Онлайн-конференция

Новый вопрос 25.10.2011 9:00:00

Будет ли повышена оплата за обучение? Если да, то когда и на сколько?
Дарья, Минск

- Вы знаете, что это обсуждается сейчас. И с каждым повышением ставки 1 разряда в вузах меняется обычно плата за обучение. C 1 октября ставка 1 разряда выросла на 28. Есть разъяснение Министерства образования, что рекомендовано повышение до 25, выше плату рекомендовано не повышать. Мы сейчас этот вопрос в БГУ обсуждаем, пока решения никакого нет. Возможно, мы будем повышать не с 1 октября, а 1 ноября, но насколько - пока непонятно. В ближайшие неделю-две это решение будет принято. Какое-то повышение, скорее всего, будет, потому что вузы просто не выживут. Расходы сильно выросли, и коммунальные, и зарплаты с 1 октября увеличились у преподавателей. Поэтому этот процесс неизбежен. Вопрос - насколько.

В каких международных образовательных программах сегодня может принять участие студент БГУ?
Павел, Не указано

- На нашем сайте есть информация управления международных связей о различных программах. В университете особенно много образовательных программ. Есть и научные, но с ними сложнее. Ты должен получить научные результаты и зарекомендовать себя. В образовательных немного проще. Это такие программы, как Tempus, Erasmus Mundus, и ряд других, которые по-крупному идут в университете. Есть еще различные гранты, информация о них также доступна. Но чтобы как-то куда-то продвинуться студент должен быть активным. Не просто сидеть и ждать, когда тебя пригласят участвовать в программе, за рубеж и т.д. Активные ребята, которые занимаются научными исследованиями, участвуют в общественной жизни, становятся видны на факультете, на своих кафедрах, и тогда, вместе с профессорами, руководителями факультетов они участвуют в программах. Каждая страна выделяет гранты для молодых ученых. БГУ имеет более 250 соглашений, подписанных с университетами более 50 стран. В рамках этих соглашений происходят обмены, но, еще раз подчеркиваю, надо быть активным в разных направлениях, и все получится.

Как оцениваете изменение уровня знаний абитуриентов с годами? Он становится лучше или хуже? С чем это, по-Вашему, связано?
Наташа, Не указано

- Я бы не сказал, что он становится хуже. Потому что если взять нынешнего студента, сравнить с 10-летними, 20-летними студентами, с нами, в принципе, ребята становятся все лучше и лучше. Это я говорю, в первую очередь, о БГУ и БГУИР, где я преподавал когда-то. Студенты умные, толковые, хорошие. Я не согласен с тем, что нынешние студенты хуже, чем студенты 20 лет назад. К нам приходят хорошие студенты. А про абитуриентов тоже споры разные идут. Даже если по ЦТ в этом году средний балл набран меньше, чем в прошлом. Директор Республиканского института контроля знаний считает, и я с ним согласен, что нельзя сравнивать результаты ЦТ этого года с прошлым. Разные по сложности задачи даются, разные условия. Все нормально у нас идет. И хорошие приходят студенты, которые становятся хорошими специалистами.

Сергей Владимирович, как объяснить то, что питание в столовой, скажем, БНТУ гораздо дешевле обедов в нашем университете?
Саша, Минск

- Я не знаю, откуда у человека такая информация. Я, правда, не обедал в столовой БНТУ, а в столовых БГУ не дорого. Обед стоит порядка 10 тысяч. Я не знаю, где в городе вы пообедаете на такую сумму. А если в БНТУ еще дешевле, я рад за наших коллег.

Какие новые специальности планируется открыть в ближайшее время, а от каких наоборот – отказаться?
Лариса Михайловна, Минск

