Онлайн-конференция

17 Апреля 2014

Наталья Шарангович


Что из себя представляет современное изобразительное искусство Беларуси?
Ніка, Не указано

- Если в общих чертах, то этот вопрос требует большого исследования. В двух словах сложно ответить, но искусство Беларуси, наверное, представляет удивительное многообразие видов и жанров. У нас настолько разные художники, у нас они настолько глубоко философские, настолько яркие! Есть художники, которые занимаются формальными направлениями, какими-то экспериментальными вещами, есть художники, которые занимаются классическими видами искусства. И мне кажется, что на самом деле на нашем современном поле такое взаимное существование - это хорошо и интересно. Это говорит о том, что у нас есть художественная школа, и это говорит о том, что у нас такой толерантный менталитет. Мы в принципе принимаем все, что вызывает у нас какое-то ответное чувство.

Наталья, сколько по времени занимает собрать такую значительную выставку. Успехов.
Светлана, Минск

- Спасибо за пожелание успехов. Хочу сказать, что на самом деле такие значительные выставки должны готовиться очень долго. Обычно все крупные международные события в области современного искусства собираются приблизительно за год, минимум за полгода. В этот раз у нас был меньший срок – эту выставку мы готовили около трех месяцев. Я надеюсь, что наша команда, а она была очень хорошая, профессиональная (искусствоведы, кураторы минские, кураторы из областей), что мы все-таки справились.

Есть ли в Беларуси успешные художники мирового уровня, которые живут в стране, не уехали за границу?
Элла , Бобруйск

- У нас, конечно, есть такие художники. Очень успешные. Я затрудняюсь перечислить вам имена, но давайте вспомним хотя бы Владимира Цеслера, дизайнера мирового уровня. Его плакаты, которые он делал еще совместно с Сергеем Войченко, представлены в Лувре. Это вообще единственный белорусский художник, чьи работы хранятся в Лувре. Но при этом он живет и творит в Беларуси, периодически выезжая за рубеж и делая там свои проекты. Я считаю, что белорусское искусство, белорусское художественное сообщество уникально. У нас, в отличие от России, нет супермегаярких звезд. У нас есть понятие художественное сообщество, когда некое количество очень ярких, интересных, раскрученных художников составляют художественный слой. Я бы назвала это отличием белорусского искусства. Не одна звезда, а много звезд, и они все талантливы.

А почему авангард? Потому что пользуется спросом у европейцев? Будут ли продаваться работы на выставке?
Без подписи, Не указано

- Сразу отвечу, что работы на выставке продаваться не будут. Это выставка - некоммерческое явление. Почему авангард? С одной стороны, действительно, потому, что авангард хорошо знают в Европе. С другой, авангард имеет непосредственное отношение к Беларуси. Мы, на самом деле, этим должны гордиться и это должны подчеркивать, точно так же, как мы сейчас подчеркиваем, что Марк Шагал – это художник, который родился в Беларуси, он белорусский художник. Не нужно ничего замалчивать, нужно, наоборот, все красиво преподносить. Многие белорусские художники основывают свое творчество на явлении авангарда. Они соотносят себя с авангардом. И мы хотим показать, что авангард не остался в истории начала ХХ века. Авангард - это состояние теперешнего белорусского искусства.

Чем обусловлен выбор именно этих трех площадок для размещения экспозиций выставки современного искусства?
Николай, Не указано

