Онлайн-конференция

Новый вопрос 04.11.2010 11:00:00

В Беларуси отменяются многие лицензии, планируется ли на какие-нибудь виды работ лицензию ввести?
Анна, Минск

- Ввести лицензирование какого-либо вида деятельности можно только по решению главы государства. Такая норма закреплена и самим Положением о лицензировании отдельных видов деятельности, утвержденным указом №450. Что касается самого указа, его норм, то он предполагает только отмену лицензирования видов деятельности. Единственный новый вид лицензирования - лицензирование в области атомной энергетики. И, наверное, никто не сможет упрекнуть в разработчиков том, что лицензировать этот вид деятельности не нужно.

Здравствуйте. Занимаюсь грузоперевозками. Скажите пожалуйста, коснется ли указ этого вида деятельности? Какие ожидаются изменения?
Андрей Ворошилов, Гродно

- В указе №450 значительно затронута деятельность в области автомобильного транспорта. Полностью отменена необходимость получения лицензии на осуществление внутриреспубликанских перевозок пассажиров и грузов. Также отменена необходимость получения лицензии на международную перевозку грузов автомобильным транспортом грузоподъемностью до 3,5 тонн. До сегодняшнего дня на лицензионные карточки был введен мораторий. Указом №450 необходимость получения лицензионной карточки не предусмотрена. Не стоит путать лицензионную карточку с лицензий.

Добрый день! В указе говорится о том, что лицензия не понадобится для осуществления деятельности в области авиации и таможенного дела. Означает ли это, что можно будет беспрепятственно пользоваться личным авиатранспортом?
Антон Иванович, Витебск

- В области авиации на сегодняшний день существует достаточно серьезная система сертификации. Поэтому говорить о том, что каждый человек теперь может приобрести самолет, нельзя. Норма законодательства о лицензировании предполагала, что для получения лицензии сначала нужно было получить сертификат. Это был единственный документ, необходимый для получения лицензии. Следовательно, при анализе видов деятельности на предмет того, какие из них могут быть исключены из этого перечня, это стало основным моментом для отмены лицензирования деятельности в области авиатранспорта.

Слышал, что не нужно будет получать лицензию на проектирование и строительство зданий 1 и 2 уровней! Что имеется ввиду?
Антон, Не указано

- С 1 января 2011 года деятельность, связанная с проектированием и строительством сооружений перового и второго уровня ответственности, отменяется. Следовательно, для того, чтобы осуществлять этот вид деятельности, обращаться за получением лицензии не нужно. Другое дело, что отмена лицензирования ни в коей мере не исключает обязанность субъекта хозяйствования соблюдать требования иных нормативно-правовых актов, которые регулируют отношения в данной сфере деятельности. Вед.: А что касается ремонта зданий? Еще раз говорю, что у нас лицензировались работы, которые относятся к первому и второму уровню ответственности. Поэтому все те работы, которые к данным уровням ответственности не относятся, не лицензируются как в настоящее время, так и не будут лицензироваться в будущем.

Документом отменено лицензирование нескольких видов деятельности. Не опасно ли это, ведь речь идет о здоровье людей!
Ирина, Минск

- При решении вопроса, какие виды деятельности могут быть исключены из числа лицензируемых, прежде всего ставился акцент на самом понятии "лицензирование", его принципах. И это в первую очередь потенциальная опасность того или иного вида деятельности интересам национальной безопасности, общественного порядка, правам, законам и интересам жизни и здоровья граждан, охраны окружающей среды. Именно с этой точки зрения определялись виды деятельности, которые могли быть исключены из перечня лицензируемых.

Слышал, что лицензирование заменят другим способом гоcрегулирования! Зачем это нужно? Ведь это замена шила на мыло!
Без подписи, Не указано

- На сегодняшний день наша позиция однозначна. Это не должна быть разрешительная процедура. Введение видов деятельности, лицензирование на которые отменено, должно быть на уровне заявительного принципа. Как минимум. В противном случае теряется смысл отмены лицензирования.

