Онлайн-конференция

Новый вопрос 13.03.2014 11:00:00

Доброго времени суток, Михаил Павлович. Не знаю, есть ли место подобным вопросам в этой конференции, но всё же. Наверное, у каждого в жизни был такой переломный момент, который определял всё дальнейшее будущее человека. А в вашей жизни имел место случай, благодаря которому вы стали частью БГУИРа, или всё было несколько прозаичней? Если какой-то случай всё-таки повлиял на вашу связь с БГУИРом, то можете ли вы представить, как сложилась бы ваша дальнейшая жизнь, закончись этот случай по-иному?
Даниил, Минск

- Романтический такой вопрос. Я поступал в МРТИ второй раз после службы в Вооруженных Силах в 1970 году. Приехал на вокзал и все время думал о МРТИ, но тут увидел рядом с вокзалом здание БГУ и у меня возникли колебания... Однако, подумавши, остался верен той задумке, с которой ехал, и поехал на троллейбусе по проспекту в МРТИ, сдал экзамены и поступил. Колебания были минутные. МРТИ тогда был очень престижный институт, как говорят, на гребне научно-технической революции, готовил специалистов для современной радиотехники. Поэтому я не совершил ошибки, и как поступил в 1970 году, так и остался в нем работать. Вот уже 44 года.

В новостях говорили, что чикагские студенты учатся в БГУИР дистанционно. А есть ли какие-нибудь курсы при БГУИР от чикагских учебных заведений, по каким предметам и можно ли их пройти в Минске при вашем вузе?
Олег, Не указано

- Пока в полной мере этого нет. Но проект обучения жителей США у нас развивается, мы на нем многому учимся. Мы сейчас готовим 12 американцев по специальности "программируемые мобильные системы". Осваиваем опыт, готовим мощное учебно-методическое обеспечение этого процесса на английском языке, изучаем мировой опыт и знаем, что можно предлагать услуги не только обучения по специальности, но и обучения по отдельным дисциплинам, по отдельным курсам. Это может быть повышение квалификации, это может быть переподготовка. Со временем то, о чем говорят в вопросе, появится. Но, кроме учебного процесса, о котором спрашивает молодой человек, у нас есть очень хорошее сотрудничество с организацией, компанией, которая является членом Иллинойской технологической ассоциации, это тоже в городе Чикаго, "Форте-групп" называется компания, ею руководит наш выпускник. У нас с ними есть договоренность о подготовке наших студентов в определенной области, например, сейчас мы их обучаем по операционной системе Андроид. Это не входит в состав учебной программы, студенты, желающие изучить это отдельно, пока бесплатно, записываются, и мы их обучаем. Так вот, для них идет обучение и нашими специалистами, и специалистами Иллинойской технологической ассоциации, которые читают лекции из Чикаго по видеоконференц-связи, и наши студенты это принимают. Поэтому, для того чтобы молодому человеку попасть на эти курсы, надо поступить в БГУИР, потом доказать, что он может, помимо выполнения учебного плана на "хорошо" и "отлично", еще чем-то заниматься, а это мы проверим за год-два и потом пригласим его на эти курсы. Перспектива есть. Совместно с этой компанией – членом Иллинойской технологической ассоциации мы создали в университете научно-практическую лабораторию Android Software Centre. Как раз в этом центре все техническое обеспечение позволяет организовывать процесс так, чтобы специалисты из Чикаго читали нам лекции. Безусловно, на английском языке. То есть студенту надо еще английский язык знать. Отвечая молодому человеку, надо сказать, что ко всему нужно быть готовым.

Я в курсе, что в Чикаго уже работает филиал кафедры проектирования информационно-компьютерных систем Белорусского государственного университета информатики и радиоэлектроники. Как проходит учеба? И почему возникала необходимость октрыть там свой пункт?
Виталий, Бобруйск

