Онлайн-конференция

Новый вопрос 07.06.2011 14:00:00

Сколько лет вы ездите в Канны? Почему именно эту тематику выбрали? Или, может, она (тематика) выбрала вас?
Дарья, Минск

- На Каннский фестиваль я езжу с 1996 года. Мне просто захотелось своими глазами увидеть фестиваль класса А, фестиваль номер 1 в мире - и эта мечта осуществилась.

Слышала, что в этом году открылся Национальный белорусский салон или как там правильно в Каннах - что это такое?
Василиса, Брест

- В этом году на Каннском кинофестивале открылся национальный павильон Республики Беларусь. Это знаковое событие в истории белорусского кинематографа: на самой престижной площадке мира было открыто своего рода посольство нашей республики в мировом кинематографе.

Если не ошибаюсь, сегодня вечером будут показывать ваш фильм про Канны - что нового мы увидим?
Майкл, Минск

- Да, сегодня вечером, в 23:40 можно будет увидеть фильм, посвященный открытию и работе Национального павильона Республики Беларусь на Каннском кинофестивале. Все подробности о проделанной работе, о встречах, предварительных контрактах - сегодня в нашем фильме на Первом канале.

Олег, вы и телеведущий, и режиссер, и фотограф, и издатель... Что из этого первостепенно?
Жэка, Брест

- Мне интересно работать в любой из этих сфер, поэтому выделить что-то первостепенное не могу. На данном этапе мне интересно делать какой-то проект, а в какой он сфере - полиграфии, телевизионной журналистике, кино - не имеет значения. Главное, чтобы это мне приносило удовольствие и было интересно. Если это будет интересно мне, то обязательно найдет отклик и у "потребителя продукта".

Олег, всегда ли ваше мнение по поводу представленных на фестивале фильмов совпадает с оценкой жюри?
Людмила Петровна, Минск

- Не всегда, потому что в зависимости от фестиваля есть различного уровня оценки в присуждении призов, играет роль политическая конъюнктура, различные обстоятельства. Вы сами знаете, что такое конкурс. Конкурс - это не всегда объективно, это зависит от того, кто находится в жюри, какой это фестиваль, какие фильмы на данный момент представлены, что вообще актуально в мире на данный момент, на что зритель обратит внимание. Оценка жюри может быть абсолютно противоположной тому, что может показаться интересным для зрителей или для критиков.

Олег, вы много лет следите за мировым кинематографом, назовите три, возможно, пять критериев отличного качественного кино. Это первый вопрос. И второй - раз об этих критериях знаете вы, соответственно, об этом знают и профессионалы белорусского кино, например. Вопрос, может, и не по адресу, но почему же тогда с белорусским кино все так грустно?... Спасибо.
Андрей, Минск

- 1. Во-первых, сценарий, сюжет; во-вторых, актеры, которые должны эту историю воплотить; в-третьих, видение режиссера, который должен необычным образом представить эту историю. Ну и, конечно, бюджет, который не будет лимитировать съемки, задумки режиссера. Например, ежегодно фильмов снимается более 8 тысяч по всему миру. Замеченным же остаются буквально десятки. Можно снять фильм за 100 тысяч евро - и он сможет выстрелить. 2. Конечно, я не открыл новый континент, рассказав об этих принципах. Должен появиться какой-то человек, персона, которая сможет это претворить в жизнь. Вот когда появится такой человек, который сможет чувствовать, выбирать тему, тогда и проблемы в национальном кино будут уходить.

Скажите, а где можно купить ваши альбомы про Беларусь? И какова цена?
Борис, Борисов

- Альбомы продаются в книжных магазинах Беларуси. Я знаю, что сегодня уже не достать альбом "Наследие Беларуси. Сокровища", в котором представлены золотые и серебряные предметы декоративно-прикладного искусства. Этих альбомов уже нет. Нет и альбома "Спадчына Беларусі". Есть в продаже "Наследие Беларуси" - альбом на русском языке и "Скарбы Беларуси". Ведущий: Какова средняя цена? Лукашевич: - Я точно не знаю, сколько они сейчас стоят, думаю где-то в районе 100-150 тысяч. В коже альбомы стоят где-то 300-350 тысяч. Альбомы пользуются большой популярностью и спросом. В 2004 году вышел наш первый альбом тиражом 3000 экземпляров, и с того времени уже выпущено более 40 тысяч экземпляров. Они все реализованы. Это бестселлер на все времена в презентационных альбомах в Беларуси. Такого успеха не знал ни один альбом о Беларуси.

