Онлайн-конференция

Новый вопрос 13.08.2010 11:00:00

У меня сын идет первый раз в первый класс. Интересно, а сколько первоклашек придет в этом году в школы страны? Больше или меньше, чем в прошлом?
Виктор, Брест

- Вообще первоклашек придет в этом году 86 тысяч 300. В прошлом году мы приняли в первый класс 86 тысяч 237 учащихся, т. е. небольшой рост есть, но контингент учащихся первых классов примерно сохраняется на одном и том же уровне в течение последних пяти лет. Поэтому контингент учащихся первых классов стабилен, и это позволит стабилизировать в целом общее количество учащихся, которые занимаются в системе общего среднего образования.

Будет ли отличаться подготовка в школе к экзамену по иностранному языку от подготовки к ЦТ по языку? Или экзамен будет проходить в такой же форме как и ЦТ? Нагрузки в школе снижаются, все классы базовые, а содержание тестов все сложнее и сложнее. Почему?
Германович Т.А., Волковыск

- Вообще, содержание теста соответствует всем требованиям спецификации, потому что есть программа учебная, есть программа вступительных экзаменов, есть спецификация теста и репетиционное тестирование. Вот все эти этапы учитываются при подготовке учащихся к централизованному тестированию, когда уже молодой человек сдает экзамен. И это все увязано воедино. Поэтому никаких резких движений в плане итоговой аттестации и централизованного тестирования не будет до тех пор, пока мы не внедрим в полном объеме эту программу и коммуникативный подход в изучение иностранных языков. С этого года начинается эксперимент по новым формам организации и проведения обязательного экзамена по иностранному языку. Два года будет проходить эксперимент, а потом мы подготовим соответствующую рекомендацию уже в целом для всей системы общего и среднего образования, для всех школ в плане итоговой аттестации, чтобы учителя в первую очередь были подготовлены к тому, чтобы провести итоговую аттестацию, объективно, принципиально, грамотно, без перекосов, и сделать ее соответствующей уровню подготовки

Добрый день. Моя дочь учится в школе с художественным уклоном. Раньше оценки по предметам художественного профиля шли в приложение к аттестату, не планируются ли какие-либо изменения?
Светлана, Минск

- Нет. Не планируется никаких изменений. Точно такое же приложение останется. Вообще мы сохранили художественно-эстетическое направление в целом по системе образования. Это касается всех видов деятельности. Поэтому то учебно-методическое обеспечение, которое есть сегодня, позволяет родителю выбрать в зависимости от способностей, склонностей, задатков то или иное направление обучения своего ребенка.

Слышала, что до 15 августа все школы должны получить паспорта готовности. Сколько школ их уже получило?
Мария, учительница, Витебск

- Уже более 20 процентов получили паспорта готовности. Это где-то более 500 школ.

Добры дзень, Казімір Сцяпанавіч! У наступным годзе наша дзіця пойдзе ў першы клас, і мы з мужам хацелі б аддаць яго ў школу з беларускай мовай навучання. Скажыце, калі ласка, колькі такіх школ ёсць на сённяшні дзень у нашай сталіцы і ці плануецца павялічваць іх колькасць?
Кацярына, г. Мінск

- Количество школ и язык обучения определяется местными органами власти. По запросу родителей, по целесообразности открыия той или иной школы принимает решение Минский горисполком, по предложениям райисполкома. Если такая необходимость есть, значит школа должна открываться. Здесь насильственных методов давления на родителей, на детей быть не должно в плане выбора языка обучения, это может быть русский язык, может быть белорусский. У нас есть школы с белорусским языком обучения, с руским языком и с двумя языками, все учебно-методическое обеспечение подготовлено, для того чтобы качественно реализовать учебный процеес. Тот баланс количества школ, который есть, сохранится в городе Минске. У нас пять гимназий полностью с белорусским языком обучения (это новый тип учреждения образования) и пять школ. Поэтому проблем нет. Я бы порекомедовал Вам обратится в гимназию №23. Соотношений учреждений в целом по республике такое: 44 процента школ с русским языком обучения, 53 процента - с белорусским языком и около 3 процентов - двуязычные школы.

Будет ли в этом учебном году продолжена работа по снижению нагрузки на школьников?
Людмила Александровна, бабушка, Могилев

- Мы подготовили соответствующие рекомендации по уменьшению нагрузки на школьников. Вообще, нагрузка – это педагогическая проблема. Надо совершенствовать формы, методы, приемы работы, и тогда будет меньше нагрузка, больше работать на уроке. Новые технологии позволяют это сделать, поэтому нагрузка будет снижаться, но по количеству часов она останется та же. Детям должно быть интересно учиться.

