Онлайн-конференция

30 Января 2014

Сергей Михневич

Добрый день! С большим уважением отношусь к ассоциации и лично к Вам, господин Михневич. Не кажется ли Вам преступлением то, что на заправках каждую зиму повторяется одно и то же, а именно - продажа дизельного топлива ненадлежащего качества, что наносит огромный ущерб и предприятиям, и частным лицам в виде замерзших автомобилей. Пора наконец изменить ситуацию
Игорь, Минск

- В этом году проблемы с зимним топливом снова повторились при наступлении морозов ниже 20 градусов. На самом деле можно сказать, к чести, наверное, Белнефтехима, таких случаев в автоцентрах стало меньше. Я интересовался перед выездом в студию. Вероятно, качество арктического топлива стало несколько лучше, чем оно было в прошлые годы. Но то, "зимнее" замерзает при 20 и ниже температурах, - это безобразие.

Понятно, что с такими таможенными пошлинами новые автомобили белорусам не по карману, посмотрите как изнашивается автопарк. Отстаиваете ли вы в какой-то форме снижение растаможки. Спасибо.
дима, гомель

- Если бы не было утилизационного сбора, то мы бы уже жили с пошлинами несколько ниже, чем они были ранее. Как я уже сказал, с введением утилизационного сбора пошлины на новый автотранспорт будут снижены по легковой технике с 30 до 25 процентов, по грузовой - с 25 до 10 процентов - очень серьезное понижение. Так как Россия вступила в ВТО, у нее есть обязательство планомерно это снижение спускать как минимум до 15 процентов. Если будет пошлина 15 - то это уже достаточно приемлемый вариант в сравнении с тем, что было. Конечно же, мы отстаиваем интересы покупателей по приобретению новых автомобилей. Мы были против введения ставки НДС 20 процентов, которая произошла в 2012 году. От имени ассоциации мы инициировали установление меньше ставки НДС по ввозу и реализации автомобиля. К сожалению, видимо финансовые интересы государства это сегодня не могут позволить, так как мы получали отказы в наших инициативах.

Раньше говорили, что белорусы избалованы хорошими автомобилями. Как сейчас выглядит средний белорусский автомобиль в связи с закрытием таможенной границы для подержанных иномарок, каким будет этот средний автомобиль через 5 лет?
Андрей, Гродно

- Я уверен в том, что белорусы останутся избалованными новыми автомобилями. Это баловство только нарастает. В прошлый год автомобильные дилеры продали рекордное количество новых автомобилей, и это доказывает мое утверждение. Введение повышенных пошлин на подержанные автомобили сказалось на том, что наши граждане не в состоянии ввозить подержанную технику из дальнего зарубежья, но возникает ситуация, при которой наши граждане начинают ввозить эту технику из России. Не скажу, что это хорошо, потому что ввозятся машины плохого качества теперь уже из РФ. Можете себе представить, какой это экологии автомобили и т.д. Поэтому мне кажется, что государство должно думать о том, как сделать более доступным новые автомобили и принимать определенные меры, чтобы автомобили классом "Евро-3" и ниже не заезжали к нам в страну. Кстати, Россия уже ввела для себя требования, по которым на регистрацию будут ставиться ввозимые машины с классом не ниже "Евро-5".

Женщина за рулем была редкостью 20 лет назад. Есть ли данные, сколько женщин сейчас водит и они по аварийности отличаются от мужчин.
Елена, минск

- К сожалению, я не владею точной информацией по статистике, но могу с уверенностью сказать, что водители-женщины не создают больше аварийных ситуаций, нежели мужчины. Мне кажется, что женщины в этом плане более дисциплинированы.

Скажите, Таможенный союз, по Вашим оценкам, убил местный рынок доступных хороших машин, или Вы видите какие-то плюсы в будущем для нас...
Анастасия, минск

- Таможенный союз, конечно же, убил рынок бэушных дешевых автомобилей, который имел свои плюсы и минусы. Плюсы для населения - доступность автомобиля. Минусы в том, что надежность этих автомобилей, экологическая составляющая, потребность в топливе, выбросы СО - все это негативно влияет на окружающую среду и на экономику страны. Мне кажется, что государство должно стимулировать реализацию, популяризацию новых доступных автомобилей. Проекты типа "джилли" стремятся достичь этой цели. И это положительно. Другой вопрос, плохо то, что у нас сегодня нет большого выбора в этом сегменте. Российский автопром, конечно, предлагает доступные бюджетные автомобили, но они зачастую квотируются, к тому же сейчас уже и облагаются утилизационным сбором. Я бы сказал, что эта позиция государства - отдавать выбор только в сторону одного бренда - не совсем последовательна, и это несправедливо.

