Онлайн-конференция

Новый вопрос 19.09.2013 11:00:00

Есть ли ваши отделения в областях и районах? Куда можно обратиться в случае необходимости?
Василий Николаевич, Могилев

- Наши отделы работают в областных центрах. Сфера контроля - соответствующая область, также город Минск. В случае необходимости Вы можете обратиться непосредственно в Министерство торговли (телефон горячей линии можно найти на сайте либо в справочной службе Белтелекома). Что касается областей, в принципе можно обратиться тоже через министерство, эти отделы подчиняются непосредственно ему. Кроме того, рекомендуем обращаться в Общество по защите прав потребителей, соответствующая информация должна быть размещена в уголке информирования покупателей в магазинах. Ведущий: - Если к вам обращаются, вы и едете в эту точку? Слабко: - Изначально при планировании каких-либо мероприятий мы анализируем всю информацию, которая поступает в министерство. Это может быть общая информация о защите прав потребителей, это могут быть звонки, могут быть письменные обращения в адрес министерства. Т. е. эта информация аккумулируется и на основании нее решается, где и кого проверять.

Напротив товара стоит одна цена, а пробивают другую, оказалось, что товар по той цене раскупили, а цену забыли поменять. Кто отвечает за это?
Елена Константиновна, Барановичи

- За это отвечает непосредственно администрация торгового объекта. Т. е. это недоработка сотрудников магазина, в частности. За разъяснением порядка действий в данном случае рекомендую обратиться в наше управление по защите прав потребителей, либо в Общество по защите прав потребителей.

К кому обратиться, если огромная очередь, а работает всего лишь одна касса?
Татьяна Михайловна, Минск

- Обращаться нужно к администрации магазина, потому что организация рабочего процесса – это прерогатива руководства торгового объекта. В случае невнимания со стороны руководства по данному вопросу Вы имеете право попросить книгу замечаний и предложений и отразить там данное замечание. Руководство должно принять Ваше заявление к сведению и дать ответ заявителю о принятых мерах.

Можно ли вскрывать товар до расчета на кассе?
Екатерина Дмитриевна, Полоцк

- Не вижу препятствий для этого. Единственное, в любом случае на кассе его придется оплатить.

Кто отвечает за правильную работу весов и других измерительных приборов?
Николай Петрович, Гродно

- Согласно Правилам торговли, субъект хозяйствования обязан обеспечить наличие в магазине исправного оборудования (тех же весов и других измерительных приборов). Отвечает за исправность непосредственно администрация торгового объекта.

Ваша служба совсем молодая, чем было вызвано ее создание?
Петр, Молодечно

- На сегодняшний день, к сожалению, мы вынуждены констатировать, что примерно 80 процентов проверок показывают наличие различных нарушений в сфере торговли, общественного питания, бытового обслуживания населения. Эти факты вызывают определенную социальную напряженность. На этой проблеме не раз заостряло внимание и наше правительство, и непосредственно Министерство торговли, которое и выступило с инициативой создания нового структурного подразделения. С 1 июля начало функционировать управление контроля потребительского рынка, торговая инспекция при министерстве. Создана она в количестве 34 человек. Работает по всей республике, в том числе по 4 человека в каждой области. В сферу контроля торговой инспекции входят практически все субъекты хозяйствования, осуществляющие свою деятельность в торговле, общественном питании, бытовом обслуживании населения. Это свыше 70 тысяч юридических лиц и свыше 120 тысяч индивидуальных предпринимателей. В основе работы - контрольные мероприятия и привлечение к административной ответственности нарушителей. В то же время большое внимание уделяется профилактическим мерам: контрольные мероприятия не ставят изначально своей целью наложение штрафов. При проведении наших мониторингов субъектам хозяйствования выдаются рекомендации по устранению выявленных нарушений, но мера ответственности по результатам данного вида контроля не предусмотрена. Только в случае повторного мониторинга при условии неустранения ранее выявленных нарушений есть основания для привлечения к административной ответственности субъектов хозяйствования.

Что делать, в Евроопте на Казинца часто продают овощи и фрукты с плесенью. Такое чувство, что плесень живет в магазине...
Без подписи, Не указано

- К сожалению, для отдельных субъектов хозяйствования - это довольно характерный недостаток в работе. То есть, по сути не осуществляется предпродажная подготовка товара. Мы обращаем внимание, что в соответствии с правилами торговли, это недопустимо. И в случае выявления таких недостатков и нарушений, мы это протоколируем, указываем на эти недостатки руководству торговых объектов в целях устранения и недопущения их впредь. Вед.: Эта болезнь присуща крупным оптовым магазинам? Слабко: К сожалению, да. Там, где товар предоставлен для самостоятельной отборки покупателю. Т.е в магазинах самообслуживания.