Здравствуйте. Я инвалид-колясочник. Скажите, пожалуйста, есть-ли у нас в Беларуси дистанционное образование на гуманитарные специальности, конкретно, на психолога? Спасибо.
владимир, Брест

- Пока нет. Разрабатываются самые разные варианты в мире, существуют программы, апробируется вариант дистанционного получения высшего образования.

Слышала интервью министра образования, что сегодня стоит задача научить плавать всех школьников младших классов. Это - просто здорово! А есть ли такая возможность? Ведь бассейны есть далеко не во всех школах и даже районах.
Ирина Степановна, Мозырь

- Там, где есть бассейны, существует соответствующий порядок определения школ для того, чтобы они имели возможность посещать эти бассейны: как ведомственные, так и вневедомственные. И здесь задействована в целом материальная база всей системы: и Минспорта, и Минобразования, и предприятий и организаций для того, чтобы научить детей плавать. Особенно мы почувствовали, что эта проблема обострилась, в этом году, потому что (чего греха таить) мы видим, что дети тонут. Да, надо научить, и это делается. В программе по физической культуре и здоровью есть соответствующий раздел по обучению плаванию, и это одна из проблем, которую будем решать.

Через два года будет введен экзамен по иностранному языку. Как будут преподавать его в этом году в школах и гимназиях ? И как будут "догонять" программу учащиеся гимназий младших классов, которые не учили язык с первого класса?
Инна Александровна, Минск

- У нас определена сетка часов по изучению предмета, т.е. существует учебный план. Возникли проблемы по изменению учебного плана (именно по количеству часов) только по одному предмету - иностранному языку. Сейчас иностранный язык в школах изучается в количестве 2 часов, класс делился на три группы. Министерство образования, получив поддержку главы государства, прорабатывает вопрос о введении еще одного часа на изучение иностранных языков с этого учебного года. В принципе, мы готовы, но надо решить отдельные финансовые и кадровые вопросы (подготовка, переподготовка и повышение квалификации учителей). Учебно-методическая база позволяет это сделать. Введение дополнительного часа позволит нашим детям качественно изучать иностранные языки. И еще один момент. Если раньше в концепции изучения иностранных языков преобладала грамматическая составляющая, то сейчас коммуникативная - разговорная речь является основой в изучении иностранного языка (в том числе и поэтому, класс будет делиться на три группы). Через 2 года будет введен обязательный экзамен по иностранному языку, к которому надо уже сейчас готовиться. Если старшее поколение в графе "знание иностранного языка" пишет "знаем иностранный язык со словарем", то выпускники будут знать один из языков (а кто-то и два) достойно, чтобы общаться. Ведущий: - "Как будут "догонять" программу учащиеся гимназий младших классов, которые не учили язык с первого класса? Фарино: - Обучение иностранному языку начинается с 3 класса в размере, определенном учебным планом. В гимназии иностранный язык изучается с 5 класса 4 часа в неделю. У нас сегодня нет планового изучения иностранного языка с 1 класса. Поэтому "догонять" ничего не надо. Если кто-то хочет что-то "догнать", есть несколько вариантов: первый - это посещение факультативных занятий, второй - посещение кружков самых разных направлений для того, чтобы восполнить знания.

Будут ли в этом учебном году новые учебники? В том числе, в электронном варианте? Недавно видела по ТВ про электронные учебники по физкультуре. Когда они придут в школы?
Светлана, Мозырь

- К 1 сентября 2010 года будет издано 119 наименований учебников и учебных пособий. Оставшиеся 9 наименований учебных изданий (вторые части) будут изданы в сентябре-декабре 2010 года. В настоящее время издано 110 наименований учебников и учебных пособий тиражом 3 354 939 экземпляров, из них: для I-IVклассов - 21 наименование (854 335 экземпляров); для V-IX классов - 43 наименования (1 863 788 экземпляров); для X-XI классов 6 наименований (585 190 экземпляров); для специальной школы - 40 наименований (тиражом 51 626 тиражом). В рамках реализации мероприятий программы "Комплексная информатизация системы образования Республики Беларусь на 2007-2010 года" проведена первичная научно-методическая экспертиза 22 электронных средств обучения. Проведена экспертиза 8 мультимедийных обучающих программ экологической направленности по учебным предметам "Химия", "Биология", "География", разработанных Белорусским государственным технологическим университетом. Положительную оценку получили следующие электронные средства обучения: "Универсальный учебный графопостроитель. 6-11 классы", "Химия. Химический лабораторный практикум. 7-9 классы", "Химия. Химический лабораторный практикум. 10-11 классы", "Физическая география Беларуси, 10 класс". В настоящее время разработан и проходит в установленном порядке экспертизу электронный учебник по баскетболу. Запланирована также разработка ЭСО по легкой атлетике, аэробике и атлетической гимнастике.

