Онлайн-конференция

Новый вопрос 11.07.2013 17:41:00

Расскажите, пожалуйста, подробнее о системе Tax Free в Беларуси. Когда механизм возврата НДС заработает полноценно?
Екатерина, Гродно

- Система Tax Free - это механизм возврата НДС с товаров как белорусских, так и иностранных, которые реализуются в Республике Беларусь. Систему у нас ввели с 1 января 2013 года, но пока нельзя пойти и оформить Tax Free. Идет подготовительный период: подготовлен Налоговый кодекс, нормативно-правовые акты по введению этой системы в РБ. В Налоговом кодексе уже 1 января появилась заметка, что только для товара, у которого НДС 20 процентов, будет действовать его возврат (сувенирная группа товаров, по которой обнуляется ставка, уже под эту систему не попадает). Что возвращается иностранцу? Иностранному гражданину, который не проживает на территории нашей страны, а также не гражданину Таможенного союза вернется с этого товара не менее 15 процентов, и он не должен платить никаких дополнительных сборов, например, на почтовое отправление, на чек и т.д. Для того чтобы система Tax Free заработала в Республике Беларусь, необходимо было выбрать оператора-координатора, которым стал РУП "Белтаможсервис" и который эту систему будет внедрять. Апеллируя к мировой практике, нужно сказать, что данная система добровольная и для оператора, и для всех участников рынка, например, магазинов. Сегодня мы говорим об одном операторе, позже их может быть несколько. Нормативно-правовая база подготовлена для этого. Ведущий: - В техническом плане как-то надо подготовиться торговой сети для оформления Tax Free? Наркевич: - После выбора оператора, последний должен заключить договор с банком (банком-резидентом определен Беларусбанк), с Белпочтой и с магазинами, в которых будут реализовывать товар по ситеме Tax Free. На границе, после того как таможенник убедится, что данный товар действительно вывозится, иностранный гражданин в киоске Беларусбанка, расположенном в любом пункте пропуска, а также в аэропорту, может получить свои деньги наличными, либо переведом на его карт-счет или счет в банке. Кроме того, в пунктах пропуска у Белтаможсервиса есть свои магазины, где иностранный гражданин тоже сможет получить возврат НДС. Также оператор должен заключить договоры с крупноформатными магазинами - ГУМом, ЦУМом, универмагом "Беларусь" и т. д. Преимущество данных объектов торговли в том, что товары там можно приобретать в разных отделах, а потом на общую сумму выписать чек Tax Free. Сейчас активно строятся гипермаркеты, в них много брендовых магазинов белорусских товаров, с ними тоже должны будут заключить договор. Мне приятно, что Беларусь идет первой среди стран СНГ и стран Таможенного союза в этой инициативе. Выбранный оператор принял правильное техническое решение оформления чека Tax Free. С помощью компьютерной программы свяжут всех участников рынка: таможенную службу, банковскую службу, магазины, операторов. Республика Беларусь идет компьютеризированным путем, соответственно более современным, что оптимизирует расходы, сократит время на проверку.

По-моему, в Минске количество торговых центров уже давно преобладает над количеством культурных объектов. Разве это не способствует формированию сознания человека-потребителя?
Художник, Не указано

- Потребитель - он так и в законодательстве проходит. И хочу сказать, это совершенно нормальный термин, просто здесь другое прочтение предлагает заявитель - потребитель культуры или потребитель-шопоголик. Я бы не противопоставляла их друг другу. Во-первых, есть определенные группы товаров, жизненно необходимых для человека. Специалисты рассчитывают, сколько нужно потреблять человеку того или иного продукта питания. Это важно. Во-вторых, для человека необходимо приобретать какие-то товары непродовольственной группы - вещи. И мы, белорусская торговля, заинтересованы в том, чтобы потребителю, т.е. покупателю была предоставлена возможность купить товар в широчайшем ассортименте, и желательно белорусский товар, чтобы он был доступен по цене и доступен территориально, т.е. его можно было купить в близлежащих магазинах.

Что чаще всего покупают гости из-за рубежа? 
Лариса Петровна, Минск

- Когда мы готовились к внедрению системы Tax Free, мы, конечно, проводили мониторинг нескольких наших крупных объектов, обращали внимание на то, какой товар чаще всего покупается. Традиционно, как и в мировой практике, покупают парфюмерно-косметическую продукцию, одежду. Спросом пользуются также кондитерские изделия, шоколадные конфеты, колбасные деликатесы. Не распространяется система возврата НДС на подакцизные товары: алкоголь, пиво, табачные изделия. Нельзя вывозить топливо. Если говорить об услугах, то ни одна страна мира не идет на внедрение этой системы в сфере услуг: общественное питание, рестораны, отели и т.д. На это не возвращается НДС. В некоторых европейских странах есть ограничения по наличным деньгам, чтобы один чек был не больше 1000 евро. Мы таких ограничений не делали. Как и в других странах, у нас нужно в определенное время вывезти товар (в течение 3-х месяцев с момента приобретения) и обратиться за возвратом суммы НДС (в течение 6-ти месяцев).