- Сначала возникла идея - организовать обучение жителей США на английском языке по дистанционной форме в нашем университете. Идея возникла и подана нам из Америки. Наша выпускница МРТИ 1970 года теперь является владелицей "Computer Systems Institute ", который работает на уровне высшего колледжа. Она предложила обучать студентов на площадке института у нас по дистанционной форме для получения высшего образования. Эта идея была озвучена в ноябре 2012 года. У нас неплохая интуиция и мы стали над этим работать. Сначала открыли специальность под это обучение, назвали "программируемые мобильные системы", учебный план этой специальности прошел экспертизу у нас в Министерстве образования и был утвержден и в Министерстве образования штата Иллинойс. Кстати, в Америке в каждом штате свое Министерство образования и даже есть свои правила, нормы. После этого мы осуществили набор на обучение и сейчас это делаем. Потом собеседование для тех, кто пожелал обучаться, оформление на обучение - все это должно делаться там, на той площадке, так как это дистанционная форма обучения. Мы сразу поставили цель - к нам они приезжать не должны. Мы заключили договор о сотрудничестве, создали там площадку в виде филиала университета и работа пошла. Правда, есть пока проблема с нормативной документацией в Беларуси. Например, требуется собеседование для зачисления иностранного гражданина очно. Поэтому мы посылаем туда специалистов, которые с ними беседуют, привозят комплект документов, мы здесь оформляем и зачисляем. Я думаю, интенсивность работы на этой площадке будет возрастать, потому что они рекламу постоянно дают и все больше молодых людей обращаются за консультацией, как попасть на это обучение, как оформить и т.д. Кстати, перед тем как заключить договор и перейти к практической реализации зачисления, мы побывали в командировке - я, декан, завкафедрой факультета, на котором идет обучение, познакомились с этим институтом, убедились, что там хорошая база, возможности, заключили контракт, торжественно открыли этот филиал. Сейчас уже прошла аттестация по некоторым предметам обучающихся студентов - они сдали экзамен или зачет. Происходило это следующим образом: студенты в Чикаго приходят в аудиторию, выходят на связь с нами, здесь у нас преподаватели, в режиме видеоконференцсвязи проводят аттестацию и составляют протокол. Весь процесс занимает 2 часа времени. Они все в одной аудитории, аттестуется один, а остальные все видят, набираются опыта. Растет интерес к обучению, мы получаем сигналы с той стороны, что, возможно, придется открыть еще один филиал. Мы открыли филиал в Бостоне, потому что там есть представительство этого института ("Computer Systems Institute "). В Чикаго в этом институте обучается 3700 студентов, получающих образование на уровне колледжа, а в Бостоне 600, всего 4300. Для частного учебного заведения это очень хороший показатель по численности.

Расскажите о двухступенчатой системе образования, она уже действует в университете?
Алла Николаевна, Минск

- В 2011 году было педагогическое совещание с участием Президента, именно тогда Александр Григорьевич сказал о том, что необходимо думать об оптимизации обучения в университетах. Оптимизации и по срокам, и по практико-ориентированной подготовке. Мысль Главы государства стала сигналом к анализу существующих учебных планов. К этому вопросу в нашем университете подошли очень ответственно. Мы увидели, что можно оптимизировать учебные планы, например, исключая пересекающиеся части и разделы разных дисциплин. При этом можно построить план за 4 года вместо 5. Я гарантирую, что мы разработали учебные планы по 4-ех летней форме обучения без потери тех компетенций, которые давали за 5 лет. Более того, после оптимизации по некоторым специальностям у нас появились резервы для углубленных профессиональных знаний. Сейчас уже можно говорить о первых результатах данной оптимизации: состоялась зимняя экзаменационная сессия и она более успешная, чем зимняя сессия прошлого первого курса.

Прекрасный университет! Самые добрые и приятные воспоминания о годах учебы в нем. Спасибо большое всем преподавателям и сотрудникам. Успехов, процветания, новых достижений!
Наталья, Минск

- Спасибо. Наталья, за теплые слова. Это очень приятно слышать.

как будете праздновать юбилей университета?
Игорь, Минк

- Хороший вопрос. Мы готовиться к юбилею начали еще 10 лет назад, когда отпраздновали сорокалетие. Это звучный юбилей, красивый. Мобилизовали коллектив, университетское сообщество, чтобы подойти к этому юбилею в хорошей форме. Год назад мы обратились к нашим выпускникам через сайт, а многим послали персональное приглашение собраться и обсудить, как мы будем готовиться. Примерно около 100 выпускников, которых мы назвали успешными, приехали и мы обсудили план подготовки. Родилась идея назвать этот проект "50 идей к юбилею". В список вошли, конечно же, символика, значки. Мы издали хронологию, сейчас ее и проспект университета вручаем, и многое другое. В том числе запланировали довести до хорошего состояния, например, учебно-лабораторную базу к юбилею. Много мероприятий. Они есть на нашем сайте. Сейчас начинаются конкретно уже празднования. Первое мероприятие было плановое и состоялось очень красиво. Это было 27 февраля в день подписания в 1964 году постановления правительства Белорусской Советской Социалистической Республики о создании Минского радиотехнического института. В этот день у нас прошла очень красивая акция - презентация и гашение юбилейного конверта Белпочты с символикой нашего университета, причем, что интересно на эту презентацию прибыл первый заместитель Министра связи и информатизации - наш выпускник 2001 года - Шедко Дмитрий Геннадьевич, прибыла генеральный директор РУП "Белпочта" и еще много гостей. Состоялось торжественно гашение конверта, которых выпущено 30 тысяч, а Белпочта пользуется связью со 192 странами и она обязана в каждую страну этот конверт поставить, т.е, 192 страны мира получили наш персональный конверт, его можно купить в киоске. 27 февраля Президентом нашей страны Александром Григорьевичем Лукашенко был подписан Указ о присвоении Белорусскому государственном университету информатики и радиоэлектроники Почетного государственного знамени Республики Беларусь за особые заслуги в подготовке специалистов для народного хозяйства республики, подготовки специалистов высшей научной квалификации и социально-культурном развитии. Это очень почетно. Сегодня у нас в университете открылась конференция, которая называется "Великие преобразователи естествознания". Она проходит раз в два года. Мы выбираем гениального человека, который действительно в естествознании сделал какие-то революционные достижения, и потом в течение года изучается его биография. Все заинтересованные приезжают к нам на конференцию. В этом году выбор пал на Коперника. 15 марта в 15 часов состоится рекламная кампания юбилея. Мы заключили договор с Национальной библиотекой, и на всей ее площади будем рекламировать наш университет. 18 марта будет открыта юбилейная научно-методическая конференция, в этот же день будет открыта юбилейная выставка достижений нашего университета. 20 марта - финиш юбилея - в 10 часов состоится торжественное расширенное заседание ученого совета университета. Приглашено множество гостей и выпускников. Я выступлю с докладом об истории нашего университета, затем нас поздравят гости. Далее, в 17.30, состоится финальное массовое мероприятие в Большом театре оперы и балета, где нам будет вручено Почетное государственное знамя Республики Беларусь и высшие награды для некоторых наших сотрудников, состоится торжественный концерт.

