Онлайн-конференция

Новый вопрос 29.11.2011 11:00:00

Фонд Президента Республики Беларусь по поддержке талантливой молодежи хорошо известен, но все-таки больше в узких кругах. Какова основная его задача?
Глеб, Минск

- Спасибо Глебу за вопрос. Фонд хорошо уже известен, работает уже 16-й год. Но я бы не согласилась, что он известен только в узких кругах, потому что информация о фонде сегодня достаточно обширна, в том числе и в сети Интернет. Я говорю об этом, имея в виду и тот огромный объем материалов, который мы получаем на каждое заседание совета. География тех, кто направил нам материалы с просьбами о поощрениях, о выделении стипендий очень обширна - это не только большие города, это практически вся территория республики. Если говорить об основных задачах фонда, то это поддержка талантливой молодежи (что и заложено в самом названии). Именно фонд является одной из важных составных частей государственной системы в поиске, поддержке талантливой молодежи. Фонд действует уже на тех этапах, когда те, кто приходит за поощрениями фонда, имеет за плечами определенные достижения: профессиональные, творческие. Тем, кто имеет хорошую идею и доказал способность ее реализовать, фонд подставляет плечо в виде материальной поддержки.

Здравствуйте! Если мне сегодня исполнилось сорок лет, а серьезно я начал заниматься музыкой полгода назад - я молодой или...
Виталий, Молодечно

- Молодой, наверное, как музыкант. Приветствовать такой серьезный шаг можно и нужно. Не имеет значение возраст. Что касается внимания фонда и поддержки фонда, то, к сожалению, это уже другая возрастная категория. Вопрос Виталия я бы адресовала взрослому фонду, который существует и который возглавляет, по-моему, руководитель Белтелерадиокомпании Геннадий Брониславович Давыдько. Веущий: - К сорока годам можно было как-то подготовиться к своей творческой карьере? Мазай: - Если появилось желание, появились возможности, я считаю, что это абсолютно нормально и важно для самого человека и для всех нас.

Добрый день! Скажите, к кому можно обратиться и с кем связаться, если ты являешься степендиатом, а вот помощи в плане карьеры нет вообще никакой, деньги выделили и забыли, хотя есть новые победы на международных вокальных конкурсах, фестивалях, а в Беларуси ты никому не нужен?
Константин, Минск

- Если Константин продолжает учебу, то, естественно, его педагоги сопровождают его на этом отрезке времени. Если он сейчас является членом какого-то творческого коллектива, то свою творческую состоятельность следует доказывать уже в рамках своего творческого коллектива. Если он в поиске поощрения или награды фонда, победы на международных конкурсах - это те аргументы, которые, я не сомневаюсь, будут приняты во внимание руководителей тех коллективов, куда он будет обращаться. Но за него это делать никто не будет. Он должен сам идти по этому нелегкому пути. Он должен доказывать коллективу, в который обращается, что он - именно тот, кто может дать новое дыхание, и, может быть, стать одним из ведущих исполнителей в этом коллективе. Поэтому это, действительно, проблема. Если взять даже последние три года, поощрения и награды фонда получили порядка полутора тысяч молодых людей и сто двадцать пять творческих коллективов. Это достаточно большое количество. Кто-то из них еще учится в школе, кто-то в среднем или высшем учебном заведении, а кто-то уже занимается своей профессиональной творческой карьерой. Достаточно много тех, кто видит себя профессионалами на сцене или в творческой мастерской, занимается дизайном. Конечно, существует определенная конкуренция.

