Онлайн-конференция

Новый вопрос 13.12.2012 11:00:00

Какие звезды мировой величины приедут на форум? Сложно ли было с ними договориться?
Василиса, Не указано

- Ну что могу вам сказать? Легко ничего не бывает. На что бы я хотел обратить внимание. Я не буду всех перечислять. Вот болгарский театр привозит хороших певцов. Традиционные болгарские певцы очень хорошие, такие как Петров. Это певцы мировой европейской величины. Я думаю, что очень яркие солисты будут и в гала-концерте. Например, в "Князе Игоре" примет участие заслуженный артист Российской Федерации Казаков из Большого театра. Он вообще считается лучшим Кончаком на постсоветском пространстве, если так можно выразиться. Нечаев - князь Игорь – выдающийся певец. Шилова из Большого театра. Это все очень значительные певцы. Ридл - солист Венской оперы. Он к нам никогда ранее не приезжал. Есть уникальные певцы, например, Крючко. Это контратенор. Я думаю, что у нас лет 15 назад звучали контратенора, потому что это редкий голос и его надо любителям оперного искусства послушать. Договаривались мы с ними год назад. С кем-то чуть раньше, с кем-то чуть позже. Хочу сказать, что к нам едут с удовольствием. Я бы не хотел преувеличивать наши труды, будто бы мы совершаем какие-то подвиги. Повторюсь, к нам едут с удовольствием, потому что у нас хороший театр, он очень красив, у нас хорошая доброжелательная публика. Хочу вам сказать (наверное, этот вопрос тоже интересует), что это стоит недешево. Но когда артисты едут в Республику Беларусь, нам договариваться достаточно несложно о том, как все должно быть, тем более у нас есть хорошие спонсоры. Так что все в порядке.

Почему оперный форум "рождественскиЙ"? Есть ли там место музыкальным мотивам, связанным с этим праздником?
Александр, Не указано

- Потому, что перед Рождеством. Есть еще одна история, наверное, очень важная. Когда вы говорите слово Рождество, то у вас, наверное, возникает очень светлое, внутреннее замечательное чувство, правда? Ночь перед Рождеством, Рождество... так оно и есть. Это один из самых светлых праздников, который существует. И в оперном искусстве существует та же интонация. Поэтому, например, в этом году мы вынуждены были сделать дополнительный концерт 31 декабря по просьбам слушателей. Мы думали, дать артистам отдохнуть 31, т.к. 29 и 30 два гала-концерта, но не удалось. Мы 31 декабря вечером даем концерт, люди приходят на концерт, они очищаются духовно, наполняются эмоционально и в приподнятом настроении идут домой и пьют шампанское.

Как вам удалось привезти в нашу страну конкурс певцов-исполнителей итальянской оперы "Competizione dell'Opera"? Будут ли среди конкурсантов белорусы?
Павел Владимирович, Не указано

- Родоначальником конкурса была Дрезденская опера. Его руководитель - господин Фрай - достаточно известный режиссер и менеджер оперного искусства. В прошлом году конкурс проходил в Москве, где генеральный директор нашего театра Владимир Павлович Гридюшко был одним из членов жюри. Там-то и состоялись переговоры с Фраем (кстати, он у нас будет ставить "Летучего голландца" в следующем году), и было получено его согласие. В жюри этого конкурса, как правило, много директоров крупных европейских театров. В составе нашего жюри также будет представлена и Венская, и Варшавская опера. Я думаю, что последующие конкурсы поедут, скорее всего, в Австрию. Так что нам надо использовать до конца эту возможность, чтобы послушать молодежь. 5 -15 числа мы прослушаем 12 белорусов. Это в основном студенты консерватории, есть и представители нашего театра. Можно предположить, что уровень конкурса будет очень высокий. Но наши ребята очень хорошо подготовлены. Илья Осечков - конкурсант с большим стажем и привык к победам. В том, что мы выступим хорошо, я не сомневаюсь.

