Шедевры камерного портрета XIX века

Шедевры камерного портрета XIX века, которые в запасниках хранились не один год, представлены вниманию широкой публики. Полотна эпохи романтизма, работы, созданные современниками Мицкевича и Ваньковича, теперь доступны для просмотра в рамках проекта “Наши коллекции” Национального художественного музея в филиале “Дом Ваньковичей». При подготовке к выставке уже сделаны некоторые открытия. Они пока не опубликованы в научных трудах, и впервые о них рассказали нашему корреспонденту.  О секретах белорусского искусства - Елена Бормотова. "Неизвестный мужчина" - пока такое название у портрета авторства известного художника XIX века Александра Орловского, который из Польши переехал в Петербург и благодаря которому в империи начал зарождаться стиль романтизм. Портрет в фонды Нацмузея Беларуси попал из коллекции гомельских Паскевичей. Датируется 1807 годом. Разгадка нашлась в краевом краснодарском музее. Мужчина в ночном колпаке один в один напоминал портрет из белорусских фондов. Российский написан годом ранее. Автор - Орловский. Автопортрет. Версию должна подтвердить специальная комиссия. Поэтому пока мужчина остается неизвестным, как и многие из портретных героев выставки. Опять же версия - все, возможно, белорусы. Как аргумент - портреты в фонды музея попадали из национализированных усадеб. Поэтому были написаны местными художниками или по заказу местной знати. В любом случае они существовали здесь. Из фондов сразу на реставрационный стол. Бумага с течением времени портится - она желтеет, на ней появляются затеки, плесень. Все портреты впервые покинули запасники. Не секрет, что в постоянной экспозиции Нацмузея выставлено всего процентов пять от фондов - это мировая практика. Поэтому, чтобы показать все, что спрятано от посторонних глаз, и родился проект "Наши коллекции". Из четырнадцати работ, включенных в экспозицию, известно авторство только двух портретов - художники Ясевич и Корсалин. Остальные с подписью "неизвестный художник". Однако, готовя выставку, научные сотрудники из фондов музея отбирали портреты исключительно из первой, довоенной коллекции, которые попали в картинную галерею из белорусских усадеб. Бумага, небольшой размер и графическая техника написания - основные черты камерного портрета. Он стоил значительно дешевле масляного, поэтому позволить себе его могли не очень зажиточные белорусы. Все портреты во время Великой Отечественной были вывезены немецкими войсками, вернулись в Беларусь в конце сороковых. И только сейчас их начали изучать исследователи.
23.07.2015 21:25

Шедевры камерного портрета XIX века, которые в запасниках хранились не один год, представлены вниманию широкой публики. Полотна эпохи романтизма, работы, созданные современниками Мицкевича и Ваньковича, теперь доступны для просмотра в рамках проекта “Наши коллекции” Национального художественного музея в филиале “Дом Ваньковичей». При подготовке к выставке уже сделаны некоторые открытия. Они пока не опубликованы в научных трудах, и впервые о них рассказали нашему корреспонденту. 

О секретах белорусского искусства - Елена Бормотова.

"Неизвестный мужчина" - пока такое название у портрета авторства известного художника XIX века Александра Орловского, который из Польши переехал в Петербург и благодаря которому в империи начал зарождаться стиль романтизм. Портрет в фонды Нацмузея Беларуси попал из коллекции гомельских Паскевичей. Датируется 1807 годом.

Разгадка нашлась в краевом краснодарском музее. Мужчина в ночном колпаке один в один напоминал портрет из белорусских фондов. Российский написан годом ранее. Автор - Орловский. Автопортрет.

Версию должна подтвердить специальная комиссия. Поэтому пока мужчина остается неизвестным, как и многие из портретных героев выставки. Опять же версия - все, возможно, белорусы. Как аргумент - портреты в фонды музея попадали из национализированных усадеб. Поэтому были написаны местными художниками или по заказу местной знати. В любом случае они существовали здесь.

Из фондов сразу на реставрационный стол. Бумага с течением времени портится - она желтеет, на ней появляются затеки, плесень. Все портреты впервые покинули запасники. Не секрет, что в постоянной экспозиции Нацмузея выставлено всего процентов пять от фондов - это мировая практика. Поэтому, чтобы показать все, что спрятано от посторонних глаз, и родился проект "Наши коллекции".

Из четырнадцати работ, включенных в экспозицию, известно авторство только двух портретов - художники Ясевич и Корсалин. Остальные с подписью "неизвестный художник". Однако, готовя выставку, научные сотрудники из фондов музея отбирали портреты исключительно из первой, довоенной коллекции, которые попали в картинную галерею из белорусских усадеб.

Бумага, небольшой размер и графическая техника написания - основные черты камерного портрета. Он стоил значительно дешевле масляного, поэтому позволить себе его могли не очень зажиточные белорусы.

Все портреты во время Великой Отечественной были вывезены немецкими войсками, вернулись в Беларусь в конце сороковых. И только сейчас их начали изучать исследователи.



Подписывайтесь на канал "Беларусь 1" в Яндекс.Дзен


Будьте в курсе актуальных событий с Телеграм-каналом ATN-NEWS


Читайте также:


Интересное в сети


Предложи новость


*2+3 =


(Максимум символов: 3000)
Осталось символов

[ Добавить еще ]
*2+3 =