Единый налог на времененный доход затронул половину людей, занятых в автосервисе. Зачем это придумали, и как вы прокомментируете эффект, возможный от такого мероприятия?
Павел, Речица

- Вы же понимате, налоги повышают не от хорошей жизни. Это первый момент. С другой стороны, индивидуальные предприниматели, если верить Белстату, формируют не более 2 процентов бюджета поступления налогов, т.е., реально этот сектор экономики государству приносит небольшие доходы. Понятно, что резкий рост единого налога - это тоже неправильно. Мы говорим сегодня о том, что автомобильные СТО только начали выходить из серости, из нелегальной сферы. Я выступаю за то, чтобы эти налоги, конечно же, потихонечку приходили в соответствие с налогами юридических лиц, которые платят их сполна, дабы создать равные экономические условия в ведении бизнеса. Но, наверное, резкого поднятия быть не должно. Возможно, этот единый налог должен подниматься хотя бы соизмеримо показателям инфляции, которые фиксируются за прошедший период.

В Минске много супер дорогих машин за сотни тысяч долларов? И какие марки?
Денис Арсеньевич, Старые Дороги

- Если мы говорим, что продажи автомобилей премиум-сегмента идут весьма успешно, это касается таких брендов как LandRover, Audi, BMW, Mercedes, Porshe, когда стоят очереди за этими автомобилями (слышал по Mercedes в прошлом году были), значит, таких клиентов немало. Надо сказать, что процент продаж премиальных брендов в общих продажах новых автомобилей в Беларуси гипертрофированно высок. Делаем вывод - люди могут себе это позволить.

Как я сегодня могу сдать машину в утиль?
Алексей, Минск

- Есть унитарное предприятие "Белвторчермет", можно узнать его телефон. Этот вопрос, по-моему, сегодня решается очень просто.

С гаражными СТО уже перестали бороться, или какие-то меры еще впереди, сам занимаюсь таким ремонтом, поэтому очень интересует вопрос. Спасибо.
Артем, глубокое

- Я бы не сказал, что с гаражными СТО перестали бороться. Знаю, что государство уже который год предпринимает серьезные меры по борьбе с этим нелегальным бизнесом, как бы это ни было неприятно для тех, кто им занимается. Возможно, это как-то сказывается и на интересах потребителей, которые привыкли также нелегально обслуживать свой транспорт в этих СТО, где не платят выручку, не пробивают чек. Вся эта система является злом для государства, потому что, расплачиваясь неучтенными наличными деньгами в гараже, человек обворовывает не только свое государство, он обворовывает своих родителей, своих детей, на образование, здравоохранение которых тратятся бюджетные средства. Я считаю, что эту борьбу с нелегальными СТО нужно сопровождать, конечно же, какими-то льготами в автомобильном сервисе, создавать экономические выгоды для предпринимателей, чтобы они не только боялись не платить налоги, но им было выгодно работать легально. Нужно решать обе части вопроса. Сейчас идет процесс оздоровления этой сферы услуг, и мы надеемся, что в стране станет больше автоцентров различных категорий, работающих легально, которые будут платить налоги и будут нести ответственность перед потребителем за качество.

