Онлайн-конференция

Новый вопрос 07.10.2010 11:00:00

Летом покупала турпутевку в Турцию. Турагент сделал мне скидку в 5 процентов, я ему очень благодарна. Но мне интересно, на каком основании и за чей счет наши турфирмы устанавливают скидки: за свой собственный счет или эти скидки заложены туроператором?
Елена, Слуцк

- Увы, приходится констатировать, что наши турагенты часто демпингуют друг с другом и предоставляют скидки за свой счет в аспекте борьбы за клиента. И вообще разбаловали, я бы сказал, в этом отношении клиента, который уже с порога, появившись в турфирме, спрашивает: "А какую скидку вы мне предоставите?", не поинтересовавшись условиями договора. Поэтому та маржа, за которую работают туристические компании в качестве турагента, незначительна. У клиентов часто складывается впечатление, что туризм - это слишком высокодоходная, высокорентабельная деятельность. На самом деле это не так. Кто хорошо знает подводные камни, может сказать, что турфирма предоставляет скидку за свой счет. И потом у нее еще возникает масса проблем, как правильно оформить бухгалтерские проводки на эту скидку, потому что туроператор предоставляет для реализации пакет услуг и дает комиссию. И с этой комиссии предоставляется скидка. Это все за собственный счет турфирмы.

Здравствуйте, скажите, пожалуйста, какие морские страны пользуютс наибольшей популярностью у наших туристов? И в каких из них, на ваш взгляд, наилучшее соотношение цена/качество? Спасибо.
Наталья, Минск

- У наших потребителей среди морских стран традиционно пользуются полярностью побережья Черного и Средиземного моря, наша ближайшая соседка Болгария. В этом году было очень жаркое лето, поэтому идеальными для отдыха были условия в Паланге (Литва). Кто-то шутил, что Паланга вышла на второе место после Турции. Турция традиционно пользуется популярностью ввиду отличного сервиса и соотношения цены и качества. Также популярны экскурсионные туры по Европе с одновременным отдыхом 8-10 дней, например, на море в Испании. Что касается соотношения цены и качества, то оно зависит от многих моментов. Конъюнктура спроса и предложений формируется, исходя из соотношения интереса на данный момент. Хочется дешево и сердито, как говорят туристы. Нужно сесть и провести мониторинг рынка, узнать, кто что предлагает и по какой цене. Иногда туристы выходят напрямую на отели, тогда они берут все риски на себя.

Здравствуйте, скажите, пожалуйста, есть ли возможности у турагентств побывать в тех местах, которые они предлагают посетить туристам? Почему не используется такая практика, для того, чтобы информация была максимально достоверной?
Агния, Минск

- Я не знаю, чем вызван такой вопрос потенциальной туристки. Турагентства чаще всего продают туристические зарубежные отели, побывав там. Ежегодно в начале и в конце сезона у туристических предприятий проводятся рекламные акции (рекламники). Буквально на днях прошло несколько таких акций по Греции. Поэтому те туристические компании и профессионалы-менеджеры, которые собираются продавать данные отели, чаще всего видят их своими глазами, а потом предлагают. Но иногда продают и по каталогам, не побывав там. Тогда туристу нужно быть особенно внимательным, попытаться самостоятельно раздобыть дополнительную информацию.

Добрый день. Скажите, пожалуйста, почему в курортных отелях заселение не раньше, а выселение не позже 12? Чем это обусловлено? Почему тогда, зная эти правила, туроператоры привозят туристов намного раньше этого времени и увозят позже? Особенно, если транспорт - автобус.
Грегори, Не указано