Будут ли открыты к 1 сентября новые школы и где?
Анна Викторовна, Минск

- Новые школы будут открыты, их к 1 сентября будет пять. А вообще в этом году строится десять новых школ, и они будут введены в эксплуатацию до 1 января. Чтобы представить масштаб строительства, приведу цифры: 152 объекта строится в системе образования. Огромные средства на это затрачиваются. 72 объекта будут введены в этом году. К 1 сентября новые школы появятся: в г. Бресте детский сад-школа на 471 место. Это новый учебно-педагогический комплекс, который позволит наиболее оптимально решать вопросы преемственности дошкольного и школьного образования. Также средняя школа на 930 мест в Витебске; средняя школа на 650 мест в г. п. Лельчицы Гомельской области; учебно-педагогический комплекс "Детский сад-школа" на 720 мест в деревне Боровляны Минского района - там очень большая проблема была с обеспечением местами как в дошкольных учреждениях, так и в школах; средняя школа на 1020 мест в г. Минске в микрорайоне Михалово. Все эти объекты будут сданы в эксплуатацию с 1 сентября и плюс еще пять школ, которые будут введены в течение полугода.

У нас в школе постоянно собирают деньги то на ремонт, то на приобретение инвентаря. Скажите, а государство сколько средств тратит на ремонтные работы перед 1 сентября?
Владимир, Брест

- Практически вся система образования сегодня готова к началу учебного года. Более 80 процентов учреждений образования сделали капитальный и текущий ремонт, подготовились к началу учебного года и могут принять учащихся, студентов. Паспорт готовности общеобразовательного учреждения, имеющий много позиций, позволяет нам оценить, насколько в учреждениях образования созданы комфортные условия для обучения и воспитания детей. А надо, чтобы в таких учреждениях было комфортно, безопасно, светло, тепло. Дети должны получить качественное питание, медицинское обслуживание и т.д. В каждом районном отделе образования созданы соответствующие комиссии, которые оформляют паспорта готовности учреждений к началу учебного года. Исходя из этих данных, делается вывод о готовности системы образования в целом к началу учебного года. В целом на подготовку системы общего среднего образования к началу учебного года выделено 320 миллиардов рублей, из них 240 миллиардов рублей израсходовано. В этой работе участвуют и шефствующие организации. За каждой школой закреплены шефы, которые оказывают помощь в текущем ремонте, благоустройстве территории, сборке мебели, покраске и т.д. Такая работа проводится каждый год. Участвуют родители. Принудительного сбора денег нет. Работают попечительские советы, которые организовывают работу, если считают нужным оказать помощь школе. Министерство образования постоянно проводит работу с местными органами власти, которая направлена на недопущение сбора денег с родителей на подготовку учреждений образования к началу учебного года. Я уверен, что все учреждения образования будут качественно подготовлены к 1 сентября.

Казимир Степанович, мой ребенок ходит в спортивную секцию. Обязательно ли ему посещать спортивные мероприятия по субботам, которые проводятся в школе? Ведь он спортом и так занимается достаточно много...
Александр, Минск

- Нет. Не обязательно. Шестой школьный день предназначен для проведения с учащимися спортивно-массовых, физкультурно-оздоровительных, иных воспитательных меропритятий, организации трудового обучения, в том числе учебных занятий в УПК. Учащиеся посещают общеобразовательные учреждения в шестой школьный день по желанию.В шестой школьный день важно, чтобы в школе были дети, которым некомфортно дома, которые социально не защищены, а также для учащихся 9-11-ых классов в этот день могут быть организованы факультативные занятия, позволяющие проявить себя в изучении отдельных учебных предметов. И самое главное, чтобы в шестой школьный день в школе были не только учителя и дети, но и родители и каждый из них мог найти занятие по душе.