Скажите пожалуйста, по каким критериям определялись виды деятельности, лицензирование которых необходимо упразднить. Благодарю.
Степан Борисович, Минск

- На этот вопрос мы уже тоже отвечали. Среди критериев безопасности, скажем, минимизация возможной потенциальной опасности для тех сфер, которые отнесены к критериям лицензирования. Также нужно сказать, что в последнее время при подготовке каких-то новых нормативных документов большое внимание уделяется изучению передовых зарубежных систем. Поэтому еще одним из критериев того, насколько можно отменять лицензирование того или другого вида деятельности служило и то, каким образом можно будет осуществлять некий контроль, даже не контроль, а учет субъектов хозяйствования, которые будут осуществлять ту или иную деятельность, посредством иных методов, кроме лицензирования. Это тоже один из критериев.

Здравствуйте. Ирина. Скажите пожалуйста, не упростил ли указ саму процедуру получения лицензии? Если да, то что изменилось? спасибо
Ирина Анатольевна, Пинск

- Изменились сроки лицензирования. Если раньше срок рассмотрения заявления о выдаче лицензии составлял месяц, то Указом №450 этот срок сокращен до 15 рабочих дней. Срок рассмотрения заявления о продлении действия лицензии и проведении проверки (экспертизы) соответствия соискателя лицензии (лицензиата) лицензионным требованиям и условиям составляет 10 рабочих дней (ранее 15). Срок выдачи дубликата лицензии сокращен с 5 до 3 рабочих дней. Следует отметить и такое существенной нововведения, как возможность приняия решения о выдаче лицензии в части из заявленного соискателем объема. Допустим, субъект хозяйствования обращается за выдачей лицензии и указывает в своем заявлении определенные работы и услуги, составляющие данный вид деятельности, который он предполагает, а также ряд обособленных подразделений, в которых этот вид деятельности будет реализовываться. Но по итогам изучения документов лицензирующий орган приходит к выводу о том, что по каким-то отдельным составляющим работам и услугам, обособленным подразделениям субъект хозяйствования не совсем соответствует предъявляемым к нему требованиям. В таком случае лицензирующий орган может отказать в выдаче лицензии в части и выдать ее в оставшейся части. Таким образом, исключается необходимость в повторном обращении за лицензией. Он может получить лицензии только на те работы и услуги, в отношении тех обособленных подразделений, где он соответствует всем требованиям, а затем, по мере приведения своей деятельности к необходимому уровню - внести соответствующие изменения и дополнения в свою лицензию.

Мой вопрос связан со взаимоотношениями, установившимися между частными производственными предприятиями, нуждающимися в сырье и материалах, производимых государственными предприятиями. Государственные предприятия, выполняя показатели по экспорту в РФ, срывают поставки отечественным производителям. В результате: 1)происходит импорт аналогичных материалов по более высоким ценам, 2) баланс импорт-экспорт в целом по республике ухудшается, 3) отечественные предприятия проигрывают конкуренцию аналогичным российским предприятиям и на белорусском, и на российском рынках, 4) рентабельность снижается, что отрицательно сказывается на развитии отечественных производителей. ВОПРОС: когда нужды частных отечественных производителей будут учитываться при планировании экспорта? Ведь создавшаяся ситуация наносит вред и частному бизнесу, и государству, и, к тому же, не приносит реальной выгоды и государственным предприятиям-поставщикам материалов.
Эдуард, Витебск

- К сожалению, не могу ответить на ваш вопрос - он не относится к теме сегодняшней конференции. Можно адресовать его напрямую в Министерство экономики. Задайте его, воспользовавшись электронной почтой.

Здравствуйте! Скажите пожалуйста. Принимали ли участие в разработке документа представители бизнеса. Если да, то какие их пожелания были учтены? Спасибо.
л.с., минск

- Участие представителей предпринимательства при подготовке нормативно-правовых документов в последнее время стало сложившейся практикой. Еще в 2007 году в регламент Совета министров была внесена норма о том, что все нормативно-правовые акты, которые касаются порядка и условий осуществления бизнеса, подлежат лицензированию Советом по развитию предпринимательства в РБ. И в этом плане Указ №450 не стал исключением. Говоря о конкретных нормах, которые были включены по пожеланиям и предложениям бизнеса, выделить что-то достаточно трудно, потому что точка зрения Минэкономики, в частности Департамента по предпринимательству, во многом совпадала с теми предложениями, которые поступали и от бизнес-сообществ. При подготовке Указа №450 в бизнес-сообщество со стороны Минэкономики были направлены соответствующие предложения, кроме того, на сайте Минэкономики и веб-сайте "Свое дело" также был размещен призыв к неограниченному кругу лиц вносить свои предложения.