- Туристическое обеспечение потребителя весьма сложное. Мы видим это все в поверхностном варианте: нас должны во столько-то привезти, во столько-то увезти. Когда менеджер турфирмы планирует организацию поездки, он должен держать в уме множество факторов. Это может быть изменение времени вылета чартерного рейса, (иногда погодные условия вмешиваются). С этими претензиями в конечном итоге турист приходит к туроператору или турагенту, который реализовал данный тур. Согласно законодательству, даже туристическое агентство несет ответственность перед потребителем, хотя оно работает по договору комиссий с туроператором. Я бы просто назвал авантюризмом, твердо обещать туристу, что он прибудет точно в такое-то время. Поэтому указываются либо послеобеденные, либо утренние часы. Здесь нет такого большого греха, потому что это не зависит от турфирмы, чаще всего, туристическая фирма - это посредник, который оказывает туристу услуги, собирая их в единый пакет. А что касается заселения-выселения, это регламентируется правилами отеля. Считать сутки с 12.00 - это международная практика.

Скажите, пожалуйста, раннее бронирование, где 30% скидка, как это работает? Действительно, ли дешевле? И за счет чего дешевле?
Витал, Не указано

- С 27 по 30 октября состоится туристическая выставка "Турбизнес-2010". На этой выставке в отличие от ярмарки, которая бывает у нас в апреле месяце, прямой реализации туров не происходит. Но турист, посещая ее, может познакомиться с работой туристических компаний (сейчас активно идет подготовка к продаже зимних туров), забронировать его себе предварительно и действительно получает в этом случае скидку. Но размер скидки -это чаще всего политика туристической компании. Это норма рынка. Вы раньше оплачиваете услугу. При этом вы должны тщательно просмотреть, что покупаете дешево, т.к. у нас в этом сезоне были скандальные случаи, когда туристическая компания собрала средства в начале сезона, а в конце сезона исчезла с деньгами потребителей. Вы должны тщательно интересоваться, чем вызвана дешевизна. Подозрительная дешевизна в начале сезона может быть вызвана захватом рынка. Если же этим занимается маленькая фирма, то подобное должно насторожить.

Часто обращаюсь к турагентствам в летний период. И ни разу за несколько лет ни один из работников агентства при обещании перезвонить мне при получении более достоверной информации об интересующем меня отдыхе, не сдержал своего слова. Это отсутствие борьбы за клиента или недобросовестность?
Виталий, Минск

- К сожалению, здесь не приводятся названия турагентств. Проработав 7 лет в Министерстве спорта и туризма и сейчас работая в Республиканском союзе туристических организаций, знаю много компаний, получивших лицензии, однако в их работе присутствует недобросовестность и непрофессионализм. Сегодня на рынке насчитывается более тысячи турорганизаций, в этом году пришли молодые компании, которые зачастую формально получая лицензию на оказание туруслуг, не имеют понятия, как их профессионально оказывать. Не секрет, что люди, окончившие вуз по специальности "менеджер туризма", не выпускаются как специалисты под ключ. Даже у человека, получившего хорошее образование, нет опыта работы на рынке. Поэтому непрофессионализм чаще всего встречается у молодых компаний. Опытные туркомпании себе такого не позволяют. Сегодня слишком большая конкуренция, идет борьба за клиента.

Здравствуйте, в каких странах побывали Вы сами и где больше всего понравилось?
Олег, Не указано

- Побывал в странах Европы, Америки. Всегда хотел побывать в Америке, меня очень интересовали люди, живущие там. Всегда интересна жизнь других народов. В этом отношении хороши экскурсионные туры. В 2003 году я побывал в экскурсионном туре по Европе. Мы проехали через Польшу, Германию, Италию, с 10-дневным отдыхом на море в Испании. Далее - возвращение через Голландию. Такие туры дают возможность иметь общее представление о странах, определить ваш личный взгляд и симпатии. А в последующем вы можете поехать в ту или иную понравившуюся вам страну отдохнуть на больший срок. Особой популярностью пользуется Чехия в любое время года. Я не коммерческий директор туркомпании, поэтому не так часто выезжаю за границу.