Так много говорят про фильм "Кожа, в которой я живу". Правда ли так хорош?
Таня, Минск

- Альмодовар для меня - один из самых любимых и самых лучших режиссеров. Я присутствовал на премьерном показе фильма вместе со съемочной группой Амльмодовара. Безусловно, это мастер, для меня он входит в тройку самых лучших. Он, как никто другой, так точно, так ярко может показать женский психотип, и настолько чувствуется рука мастера во всем. Даже, несмотря на то, что, может быть, история, которую он замыслил, чрезвычайно фантастична, но тоже нужно отдать должное, чтобы придумать такой сценарий закрученный и найти в нем какой-то выход, конец логический. Мне этим, может быть, Альмодовар и нравится. Я считаю, что этот фильм стоит посмотреть. У него очень искрометный юмор. Испанских актеров, которых он привлекает, особенно, на женские роли, я считаю плеядой лучших актеров - европейских и мировых.

Здравствуйте, мы читали в интернете, что вы очень любите лошадей и у вас есть своя конюшня - это правда?
любопытсвующие, Не указано

- Нет, это не правда. Вы, наверное, меня с кем-то перепутали. Я дважды в жизни только катался на лошадях. Ведущий: - Может быть, другие есть пристрастия: кошечки, собачки? Лукашевич: - Нет, я с животными на "вы". Потому что за ними нужно ухаживать и уделять им внимание. К сожалению, я не обладаю таким его количеством. Я просто знаю на примере своих знакомых, как они ухаживают за кошками. Им, действительно нужно выбирать питание. Мои знакомые специально покупают на рынке рыбу дорогую, мясо дорогое. А куда кошку деть, если нужно уехать в командировку и так далее.

Скажите, а у них тоже скандалят звезды и пиарятся за счет всего чего угодно?
Анна, Минск

- Безусловно, потому что скандалы - это наиболее быстрый и эффективный вид и метод рекламы. Безусловно, об этом все говорят и будут говорить. Любой фестиваль будет удачным и состоится, если кто-то с кем-то поскандалит. Я думаю, что это даже была заготовка - скандал с Ларсом фон Триером на Каннском фестивале. Заготовка в каком плане, безусловно, у него получилось это импровизационно, то что он сказал про наци и Гитлера. У него это, возможно, и выскочило, ибо он человек не публичный, он волнуется на публике, у него даже трясутся руки и т.д. Возможно, он в этом порыве мог не контролировать себя и сболтнуть что-то лишнее, а на такой публике сболтнуть лишнее - непозволительная роскошь, потому что это цепляет очередные вопросы и вылился такой скандал. Но, я думаю, что дирекция, возможно, ожидала этого скандала и чтобы как-то его подкрепить, Ларса фон Триера и назвали персоной нон грата, но при этом фильму вручают "Золотую пальмовую ветвь" за исполнение женской роли. Здесь все не так просто делается, и оно, безусловно, рассчитано на то, чтобы привлечь максимальное внимание, чтобы об этом говорили, как можно дольше.

С удовольствием следим за вашей творческой работой, расскажите о своих новых проектах, пожалуйста.
Анна, Наталья и Лера, Не указано

- Мы сейчас продолжаем делать документальные фильмы цикла "Эпоха". Очередные серии будут посвящены Наполеону Орде, а также замку Радзивиллов. Мы уже сделали цикл о Радзивиллах - это была портретная галерея, затем костел в Несвиже и сейчас завершающая серия основного цикла в четырех частях о замке. Летом этого года замок будет сдан, и это нам позволит завершить цикл.

Наверняка вы общаетесь со звездами разного уровня-статуса-национальности, скажите, а чем отличается "голливуд" от всех остальных звезд? Если отличается, конечно.
Алекс, Гродно

- Голливуд, конечно же, отличается тем, что это очень масштабная фабрика, где крутятся невообразимые для европейского континента финансы. К примеру, "Древо жизни" Малека - 150 млн только бюджет, когда в Европе средняя картина это 5-7 млн. Суммы, возможности, безусловно, несопоставимы. И потому Голливуд заправляет всем миром. Американское кино превалирует в мировом прокате, и что бы мы ни делали, это изменить невозможно. Только этим отличается Голливуд от Европы. А если говорить о человеческом факторе, то звезды - абсолютно такие же люди, как и мы. У них такие же привычки, такие же потребности, как у обычных людей. Просто они люди несчастные в том плане, что они просто распиаренный продукт, который постоянно продают. И пока он пользуется спросом, он продается, перестал пользоваться спросом - его тут же выбросили на свалку, и никто не церемонится. Это законы рыночной экономики, когда любой продукт должен приносить максимальную финансовую прибыль. Никто не будет вкладывать деньги в кино или какой-то другой проект, который заведомо убыточен.