Здравствуйте! Указом ЦИТАТА "отимизированы и конкретизированы некоторые перечни работ и услуг". Что это означает и чего коснется оптимизация?
Иван Сергеевич, Гомель

- Это - не цитата из указа, это, видимо, цитата из какого-то комментария к этому указу. А что касается оптимизации и конкретизации перечня работ и услуг, то, скажем так: научно-технический прогресс не стоит на месте, и зачастую те наименования работ и услуг, которые составляли виды деятельности, уже не соответствуют реальной действительности. Поэтому они были просто уточнены в части их текстовой подачи. При этом, если субъект хозяйствования увидит, что изменилось наименование какой-то работы или услуги, это не означает, что это новый вид деятельности и ему нужно в спешном порядке получать новую лицензию. Хочется сделать акцент по тому же лицензированию в области автомобильного транспорта - изменено название лицензии. То есть изменение наименования совершенно не означает, что это новый вид деятельности. Также в указе №450 появилось новое название "охранная деятельность". Это та же деятельность в области охраны юридическим лицом объектов имущества и своих работников. Плюс по некоторым видам деятельности позиции попытались привести в соответствие с общегосударственным классификатором.

Что будет со штатом тех людей, которые занимались выдачей лицензии в госорганах? Получается, что их нужно сокращать?
Игорь, Минск

- Я не могу сказать, что будет с этим штатом людей. В любом случае при отмене лицензирования учет субъектов хозяйствования сохранится. Таково было предложение Минэкономики, выработанное на основе изучения мирового опыта, когда учет субъектов хозяйствования осуществляется посредством ведения неких отраслевых реестров - того же Единого государственного регистра юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, куда субъекты хозяйствования включаются по заявительному принципу исключительно с той целью, чтобы знать, столько субъектов хозяйствования и какие из них занимаются определенным видом деятельности.

Если отменяется лицензирование в проектировании зданий и сооружений. Может ли такой деятельностью заниматься человек без соответствующего образования, ведь для работы в данной сфере необходимы определенные знания и опыт.
Виктор, г.Барановичи

- Я уже говорила, что помимо лицензирования существует иное законодательство, которое предъявляет особые требования и условия к лицам - субъектам хозяйствования, которые намерены осуществлять тот или иной вид деятельности. И отмена лицензирования ни в коей мере не отменяет необходимость соответствия иным требованиям законодательства.

Сокращение лицензируемых видов деятельности сократит поступления платежей в бюджет?
Егор, Орша

- Мы рассчитываем на то, что сокращение количества лицензируемых видов деятельности послужит определенным толчком и стимулом для развития предпринимательской инициативы в стране, что само по себе повлечет рост поступлений в бюджет в виде уплаты налогов. Что касается уменьшения поступлений в бюджет (если имеется в виду госпошлина), то на сегодняшний день она была не столь велика, как это может показаться. 8 базовых величин за выдачу лицензии и 4 базовые величины за внесение изменений, дополнений либо продление срока ее действия. Т.е. в масштабах бюджета Республики Беларусь это очень несущественная цифра. Данный указ - один из документов в ряду мер, направленных на либерализацию экономики РБ, и, разумеется, его принятие направлено на активизацию предпринимательской инициативы.

Здравствуйте. Скажите пожалуйста почему назрела необходимость принятия такого Указа и что он даст?
Семен Александрович, Минск

- Указ Президента от 1 сентября №450 "О лицензировании отдельных видов деятельности" - это один из нормативно-правовых документов, который принят в рамках проводимой в стране работы по либерализации экономики. Данный Указ закрепляет новые подходы к решению вопросов лицензирования, предусматривает снижение административной нагрузки на деятельность субъектов хозяйствования посредством введения комплексного регулирования отношений в сфере лицензирования, оптимизации порядка и сокращения сроков совершения лицензионных процедур, упразднения требований о лицензировании отдельных видов деятельности и составляющих их работ (услуг). Специальное разрешение (лицензия), исходя из самого названия, - это некий разрешительный документ, который дает возможность войти в определенную сферу бизнеса. Коль скоро отменяется необходимость получения такого документа, следовательно, и войти в определенный бизнес становится проще. Кроме того, объективно назрела необходимость и в изменении самой процедуры лицензирования. Указ вносит значительные изменения в данную процедуру, делает ее менее затратной по времени и проще в отношении предъявляемых требований, условий и самих процедурных моментов. Ведущий: - Лицензирование скольких видов деятельности отменяется? Бабаченок: - Это тот момент, которым Министерство экономики на сегодняшний день считает возможным гордиться, т. е. по итогам подготовки документа Указом № 50 предусматривается отмена 16-ти видов деятельности, а также порядка 60-ти работ и услуг, по 14 видам деятельности, лицензирование которых сохраняется. В общей сложности перечень лицензируемых видов деятельности уменьшился на треть. Ведущий: - Навскидку, сколько единиц предпринимателей сейчас не будут получать лицензии? Бабаченок: - По нашим предварительным анализам, данный указ позволит упростить условия осуществления бизнеса для порядка 160 тысячи субъектов хозяйствования, что составляет примерно 60% от общего числа лицензиатов. Преимущественно это субъекты хозяйствования, которые занимаются розничной торговлей продовольственными и промышленными товарами и общественным питанием - их около 130 тысяч.