Сколько абитуриентов поступало в прошлом году и сколько планируется в этом? сколько планируется набрать. Привидите цифры, пожалуйста.
Анастасия, Слуцк

- Хороший вопрос, нужный для абитуриентов. У нас было в прошлом году плановых 1115 мест на бюджетное обучение, подали документы около 2 000 абитуриентов. У нас работает пока единственная в республике автоматизированная система подачи заявлений о зачислении студентов. Процедура сводится к тому, что абитуриент показывает паспорт, и по номеру его паспорта из электронной базы извлекаются все сведения об абитуриенте, а они есть, потому что он сдавал тестирование, тут же все распечатывается, он подписывает и уходит. Это единственный вуз в стране, где такой комфорт для абитуриента. Абитуриент при желании может потрудиться над тем, чтобы указать в заявлении не одну специальность, а до семи в порядке приоритета. В прошлом году так было. Зачисление происходит следующим образом: около 2 000 абитуриентов мы получили в базе, алгоритм работает так, что из этих 2 000 были выбраны 1115 лучших, расставлены по порядку и зачислены в университет. Затем работает компьютерная программа по зачислению этих абитуриентов по указанным специальностям. Система их сама расфасует, и мы их зачисляем. Для того чтобы попасть к нам в университет, нужно было набрать минимум 261 балл, это очень высокий балл. Оставшиеся около тысячи абитуриентов могли пойти в другие вузы на платное обучение, могли пойти к нам. В итоге мы набрали на платное обучение 927 человек. На платное обучение баллы были меньше. Вот такая была прошлогодняя статистика касательно дневного обучения, про заочное не спрашивают. Есть еще сокращенная форма. Всего мы набрали 4000 человек, потому что есть еще заочное обучение - бюджетное и платное, дистанционное и сокращенное. Сокращенное обучение – это для выпускников ССУЗов. В этом году общая численность выпускников ССУЗов меньше, если в прошлом было 62000, то в этом 55000, мы в БГУИР ожидаем не меньшее количество, чем в прошлом году, желающих попытаться поступить к нам. В этом году мы позволяем абитуриенту указать не семь специальностей, а все специальности нашего университета – 34 по технико-технологическому профилю, 2 по инженерно-экономическому – и расставить в порядке приоритета. Почему мы так сделали? В прошлом году примерно сто человек указали семь специальностей, но на них не попали, мы их зачисляли на другие специальности, но это мы принимали решение, а хотелось бы, чтобы решал сам абитуриент. Еще в этом году абитуриент будет иметь возможность с любого компьютера заполнить заявление в наш вуз, расставить по приоритету все специальности и отправить нам на сайт обратно. Приехать и распечатать все на месте. Если по дороге в вуз он передумает и решит переставить специальности, то у нас на втором этаже в холле оборудовано 10 рабочих мест, он может сесть, вызвать свое заявление, переформатировать и вновь отправить.