Казимир Степанович, за последние годы столько было нововведений… Скажите, будут ли какие-то изменения в учебных планах и программах в этом году? Что ждать нам, учителям, и родителям?
Наталья Олеговна, педагог с 20-летним, Гродно

- Учебные планы и программы утверждены, и в ближайшие 5 лет изменения в них не планируются.

Добрый день, Казимир Степанович! На какие специальности в последние несколько лет наблюдается повышенный спрос, а какие, наоборот, "не котируются" у абитуриентов?
Без подписи, Не указано

- Все то, что связано с информационными технологиями, с инноватикой, с нанотехнологиями - это все перспективно, это все находит отражение в наших государственных программах инновационного развития республики, поэтому это все востребовано. И особенно инженерные, технические специальности, все то, что связано с атомной, ядерной энергетикой, это все перспективно. Конечно, проблематично найти сегодня работу юристам, экономистам и т.д. Вот этот блок специальностей, можем сказать, не совсем перспективен для молодых людей, хотя нужны специалисты, и плановая подготовка будет осуществляться, но самые высокие конкурсные баллы - это нанотехнологии и информационные технологии.

Здравствуйте, Казимир Степанович! В прошлом году в столичном микрорайоне Брилевичи открылась новая школа №25 (пока одна на весь район), в которую и ходит мой ребенок. В конце учебного года представители администрации СШ №25 сообщили, что с открытием в районе еще одной школы половину детей, относящихся к ней по всеобучу, переведут туда, независимо от их желания. Правомерно ли это? Дело в том, что по всеобучу мы будем относиться к строящейся школе, но третий раз менять учебное заведение для ребенка не хотелось бы. Спасибо.
Елена, г. Минск, Брилевичи

- Здесь, конечно, надо разбираться. За каждым учреждением образования закреплен определенный микрорайон, и местные органы власти должны принимать решение. Конечно, менять третий раз учреждение образования, может, и нецелесообразно. Здесь принцип добровольности должен работать в полной мере.

Обязательно ли заводить тетради для контрольных работ по английскому языку, если учитель разрабатывает контрольную и печатает её на листе А4, где ученикам разрешает писать?
Татьяна, Минск

- Количество и назначение тетрадей, периодичность проверки определены нормативной базой Министерства образования, которой все педагоги должны владеть.

Можно ли поступить на заочную форму обучения после школы? И какие документы для этого требуются?
Анна, Минск

- Можно. Список документов тот же, что и при поступлении на дневную форму обучения в высшие учебные заведения.

Уважаемый Казимир Степанович! Будет ли в 2010-2011 учебном году учитываться балл аттестата при поступлении в высшие учебные заведения? Спасибо.
Игорь, Гродненская обл., Лидский р-н, д. Гончары

- Безусловно. По приему в высшие, средние специальные заведения ничего меняться в ближайшее время не будет.

Почему ученики имеют возможность участвовать в олимпиаде только по одному предмету, имея и возможность, и желание участвовать в нескольких? Почему все олимпиады проводятся в один и тот же день?
Екатерина, Минск

- Вообще все олимпиады проводятся в 4 этапа. Первый этап – на уровне школы, второй – на уровне района, третий – области (г. Минска) и, четвертый - республиканский. Самое главное в олимпиадном движении - выявить наиболее талантливых, знающих, подготовленных, продвинутых, умеющих логически мыслить, развитых и творческих детей. Это особые дети, их небольшое количество. Белорусские школьники привозят победы с международных олимпиад. В этом учебном году будет проводиться экспериментальная работа по возможному участию школьников в нескольких олимпиадах. Если эксперимент оправдает себя, то перейдем на эту систему. Но надо быть уникальным человеком, чтобы победить по нескольким учебным предметам.

Уважаемый Казимир Степанович! В связи с введением с 1 сентября новых правил белорусской орфографии будут ли переизданы учебники по бел.языку и успеет ли наша промышленность это сделать, или мы будем учиться по старым учебникам?
Маруся, Не указано

- Нет необходимости переиздавать все учебники к 1 сентября. Уже год назад мы, печатая новые учебники, учитывали новые правила орфографии и пунктуации. Поэтому все будет делаться планово. А одномоментно переиздать все учебники и невозможно, и нет такой необходимости.