Странная разбежка в стоимости билетов!!! На спектакль от 20 тыс. до 1 млн. Чем объясняется такая разница, насколько я была в этом театре, там отовсюду хорошо видно и слышно.
Елена , Не указано

- Приятно слышать, что это так, но во всех театрах мира существуют наиболее престижные места, на которых хороший обзор, и менее престижные, где надо покупать бинокль. Цена билетов на Рождественский форум тоже разная - разбежка от 50 до 900 тысяч. На наиболее пользующиеся спросом места средняя цена - 350 тысяч. Конечно, партер в лидерах по цене и спросу, именно эти места особенно популярны среди туристов. Но есть еще балкон и бельэтаж, цены там существенно ниже - от 50 до 350 тысяч. Понятно, что в основе цены - различная степень комфортности слышания, видения спектакля.

Какова география Минского международного Рождественского оперного форума?
Сергей, Молодечно

- География Минского международного Рождественского оперного форума на сегодняшний день 15 стран, но все еще может измениться, планируется 17. Традиционно - это СНГ, естественно Россия и Украина, вся Прибалтика, Узбекистан, Польша, Словакия, Германия, Южная Корея, Италия.

Одно дело - привезти артиста, совсем другое - привезти спектакль. Приедут ли в Минск полноценные зарубежные постановки? Если да – то, какая из них самая массовая? Сколько реквизита уже прибыло в наш театр? Как вам удается все это разместить и не перепутать?
Елена, Не указано

- Вопрос по существу, потому что, когда начинается форум, это, конечно, Вавилонская башня. Как удается не перепутать - никто не знает. (Шутка.) Как минимум - это несколько месяцев предварительной работы. Взять, например, конкурс. Представьте, приезжает с концертмейстерами 80 гостей, которым надо предоставить репетиционный класс, время, разместить в гостинице, привезти в театр, а также покормить, обеспечить медицинское обслуживание. Здесь огромный комплекс вопросов, которые театру приходится решать. В помощь мы приглашаем волонтеров. В этом году - из университета культуры. Для них это большой опыт, и мы бы без них уже не обошлись. Самый массовый - спектакль гостей из Софии "Зигфрид". Прилетает 130 человек: оркестр, хор, солисты, гримеры, постижеры, костюмеры. Отдельно в нескольких фурах едет сценография. Поэтому путешествие очень дорогостоящее и непростое. Проект осуществляется в рамках подписанного меморандума о сотрудничестве с Софийским театром. То, что нам удается это вместе сделать, хорошо характеризует обе стороны. Мы стараемся традицию приглашать на форум не только солистов, но и театры поддержать.

Рождественский форум вы проводите в третий раз. Сегодня вообще востребована классика, академическая музыка? Мне кажется, что большая часть взрослой публики переключилась на шансон, а молодежь на техно и другие современные направления….
Ирина Петровна , Гомель

- Мне трудно сказать, насколько это большая часть, но та, которая не переориентировалась на шансон, ходит в наш театр. Таких людей достаточно много – зал практически всегда заполняется, и билеты раскупаются за несколько месяцев. На мой взгляд, тенденция сегодня чуть-чуть другая. Сегодня все больше родителей стремятся к тому, чтобы их дети почувствовали аромат классической музыки и настоящего театра уже в детстве, потому что тогда приходит понимание, что опера – это не элитное искусство, а, как это было когда-то, самое демократическое искусство, которое входит непосредственно в душу человека. Можно спокойно напевать и оперные арии, и таких людей все больше. Хотя шансон тоже имеет место быть.

Владимир Петрович, а бал на Старый Новый год Большой собирается давать?
Светлана, Минск

- Конечно. Но разочарую - билетов уже нет. Еще снег не выпал, а все билеты уже раскупили. Те, кто потом будет танцевать на балу, сегодня каждый день занимаются танцами с нашими танцмейстерами. В балетный зал приходят молодые и не только, красивые, разные, замечательные... Подготовка к балу идет вовсю.