Где и когда в Минске проводится прослушивание молодых исполнителей? Какие конкурсы, помимо "Евровидения", планируется проводить в 2012 году и как попасть на прослушивание?
Наталья, Фаниполь

- Я бы хотела сказать Наталье, что сам совет фонда и фонд не выступает организатором конкурсов, не ведет отбор участников. Есть международные и республиканские конкурсы, проведение которых фонд поддерживает не только материально, но и организационно. Например, конкурс молодых композиторов имени Семеняки, конкурс имени Глебова, конкурс имени Жиновича. Что касается планируемых в 2012 году, то их много. Каждый имеет свое положение, организационный комитет, жюри, порядок представления заявок на участие и т.д. И если кто-то получает возможность поучаствовать в этих конкурсах, приезжает оттуда с наградами, скажем, удостоен звания лауреата или занял 2-е, 3-е место, то в течение месяца мы ждем заявку на награды фонда. Совет фонда, его экспертная комиссия внимательно рассматривают каждую. Нам максимально бы хотелось поддержать каждого талантливого молодого человека. Ведущий: - Победители того же детского "Евровидения" могут подавать заявки на премирование? Мазай: - Конечно. Победителей и призеров детского "Евровидения", конкурса "Славянский базар" мы поддержали.

Фонд работает почти 16 лет. Вот интересно, как менялись условия работы с молодежью? Всегда ли хватало средств на стипендии.
Галина, Минск

- Что касается 16 лет... Конечно, за эти годы накоплен значительный опыт, сложились определенные формы работы, которые не ограничиваются только принципом "рассмотрели заявку, приняли решение о наградах и поощрениях и на этом все". Ежегодно фонд организует творческие выставки, мастер-классы, отчетные концерты. Например, в прошлом году лауреаты и те, кто получил поощрения фонда, дали целую серию отчетных концертов во всех областях Республики Беларусь с профессиональными оркестрами. Заключительный концерт состоялся на сцене филармонии. Это, что касается исполнителей. Для вокалистов, для тех, кто занимается хореографией, любезно открыл свои двери Оперный театр и предоставил возможность сделать концерт на его сцене. Причем этот концерт был в афише театра. И мы не случайно сделали именно так. Нам было интересно посмотреть, насколько на концерт лауреатов и дипломантов фонда придет публика, приобретет билеты. И мы увидели полный зал на два отделения концерта. Я думаю, что такие формы работы прекрасно дополняют формально-бюрократическую деятельность фонда. Начиная с прошлого года, мы активно работаем (и эта работа хорошо воспринята в вузах и творческих коллективах) по поиску адресов для направления молодых людей на стажировку. И, как мне представляется, это очень важно. Сегодня есть хорошие контакты с ведущими творческими коллективами и учебными заведениями Российской Федерации, Чехословакии, ФРГ, Австрии, Польши. Это тоже возможность для молодых людей показать себя, посмотреть и почувствовать, какая еще может быть перспектива творческого роста. А касательно средств… Никому из претендовавших на награды и поощрения фонда по причине недостатка средств мы не отказывали. За этот год Бюджет фонда 2011 года на эти цели составит чуть более миллиарда рублей.

Белтелерадиокомпания второй раз станет организатором отборочного тура на так называемом классическом "Евровидении" в Вене. Как вы относитесь к такого рода конкурсам в принципе и как оцениваете выступление участника от Беларуси на первом конкурсе?
Ценитель искусства, Не указано

- Я исхожу из того, что конкурсов, хорошо организованных, профессионально состоятельных и имеющими хорошую репутацию, должно быть много и разных. Что касается, классического "Евровидения" в Вене - предыдущий конкурс нас порадовал. В нем участвовал лауреат фонда Иван Каризна, который только в этом году порадовал нас уже несколько раз. После удачного выступления на "Евровидении", где он вошел в группу финалистов, он имел возможность выступить на очень авторитетных концертных площадках с профессиональными оркестрами, в том числе и здесь у нас в Минске. Этим летом он взял призовое место на конкурсе имени Чайковского. И если все сложить, то можно сказать, что оценили не только Ивана, как талантливого исполнителя и гордость фонда и республики в целом, но и уникальную школу виолончели в Беларуси. Это еще один сегмент, на котором совет фонда также концентрирует свою работу - вдохновить молодых людей и показать им, что любой вид музыкального искусства достоин того, чтобы быть серьезным.