Trade-in - автомобили в зачет, заработала ли эта система, если я хочу купить подержанный автомобиль, мне выгодно идти за ним к дилеру?
Степан, Витебск

- Закон был принят в мае 2012 года в разгар финансового кризиса, да и сегодня ситуация не самая радужная. Закон, несомненно, позитивный и прогрессивный. Хочу сказать, что есть успехи и есть динамика роста. Она не взрывная. Почему? Автоцентры сегодня не могут по финансовым причинам производить зачет-выкуп у граждан этих автомобилей в большем объеме, потому что на это нужны оборотные средства. Но кредиты в валюте сейчас взять невозможно, а в рублях проценты просто убийственные. Именно из-за проблем с финансированием этот инструмент продаж буксует. Но хочу сказать, что trade-in предлагают многие автодилеры сегодня, и если человек захочет воспользоваться этой услугой, захочет купить другой, может, даже не новый автомобиль, предложив в зачет свой подержанный, это можно сделать. Выгодно или невыгодно это? Я считаю, что выгодно. Человек сбережет свое время, избежит проблем и неприятностей криминального толка при реализации своего автомобиля. Да, он, возможно, потеряет одну-две сотни долларов на том, что цена зачетной стоимости будет чуть ниже, чем на рынке, но зато он получит более выгодные условия при покупке нового автомобиля. Ведущий: - Как Вы считаете, там справедливая оценка? Михневич: - Я считаю, что да. Автодилеры не стремятся получить на этом какие-то бешеные доходы, они просто анализируют состояние автомобиля. Если человек не хочет подставлять своего покупателя, то автодилер тем более не может себе позволить выявленные при принятии автомобиля в зачет недостатки скрыть от будущего покупателя. Поэтому это честная покупка, и в целом она справедливая.

Добрый день! Скажите, что такое солярка "Арктика"? Как она производится? (отличие от обычной зимней, кроме температуры фильтруемости и замерзания, конечно))? Насколько обоснованной является такая высокая цена за литр?
Константин, Минск

- Этот вопрос стоило бы адресовать нашим производителям. Насколько я помню по прошлым годам, использование дизельного топлива "Арктика" должно быть возможным при температурах ниже 25 градусов, до -30. Все зависит от того, какие технические условия и ГОСТы используются во время производства этого топлива. "Арктика" имеет в составе фракции керосина высокого качества с добавлением смазывающих присадок, потому что керосин сушит топливо, и износ двигателя без этих присадок будет высоким. Простое разбавление обычной зимней солярки, которая замерзает при -12 градусах, даст временный эффект, но очень губительно скажется на двигателях "Евро-4" и "Евро-5", которые стали поступать на наш рынок. Недавно Белнефтехим озвучил информацию о том, что на Мозырьском нефтеперерабатывающем комбинате налажен выпуск высококачественной солярки с необходимыми присадками. В этом году "Арктика" себя показала значительно лучше, чем это было раньше. Что тут посоветуешь. Нужно либо доверять продавцу и производителю, либо ставить на мороз баночку с топливом и наблюдать, как оно себя ведет.

Как вы оцениваете перспективы китайских автомобилей, собираемых в Беларуси. Будут ли белорусы их покупать?
григорий, минск

- Наша страна давно созрела для собственного производства. Мы всегда об этом говорили, но вопрос в том, что белорусская автомобильная промышленность нуждается в инвестициях и технологиях. То, что сегодня к нам не пришли известные автопроизводители, это, конечно, проблема. Я считаю, что если бы те сборки, которые сегодня есть в России, хоть в какой-то части были реализованы в Беларуси, все бы от этого выиграли. Надо решать вопросы инвестиционного климата, нет стабильности в законодательстве, а качество белорусской сборки - на достойном уровне, я уверен. Мне кажется, что наши кадры и трудовые ресурсы даже лучше, чем в соседних странах. То, что сегодня реализован только один проект, - и есть результат этой ситуации. Но я бы не говорил, что это плохо, я бы сказал, что это рискованно. Для того чтобы автомобиль, производимый на белорусском предприятии, был популярен - нужно время. Нашего покупателя нужно завоевать качеством, ценой, хорошим обслуживанием. Понятно, что стоимость автомобилей Geely весьма доступна, при этом хотелось бы заметить, что при отсутствии кредитования, автомобиль не так успешно продается. За прошлый год в Беларуси было продано менее 500 автомобилей. Это мало для производства любого уровня. Риски этого производства заключаются в том, что на 90 процентов он ориентирован на экспорт, в Российскую Федерацию в первую очередь. Но в России уже существует производство этого же бренда мощностью 60 тысяч автомобилей, которое загружено менее, чем на половину. И мы сейчас создаем мощность еще на 120 тысяч. Я не знаю, что нужно предпринимать бренду, чтобы увеличить объемы продаж в несколько раз. Это очень серьезный рывок в части маркетинга, сбыта, налаживания качества работы дилерской сети, поэтому, я думаю, что этот процесс займет годы.