Почему в магазинах нет белорусских ягод и грибов, а только замороженные польские? Сейчас ведь сезон!
Коровец И.П., Не указано

- Это не совсем так. Белкоопсоюз активно участвует в заготовке и сборе ягод и грибов у населения. Причем не просто участвует в процессе сбора и отдает куда-то на переработку, под его крылом появились предприятия-производители, куплены линии с технологией шоковой заморозки. Могу точно сказать, с каждым годом у нас эта тема все более активно развивается. И это происходит не только с замороженной, но и со свежей продукцией. Стоит задача: как можно дольше и больше потреблять свой качественный продукт.

В столице ежегодно увеличиваются торговые площади. Акцент делается на крупные торговые объекты, либо на небольшие магазины пошаговой доступности? 
Никас, Минск

- Для людей удобно большее количество магазинов. И нас иногда даже ругают за их нехватку где-то. У министерства есть свой индикатив - это количество квадратных метров торговых площадей на тысячу жителей. К 2015 году этот показатель должен достигнуть 600 метров квадратных на тысячу жителей, при нынешних 420-460. Поэтому мы строим торговые центры, не забывая о шаговых магазинах. Не все поедут в дальний супермаркет, особенно это касается социально незащищенного слоя - пенсионеров, людей с ограниченными возможностями, беременных женщин, женщин с детьми. В проекте закона о торговле прописано, что у каждого местного распорядительного органа власти должна быть схема объектов торговли со специализацией, чтобы не получилось, что в целом районе нет ни одного хозяйственного магазина, магазина овощей и фруктов или магазина детского ассортимента. В основном, где-то 70 процентов объектов торговли у нас - небольшие магазины, около 100 метров квадратных. Поэтому я, в том числе и как потребитель, за то, чтобы у человека была возможность выбора, территориальной доступности качества и цены товара. Хочу отметить, что сегодня торговые центы становятся и досуговыми, в них человек может культурно отдыхать. Активно идет компиляция объектов торговли и досуга, спорта, быта. А чем плохо? Местные власти настаивают на том, чтобы им построили центр, в котором были бы не только магазины, а и кинотеатр, и, возможно, не один, чтобы там был каток, чтобы там была детская комната, объекты общепита. Поэтому в нашу задачу входит обеспечить ассортимент, культуру обслуживания, близость торговли к потребителю.

Сейчас, в сезон отпусков, явно ощущается нехватка у нас объектов придорожного сервиса, и что нужно развивать в этом направлении, на ваш взгляд?
Светлана, Минск

- Сегодня у нас есть программа развития придорожного сервиса, есть стимулирующие механизмы для его развития. У нас сейчас так же четко, как в странах Европы, прописано, через какое расстояние по основным международным трассам должны быть объекты придорожного сервиса. Это очень важно. Мы же не должны в этом отличаться от сопредельных государств. Дорога пересекает границу и дальше идет. Поэтому, если какой-то определенный сервис присутствует в Европе, и он востребован, то почему такого сервиса не должно быть у нас? Должно быть, и мы к этому стремимся. И поэтому все компоненты придорожного сервиса - это и заправочные станции, и кафе, и магазины, и туалеты, и объекты для сбора мусора, душевые кабины - все это должно присутствовать на наших дорогах. Например, сегодня, иностранцы заходят в кафе, а меню только на русском языке. Мы подталкиваем административно к решению этого вопроса, готовим постановление… Хотя, если по уму, что мешало хозяину заведения по собственной инициативе перевести меню на несколько языков, если он гостеприимный хозяин.

Добрый день! Я предприниматель. Долгое время работаю на рынке и привожу товар преимущественно из Польши, в силу близкого расположения с границей Польши. Я хочу продолжить привозить товар из этой страны, нужны ли мне в будущем договора, товаро-транспортные накладные или сертификаты оттуда, ведь я покупаю товар на рынке.
ирина мазуро, мазуро

- Тема сейчас широко дискутируется. Никто не запрещает возить товар из Польши. Сегодня у меня был на приеме предприниматель, который привозит товар из Турции. Он мне рассказал, что в Москве турецкие компании открыли свои оптовые объекты, у них уже есть необходимые документы, другое дело - какие они. Мы стали разбираться: исследование было проведено, но его обязательно надо проводить в объекте органа сертификации или лаборатории, которые есть в реестре Таможенного союза. Вот что важно. Рынок сейчас будет перестраиваться. Если предприниматель привозит товар из Польши, если он на едином налоге, то у него льготный формат без документов до 1 ноября, а потом ему нужно проходить сертификацию по трем группам товаров, которые соприкасаются с телом. Поэтому ему не сопроводительный документ нужен, а по трем группам получить сертификат, а по остальным - добровольное декларирование. Упрощенная форма подходит только для стран Таможенного союза.

