Онлайн-конференция

Новый вопрос 16.09.2010 11:00:00

Вы начинали Вашу карьеру фотографа при помощи любительской камеры?
Геннадий, Брест

- Самое начало не с любительской камерой, а когда я был маленький – меня папа всегда возил с собой в археологические экспедиции, потому что он – археолог. Там и открываются все памятники старины. Очень важной частью работы было фиксирование того, что они открывали. Всегда были возле меня нормальные большие камеры, и папа разрешал с ними играть. Такими были мои первые шаги. Позже, когда я учился в школе, я несколько лет ходил в кружок кинематографии и фотографии. Там мы тоже работали с нормальной техникой, снимали кино 8 мм, 16 мм и широкоформатные камеры использовали, сами проявляли, сами делали снимки и монтировали пленки. Так что первые шаги были не с любительской, а с профессиональной техникой и даже очень серьезной техникой. Потом, правда, этот мой интерес попал, и несколько лет я занимался другими вещами, особенно компьютерами. Я учился программированию и хотел стать программистом, и только 6-7 лет тому назад проявилось это мое хобби, и я начал заниматься серьезно, изучать все заново. Так что я не очень много шансов имел поработать простой любительской техникой.

Взялись бы вы за фотосъемку в Беларуси?
Иван, Минск

- У меня были такие мысли. И несколько друзей мне говорили, что обязательно надо постараться. Я приехал, помню, весной и хотел узнать, как обстоят дела. У меня уже даже было рабочее название. Если бы я делал фотографии в Беларуси, я бы назвал альбом "Загадочная Беларусь". Mysterious. Много людей в мире не имеют никакого представления о Беларуси. Но потом я узнал, что у вас уже есть подобная книга. И у меня она есть. Это очень красивое издание. Интересно, что многие места выглядят очень похожими на Литву. Но, в принципе, это бы меня не остановило, потому что я еще собираюсь создать альбом про Италию с воздуха, несмотря на то, что подобные книги уже созданы. Не должно быть так, что я делаю альбом только в том случае, если такого еще нет. Сейчас я очень занят проектом о Кубе, работаю шаг за шагом над Италией. Есть достаточно серьезные разговоры с Азербайджаном. Но в будущем, почему бы и нет. Думаю, что мог бы сделать что-то красивое, что-то лучше или по-другому. И для страны было бы лучше, чтобы было как можно больше разных альбомов о ней.

Знаете ли вы еще фотографов, которые занимаются похожим делом?
Даша, Не указано

- Я знаю одного фотографа, который уже признанный лидер этого дела, это Ян Артуз Бертран, француз, который создал много подобных книг. И есть его большая книга "Земля с высоты птичьего полета". Я бы сказал, что он патриарх этого жанра. Я встречал людей, которые занимаются фотографией, но их не очень много. Есть много людей, которые занимаются аэрографией, но я не вижу в их работах большой художественной ценности, потому что, как правило, это снимки каких-то объектов или недвижимости коммерческого назначения. Такие снимки, сделанные где-то в середине дня, выглядит достаточно плоско. У меня подход очень специфический. Я всегда охочусь за освещением раннего утра, позднегом вечера. И таких людей, близких к моему подходу, я не много знаю. Я бы сказал, что есть кинематографические проекты такого же плана. Большие творческие коллективы работают над такими фильмами, как "Planet Earth" (серия фильмов Би-Би-Си) или "Land Beyond Time" про Австралию. Вот такого рода фильмы будут мне близки по духу.