Владимир Петрович, будет ли 3-ий Рождественский оперный форум отличаться от предыдущих двух. В чем его отличительная особенность?
Тамара Сергеевна, Минск

- Во-первых, программа форума никогда не повторяется, всегда приезжают новые театры, новые гости. Это первое отличие. В этом году мы ждем театр из Болгарии, из Софии, который привозит "Зигфрида". Вагнер на нашей сцене не звучал уже несколько десятков лет - и это тоже новинка. Второе отличие более существенное. 15 декабря в Минске пройдет последнее отборочное прослушивание. До этого они состоялись в Москве, Вене и других городах, и начнется первый тур Международного конкурса певцов - исполнителей итальянской оперы Competizione dell`Opera. На конкурс съедутся вокалисты из многих стран. Но в основном это будут россияне, немцы, белорусы, украинцы, конкурсанты из Восточной Европы, будут и экзотические участники - например, из Южной Кореи, США. 22 декабря в Большом зале состоится заключительный тур в сопровождении симфонического оркестра, в котором выступит 10 лучших (по правилам 10, но эта цифра может измениться). Мы предполагаем, что конкурс будет очень сильным. Еще есть одна особенность, которой мы очень гордимся - Короткевич на нашей сцене. Давно у нас не было новых постановок сочинений белорусских авторов. "Седая леганда" это фундаментальное произведение для Беларуси - Библия белорусского народа. Музыка Дмитрия Смольского, постановка Михаила Панджавидзе, художник - Александр Костюченко и за пультом наш главный дирижер Виктор Плоскина. Это, на мой взгляд, большое событие, и мы с него начинаем. Солист Большого театра России Роман Муравицкий исполнит главную партию - на белорусском языке! Также в программе форума две наших обновленных постановки - "Евгений Онегин" и "Князь Игорь". В "Евгении Онегине" будут петь молодые солисты Мариинского театра, в "Князе Игоре" примут участие маститые мастера из Большого театра России. Конечно, будут участвовать и все наши замечательные исполнители.

Одну из главных партий в национальной опере "Седая легенда" исполнит заслуженный артист России Муравицкий. Сложно ли ввести зарубежного артиста в спектакль? И сколько времени отведено на репетиции? Неужели достаточно одного дня?
Марина, Не указано

- Партию он получил уже давно. Получил наши видеозаписи, на которых мог для себя хорошо прочертить рисунок роли, взаимоотношения персонажей. Конечно, процесс этот чрезвычайно сложный. И режиссеры его, как правило, не очень любят. Артист должен пройти все стадии репетиций: спевки с артистами, дуэты, трио, массовые сцены, диалоги. Надо почувствовать роль изнутри - это нелегкая процедура, она не бывает до конца полноценна. Муравицкий приезжает 13 числа. У него будут спевки, когда будет разучивать с нашими артистами свою партию, потом - репетиции с симфоническим оркестром. Будут отдельные репетиции для того, чтобы освоить сценическое пространство. Конечно, для того чтобы войти так бысто, в первую очередь, артисты должны быть с хорошим сценическим опытом, умеющие все делать быстро. Быстро понимать, быстро учить партию, быть настоящим профессионалом. Роман Муравицкий – очень профессиональный артист. Поэтому, думаю, что все будет в порядке. Хотя беспокойство удастся ли, трудно ли, конечно, правильное.

Здравствуйте! Скажите, пожалуйста, будет ли в форуме участвовать певец Николай Басков? Как Вы оцениваете его вокальные данные именно как оперного исполнителя?
Натали, Минск

- Я его очень хорошо знаю. Мы лично встречалиь на "Славянском базаре". Певец исключительно одаренный. Такие рождаются очень редко. Мы знаем его не только как исполнителя шлягеров. Он очень серьезный певец, один из лучших исполнителей партии Ленского. На вопрос, конечно, приходится ответить однозначно: он не будет участвовать в нашем форуме. В опере "Евгенией Онегин" у нас споют артисты из Петербурга. Но... однажды был звонок, и Басков сказал: "Владимир Петрович, если у Вас будет возможность, я бы хотел как-нибудь спеть Евгения Онегина именно в вашем театре". Поэтому, все может быть. Главное, чтобы сошлись звезды, а именно планы. Но не на этом форуме.