Кто теперь будет заниматься выдачей лицензии, изменились ли каким-либо образом срок их выдачи. Спасибо.
Сергей Воробьев, Минск

- В этом плане, скажем, ничего не изменилось. Так, в настоящее время перечень государственных органов и организаций, уполномоченных на выдачу лицензий определен Декретом Президента Республики Беларусь от 14 июля 2003 г. №17. После 1 января 2011 г. такие уполномоченные органы будут определяться согласно соответствующему перечню, закрепленному Указом №450. Преимущественно – это республиканские органы государственного управления. При этом компетенция таких органов применительно к вопросам лицензирования не изменилась. Исключение составляет деятельность в сфере игорного бизнеса, полномочия по осуществлению лицензирования которой с 1 января 2011 г. передаются от Министерства спорта и туризма Министерству по налогам и сборам.

Добрый день! В соответствии с Указом Президента Беларуси отменяется лицензирование розничной торговли. А что будет с алкоголем и табаком? И как будет осуществляться контроль за качеством реализуемых товаров?
Сергей Петрович, Могилев

- В Указе №450 сохранилась необходимость получения лицензии на розничную торговлю алкогольными напитками и табачными изделиями. Это мировая практика. В процессе подготовки указа изучалось достаточно большое количество правовых систем зарубежных стран и эти исследования показали, что лицензирование оборота алкогольной продукции и табачных изделий либо некие схожие механизмы применяется практически во всех странах. Притом в ряде стран, скажем, того же Евросоюза, это более жесткое регулирование. Есть страны, в которых даже ограничено количество субъектов, которые могут осуществлять данную деятельность. Что касается вопроса о контроле за качеством продукции, то безопасность промышленных товаров и продуктов питания, реализуемых через розничную сеть и объекты общественного питания, может обеспечиваться процедурами сертификации и гигиенической регламентации и регистрации. Об отсутствии необходимости лицензирования данной деятельности с точки зрения обеспечения безопасности свидетельствует и опыт соседних стран (России, Украины) Ведущий: - Но контроль со стороны государства, может, останется? Какая-то другая форма, может, будет? Бабаченок: - Если говорить об этом вопросе, то, разумеется, что отмена лицензирования не исключает иной формы государственного регулирования. При этом, согласно нормам Указа №450, такие механизмы должны быть окончательно определены до 1 января 2010 года. А если говорить предметно об этом вопросе, то сегодня Министерство экономики не располагает какой-то однозначной информацией, что этот вид деятельности будет регулироваться данным образом. Другое дело, что Министерство экономики высказывает однозначную позицию по поводу того, что введение каких бы то ни было новых механизмов регулирования ни в коей мере не должно стать формальной заменой слова "лицензирование" на какое-то другое слово. Мы сегодня высказываем точку зрения о том, что данные механизмы должны строиться как минимум на заявительном принципе.

Можете ли вы объяснить, что будет взамен лиценции Минстройархитектуры? Какие органы будут осуществлять оценку соответствия строительных работ и услуг?
Елена, Минск

- По данному вопросу могу отметить, что перечень организаций, являющихся уполномоченными органами на осуществление подтверждения соответствия зданий и сооружений, проектной документации, строительных материалов и изделий требованиям технического регламента определен постановлением Государственного комитета по стандартизации Республики Беларусь от 1 июля 2010 г. №37. Что касается введения новых механизмов регулирования взамен лицензирования, то, как отмечалось ранее, такие механизмы должны быть определены до 1 января 2011 г. В настоящее время идет подготовка соответствующих нормативно-правовых актов.