- Площадка на проспекте Победителей, 14 - наверное, одна из самых больших в городе Минске. Общий объем выставочной площади - около 4 тысяч квадратных метров, что позволяет сделать масштабную, яркую выставку. Эта площадка уже была апробирована в 2012 году при проведении первой Минской триеннале современного искусства. Ее существенный плюс, поскольку выставка проходит у нас в рамках чемпионата мира по хоккею, - в непосредственной близости от "Минск-Арены". Выбирали место, которое было бы удобно не только минчанам, но и зарубежным гостям для того, чтобы прийти и познакомиться с современным белорусским искусством. Выбор второй площадки даже можно не комментировать. Музей современного изобразительного искусства. Если мы говорим об искусстве ХХ века, то, безусловно, музей, который занимается непосредственно современным искусством и его историей должен был делать такую экспозицию. Ну а третья площадка существует в Минске уже не один год, в четвертый раз здесь будет проходить выставка в формате public art - искусство в публичном пространстве. Это выставка на площади Якуба Коласа. Мы знаем, что люди приходят сюда, смотрят представленные работы. Эта площадка находится недалеко от культурных центров города, в то же время там собирается огромное количество молодежи по вечерам, и у нас есть шанс очень красиво, ярко, доступно для любого жителя и гостя столицы презентовать современных белорусских художников.

Наталья, как вы думаете, чем белорусские мастера смогут удивить зарубежных гостей, которые приедут к нам на чемпионат мира по хоккею? И вообще, пойдут ли они в музеи...
Евгений Александрович, Заславль

- Чем мы можем удивить? Наверное, мы покажем, что уровень нашего современного искусства европейский, что у нас очень хорошо развиваются такие формы современного искусства, как видеоарт, арт-объекты, инсталляции. Например, кроме включенных в разрез этой выставки работ наших знаменитых художников, есть дополнительная программа, в которой будут показаны авангардные театры, музыкальные коллективы. Мы хотим показать, что современное искусство Беларуси точно так же, как и во всем мире, мультидисциплинарное. Оно существует не только в визуальном своем облике, но и перекликается с музыкой, театром, перформансом, огромным количеством других форм. Не знаю, насколько это удивит, но я думаю, что это заинтересует. Для нас это самое главное. Ведущая: - Ну а в музеи, как Вы думаете, пойдут спортивные болельщики? Шарангович: - Наверное, для этого была выбрана площадка рядом с памятником Якубу Коласу. За последние годы мы прочувствовали, что внимание обычного прохожего обращают на себя огромные планшеты с работами художников, размер каждого полтора на два метра. Вы представляете себе этот масштаб! В любом случае человек мимо не пройдет. Он посмотрит на эти репродукции, конечно, увидит, кто организатор и, надеемся, зайдет в наш музей, который находится рядышком, буквально в двух шагах. Очень многие люди к нам после таких выставок приходят, им интересно посмотреть, что же тогда выставляется в музее.

Вход на экспозиции будет платным? Что на какой площадке можно будет увидеть? Спасибо.
Татьяна Дмитриевна, Не указано

- Вход на экспозиции будет платным. Цена билета в выставочный комплекс на проспекте Победителей, 14 - 50 тысяч. Там можно будет увидеть современных белорусских художников. Цена билета в Музей современного изобразительного искусства - 30 тысяч. В экспозиции работы художников ХХ века. Площадь Якуба Коласа доступна круглосуточно и бесплатно. Некоторые категории граждан смогут пройти бесплатно, особенно дети до 10 лет. Мы заинтересованы в том, чтобы дети приходили вместе с родителями, смотрели, знакомились с искусством. Льготные билеты будут для студентов и школьников. Приглашаем всех.

Наталья, читали, что выставка будет представлять белорусский авангард, а как же наша классика? Она же тоже часть современного искусства страны. Надо и к истокам обратиться. Спасибо.
Мария Вячеславовна, Гомель

- Во время чемпионата мира по хоккею в Минске будут проходить разные выставки. Для того чтобы сделать их максимально разнообразными, выбраны разные темы и площадки. В Национальном художественном музее сейчас проходит выставка "10 веков искусства Беларуси". Это дает возможность любому гостю нашей столицы углубиться в историю страны. Во Дворце искусств Белорусский союз художников делает выставку, где как раз будет представлено классическое искусство. А на выставке, которую готовит Музей современного изобразительного искусства, будут представлены художники нетрадиционных направлений. Я думаю, что в Минске будет большой праздник искусства, и любой человек в этом созвездии выставок сможет выбрать тематику для себя. А самое главное, как я считаю, что эти выставки будут очень разнообразными, неповторимыми и доступными для посетителей.