Есть ли у Вас как у фотохудожника мечта?
Марго, Минск

- Я думаю, что у меня их будет еще очень много. Сейчас самая большая моя мечта - создать такой же альбом про Кубу, который будет называться "Arriba Cuba". Я уже серьезно работаю над этим. Просто это очень-очень трудно, потому что никто еще пока не добился разрешения там летать. Там и не на чем летать. Но я уже полгода интенсивно приезжаю в Кубу, у нас уже есть договоренность с Министерством культуры Кубы. И есть уже какие-то надежды, что эта мечта сбудется. Это конкретная мечта, над которой я сейчас работаю. Если говорить в общем, то моя мечта - это развивать то, что я сейчас делаю и провести оставшуюся жизнь так, чтобы создавать какие-то фото- и видеопроекты про интересные места, страны, увидеть еще очень многое, многое познать, и достичь того, чтобы это было стилем жизни. Вот это, я бы сказал, моя фотографическая мечта.

Есть ли у Вас увлечения помимо фотографии?
Лариса, Гомель

- У меня было много увлечений, я занимался разными видами активного спорта, такими, как сноубординг, парашютный спорт. Но чем дальше, тем меньше у меня остается времени для этого, потому что все глубже и глубже я ухожу в мир фотографии, видеографии. Я занимаюсь тем, что делаю документальные фильмы, снимаю не только фото, но и видео. И вот уже два года я не катался на лыжах. Все время занимает хобби, которое сейчас уже становится и образом жизни, и главной деятельностью, и профессией. У меня сейчас двое маленьких детей, и это тоже много времени отнимает. Еще у нас есть увлечение - путешествовать семьей. Стараюсь хотя бы два месяца в год уделить тому, чтобы с детьми и женой путешествовать, показать им мир, другие культуры. Еще я люблю учиться. Я всегда учусь, читаю много книг. Мне нравится изучать языки. Самостоятельно изучил и продолжаю совершентсвовать испанский. Когда в прошлом году шесть недель мы путешествовали по Японии, где в Токио проходила моя большая выставка, тоже купил самоучители и выучил все символы и несколько основных фраз. Нужно постоянно расширять свой кругозор и не сидеть на месте.

Какой жанр фотографии Вы больше предпочитаете и какой для Вас абсолютно неприемлемый?
Надежда, Минск

- Мне нравятся очень многие жанры: аэрофотография, нравится людей снимать и при натуральном освещении, и в студии, всякие макрофотографии, фотографировать животных, делать подводные фотографии. Так что я стараюсь не концентрироваться только на одном жанре, стараюсь находить что-то новое в этом искусстве, в этой науке, которая называется фотографией. Неприемлемо... Даже не знаю... Если это эстетично, всегда мне приемлемо... Я не люблю такой жанр, который оппозиционен тому, что я делаю. Я смотрю на жизнь. на людей с позитивной стороны. А бывают фотографии, которые ищут какую-то эстетику в смерти, в крови, на работы которых смотришь и хочется плакать. Я не совсем понимаю надобность таких вещей, и, к сожалению, их достаточно много сегодня и в Литве, и в мире. Такой жанр антиэстетики мне не очень по душе.

Марюс, я вчера увидела ваши работы в сюжете Первого канала. Очень впечатляет! Сама занимаюсь фотосъемкой профессионально уже четыре года. Хотелось бы поработать и в жанре аэрофотографии. Что для этого необходимо?
Тамара, Гомель

- А как у вас в Беларуси обстоят дела с воздушными шарами? Кто-нибудь этим занимается? Потому что в Литве это популярно, легко и доступно. Да, я бы так и сказал. Приезжайте в Литву. Это же рядом. Где-то с мая по октябрь. Я думаю, что это самое дешевое. Покататься на воздушном шаре стоит где-то 100 долларов. Есть многие, кто занимается этим в Литве. Можно пролететь со своей камерой над каким-нибудь красивым местом, над Тракайским замком или над Вильнюсом. Конечно, на воздушном шаре нельзя быстро маневрировать, но можно попросить пилота, чтобы он поднялся выше или ниже, поменял угол. Я думаю, это неплохой вариант себя попробовать.

