Проект "Мы сделали это вместе". Крест и рака Евфросинии Полоцкой

Духовная святыня Беларуси - Крест Евфросинии Полоцкой. Творение ювелира Лазаря Бокши с 12 века оберегал наши земли. Бесследно исчез в начале Великой Отечественной войны. С тех пор оригинала древнего памятника никто не видел. В 90-ых, со времени возрождения религиозной жизни, было решено возродить и национальную реликвию. Творение Бокши взялся повторить брестский ювелир Николай Кузьмич, который спустя несколько лет воссоздал и раку - ковчег для хранения мощей Евфросинии. Сегодня восстановленные святыни хранятся в Полоцком Спасо-Евфросиниевском монастыре. Ежегодно им поклоняются тысячи верующих из десятков стран. История возрождения сакральных святынь - в рубрике «Панорамы» «Мы сделали это вместе». На воссоздание национальной духовной святыни пошел один слиток золота весом 800 граммов. Работа над новой версией Креста Евфросинии началась в 1992-м. Многовековой ценный раритет никто не видел. Год понадобился только на исследование памятников ювелирного искусства 12 столетия в музеях России, Украины, Грузии. В Беларуси раритетов, выполненных в технике древневизантийской эмали, не существует. В архивах Санкт-Петербурга сохранились негативы креста во всех ракурсах, сделанные в 19-м веке. Благодаря им и удалось рассмотреть крест в деталях, определить размеры и начать работу. Пять лет изо дня в день брестский мастер Николай Кузьмич занимался созданием копии древнего Креста Евфросинии Полоцкой. Основа креста - кипарисовое дерево. Его привезли из горного монастыря в Иерусалиме. Освятили на Гробу Господнем и на первом месте захоронения Евфросинии. Крест представляет собой ковчег, где находятся частицы святых мощей, часть креста, на котором был распят Иисус, а также капли крови Спасителя. Украшен ценными камнями. Все точно повторяет крест 12-го века. С техникой эмали белорусский ювелир был знаком, а вот в византийской технике никогда не работал. Параллельно работе занимался изучением древнего искусства перегородчатой эмали. Рисунок выкладывается перегородками из золота высшей пробы - четыре девятки. Эмаль же представляет собой стекловидный порошок разного цвета. Палитра на рабочем месте Кузьмича. Затем обжиг. Минута - две при температуре 840 градусов. Главный инструмент художника - пинцет. Именно им делается рисунок перегородками. Очень тонкая работа. Во время нее мастер даже затаивает дыхание. Восстановленный крест доставили в Полоцк в 1997-м. Мало кто знает, однако в прошлом году Кузьмич переделал внешнюю сторону креста. Сейчас он более изысканный и техника наиболее приближена к произведениям Лазаря Богши. Верующие могут поклониться святыне каждое воскресенье. К поклонению крест выносит исключительно священник. Сама реликвия хранится в сейфе алтаря. Женщинам туда вход запрещен. А в двухтысячных брестский мастер взялся за изделие раки Евфросинии. Это такой ковчег, в котором хранятся мощи святой. Современная рака точно повторяет ту, что изготовили в 1910 году, когда мощи Святой Евфросинии возвратились в Полоцк. Тот серебряный ковчег исчез в 20-ых годах прошлого столетия во время кампании по конфискации церковных ценностей. На изделие раки распоряжением Президента страны из Госфонда был выделен ценный металл. Прокат металла делали в Институте физики Национальной академии наук Беларуси. Сама рака весит 450 килограммов. Основа - дерево. Кроме серебра, золото высшей пробы - четыре девятки, ценные камни и бронза. Опять же техника перегородчатой эмали, чеканка, литье. На верхней крышке - икона Евфросинии с крестом. Эту деталь ценного ковчега мало кто видел. Рака всегда открыта. Ее размер - два двадцать в длину, 90 сантиметров в высоту и 80 в ширину. Во время работы над ракой - а это три года - мастерская Кузьмича находилась под охраной. В Полоцк святыню доставляли в сопровождении спецслужб и ГАИ. В 2007-м мощи покровительницы земли белорусской Евфросинии поместили в раку, которая один в один повторяет древний ковчег, сделанный более века назад.
07.10.2015 21:35