Чем закончилась борьба мелких магазинов с крупной розницей? 
Павел, Не указано

- Я бы не называла это борьбой, но в любой стране мира есть малый, средний и крупный бизнес. И конечно, есть определенные проблемы глобализации, которые характерны для всех сфер деятельности, в том числе и для торговли. И конечно, чтобы не было поглощения гипер-, супермаркетами маленьких магазинчиков, малого бизнеса, государство должно регулировать данные процессы. Это - мировая практика. У нас недавно в первом чтении был принят проект Закона "О государственном регулировании торговли и общественного питания". Впервые в этом законе появились нормы, которые касаются развития добросовестной конкуренции, и ограничительные механизмы, противостоящие возможному поглощению. Появились ограничения для сетевых и крупноформатных компаний, касательно того, что их товарооборот на определенной территории не должен превышать 20 процентов от общего товарооборота. Данный механизм предполагает развитие конкурентной среды, а небольшие магазины получают большую возможность оставаться на плаву, кооперироваться и т.д. Также важный компонент - взаимоотношения изготовителя-поставщика и крупноформатного или сетевого объекта торговли. Сегодня не производитель диктует условия, а продавец, который закупает крупными партиями. Эти моменты тоже отражены в проекте закона. Я бы хотела, чтобы наши граждане разбирались и понимали, что закон о госрегулировании в торговле дает развиваться именно в рамках открытой конкуренции.

Какие требования существуют к сезонной торговле? Насколько сегодня востребованы уличные палатки?
Продавец зонтиков, Минск

- В стране никакого хаоса в части торговли нет. Есть специальные места, определенные исполкомами, которые продаются через аукцион. Они сезонные, т.е. это не фундаментальное здание, а может быть какая-то обрисовка места на площади. Например, это палатки с плодоовощной продукцией, продажа кваса. Эти места востребованы. Я думаю, что пока нам убирать сезонную торговлю не стоит, потому что это удобно потребителю. Опять же в этой сфере задействован малый и средний бизнес. Может быть, сейчас таких мест стало и поменьше, но я считаю, что уличная торговля пока должна быть. Вот у нас была тема - мы запрещали на остановочных пунктах продажу пива, так это совсем другое дело. У нас, например "Союзпечать" есть, организованы выносные зоны общественного питания, что тоже очень удобно летом, когда хочешь посидеть не в зале, а на улице. Это тоже мировая практика. Зачем нам это убирать? Потребителю хорошо: шире ассортимент, доступнее по территории и просто удобнее. Но порядок здесь есть и четкий.

Кто отслеживает, выполняют ли телеканалы новые требования по рекламе, ее количеству?
зритель, Не указано

- Хороший вопрос. У нас есть к нему информационной повод - 10 июля вступил в силу Закон Республики Беларусь "О рекламе" с новыми поправками, и для телевидения уже действуют новые требования. Сокращена на 2 минуты реклама пива в прайм-тайм и общее количество рекламы в самое смотрибельное время. Самое важное - сократили количество перерывов на рекламу, порой человека била не сама реклама, а ее частота. Еще один компонент рекламных блоков - звук, который в последнее время жарко обсуждается и у нас, и в других странах. Но иногда люди не понимают, что средний звук рекламы и передачи, которая на него прерывается, или фильма, могут существенно отличаться. К примеру, показывают тихое озеро, и тут буквально врывается реклама... Но в этой теме с 10 июля ничего кардинального не изменится, потому что пока работа идет над техническим регламентом по звуку. Учесть и отрегулировать все компоненты нам помогут эксперты-профессионалы, а также развитие цифрового телевидения. При аналоговом вещании добиться сравнительных результатов было сложно, а при вещании в цифре это возможно. Я полагаю, что в течение года изменения произойдут. Что касается контроля, то он есть и со стороны самих телеканалов. Они у нас законопослушные, но если что-то выскакивает, то штрафуем.

Как министерство борется со скрытой рекламой, например, спиртных напитков, когда все представлено как реклама питьевой воды.
портебитель, Не указано

- Есть такое понятие - зонтичный бренд. Раньше никто об этом не думал, и в законе не прописан запрет на них. Например, есть алкогольная компания со своим брендом, и она стала выпускать питьевую воду. По технологическим процессам им это выгодно, для снижения затрат на рекламу и маркетинг воду выпускают под тем же брендом, это естественно и объективно. Но иногда компании начинают хулиганить, заполоняя Минск крупномасштабной рекламой воды от известного алкогольного бренда. Или каким-то компонентом ставят эту воду в эфир. Бутылка питьевой воды отличается от бутылки водки, но они делают форму и вид бутылки воды один в один с алкогольным собратом. Это называется сходным до степени смешения, когда уже не видно разницы между водой и водкой. Хотя у нас в законе о рекламе сказано, вы имеете право рекламировать зонтичный бренд, сходный, но вы должны указывать, что это. Да, указывают - вода, но тем же шрифтом, да еще в каком антураже. За последнее время несколько штрафов было за подобные вещи. Мы штрафуем, но этого не достаточно. Такая активность производителей возмущает наше гражданское общество - люди жалуются. В ближайшее время на комиссии при Совете министров по табакокурению и алкоголизации общества мы рассмотрим вопрос и, скорее всего, примем запретительные меры в части зонтичной и скрытой рекламы.