Казімір Сцяпанавіч! Як вядома, з 1 верасня ўступаюць у дзеянне новыя правілы бел. арфаграфіі. І вучні, у прыватнасці, выпускных класаў, якія вывучалі ранейшыя правілы на працягу некалькіх гадоў, вымушаны будуць перавучваць гэтыя правілы ўсяго за адзін год. Як Вы лічыце, ці не зменшыцца ў сувязі з гэтым колькасць ахвочых здаваць экзамен па роднай мове (якую наша моладзь, на жаль, і так ведае не вельмі добра) і ці аб'ектыўна будзе ацэньвацца падчас цэнтралізаванага тэсціравання веданне беларускай мовы? Дзякуй.
Беларуска, Беларусь

- Для качественной организации процесса обучения белорусскому языку после введения в действие Закона Республики Беларусь "Аб правілах беларускай арфаграфіі і пунктуацыі" Министерством образования определен пераходный период, продолжительность которого состовляет 3 года (с 1 сентября 2010 г. по 31 августа 2013 г.), разработаны учебно-методические комплексы (учебная программа, дидактические материалы, методические рекомендации) для проведения факультативных занятий по белорусскому языку в переходный период "Вывучаем беларускі правапіс" для учеников V-IX классов и "Практыкум па арфаграфіі беларускай мовы" для учеников Х-ХІ классов. Факультативные занятия помогут учащимся усвоить те изменения, которые произощли в белорусской орфографии, и приобрести практыческие навыки правильного письма. В переходный период при проверке обущающих, контрольных, экзаменационных работ ошибки в написании слов, соответствующие правилам орфографии 1959 года, учитель исправляет, но при выставлении оценки не учитывает. В переходный период при проведении централизованного тестирования по белорусскому языку с тестовых заданий будут исключены те позиции, которые касаются изменений в правописании.

Меня интересует, что будет с н.ш.№29. В текущем году ее перевели в среднюю школу №54. Школа перегружена. По ул.Маяковского и прилегающим улицам и переукам всего три школы - н.ш №29, с.ш.№54, с.ш.№55. Микрорайон застраивают, а школы не строяться, наооборот закрываются. Никто ничего нам объснить не может. Помогите разобраться.
Елена, г.Минск

- Я думаю, что мы обязательно разберемся, какие решения принял Мингорисполком. Как мне известно, данная школа закрывается только на капитальный ремонт, после которого будет снова функционировать. Надо изучить ситуацию. Эту школу я обязательно возьму на контроль.

Почему при распределении общежития в категорию льготников не входят дети, потерявшие кормильца? Моя мать - воспитатель ГПД в школе, имеющая на иждевении несовершеннолетнюю дочь-школьницу.
Анастасия, Мстиславль Могилевская область

- Если это высшее учебное заведение, то каждое учреждение высшего образования имеет свой порядок, утвержденный ректором, и там определены категории льготников. Безусловно, учитывать надо, но на сегодняшний день где-то более 50 процентов студентов обеспечено общежитием. Строится студенческая деревня, строятся общежития, реконструируются, проводится их капитальный ремонт - многое делается в этом плане.

Качество преподавания. Какие критерии оценки уровня подготовки преподавателями школьников предполагается ввести в "Год качества"? Репетиторство школьными педагогами учеников можно ли расценивать как сознанательное снижение качества изложения материала?
Павел Федорович, г.Минск

- Проблема качества - одна из очень важных проблем. Если говорить в целом о качестве, то это: качество подготовки педагога - раз, качество учебно-методического обеспечения - два, организация образовательного процесса - три, условия, в которых проходит образовательный процесс, педагогическое взаимодействие "ученик-учитель" - четыре. Если все это собрать воедино и учитывать при организации учебного процесса, то можно достичь высокого качества образования.

С 1 сентября вводятся новые правила белорусского языка, как это отразится на его преподавании в школе?
Андрей, Витебск

- Никак не отразится. Преподавание как шло, так и будет идти. Я уже говорил, как будет происходить оценка результатов учебной деятельности. Если ученик допустил какую-то ошибку в написании, конечно, это будет исправляться, но не учитываться при подведении итогов.

Когда закончится реформа школьной программы??
Ася, г минск

- Школьные программы прошли апробацию, широко обсуждались педагогической общественностью, а также прошли экспертизу ВАК, НАН Беларуси, где получили положительную оценку. Порограммы по учебным предметам откорректированы, и внесение изменений не предполагается. Никаких реформ в ближайшее время в системе общего среднего образования не предвидится. Есть поручение главы государства. Так и будет. Школа должна работать стабильно, без всяких реформ.