Будет ли Ваш университет принимать участие в создании программы "Умного города" Минска? Возможно ли нам достигнуть таких результатов, как в Южной Корее или в том же Сингапуре в этих технологиях?
Михаил, Жодино

- Конечно, университет будет принимать. Если вы заходите на сайт нашего университета, то знаете, что в 2012 году была объявлена акция "100 идей для Беларуси". Наши студенты участвовали и выиграли. Одна идея нашего студента попала в лучшие сто идей, она касается устройства "умного дома". Это первый шаг, чтобы построить "умный город". Обязательно будем участвовать. Михаил, поступайте к нам и будем вместе это делать.

какие специальности в Вашем университете сейчас наиболее востребованные? Хочу стать программистом.
Дмитрий , Брест

- Безусловно, мы все понимаем, что информационные, инфокоммуникационные технологии проникают во все сферы жизни нашей деятельности, в сферы народного хозяйства. Они нужны везде. Поэтому мы последние 3-4 года при формировании новых стандартов специальностей позаботились, чтобы любой наш вузовский специалист имел очень большую компоненту изучения информационно-коммуникационных технологий. Даже если специальность "радиотехника", кому-то она говорит, что здесь будут заниматься радиотехническими устройствами, что-то паять, собирать, то он заблуждается. Новый учебный план предполагает большую компоненту информационных технологий. Сейчас радиотехника неотделима от информационных технологий. Сейчас не говорят отдельно об устройстве и программном обеспечении, говорят программно-аппаратный комплекс. У вас мобильный телефон - это программно-аппаратный комплекс. Конечно, из 34 специальностей, которые мы предложим в этом году нашим абитуриентам по технико-технологическому профилю, есть специальности, которые можно трактовать как приближенные к программистским. Там очень серьезная математика, алгоритмика. Это надо понимать. Так что, Дмитрий, надо расставить 34 специальности в порядке приоритета, пройти успешно ЦТ, и судьба вынесет вас на какую-то специальность. Там вы получите что хотите, а дальше все будет зависеть от вас.

Добрый день ! Скажите пожалуйста ,когда в университете сделают нормальные перерывы, как в других ВУЗах ,а так же уменьшат продолжительность пар ? Заранее благодарю за ответ.
Андрей, г. Минск

- Есть определенные стандарты: пара – два академических часа по 45 минут. В 2000 году у нас обучалось 8264 студента, потом мы открыли магистратуру, набрали иностранных граждан, их у нас обучается 530. На данный момент у нас обучается около 17 тысяч студентов, поэтому в составлении расписания есть определенные проблемы. Мы можем продолжать обучаться с такими же небольшими перерывами, либо увеличить перерывы, но при этом набрать на 5000 тысяч меньше студентов.

Ближайшие планы на будущее?
Валерия, г. Мосты

- Мы открываем одну очень интересную специальность. Идея возникла при обучении жителей США по дистанционной форме. Мы вышли с этой идеей, согласовали учебный план. В Министерстве образования уже утвердили стандарт. И мы будем производить набор наших белорусских ребят на дневную форму обучения. Специальность называется "информационные системы и технологии в бизнесменеджменте". В прошлом году мы открыли "программируемые мобильные системы" для обучения пользователей США. Министерство образования нам разрешило открыть 15 бюджетных мест и на дневной форме обучение. Подали заявление 63 человека. Мы набрали 15 с баллом 300 и выше, остальным предложили платное. На платное пришли еще 45. Итого, 60 человек. По названным специальностям можно будет обучаться на английском языке. Мы сейчас обучаем иностранных граждан на английском языке по 4 специальностям. Это единственный вуз в республике, который обучает по техническим специальностям на английском языке. Медицинские университеты раньше подошли к этому опыту, но им проще. В этом году будем расширять до 6, а еще через год до 10 специальностей. И будем предлагать нашим белорусским гражданам обучение на английском. Это тоже перспектива. Буквально в начале апреля мы открываем 2 новые научно-производственные лаборатории, совместные БГУИР и компании Cisco. Там будет проходить обучение по стандартным дисциплинам учебного плана и будут предлагаться компанией Cisco изучать еще дополнительно факультативные дисциплины сверх учебного плана. У нас очень хорошая перспектива наметилась в развитии совместно с КНР. Мы сейчас выполняем 22 контракта с зарубежными партнерами на общую сумму 15 миллионов долларов. Мы уже два года прорабатываем с одним китайским институтом наши исследовательские вопросы. В марте наша делегация едет туда, в мае и июне. Предполагается три контракта. Что это значит для студентов? Дело в том, что исследовательские направления этих контрактов совпадают с учебными направлениями. Студенты, обучающиеся у нас, при желании, смогут работать и исследовать в рамках этой тематики. Планы грандиозные. Корпус новый будем вводить с 1-го сентября. Будем широко внедрять дистанционные образовательные технологии во все формы обучения. Сейчас в мире дистанционные технологии используются очень широко и для обучения, и для повышения квалификации, и переподготовки. Все это мы будем брать за основу и на русском, и на английском языках.