Будут ли во время работы проекта познавательные лекции или мастер-классы. Если да, то где можно узнать расписание и платно ли это?
Виктория, Не указано

- Предполагается, что во время проведения выставки будет еще и дополнительная программа. Ее расписание можно найти на сайте выставки www.avant-garde.by, а также на сайтах Музея современного изобразительного искусства и Центра современных изобразительных искусств. Дополнительные мероприятия будут проходить на площадке по проспекту Победителей, 14. Предусмотрены лекции, круглые столы, обсуждения; они будут касаться разных аспектов современного искусства Беларуси. Мы поговорим о роли критики, о том, как традиционные жанры выживаются современным искусством, о междисциплинарных проектах. Сразу хочу отметить, что мы будем не только говорить: приглашены музыкальные коллективы. Планируются выступления групп "Нагуаль", "Рэха". Свои пластические миниатюры покажет театр KARAKULI. Также пройдет мини-фестиваль перформансов, который организует Илья Син. Программа будет достаточно насыщенной, с одной стороны интеллектуальной, а с другой стороны развлекательной. Информацию о дополнительных мероприятиях разместим в печати, обеспечим программками все выставочные площадки. Платным или бесплатным станет Ваше посещение, будет зависеть от того, что именно Вы захотите посетить.

У нас есть союз художников, есть ли альтернативный союз молодых художников или объединение?
Без подписи, Не указано

- Многие молодые художники являются членами Белорусского союза художников. Также при союзе существует секция молодых художников, которая создана, чтобы выявить молодые таланты, помочь им в организации своих выставок. Каких-либо очень ярких неформальных объединений не существует. Мне кажется, что в них нет большой необходимости. Необходимость в них существовала во второй половине 20-го века, как раз об этом мы и будем говорить в экспозиции "История белорусского авангарда", которая пройдет в Музее современного изобразительного искусства. На сегодняшний день молодые художники выставляются, где хотят. Основным критерием для любой галереи или музея является профессионализм. Нужно отметить, что в пространстве белорусского искусства есть неформальные объединения, правда, они не имеют отношения непосредственно к молодым художникам. Такие объединения, как "Артель", "Международная гильдия живописцев" образованы скорее по принципу внутренней духовной близости. Художники, которые входят в эти объединения, выставляются и с другими коллегами по цеху, поэтому можно сказать, что жесткой градации нет. Я считаю, что это правильно: ведь мир открыт, и художники чувствуют себя востребованными даже вне этих объединений. Они востребованы не только в музеях Беларуси - выставляются в большом количестве стран мира, как в частных галереях, так и на крупных выставках.

По какому принципу (или же "чем богаты, тем и рады") отбирались участники и работы для этой выставки. Ведь она должна представить все современное искусство нашей страны. 
Лариса Петровна, Могилев

- Перед началом отбора работ была создана кураторская группа. В нее входят известные кураторы-искусствоведы, люди, которые активно и постоянно занимаются современным искусством, работают с художниками, придумывают проекты. В кураторскую группу вошли не только минские искусствоведы, в каждом из областных городов, в каждом регионе был свой куратор, который отбирал работы согласно заявленной концепции. Принцип отбора был достаточно жесткий. Художник должен был попасть в тематику, в определенный формат, должен был существовать в заданных рамках. Мы представляем искусство нового поколения и выбирали, исходя из двух позиций. С одной стороны, это совершенно новые формы, которые возникли в 21 веке и проходят период становления (арт-объекты, инсталляции, видео-арт). С другой стороны, мы не отрицали и также отбирали художников, которые работают в традиционных жанрах - живопись, графика, скульптура, декоративно-прикладное искусство. Просто выбирали среди них тех, кто использует новый пластический язык, по-другому подает эти традиционные жанры, немного выходит за их рамки. Мне кажется, что такое соединение полно отразит ситуацию в современном искусстве в Беларуси. Она такова на самом деле. У нас нет очень жесткого деления, которое присутствует или возможно в сопредельных странах.