Какую молодежь поддерживает фонд? Как стать его стипендиатом? По каким критериям отбираете – одаренный человек или нет?
Артем, г.Брест

- Среди молодежи, которую поддерживает фонд, мы выделяем тех, кто принял участие в международных или республиканских конкурсах. Причем, это должны быть конкурсы, имеющие репутацию неоднократно проводившихся, конкурсы, в которых есть несколько отборочных туров, авторитетное жюри с профессионалами высокого класса. Тогда ребята, результативно выступившие на них, могут претендовать на Гран-премию фонда со званием лауреата, на поощрительную премию. Также у фонда есть стипендии для тех, кто имеет определенные достижения в своей творческой деятельности - на протяжении как минимум двух лет участие в международных конкурсах, активное участие в творческой деятельности учебного заведения, коллектива, в котором он, может быть, работает на данный момент. Кроме этого, есть коллективы, которые еще, может быть, не стали призерами или дипломантами известных конкурсов, но активно и стабильно работают с творческой молодежью, и эта работа высоко оценена профессионалами. Просьбы в совет фонда приходят от творческих коллективов, в которых работают молодые люди, от организаций и учреждений культуры, от учебных заведений. Мы сами не составляем список будущих лауреатов. Мы внимательно рассматриваем заявку - этим занимается экспертная комиссия, идет нормальный процесс отбора. Я бы хотела подчеркнуть, что важна не только финансовая, но и творческая поддержка молодежи. Сегодня молодые люди имеют возможность показать результаты своих достижений на сцене Оперного театра, филармонии, в Национальном художественном музее. Это очень серьезная поддержка и очень серьезный аванс со стороны общественности нашим талантам. Это надо понимать и это надо ценить.

Почему вы приняли предложение возглавить этот фонд? Помогает ли вам как-то опыт работы в Совете Республики, опыт работы Председателем комиссии по международным отношениям в работе в фонде? Или это своеобразная творческая отдушина?
Без подписи, Не указано

- Так случилось в моей жизни, что, будучи заместителем председателя Совета министров, я курировала министерство культуры, и поэтому все проблемы, связанные с деятельностью учреждений культуры, творческих союзов, с художественным и музыкальным образованием детей и молодежи - в то время были моей профессиональной обязанностью. Впоследствии, работая уже постоянным представителем республики в ЮНЕСКО, тоже была не очень далека от этих проблем. И сегодня в Совете Республики действует комиссия по вопросам образования, науки, культуры и социальной защиты. Сенаторы очень внимательно следят за тем, чтобы правовое поле, законодательная база способствовали развитию культуры, реализации творческих возможностей граждан. Мои коллеги в Совете Республики оказывают мне посильную поддержку. В совет фонда входит член Совета Республики - Елена Викторовна Дашкевич, известный композитор, много работающий с молодежью, активно организующий конкурсы для детей на самой младшей ступеньке творческого движения. Так что вокруг меня сложилась атмосфера, позволяющая активно действовать.

Почему Фонд Президента по поддержке талантливой молодежи называется Президентским, Президент что сам подписывает документы на присуждение премий?
Без подписи, Не указано

- Мы с вами уже говорили о том, что фонд работает шестнадцатый год. Указ Президента о создании фонда появился в сентябре 1995 года. А в январе 1996 уже был подписан указ, который утвердил положение о фонде. Он так и называется Фонд Президента РБ по поддержке талантливой молодежи. Действительно, Александр Григорьевич сам подписывает документы на присуждение премий. Процедура такова: совет фонда принимает свое решение и представляет его Президенту с просьбой поддержать. Президент рассматривает его, и издается соответствующий указ. С этими указами любой желающий может ознакомиться и на сайте Президента РБ, и на сайте Министерства культуры. Они публикуются в печати, в газете "Культура". Телевидение не обходит их стороной.