Если я в гараже стою зимой, и за год у меня 2000 км наезда, так почему я должен платить столько же, сколько и сосед, у которого 3000 только за месяц. Я за справедливость!
Житель, Минск

- Все мы любим ездить по хорошим дорогам. И то, что деньги на это нужно собирать, несомненно. Вопрос, как это делать. Мне кажется, что применяемый механизм взимания дорожного сбора при прохождении ТО не совсем справедливый. Обделенными оказываются те слои населения, которые нечасто пользуются транспортом. Мне кажется, что более справедливым было бы использование определенного ценового фактора при реализации топлива. Как просчитывали эксперты, транспортный сбор, который был введен с 1 января, мог бы быть компенсирован подорожанием топлива на 200-300 рублей, что в принципе вполне допустимо, мы видим, топливо дорожает достаточно часто. Мне кажется, что зря только обозлили народ. Дорожный фонд действительно должен формироваться, потому что дороги нужны, и в этом смысле государство должно изыскивать ресурсы для его формирования.

10-20 лет назад буквально все автопроизводители выпускали очень качественные автомобили, которые до сих пор использует основная часть населения. Если же сейчас взять автомобиль из салона, то при таком интенсивном использовании, автомобиль не выдержит и трех лет. И если раньше каждый автопроизводитель старался выделить свой автомобиль, то сейчас у всех тенденция на то, чтобы сделать автомобиль наиболее бюджетным.Скажите, автомобильный прогресс катится вниз, или есть какое-то другое обьяснение?
Владислав, Жлобин

- Утверждение о том, что автомобили стали менее надежны, весьма спорно. Мы узнаем об этом лет через 15, потому что есть бренды, автомобили которых эксплуатируются по 20 и более лет. Честь им и хвала. Вопрос в том, что любой автомобиль - это технически сложное устройство. Невозможно сделать автомобиль, который бы не ломался. Степень надежности - весьма условная характеристика, которая зависит от стиля вождения, обслуживания в период эксплуатации и т. д. По моему ощущению, мировой автопром сегодня двигается по пути прагматизма. Насколько нужно создавать машину, на которой потом ездить 20 лет? Производители пытаются мотивировать покупателя эксплуатировать автомобиль 5-10 лет, с его последующей полной утилизацией и покупкой нового автомобиля. С каждым годом автомобильные технологии позволяют создавать все более совершенную автомобильную технику с точки зрения экологии, надежности, комфортабельности и прочих факторов. Поэтому, наверное, правильно говорят сейчас о необходимости создания системы утилизации, о выгоде эксплуатации более современных, экологичных автомобилей. Автомобильная промышленность, автомобильный бизнес (если говорить о цепочке от производства до утилизации) - это серьезный двигатель экономики. В этом смысле мне кажется правильным тот путь, при котором автомобиль через определенный срок эксплуатации с выгодой для владельца может быть заменен на более современную модель. От этого все только выиграют. Технологии приводят к тому, что автомобиль все больше похож на робота, на компьютер. Уже в принципе реализованы возможности вождения без водителя, причем вопросов там больше в сфере законодательной, нежели технической. Я думаю, что ближайшее будущее продемонстрирует интересные результаты.

Как председатель Белорусской автомобильной ассоциации можете ли вы влиять на принятие законов? Какие у вас есть полномочия? Можно ли пролоббировать льготы, например, для многодетных матерей при покупке машины.
Наташа, Минская обл.