А как относится ваш отец, народный художник Беларуси Василий Шарангович, к авангардным увлечениям своей дочери?
Алеся, Не указано

- Я бы сказала так, он меня очень поддерживает. Он, конечно, художник-классик, мне это очень нравится. У него свое лицо, свой почерк, место в художественном мире. Хочу сказать, что он приходит на все проекты, которые делает музей, делаю я как куратор. Иногда бывает, что я волнуюсь, понравится ему или нет. Но ему нравится. Художник всегда оценивает качество, не то направление, которое представлено, а качество произведения, самого художественного проекта. Я надеюсь, что качество у нас не подведет и при подготовке нынешней выставки авангарда. Ведущая: - Насколько я помню, Музей современного белорусского искусства открывался не без его участия. Шарангович: - Да, он создавался под его непосредственным руководством. Мне просто посчастливилось продолжить дело отца в созданных им стенах. Я считаю, что современное изобразительное искусство Беларуси нужно представлять действительно во всем его многообразии.

Есть ли студии в Минске, где взрослые люди могут научиться писать картины маслом? Я на пенсии, но давно мечтала освоить это искусство.
Валентина, Не указано

- Конечно, в Минске существуют студии для непрофессионалов, людей, которые увлекаются и хотели бы этим заниматься. Студии существуют при дворцах - профсоюзов, молодежи и т. д. Туда, насколько я знаю, приходят не только дети, но и люди взрослого поколения. Есть и частные школы. Мне кажется, если интересно и очень хочется, то всегда можно найти возможность позаниматься. Сейчас очень много литературы, которая рассказывает, как самому научиться рисовать – это шанс, если не хочется идти к преподаватель, просто дома попробовать. Творчество - это момент, который раскрывает человека. Необязательно быть профессиональным художником. Если хочешь "высказаться", то нужно немножко овладеть художественной грамотой и будешь просто получать удовольствие от процесса творения. От искусства можно просто получать удовольствие, необязательно его выставлять в больших залах. Важно, чтобы у человека был этот момент раскрытия души.

Кто из авторов будет выставляться? Кого особенно рекомендуете посмотреть?
Без подписи, Не указано

- Рекомендую посмотреть выставку в Музее современного изобразительного искусства, потому что авторы, которые там будут представлены, особенно 60-х и 70-х годов, могут быть неизвестны сегодняшнему зрителю. Многие работы мы брали из частных коллекций, они практически недоступны для просмотра. Некоторые вещи даже были специально восстановлены авторами. Знаменитая художник-концептуалист Ольга Сазыкина восстановила свои инсталляции 1980-х годов. Мы покажем, на мой взгляд, очень любопытную видео-презентацию знаменитых перформансов в Витебске, которые в 80-х годах делали Игорь Кашкуревич и Людмила Руссова. Посвящены они были Казимиру Малевичу и назывались "Сожжение Казимира" и "Воскресение Казимира". Это будут уникальные кадры, которые дошли до нас. Очень рекомендую посетить выставку на проспекте Победителей, 14, потому что там будут представлены фрагменты наиболее ярких проектов, созданных в Беларуси за последнее десятилетие и Белорусским союзом дизайнеров, и Галереей университета культуры, и Музеем современного изобразительного искусства. Интересен раздел фотографии, а также яркие, специально сделанные к этой выставке дизайнерские арт-объекты. Мне кажется, что в этом году будут замечательно представлены областные художники. Например, гродненские мастера специально к выставке подготовили проект "Белое на белом". В его основе - философия Казимира Малевича, который цветам придавал определенное значение. "Черный квадрат", конечно, вне конкуренции, но, тем не менее, Малевич всегда писал о белом цвете, как о цвете смерти, а потом возрождения. Этот момент возрождения через белый цвет гродненские художники и показывают. Кстати, все они очень известны - это Валентина Шоба, Владимир Пантелеев, Юрий Яковенко, Александр Сильванович. Я думаю, что обязательно отличится Витебск, потому что с него все начиналось, и художники весь ХХ век чувствовали себя последователями витебской школы. Проект, который они представят, называется "Твердое и мягкое". В огромную конструкцию трехметровой величины будут заключены мягкие объекты в виде гобеленов. Витебчане позиционируют себя как художники, которые могут соединить традицию и новаторство, и делают это очень органично. Я думаю, что открытия будут, и на них стоит посмотреть.