Олег, Канны или Оскар? Можно ли поставить знак равно?
Денис, Минск

- Нет, нельзя поставить знак "равно". Потому что все-таки Канны - это кинофестиваль, который проходит на протяжении практически двух недель, а "Оскар" - это один день и это просто церемония вручения наград. Канны - это такая ярмарка, на которой демонстрируется весь мировой кинематограф. На протяжении 12 дней ты имеешь возможность обозревать все лучшее, что на данный момент создано. В Канны не так-то просто попасть, нужно, чтобы действительно это кино было достойно данного конкурса. Но не всегда в данном конкурсе есть достойные ленты. Это уже интриги дирекции Каннского кинофестиваля. Каким образом там появляются проходные фильмы, которые абсолютно не достойны этого уровня показа. К примеру, в этом году была очень сильная параллельная программа "Особый взгляд". В главный конкурс не попали такие имена, как Гос Ван Сент, Ким Ки Дук, Андрей Звягинцев. Они все были в программе, жюри которой возглавлял Эмир Кустурица. Программа такими именами подняла свой статус. Поэтому знак "равно" между этими двумя событиями в мире кинематографа поставить нельзя.

Олег, сколько вам лет? Как давно вы в журналистике и почему выбрали именно эту профессию?
Ирина, Могилев

- Для меня возраст - внутреннее мое состояние, то, на сколько я себя ощущаю, на сколько я могу себя реализовывать. Сегодня я чувствую себя на 26 лет, несмотря на то, что в следующем году мне исполнится 40 лет. В паспорте может любая цифра стоять, важно, как ты чувствуешь себя внутри. Безусловно, я благодарен родителям за гены. В журналистике с 1994 года. Мне самому было это интересно, никто меня не заставлял. Я поступил на факультет журналистики Белорусского государственного университета, пришел на телевидение в декабре 1994 года сразу в Агентство телевизионных новостей и долгое время проработал там. Считаю, что эта информационная школа полезна для любого начинающего журналиста, потому что написать сюжет и в нем за 2-3 минуты изложить все самое основное - этому тоже нужно учиться. Потом мне захотелось реализовать себя в чем-то более широком, чем сюжет, поэтому я пошел дальше. Руководство Белтелерадиокомпании поддержало мои задумки, я этому рад, и верен Белтелерадиокомпании, свои проекты делаю здесь.

Олег, а вам не предлагали остаться в Каннах, например, или еще где-то заграницей? И работать непосредственно там.
Антон, Минск

- Я в 1996 году впервые поехал на Каннский кинофестиваль. Тогда же у меня была возможность, и я ее реализовал - прошел стажировку на французском телевидении в Международном центре, получил специальность "режиссер-оператор телевидения", и, конечно, были предложения остаться во Франции, Германии. Но я тогда, наверно, был слишком молод и наивен, предложения эти отметал. Для меня это было неинтересно. Возможно, если бы время вернуть назад, я бы не отказался от возможности поработать год где-то, и, конечно, время не прошло бы зря. Европейский опыт в телевизионном производстве для меня был бы более знаком. Но это время не возвратишь, и потом я рад, что имею возможность реализовываться здесь. Во всяком случае, те проекты, которые я задумал в Беларуси, осуществляются. Беларусь - это моя страна. Западная Европа чуждая для нас по менталитету (и это, наверное, тоже сыграло свою роль), там нужно родиться, чтобы свыкнуться с условиями, в которых живут люди. Для меня это было, наверно, главным барьером, а не какие-то корыстные финансовые возможности и принципы. Какая бы золотая клетка не была, хочется быть свободным в творчестве. И не все там так красиво там, как, возможно, представляется, не все так свободно. Там даже пожестче цензура, сам принцип работы, свободного времени, планирование своего графика.

А в Каннах вообще знают о Беларуси? Я не говорю уже о белорусских киноработах. И если знают, то, что именно?
антон, витебск

- Благодаря национальному павильону, который мы открыли в этом году, о Беларуси начали узнавать больше. На Каннском кинорынке была показана лента "Брестская крепость" совместного с российской компанией производства. Это вообще большая удача получить павильон в первый год. Обычно страны ждут на протяжении нескольких лет, их ставят в своеобразный лист ожидания. Это связано с тем, что международная деревня, где располагают эти павильоны, не обладает достаточным количеством мест. К примеру, если на Каннском кинофестивале представлено сто стран, то в фестивальной деревне только 50 наций имеют свои павильоны. Вот мы получили в этом году такую уникальную возможность открыть свое посольство. Ведущий: - Но это уже постоянная прописка павильона? Лукашевич: - Нет, нужно каждый год заново подавать заявку и трудиться над тем, чтобы туда попасть. Инициатива, которую мы с Александром Алексеевым предложили Национальной государственной телерадиокомпании в августе 2010 года, руководство поддержало, и Белтелерадиокомпания подала заявку на открытие такого павильона. Надеюсь, эта работа будет продолжена и наш павильон будет постоянно на Каннском кинофестивале. Это необходимо нашему национальному кино.