- Белорусский государственный университет каждый год вводит новые специальности. В этом учебном году у нас появились биохимия, микробиология, управление информационными ресурсами, введено много специализаций и направлений. Большие конкурсы на эти специальности подтвердили правильность нашего выбора. Сейчас мы формируем программы на следующий год, пока окончательных решений нет. Где-то в ноябре мы определимся по новым специальностям и направлениям, объявим их до конца года и будем предлагать абитуриентам. Порядка 3-5 новых специальностей и 10-15 направлений и специализаций открывается в университете ежегодно. Такие же планы и на следующий год. Приемная кампания этого года для БГУ прошла очень удачно. К нам пришли хорошие студенты-первокурсники. Если брать баллы ЦТ, которые в той или иной степени мы сравниваем, то и проходной балл высокий, и средний балл студентов, которые были зачислены, выше, чем в прошлом году. Мы взяли хороших студентов и по качеству, и по количеству. Особенно нам приятно, что на естественно-научные факультеты, которым мы уделяем особенно большое внимание (это математика, физика, прикладная математика, радиофизика), пришло больше студентов, чем это было в 2010 году. Для нас это очень приятно. Мы, конечно, много работали в этом направлении - это и профориентационная работа, и интерактивные мероприятия, и дни факультетов, фестивали факультетов, выездные акции... Поэтому в естественно-научных специальностях мы все оставляем, как есть. А на наши самые популярные факультеты - экономический, юридический, факультет международных отношений - конкурс всегда зашкаливает, и желающих очень много. Поэтому отказываться от чего-то мы не планируем.

Какие интересные мероприятия прошли и пройдут еще в рамках праздновани 90-летия БГУ?
Наталья, Витебск

- Если вы посетите наш сайт, то увидите там весь перечень мероприятий. Их много: и для студентов, и для ветеранов, и для молодых ученых, и для наших гостей. В общем, для всех. Вся эта наделы расписана практически по часам. Так что я приглашаю всех ознакомиться с планом мероприятий и по возможности принять участие. Ведущий: - Может вы назовете самое масштабное? Абламейко: - 28 октября во Дворце Республики состоится торжественное собрание, посвященное 90-летию БГУ. Для студентов в среду, 26 октября, организовано масштабное мероприятие во Дворце спорта.

Назовите, пожалуйста, одно самое удачное и одно самое неудачное в истории место распределения выпускника БГУ?
Без подписи, Не указано

- Что можно считать самым удачным и самым неудачным распределением? Какие критерии взять за оценку? Человека распределяют на работу, и каждое рабочее место хорошее - где бы оно ни было, в какой бы организации, месте, структуре. Человек направляется на новое рабочее место, и он должен зарекомендовать, показать, проявить себя. Если человек настроен работать, то он вырастет с любого первого места. Нельзя сказать, что если ты остался в Минске и попал в какое-нибудь министерство, то это удачное распределение. Ты приходишь молодым специалистом на самую низшую ступеньку то ли в Минске, то ли в каком-то поселке и начинаешь работать. Миллионы примеров, когда из самой глубинки люди поднимались, делали головокружительную карьеру, и, наоборот, из самого удачного и престижного места человек потом никем не становился. Я говорю студентам, что вы попадаете на первое рабочее место и вам надо себя зарекомендовать, чтобы дальше расти. На этом, на следующем месте. 2 года, которые надо отработать по распределению, это очень короткий срок. Распределение - это не трагедия. Когда студент поступал на бюджетное отделение, он знал, что через 5 лет оно у него будет. Чтобы получить хорошее место, надо хорошо учиться. Мы подходим очень лояльно. Если человек хорошо учился, начал уже где-то работать и приносит письмо из организации, что его готовы взять, мы обычно туда и направляем. Работайте, учитесь, и все будет хорошо.

Сергей Владимирович, в Вашем докладе на последнем расширенном заседании Ученого совета БГУ было сказано, что выпускники вуза оценивают уровень своей подготовки в среднем на 3,5 балла. Число, согласитесь, чрезвычайно низкое для ведущего вуза страны. Как по Вашему, почему так происходит? Как университет планирует изменить ситуацию?
Максим, Минск

- Мы проводили анкетирование и задавали вопросы выпускникам университета, а через год - молодым специалистам, которые ушли работать на производство. И у нас интересные данные: выпускники вуза (пятикурсники) себя оценивают достаточно скромно, а молодые специалисты, которые начали работать, оценивают себя гораздо выше. Мы тоже думали - с чем это связано? И после различных дискуссий, исследований пришли к такому выводу. Молодой человек, пятикурсник, который стоит на пороге нового этапа в своей жизни, когда впереди распределение, и не понятно, куда пойдет и как его там примут в этой другой, более серьезной, более жесткой жизни, он переживает и менее уверен в своих силах и знаниях. Отсюда такая самооценка. Когда они, скажем, год проработали и видят, что их знания и навыки высоки, то самооценка значительно возрастает. Если брать по 5-балльной системе, то 4,5 получается. То есть такие данные есть, мы их анализируем. Хотя в целом все наши выпускники вообще никаких проблем с трудоустройством не имеют - ни бюджетники, ни платники. Распределение 100-процентное в университете у бюджетников, платники тоже все на работу устраиваются. И мы мониторим мнение работодателей, запрашиваем мнение студентов. Очень высокая оценка работодателей о выпускниках. Мы этим гордимся.