Наталья, а художники по-прежнему голодные, или им уже попроще существовать в современном мире? 
Без подписи, Не указано

- На это вопрос однозначно даже не ответишь. Мне кажется, что все-таки голодным он себя не чувствует. Есть где работать, кому предлагать произведения, есть возможности их выставлять и продавать. Музеи сегодня хорошо покупают работы. Огромное количество белорусских художников выставляют и продают свои работы за рубежом. Уровень нашего искусства настолько высокий, а наша школа настолько профессиональна и в то же время настолько креативна, что художники очень успешно выставляются не только в европейских странах, но и гораздо дальше - в азиатских странах, в Америке. Художник сам выбирает себе судьбу. Он может быть голодным, если считает, что для него это необходимое основание для творчества. Если же он считает, что должен существовать, раскручиваться, продавать и вести нормальную, может быть, даже светскую жизнь, то для этого у него тоже есть все возможности. Существует свобода выбора. Выбор творческой личности всегда все поддержат.

Сейчас так модно в Европе перформансы и инсталляции, будет ли что-то модненькое у нас? 
Без подписи, Не указано

- Для нас стало уже естественным, когда на всех крупных выставках появляются такие новые виды и жанры современного искусства, как инсталляции, перформансы. Безусловно, и на наших выставках они будут. Будут арт-объекты, масштабные, величиной в 2-3 метра, или же мелкие, но все интересные. Мне, например, очень импонирует арт-объект, подготовленный студентами Государственной академии искусств под руководством преподавателя Елены Атрашкевич, нашего известного мастера по стеклу. Объект сделан по мотивам творчества Казимира Малевича из традиционного стекла. Мне кажется, это сочетание очень неожиданным и интересным. Ну и конечно, будет перформанс. Целый день перформанса. Выступят наши лучшие мастера. В Минске, я хочу напомнить, уже 10 лет проходит фестиваль перформанса, на который приезжают участники не только из белорусских регионов, но и зарубежных стран. Нам есть что показать. Мы всех приглашаем прийти посмотреть. После можно будет задать вопросы самим художникам или искусствоведам, обсудить увиденное.

Какая самая дорогая работа будет представлена из частной коллекции?
Без подписи, Не указано

- Этот вопрос обычно не озвучивается. Все-таки самые дорогие работы, которые представлены на выставке, не из частных коллекций, а из Национального художественного музея. Из фондов мы представляем работы, относящиеся к началу ХХ века. Имена художников: Марк Шагал, Надя Ходасевич-Леже, Фернан Леже, Аркадий Астапович, Ахола-Вало - говорят сами за себя. Я назову эти работы самыми дорогостоящими и самыми ценными, если мы говорим о материальном выражении. А если говорить о нематериальном, то все работы, которые будут представлены на выставке, особенно в Музее современного изобразительного искусства, ценны своим качеством, своим креативом. Я всех приглашаю на них посмотреть, тогда вы сами сможете их оценить.

Если у вас купят наши гости работу художника, смогут ли они ее вывезти из страны, вдруг это музейная ценность?
Без подписи, Не указано

- Если у посетителей выставки возникнет желание приобрести работу какого-то конкретного художника, то мы ему обязательно предоставим возможность познакомиться либо непосредственно с самим мастером, либо с людьми, в чьих коллекциях эти работы хранятся. В Беларуси существует уже давно отработанная система получения разрешения на вывоз произведений искусств, если они не является национальным достоянием или музейной ценностью. Работы современных художников как раз под эти определения подпадают, и, получив соответствующее разрешение, наш гость сможет вывезти понравившееся за рубеж без проблем.