С 1 июля открытая выкладка табачных изделий станет нарушением законодательства. Это может грозить штрафом до 9 миллионов рублей. Готовы ли магазины к нововведениям?
О новых правилах торговли табаком расскажет Светлана Лукьянюк.
По новым правилам торговать начнут через месяц. С июля такой выкладки сигарет возле кассы не будет. Магазины уже сегодня к этому готовятся. Оборудование с прозрачными витринами еще не демонтируют, но места для закрытых витрин присматривают.
Ольга Миронова, заведующая продуктовым магазином: "Где-то это будут отдельные экспресс-кассы, в больших магазинах это будут выделены отдельные отделы, чтобы кассиры не отвлекались, чтобы было удобно и покупателю, он будет знать, что есть специально отведенное место, куда он может подойти и купить".
Табак с июля только в закрытых витринах. Ведь пачки сигарет на уровне глаз - это своего рода скрытая реклама. От нее в первую очередь защищают детей и подростков. Тот, кто курит, свою сигарету найдет в любом случае, уверены в Минторге.
Виолетта Брезовская, начальник управления организации торговли и услуг Минторга Беларуси: "Когда подошел покупатель, попросил пачку сигарет, продавец может открыть это оборудование, продать пачку сигарет и тут же должен закрыть. Так вот это кратковременное открытие не будет являться нарушением законодательства".
Если витрина на долгое время останется открытой, придется заплатить штраф до 9 миллионов рублей. Чтобы снять многие вопросы уже сейчас и сделать правила игры понятными, Минторг разработал рекомендации для торговой сети.
Виолетта Брезовская, начальник управления организации торговли и услуг Минторга Беларуси: "Мы указали все имеющиеся в Беларуси зарегистрированные товарные знаки, расположили их в алфавитном порядке, поэтому торговому объекту нужно только скачать этот перечень с сайта Минторга и под имеющийся ассортимент просто распечатать и указать цену".
Вот так будет выглядеть этот перечень – белый лист формата А4 или электронные панели. Буквы одинакового размера, без графических изображений, рисунков, фотографий, которые бы привлекали внимание. Табачные компании готовы со своей стороны пойти навстречу торговле и помочь оборудовать закрытые витрины или отделы.
Геннадий Брусников, директор табачной компании: "О месте, где продают сигареты, покупатель узнает при помощи специальных табличек и указателей. Продукт останется в наличии в полном объеме, в полном ассортименте".
Закрытая выкладка сигарет - это мировая практика. По такому пути идет Европа, да и наша соседка Россия.
С 1 июля также запрет на производство и продажу товаров, которые имитируют табачные изделия. Это, к примеру, флаконы духов, мыло в коробке, которая напоминает пачку сигарет, жевательные резинки, а также под запрет попадают электронные сигареты, если они внешне схожи с обычными.
А вот спички, зажигалки, трубки и сигаретная бумага под запрет продажи в открытых витринах не попали.