Большой решился на эксперименты в балетных постановках, какие эксперименты планируются в опере.
Без подписи, Не указано

- Действительно, решились на эксперименты в балетных постановках. На базе репетиционного зала организовали молодежный экспериментальный хореографический театр. И уже имеем два спектакля, о которых спорят, но на то это и эксперимент. Появились очень интересные молодые люди, а это самое главное. В молодежи, в конце концов - будущее. Возможно, кто-то из этих ребят, будет определять балетное лицо нашей страны. Что касается оперы, то и она не осталась без эксперимента. На камерной сцене имени Л.П. Александровской мы уже поставили ряд маленьких опер. Спектакль "Рита, или Пиратский треугольник" идет с большим успехом. Это работа молодого режиссера и молодых артистов. Эта же команда поставила "Моцарт и Сальери" Римского-Корсакова и приспособила "Медведь" Кортеса. Как в экспериментальную мастерскую сюда уже потянусь разновозрастные композиторы со своими произведениями. Идет работа над постановками "Директора театра" Моцарта и "Сначала музыка, потом слова" Сальери. Эти экспериментальные работы очень подходят для показа и в наши филиалах, в том же Несвиже.

Хотелось бы узнать, какова судьба Елизарьева? Его приглашают на премьеры? Общается ли Большой с бывшими руководителямя?
Виктория Владимирована, Минск

- Валентин Николаевич работает профессором Белорусской академии музыки, иногда ставит свои спектакли за рубежом, ходит на премьеры в театр, правда, не на все. Мы всегда его приглашаем и рады видеть, потому что он – большой художник, мнение которого очень важно для театра.

Добрый день. Хотелось бы выразить свое восхищение талантом артистов театра, пожелать успехов! Скажите, как на Ваш взгляд, насколько справедливо соотношение доходов таких действительно талантливых людей и безголосых артистов эстрады? Спасибо.
Ольга Ивановна, Минск, Беларусь

- Мы стараемся сделать все возможное, чтобы улучшить социальное положение артистов нашего театра: повышаем цены на билеты, систематически организуем зарубежные гастроли, к слову, скоро наша опера едет в Англию. К счастью, никто от нас не уезжает. Что касается артистов эстрады, то они зарабатывают эти деньги, люди ведь покупают билеты на их выступления. Мне кажется, что сравнение здесь не совсем верно, ведь это разные профессии. Я хочу отметить, что оперное искусство требует все время государственной поддержки, потому что нигде в мире оно не существует только на доходы, которые получает.

Лучший показатель востребованности – это спрос на билеты. Востребовано ли у белорусов академическое искусство? Остались ли еще билеты в кассах? И какова цена?
Анна Владимировна, Минск

- Если говорить о форуме, то какая-то часть билетов еще не реализована и, наверное, есть в продаже. Можете поинтересоваться. Про востребованность я могу сказать так, что любители академического искусства могут чувствовать себя уверенно. Я помню времена, когда зал на оперных спектаклях заполнялся не более чем на 40. Сегодня такого нет. Но хочу вам сказать... Академическое искусство требует большого ухода. Им надо заниматься, его надо пропагандировать. И мне кажется, что в целом настроенность на высокое, классическое, благородное, важное, экологически чистое (я имею ввиду чистый звук) присутствует. Это не просто классическое искусство, это еще стремление людей непосредственно общаться с артистами, а не через картинку на экране. В опере вы имеете возможность напрямую получать энергетику артиста, его посыл зрителю. А цена… Средняя цена билета в наш театр порядка 150 тысяч. Средняя цена билета на спектакли форума примерно 250 тысяч, на гала-концерт чуть выше, на некоторые спектакли чуть ниже.