Сергей Владимирович, станет ли белорусская магистратура более практикоориентированной, как это предполагает Болонский процесс? Планируется ли увеличить срок обучение в ней до двух лет?
Дима, Минск

- Да. Вы знаете, в новом Кодексе об образовании, по которому мы работаем с 1 сентября, прописана практико-ориентированная магистратура. Сейчас разрабатываются учебные планы. Со следующего, 2012 года, планируется, что магистратура будет и научная, и практико-ориентированная. Какой срок обучения... Сейчас будут решать. Мы собирали Республиканский совет ректоров, в Министерстве образования проводили совещания. Республиканскому институту высшей школы вместе с учебно-методическими объединениями поручено рассмотреть вопросы и дать рекомендации по срокам обучения: где нужна магистратура до двух лет - там определить такой срок; где год - там год. В течение этого года система будет отработана. Уже со следующего учебного года будет введена практико-ориентированная магистратура.

Если я в позапрошлом учебном году перевелся на заочную форму обучения, то мне придется учиться на год больше?
Василий, Минск

- Скорее всего, да. Это зависит от того, на каком курсе Вы были, каков был перечь программ. Но, скорее всего, придется учиться на год дольше.

Как вам удалось попасть в состав Европейской академии?
Абитуриент, Горки

- Европейская академия - весомая научная организация. В ее составе 40 нобелевских лауреатов, очень известные люди. Попасть туда можно только одним способом - тебя, твою кандидатуру, должны выдвинуть члены академии. Значение имеет твое имя как ученого. Когда мне еще зимой ряд мировых ученых предложили выдвинуть кандидатуру в состав этой академии, я согласился. И вот в сентябре состоялся последний этап избрания. Избрали. Это приятно, престижно, потому что я первый белорус в составе этой авторитетной организации. Это признание моих трудов в науке.

Сергей Владимирович! Во многих странах ротация бюджетных / платных мест происходит после подведения итогов очередной сессии. У нас же от них зависит лишь повышающий коэффицент стипендии бюджетников. Возможно ли изменить систему "пожизненного" зачисления на бюджет, ведь даже Кодекс об образовании на сегодня предусматривает распределение для тех, кто отучился на бюджете не менее половины от всего срока. Таким образом, помехой распределению такие изменения бы не стали.
Сергей , Минск

- Нет, такие меры не планируются.

Добрый день! Я закончила Минский государственный лингвистический университет по специальности "Иностранный язык (анлийский)", квалификация преподаватель английского языка. Педагогический стаж - 6 лет. Также закончила Белорусский государственный экономический университет, факультет переподготовки, специальность "Правоведение" в 2011 г. Закончила с красным дипломом. Но на данный момент юридического стажа не имею. Очень хочу заниматься научно-исследовательской деятельностью и поступить в БГУ в аспирантуру в форме соискательства по специальности "Гражданское право, семейное право". Скажите, пожалуйста, возможно ли это?
Юлия, г.Минск ул.кабушкина 49-6

- Все возможно. Если человек хочет заниматься наукой, то нужно это делать. Здесь стандартная процедура. У нас хороший юридический факультет, есть кафедра гражданского права, конституционного права. Вы смотрите, что ближе вам. Всю информацию можно найти на сайте. Подойдите к заведующему кафедрой, обсудите, что вы хотите: очную или заочную аспирантуру, соискательство. Надо найти руководителя, решить организационные вопросы, подавать документы и зачисляться. Если это очная аспирантура, то документы нужно было подать в сентябре. Соискательство - в течение года возможно. Наши ученые всегда рады, когда приходят ребята, которые хотят учиться, хотят писать диссертацию. Хотя, конечно, недостатка в аспирантах, особенно на юридическом факультете, нет. Там очень хорошо поставлена научная работа, поэтому нужно показать и как-то себя зарекомендовать (может быть, у вас есть научные публикации). Приходите, дерзайте, достигайте поставленной цели!