Легко ли Вам брать интервью на фестивалях или доступны только пресс-конференции? Можно ли получить личную аудиенцию с кем-то известным? И кто был Вашей наибольшей удачей на последнем фестивале?
Без подписи, Не указано

- С 1996 года я начал знакомиться с пресс-агентами, через которых происходит любое интервью со звездой. Постепенно их круг расширялся. После каждого интервью, после каждой программы ты высылаешь диски, они отмечают твою работу, понимают, на каком уровне ты работаешь, видят, как ты разговариваешь со звездой, как ты себя представляешь, насколько доволен тобой герой. Очень важно расположить звезду, разговорить ее, чтобы она даже пресс-агенту сказала в конце "Отлично. Я запомнила!". И сегодня мне уже намного проще работать, чем это было в 96-м году. Мы сделали в этом году много интервью, и покажем их в своих фильмах. Часть фильмов выйдет на экран в конце июня - это специальные выпуски, которые будут посвящены звездам 64-го Каннского кинофестиваля. В этом году удалось записать интервью с обладателями Гран-при Пьером и Люком Дарденнами - одними из немногих обладателей двух пальмовых ветвей. Поговорили с Педро Альмодоваром, Андреем Звягинцевым. Конечно, очень интересно, когда ты этим занимаешься впервые. Смотришь на все широко раскрытыми глазами. А когда на протяжении фестиваля сталкиваешься с Катрин Денев 15 раз в лифте, то это уже не воспринимаешь, как что-то необычайное...

Олег, а у вас есть любимые фильм(ы)? Какие?
Светлана, Гомель

- Мне нравится Педро Альмодовар. Я обожаю этого режиссера, смотрю все, что он снимает. Мне интересен Вуди Аллен. Вообще интересно все кино, которое представлено в рамках фестивалей класса А. Ведущий: - У Вас есть картина, засмотренная "до дыр"? Лукашевич: - В последнее время пересматриваю фильм "Мария-Антуанетта" Софии Копполы. Впервые посмотрел его в Париже. Так получилось. А на следующий день у нас съемка в музее - и мне дают в руки ожерелье Марии-Антуанетты. Ну преставтьте... как может быть такое совпадение!.. Не реальное что-то... такие вещи даже невозможно представить. Этот фильм я с удовольствием смотрю, хотя часто слышал от европейских продюсеров, что фильм "не покатил" и т.д. Для меня он такой легкий, беззаботный, очень красивый, хоть и с трагическим концом. И такой не затертый. Взгляд на все нестандартный.

Почему Вы оказались первым беларуским журналистом в Каннах? Раньше не пускали или никто не пытался?
Без подписи, Не указано

- Я не могу ответить на этот вопрос, почему я первый журналист. Просто захотелось и так получилось, что я первый "полетел на Луну". Захотелось мне "полететь на Луну" в виде Каннского фестиваля, а тогда, в 1996 году, это именно так воспринималось, и получилось. Я поставил перед собой такую цель и ее достиг. Было сложно, но все получилось.

А журналисты ходят по красной дорожке, или их не пускают?
Без подписи, Не указано

- На Каннском фестивале фотографы, операторы и ассистенты операторов работают в отведенной зоне, и на красную дорожку их никто не пропустит. Журналист может выступить в роли ассистента оператора. По красной дорожке можно пройти, только имея пригласительный билет в портер. С билетом на балкон, например, по ней не пройдешь. В этом году у меня было одиннадцать пригласительных на показы именно в портер, и именно со звездами я проходил по красной ковровой дорожке. В Facebook'е даже выложил свои фотографии. И посмеялся, когда в аэропорту Франкфурта на обратном пути в журнале "Итоги" прочел, что стоимость таких билетов составляет от двух до трех тысяч евро. Я представил, какую сумму в евро я спустил, если одиннадцать раз прошелся по этой дорожке.

Олег, у вас очень много наград, дипломов и премий, скажите, а что из всего этого является для вас самым важным и главным?
А.Л., Молодечно

- Для меня никогда не было самоцелью получить какую-то награду или диплом. Как я ранее уже сказал, это все достаточно субъективно. Однажды мне в беседе Анджей Вайда сказал: нужно очень долго прожить на свете, чтобы получить все награды, которые вы хотите. Поэтому, самое важное - делать свое дело, а если это еще кем-то замечено или каким-то образом поощряется - хорошо. Если достойный конкурс, где есть действительно достойные конкуренты, то да, это подстегивает к тому, чтобы тебя достойно оценили. А если конкурс ничего не значащий, где всем всегда раздают награды, то на это не стоит даже обращать внимание. Мы никогда не ставили перед собой задачу, конечной целью которой было бы получение награды. Мы всегда делали то, что нам интересно и приносит удовольствие. Взять, например, альбом "Спадчына Беларусі", который имеет просто невероятный успех для Беларуси. Каким образом он создавался? Мы столкнулись с тем, что выезжая за границу, нужно было что-то подарить о стране, а ничего особенного не было. Мы просто поехали по Беларуси и увидели, что у нас уникальная в плане синтеза архитектуры территория. В одной деревне могут быть синагога, православная церковь, католический храм, и мечеть еще вдалеке стоит. Такого может не быть вообще нигде больше в Европе и мире. Поэтому и решили "открыть" Беларусь и попали в точку - это оказалось востребованным. Альбом никто не может до сих пор переплюнуть, сколько лет прошло, хотя мы и не профессионалы в полиграфии по образованию. Нам не раз пеняли на это, но нашлись в Беларуси умные люди в лице директора Минской фабрики цветной печати Александра Аксененко, который на свой страх и риск взял и запустил этот проект. Как человек опытный он знал, что пойдет. Я тогда поспорил на 2 ящика шампанского, что в течение года альбом распродадут и на складах он не залежится. Альбом ушел за двадцать дней. Мы делали презентацию в Национальном художественном музее, когда оставалось всего 100 экземпляров от тиража. (Шампанское мне так и не вернули (смеется). Поэтому нужно идти к своей цели, добиваться. Год назад кто бы мог подумать, что мы откроем на набережной Круазет павильон, над которым будет развеваться белорусский флаг и там будет представлено белорусское кино.