Добрый день! Сразу хотелось бы уточнить, что имелось в виду под "следить за будущей карьерой стипендиатов". Мы уже имели опыт сотрудничества с фондом Президента РБ по поддержке талантливой молодежи. И, к сожалению, все ограничилось единоразовым выделением финансовой помощи. Хотя я не умаляю важности финансовой части в организации творческой деятельности, но для молодого человека, делающего не малые успехи в музыке, важны не столько материальные средства, сколько внимание, признание и поддержка. Еще интересно узнать о процедуре подачи заявки на получение стипендии. Каким требованиям должен отвечать стипендиат? Возможно ли получить стипендию в индивидуальном порядке, т. е. не занимаясь на данный момент в конкретной студии? Заранее благодарю за ответ.
Катя, Жабинка

- О творческой поддержке стипендиатов я уже рассказывала. По документам… Есть Положение о порядке присуждения наград и поощрений фонда, там прописаны все требования: порядок оформления заявок, кто, как и в каком случае их направляет. Когда Екатерина говорит нам о возможности получения поощрения в индивидуальном порядке, не занимаясь на данный момент в конкретной студии, возникает вопрос, а какие материалы она нам может представить, чтобы мы увидели ее творческий рост. Мы говорим о поддержке талантливой молодежи. Не совет фонда определяет момент талантливости. Это делает руководитель того коллектива, учебного заведения, где занимается или работает молодой человек, его педагог. Хочу обратить внимание и на момент успеваемости, поведения, если речь идет об учащемся, студенте. Не так давно такой случай был. Молодой человек занял призовое место на международном конкурсе. Мы могли бы его поощрить. Но в течение короткого времени он успел трижды нарушить Правила дорожного движения, причем в состоянии алкогольного опьянения. Человек, который претендует стать лауреатом Специального фонда Президента Республики Беларусь, получить определенную награду за свои успехи, должен соответствовать определенным критериям. Мы, ведь, говорим не только о поощрении, но и о воспитании.

Правильно я думаю, что фонд Президента Республики Беларусь по поддержке талантливой молодежи выращивает таланты из творческих людей? Или как строится ваша работа?
Елена, Не указано

- Фонд - это одна из именитых составляющих государственной системы поддержки творческой молодежи. Совет фонда сам таланты из творческих людей не выращивает. Это делают детские студии, музыкальные школы, средние и высшие учебные заведения, творческие коллективы, педагоги, которые постоянно находятся рядом с молодыми творческими людьми. Есть системы конкурсов, о которых мы уже говорили, есть системы других форм работы с творческой молодежью. Министерствами культуры и образования неплохо выстроена работа, совет фонда вместе с ними пытается решать задачу и поиска, и поддержки, и сопровождения молодых творческих людей, которые уже прошли через поощрения. Задача фонда вовремя заметить молодого человека, поддержать его талант, а дальше он должен ответственно отнестись к нему сам. И если ты будешь сочетать свой талант с ответственным отношением и серьезным трудом, то фонд будет тебя поддерживать и дальше.

Классическая музыка - не подстраивается под массы. Она скорее воспитывает их. Будет ли фонд как-то больше популяризировать себя среди всего населения, или будет оставаться эдаким пристанищем "не для всех"?
Валерия, г.Витебск

- Мы рассматриваем кандидатов абсолютно от всех видов искусств, не исключая эстраду, почему бы и нет. Поддерживаем и внимательно наблюдаем за конкурсом Жиновича, который проводится для исполнителей народных инструментов. Мы не отметаем хореографию, декоративно-прикладное искусство, дизайн, фотографию, кино и театр. Нет такой ориентации у фонда - только классика: поддержим и вокалистов оперы, и эстрадный вокал. Фонд занимается творческой молодежью и будет это делать, расширяя постоянно палитру поиска. Но мы возвращаемся опять к тому, что должны совместно (на уровне министерств, руководства города, области) создавать условия для конкурсов, для состязательности, чтобы каждый мог себя показать широкому кругу людей, специалистов.

