Подобно тому, как технический прогресс невозможен без развития гуманистического характера, мы тоже давайте перейдем от мира науки, в котором так много белорусских имен, к миру искусства. Тем более что и в нем есть кем по-настоящему восхищаться. Мировая живопись знает немало художников, которые с белорусскими корнями: Малевич, Шагал и, конечно, Хаим Сутин. Последнего все чаще называют французским художником Парижской школы. Но мы-то помним: Смиловичи - тогда еще Минская губерния. Конечно, сегодня Сутин в ряду людей мира. Но порой, чтобы развенчать мифы из его жизни и творчества, надо вернуться именно к истокам. На Родину. И вот этот путь прошла наш культурный обозреватель Нина Можейко.
Сенсация конца 20-го века: всемирно известный художник Хаим Сутин - уроженец Беларуси. Полотна новатора своего времени хранятся в престижнейших музеях Европы. Только 24 в парижской галерее “Оранжери”, еще три в Музее современного искусства. Оригиналы великого белорусского еврея лично отсматривал автор книги “Художники Парижской школы из Беларуси”, экс-председатель Национальной комиссии по делам ЮНЕСКО, теперь еще и советник одного из крупнейших банков страны по вопросам покупки мировых шедевров с белорусскими корнями.
Сутина редко выставляют на торги. Как правило, некоторые работы из личной коллекции продают частные лица. Информация о том, что в аукционе участвуют лоты от самого Сутина разлетается сразу же. До недавнего времени работ кисти мастера на исторической родине не было. Три года назад Белгазпромбанк добавил в свою корпоративную коллекцию два полотна с личным автографом художника.
Суть Сутина - в оригиналах. Пейзаж и портрет творческого расцвета 30-х годов прошлого столетия. Подлинники уже получили статус историко-культурной ценности, находятся под охраной государства и содержатся в запасниках Национального художественного музея. Железные двери, кодовые замки и охрана - проникнуть сюда без специального разрешения невозможно. В хранилище свой микроклимат - 18 градусов, такой температурный режим позволяет "консервировать" шедевры.
Кто такая Ева на портрете Сутина - одна из многочисленных тайн художника с мифической биографией. Одно из предположений: загадочная леди - мадам Мадлен Кастен. Одна из самых известных его покупательниц. Прижизненных мемуаров после Сутина не осталось. Все, чем располагают эксперты сегодня, несколько архивных документов и вечно меняющиеся воспоминания очевидцев. Его боялись и ему завидовали. Мифы о недотепе из глубокой провинции развенчивают эксперты.
Надежда Усова, заместитель гендиректора Национального художественного музея Беларуси: "Он был достаточно красив, коренаст, хорошо сложен и у него были прекрасные руки, и выглядел он чрезвычайно чистоплотным и благородным человеком, особенно когда получил целое состояние. У него был личный шофер, у него была квартира прекрасная и даже несколько квартир, прекрасная мастерская - все это было, и этот миф тоже стоит развенчать".
Как и миф о том, что художник отрицал свое белорусское происхождение. Художник писал исключительно с натуры, поэтому смиловичских пейзажей нет среди его работ. Мы приехали на родину гения. Все те же деревянные домики, что и в 19 веке. В одном из таких с земляным полом жила и семья Сутина - двое взрослых и одиннадцать детей.
Не самая оживленная улица в Смиловичах - Республиканская. В начале 20 века она же именовалась Минской. По воспоминаниям племянницы Хаима Сутина Нины Александровны Ферапонтовой, предположительно, здесь находилось родовое гнездо Сутиных.
Неподалеку еврейское кладбище - одно из самых старинных. Считалось, что отец и мать Сутина стали жертвами нацизма, но это не так - оба они умерли до начала войны. На местном погосте хранятся их останки. Последняя из наследников Сутина, его племянница Нина Ферапонтова сегодня живет в Минске, лично со знаменитым дядей она знакома не была, Сутин уехал в Париж 17-летним. Зато помнит бабушку Сару, мать художника.
Еще один миф - набожный отец запрещал сыну рисовать. На самом деле, именно он отправил Хаима в Минск учиться у знаменитого художника Кругера, его портрет висит в одном из двух залов музея "Пространство Сутина" в Смиловичах. В основе экспозиции - предметы местных жителей когда-то многонационального поселения. Личных вещей прославленного земляка здесь нет, но атмосфера Парижа чувствуется. Один из залов - копия парижского кафе "Ротонда".
Типичное парижское кафе с барной стойкой, несколькими столиками и стульями. В подобные заведения частенько захаживал и сам Сутин. В начале двадцатого века были очень популярны у творческой интеллигенции. В такой атмосфере создавались шедевры.
Французское гражданство художник получил перед смертью. Однако всю жизнь говорил, что родом из Смиловичей. Документ из парижского архива - анкета Сутина - первый, который художник заполнил при регистрации. Место рождения - во второй строке неразборчивым почерком написано "Смиловичи". На самом деле родина для художника всегда была на первой.