Духовная святыня Беларуси - Крест Евфросинии Полоцкой. Творение ювелира Лазаря Бокши с 12 века оберегал наши земли. Бесследно исчез в начале Великой Отечественной войны. С тех пор оригинала древнего памятника никто не видел. В 90-ых, со времени возрождения религиозной жизни, было решено возродить и национальную реликвию. Творение Бокши взялся повторить брестский ювелир Николай Кузьмич, который спустя несколько лет воссоздал и раку - ковчег для хранения мощей Евфросинии. Сегодня восстановленные святыни хранятся в Полоцком Спасо-Евфросиниевском монастыре. Ежегодно им поклоняются тысячи верующих из десятков стран. История возрождения сакральных святынь - в рубрике «Панорамы» «Мы сделали это вместе».

На воссоздание национальной духовной святыни пошел один слиток золота весом 800 граммов. Работа над новой версией Креста Евфросинии началась в 1992-м. Многовековой ценный раритет никто не видел. Год понадобился только на исследование памятников ювелирного искусства 12 столетия в музеях России, Украины, Грузии. В Беларуси раритетов, выполненных в технике древневизантийской эмали, не существует. В архивах Санкт-Петербурга сохранились негативы креста во всех ракурсах, сделанные в 19-м веке. Благодаря им и удалось рассмотреть крест в деталях, определить размеры и начать работу. Пять лет изо дня в день брестский мастер Николай Кузьмич занимался созданием копии древнего Креста Евфросинии Полоцкой.

Основа креста - кипарисовое дерево. Его привезли из горного монастыря в Иерусалиме. Освятили на Гробу Господнем и на первом месте захоронения Евфросинии. Крест представляет собой ковчег, где находятся частицы святых мощей, часть креста, на котором был распят Иисус, а также капли крови Спасителя. Украшен ценными камнями. Все точно повторяет крест 12-го века.

С техникой эмали белорусский ювелир был знаком, а вот в византийской технике никогда не работал. Параллельно работе занимался изучением древнего искусства перегородчатой эмали. Рисунок выкладывается перегородками из золота высшей пробы - четыре девятки.

Эмаль же представляет собой стекловидный порошок разного цвета. Палитра на рабочем месте Кузьмича. Затем обжиг. Минута - две при температуре 840 градусов. Главный инструмент художника - пинцет. Именно им делается рисунок перегородками. Очень тонкая работа. Во время нее мастер даже затаивает дыхание.

Восстановленный крест доставили в Полоцк в 1997-м. Мало кто знает, однако в прошлом году Кузьмич переделал внешнюю сторону креста. Сейчас он более изысканный и техника наиболее приближена к произведениям Лазаря Богши. Верующие могут поклониться святыне каждое воскресенье. К поклонению крест выносит исключительно священник. Сама реликвия хранится в сейфе алтаря. Женщинам туда вход запрещен.

А в двухтысячных брестский мастер взялся за изделие раки Евфросинии. Это такой ковчег, в котором хранятся мощи святой. Современная рака точно повторяет ту, что изготовили в 1910 году, когда мощи Святой Евфросинии возвратились в Полоцк. Тот серебряный ковчег исчез в 20-ых годах прошлого столетия во время кампании по конфискации церковных ценностей.

На изделие раки распоряжением Президента страны из Госфонда был выделен ценный металл. Прокат металла делали в Институте физики Национальной академии наук Беларуси. Сама рака весит 450 килограммов. Основа - дерево. Кроме серебра, золото высшей пробы - четыре девятки, ценные камни и бронза. Опять же техника перегородчатой эмали, чеканка, литье.

На верхней крышке - икона Евфросинии с крестом. Эту деталь ценного ковчега мало кто видел. Рака всегда открыта. Ее размер - два двадцать в длину, 90 сантиметров в высоту и 80 в ширину. Во время работы над ракой - а это три года - мастерская Кузьмича находилась под охраной. В Полоцк святыню доставляли в сопровождении спецслужб и ГАИ. В 2007-м мощи покровительницы земли белорусской Евфросинии поместили в раку, которая один в один повторяет древний ковчег, сделанный более века назад.



Подписывайтесь на канал "Беларусь 1" в Яндекс.Дзен


Будьте в курсе актуальных событий с Телеграм-каналом ATN-NEWS


Читайте также:


Интересное в сети


Предложи новость


*2+3 =


(Максимум символов: 3000)
Осталось символов

[ Добавить еще ]
*2+3 =