Насколько вообще по вашим оценкам талантлива Белорусская молодежь? Верно ли утверждение, что наиболее талантливые, творческие люди аккумулируются в наиболее развитых государствах?
Татьяна, Минск

- Я не думаю, что это утверждение соответствует действительности. Талантливые люди есть всюду. Сегодня наша задача - создавать ту систему, которая бы раскрывала как можно больше талантов молодых людей. Я хочу сказать, что в Республике Беларусь эта система очень неплохо сохранилась. У нас по-прежнему работают детские студии, музыкальные и художественные школы. Ряд учебных заведений пользуются авторитетом в профессиональном мире. Наверное, Татьяна знает ответ на свой вопрос. Ведущий: - Нина Николаевна, здесь есть слово "аккумулируется", может быть, Татьяна имела в виду, что наши таланты переезжают на местожительство в другие страны? Есть ли такая динамика? Мазай: - Вы знаете, нет. Сказать, что это явление массовое - мы не можем. Вот пример, лауреат Президентского фонда, солистка нашего Оперного театра Оксана Волкова - очень талантливая вокалистка. У нее сегодня контракты на ведущие партии не только с нашим Оперным театром. В этом году ее услышат в "Метрополитен-опера". Это нормально. На днях я разговаривала еще с одним нашим лауреатом, тоже солистом оперного театра Ильей Сильчуковым. Он вернулся из Вены, где стажировался, и получил очень хорошие отзывы педагогов и импресарио. И это нормально. Культурное пространство нельзя ограничить географически. Но абсолютное большинство молодежи востребовано и у нас в республике. На сегодня министерство культуры и учреждения культуры пытаются выстраивать свои графики таким образом, чтобы талантливые исполнители имели возможность радовать зрителя как в Республике Беларусь, так и представлять свое искусство за пределами страны.

Опыт каких стран по поддержке талантливой молодежи нам можно было бы взять на вооружение
Светлана, Не указано

- Практически трудно сегодня назвать страну, где бы не проводились конкурсы для талантливой молодежи. Нам интересно, как они организуются, какие требования предъявляются, какой после них выбирается формат поддержки участников и победителей. Пытаемся все лучшее брать на вооружение. Я хочу сказать, что фонд, в том виде, в котором он создан в Республике Беларусь, явление уникальное. Не будем себя принижать. Это серьезное внимание к вопросу на высшем государственном уровне, не ограниченное только финансовой поддержкой. Такова позиция Главы государства, такова государственная политика в отношении творческой молодежи, а если по большому счету, то и к культуре как таковой. Детское образование сегодня - музыкальное, художественное, все его виды - важно и интересно государству, и оно его поддерживает. Особое внимание и системе высшей школы. Молодые таланты, которые избрали профессиональную карьеру вокалистов, музыкантов-исполнителей, дизайнеров и т.д. также важны для развития культуры страны.

Молодые ученые относятся к талантливой молодежи, поддерживаются фондом?
Василий, Могилев

- Что касается молодых ученых, если речь идет о молодых исследователях, которые занимаются проблемами истории, теории культуры, изобразительного искусства - это к нам. У нас есть целый ряд молодых людей, я вспоминаю Лидию Сивко, которая несколько раз получала поощрения фонда за участие в конкурсах исследовательских работ в области музыкального искусства. Что касается молодых ученых, работающих "за сферой культуры", то для них открыт второй, тоже президентский, фонд. Так, что молодые талантливые ученые должны чувствовать себя желанными в обоих фондах.