- В свое время льготы для многодетных семей при покупке автомобиля действовали: они не платили таможенные пошлины. Не знаю, остались ли эти льготы после всех произошедших изменений, нужно проверить. Являясь председателем Белорусской автомобильной ассоциации, я не законодатель, с одной стороны, но, с другой стороны, входя в межведомственную рабочую группу по наведению порядка в автомобильной сфере, созданной при Минторге, имею возможность инициировать определенные изменения. Сегодня любая ассоциация, бизнес-ассоциация имеет право выходить с предложениями, а также делать отзывы на планируемые проекты документов. Другой вопрос: будем ли мы услышаны? Нас стараются, конечно, услышать, но не всегда это получается. Например, введение утилизационного сбора ждали к 1-му января. Вероятно, в какой-то мере наши обращения и письма в прошлом году позволили отсрочить этот процесс. Возможно, он пройдет в более спокойном режиме, нежели то, как планировалось это сделать. Также в свое время мы инициировали вопросы trade-in и нашли понимание. Сегодня автомобильные дилеры, объединенные в Белорусской автомобильной ассоциации, являются весомым сегментом экономики. Они обеспечивают огромные платежи по ставкам таможенных пошлин, НДС, налогу на заработную плату, поэтому государство заинтересовано в их развитии и поддержке.

Имею ли я право требовать замену автомобиля, если после покупки несколько раз появляется одна и та же проблема?
Ольга, Минск

- Вопрос непростой, потому что слово "проблема" можно отнести как к перегоранию лампочки, так и к более серьезным недостаткам. Законодатель описал эту ситуацию, когда именно существенные недостатки, неоднократно повторяющиеся, могут служить поводом для возврата автомобиля. Под понятие существенного подпадает недостаток, затраты на устранение которого составляют весьма большой процент от стоимости автомобиля. Точный процент я сейчас не вспомню. Мне кажется, что здесь нужно исходить из справедливости. Если проблема устраняется за раз-два, то не совсем справедливо требовать замены. Есть определенная категория граждан, которые этим активно пользовались, особенно в период, когда нужно возвращать кредиты, когда хочется на этом подзаработать. В свое время и ассоциация, и сами автодилеры такие вещи отслеживали. Но в последнее время особых проблем с этим нет. Если дилер видит, что машина по каким-то причинам в период гарантии действительно ломается и клиент от этого действительно страдает, он всегда идет навстречу: меняет автомобиль, либо предоставляет бонусы в обслуживании.

Введение налога на автомобили поддерживает ваша ассоциация?
Мах, Не указано

- Мы считаем, что дорожный фонд должен формироваться, но по другим принципам, отчисления в него могут быть заложены в стоимость топлива. Это было бы более справедливо. Данная система, которая сегодня функционирует, создала много проблем и государству, и гражданам.

Нужно ли растамаживать автомобиль, имеющий привод только от электромотора, но так же есть под копотом ДВС, который предназначен для заряда аккумулятора (Chevrolet Volt, Opel Ampera)? Является ли он электрокаром? Заранее спасибо.
Дмитрий, Гомель

- Надо уточнить, является ли это электрокаром или это гибридный двигатель. Я не готов сейчас ответить.

Зачастую в салонах указана заведомо заниженная (рекламная) стоимость автомобиля. В 99% случаев таких машин в наличии нет и заказать в самой базовой комплектации машину невозможно. Эта проблема как-то решается?
Андрей, п. Михановичи

- Я об этой проблеме знаю. И это проблема не автосалона, выставляющего цену, а производителя, который квотирует выпуск таких автомобилей. В большинстве своем они имеют низкую рентабельность, и производитель не заинтересован в их выпуске в большом количестве. Это, несомненно, маркетинговый ход. В данной ситуации, не думаю, что автосалоны смогут что-то сделать. Не предлагать вообще такие автомобили тоже не правильно. Наверное, надо быть просто честными с покупателями и говорить, что такие машины есть, но их количество ограничено, и придется ждать.

Как вы считаете, хватает ли в Минске фирменных автосалонов, много их или мало, соответствует ли это потребностям нашего рынка? 
Пучинский Л., Минск

- Я считаю, что для Минска сеть автосалонов вполне оптимальна. Будет прирост спроса на машины, услуги фирменного сервиса, будут открываться новые автоцентры. Сегодня в Минске нет очередей, в которых клиент ждет неделями обслуживания. Конечно, бывают пиковые сезоны (весна, осень), когда наступает определенная перегрузка сервисных станций, но с точки зрения продаж автомобилей в очереди люди не стоят. Только что открылся салон "Киа", в прошлом году открылся салон "Шкода", "Мерседес", строятся БМВ, "Ниссан". Автоцентры открываются по мере необходимости. Инвестор всегда просчитывает целесообразность их строительства, чтобы окупить свои вложения. И то, что сейчас появляются новые фирменные центры не только в Минске, но и в областях, говорит о том, что идет выздоровление авторынка в целом.