Уважаемый Казимир Степанович! Что подразумевает под собой "снижение нагрузки учащихся": сокращение преподаваемого материала по предмету (по одному или по всем?) или вовсе отмену некоторых предметов?
Мама ученика, Республика Беларусь

- Под снижением нагрузки имеется в виду повышение качества преподавания, качество педагогического взаимодействия "ученик-учитель". Сокращения количества часов в ближайшие пять лет не предвидится. Учебный план будет стабильным. Именно он определяет количество часов, которое дети изучают предмет. На данный момент он оптимален. Только в случае необходимости будет корректироваться учебный материал.

Экзамен по английскому языку для 11-х классов будет в 2012 году? Будет ли увеличение количества уроков английского в гимназиях с углубленным изучением языка?
Игорь, Минск

- Углубленного изучения языка у нас нет. У нас есть обычный базовый вариант изучения иностранного языка. В 2012/2013 учебном году будет введен четвертый обязательный экзамен по иностранному языку. В настоящее время прорабатывается вопрос введения дополнительного одного часа на изучение иностранного языка.

Скажите пожалуйста, зачем в школах с углубленным изучением предметов было убирать углубление? Почему дети могут изучать английский язык на углубленном уровне только в гимназиях? Почему в общеобразовательных школах классы могут делиться на три группы только при наполняемости 25 человек, а в гимназиях достаточно 20? Не кажется ли вам, что дети поставлены в неравные условия? В нашем районе была всего одна школа с углубленным изучением английского языка, мы ее специально выбирали и, проучив предмет на углубленном уровне 7 лет 5 раз в неделю, сейчас имеем 2 часа на базовом уровне. Программа базовой школы 7-го класса - это то, что наши дети проходили в 3-ем классе. Факультатива 1 раз в неделю недостаточно, да и не все могут подстроится под расписание во второй половине дня. Почему нашим детям не дали возможности доучить предмет на углубленном уровне до конца? Зачем сначала забрали часы по предмету, а потом ввели обязательный экзамен?
Елена, Минск

- Я хотел бы сказать, что не только количество часов определяет уровень знаний по иностранному языку, самое главное - должна быть мотивация к изучению иностранных языков. На сегодняшний день учебный план сформирован таким образом, что наблюдается баланс в изучении предметов естественно-математического и гуманитарного циклов (50/50). Это мировая практика. Факультативные занятия позволяют ученику по желанию осуществить выбор предмета, который будет им изучаться более углубленно. А обязательный экзамен по иностранному языку, как я уже сказал ранее, будет введен в 2012/2013 учебном году.

Проходной балл на отдельные педспециальности в этом году составил чуть более 120, на платное обучение практически на все специальности отсутствовал конкурс. Будущими педагогами стали "тихие троечники". Что ожидает белорусскую школу в свете таких тенденций лет через 10?
И.Семенчук, Гомельская область

- Полагаю, мы этих молодых людей в высшем учебном заведении научим так, чтобы они были хорошими педагогами. А потом через систему повышения квалификации доучим, и я не сомневаюсь, что это будут достойные специалисты.

Здравствуйте Казимир Степанович! Будут ли уроки физической культуры проводиться после основных уроков и небольшого перерыва, как в Америке, или их станет просто больше за счет других предметов? Количество часов английского языка будет увеличено? Спасибо.
Тамара Васильевна, г.Минск

- Количество уроков по физической культуре и здоровью увеличено не будет. У нас помимо уроков по этому предмету есть целый день для занятий физической культурой и спортом - это суббота. Пожалуйста, занимайтесь, организовывайте день футбола, день баскетбола и т.д.

Здравствуйте. Сын закончил три класса в гимназии, где английский язык учили с 1-го класса. С нового учебного года мы переводим его в новую школу, т.к. поменяли место жительства. В школе, к которой относимся, - английский изучают только с 3-го класса, как будет происходить обучение ребенка иностранному языку? Почему нельзя выбирать понравившуюся школу или гимназию, если не относишься к ней по месту жительства, куда обращаться если возникают вопросы связанные с образованием в школе? Заранее спасибо.
Кобранова Ольга, г. Минск

- Если возникает вопрос, связанный со школьным образованием, нужно обращаться в районное (имеется в виду город Минск) управление образования. И я уверен, что все решаемо. По поводу выбора школы... Конурсный отбор учащихся идет в пятые классы, прием в первые классы осуществляется по записи. Если местные органы власти будут исходить только из принципа добровольности, то тогда в одну школу может записаться намного больше детей, чем в другую. Для того, чтобы сохранить баланс, местные органы власти закрепляют жителей микрорайона за конкретным учреждением образования. Поэтому, если ситуация конфликтная, надо обращаться в районное управление образования. Я полагаю, что решение будет найдено.

