и индивидуальные предприниматели, которые не смогли допродать остатки, говорят: "Вы знаете, кризис. Я не смог. У людей стало меньше денег. Люди стали меньше покупать". Он тоже имеет право попросить у государства, чтобы ему дали возможность прожить. Но здесь есть перевертыши. Вот эта товарная масса, которая осталась, в каких количествах? А может, она разрасталась, когда сказали допродать остатки. А эти остатки, как были, так и остались в течение года. Чтобы здесь не было нарушений. Наши индивидуальные предприниматели - класс сам предприимчивый. Но я больше склоняюсь к тому, что нам нужно возвращаться в русло цивилизованной, прозрачной торговли. Это очень сложная тема, и она не просто так находится на повестке у Президента. Он всегда очень внимателен к проблемам малого бизнеса, простых людей. Нужно найти золотую середину.

2. Все-таки политика у государства за цивилизованную торговлю, и в тех проектных документах, которые сейчас рассматриваются по 22 указу, там есть еще несколько моментов. Первое - неустановленные места, потому что индивидуальный предприниматель или юридическое лицо, которое официально зарегистрировано, платит налоги, имеет все документы, они стоят в установленных местах, торгуют, платят аренду или разовые сборы. А есть субъект хозяйствования, который не зарегистрировал себя как ИП, он стоит за установленным местом: за рынком, за ярмаркой. В проекте 222 указа оговорено, что запрещается во всех общественных местах, кроме установленных местным исполкомом, продавать или иметь предложение к продаже. Это важная норма, она будет работать на добросовестный бизнес, который все делает по закону. 

Физическое лицо в 222 указе имеет право продавать товар, который купило и который ему не нужен. Также стимулируются ремесленники, которые сами вырастили рассаду и т.д. Граждан иных государств в этом проекте уравняли с нашими, чтобы они имели возможность продавать только то-то и то-то. Государственная политика ориентируется на то, что если разрешат продавать без сопроводительного документа, то простимулируют перейти на схему работы обычного бизнеса. Потому что налог в разы поднимается. В нашей стране политика направлена на то, чтобы создать равные условия. 

Добрый день, интересует, насколько серьезную проверку проходят продукты, который продаются на Комаровском рынке? Особенно- мясо. Спасибо!
Александр (Минск)

Беларусь - страна мясоедов, хотя наметилась тенденция, что рыбы у нас стали потреблять больше. Хочу отметить, что здоровое питание - сбалансированное питание доброкачественных продуктов. Сбалансированное, значит, с учетом физиологических потребностей человека. К сожалению, в настоящее время мы не доедаем рыбы, фруктов и овощей.
Возвращаясь к теме рынков, такого понятия как мини-рынок у нас не существует. Рынок - специально отведенное по решению исполкома место для торговли . Рынок должен иметь четкую дислокацию, администрация рынка должна создать необходимые условия для предпринимателя, который там работает. Если, например, на прилавке  антисанитария, то за это несет ответственность администрация рынка. Кроме того, на рынке должны быть созданы необходимые условия для проверки, поэтому в обязательном порядке на рынке должен быть санитарный и ветеринарный врач, которые проводят экспертизу и выдают справки.
Комаровский рынок постоянно проверяется. Понятно, что иногда возникают какие-либо вопросы, везде присутствует человеческий фактор. В последнее время мы активно стали наводить порядок на ярмарках, мы создаем новое законодательство. На ярмарках у нас тоже продается мясо. Там всегда можно найти большой выбор мясных продуктов по приемлемым ценам.

Раз уж мы затронули тему рынков, то мне хотелось бы отметить, что мы сейчас стремимся вернуть рынки к сельскохозяйственному варианту, такому, как на Комаровском рынке. И мы предлагаем, чтобы 50% торгующих на рынке были сельхозпроизводители, а не перекупщики. Выделяем места для ветеранов, пенсионеров, которые что-то вырастили. Мы стараемся вернуться к тому, что тот, кто вырастил, должен и продавать. А если фермер не хочет сам продавать свой товар, то может передать документы, чтобы все было в порядке, потому что санитарно-ветеринарная служба должна все проверить: мясо, фрукты и овощи.