Отдыхала давече в Несвиже со своим молодым человеком. На наше удивление в столь историческом месте, которое призвано привлечь иностранцев, имеется лишь одна гостиница. Номер люкс нам обошелся в 160 тысяч. Не буду описывать всю ту убогость, которую мы увидели там (сервис, условия проживания, все в ковычках), скажу лишь одно – о каком въездном туризме можно говорить, если у нас за такое убожество требуют такие деньги! Кто к нам поедет???
Екатерина, Минск

- Я полностью согласен и солидарен и с вопросом, и с мотивом, высказанным здесь в отношении нашего сервиса. К 2014 году планируется строительство порядка 14 гостиниц. Это будет связано с чемпионатом мира по хоккею, который пройдет в Минске. Мы надеемся, что строительство такого количества гостиниц (они будут, в основном, трехзвездочные, в которых путешественник нашей страны испытывает наибольшую потребность), удовлетворит спрос. Что касается сервиса в данном месте, то помимо того, что цена высокая, там еще нельзя разместить весь автобус, а только половину. В этом отношении нужно прокомментировать, что Министерство спорта и туризма постоянно поднимает эту проблему, актуализирует его. Но пока мы стоим на одном месте в этом вопросе. Пару дней назад мы вернулись из Пинска. Прекрасный город, большие туристские тракции. Нам прекрасно показали объезд культового города в течение часа. Но на следующий день мы спустились в кафе гостиницы (среди нас были представители Германии, Италии, Чехии, Словении), чтобы попить кофе. В 7 утра на всех столах стояли таблички "зарезервировано". Иностранцы пошутили: "К вам что, сейчас рота или взвод придет пить кофе или завтракать одновременно?", - встали и ушли. Сервис остается самой болезненной точкой нашего туристического имиджа. Конечно, нам трудно ожидать больших потоков туристов без изменений в сервисе.

Валентин Викторович, скажите, если я по субъективным обстоятельствам не смогу поехать по путевке, которую уже приобрел в агентстве, сколько я потеряю на возврате, и что выплатит мне турфирма?
Анатолий , Минск

- В соответствии с законом "О защите прав потребителей" и законом "О туризме", Гражданским кодексом в общем-то у нас защита туриста по сравнению с защитой туристической компании может быть проведена на 200 процентов. Поэтому на Ваш вопрос однозначный ответ следующий: в случае отказа от поездки по уважительным причинам или если турист передумал ехать, в этом случае туристическая компания обязана ему вернуть все денежные средства, которые он заплатил, за исключением тех, которые туристическая компания потратила на предварительную организацию его поездки. Это, возможно, телефонные переговоры, бронирование отеля или бронирование услуг, различные консультации, которые включены в калькуляцию и документально подтверждены. Ведущий: - То есть взнос за туруслуги тоже не возвращается? Цехмейстер: - Часто туристические агенты работают в очень жестких условиях туроператора. И очень тяжело возвратить деньги за проданный авиабилет, а еще сложнее за проданный отель, потому что после бронировки необходимо практически сразу перечислить деньги туроператору. Но наши турагенты, которые давно работают на рынке с зарубежным партнером, стараются находить точки соприкосновения в защите интересов туриста. Даже иногда в ущерб себе они возвращают деньги, но за исключением понесенных издержек.

Уважаемые господа! Дайте, пожалуйста, четкую информацию о том, что такое туристический сбор, кто устанавливает его размер? Наши турфирмы покупают туры у крупных российских туроператоров за определенную комиссию. Имеют ли они право устанавливать какой-то сбор с клиента? Ведь тур полностью сформирован туроператором, а они только продают его!
Влад, Не указано

- Если говорить о работе по посредническим договорам - это договор агентский, либо комиссий, либо договор возмездного оказания услуги. Агентского договора как такового у нас нет в заканадательстве. Его представляет российская сторона, и наши туроператоры-агенты его чаще используют в смешенном варианте. Что-то берут из одной формы, из другой - получается такой юридический салат. Тем не менее, турагент продает сформированный пакет (он должен продать его по той цене, по которой его попросил туроператор). Он работает за определенную маржу. Это и составляет его доход - процент, который платит ему оператор, в данном случае, российский. Но иногда туркомпании оказывают услуги по консультации клиента. В этом случае речь идет не о туристическом сборе (термин не совсем адекватный, ясный). Если клиент попросил проконсультировать или оказать услуги, тогда берется оплата туристической услуги данного агента. На эту услугу выдается кассовый чек. Все должно быть ясно и прозрачно.