Здравствуйте. Скажите пожалуйста, положена ли какая-либо денежная помощь, к новому учебному году семье с двумя детьми - школьниками (1-й и 4-й класс), если да - то как можно ее получить?
Наталья, г. Минск

- Вам необходимо обратиться в местные исполнительные и распорядительные органы для решения вашего вопроса.

1. Этим летом из школы ушло много работников, причем не только молодые. Основные причины - низкая з/плата и огромное количество всевозможных отчетов и всякой глупой работы. Каким образом министерство планирует решать эти проблемы. Ведь информация на сайте газеты "Звязда" абсолютная правда... 2. Прошла по ТВ информация о трех часах английского в неделю. Как это будет осуществлено? Теперь о делении на три группы. Есть несоответствие приказу и инструктивному письму. Пусть конкретно укажут сколько учеников должно быть в классе, чтобы класс делился на три группы. На мой взгляд, не надо делить на три группы, или пусть будет деление там, где есть 25 и более учащихся... Спасибо.
Сергей, Гомельская область

- В общеобразовательные учреждения республики в 2010 году направлено 5241 молодых специалистов, выпускников высших и средних специальных учебных заведений.Молодые специалисты приступят к работе 16 августа. По предварительным данным региональных органов управления образованием, все направленные специалисты будут трудоустроены, и общеобразовательные учреждения республики будут обеспечены кадрами в полном объеме. Администрацией учреждений, управлений и отделов образования учебная нагрузка на каждого работника будет рассматриваться в индивидуальном порядке. Учитель должен заниматься своей непосредственной работой – учить детей. Органы управления образованием на местах должны исключить излишнее бумаготворчество.

Здравствуйте, Вас беспокоит молодая семья, которая в этом году попала по распределению в Минский район (проживаем в Витебской области). Скажите, пожалуйста, должны ли нас обеспечить жильем? И если да, то кто конкретно (школа, отдел образования Минского района и т.д.)?
Дмимтрий, г. Лепель

- Директор школы должен позаботиться об обеспечении молодых специалистов жильем. Я полагаю, в Минском районе найдется жилье, чтобы молодые специалисты жили и работали достойно. Здесь нужно конкретно рассматривать ситуацию по предоставлению жилья. Сегодня в сельской местности есть незаселенные дома, молодые специалисты имеют право претендовать на жилье, строящееся в соответствии с реализацией программы Возрождения и развития села. Ежегодно в каждом хозяйстве строят 5 домиков, которые могут выделяться и для работников бюджетной сферы.

Здравствуйте, мы, воспитатели детских садов г.Речица, каждый квартал возим своих воспитанников на оздоровление в санатории Беларуси. Как должны оплачивать нам командировочные дни и выходные за это время?
коллективы рабочих детских садов, г.Речица, Гомельская обл.

- Направление педагогических работников с группами детей в здравницы осуществляется в соответсвии с Указом Президента Республики Беларусь от 28.08. 2006 г. № 542 "О санаторно-курортном лечении и оздоровлении населения" и Положением о порядке обучения и воспитания учащихся и воспитанников, находящихся в санаторно-курортных или оздоровительных организациях. Порядок привлечения педагогических работников для осопровождения групп детей и организации по месту их пребывания учебно-воспитательного процесса также регламентирован Инструкцией о порядке направления педагогических работников учреждений образования в санаторно-курортные или оздоровительные организации, утвержденной постановлением Министерства образования. В соответствии с названной Инструкцией педагогические работники, направляемые с группами детей, в условиях здравницы могут привлекаться к работе по обеспечению учебно-воспитательного процесса до 36 часов в неделю. При этом установлено, что за работу, проведенную этими педагогическими работниками сверх объема нагрузки, оплата производится по месту их основной работы. При зачислении педагогических работников на штатные должности в санаторно-курортных или оздоровительных организациях или привлечении их к выполнению работы сверх установленной продолжительности рабочего времени, оплата труда осуществляется по занимаемым должностям на условиях, определенных договором между педагогическим работником и руководителем санаторно-курортной или оздоровительной организации.

