Большой политический день в Бишкеке

Итоги четвертьвековой работы СНГ, его нынешнее состояние и перспективы развития обсуждали сегодня лидеры стран Содружества. В юбилейном саммите принял участие Президент Беларуси Александр Лукашенко. Повестка представительного форума весьма обширна. Но ключевой темой стало реформирование организации. То, что СНГ быть, не подвергается сомнению. С этим в очередной раз согласились и участники масштабного саммита. Конечно, у организации есть немало проблем. Но Содружество остается крайне востребованной площадкой для обмена мнениями, уникальной по степени доверительности ее участников, инструмент политического и экономического взаимодействия. И вместе с тем СНГ необходимо адаптировать к современным реалиям. В этом случае Содружество Независимых Государств останется мощной силой на мировой арене. Сегодня же в Бишкеке состоялся и ряд двусторонних встреч, договоренности обрели форму документов. Итоги большого переговорного дня - у Сергея Хаментовского. В начале 90-х годов прошлого века весь мир, кто с нескрываемой тревогой, кто с радостью, а кто с сожалением следил за тем, как на просторах 1/6 части земли рушилось одно из самых великих государств в современной истории. Это Советский Союз стал победителем в Великой Отечественной и остановил шествие фашизма по планете, это Советский Союз, потеряв десятки миллионов в 50-60-е, создал тысячи предприятий, первым запустил спутник и человека в космос, победил неграмотность, стал ядерной державой, направил атом в мирное русло, при этом умудряясь собрать внутри одних границ десятки национальностей, обеспечивая их мирной сосуществования, несмотря на исторические противоречия между многими народами, жившими в СССР. В угоду политических амбиций некоторых сильных мира сего, из-за слабости отдельных руководителей, чего греха таить, из-за системных ошибок тоже в 1991 году Союза Советских Социалистических Республик не стало. Многим тогда казалось, часто с нескрываемым удовольствием, что советские республики разошлись навсегда, безвозвратно, а значит на ту самую 1/6 части суши теперь можно смотреть свысока, ведь раздробленный союз в лице своих разошедшихся частей уже не конкурент, не опасен, а значит, ничего не решает. Но, как известно, природа не терпит пустоты. Тогда же в 1991 году, в том числе и при огромных усилиях Беларуси была создана альтернатива — Содружество Независимых Государств. И вот, достигая невероятных успехов, совершая большие ошибки, спотыкаясь, падая, и снова вставая, вопреки прогнозам многих скептиков эта международная организация добралась до своего 25-летия. Четверть века - самое время и подвести итоги, и задать себе вопрос - куда двигаться дальше? С одной стороны масса критики — интеграция могла продвигаться активнее, противоречий могло быть меньше, решения должны были находиться быстрее. С другой - чем могло все закончиться, образуйся та самая пустота, т. е., не будь СНГ - учат первые постсоветские годы. Синхронный развал некогда связанных в одну производственную цепочку предприятий буквально во всех республиках, как следствие резкий спад экономик, потеря культурных связей, выбрасывание на политический олимп в молодых государствах оголтелых националистов, а порой и отъявленных террористов, межрелигиозные конфликты, территориальные споры и даже самые настоящие войны. Многие из этих проблем позже удалось решить только по одной причине — отбросив все амбиции, лидеры стран СНГ стали все чаще садиться за стол переговоров и с бедами бороться сообща. Чего греха таить, Беларусь - один из флагманов Содружества, из года в год призывающий к разуму, т. е. интеграции своих партнеров. Возможно, генетический код подсказывает, что в одиночку жить и строить тяжело, а, возможно, близость к Западу сказывается. Там такие союзы — устойчивый тренд. В современном мире это эпоха объединений, а не национальных государств. Мудрая политика национального государства – найти то интеграционное объединение, которое максимально отвечает национальным интересам. Исходя из этого, РБ выбрала свои интересы. Она участник СНГ, ОДКБ, ЕАЭС. Эти объединения нашим национальным интересам отвечают, мы видим в них пользу для себя. И смотрим на те новые, которые появляются. Например, ШОС. Мы имеем там статус наблюдателя, и это тоже очень важно. Спустя четверть века, несмотря на очевидные достижения, у СНГ все еще немало проблем. Количество членов сокращается, в противовес самому названию обостряются отношения между некоторыми участниками Содружества. Очевидно, что организацию необходимо модернизировать и адаптировать к современным условиям. Такую позицию Беларуси не раз подчеркивал Александр Лукашенко. При этом важно сохранить СНГ как международную организацию. Сделать ее сильной и привлекательной для стран Содружества. Об этом Президент говорил в Послании белорусскому парламенту в апреле. Спустя несколько месяцев — уже летом — на встрече с главами делегаций, принимавшими участие в сессии совета руководителей высших органов финансового контроля стран Содружества, Президент вновь отмечает, что потенциал СНГ далеко не исчерпан. И главная цель сегодня — сделать организацию не просто переговорной площадкой, а политическим и экономическим центром силы, пространством для крупномасштабных проектов. О том, что СНГ есть куда расти, и это мягко говоря, Александр Лукашенко еще раз напомнил совсем недавно — во время интервью информационном агентству ТАСС, хлестко охарактеризовав этот 25-летний путь СНГ фразой "от лучшего к худшему". Первыми сегодня в Бишкеке за решение части из многих проблем СНГ взялись дипломаты. Большой политический день в столице Кыргызстана начался со встречи министров иностранных дел Содружества. На столе у глав внешнеполитических ведомств "клуба одиннадцати" пакет судьбоносных документов по трансформации