До сих пор возмущен тем, что творится в наших гостиницах! Из США приезжал мой знакомый, остановился в столичной гостинице, заплатил на номер раза в три дороже, чем заплатил бы я, гражданин Беларуси. При этом никаких дополнительных услуг ему оказано не было. Что за несправедливость!
Андрей Рунц, Минск

- Здесь не указано, как давно приезжал этот гражданин. Действительно, до недавнего времени в нашей стране было три уровня цен. Это цены для граждан, приезжающих к нам из СНГ, цены для граждан Беларуси и цены для дальнего зарубежья. Это был нонсенс. Министерство спорта и Республиканский союз туристических организаций неоднократно возвращались к этому вопросу и на сегодня мы можем видеть в прайсах отелей Беларуси преждние три графы,но цена в них уже одна. Платить за одинаковое количество услуг разные деньги - это нонсенс. Дороже может быть только большее количество предоставляемых отелем услуг. Ведущий: - А какую единую цену оставили? Цехмейстер: - Я так думаю, что в связи с оплатой в белорусских рублях, стараются установить максимальную цену, потому что страхуются от инфляции. Цены у нас и так не маленькие. Это больной вопрос для нашего туристического сервиса. Комментировать тут тяжело. Остается ждать появления новых гостиниц и роста конкуренции.

Валентин, если ли у Вас любимые места в Беларуси, которые Вы рекомендовали бы посмотреть и белорусскому, и иностранному туристу?
Егор, Полоцк

- Да. Это хороший патриотичный вопрос. Мы свою Беларусь часто не знаем досконально. В Беларуси есть что посмотреть. Мы не страна замков, в отличие от Чехии. Но вот наша природа, ментальность народа, гостеприимство, наши дороги, неплохие в сравнении с теми же российскими направлениями поездок, они привлекают как иностранного туриста, который немногочисленный пока, так и человека, живущего в Беларуси и любящего Беларусь. "Каб любіць Беларусь нашу родную, трэба ў розных краях пабываць" – правильно поется в песне. Но назвать любимое место?.. Все зависит от состояния души, настроения. Но у нас есть, куда поехать, есть, на что посмотреть. Возрастает интерес к экскурсионнному туризму. Появились и турфирмы, и хорошие автобусные туры. В некоторых местах организовывают отличные лодочные походы, походы на лошадях, велотуры. Другое дело, что нужно еще организовать сервис на этих маршрутах.

Разъясните, пожалуйста, что такое горящие путевки? Кто-то из моих знакомых сказал, что это сэконд хэнд, который сбрасывает нам Россия, если там их никто не купил. Так ли это? Спасибо.
Светлана, Гомель

- Сервис "горящая путевка" предполагает, что клиент сидит на чемодане, у него все собрано, и он готов выехать в любую минуту. Бывали парадоксальные случаи, когда за 50-100 долларов можно было слетать из Москвы в Лондон и обратно. Пропадают места на борту самолета, и турфирмы, чтобы хоть какую-то кроху из потерянного возместить, идут на такой шаг. Например, вчера я видел несколько вариантов. Турция на одного человека в трех- или четырехзвездочном отеле не более 400 долларов на человека. Отдохнуть за эти деньги при их сервисе - очень выгодно! Это мировая практика. "Горящие туры" действительно дешевле, но, приобретая их, вы покупаете кота в мешке, к ним нельзя применять такие требования как к обычным турам. Вы получаете "горящие туры" в горячем порядке и также можете потом гореть, иногда синим пламенем. Но бывает, туристы много лет работают с одной фирмой и могут рассчитывать на скидку даже, если это не горящая путевка.