Какие реформы вы бы провели в системе образования Беларуси, в каких вы заитересованы как ректор БГУ?
Юлия, Минск

- Я уже говорил, что каких-то кардинальных реформ в системе образования не надо проводить. Мы потихоньку ее улучшаем. Вообще, система образования Беларуси - многогранна. Есть дошкольное, базовое, среднее, высшее, специальное образование. В среднем образовании, как вы знаете, мы недавно закончили реформы. Высшее образование, как я уже объяснял, - это переход к Болонскому процессу, к Кодексу об образовании. Некоторые изменения произойдут, но они некардинальны, ломка системы нам не нужна. У нас хорошее образование в Беларуси. Это подтверждено нашими выпускниками за 90 лет. Ну а всевозможные новые специальности, некоторое перераспределение часов, увеличение производственной практики и самостоятельной работы - это обязательно появится. Но это кардинально ничего не меняет. И в целом, мы сохраняем наши фундаментальные базовые основы, чем сильно наше образование, в частности, университетское. Это наш козырь.

Назовите, пожалуйста, самые важные и уникальные открытия и изобретений студентов, аспиратнов, научных коллективов БГУ за последнее время.
Игорь, Гомель

- Вчера мы как раз встречались с молодыми, награждали и подводили итоги. Примеры наших разработок... Медицинский препарат цисплацел для лечения онкологических заболеваний. Его создали наши молодые университетские ученые, мы представляли его на выставках, и он уже широко используется на практике. Это действительно великолепная разработка. Таких примеров много. Мы благодарны молодежи за их работы, за их диссертации. Это очень важно для страны. У нас есть много коллективов не только аспирантов, но и студенческих научных лабораторий, которые работают на кафедрах и тоже создают определенные системы, устройства и так далее.

Проводит ли БГУ мониторинг на предмет того, сколько людей отчисляются из вуза по собственному желанию из-за невозможности далее оплачивать учебу? Если да, приведите, пожалуйста, такие данные.
Леша, Минск

- Мы ситуация отслеживаем, хотя это и не так просто. Люди даже если и отчисляются, то пишут в заявлении "по собственному желанию", не все хотят называть истинную причину. Кто-то в другой вуз переводится, кто-то уезжает за границу, кто-то платить не может, кому-то еще что-то не нравится. Это не так легко узнать. Но тенденция перехода с дневного на заочное отделение в связи со сложностями оплаты обучения наблюдается. Хорошо это или плохо - трудно сказать. Возможность платного образования в стране есть, есть его стоимость. Человек, который не поступил на бюджетное отделение, поступает на платное и должен понимать, что, скорее всего, пять лет ему придется платить. Каждый год мы переводим на бюджет определенное количество людей, но это, опять же, в зависимости от свободных мест. Тут тоже многое в руках студента. Примеров масса: если средний балл 9, если человек выполняет общественную, научную работу и массу всего прочего, то такие переводы есть, они нормальные и правильные. При другом подходе к учебе, жизни - будьте готовы платить все 5 лет за образование. Жизненные ситуации бывают разные. Мы стараемся всегда поддержать студентов. Предлагаем скидки от 20 до 60 процентов от стоимости платы за обучение. При университете есть специальная комиссия, которая рассматривает данные вопросы. Оказываем студентам материальную помощь. Когда человек попадает в сложную ситуацию - мы идем навстречу, материальная помощь может быть в размере полной стоимости обучения. Но, понятно, что только в исключительных случаях. Так что, если возникли трудности с оплатой, то чаще всего студенты переводятся на заочное отделение. И это нормальный процесс. Там плата значительно меньше - и они продолжают учиться. Случаев отчисления из-за невозможности оплатить обучение - единицы, несколько в год. Такое крайне редко происходит.

Каждый третий преподаватель БГУ находится в пенсионном возрасте. При этом именно они имеют 70 % от всего количества ученых степеней в вузе. Как существенно омолодить педсостав? Как мотивировать молодых на защиту диссертаций?
Андрей, Леша

