Культура
В Залесье завершилась реставрация старинной усадьбы Михала Клеофаса Огинского
Скачать

27 Сентября 2015 21:51

В Залесье завершилась реставрация старинной усадьбы Михала Клеофаса Огинского

Белорусский агрогородок Залесье на этой неделе оказался в центре самых обсуждаемых культурных премьер. Там официально завершилась реставрация старинной усадьбы Михала Клеофаса Огинского. Дату выбрали неслучайно - 250 лет со дня рождения.

Современник Моцарта, посол Речи Посполитой в Великобритании, сенатор Российской империи, наконец, автор проекта автономии ВКЛ - он жил в переломное время.

Парадоксально, но несмотря на государственные заслуги, популярностью Огинский обязан своему бессмертному сочинению - полонезу ля минор, больше известному как "Прощание с Родиной". Хотя сам автор при жизни называл себя лишь композитором-любителем, в историю он вошел как патриот своей страны.

Так что в Залесье на неделе открывали объект действительно особенный. Репортаж Нины Можейко.

Оазис эпохи классицизма в 90 км от Минска. Эти земли некогда были частным владением Михала Клеофаса Огинского. Именно эти пейзажи стали историческим фоном его знаменитого полонеза. Такой представлялась ему Родина.

Василий Грибанов, старший научный сотрудник музея-усадьбы М. К. Огинского: "Подъездной путь к этой усадьбе характерен для многих усадеб. В данном случае это аллея из лип, которые мы сейчас видим. Некоторые деревья имеют по 200 колец, т.е. времен Михала Клеофаса Огинского".

Впервые в Залесье граф приехал в 1802. Родной дядя Франтишек Ксаверий Огинский пожаловал племяннику усадьбу под Сморгонью. Михал Клеофас переезжает в имение вместе со второй женой - итальянкой Марией Нери. Уже тогда Огинский задумал новострой. Графу понадобилось 13 лет, чтобы возвести каменный дворец в стиле классицизма.

Сегодня этот валун с оригинальным гербом семьи Огинских встречает гостей усадьбы. Княжеский род с богатой родословной. В своих мемуарах Михал Клеофас упоминает, что начало династия берет от самого Владимира Красно Солнышко.

До наших дней фамилию Огинских не сохранили. Более 150 потомков старинного рода живут в Европе. Больше всего в Польше. К юбилею приехали правнуки Михала Клеофаса в 5-ом и 6-ом колене по линии дочери Амелии. По наследству передался и музыкальный ген.

Вся семья Зелинских - музыканты. Лидия Зелинская - профессор и популярный композитор. О том, что в Беларуси сохранился дворец их предка, узнали в письме из этих мест.

Зигмунд Зелинский, потомок М. К. Огинского, Польша: "Наша семья всегда мечтала побывать на этой земле, увидеть те пейзажи, которые видел наш предок. Мы очень благодарны белорусской стороне, работникам музея, что они нас разыскали. Нет таких потомков, которые не знали бы, что они родственники самого Огинского. Это традиция, она передается с документами, фотографиями из поколения в поколение".

Огинский превратил имение в дворцово-парковый ансамбль. За 20 лет, проведенных семьей здесь, сформировался целый комплекс. Например, летняя и зимняя оранжереи с экзотическими не только по тем временам цветами и фруктами. У практичного князя была даже мельница. Сегодня она стоит на том же месте - у озера с лебедями. Это место запечатлел в своей литографии личный секретарь Огинского - Леонард Ходько.

Через Залесье проходили две дороги: Санкт-Петербург - Варшава, Минск - Вильнюс. Эти места называли северными Афинами.

Беседку в греко-римском стиле или альтанку на белорусский манер Огинский приказал построить в честь рождения дочери Амелии. Впоследствии вариация ротонды стала концертной площадкой для театральных и музыкальных представлений семьи.

Знаменитый полонез Огинского ля минор или "Прощание с Родиной". Ансамбль "Песняры" исполняет миниатюру акапельно. Эстрадный вариант для мужского хора сделали на трех языках: русском, белорусском и польском.

Вячеслав Шарапов, художественный руководитель Государственного ансамбля "Песняры": "Может быть, он получил какое-то второе дыхание, не знаю, но по крайней мере у нас ни один концерт без полонеза не обходится. Его уже давно просят люди всегда. Не отпускают. Мы поем наравне с "Беловежской пущей" и "Вологдой".

О его происхождении до сих пор слагают легенды. И даже несмотря на то, что у композитора-любителя сохранились прижизненные мемуары, вопрос остается открытым. Феноменальное по своей узнаваемости сочинение парадоксально по сути.

Екатерина Дулова, ректор Белорусской государственной академии музыки, профессор: "Секрет в уже заявленном противоречии. Потому что полонез имеет четко выраженную жанровую природу, историю. Это даже не столько танец, сколько шествие. Причем с каким-то элементом и пафоса, и торжественности. Перед нами сочинение совершенно другого рода, оно абсолютно соответствует стилевым элементам времени, когда прикладной жанр уходил из использования, а на смену ему приходили опоэтизированные эти же жанры, но уже как замечательные миниатюры, авторами которых становились композиторы-романтики".

Риторическим остается и вопрос национальной принадлежности Огинского. Естественный исторический казус.

Никакого отношения к сегодняшним литовцам понятие “литвин” не имеет. Наследие Великого княжества Литовского. Кстати, план автономии ВКЛ разработал Огинский незадолго до своего ухода. Собственная армия, двухпалатный парламент - многие пункты проекта совпадают с сегодняшним устройством независимой Беларуси. Тогда же Михал Клеофас опередил время. Мечта Огинского о суверенитете сбылась через 200 лет. 

 

Другие новости

"Променад" "Праменад" 02.12.2016 18:57 / Культура "Променад"
X

Предложи новость





[ Добавить еще ]


(Максимум символов: 3000)
Осталось символов

2+3 =