Слышал, что если заказать и купить турпутевку за полгода, то она обойдется чуть ли не в два раза дешевле. Но, говорят, что от нее нельзя будет отказаться. Действительно ли это так? Спасибо!
Сергей, Витебск

- Я уже говорил, что на стороне потребителя закон о защите прав потребителей, поэтому мотивированный отказ по уважительной причине должен быть удовлетворен. Туристу возвращается вся сумма денег, за исключением понесенных турфирмой документально доказанных расходов на организацию данной поездки. Но раннее бронирование, как мы уже говорили, дает человеку шанс. Приобретая авиабилет в Израиль или в Америку за полгода или раньше, вы можете приобрести его за 400 или 500 долларов в некоторых случаях, а если вы берете его в ситуации, когда вам надо сегодня на сегодня, то тогда перелет из Кливленда в Нью-Йорк может стоить 600 долларов (был у моего знакомого такой случай). Вариант покупки за полгода действительно обойдется дешевле. Насколько дешевле - сказать сложно, но это анонс профессионального предложения на рынке. Это норма. Конечно, это имеет место быть.

Новые правила для турфирм - в чем новизна и преимущество для туристов и туристических организаций?
Василий, Орша

- Повторяться не будем. Закон и типовой договор - главные новшества.

Если выбрали номер гостиницы по картинкам в интернете, приехали а номера хуже, как и кто должен давать компенсацию?
Катя, Не указано

- При покупке тура, независимо от того, как он был вам продан, вы должны подробнейшим образом оговорить в договоре свой интерес. Со вчерашнего дня, с шестого октября 2010 года, в полную силу вступил закон РБ о туризме. В соответствии с этим законом, в силу вступил ряд нормативных документов. Для туриста, в первую очередь, важен типовой договор об оказании туристических услуг. Типовой договор принят постановлением Совета Министров. За десятилетний период все привыкли к понятию ваучер. Этот термин на слуху у туристов, и теперь турфирмам нужно будет объяснять, что ваучера больше нет. Здесь нужно говорить об облегчении работы туристических компаний, которым не нужно будет заключать с туристом ваучер-договор, этакий гибрид: с одной стороны - это ваучер, чек, с другой - договор. Необходимость заполнять этот многостраничный документ ограничивала возможность непосредственного общения менеджера турфирмы с клиентом. Сегодня туристу нужно указать свои интересы в получении сервиса в этом договоре. Договор типовой, но он не запрещает вам вносить все ваше пожелания и уже заключать этот договор, как достигнутое соглашение по волеизъявлению сторон в получении сервиса. Если вы хотите, чтобы у вас был вид на море из окон вашего отеля, то вы должны обговорить этот момент, потому что в противном случае, вы не сможете получить компенсацию. Когда вернетесь, вам скажут: "Ну, не получилось в этот раз. Так вот сложились обстоятельства". Поэтому тщательнее нужно оформлять свои притязания в договоре, в деталях, не стесняясь. Тогда вам будет легче найти взаимопонимание с турфирмой и избавить себя от лишних забот в получении сервиса на отдыхе.

Скажите, когда подешевеет въездные визы для иностранцев? И будет ли может когда-либо выдаваться виза прямо в аэропорту за 20 долларов как в Турции или Египте?
Агния, Минск