Здравствуйте! Скажите, пожалуйста, даете ли Вы мастер-классы фотографии и как к Вам можно попасть?
Федор, Не указано

- Регулярно я этого не делаю. Нет на это времени – разработать какую-то систему и регулярно проводить занятия, потому что я все время разъезжаю и более половины своего времени не бываю в Литве. Но, бывают такие случаи, спонтанные. Недавно, три недели тому назад я был с группой туристов в Норвегии, и меня попросила самая большая компания путешествий в Литве, чтобы я провел несколько дней с одной из туристических групп. Поскольку они нам очень много помогают, я согласился. Получился очень интересный для меня эксперимент: 5 или 6 дней с группой около 35 человек. Во время автобусных переездов я проводил теоретический курс, полтора часа лекции, а дальше много практических занятий. Каждый подходил ко мне с разными вопросами, я старался объяснять, что-то показывать. Вообще я по образованию учитель истории, закончил Вильнюсский педагогический институт, и быть учителем для меня очень приемлемо, ничего против я не имею. Но систематически проводить мастер-классы у меня нет времени. Может быть попозже, когда сделаю все свои книги.

Вы богатый человек?
Без подписи, Не указано

- Да, но не в прямом смысле. Самое большое богатство - это когда чувствуешь, что занимаешься тем, чем любишь заниматься, и это приносит доход, который позволяет достаточно хорошо жить, путешествовать и развивать свои проекты. Так что, я чувствую себя богатым человеком.

Как Вы считаете, за чем будущее в фотографии? Какие технологии будут наиболее востребованы? Не угрожает ли фоторемеслу наступление со стороны всё более качественных бюджетных моделей? Спасибо за ответ.
Антон, Борисов

- Я наоборот думаю, что это хорошо, что хорошая качественная техника становится дешевле и все более легкодоступна для людей. Потому что хорошая техника открывает много возможностей. Но, конечно же, фотоаппарат, или камера не гарантирует хорошего кадра. И те принципы композиции и освещения, которые надо выучить, никуда не денутся, и не какая техника этого не решит. Я радуюсь, когда читаю что Canon или Nikon выпустили какую-нибудь совсем новую камеру, которая стоит одну десятую камеры Hassleblad, но способна делать практически то же самое. Не вижу здесь проблемы. Вообще, я думаю, что через 5 или 10 лет те камеры, которые встроены в мобильные телефоны, смогут достичь очень высокого уровня. Ну, конечно же, если уже серьезно этим заниматься. Хотелось бы, чтобы были все функции, как в хорошей качественной камере. И, наверное, такие дешёвые маленькие фотоаппараты этого не предложат. Но существует такая тенденция, что не качество самое главное, а идея, момент. И есть большие проекты, которые даже сделаны с мобильных телефонов и для которых устраиваются выставки. Это такие экспериментальные вещи. Я думаю, что все становится интересней.

Добрый день! Что для Вас сложнее всего снимать? Бывали ли ситуации, когда съёмки не удавались и что тому было причиной? Спасибо.
Александр, Минск

- Если говорить про съемки природы, то есть такие места, скажем, горы, вулканы, они обычно бывают в облаках. И занимает много времени найти подходящий ракурс. И на Гавайах, и в Белисе были такие места, которые я особенно хотел снять, и надо было охотиться за таким шансом, много раз повторять съемку. Это естественные причины. Другой очень сложный момент - это фотография людей, портреты. Тоже надо создать атмосферу между фотографом и моделями. Бывали такие случаи, что это очень трудно, и особенно, когда работаешь не в студии, а просто гуляешь и хочешь снять интересных людей, которых ты видишь на улице. Я не люблю скрываться, как с телеобъективом. Мне нравится подойти, поздороваться, немножко поговорить, узнать, что это за люди. Это бывает достаточно трудно иногда, особенно в странах, где не очень любят сниматься. Скажем, на островах Полинезии есть такое предубеждение, что это нехорошо, это считается плохо и даже запрещается. Или есть религиозные секты, которые очень стеснительные. Помню, в Белисе мне понравилась одна семья с тремя ребятишками. И мне пришлось очень долго их упрашивать, чтобы они согласились сняться.