Были ли вы на торжествах в Ружанах на днях и ваше вспечатление от реставрации дворцового комплекса?
,

- Нет, к сожалению, я не был на торжествах в Ружанах, потому что был занят на монтаже фильмов по итогам Каннского кинофестиваля, но я читал в Интернете об этом событии. Считаю, это прекрасно, что комплекс возрождается и там открылся правый флигель. Замечательно. Когда там сделают и левый флигель, то будет повод, чтобы это отснять. Подождем.

Какие фестивали вы еще посещаете?
Без подписи, Не указано

- Я посещаю еще Берлинский кинофестиваль и Венецианский кинофестиваль. Венеция - это город, который поглощает и в который не влюбиться невозможно.

Олег, если мы уже открыли свой павильон в Каннах, значит ли это, что и в следующем году он будет там, как бы автоматически, или страна должна проводить какую-то целенапрвленную работу в этом плане?
Маруся, Не указано

- Нужно целенаправленно проводить работу, готовиться, издавать на следующий год каталог. Нужно подготовить проекты. Определиться, чего мы хотим. Найти продюсеров, чтобы сделать копродукцию, найти с какой страной что мы будем заявлять. Вообще на Каннском фестивале, на Каннском кинорынке очерчивается работа даже не на год, а на пятилетку.

Олег, расскажите про национальный павильон, как это белорусам удалось "пробраться" в Канны? Я не считаю, что белорусский кинематограф - это образец для подражания, что может Беларусьфильм предложить европейскому зрителю?
Глеб, Минск

- "Пробраться" в Канны действительно нелегко. Даже если страна имеет деньги и желание, это не значит, что она получит павильон. Когда Белтелерадиокомпания подавала заявку в прошлом году, был дан ответ, что каннский кинорынок не располагает местами, нам могут предложить сделать свой стенд в подземном этаже или в отдельном здании, где выставляются кинопроизводящие компании. Но мы решили не останавливаться. Вместе с Александром Алексеевым активизировали работу, и на протяжении всего 2010 года велась переписка, переговоры с дирекцией кинорынка, мы убеждали, что Беларусь достойна иметь свой павильон и нам необходимо представлять свою страну. Нам удалось расположить дирекцию кинорынка к себе, подарили альбом "Наследие Беларуси". Они до сих пор вспоминают об этом, что очень приятно. Таким образом, мы вошли в доверие к дирекции и получили возможность открыть национальный павильон. Кстати, в этом году свои павильоны впервые также открыли Азербайджан, Эстония и Черногория. Причем Азербайджан и Эстония не в основной деревне, так как мест не было. Хотя Азербайджан, казалось бы - страна, которая имеет колоссальные финансовые возможности. Поэтому, я считаю, что для Беларуси открытие своего посольства в основной деревне - это очень важный шаг.

Не вытеснят ли современные технологии, спецэффекты и 3D настоящее художественное кино?
Виталий, Не указано

- Я думаю, что не вытеснит, потому что художественное кино все равно остается. Понимаете, какие бы спецэффекты не были, они все равно устаревают. Взгляните на спецэффекты, которые были 20 или 10 лет назад. Посмотрите фильмы, где у кого-то еще пейджер или огромный телефон. Это все смешно. Сегодня, когда мы смотрим фильмы без всех этих наворотов, где самый лучший принцип монтажа - это жесткий стык, мы восхищаемся этими лентами. Потому что для меня основной, самый лучший спецэффект - это красиво выстроенная композиция и картинка. Она останется навсегда красивой, независимо от того, как там и что там на ней будет превращаться или исчезать.

Олег, вы являетесь членом Республиканского общественного совета по делам культуры и искусства при Совете Министров Беларуси - что входит в ваши задачи? И чем вы уже можете "похвастаться"?
Элеонора, Не указано

- Этот совет заседал уже два раза, и, я считаю, что это важное событие в белорусской культуре, потому что какие-то глобальные и важные вопросы, задачи, которые ставятся перед этим советом, там можно непосредственно решать и вообще корректировать политику в сфере культуры. Следующее заседание пройдет осенью. Оно будет посвящено сохранению культурно-исторического наследия. В совет входят знаковые люди нашей культуры, и мое участие в нем считаю поощрительной премией. Такие советы, безусловно, нужны, потому что только, когда человек высказывает свою точку зрения, отстаивает свои мысли, рождается истина. Это должно принести пользу нашей культуре.