- Да. Республиканский союз туристических организаций уже на протяжении нескольких лет возводит этот вопрос во главу той политики, которая может обеспечить нам рост въездного туризма. Недавно прозвучало предложение МИДа вводить электронные визы, визы с оформлением прямо на границе. Это мы можем только приветствовать. Мы отлично понимаем политику нашего МИДа в отношении принципа взаимности (стоимость нашей визы равна стоимости визы для наших граждан), но неоднократно выступали и выступаем за то, что необходимо немножко отойти от этого принципа. Нас изолировали и сделали в какой-то мере изгоями в Европе, установив стоимость шенгенской визы в размере 60 евро, когда те же россияне платят за нее 30. Это дискриминационное решение уже года два обсуждается в Европе. С другой стороны, иногда мы лукавим, когда говорим о чистом принципе взаимности. К примеру, виза Израиля стоит для нашего туриста, если мне не изменяет память, стоит 24 доллара, а мы оформляем нашу за 60 евро. Да, есть скидки для групповых туров. Но мы живем в мире коммуникаций и больших миграции населения по всему земному шару и поэтому должны учитывать тот фактор, что человек начал пользоваться в массе своей индивидуальными поездками и турами. Автомобиль позволяет человеку путешествовать самому. В рамках Европы - это норма. В Шенгене - вообще сказка. Мы заинтересованы, чтобы к нам ехали. Часто повторяя, что Беларусь находится в центре Европы, мы не можем реализовать это на практике, не имеем никаких дополнительных инвестиций за счет приезда иностранных туристов. Здесь снижение стоимости визы и снятие бюрократических препон при оформлении на границах, в аэропорту дало бы положительный результат. Недаром говорят, что человек, один раз увидевший своими глазами - это самая лучшая реклама для продвижения страны.

Уважаемый Валентин Викторович! Возможно вопрос не по адресу, но все же надеюсь получить ответ. У меня по постановлению суда запрещен выезд на пределы РБ. Хочу поехать в путешествие в западную Европу. Говорят, что проблем не будет, если я поеду через Россию или Украину.
Без подписи, Не указано

- Вопрос, правда, совсем не по адресу, он курируется Департаментом по миграции. С Россией у нас открытая граница. Пожалуйста, пускай въезжает и выезжает через нее, но если только его не разыскивают, и он не давал подписку о невыезде. В этом случае наступает уже уголовная ответственность. Он рискует. Нужно всегда просчитывать последствия.

Слышал, что с середины октября отменят туристические ваучеры и будет единый договор. Что это изменит для турфирм и для клиента в частности?
Андрей, студент, Могилев

- Да, действительно, с 6 октября отменен туристический ваучер, вместо него введен типовой договор, утвержденный постановлением Совета Министров. Через несколько дней он появится в нормативной базе. Этот типовой договор уже вывешен на портале tio.by , на портале Министерства спорта и туризма. Активно обсуждается введение типового договора и финансовой квитанции на экскурсионную организацию поездки. Экскурсии теперь не являются туром и осуществляются в рамках оформления Вам финансовой квитанции. Что касается организации тура, то Вы оформляете типовой договор, в котором можете прописать все ваши благие намерения и пожелания по организации поездки, не противоречащие законодательству. Потому что стороны могут договориться, прийти к согласию, но в конечном итоге, если это противоречит законодательству, данный договор будет признан не имеющим юридической силы.

Добрый день! Где бы вы порекомендовали провести зимний отпуск?
Без подписи, Не указано

- Наверное, это дело вкуса и финансовых возможностей. Здесь совет дать очень тяжело, потому что на вкус и цвет товарища нет. Большинство туристов у нас предпочитали и предпочитают поехать покататься на лыжах или провести зимний отдых в европейских странах, где природа гарантирует погодные условия. Наши туристы - люди среднего достатка - едут в Польшу, Чехию, более состоятельные отправляются в Италию, Австрию, Турцию, в горы. У нас в Беларуси зимняя погода весьма капризна. Снег может выпасть, но тут же его съест туман и сырость. Хотя те же искусственные горы в районе Логойщины, в Силичах привлекают большое количество россиян, которые к нам приезжают зимой.

Валентин Викторович! Меня интересует, кто в ответе за мой испорченный отдых в Египте (в частности речь идет об условиях проживания и питании): египетская сторона или турфирма, которая меня отправляла?
Ольга, Минская обл.