- Омоложать педсостав надо. Правильное предложение. Это проблема не только БГУ, но и всех вузов, Академии наук. Молодежь не очень хочет идти в науку. Во многих университетах мира я это вижу. И все жалуются на это. Молодые предпочитают идти в бизнес, где более быстрые деньги можно сделать. Хотя, когда я выступаю перед студентами, всегда подчеркиваю, если пойдете в науку, то очень интересная работа, жизнь вас ждет. Тут тоже есть отдача, результат, пусть и не такой скорый, как в бизнесе, но это очень высокий статус, репутация, в конце концов, хорошая зарплата. Надо мотивировать молодежь, мы в университете много для этого делаем. Всевозможные гранты, премии, поощрение защиты диссертаций. Материальный аспект очень важен. Мы хотим, чтобы молодые ребята, работая в университете, достаточно хорошо зарабатывали. Стараемся решать их проблемы с жильем. В этом году построили 113-квартиный дом для профессорско-преподавательского состава. В БГУ молодые люди стоят в очереди нуждающихся в среднем 4 года. Все, кто стоял в очереди до 2006 года, получили жилье. Понятно, предоставляем общежития молодежи. Но понятно, что БГУ не в силах решить все проблемы, и тут нужна государственная поддержка. И увеличение стипендий, и увеличение зарплат профессорско-преподавательскому составу. Да, в университете достаточно много людей с научными степенями пенсионного возраста, но это активные люди, известные ученые. В науке школы очень важны! И когда лидер школы продолжает активно работать, это тоже очень здорово. Я скажу так, проблема есть, но не такая острая. Процесс омоложения идет. Ведущий: - А какой средний возраст преподавательского состава? Абламейко: - Тут есть разные категории… Средний возраст заведующих кафедр - 54 года. Средний возраст всего профессорско-преподавательского состава назвать сложнее. У нас работает 2 600 преподавателей, из них 19 процентов - это молодежь до 30 лет. Хотелось бы больше. Но ситуация примерно одинаковая и в наших научных организациях, и в мире.

1. Планируется ли придать выпускникам-платникам статус молодых специалистов? 2. Изменится ли форма диплома БГУ после вступления Беларуси в Болонский процесс? 3. Что еще может измениться в БГУ со вступлением в Болонский?
Марк, Минск

- 1. В соответствии с законодательством выпускники-платники не обладают статусом молодого специалиста, и здесь мы ничего не можем сделать. В Кодексе Республики Беларусь об образовании есть две категории: первая - распределение на работу для бюджетников, второе - направление на работу для студентов-платников, но это направление не дает статуса молодого специалиста. Вряд ли в ближайшем будущем что-то изменится. Кодекс уже вступил в силу, и университет работает по установленным правилам. 2.Форму диплома мы не планируем менять. ГУО "Республиканский институт высшей школы" сейчас прорабатывает и подготовил варианты приложения к диплому европейского образца в соответствии с требованиями Болонского процесса. Наш выпускник будет получать приложение, которое будет написано языком, понятным международному работодателю, особенно европейскому. Таковы принципы Болонского процесса - работодатель должен понимать, чему научили студента в итальянском, немецком, белорусском или каком-то еще вузе. Исходя из этого, планируются некоторые изменения - возможно, будет введена система зачетов, кредитов, баллов. Но это не изменит кардинально учебный процесс. 3. Многоступенчатость образования, характерная для Болонского процесса (бакалавр, магистр, дальше PhD (пи-эйч-ди), у нас в какой-то степени тоже есть - специалист, магистр, кандидат наук, доктор наук. Вы знаете, в БГУ одно время было 4 года - бакалавр, еще через год - специалист, дальше аспирант и т.д. В этом мы похожи и так. Насколько в Беларуси это изменится, будем решать. Различные унификации, изменения, направленные на соответствие международным, европейским стандартам, мы будем проводить. Также делают университеты других стран.

В 2010 году БГУ заработал почти пять миллионов долларов за счёт экспорта образовательных услуг. Это в 6 раз больше, чем 4 года назад. Действительно, студентов-платников становится все больше. А наличие диплома о высшем образовании - чем-то самим собой разумеющимся. При этом высокомотивированные студенты вынуждены учиться вместе с теми, кому от пяти лет в вузе нужна лишь "корочка" (и не более). Преподаватели вынуждены ориентироваться на общий уровень группы (а он не высок) и практически не имеют возможности уделять внимание воистину одаренным ребятам. Планирует ли БГУ разобраться в проблеме (например, пытаться сформировать группы в зависимости от уровня знаний, как это происходит на любых курсах иностранного) ведь, уверен, статистика по сравнению успеваемости платников / бюджетников в вузе имеется.
Леша, Минск

- Понимаете, если мы начнем делить группы по уровню знаний, то замучаемся. Поэтому делать этого не планируем. Такое нигде не практикуется. Сегодня на первый план во всех университетах мира выходит самообразование, это я говорю со всей уверенностью. Мы всем даем крепкие основы, а у высокомотивированных студентов есть возможность ходить на дополнительные курсы в университете, дополнительно углубленно изучать с преподавателем какие-то предметы, заниматься научной работой. Необходимую информацию можно найти и в Интернете. Пожалуйста, пишите курсовые работы, серьезные научные статьи - возможностей для саморазвития очень много в университете. Надо это делать, двигаться, развиваться и не равняться на средний балл. Дерзайте, и все у вас получится.

