И еще один штрих к инвестициям в безопасность. Расходы всех стран мира на оборону вот уже который год превышают — вдумайтесь! - полтора триллиона долларов. Это еще одно доказательство, что все трезво оценивают нынешнее положение дел в мире и необходимость держать порох сухим.
С этого года Беларусь впишет себя в историю ВПК и как создатель легкобронированной машины с высокой проходимостью. Хищник из Борисова «Кайман» предназначен для разведывательно-диверсионных операций, патрулирования и сопровождения колонн, проведения миротворческих и других операций. Новейшую белорусскую разработку впервые покажут на параде 3 июля.
Так что же представляет собой борисовский хищник и кто его создатели? Знает Алеся Высоцкая.
О хищнике из Борисова уже ходят легенды: якобы подняться может хоть на отвесную стену, пройдет даже там, где завязнет танк.
Мы в Борисове на легендарном «140-ом ремонтном заводе», построенном в мае 43-го года по личному поручению Сталина.
Вот он - красавец. Еще сохнет краска. Нанесен камуфляж. Машина в эти минуты как раз готовится к выставке. Белорусский «Кайман» может даже плавать, как настоящий хищник.
Знакомьтесь - главный конструктор предприятия Ольга Петрова. Своим необычным внешним видом, высокой проходимостью броневик обязан - да, именно девушке.
Ольга Петрова, главный конструктор ОАО "140 ремонтный завод": «Впервые на нашем заводе это было сделано. Раньше мы занимались ремонтом. Машина полностью изготовлена с нуля. Мы освоили технологию сварки броневого корпуса. Оборудование было изготовлено специальное. Это первое. А второе – в своем классе это единственная машина в мире, которая может преодолевать водные препятствия. Тем более с ходу».)
К репликам, мол, не женское это дело, Ольга привыкла. Как позже скажет нам директор завода Александр Чуряков, Ольга оказалась с мужским характером. Фору даст любому. Волевая, умеет организовать коллектив. Талантливой молодежи - зеленый свет.
Сам Александр Иванович, как человек военный, достижениями не привык хвастаться.
Особенно, если создать легкую бронированную машину собственную - белорусскую - было поручением Глава государства.
Как заметил тогда Президент, все когда-то начинают с ремонта, а приходят к собственным разработкам. Так и случилось.
Александр Чуряков начинал когда-то еще в ремонтном батальоне. Знает сильные и слабые стороны военной техники. Из вооруженных сил в звании полковника пришел сюда. Вот уже семь лет руководит предприятием.
Мечтал, что завод сломает стереотипы ремонтного. И в Беларуси станут говорить о разведывательно-дозорной технике из Борисова.
Создать машину пытались многие, а получилось у них. В молодежь поверили. Ольга закончила БНТУ. На завод пришла, чтобы набраться опыта в конструировании. Здесь уже девять лет. Разработка броневика с нуля заняла три года.
В серийных броневиках корпуса уникальны, как и сами машины. Во многом - заслуга инженера-конструктора Максима Гуриновича.
Машина способна уберечь экипаж от пуль и осколков. В лобовой части «Каймана» защита выше, чем у БТР-80. Броня пятого класса, уверенно держит бронебойно-зажигательные пули снайпера. Предусмотрена у «Каймана» и защита от мин - пол в местах размещения десанта и экипажа усилен бронёй.
Сергей Лабецкий человек немногословный, по крайней мере, перед телекамерой. Но и именно его задачей было дать способность «Кайману» плавать как мировому рекордсмену - со скоростью 8 километров в час.
В конструкторском отделе завода -14 человек. Средний возраст по команде 33 года. Почти все из одного вуза – БНТУ. Александр Ланкевич – из семьи военных. С детства с военной техникой. Говорит, при разработке «Каймана» акцент делали на его надежность. И чтобы починить несерьезную боевую травму мог экипаж прямо в поле.
Это машина, которой не нужны дороги. В своем классе «Кайман» дешевле большинства конкурентов при высокой боевой эффективности. Ему пророчат красивый маркетинг. За рулем бронемашины побывали не только наши военные, но и звезда Голливуда - универсальный солдат - Дольф Лундгрен.
С виду неприступная и грозная машина. Но внутри впечатление меняется полностью. Особенно, когда видишь на панели зайчика и черепашку. Мы сразу подумали, что руку к этому приложила женщина. Оказалось – нет. Если нажать зайку – машина будет резвая и быстрая. Черепаха – медленная и тихая.
Зайчик на панели – предложение мужское. Для простоты. Машина, кстати, возможна и в гражданском исполнении – для любителей охоты и рыбалки.
«Кайман» успешно прошел испытания. И на заводе ждут решения о принятии его на вооружение. Впервые широкой публике хищника из Борисова представили на крупнейшей в восточно-европейском регионе выставке военной техники и вооружения MILEX-2017. Беларусь, как хозяйка масштабного военного форума, позаботилась о достойном представлении силы и мощи белорусского государства. Выставку по праву назвали военно-политическим событием.
Сергей Гурулев, председатель Государственного военно-промышленного комитета Беларуси: «Выполняя задачу, поставленную Президентом, мы по многим образцам и направлениям вышли на полный цикл. То есть разработка, производство и реализация на внутренний рынок и внешний. На основной площадке «Минск-Арена» только новые образцы. Более 90. Это и средства подвижности, средства радиолокации, радиоразведки и электронной борьбы, средства поражения, которых у нас не было».
“Кайман” тем временем готовит праздничный камуфляж. Вместе с другими образцами новейшей техники белорусские броневики покажут себя во всей красе на параде в День Независимости Беларуси.