Есть ли в театре статистика, что пользуется большей популярностью у зрителей - опера и балет? Что больше посещается? И какие конкретно спектакли? Спасибо.
Катя, Не указано

- Без статистики, без социологических исследований и без опыта людей, которые хорошо разбираются в этом, театру не выжить, потому что это не просто зрители, их финансовый вклад в развитие театра достаточно серьезный - это новые постановки, закупка инструментов и прочее. Нам не позволено иметь полупустые залы. Балет, конечно, традиционно имеет чуть более высокий процент посещаемости. В хитах - произведения Петра Ильича Чайковского: "Лебединое озеро" (спектакль, на который билеты продаются за полдня), "Спящая красавица", "Щелкунчик". Есть еще две категории спектаклей: те которые посещаются средне, над ними надо больше работать, и спектакли, пользующиеся стабильным спросом. Что касается оперы, тут лидирует "Кармен". Хорошо посещаются оперы Верди - "Набукко", "Травиата", "Аида", а также бессмертное сочинение Петра Ильича - "Евгений Онегин". Я не говорю сейчас о премьерах, которые всегда идут при полных залах. Но сами понимаете, должна быть и перспектива, потому что зрителю нужно не только самое лучшее, самое популярное. Зритель должен обогащаться, он должен видеть новые произведения. Да и театр сам должен расти, новые постановки дают ему художественную силу. Поэтому все время должны быть новые имена композиторов, хореографов, постановщиков, певцов. Элемент новизны - это то вечное, что движет театром.

Говорят, улучшилась акустика в зале. Не могли бы Вы рассказать за счет чего произошло улучшение? Стены же вроде остались такими же? Раскройте секреты современной акустики.
Григорий Валерьевич, Брест

- Вообще, акустика любого театра явление очень многосложное. Она зависит от миллиона условий, включая те, которые неизменны - это оркестровая яма, зрительный зал, сцена, и те, которые преходящи - это сценография, ее качество, высота оркестровой ямы. Но самый главный секрет любой акустики - хорошие музыканты. Хорошие музыканты музицируют таким образом, что уступают друг другу. Поэтому, когда хорошие музыканты и на сцене, и в оркестровой яме, эти вопросы обычно не встают. Действительно, акустика в нашем театре хорошая. Зал большой и очень большая сцена, что требует мощных оперных голосов. Работа над качеством звука в театре идет постоянно. Сегодня прорабатывается каждая сценография, ее сценическое решение, для того чтобы она имела лучшие акустические свойства, чтобы лучше отражался голос, легче было играть на сцене.

Традиционно самые яркие спектакли ставят в день открытия и закрытия форума. Какие постановки в этом году вы приготовили на старт и финал музыкального праздника?
Наталья Валентиновна, Не указано

- Традиционно Рождественский оперный форум закрывается гала-концертом. Это большое представление, которое состоится 23-го числа, но пока не все участники определены - имена победителей конкурса итальянской оперы мы узнаем позже. Что касается старта, то он бывает разным. В прошлом году форум открывали гости. На открытии нам хочется показать самые интересные, сюрпризные спектакли. В этом году мы открываемся "Седой легендой", потому что считаем эту постановку знаковым событием для белорусского театра и культуры.

У форума будет какая-то соревновательная программа? Кто будет судить и что получит в награду победитель.
Маруся, Не указано

- Соревновательной программы нет. Все участники получат специальные дипломы форума. А вот конкурс певцов - исполнителей итальянской оперы Competizione dell'opera определит трех победителей. Главный приз - около 10 тысяч евро.

Какие премьеры на этот сезон готовит Большой театр?
Людмила Сергеевна, Минск

- Сезон начали с премьеры "Серенады" Джорджа Баланчина в постановке французского хореографа Нанетт Глушак. Выпустили экспериментальные спектакли "Метамарфозы", "Зал ожидания" на малой сцене. Мы возобновили два оперных спектакля - "Кощей Бессмертный" Римского-Корсакова и "Князь Игорь" Бородина. Появился в афише новый детский спектакль, которых мы не ставили лет 5-6, - опера "Винни-Пух и все, все, все..." Ольги Петровой. Готовимся выпускать очень крупный постановочный проект - "Щелкунчик". Ставит его Тихомирова вместе с известнейшим художником Купером в самой современной технологи, которая сегодня есть в изготовлении сценографии. В какой-то степени это будет уникальный спектакль. Ждите его в конце марта. А 30 апреля премьера "Турандот" - одной из самых масштабных опер Пуччини. Но на этом мы не остановимся, и в мае, когда соберутся после поездок все артисты, выпустим две маленькие оперы: Сальери "Сначала музыка, потом слова" и Моцарт "Директор театра". И после этого... Вячеслав Кузнецов написал замечательный балет. Его рабочее название "Витовт". Ставит его Юрий Троян. В июне мы завершим сезон этой премьерой национального балета. Но как всегда у творческих людей бывают какие-то секреты. Поэтому что-то еще может и появиться.