СНГ. Главные акценты будущего развития организации оценят и, возможно, утвердят президенты. Главы внешнеполитических ведомств подписывают несколько десятков документов. Как минимум треть из них касается развития торгово-экономического сотрудничества между странами. Однако самое главное - участники встречи поддержали идею о реформировании СНГ. Все сошлись в одном: Содружество как особо важный региональный и межгосударственный орган нужно сохранить. И как отметил Владимир Макей, Минск как столица СНГ уже подготовила несколько инициатив. Опыт самой ответственной работы в международном масштабе у Беларуси есть. Это третий саммит СНГ в Бишкеке. Нынешний еще и юбилейный! Кыргызстан серьезно готовился к форуму Содружества. Ведь день проведения как нельзя кстати совпал с 60-летием президента Алмазбека Атамбаева. Впрочем, в Бишкек прилетели не все участники "клуба одиннадцати": лидеров трех стран за столом переговоров так и не увидели. С одной стороны, знак не очень хороший, с другой - были времена, когда на таких саммитах отсутствовали больше половины глав государств. Справедливости ради стоит сказать, что такой немного усеченный состав саммита никак не сказался на качестве работы, ведь в Бишкек прибыли президенты стран, которые являются центрами интеграционного притяжения. Четверть века в Содружестве решили отметить без помпезности. Вместо юбилея - думы о будущем. Главный вопрос сегодня – это адаптация СНГ к новым реалиям в экономике, безопасности и гуманитарной сфере. После многолетнего застоя Содружество как никогда нуждается в реформировании - это официальная позиция Беларуси. Считать, что саммит СНГ – это всего лишь разговор за круглым столом, пусть и на самые сложные темы, – значит, недооценивать потенциал организации. Огромная часть работы ведется в кулуарах, а значит, один такой саммит стоит десятка рабочих визитов. В том числе и поэтому Беларусь не раз настаивала на сохранении СНГ хотя бы в виде диалоговой площадки. До саммита Александр Лукашенко провел ряд двусторонних встреч. Одна из них с молдавским премьер-министром Павлом Филипом. И здесь тема №1 – экономика. Во время последнего визита в Молдову белорусского лидера президенты договорились поднять планку товарооборота до миллиарда долларов. Готовы ли страны взять эту экономическую высоту, обсудили в Бишкеке. Александр Лукашенко и Павел Филип обсуждают и политические вопросы. Недавно в Беларуси прошли парламентские выборы, а Молдове в ближайшее время предстоит определиться с президентом. На главный пост в стране претендуют 23 политика. 30 октября в республике впервые с 2001 года будут всенародно выбирать главу государства. До этого момента лидера Молдовы определял парламент голосами депутатов. Теперь жителям республики, которую то и дело сотрясают то политические, то экономические потрясения, предстоит самостоятельно определиться с тем, кому доверят свое будущее. Но каким бы оно ни было, Кишинев для Минска останется надежным и близким партнером, это подчеркнул Александр Лукашенко еще во время визита в Молдову в 2014 году. Это событие сегодня также вспомнили политики. Тогда же белорусский лидер дал понять: какой бы вектор для своей внешней политики ни выбрала Молдова, Беларусь будет относиться к нему с уважением. Сегодня политические реалии таковы, что формат Содружества - это наивысшая интеграционная надстройка на постсоветском пространстве. Именно оно стало прародителем объединений более узкопрофильных и более тесных - Союзного государства, ОДКБ и Евразийского экономического союза. Тему совместимости последнего с Содружеством тоже обсудили на форуме. Почти половина участников СНГ сейчас активно сближается, опираясь на платформу ЕАЭС. По причине отсутствия в организации остальных стран зона свободной торговли сегодня выглядит не так эффектно, как хотелось бы. Впрочем, расширение экономической организации наверняка вопрос времени, потому как преимущества и успехи очевидны, в том числе благодаря ряду конкретных инновационных проектов, инициированных Минском. Белорусская сторона настаивает на введении полномасштабного режима свободной торговли между двумя интеграционными объединениями. Это будет способствовать укреплению конкурентоспособности государств СНГ и ЕАЭС в глобальном масштабе и их устойчивому экономическому росту. Высший орган СНГ - Совет глав государств, но все же у Беларуси в Содружестве особый статус. Постоянно действующий орган СНГ - Исполнительный комитет - находится в Минске. В Москве есть только его отделение. Председательствуют государства Содружества по очереди. На юбилейном саммите в Бишкеке решили: в следующем году черед Москвы. Несмотря на то что вопрос эффективности работы Содружества ставится регулярно и на самом высоком уровне, сегодня тяжело представить современные реалии без этой организации. Экономика и военное сотрудничество – это, конечно, важно, но нет сомнения, что постсоветское пространство должно сохранить такой уникальный политический формат. Формат, в рамках которого лидеры самых разных стран, забывая на время все обиды и проблемы, садятся за общий стол переговоров. Так что СНГ быть: если организация смогла сохранить себя в тяжкие 90-е и непростые 2000-е, то сегодня расходиться было бы как минимум недальновидно. Очень многие документы, которые разрабатываются, обсуждаются и просчитываются сейчас в Содружестве, рассчитаны на период до 2020 года. Эксперты уверены: используя СНГ как удобную площадку для общения, страны будут искать перспективы развития организации. В Бишкеке президенты утвердили программу культурных столиц СНГ и объявили 2017 на пространстве СНГ Годом семьи. Также Беларуси предстоит координировать масштабную программу подготовки к 2018 Году культуры, что также символично, ведь наша страна первой и единственной в мире приняла Кодекс о культуре.
16.09.2016 21:05