Такая интересная страничка на Википендии о Вас. Кто писал там о Вас?
Катя, Не указано

- Википедию создают ее авторы. Мой электронный ящик открыт на портале Белтелерадиокомпании. Ко мне обратились люди, которые сказали, что могут сделать такую страницу и будут обращаться ко мне за информацией. Я зашел на Википедию, посмотрел, что это такое, и у меня не возникло никаких возражений, чтобы эта страничка присутствовала, чтобы ей кто-то занимался, чтобы она обновлялась каким-то образом. Эти контакты поддерживаются через e-mail.

Вы общались с классиками мирового кино, а кто из них произвел на вас самое большое впечатление? И чем именно?
Нина, Минск

- На меня все, с кем я общался, производили неизгладимое впечатление, потому что я их сам выбирал. Никто не навязывал мне никогда ничего. Если я захотел с кем-то общаться, ставил такую цель, не получалось, к примеру, в первый раз, получалось во второй (хотя таких случаев у меня практически не было). То есть если я хотел получить это интервью, я это интервью получал. Все эти люди интересны своим жизненным опытом, они достигли в жизни очень многого. И уже общение с ними я расцениваю как огромный мастер-класс для себя и как ценнейшее деление опытом со мной. В этом плане, я отношу себя к привилегированной личности, потому что имею возможность получить информацию от таких признанных людей. Ведущий: - А есть кто-то, кто, например, друг среди звезд, чтобы вы могли позвонить и сказать: "Привет, Вуди, как дела?" Лукашевич: - Вы знаете, у меня очень хорошие отношения сложились с Кшиштофом Занусси. Я познакомился с ним в 1996-м году на Каннском фестивале, и несколько раз привозил в Минск с премьерными показами. У меня с ним очень хорошие отношения. И Занусси назвал меня своим послом в Беларуси. Это уникальный человек, очень открытый для всех, его дом - это не дом, а гостиница. Он даже построил себе сейчас новый дом, а рядом в старом доме он размещает всех, кто к нему приезжает, никому не отказывает. Он настолько современный, подвижный человек, что можно только позавидовать. Меня очень впечатлил Пьер Карден своей жизненной энергией, цепкой хваткой за все новое. У него блеск в глазах, которого не увидишь и у многих молодых. Великий философ, так скажем, Пол Верховен. Та же Катрин Брейя - насколько чувствуется у нее все-таки литературная база, великое литературное начало. Не зря Федерико Феллини работал с ней. Когда ее слушаешь, то просто восхищаешься всеми словами и синонимами, которые она подбирает. Насколько чувствуется этот литературный дар.

Хочу поблагодарить Вас Олег и Александра Алексеева за прекрасные презентационные альбомы о Беларуси. Думаете что-то в этом направлении делать еще? Удачи Вам и всех благ.
Инна Селещук, Минск

- У нас есть в мыслях продолжать эту серию, и мы планируем сделать следующий альбом "Наследие Беларуси Радзивиллов". Т.е. все, что сохранилось на территории Беларуси от Радзивиллов. Это наш самый главный принцип - вещи, предметы искусства, которые мы включаем в альбомы, должны находиться на территории страны. Когда он будет готов, зависит от работ в замке, потому что сам замок необходимо привести в порядок, парк нужно привести в порядок, для того, чтобы потом это полноценно представить в альбоме.