Будет ли побит рекорд по количиству приглашенных гостей в этом году? Какие страны будут участвовать?
София, Гомель

- Да, рекорд, безусловно, будет побит.

Есть ли место юмору в опере или это очень серьезное искуство?
Валентина, Не указано

- Опера всегда питалась из двух источников: опера-сериа, то есть серьезная, и опера-буффа – там, где смеются, веселятся. "Свадьба Фигаро" и "Севильский цирюльник" - комедийные оперы. Конечно, в репертуаре больше опер серьезных, потому что многие люди ходят в оперу не только для того, чтобы повеселиться, расслабиться и отдохнуть, но и для того, чтобы послушать и насладиться живым звучанием голоса.

Национальная театральная премия, Новогодняя театральная премия - наград и признания много не бывает...
зритель, Не указано

- Как говорили римляне, искусство питается почетом. Поэтому пркрасно, что есть эти наград. Национальная театральная премия прошла в нашем театре, и была для него очень важна. Новогодняя театральная премия нас еще ждет. Также 9 января Президент Республики Беларусь будет вручать премии деятелям культуры "За духовное возрождение". Могу сказать, что театр получает много наград. Мы очень гордимся, что у нас появляются новые народные и заслуженные артисты, среди которых есть еще совсем молодые. Поэтому если хотите сказать слова благодарности и восхищения артистам, не бойтесь cделать этого и cделать вовремя.

Есть ли национальные особенности лучших голосов мира? Что дает беларуская земля нашим голосам?
Николай, Не указано

- Все, что слышим, то и дает белорусская земля. Конечно, существуют априори вокальные территории, может быть, это обусловлено климатическими условиями, наличием певческих традиций, школ (например, Италия, Испания, Украина). Хочу сказать, что Беларусь – тоже певческая страна. У нас большое количество самодеятельных хоров, любительских коллективов. Сейчас к нам в труппу приходит парень из Борисова с уникальным, красивым голосом. Юрий Городецкий – замечательный тенор, объехал полмира, а Ярослав Петров – это потрясающий бас, которого родила белорусская земля. В Беларуси достаточно устойчивая и хорошая вокальная школа, есть очень хорошие традиции в Гомельском музыкальном училище, Белорусской академии музыки, и, естественно, в Оперном театре. Я считаю, что по качеству голосов мы очень сильная труппа.

Здравствуйте, Владимир Петрович! Интересует, в каких международных мероприятиях, проектах участвуют артисты Национального академического Большого театра оперы и балета?
Владимир , Минск

- Из крупных международных проектов оперного искусства на территории Беларуси у нас, пожалуй, один - Минский международный Рождественский оперный форум. Многие наши артисты - лауреаты самых престижных международных конкурсов. Как правило, минимум две-три премии ежегодно получаем обязательно. Театр постоянно участвует в различных фестивалях. Например, в этом году во Дворце конгрессов в Париже он был успешно представлен балетом "Спящая красавица". В Варшавском театре мы показали балет "Анюта" в постановке Васильева - зал стоя приветствовал артистов. Изумительные отзывы получили на гастролях в Вильнюсе. Съездили в Испанию, вчера труппа балета улетела в Германию, оттуда - в Австрию. Недавно опера с "Трубадуром" объехала практически всю Голландию и часть Бельгии, в скором времени собирается в Англию. 5-6 крупных международных проектов в год у театра бывает. Они могут отличаться организационно, проходить либо в рамках дней культуры, либо по линии межгосударственного обмена, либо как коммерческие гастроли, но так или иначе для театра это источник доходов, позволяющий осуществлять дорогостоящие международные проекты. В этом году такой стала постановка "Серенады" хореографа Баланчина. В следующем году планируем пригласить Килиана - крупнейшего мирового хореографа - для постановки балета "Шесть танцев".