Итоги четвертьвековой работы СНГ, его нынешнее состояние и перспективы развития обсуждали сегодня лидеры стран Содружества. В юбилейном саммите принял участие Президент Беларуси Александр Лукашенко. Повестка представительного форума весьма обширна. Но ключевой темой стало реформирование организации. То, что СНГ быть, не подвергается сомнению. С этим в очередной раз согласились и участники масштабного саммита. Конечно, у организации есть немало проблем. Но Содружество остается крайне востребованной площадкой для обмена мнениями, уникальной по степени доверительности ее участников, инструмент политического и экономического взаимодействия. И вместе с тем СНГ необходимо адаптировать к современным реалиям. В этом случае Содружество Независимых Государств останется мощной силой на мировой арене. Сегодня же в Бишкеке состоялся и ряд двусторонних встреч, договоренности обрели форму документов.

Итоги большого переговорного дня - у Сергея Хаментовского. В начале 90-х годов прошлого века весь мир, кто с нескрываемой тревогой, кто с радостью, а кто с сожалением следил за тем, как на просторах 1/6 части земли рушилось одно из самых великих государств в современной истории. Это Советский Союз стал победителем в Великой Отечественной и остановил шествие фашизма по планете, это Советский Союз, потеряв десятки миллионов в 50-60-е, создал тысячи предприятий, первым запустил спутник и человека в космос, победил неграмотность, стал ядерной державой, направил атом в мирное русло, при этом умудряясь собрать внутри одних границ десятки национальностей, обеспечивая их мирной сосуществования, несмотря на исторические противоречия между многими народами, жившими в СССР.

В угоду политических амбиций некоторых сильных мира сего, из-за слабости отдельных руководителей, чего греха таить, из-за системных ошибок тоже в 1991 году Союза Советских Социалистических Республик не стало. Многим тогда казалось, часто с нескрываемым удовольствием, что советские республики разошлись навсегда, безвозвратно, а значит на ту самую 1/6 части суши теперь можно смотреть свысока, ведь раздробленный союз в лице своих разошедшихся частей уже не конкурент, не опасен, а значит, ничего не решает. Но, как известно, природа не терпит пустоты. Тогда же в 1991 году, в том числе и при огромных усилиях Беларуси была создана альтернатива — Содружество Независимых Государств. И вот, достигая невероятных успехов, совершая большие ошибки, спотыкаясь, падая, и снова вставая, вопреки прогнозам многих скептиков эта международная организация добралась до своего 25-летия.