Олег, как пришла идея снимать "Эпоху"?
Анжела, Минск

- Мы с Александром Алексеевым задумали такой полномасштабный художественный проект "Наследие Беларуси", который включает проведение фотовыставок, издание альбомов, создание телевизионных фильмов и программ. Первым в этом проекте был цикл "Наше наследие" о 100 наиболее значимых архитектурных памятниках Беларуси. В 2001-2002 годах мы объездили всю Беларусь. Одними из первых на белорусском телевидении представили такого рода проект. Тогда никто не ездил столько, не было столько программ на эту тему. Был, наверное, даже только один канал. И случился взрыв, потому что зрители заинтересовались. Мы получали огромную почту, отзывы. Люди не представляли, что кроме Мира и Несвижа что-то еще есть. А мы откапывали какие-то поместья, какие-то церквушки интересные с росписью или какие-то костелы, где сохранились уникальные фрески 17-18 веков. Мы стали снимать 13-минутные программы. Каждую неделю выходила новая. С собой у нас была обязательно фотокамера. Когда собралось огромное количество фотографий, мы в 2003 году в Музее современного искусства устроили нашу первую выставку. Она была разделена на 3 части: усадьбы Беларуси, храмы Беларуси, замки и дворцы Беларуси. Ее увидело много людей. Потом появилась идея собрать все это в макет и сделать в виде альбома. А дальше нам захотелось рассказать об исторических личностях, которые родились на территории Беларуси и внесли огромный вклад в мировую культуру, науку. Тот же Марк Шагал. Никто не сделал больше для пропаганды Витебска, чем он. Сегодня во всем мире знают Витебск и Марка Шагала. Могут путать, где этот город - в России или даже в Литве - но он четко ассоциируется с именем этого художника, а это огромная пропаганда для страны. Мы в каждом фильме ставим задачу открыть что-то новое. К примеру, фильм о Марке Шагале был готов на 80%, и тут мы узнаем, что в Монако живет сын Марка Шагала - Дэвид Макнил. А во всех источниках период жизни Шагала с американской женой вычеркнут, про сына вообще никто ничего не знает. Мы созваниваемся с ним - и он соглашается на интервью, которое мы через пару дней записываем в Париже и которое полностью меняет всю концепцию фильма. Оно становится открытием. Потом едем в США, где находим дом Марка Шагала, в котором он жил с Беллой, едем на Клюквенные озера, где скончалась Белла. Работаем в тамошнем архиве… и в своем фильме рассказываем подробности, которые никогда и нигде не публиковались. В деревне Хайфолс мы побеседовали с соседкой Шагала. Она рассказала, что когда дом был продан, новая хозяйка увидела, что все стены расписаны художников, на чердаке масса акварелей, рисунков, писем, и так как она, видимо, не была поклонницей творчества художника, все это немыслимое по нынешним временам богатство просто сожгла. Так что в каждом фильме у нас обязательно какое-то открытие.

Олег, не кажется ли Вам, что последние Ваши фильмы о Каннах, показанные по Первому, рассчитаны не на простого зрителя, а на специалистов, причем даже не творцов, а менеджеров от киноиндустрии.
Игорь, Минск

- Это может быть мнение данного зрителя. Моей задачей являлось сделать фильм понятным для широкого круга зрителей. Там обо всем доступно и четко рассказано, в них нет воды какой-то специфической, нет желтизны, на которую сейчас так падки многие телепроекты. У меня такой задачи никогда не было. Желтизну я отметаю изначально. Я понимаю, что она привлекает восемьдесят процентов аудитории, что зрителей больше интересует стоимость платья Анжелины Джоли и кто с кем переспал. Однако, я повторяю, что желтизна не является для меня основой. Есть другие каналы, которые уделяют этому время. Моей задачей было акцентировать внимание на то, кто получил основные награды, с ними взять интервью и узнать, как они это все расценивают.

Можно ли найти Вас в интернете, социальных сетях? Активно ли вы общаетесь виртуально?
Анжела, Минск

- Я недавно завел свою страницу на Facebook, поэтому там я есть. В других социальных сетях меня нет, потому что нет на это времени.

Может сложились какие-то анекдоты про Каннский фестиваль? Или может есть какие-то забавные журналистске байки?
,

- Нет, я такого не слышал.

Можно ли на таких крупных фестивалях завести важных друзей. Или такие люди близко не подпускают к себе?
Вика, Не указано

- Конечно же, если ты аккредитован, если ты имеешь возможность попасть в этот мир. В этом году у меня было приглашение от президента фестиваля Жиля Жакоба на торжественный ужин по случаю закрытия фестиваля. Через столик от меня сидели все члены жюри - Ума Турман, Джуд Лоу, еще через столик Эмир Кустурица. За моим столиком сидел директор Каннского кинорынка, представители ОАЭ, крупнейший продюсер Испании, директор Берлинского кинорынка. И мы не просто сидели, мы общались, и, конечно же, обменялись визитками, и, конечно же, это связи, это наработка на будущее, это возможность контактировать. Буквально сегодня я уже получил от директора Берлинского кинорынка письмо… Канны - это место важных встреч, туда люди ездят не просто потусить, т.к. это очень дорого. Туда ездят больше из профессионального интереса. Это бизнес. Потусить туда приезжают богатые русские и еще кто-то, кто может себе позволить купить билет за три тысячи евро, пройти покрасоваться по красной дорожке. Их могут пустить, а могут и не пустить, несмотря на то, что они на дичайшем английском будут кричать: "Я заплатила три тысячи евро, чтобы сидеть в одном ряду с Антонио Бандеросом, а вы меня не пускаете!"

Как Вы думаете, гонорары голивудских звезд слишком раздуты по сравнению с доходами талантливых людей в других сферах?
Без подписи, Не указано

- Конечно, я считаю, что неимоверно раздуты. 20 миллионов долларов гонорар! Это несопоставимо с той отдачей, которую дает актер. Но дело в том, как у же сказал в начале, что они - продукт. Чем дороже актер себя выставят, тем больше будет заинтересованность, тем громаднее бюджет фильма, тем больше скандалов, рекламы и все будут думать, а что там такое, а после придут - и все, вложенные деньги могут и не вернуться.