В ГУМе, ЦУМе часто проводят акции и делают скидку 15-17%. Это максимальные скидки, которые может позволить себе торговля? А как получается, что частные магазины делают скидки в 70%?
Наташа (Минск)

Мне нравится этот вопрос. В Европе скидка 70% бывает крайне редко. Как правило, скидка окончательная 50%. И мы сейчас это можем наблюдать. Делить торговлю на частную и государственную? У нас государственной торговли уже почти нет. Чтобы получить скидку 70%, нужно сформировать соответствующим образом цену, чтобы при такой скидке не быть в убытке. Это возможно только когда изготовитель и продавец вместе договорились. Скидку дали оба по своим позициям.

Конечно же, у нас тоже бывает скидка в 50% процентов. Но мы с вами говорим о другой ситуации, крайне редко, ну вот, например, в Париже можно увидеть, чтобы в преддверии праздников в каком-то универмаге сделали скидку 30% на все товары. Как правило, нет. Там скидка будет тоже варьироваться 5, 10% на какие-то бренды, но чтобы широкомасштабно во всем универмаге, такого, как правило, нет. Конкретный бренд, возможно, себе такое позволит, но опять-таки, смотря какая была надбавка. Здесь же речь идет об универмагах, которые делают широкомасштабную скидку на весь товар.

У нас сегодня много брендированных магазинов, работающих по франчайзингу, по лицензионным договорам. Зайдите в наши красивые торговые центры - все то же самое вы увидите в Европе. И у нас тоже есть 50%. Потому, что франшиза, она по всей Европе франшиза.

mne vot interesno uznat.gde i kak utiliziruetsya isporcheniy ili prosrocheniy tovar.? i za chey schet eto proishodit?
mark (usa)

Действительно, тот товар, который не продан в сроки годности, до истечения сроков годности может быть возвращен продавцом изготовителю, если это не нарушает норм нового закона о торговле. Потому что нельзя возвращать товар позже срока, который определен договором. Чуть раньше товар вернуть можно. Если изготовитель не нашел ему применения (ведь есть вариант переработки такого товара, так как еще не истек срок годности), то тогда утилизирует изготовитель. Министерство торговли всегда рекомендует: подходят граневые сроки (знаем, что через неделю такой объем товара мы не продадим), тогда, как правило, устраиваются распродажи. Это европейская практика, в Америке менчендайзеры этим очень активно занимаются, потому что все считают деньги. И это хорошо будет тем, кто этот товар купит, потому что этот товар еще можно употреблять. Если этого не произошло, и товар остался в магазине, тогда продавец, если нет иной договоренности с изготовителем, должен за свой счет утилизировать. Специальные предприятия занимаются утилизацией. Это все стоит немалых денег, но эта тема у нас есть. Как и в любой стране, есть определенные вопросы, проблемы по утилизации, но в принципе, все предусмотрено. 

В "Евроопте" мною были куплены апельсины, дочь и муж отравились. Написала жалобу, копии сертификатов качества не предоставили, на жалобу никто не ответил от 28.02.2014. Сразу когда я предъявила претензии мне вынесли стикер который клеят на ящик, хотя на том же ящике был абсолютно другой стикер на следующий день другой с другими датами, а апельсины всё те же... Сколько может это продолжаться, почему никаких проверок, никто им не страшен, а люди травитесь дальше
елена (минск ул.ангарская 86-127)
Есть схема защиты своих прав. Первое - это жалобная книга, или книга отзывов и предложений. Если вы хотите доказывать и возмещать ущерб, то нужно, чтобы ваше отравление засвидетельствовал врач. Женщина правильно сделала, что написала жалобу, и ей в 15-дневный срок обязаны были ответить. Если не ответили, значит, надо сигнализировать в исполком или на горячую линию Министерства торговли - 200-92-02. 
Мы рассмотрим жалобу Елены, мне приятно, что она грамотный потребитель, потребовала сертификат. Этот собственник, о котором речь, еще и поставщик. Он мог жалобу рассмотреть очень быстро, ответить и извиниться. 
Хочу сказать о продуктах питания. Есть продукты скоропортящиеся, молочные, например, человек принес его домой, не поставил в холодильник - тот испортился. Поэтому важно проверять эти факты на месте. Посмотреть, какой режим хранения был. Например, апельсины могут храниться в зале без охлаждающих прилавков. Но на складе должны быть специальные холодильники, откуда их в торговый зал и выносят. 
Сейчас контроль за этим налажен, но всегда можно найти какие-то нарушения. Хотя торговая инспекция, созданная в министерстве, активно обращает внимание на это. И сами субъекты хозяйствования стали следить, просрочки стало меньше. Потому что Президент в конце декабря дал дополнительные полномочия Минздраву и Минторгу: закрывать объекты до 90 дней, приостанавливать или прекращать их работу за подобные нарушения. Штраф за просроченный товар - 500 базовых. Но не всегда суд дает 500 базовых, и поэтому не боятся, особенно крупные магазины. А вот приостановить работу - это убытки другие. Но этим нужно аккуратно пользоваться, только в случае массовых нарушений. Поэтому в последнее время мы ощутили, что порядок появился на рынке. 