Четверть века - самое время и подвести итоги, и задать себе вопрос - куда двигаться дальше? С одной стороны масса критики — интеграция могла продвигаться активнее, противоречий могло быть меньше, решения должны были находиться быстрее. С другой - чем могло все закончиться, образуйся та самая пустота, т. е., не будь СНГ - учат первые постсоветские годы. Синхронный развал некогда связанных в одну производственную цепочку предприятий буквально во всех республиках, как следствие резкий спад экономик, потеря культурных связей, выбрасывание на политический олимп в молодых государствах оголтелых националистов, а порой и отъявленных террористов, межрелигиозные конфликты, территориальные споры и даже самые настоящие войны.

Многие из этих проблем позже удалось решить только по одной причине — отбросив все амбиции, лидеры стран СНГ стали все чаще садиться за стол переговоров и с бедами бороться сообща. Чего греха таить, Беларусь - один из флагманов Содружества, из года в год призывающий к разуму, т. е. интеграции своих партнеров. Возможно, генетический код подсказывает, что в одиночку жить и строить тяжело, а, возможно, близость к Западу сказывается. Там такие союзы — устойчивый тренд.

В современном мире это эпоха объединений, а не национальных государств. Мудрая политика национального государства – найти то интеграционное объединение, которое максимально отвечает национальным интересам. Исходя из этого, РБ выбрала свои интересы. Она участник СНГ, ОДКБ, ЕАЭС. Эти объединения нашим национальным интересам отвечают, мы видим в них пользу для себя. И смотрим на те новые, которые появляются. Например, ШОС. Мы имеем там статус наблюдателя, и это тоже очень важно.

Спустя четверть века, несмотря на очевидные достижения, у СНГ все еще немало проблем. Количество членов сокращается, в противовес самому названию обостряются отношения между некоторыми участниками Содружества. Очевидно, что организацию необходимо модернизировать и адаптировать к современным условиям. Такую позицию Беларуси не раз подчеркивал Александр Лукашенко. При этом важно сохранить СНГ как международную организацию. Сделать ее сильной и привлекательной для стран Содружества. Об этом Президент говорил в Послании белорусскому парламенту в апреле.

Спустя несколько месяцев — уже летом — на встрече с главами делегаций, принимавшими участие в сессии совета руководителей высших органов финансового контроля стран Содружества, Президент вновь отмечает, что потенциал СНГ далеко не исчерпан. И главная цель сегодня — сделать организацию не просто переговорной площадкой, а политическим и экономическим центром силы, пространством для крупномасштабных проектов. О том, что СНГ есть куда расти, и это мягко говоря, Александр Лукашенко еще раз напомнил совсем недавно — во время интервью информационном агентству ТАСС, хлестко охарактеризовав этот 25-летний путь СНГ фразой "от лучшего к худшему".

Первыми сегодня в Бишкеке за решение части из многих проблем СНГ взялись дипломаты. Большой политический день в столице Кыргызстана начался со встречи министров иностранных дел Содружества. На столе у глав внешнеполитических ведомств "клуба одиннадцати" пакет судьбоносных документов по трансформации СНГ. Главные акценты будущего развития организации оценят и, возможно, утвердят президенты.

Главы внешнеполитических ведомств подписывают несколько десятков документов. Как минимум треть из них касается развития торгово-экономического сотрудничества между странами. Однако самое главное - участники встречи поддержали идею о реформировании СНГ. Все сошлись в одном: Содружество как особо важный региональный и межгосударственный орган нужно сохранить. И как отметил Владимир Макей, Минск как столица СНГ уже подготовила несколько инициатив. Опыт самой ответственной работы в международном масштабе у Беларуси есть.

Это третий саммит СНГ в Бишкеке. Нынешний еще и юбилейный! Кыргызстан серьезно готовился к форуму Содружества. Ведь день проведения как нельзя кстати совпал с 60-летием президента Алмазбека Атамбаева.

Впрочем, в Бишкек прилетели не все участники "клуба одиннадцати": лидеров трех стран за столом переговоров так и не увидели. С одной стороны, знак не очень хороший, с другой - были времена, когда на таких саммитах отсутствовали больше половины глав государств. Справедливости ради стоит сказать, что такой немного усеченный состав саммита никак не сказался на качестве работы, ведь в Бишкек прибыли президенты стран, которые являются центрами интеграционного притяжения.