Часто ли Вы бываете в Беларуси? Какие впечатления от нашей страны?
Руслан, Не указано

- Я был в Беларуси 4-5 раз. В этом году более активно, потому что наряду с моей фотографической деятельностью у меня есть несколько предприятий в Литве, Латвии, Эстонии, и одно мы сейчас открываем в Минске. Направление деятельности - распространение информации по фармацевтическим продуктам. Так что в Минск в последнее время я все чаще приезжаю по делам. А другие места я не очень еще видел, но видел альбомы с фотографиями, и особенно на меня произвели впечатление работы Сергея Плыткевича. Хотелось бы, конечно, поездить, и я знаю, что многие литовцы любят места особенно на границе с Литвой в северной Беларуси. Посмотрим, может, когда подрастут дети, поедем все вместе, чтобы увидеть достопримечательности Беларуси.

Как Вы делаете панорамные снимки? Вручную или пользуетесь какими то специальными программами. Сводите их в фотошоп (или аналогах) или же используете специальные редакторы для панорамной склейки. Спасибо.
Сергей, Смолевичи

- Вообще, мне нравятся широкоугольные объективы, и обычно достаточно бывает сделать панораму таким объективом, который может объять большое пространство. Но бывают такие ситуации, когда хочется показать панораму более 180 градусов, и тогда приходится прибегать к специальным программам. Я сам такими техническими работами обычно не занимаюсь. Конечно, я знаю, что в фотошопе это легко можно сделать. Если одна фотография накладывается на другую на 20 градусов, и ты поставишь на штатив и сделаешь серию из десяти снимков, то потом очень быстро эти вещи в фотошопе складывают. Но подготовкой к печати в нашем коллективе занимаются другие ребята. Я видел, как что-то такое делали, когда готовили специальную версию нашего альбома в США.

Как Вы выбираете места для съемок? Изучаете ли карту, как готовитесь?
Марина, Минск

- Это огромная работа, которую я стараюсь провести вместе со специалистами нескольких направлений. Чтобы сделать большую книгу о стране, нужно много времени. И хочется, чтобы она была интересна не только в туристическом плане, потому что первое, что приходит в голову, это хорошая реклама стране. Но я всегда привлекаю в эти проекты специалистов и по истории, и по географии, и мы составляем списки мест интересных, важных по многим аспектам. Вот, скажем, сейчас в Кубе работает тридцать разных институтов. Там есть места, где шли самые значительные революционные бои в 60-х годах, их надо снять. Затем, мы нашли старинные снимки фотографа Антонио Нуньес Хименеса, который в 60-х годах немножко летал и снимал Кубу. Я хотел бы побывать там, чтобы сопоставить, как это выглядело 50 лет тому назад и сейчас. Зоологи, к примеру, могут сказать, что есть такие уникальные места, в которых можно увидеть все виды фламинго перед их отлетом в другие страны. Так мы создаем достаточно большие списки того, что нужно, можно и хочется снять. Конечно, это такая программа максимум, и не все возможно сделать. Подготовка - это очень длинный и очень серьезный процесс.

До какого числа продлится выставка?
Ольга, Минск

- Ознакомиться с выставкой "Невиданная Литва" можно будет до 28 сентября.

На каких иностранных языках Вы говорите?
Оля, Гомель

- Я говорю на английском, русском и испанском. На испанском не так хорошо, как хотелось бы, но потихоньку продвигаюсь в этом направлении. Немного понимаю по-польски, по-эстонски.