Сергей Владимирович, почему за отправную точку для возможности получить второе высшее образование параллельно взята именно отметка "семь" в зачетке? У меня есть две шестерки. Неужели это говорит о том, что я не смогу потянуть второе образование на такой основе?
Антон, Минск

- Нет, вы, наверное, сможете. Но так было решено когда-то давно, какой-то порог должны были определить. Что делать - такие правила установлены, значит, их надо соблюдать. Ничего другого не придумаешь.

Гости из каких стран приедут поздравить БГУ с таким почтенным возрастом?
Максим, Могилев

- Из многих стран. Европейских, СНГ, азиатских стран. У нас ожидается более сотни гостей из разных стран, поэтому тут даже трудно перечислить.

Сергей Владимирович, вот мне кажется, что дизайн сайта нашего университета стал хуже. :( А как Вам?
Артем, студент БГУ, Минск

- А мне кажется – лучше. И многие так говорят. У каждого свое мнение. На вкус и цвет товарища нет.

Планирует ли БГУ сократить сроки обучения до четырех лет в соответствии с заявлениями Главы государства?
Паша, Минск

- Этот вопрос сейчас изучается. Работает комиссия, думаем. Посмотрим по специальностям. Я думаю, за этот учебный год какие-то предложения появятся.

Моя дочь Щукина Мария учится на 3 курсе БГУ, юридический факультет. Обучения платное. Она является дочерью умершего инвалида Афганской войны. Я ее воспитываю одна. На учебу мы берем кредит. Обучение очень дорогое. Как выплачивать кредит мы будем, я пока не знаю. Можно ли для нее сделать какое-то исключение перевести на бюджетную форму обучения? Мое материальное положение крайне тяжелое. Я даже в данный момент не могу для нее купить теплые вещи для зимы, не говоря о чем-то другом. Убедительно прошу помочь в моем вопросе. Еще вопросы: может ли моя дочь попросить материальную помощь в БГУ? Можно ли ее перевести на гос. обеспечение? Заранее благодарна за понимание.
Елена, г. Жодино

- Мы рассматриваем каждый конкретный случай индивидуально, по возможности оказываем помощь. Пусть дочь обращается в специальную комиссию и будем решать, чем можно помочь.

Признаются ли сейчас дипломы БГУ в Европе и Штатах? И если все еще нет, то как добиться чтобы признавали?
Максим, Минск

- Что такое "признаются – не признаются"? Наши выпускники работают и в Штатах, и в Европе - везде. Хочешь - ты найдешь работу без проблем, если ты сильный. Если ты слабый, тебе никакой диплом не поможет – ни БГУ, ни самого лучшего европейского университета. И это во всем мире так. Никто нигде автоматически (только по диплому) не признает тебя как классного специалиста.

Почему из всех Институтов БГУ лишь Институт журналистики не имеет юридического лица?
Костя, Минск

- Можно спросить, зачем ему юридическое лицо? Почему он должен быть именно юридическим лицом? Лучше это или хуже для него - очень сложный вопрос. Сегодня Институт журналистики прекрасно живет и развивается без этого статуса, и, слава богу.

Здравствуйте! Не считаете ли Вы возможным пересмотр излишне жестких критериев для получения диплома с отличием? В России для этого необходимо иметь не менее 75 % пятерок, остальные отметки - не ниже четырех (и при этом процент получающих такой диплом обычно не превышает пяти). У нас же недопустимы даже шестерки!! А к российским пятеркам не приравниваются даже наши восьмерки, требуются только девятки и десятки. Это проблема, ректор, поверьте...
Дима, Минск

- Я бы не сказал, что это проблема. Красный у вас диплом или синий, главное - какие знания вы имеете, и как вы дальше будите работать. Конечно, хочется иметь красный диплом, я понимаю Диму. Но опять же, как я понимаю, такие правила были установлены, когда мы переходили на 10-бальную систему. Надо ли их послаблять - сложный вопрос. Опять же, будет у нас больше красных дипломов, или Вы будите с красным дипломом - кардинально это ничего не меняет. Ваши знания, ваш опыт, ваше резюме - вот ваш козырь. Поверьте, через два-три года уже все забывают, какой у вас диплом. Смотрят на вашу практическую работу, только от этого зависит ваше будущее. Поверьте, после окончания любого университета в мире (даже самого престижного) есть те, кто не может найти работу и т.д. А есть те, кто окончил самый обычный университет и через десять-двадцать лет поднялся до самых вершин. Поэтому не особенно переживайте по поводу цвета диплома, работайте, и все будет хорошо.

