Возвращаемся во Дворец Республики. Как реагировала Беларусь на внешние угрозы? Колоссальные инвестиции в безопасность и дипломатию, которые вполне можно было бы направить на развитие мирное. В докладе Президента - ключевые итоги: модернизированная армия и граница, новые для нас ракетные войска под звуки "Полонеза", новая военная доктрина мира, территориальная оборона, контртеррор и война с коррупцией. Чтобы в веке XXI не повторить трагедию века XX.
Свои недостатки тоже знаем. О них на собрании откровенно. Главные в реальном секторе - производительность труда (в два-три раза ниже лучших евросоюзовских конкурентов, а равняемся именно на лучших). И высокие издержки. Ресурсы тратим так, как будто они бесплатные.
Мерить не количеством, а качеством производства. Это проблема из нулевых. Вытягивая страну из нищеты 90-ых, увлеклись валом. И, пожалуй, иначе было нельзя. Народ бедствовал.
В итоге без оглядки на издержки валовой продукт удвоили, а по покупательной способности на человека увеличили в 3,5 с 5 до 18 тысяч долларов (5 200 в 1990 г. - 18 000 в 2015 г.). Всего за 10 лет утроили реальные доходы. Машины, квартиры, мебель, техника и туризм перестали быть советским дефицитом или капиталистической привилегией для избранных. Беларусь одной из первых в Восточной Европе достигла амбициозных Целей тысячелетия ООН - без голодающих, с всеобщим доступом к образованию, медицине, спорту. Ловушка в том, что наращивая потребление, стали тратить больше, чем зарабатываем. За качеством жизни упустили качество экономики. Платить по счетам пришлось именно в эту пятилетку - тарифы, пенсионная реформа, экспорт в ручном режиме, жесткие процентные ставки, пересмотр госпрограмм. Впрочем, плавно и избирательно, хотя советовали и советуют резать по живому и без анестезии.
Проблема, поднятая Президентом откровенно, - слабые управленцы, "высиживающие" на должности, а не принимающие решения. Борьба с бюрократизмом и реформа власти - здесь Глава государства решительнее многих либералов.
Ярослав Романчук, экономист: "В Беларуси нужно сокращать не только количество госаппарата, но и их функций. Необходимо предоставлять больше самостоятельности директорам предприятий, что абсолютно соответствует либеральной парадигме развития нашей страны. Необходимо жестче подходить к тем людям, которые неэффективно используют те ресурсы, которые предоставляет им государство".
Главная функция чиновника, по мнению Президента, - экономический рост, благосостояние человека труда и комфорт бизнеса национального и иностранного, государственного и частного. Плюс дисциплина, чистые руки и проверки только по фактам нарушений. Отсюда столь жесткие подходы к нашему госаппарату.
Даже нынешний госаппарат Беларуси в пересчете примерно втрое компактнее бюрократии Европейского союза и вдвое российской. По мнению самих управленцев, качество сдерживает страх ошибиться и слабая мотивация. Предложения на Всенародном собрании прозвучали.
Семен Шапиро, Председатель Миноблисполкома: "Огромный резерв повысить эффективность производства и, соответственно, благосостояния граждан. Это личная мотивация. Необходимо разрешить облисполкомам принимать решения, которые позволят уходить от повременной оплаты труда руководителей предприятий и руководителей системы государственного управления. К оплате за достигнутый объем производства, за рост объема, диверсификацию экспорта, за конечный финансовый результат".
Главная задача ближайших 5 лет - вернуть устойчивый экономический рост и рост благосостояния людей.
В планах как минимум 12-процентный рост ВВП, чтобы к 2021 году в среднем каждый стал зарабатывать на 10 % больше. В нынешних условиях - амбициозно, но реалистично. Для поддержки роста планируется плавно снижать стоимость кредитов и предоставить возможность зарабатывать не только на депозитах, но и на акциях. Условие - твердая валюта и разумные цены.