Что Вас вдохновляет в Вашей работе больше всего?
Саша, Витебск

- Каждый раз, когда я делаю какие-то фотографии, когда я летаю над каким-то объектом, который я хотел снять с воздуха и вижу, что у меня это получилось, что я уловил этот момент, уловил освещение и все другие элементы композиции, бывает такой восторг! Особенно когда с воздуха это делаешь. И каждый раз, когда это переживаешь, хочется еще и еще, и тогда легче преодолеть все трудности - процесс подготовки, получения разрешения и т.д. Вот эти моменты - один, когда снимаешь, а другой, когда проводишь такие красивые праздники, к которому мы готовимся сегодня вечером (открытие выставки) - вдохновляют. Я вижу много людей, которые рады тому, что я делаю, которые говорят комплименты и мне, и нашей стране. Они мне говорят: "У нас никогда не было такой мысли, что ваша страна такая красивая". Особенно когда бываешь не здесь, где мы все так хорошо друг друга знаем, а в Австралии или Японии - это тоже дает вдохновение.

Аэрофотография - это, наверное, очень дорого.
Мария, Гродно

- По сравнению с тем, когда ты просто гуляешь и снимаешь какие-то вещи, это, конечно, дорого. Но есть и другие дорогие жанры фотографии: подводная фотография, фотография редких животных или птиц, cпециальная макрофотография, микрофотография или астрономическая фотография. Конечно, это дорого. Мои первые шаги были достаточно простыми. Я помню, гулял по нашей столице под Новый год и увидел кран и ребят, которые сооружали новогоднюю елку. Я дал шоферу крана, может, 20 литов (это где-то 20000 на ваши деньги) и попросил его поднять меня и сделал довольно интересные фотографии, которые трудно было бы сделать, потому что в самом центре площади кран обычно не стоит. Мне очень понравилось, и потом я такой же метод использовал и в других городах Европы. И так понемногу в это втянулся.

Что бы Вы посоветовали начинающим фотохудожникам?
Андрей, Минск

- Я бы посоветовал очень много фотографировать. Если хочешь научиться хорошо фотографировать – надо очень много фотографировать, пробовать, как лучше получается, при каком свете, в какое время суток, года. Цифровая техника позволяет экспериментировать. Конечно, нужно учиться на хороших примерах. Есть много книг, которые можно купить и читать, даже без денег можно получить информацию, в Интернете, например, на и обязательно практика. Нужно не бояться пошевелиться, поискать более интересный ракурс, не полениться встать рано утром, когда самое красивое освещение. Если есть в мыслях местность, которую хотелось бы заснять, поехать туда, когда солнце только всходит и посидеть, подождать. Главное набраться терпения и экспериментировать.

Вы работате с командой помощников, единомышленников. Наверное, такое масштабное дело не по силам одному.
Татьяна, Могилев

- У нас сейчас Дом печати, у нас четырнадцать людей. Потому, что все выросло. Потому, что не только книга, это и новые проекты. Происходят такие вещи как экспозиции. Самой фотографией это обычно я сам занимаюсь. Но потом подготовкой, дизайн и с текстами и перевод сделать, презентации, пресс-конференции, конечно не по силам было бы одному.

Сколько времени занимает создание одного аэрографического снимка? Насколько это тяжело?
Николай, Минск

- Сложно сказать. В моей книге "Невиданная Литва" есть такие снимки, на подготовку к которым и получение всех необходимых разрешений понадобилось несколько месяцев. Например, мне очень хотелось показать нашу атомную станцию. Ушло более 2 месяцев, чтобы собрать все разрешения. Есть места, к которым трудно добраться по какой-либо причине (например, поблизости нет аэропорта или места, с которого можешь стартовать), тогда нужно планировать и ждать определенной погоды. Я всегда фотографирую или рано утром, или поздно вечером, когда солнце уже низко. И в этом плане бывают сложности: хороший красивый день, а солнце первые 2 часа дня спряталось вдруг за облаками. Если нет прямого солнца, я обычно не фотографирую. И вечером бывает, что солнце зайдет за облака и ничего не получается. Все это, конечно, очень зависит от местности и объекта. Наш Тракайский замок фотографировали часто, а я захотел показать его в другом ракурсе. Придумал привезти строительный кран в 20 метров, специально ждали полнолуния. Это заняло много времени - зато какой результат!