Очень хочется посмотреть хороший романтический фильм без всяких трагедий, исключительно положительный. Так сказать фильм-мечта. Может посоветуете что-то из современного? И вопрос, почему хороший фильм должен быть обязательно драматичым... в каждой бочке меда всегда есть ложка дегтя.
Без подписи, Не указано

- Людей всегда больше интересуют какие-то переживания, что-то пресное не увлечет никого. Нужна какая-то "причинка", "желтизна", горчинка и так далее. Поэтому вы - зрители - требуете этого. И ваш заказ выполняют: будет кровь, убийства, изнасилования и т.д. Вы смотрите это по телевизору либо в кинотеатре, вы это оплачиваете. Если ваши предпочтения изменяться, значит, киноиндустрия должна будет повернуться в другую сторону. Я опять же рекомендую вам посмотреть фильм "Мария-Антуанетта". Он такой милый, не отвлекающий. Ведущий: - Вы же говорили, что там финал плохой. Лукашевич: - Ну финал плохой там не показывают. Слава богу, София Коппола не показала, как отлетает голова у Марии-Антуанетты. Это уже наши фантазии. Можете смотреть первую половину фильма. Я всегда смотрю до того момента, как ее усаживают в карету и увозят.

Олег, когда белорусские фильмы будут представлены на престижных кинофестивалях таких как Каннский?
Анна, Минск

- Дело в том, что это абсолютно не заоблачная мечта. Это реально. Мы год назад не предполагали, что будет национальный павильон. А в этом году он появился, более того - успешно и эффективно сработал. Понимаете сегодня важно выступить с продукцией, произведенной в сотрудничестве с какой-то страной. Это не только расширяет рынок сбыта, но и позволяет появляться на таких престижных форумах, как Канны, Берлин или Венеция. К примеру, Украина сняла фильм "Счастье мое" Сергея Лозницы в сотрудничестве с Нидерландами и Германией. Пожалуйста! И была в конкурсе Каннского кинофестиваля. В этом году Александр Миндадзе представляет фильм по чернобыльской тематике "В субботу", где также Украина заявлена. "Беларусьфильму" тоже предлагали участвовать. Не знаю, почему этот проект не состоялся. А сложись все по-другому и наша страна могла бы быть заявлена в главном конкурсе Берлинского кинофестиваля в этом году. Так что все реально.

Олег, какой фильм вы смотрите, когда грустите или наоборот, когда в хорошем настроении?
Евгения, Не указано

- Я очень люблю фильмы с Фаиной Раневской, особенно довоенного периода. Иногда можно их посмотреть, хотя я не поклонник советского строя и ностальгии никакой по нему нет, но игра актеров... "Турист" мне очень понравился с Анджелиной Джоли. Кстати, фильм с белорусским участием. Там мафия почему-то говорила на белорусском языке: "Трэба яго забіць!" Фильм прекрасен в том плане, что это легкое чтиво. На Анджелину Джоли следует посмотреть, потому что она прекрасна. Она этот фильм спасает, он на ней держится, плюс музыка там великолепная, интрига. А эти съемки в Венеции - просто шикарно!

Есть ли шанс у Минского кинофестиваля "Лістапад" дорасти до Каннского.
Без подписи, Не указано

- Я думаю, что Минскому кинофестивалю, возможно, и не надо ставить такую задачу дорасти до Каннского, потому что это несравнимые бюджеты. К примеру, Каннский кинофестиваль - это 20 миллионов евро. Поэтому "Лістапад" должен выработать какую-то свою конкретную программу, в которой он будет, так скажем, идентичен, в которой он будет эксклюзивен и за которую его будут ценить. Ведущий: - А чтобы вы посоветовали "Лістападу", уже видя уровни разных европейских и мировых фестивалей? Лукашевич: - Я бы посоветовал фестивалю полностью обновить дирекцию. Нужны люди, которые бы понимали актуальность и тематику кинематографа, а не просто были бы сторонними наблюдателями где-то там в Берлине или в Канне, нужно, чтобы они были вхожи в определенные структуры, которые могут на этот фестиваль повлиять.

Олег, а вы художественную ленту не планируете снять? И если бы вы были режиссером полнометражной картины, про что был бы ваш фильм?
Екатерина, Москва

- Я планирую заняться художественным кино. Такие мысли есть. И они уже не один год циркулируют у меня и возможно это во что-то выльется.Ведущий: - То есть пока еще нет сюжетной линии? Нет. Сюжетная линия есть. И я еще думаю о нескольких вариантах. Мне хочется снять исторический фильм, очень дорогой, и хочется снять современный фильм. Я буду исходить из того, на каком уровне у меня будет готов основной сценарий и на каком уровне будет финансирование. Потому что, конечно же, легче найти финансирование на современную ленту, чем на дорогой исторический фильм.