Владимир Петрович, когда-то в Министрстве культуры вы курировали все театры, теперь работает только на один. За новинками у коллег успеваете следить?
Сергей Васильевич, Не указано

- Когда я работал в Министерстве культуры, мне казалось, что эта работа занимает большую часть жизни. Попав в театр, я понял, что все это шутки. В театре не работают, в театре служат. Вот это совершенно очевидно. Я рад, что мне удалось проникнуться этим ощущением. К сожалению, следить за всеми премьерами не получается, но в Купаловском и Русском был.

В тенденциях сегодняшнего времени, когда все нацелено на самоокупаемость... Рождественский оперный форум может быть хорошим бизнес-проектом?
Владимир Борисович, Не указано

- Он и есть хороший, но сложный бизнес-проект. Потому что все составляющие Рождественского форума связаны с большими затратами, практически без бюджетных средств. Есть небольшая поддержка Министерства культуры. Цены на билеты, к сожалению, высокие, но других вариантов нет. Также мы получаем серьезную спонсорскую поддержку. Думаю, что и для спонсоров это тоже бизнес-проект, потому что их реклама разлетается в десятки стран мира в виде буклетов, видеозаписей, передач и всего остального. Мало того, в театр приходят, наверняка, не меньше 200.000 минчан ежегодно. Это же астрономическая цифра. Поэтому у театра очень большие рекламные возможности.

По максиму ли используются возможности новой сцены Большого театра оперы и балета?
Катюша, Не указано

- Это сложный вопрос, на него, как правило, отвечают художники, творцы. Именно они берут от сцены столько, сколько им нужно, и тот минимум, который они возьмут, может иметь максимально большое художественное значение. У нас есть спектакли, которые раскрывают практически полностью наши технологические возможности, например "Набукко", и есть спектакли, в которых эти возможности не используются. Но при постановке спектакля, с которым театр планирует объездить различные, в том числе и небольшие театры мира, к сожалению, нельзя активно использовать технические возможности своей сцены, потому что таких сцен, которые смогут принять потом спектакль, во всем мире несколько. Технические возможности сцены обогащаются светом, видеопроекциями. На сцене нашего театра художники и режиссеры чувствуют себя свободно, потому что могут сделать все, что захотят.

Много ли молодежи посещает театр?
Без подписи, Не указано

- Много, в отличие от западные театров. На одном из спектаклей в Германии у меня появилось ощущение, что я в доме престарелых, потому что вся публика была пожилая, буквально крупицы молодежи. У нас другая ситуация. Есть старшее поколение любителей, которые неизменно приходят в театр, но и студенческая аудитория есть. Прямо скажу, женщин, девушек больше приходит, чем мужчин.

Каких результатов Вы ждете от Рождественского оперного форума? Является ли это свообразным культурным потрясением, которое рождает новые идеи?
Иванушка, Витебск

- На этот вопрос в большей степени должны ответить зрители. Дело в том, что результаты, которых мы ждем, в основном внутритеатральные, потому что нужно все время обогащаться мировыми тенденциями, нужно общаться с талантливыми людьми. А форум привлечет критиков, которые смогут сказать свое слово, покажет молодых и опытных певцов, новых дирижеров из Испании, Санкт-Петербурга, Москвы. Для театра это, безусловно, еще один шаг вперед в плане культурного опыта. Что касается зрителей, я убежден в том, что любителям оперного искусства Минский международный форум запомнится, потому что там обязательно будут открытия и в сценографии, и в певческой культуре, и в игре. Станет ли это потрясением - каждый решит для себя. А в том, что следующий форум должен принести еще более мощные идеи, потому что от форума к форума театр набирает какую-то могучую силу, я уверен. Мне кажется, что этот процесс еще далеко не исчерпан.