Четверть века в Содружестве решили отметить без помпезности. Вместо юбилея - думы о будущем. Главный вопрос сегодня – это адаптация СНГ к новым реалиям в экономике, безопасности и гуманитарной сфере. После многолетнего застоя Содружество как никогда нуждается в реформировании - это официальная позиция Беларуси.

Считать, что саммит СНГ – это всего лишь разговор за круглым столом, пусть и на самые сложные темы, – значит, недооценивать потенциал организации. Огромная часть работы ведется в кулуарах, а значит, один такой саммит стоит десятка рабочих визитов. В том числе и поэтому Беларусь не раз настаивала на сохранении СНГ хотя бы в виде диалоговой площадки. До саммита Александр Лукашенко провел ряд двусторонних встреч. Одна из них с молдавским премьер-министром Павлом Филипом. И здесь тема №1 – экономика. Во время последнего визита в Молдову белорусского лидера президенты договорились поднять планку товарооборота до миллиарда долларов. Готовы ли страны взять эту экономическую высоту, обсудили в Бишкеке.

Александр Лукашенко и Павел Филип обсуждают и политические вопросы. Недавно в Беларуси прошли парламентские выборы, а Молдове в ближайшее время предстоит определиться с президентом. На главный пост в стране претендуют 23 политика. 30 октября в республике впервые с 2001 года будут всенародно выбирать главу государства. До этого момента лидера Молдовы определял парламент голосами депутатов. Теперь жителям республики, которую то и дело сотрясают то политические, то экономические потрясения, предстоит самостоятельно определиться с тем, кому доверят свое будущее.

Но каким бы оно ни было, Кишинев для Минска останется надежным и близким партнером, это подчеркнул Александр Лукашенко еще во время визита в Молдову в 2014 году. Это событие сегодня также вспомнили политики. Тогда же белорусский лидер дал понять: какой бы вектор для своей внешней политики ни выбрала Молдова, Беларусь будет относиться к нему с уважением.

Сегодня политические реалии таковы, что формат Содружества - это наивысшая интеграционная надстройка на постсоветском пространстве. Именно оно стало прародителем объединений более узкопрофильных и более тесных - Союзного государства, ОДКБ и Евразийского экономического союза. Тему совместимости последнего с Содружеством тоже обсудили на форуме. Почти половина участников СНГ сейчас активно сближается, опираясь на платформу ЕАЭС. По причине отсутствия в организации остальных стран зона свободной торговли сегодня выглядит не так эффектно, как хотелось бы. Впрочем, расширение экономической организации наверняка вопрос времени, потому как преимущества и успехи очевидны, в том числе благодаря ряду конкретных инновационных проектов, инициированных Минском. Белорусская сторона настаивает на введении полномасштабного режима свободной торговли между двумя интеграционными объединениями. Это будет способствовать укреплению конкурентоспособности государств СНГ и ЕАЭС в глобальном масштабе и их устойчивому экономическому росту.

Высший орган СНГ - Совет глав государств, но все же у Беларуси в Содружестве особый статус. Постоянно действующий орган СНГ - Исполнительный комитет - находится в Минске. В Москве есть только его отделение. Председательствуют государства Содружества по очереди. На юбилейном саммите в Бишкеке решили: в следующем году черед Москвы.

Несмотря на то что вопрос эффективности работы Содружества ставится регулярно и на самом высоком уровне, сегодня тяжело представить современные реалии без этой организации. Экономика и военное сотрудничество – это, конечно, важно, но нет сомнения, что постсоветское пространство должно сохранить такой уникальный политический формат. Формат, в рамках которого лидеры самых разных стран, забывая на время все обиды и проблемы, садятся за общий стол переговоров.

Так что СНГ быть: если организация смогла сохранить себя в тяжкие 90-е и непростые 2000-е, то сегодня расходиться было бы как минимум недальновидно.

Очень многие документы, которые разрабатываются, обсуждаются и просчитываются сейчас в Содружестве, рассчитаны на период до 2020 года. Эксперты уверены: используя СНГ как удобную площадку для общения, страны будут искать перспективы развития организации. В Бишкеке президенты утвердили программу культурных столиц СНГ и объявили 2017 на пространстве СНГ Годом семьи. Также Беларуси предстоит координировать масштабную программу подготовки к 2018 Году культуры, что также символично, ведь наша страна первой и единственной в мире приняла Кодекс о культуре.



Подписывайтесь на канал "Беларусь 1" в Яндекс.Дзен


Будьте в курсе актуальных событий с Телеграм-каналом ATN-NEWS


Читайте также:


Интересное в сети


Предложи новость


*2+3 =


(Максимум символов: 3000)
Осталось символов

[ Добавить еще ]
*2+3 =