- В соответствии с законом "О защите прав потребителей", законом "О туризме", где прямо сказано: туроператор или туристическое агентство, организовавшее тур, несут ответственность за предоставляемый сервис, независимо от того, работают ли они по прямым договорам или работают по договорам комиссий, поэтому все Ваши претензии Вы должны предъявить для начала в ту туристическую компанию, которая продавала тур. В консолидированном варианте по регрессивному иску туристическое агентство может предъявить претензии своему туроператору. Но Ваша задача обратиться в ту фирму, где Вы приобретали путевку и получить соответствующую компенсацию.

Правда ли что иммиграционная карточка, которую заполняет иностранец, только на руссоком и им приходится пользоваться услугами переводчиков?
Без подписи, Не указано

- Это, наверное, вопрос к Департаменту по гражданству и миграции.

Здравствуйте, каково ваше мнение о системе "Все включено"? Как по-Вашему, это выгодно или нет?
Лора, Не указано

- По-моему, это выгодно и получило широкое распространение. Часто потребитель обращается и интересуется: все включено? При этом есть один маленький момент: если "все включено", в этом случае напитки предоставляются только отечественные, когда "супер все включено" - иностранного производства.

Мы оформляли шенген через туристическую фирму, однако другими услугами не пользовались (туры, гостинницы, маршруты и т.д. мы искали сами), и заплатили за услуги фирмы 70 000 рублей плюс 130 евро за шенген. Скажите, имела ли фирма взимать с нас такую сумму?
Анастасия, Минск

- Сегодня шенгенская тиристическая виза стоит 60 евро. В Грецию, по-моему, 80 евро. 70 тысяч рублей – это услуга туристической компании, которая берется оформить вам бланк визы, проконсультировать. Сегодня обязательно личное присутствие туриста в большинстве посольств. Предварительная организация визовой поддержки, как это называется в туризме - это даже не туристическая услуга. Это может сделать любая фирма или организация, у которой есть такие возможности. У вас может быть с ними устная договоренность или официальный договор возмезного оказания услуги. Здесь нужно точно знать, какая фирма с вас взяла деньги. Если было бы указано название фирмы, я как-то мог бы коментировать.

Добрый день! Подскажите, пожалуйста, как НЕ столкнутся с липовым турагентством? Я думала, что у нас все агентства официальные, но ведь летом была история с туристами в Турции, где их обманула фирма-банкрот.
Вера, Минск

- Исчезновение туристических компаний с деньгами клиентов - такое явление пришло в Беларусь недавно. До сих пор мы были достаточно спокойным регионом в этом отношении. Наверное, многие думали, что так и будет продолжаться. В России такие случаи происходили неоднократно. Вот и у нас появились "первый ласточки" - турист насторожился и хочет понять, с чем это связано. Я думаю, государство не оставит туризм без внимания. Слишком это рисковый вид деятельности. И в соответствии с постановлением Совета Министров от 2003 года туристическая деятельность внесена в список деятельности с повышенным предпринимательским риском. Поэтому туристу рекомендую тщательно прорабатывать договор, проводить информационную разведку, интересоваться, сколько лет на рынке данная турфирма. В соответствии с законом "О защите прав потребителей" можно позвонить в Министерство спорта и туризма. У туриста много возможностей навести справки. Если он приходит в компанию, давно работающую на рынке, в офисе видит лицензии, грамоты и гранты - это гарантия качества предоставляемых услуг. Обратившись к новичкам, он, конечно, рискует, даже получая скидку.

Здравствуйте! Летом ездила на море, купила путевку в агентстве, в определенный отель. Когда приехала в отель - сказали, мест в этот день нет и не предвидится, поселили на сутки в другой. Скажите, пожалуйста, как это возмножно - ведь была бронь?!
Наташа, Минск

- Да, в туризме, это возможно. Если наблюдается переполнение, то отель может даже перепродать номера (бывали такие случаи недобросовестной деятельности). Виноват в этом случае отель. Но турист предъявляет претензии к туристической компании. В договоре, который заключается с туристом, прямо указано в обязанностях исполнителя, что в таком случае туристическая компания оставляет за собой возможность предоставить туристу другой отель с услугами не хуже. Более того, в новом типовом договоре оговорены условия, что туристу предоставлена возможность выбора. Поэтому, у него есть возможность либо перезаключить договор, либо по возвращении получить компенсацию от туристической компании, либо по суду. Но в последнем случае он должен будет представить веские доказательства невыполнения условий договора.