Что будет на месте снесенного на Немиге общежития БГУ?
Оксана, Минск

- Не знаю, это вопрос к городским властям.

При БГУ работает Школа предпринимательства для студентов. Спасибо большое университету за ее поддержку! Такие курсы очень нужны!
Андрей, студент БГУ, Минск

- Спасибо вам тоже за хорошие слова. Школа есть, работает, и такие нужны, будем развивать это направление дальше. Мы действительно должны учить молодых ребят не только математике, физике, химии и т.д. Человек, входящий в жизнь, в какой бы области он не был специалистом, будь то математик или филолог, должен понимать юридические основы, экономические основы, предпринимательские основы, потому что жизнь складывается по-разному. Такие знания никому не помешают.

Как обстоят дела со свободными местами в общежитиях?
Ольга Александровна, Могилев

- Их нет. Все общежития заселены студентами. Ведущий: - А много ли осталось без мест? Абламейко: - Много. К сожалению, эта проблема есть в университете. Снесли наше 4-е общежитие на проспекте Победителей. У нас только около 50 процентов нуждающихся обеспечены местами в общежитиях. Хочется большего. Университет не может сам построить студенческое жилье - это очень большие деньги. Нам дали в прошлом году 1-е общежитие в студенческой деревне (очень хорошее). И мы благодарны государству. Конечно же, будут еще строить общежития - такие планы есть. Надеюсь, когда-нибудь проблема будет решена.

Почему БГУ с каждым годом сокращает подписку на периодические издания?
Василий, журфак БГУ, Минск

- Я бы так не сказал. Мы с каждым годом выделяем все больше и больше средств на подписку. Другое дело, что, по понятным причинам, в этом году цены на подписку сильно взлетели, и мы были вынуждены немножко ужаться во втором полугодии. В целом, мы стараемся расширяться, очень выросла электронная подписка.

Почему "красный диплом" теперь не красного цвета? Практически внешне не отличается от обычного.
Грегори, Не указано

- Это не к нам вопрос – к Министерству образования. Есть определенные стандарты диплома.

Принимаете ли Вы участие в работе над вторым спутником? И каково значение имел опыт работы над "БелКА" для Беларуси? Может какие выводы сделали?
Василий, Минск

- Я в меньшей степени сейчас принимаю участие в этой работе, потому что Академия наук ведет этот проект. Выводы, конечно, сделаны. Второй наш спутник практически готов, все идет по плану, и скоро будет запуск.

Мне кажется, что обучение в наших вузах по некоторым специальностям очень далеко от практики? Почему так? В основном, теория.
Без подписи, Не указано

- Я не согласен. Практики хватает. Это первое. Второе – студенты-старшекурсники и сами очень многие работают. Мы к этому нормально относимся. Когда я учился, у нас вообще никакой практики не было в основном была одна теория. А сейчас 4-5 курс – все работают.

С чем вы связываете ежегодное снижение абсолютной успеваемости студентов БГУ? Как планируете остановить регресс?
Михаил, Минск

- Это сложный вопрос. Где-то, как показывают наши цифры, да, абсолютная успеваемость снижается. С другой стороны, наши студенты больше работают, у них больше практики, больше опыта. Мы стараемся дать им больше факультативных занятий.

От имени бывших студентов БГУ поздравляем универстит с юбилеем. С теплотой вспоминаем студенческие годы. Успехов вам.
Светлана, Не указано

- Спасибо большое. Я хочу сказать, что все мы, и я тоже, тепло вспоминаем студенческие годы. У каждого из нас они были. Это самые лучше годы жизни. Мы рады, что у вас осталась такая добрая память. Я хочу тоже поздравить всех и бывших студентов, и нынешних студентов с юбилеем. БГУ всем нам дал путевку в жизнь. У нас более 150 тысяч выпускников. Среди них очень известные и выдающиеся люди и в стране, и в мире. Это великолепный университет, это хорошее образование.