Как вести себя, если после планового ТО на кузове автомобиля обнаружены повреждения?
Корзун А.П., Гродно

- Если на руках есть подтверждение, что человек сдавал машину без повреждений (серьезные сервисы заполняют специальные формы о состоянии машины, когда берут ее в починку), а при получении машины они были обнаружены, есть все основания предъявить претензии автоцентру. Но если человек машину забрал и потом это все обнаружил, доказать свою правоту будет сложнее. Если станция порядочная, то она должна разобраться в этой ситуации. И даже если нет документальных подтверждений, что это произошло именно у них, мне кажется, что автоцентр должен пойти навстречу клиенту.

Как автомобилист, как вы оцениваете состояние дорог в Беларуси? 
Без подписи, Не указано

- Все познается в сравнении. Сравнивая наши дороги с соседними странами, даже с Польшей, хочу сказать, что дороги у нас неплохие. Мы в последние годы сумели создать определенную инфраструктуру и поддерживаем ее, но требуются постоянные инвестиции. В областных и районных центрах ситуация с дорогами значительно хуже. Плюс требуют завершения реконструкции центральные трассы, соединяющие Минск с областными центрами. Конечно, хочется, чтобы все дороги были такого уровня, как между Могилевом и Минском. Если ставить для себя более высокие европейские стандарты, то нам еще строить и строить. Но сравнивая с соседями, я считаю, что дороги в Беларуси достаточно хорошие. Все приезжающие к нам гости, даже из Европы, отмечают это.

Говорят, что скоро будет ограничение платежей наличными. Как будет проходить покупка автомобиля? Можно ли будет платить долларами по карточке за автомобиль?
Без подписи, Не указано

- Ограничение по платежам наличными не связано с автомобильным бизнесом. Это тенденция, которая будет реализована в Едином экономическом пространстве. Белорусы приняли такое же решение, как принято в России, где есть минимальная сумма наличного платежа. И эта сумма будет постепенно уменьшаться. В Европе уже давно действуют жесткие ограничения: оплата наличными только до суммы в 1500 евро. Оплатить за автомобиль в долларах карточкой можно, но все зависит от того, как банк проведет эту операцию. В этом году решением Нацбанка практически все автодилеры потеряют лицензию на продажу за валюту. Наша ассоциация, конечно, была против этого решения, потому что зарабатывать на этой ситуации будут только банки, а по карману покупателей оно ударит. Наши граждане хранят деньги на покупку машины в валюте, и ранее они никогда не теряли на конвертации при оплате покупки. Государство же реально ничего не выигрывает. А если машину захотят купить приезжие, иностранцы, то-то они удивятся...

Как вы оцениваете готовность службы такси к чемпионату мира по хоккею. Собираются ли они обновлять свой автопарк? 
Александра, Минск

- Еще в прошлом году появились проекты указов о транспортных средствах, которые могут быть допущены к перевозке пассажиров. Была попытка пролоббировать в легковом транспорте использование только автомобилей марки Geely, что оставляло за бортом большинство операторов автомобильного рынка. Белорусская автомобильная ассоциация была озабочена этой ситуацией, и, к счастью, нас услышали. На сегодняшний момент я знаю, что таксисты имеют возможность выбора в приобретении новых автомобилей. Существуют определенные ограничения, но они вполне приемлемы: по возрасту автомобиля, по сроку эксплуатации. К сожалению, вся эта ситуация немного заморозила процесс обновления автопарка, т.к. таксисты просто не знали, чего ждать, и не решались инвестировать деньги в покупку новых автомобилей. Мне кажется, что наша страна не совсем подготовилась к чемпионату в этом плане, потому что количество такси даже для потребностей наших граждан недостаточное, а тут еще и гости. Но еще есть время, для того чтобы закупить автомобили и увеличить автопарки. Я уверен, что над этим вопросом уже работают все операторы рынка такси.

Почему замерзает дизельное топливо Арктика? Каким топливом заправляться зимой?
Примачев А.Н., Беларусь

- "Арктикой", когда мороз ниже -25, еще и керосин заливают.