Ведущая: - Иногда, бывает, покупаешь йогурт, приходишь домой, открываешь банку и понимаешь, что он испорчен. Понятно, что кто-то не пойдет с ним обратно в магазин, а другой, небезразличный, и вернется отстаивать свои права. Ведь могут сказать, что не в нашем магазине купили?
Наркевич: - Вряд ли в нашей белорусской торговле такой вопрос зададут. Продавец свой товар всегда может увидеть. И маркировка на товаре, и чек. Какой продавец будет с одним йогуртом возиться. Здесь какой может быть вопрос - виноват ли продавец? Если режим хранения у продавца не нарушался, то, может быть, вина изготовителя. Бывает, что в товар попадают внешние какие-то предметы: стекло, кусочки чего-нибудь. Бывает скрытый производственный брак, когда продавец не видит, принимает товар. Если принял товар, сроки хранения соблюдаются - в чем вина продавца? Нет вины продавца. Но он является посредником между изготовителем и потребителем. Продавец в таком случае должен принять товар, извиниться и дать взамен другой товар. Это, я считаю, нормальное решение вопроса. 
Другое дело какой-то дорогостоящий товар со скрытым производственным браком, здесь уже нужна экспертиза. Там другая процедура, у нас создана система органов и нормативно-правовая база по защите прав потребителя, эти моменты достаточно хорошо отработаны в нашей стране, но постоянно совершенствуются.
Добрый день! Хочется спросить о публикации сведений Торгового реестра. Несмотря на то, что с точки зрения оформления, просмотр сведений Торгового реестра действительно стал лучше, с точки зрения удобства пользования и полноты данных он стал только хуже. Пропали данные по площадям магазинов и объектов общественного питания, а многочисленные неточности и ошибки в написании не были исправлены. 
И вот вопросы: можно ли ожидать, что будут снова предоставляться данные по торговым площадям в открытом доступе, и если нет, как можно их оперативно получить? Будет ли совершенствоваться система предоставления данных, создаваться, как планировалось, карта? И если да, когда можно этого ждать? Если ли возможность поспособствовать этому процессу / его ускорению?
Анна (Минск)

Вообще, я хочу сказать, карта - это моя была идея. Это очень удобно и для потребителя, и для предпринимателя. Мы говорим об информационном ресурсе. Вы же прекрасно знаете, что «Кто владеет информацией - тот владеет миром». Я, предположим, предприниматель, хочу открыть магазин. Или я буду по этому району ходить и искать, где какие магазины есть, или на каких-то ресурсах искать или искать в ГИРе (Государственный информационный ресурс), который должен предоставить самую точную информацию, Анна правильно говорит. Но сейчас идет наполнение ресурса, обкатка новых технологий. Да, где-то есть неточности. Но не все они по нашей вине - за это отвечает еще и тот, кто эти данные подает, сам магазин должен нести ответственность за достоверность данных. Потому что если это ГИР, и этим ГИРам будут доверять и все пользоваться, то данные должны быть достоверны. 

Наверное, через полгода карта появится, площади появятся, все это будет. И, более того, я хочу сказать, что с 1 марта начинает действовать электронная система. Мы предложили для бизнеса три схемы: отправь свои данные по почте в райисполком; сходи ногами в райисполком; с 1 марта купи электронный ключ и оправь свои данные в исполкомом. Мы стараемся не создавать бизнесу дополнительные проблемы, предлагаем работать с информационными технологиями. Все будет отработано, и мне очень нравится вопрос, потому что я вижу, что субъект хозяйствования заинтересован. Значит, информация востребована, и мы движемся в правильном направлении.  

Смотреть еще