Скажите, какие основные нарушения выявлены вашей инспекцией за время работы.
Мария Петровна, Не указано

- Основные проверки за 2 месяца, которые мы существуем, были проведены в сфере торговли и общественного питания. К сожалению, времени у нас еще мало было для работы, но пока упор сделан на самые проблемные сферы, на наш взгляд. Основные нарушения - это несоблюдение ассортиментных перечней, наличие в реализации товаров с истекшими сроками годности, различные нарушения, связанные с оформлением ценников, доведением информации о товаре до покупателей. Практика показывает, что те или иные нарушения устанавливаются в 9 из 10 случаев.

В Агрогородке Жировичи в центральном магазине всегда большой кусок льда в замороженной курице. Какая норма по льду есть в замороженных продуктах, и как словить нечестных продавцов, которые могу доливать воды в продукты?
Валерия, Слонимский раойн

- Сложно ответить на данный вопрос, не зная, как это можно сделать технически. Изначально, если продукция замороженная, она продается в упаковке. Поймать здесь за руку нечестных, по вашим словам, продавцов сложно. Ведущий: - Могу ли я потребовать, чтобы лед из упаковки извлекли? Слабко: - Теоретически, да. Но если это магазин самообслуживания и фасовка заводская, то в эту фасовку администрация не может вмешиваться. А если товар расфасован непосредственно в магазине, то покупатель имеет право попросить перефасовать.

Что делать, если приобрел просроченный товар, а заметил это не сразу, а, к примеру, на следующий день?
Олег Константинович, Речица

- Либо забыть про это, либо вернуться в магазин и попросить поменять товар. На практике добросовестные-недобросовестные продавцы (назовем их так) обмен товара осуществляют либо возвращают деньги. Но должен быть подтверждающий документ (чек) о приобретении товара, т. е. покупатель должен документально подтвердить, что товар приобретен в данном магазине. Необходимо отметить, что постановлением Совета Министров ряд товаров обмену не подлежит. Об этом нужно знать и ознакомиться с перечнем товаров, которые не обмениваются.

Куда обратиться и что делать, если потребителя обвесили, обсчитали или продали некачественный товар?
Антонина Егоровна , Борисов

- Как мы уже говорили, обратиться можно по двум адресам: в Общество по защите прав потребителей и в Министерство торговли. Мы полученную информацию анализируем и на ее основании принимаем решение о проведении проверки тех или иных субъектов хозяйствования. Ведущий: - И там, и там есть телефоны горячей линии? Слабко: - Да.

После покупки обуви, на которую есть гарантия, заметила, что стала отклеиваться подошва через пару дней. Не хотят менять, ссылаясь на то, что где-то споткнулась или зацепилась и это вина моя. Куда обратиться?
Юлия Евгеньевна, Брест

- Опять же - в Общество защиты прав потребителей или наше управление по защите прав потребителей. Еще дополнительно отмечу, что на сайте Минторга в соответствующем разделе "Вопросы-ответы" все эти случаи и порядок действий при них расписан. То есть уже на сайте можно ознакомиться с применительной практикой, как действовать, куда обращаться, какие действия может предпринять покупатель, если выявляет продажу некачественного товара или товара, который по гарантийному сроку подлежит либо замене, либо возврату за него денег. Ведущий: - Есть ли служба экспертизы, в которую потребитель может отдать товар и где установят, была некачественно сделана обувь или же он порвал ее сам? Слабко: - Да, если есть некоторая, скажем так, нестыковка во мнениях покупателя и продавца, покупатель имеет право отдать товар на экспертизу для установления причин гарантийного случая. Если гарантийный случай наступил по вине покупателя, то, к сожалению, он из своего кармана отплачивает экспертизу. Но если это вина производителя или магазина, который реализовывал данный товар, то стоимость экспертизы возмещается магазином, а выводы экспертизы - основания для дальнейших действий по защите прав потребителя.

Кого в магазине обслуживают без очереди?
Анна Чеславовна, Жодино

- Насколько я помню, это ветераны Великой Отечественной войны и еще ряд категорий. Соответствующая информация обычно находится в уголке информирования покупателей, и любой человек может подойти и ознакомиться с ней.

Обязательны ли контрольные весы?
Татьяна Ивановна, Гродно

- В соответствии с Правилами торговли, в торговых объектах, где производится продажа развесного товара, наличие контрольных весов обязательно. Они должны быть исправны, у покупателя должна быть возможность перепроверить правильность взвешивания приобретенного им товара.