Вы побывали в многих странах. Какой город понравился больше всего и чем?
Афанасий, Марьина Горка

- Вы знаете, мне никогда не хочется выбирать только одно, мне нравится разнообразие. Есть города, которые я очень люблю, но никогда не смог бы назвать только один. Я люблю, конечно, мой родной Вильнюс - это очень красивый и удобный для жизни и работы город. Мне нравятся Нью-Йорк, Рим, Сингапур, Сидней, Токио. Мне нравится то, что в них есть такие разные характеры, и особенно мне нравится не только быть, но и сравнивать, как они меняются, особенно такие города, которые быстро развиваются. Приезжаешь через 6-7 месяцев, и ты уже не узнаешь этот город. Недавно я был в Баку - в апреле был один город, сейчас - другой. Если коротко сказать, только один город я не могу выделить.

Где в Интернете можно посмотреть Ваши работы? Есть ли у Вас сайт?
Нина, Минск

- Да, конечно, есть несколько. Для каждой книги, которую я создал, есть отдельный сайт. Наше издательство называется Unseenpictures, и есть сайт www.unseenpictures.lt (литовский). Там есть ссылки на другие адреса. Скажем, у моей книге о Белисе (маленькая страна в Центральной Америке) свой сайт www.heavenlybelise.com, где можно пролистать всю книгу страница за страницей. На сайте www.unseenlithuania.com вы найдете материалы о самолетах, которые я использую, посмотрите иллюстрации. Там много интересной информации. Или просто через google можно ссылки найти.

Можно предположить, что страха высоты у Вас нет, может быть, Вы прыгаете с парашютом или занимаетесь еще чем-нибудь экстремальным?
Антон, Заславль

- Да, эти виды спорта с адреналином мне очень нравятся. Я прыгал с парашютом, занимался банжи-джампингом и другими вещами. Я не боюсь высоты. Конечно, стараюсь бессмысленно не рисковать. Всегда летаю с пилотом - специалистом по данному типу самолетов. Хотя я мог бы и сам изучить пилотирование некоторых типов техники, это не очень сложно. Бывают парашюты с пропеллером или дельтапланы с моторами, где только 30-40 часов можно полетать и получить лицензию. Но мы говорим, что это не очень хорошая идея, потому что если стараешься делать и то, и другое одновременно, то очень скоро закончишь тем, что не будешь делать ни одного, ни другого. Пилот должен концентрироваться на своей работе, я - на своей. Вообще, я не боюсь высоты. Может быть, одна из причин того, что я так глубоко вошел в жанр аэрофотографии в том, что здесь совмещается возможность выражать себя как фотограф и почувствовать адреналин, который всегда присутствует, когда летаешь в экспериментальных аппаратах низко, быстро, в красивых местах. Ведущий: - А на какой высоте вы летаете? Йовайша: - Обычно, это 100 метров, бывает ниже, бывает и выше. Например, когда вулкан Этна фотографировал. или в Литве хотел показать большое пространство, реку Нямунас. А так в основном 100 метров.

Есть ли у Вас любимая фотография? Своя или другого фотохудожника. Спасибо!
Сергей, Минск

- Да, конечно, есть некоторые любимые фотографии, которые я сам сделал и которые мне очень дороги или в буквальном смысле дорогие, или что-то напоминают. Самый первый альбом, который я издал, был "Транквилия" ("TRANQVILIA") - стана спокойствия. У него был небольшой тираж, который уже распродан, и там было много фотографий, в которые я вложил всю свою душу. Некоторые из них можно увидеть в Интернете. Конечно, бывают фотографии, которые нравятся больше, чем другие, в которых или есть что-то поэтическое, или какие-то воспоминания.