Каковы цели и задачи Белорусского республиканского союза туристических организаций?
Татьяна, Могилев

- На нашем сайте www.toursoyuz.by. можно ознакомиться с уставом, целями и задачами Союза. К основным я отношу - лоббирование и защиту интересов развития туризма в нашей стране, отстаивание профессиональных интересов и консолидация туристической деятельности. Под этим понимается деятельность туристических компаний в первую очередь. На сегодня Союз объединяет 30 туристических компаний, среди них - самые авторитетные и ведущие. Молодые компании, которые выходят на рынок, тоже присоединяются. Часто нам звонят и интересуются, как можно получить информацию о профессиональной состоятельности той или иной компании. Это нормально. В свете принятия нового типового договора и закона о туризме, особенно в условиях отмены лицензирования. Такие организации, как туристические союзы могут осуществлять допуск на рынок профессионалов. Наряду с уже названными целями сегодня мы активно лоббируем интересы въездного туризма, изменения визовой политики, снятие бюрократических препонов. Ну и международная деятельность. Уже несколько лет Республиканский союз туристических организаций сотрудничает с Европейской комиссией в Брюсселе. Председатель Союза выезжал на встречу в Брюссель, где оговаривались вопросы визовой политики по отношению к Беларуси. В последние годы у нас заключены договоры с Болгарией, Литвой, трехсторонний договор с Украиной и Россией, меморандум с Ираном. Международная деятельность позволяет консолидировано решать вопросы туризма с нашими партнерами в разных странах. Это позволяет Союзу участвовать в международных выставках. Только что мы вернулись из Москвы. В скором времени подобная выставка пройдет в Познани. Подробно о деятельность РСТО вы можете ознакомиться на сайте.

Есть ли в Беларуси хоть один самостоятельный тур-оператор, а не перепродадающий туры московских операторов?
Виктор, Минск

- Вопрос сложный. Когда в наше законодательство ввели понятия туроператоров и турагентов, это было условное разделение. В мире существуют предприятия по оказанию туристических услуг, когда я, как потребитель, обращаюсь к ним, меня не интересует, кто это - туропрератор или турагент. Я прошу оказать мне услуги и смотрю, насколько профессионально работает это предприятие, какой договор оно заключает со мной. Если оно заключает со мной прямой договор, в котором указывает, что я поеду в страну, где находится отель, в котором выкуплены на сезон места, поеду с перевозчиком, у которого также выкуплены места, то можно говорить, что этот пакет сформирован действительно туроператором, и он несет за него ответственность и гарантирует мне предоставление услуг. У нас же разделение на туроператоров и турагентов привело к тому, что наши национальные туроператоры в выездном варианте работают по агентстким договорам комиссии и являются посредниками, поэтому не всегда могут гарантировать предоставление услуг, которые продают, именно потому, что они посредники. Например, человек приехал в страну, и ему не предоставили отель нужный. Кто виноват? Вины турфирмы тут нет, но она потребителю обязана компенсировать непредоставленные услуги. Если мы говорим о въездном и внутреннем туризме, то тут нет вопросов, а в международном туризме существуют большие риски. Сейчас говорят о введении финансовых гарантий. Они должны появиться до конца этого года в связи с отсутствием лицензирования. Конечно, эти финансовые гарантии к полной защите туриста не приведут, потому что путешественник свои риски должен страховать сам, есть даже такой вид страхование "от невыезда" (если по каким-то причинам не открыли визу). Немногие пока еще пользуются этой услугой, но она существует. Можно страховать и другие риски, например, риск непредставления отеля.