Какие процедуры повлечет за собой отмена лицензии на розничную торговлю? К каким действиям надо заранее готовиться ?
Галина, Минск

- В любом случае, если будет вводиться некий механизм госрегулирования отличный от ныне существующего (это касается не только розничной торговли, но и, в принципе, любых видов деятельности), то будет предусмотрен определенный переходный, адаптационный период, в течение которого субъекты хозяйствования смогут в спокойном рабочем режиме перейти на новую систему. Чтобы не возникло такой ситуации, при которой субъект хозяйствования будет вынужден приостановить свою деятельность, дабы привести все в порядок. В то же время, уже сегодня ряд госорганов заявляют о том, что введение каких-либо новых или дополнительных механизмов им абсолютно не потребуется. Достаточно и тех рычагов, которые сегодня существуют наряду с лицензированием.

Указом Президента № 450 от 01.09.2010 года введен новый бланк лицензий. Лицензиатам необходимо поменять лицензии со старого бланка на новый. Вопрос следующие: Будет ли взиматься гос. пошлина за замену бланка? Если да, в каком размере?
Ольга , г. Брест

- Прежде всего, хочу обратить особое внимание всех лицензиатов, что в соответствии с переходными положениями, которые предусмотрены указом № 450, специального обращения за заменой бланка лицензии старого образца на новый не требуется. Пунктом 4 указа прямо предусмотрено, что замена лицензии будет осуществляться при внесении в лицензию изменений или дополнений либо продление срока ее действия лицензии лицензирующим органом самостоятельно. Государственная пошлина, разумеется, при этом взиматься не будет. Также следует отметить и предусмотренное Указом освобождение от уплаты государственной пошлины за внесение в лицензию изменений и (или) дополнений, связанных с приведение содержащихся в лицензии сведений с нормами самого Указа, например, в части наименования видов деятельности или составляющих их работ или услуг. Ведущий: - При получении лицензии действует ли принцип "Одного окна"? Бабаченок: - И в Декрете №17, и в Указе №450 сохранилась норма, которая запрещает лицензирующим органам истребовать от субъекта хозяйствования те документы, которые могут быть получены лицензирующим органом от иных государственных структур самостоятельно. Необходимо предоставление только тех документов, для получения которых должно быть волеизъявление самого субъекта хозяйствования. Ведущий: - При помощи компьютера можно ли получить лицензию? Бабаченок: - Этот вопрос рассматривается, и он стоит в перечне дальнейших шагов, направленных на упрощение процедуры лицензирования. Но для этого надо время и значительные средства. Вместе с тем сегодня наряду с лицензированием проводятся и реформы в иных сферах деятельности. Создаются определенные базы данных, которыми могут пользоваться все госорганы. И это один из шагов в данном направлении.

Скажите пожалуйста, каким образом теперь можно будет начать деятельность по тем видам, лицензирование которых отменно. Это будет заявительный принцип?
Сергей Леонидович Ионис, Лида

- На этот вопрос уже отвечали. Министерство экономики твердо стоит на позиции применения заявительного принцип. Ведущий: - Как это выглядит пошагово? Бабаченок: - Подача заявления и, возможно, минимального количества четко определенных документов, а также, в идеале, регистрация субъекта хозяйствования, как осуществляющего конкретную деятельность лица, в день подачи такого заявления. Ведещий: - Допустим, у нас будет заявительный принцип. Человек заявил, а потом выяснилось, что информация была недостоверной. Какая ответственность последует? Бабченок: - Скажу о том, что предлагаем мы. Если субъект будет включен в некий реестр на основании недостоверных сведений, это, однозначно, будет являться поводом для его исключения из этого реестра. Мы предлагаем санкцию в виде невозможности быть включенным в этот реестр в течение определенного периода времени. И, как еще один вариант, определенная административная ответственность. Но, при условии, что будет принята данная система и будут внесены изменения в соответствующие законодательные акты.

Само решение очень хорошее. А не получится как с Госстандартом: отменили лицензирование, но ввели сертификацию - по сути ничего не изменилось
Олег, Витебск

- Надо сказать, что, наряду с либерализацией лицензирования, в стране проходит активная либерализация и в сфере сертификации. И сама тенденция направлена на то, чтобы уменьшать количество видов деятельности, которые подлежат обязательной сертификации.