Нина Николаевна, ведётся ли статистика в РБ - сколько молодёжи талантливой, а сколько неталантливой? Готов ли банк данных талантливой молодeжи? Выделяются ли средства на стажировки за границей?
Алексей , Минск

- Что касается статистики по талантливой и неталантливой молодежи - это вопрос с провокацией. Вся молодежь у нас талантлива. Подобной статистики нет. Зато мы можем сказать, сколько молодых людей получили стипендии, премии, поощрения и другие виды поддержки со стороны фонда. Естественно, те, кто был отмечен фондом, получал его награды и поощрения, находятся в банке талантливой молодежи, правда, до определенного возраста. Что касается выделения средств на стажировки… Да, такая форма работы и такая форма поощрения талантливых молодых людей, педагогов есть, и мы ее, начиная с прошлого года, используем достаточно активно. Средства на это есть, и мы с удовольствием будем рассматривать просьбы и заявки, которые будут поступать. Я могу сказать, что в этом году, например, мы имели возможность дать музыкантам направление на стажировку в Мариинский театр, в консерваторию имени Чайковского, в Гнесинку, реставраторов отправили в Прагу. Так что география и адреса стажировок расширяются, в том числе и для факультета экранных искусств Академии искусств. Мы выделили несколько грантов на стажировки для режиссеров, операторов в институт имени Герасимова, в творческие мастерские ведущих режиссеров. Так что будем продолжать эту работу.

Поддерживает ли фонд талантливых молодых телережиссеров?
Без подписи, Не указано

- Вы знаете, мы рады будем поддерживать и телережиссеров в том числе. Но это уже будет зависеть от вас, скажем так. Если сегодня канал или телекомпания будет представлять своих молодых телережиссеров, увидев их творческий потенциал и считая, что это те молодые люди, которых следует поддержать, дать им дополнительные возможности, чтобы они могли развивать свой талант и впоследствии активно работать на телевизионных площадках, почему бы и нет? Нам как раз не хватает, и это одна из проблем, что не все возможные виды творческих направлений имеют систему конкурсов. Если в области классической музыки это и республиканские, и международные конкурсы для исполнителей практически на всех видах инструментов. То, если взять телережиссеров, таких конкурсов нет или мы о них не знаем. Расскажите, в каких из них вы могли бы поучаствовать. Такая же проблема у нас, например, у молодых писателей, журналистов, фотографов. Над этой проблемой совет фонда работает совместно с министерством культуры. Поскольку сегодня появились новые формы и новые возможности поощрять талантливую молодежь, естественно, возникает вопрос, чтобы и качество конкурсов было бы как можно выше, и спектр конкурсов был как можно шире. Но я думаю, что здесь надо проявлять инициативу и самим молодым.

Как часто Глава государства встречается в лауреатами и степендиантами фонда?
Без подписи, Не указано

- Традиция встреч Президента с представителями творческой молодежи существует на протяжении всего времени работы фонда. Эти встречи проходят в разных форматах. Я думаю, та, которая состоится через несколько дней - не станет исключением. Встречи - это не только повод продемонстрировать Главе государства свои успехи. Он достаточно внимательно следит за тем, что происходит на наших творческих площадках. Главная цель этой встречи - обсудить вопросы и проблемы, которые могут возникнуть, о которых следует подумать. Постоянно возникает необходимость что-то менять, что-то дополнять. Недавно подписано Президентом решение о внесении ряда изменений в Положение о порядке присуждения премий и поощрений фонда. Это было связано и с тем, что мы доработали и серьезно продумали систему организации стажировок для студентов и преподавателей. Это такой нормальный процесс развития и совершенствования.

Количество одаренных молодых людей в поле Вашего зрения дают повод для гордости и надежды на светлое будущее страны
Матвей Сергеевич, Не указано

- Если посмотреть на 16 лет работы фонда... Из тех, кого поощряли, на профессиональной площадке культуры осталось сегодня достаточно много. Практически в любом творческом коллективе мы находим этих людей. Это нас радует. Это значит, что молодые люди избрали для себя стезю и идут по ней упорно. И я бы хотела сказать спасибо мастерам культуры и руководителям учреждений культуры, которые помогают нам такую творческую молодежь включить в общий культурный процесс. К примеру, в Национальном художественном музее была проведена объединенная выставка признанных художников и молодых лауреатов. Это важно. Молодые люди видят, что они востребованы, интересны публике.