Как проверить товар, который нельзя вскрывать да покупки? Например, в подарок куплены духи. Они запечатаны. После их распаковки обнаружили, что сломан механизм разбрызгивания. Можно ли как-то проверить это изначально?
Виктор Олегович, Лида

- Вопрос хороший. На практике с таким не сталкивался непосредственно сам. Рекомендую опять же обратиться на сайт Минторга: в "Вопросах-ответах", насколько я помню, такой случай рассмотрен.

Как быть, если кассир изначально рассчитал без чека?
Ольга Борисовна, Минск

- Я не совсем понял вопроса... Но изначально давайте отталкиваться от того, что при расчетах пробить чек – это обязанность кассира. Если он этого не делает, то нарушает не только правила торговли, но и приема денежных средств, кассовой дисциплины. За это предусмотрены штрафные санкции. Ведущий: - То есть покупатели могут обратиться к вам на сайт... Слабко: - Да, или на сайт, или на горячую линию, или непосредственно в МНС, потому что за данные нарушения привлечение к административной ответственности возложено на Комитет госконтроля, на Министерство по налогам и сборам и их структурные подразделения.

Какими результатами работы уже можете похвастаться?
Без подписи, Не указано

- Похвастаться - довольно громко сказано. Работа наша довольно сложная, где-то даже неблагодарная, потому что вызывает противоречивые мнения и у части покупателей, и у части продавцов. На сегодняшний день торговой инспекцией проведено свыше 500 контрольных мероприятий. Я имею в виду мониторинги, плановые и внеплановые проверки. Как я уже говорил, в 90 процентах случаев устанавливаются нарушения. Сотрудники инспекции составляютя протоколы и направляют их для рассмотрения в суды. Суды же принимают решения по привлечению к административной ответственности. По сути, мы протоколируем, а суд выносит решение.

Кто нарушает больше - магазины крупные или мелкие.
Елена, Не указано

- Исходя из опыта двух месяцев работы, можем констатировать, что число нарушений примерно одинаковое. Единственное, что характер нарушений для крупных магазинов больше связан со сроками реализации и хранения. Что касается мелких магазинов, то здесь чаще не соблюден ассортиментный перечень товаров.

Скажите, как вам кажется, нарушения в той же торговле вообще искоренимы. Торговля всегда будет стараться продать и максимально заработать, сводя к минимум свои издержки...
Алиса, Минск

- Добиться, чтобы все субъекты хозяйствования на 100 процентов работали законно и правильно, скорее всего - идиллия. Но уменьшить количество нарушений - для торговой инспекции по силам. Зачастую некоторые нарушения совершаются работниками торговли без умысла. Просто недоработка, где-то недосмотрел, где-то халатно отнесся к своим обязанностям. Полностью избежать нарушений в торговле невозможно. Но наша цель - минимизировать данные факты и обеспечить большую защиту потребителя от подобных случаев. Ведущий: - Я так понимаю, что сейчас вы занимаетесь поиском проблемных точек в подконтрольной сфере? Слабко: - В связи с тем, что инспекция только начала работать, мы анализируем не только выявленные факты нарушении, но и то, в каких сферах это в основном происходит, чтобы вырабатывать определенную методику, направление работы. На сегодняшний день у нас на контроле находится работа крупных торговых сетей, работа организаций торговли и бытового обслуживания в сельской местности. Также на контроле вопрос обеспечения торговой сети товарами отечественного производства, например, овощами и фруктами. Урожай этого года уже должен быть на прилавках, а выявляются случаи, когда вместо него в продаже импортная продукция.

В магазинах сейчас часто организовывают отделы кулинарии. Как по правилам должны быть реализованы или утилизированы непроданные изделия?
Светлана, Минск

- Есть отдельная методика, отдельная инструкция по утилизации отходов, исходя из которых субъекты хозяйствования должны работать.Ведущий: - Есть гарантии того, что дата изготовления не перебивается?Слабко: - Гарантий нет. Мы говорим, что так должны работать, а гарантировать, что так работают все, к сожалению, я не могу.

Не пересекаются ли ваши функции с функциями общества по защите прав потребителей...
Без подписи, Не указано

- Частично пересекаются. Но деятельность Общества защиты потребителей в первую очередь направлена на помощь потребителю в отстаивании своих прав. А наша функция больше контрольная. Если субъект хозяйствования виноват, что-то нарушает, мы должны на это отреагировать и как-то улучшить ситуацию, не допустить ее повторения, в том числе и через наказание виновных лиц.

Можно ли обменять товар на другой, если куплен не тот, что нужно. При этом есть чек?
Павел Вячеславович, Глуск

- Опять же мы возвращаемся к постановлению Совмина, согласно которому не каждый товар подлежит обмену. Рекомендую обратиться на сайт Минторга, где в соответствующем разделе все эти ситуации расписаны более подробно.