Я разумею, што патрэбна ў наш час вывучаць англійскую мову. А як тады са сваёй роднай - беларускай? 1 г. на тыдзень(10-11 кл). Дзеці не ўмеюць і не могуць гаварыць на роднай мове. А вось англійскую ведаюць лепш за іншыя. "Не пакідайце ж мовы беларускай, каб не ўмёрлі", - гаварыў Ф.Багушэвіч. Напэўна, збудзецца прадказанне, што ў гэтым стагоддзі беларуская мова знікне, як і сам народ, калі не задумаюцца над гэтым пытаннем Прэзідэнт і міністры....
Алена, Вілейка

- Не трэба турбавацца. Беларуская мова не знікне. Баланс захоўваецца, улічаны запатрабаванні бацькоў. Міністэрства адукацыі будзе рабіць ўсё, каб закон "Аб мовах у Рэспубліцы Беларусь" быў рэалізаваны ў поўнай меры.

Уважаемый Казимир Степанович! Почему у Министерства образования такое негативное отношение к методистам отделов образования? Отпуск маленький, зарплата нищенская....Неужели таким отношением мы можем сохранить кадры? Ведь не секрет, что основную нагрузку в отделах образования тянут именно методисты. Люди уходят при первой возможности. Текучесть кадров не волнует Министерство образования? Если эта структура не нужна, может, тогда упразднить ее? Пожалуйста, изложите позицию Министерства по этому вопросу.
Наталия, Витебск

- Методист - это тот человек, который генерирует новые идеи, новые подходы, делает анализ, оказывает методическую помощь нуждающимся в ней педагогам. Это должны быть люди высокой методической культуры. Мы понимаем, что работа, которую проводят методисты в районных методических кабинетах, должным образом не оценивается. Конечно, это одна из проблем, над которой мы работаем.

Ученики в общеобразовательной школе изучали английский язык 4 года по учебникам Magic box (c 1 по 4 класс). Могут ли они за счет факультативных занятий продолжать изучать английский язык в 5 классе по учебнику Magic Tour автора Юхнель Н.В и работать по этим учебникам 3 часа в неделю?
Александр, Минск

- Надо посмотреть, как программа 5-го класса будет увязана с этим учебником. Однозначно ответить сложно, надо эту проблему изучить.

Добрый день! Казимир Степанович, скажите, пожалуйста, что Министерство образования не считает целесообразным оставлять отдельно существующие начальные школы? 7 лет назад, когда старшая дочь шла в школу, такую, №221, закрыли в районе велозавода - это было для нас неприяным сюрпризом. Сейчас, когда в школу пора идти сыну, а мы собираемся перезжать по новому месту жительства в район ул.Маяковского, узнаю, что и там начальную школу, в которую мы с радостью бы отправили ребенка, закрывают... Между тем в районе велозавода здание школы долго стояло в запустении. Сейчас его передали какой-то организации.
Дмитрий, Минск

- В системе общего среднего образования существуют различные типы школ: начальная школа, базовая школа, средняя школа, гимназия, лицей, учебно-педагогические комплексы. Сегодня в республике функционирует 216 начальных школ.По конкретному случаю вопрос будет изучен.

Ув. Казимир Степанович! С одной стороны, говорят о снижении школьной нагрузки, с другой, при поступлении ребенка в вуз многие родители нанимают репетиторов или просят учителей позаниматься дополнительно (естественно, за доп. плату), потому что поступить без такой доп. подготовки даже ученику, который хорошо учится в школе, практически невозможно. Не значит ли это, что объем школьного материала и качество преподавания в наших средних учебных заведениях не соответствует объему и сложности ЦТ?
Завтрашний абитуриент, Не указано

- Скажу так: в Минске много репетиторов, которые создают ажиотаж поступления в вуз. Особенно отдельные репетиторы считают, что они учат достойно детей. Конкретный пример: сегодня по итогам ЦТ по многим предметам в лидерах Гродненская область, не город Минск, где есть очень "крутые" репетиторы, создающие ложные представления, что без них поступить нельзя. Можно. Это подтвердило ЦТ этого года. С каждым годом увеличивается удельный вес первокурсников из сельской местности, которые без репетиторов достойно выдерживают ЦТ. Я хотел бы порекомендовать всем родителям: дети должны усвоить тот минимум, тот объем знаний, который сегодня заложен в учебных программах и предусмотрен учебными планами. Я хочу сказать, что если учитель работает системно и качественно, из урока в урок - не нужны эти репетиторы, они просто мешают.