Онлайн-конференция

Новый вопрос 27.06.2013 11:00:00

Есть ли какие-то черты характера, личностные качества, без которых даже очень талантливый человек никогда не станет хорошим режиссером.
Светлана, Не указано

- Безусловно, есть. В первую очередь – верность профессии. Очень большое количество моих коллег, с которыми я заканчивал ВГИК, просто исчезли из профессии, не выстояли, не удержались. Им не хватило силы воли, энергии для того, чтобы сохранить себя в этой профессии. Она преподносит много трудностей. Обязательно должна присутствовать внутренняя энергия, желание преодолевать все трудности и, ни смотря ни на что, оставаться в профессии. Эти качества должны быть присущи каждому человеку и в жизни. Жизнь – борьба, она требует от человека энергии, чтобы жить, желания постоянно что-то делать, к чему-то стремиться, созидать. И абсолютно неважно, что Вы выберете предметом созидания: киноленту, шестеренку или тарелку супа.

У вас была практика работы телеведущим. Не планируете вернуться в кадр? Чем вас привлекает эта работа?
телезритель, Не указано

- Планировать должен не я, а продюсеры: приглашать или не приглашать. Мне эта работа была необыкновенно интересна, потому как я общался с людьми, кажется, из одной сферы, но пересекаться в обычной жизни нам удается чрезвычайно редко. Они приходили ко мне в гости, до этого я старался как можно больше о них узнать, хотя что-то уже, конечно знал. И каждый человек мне рассказывал про себя что-нибудь новое, очень интересное для меня. На этих передачах некоторые люди открылись для меня с неожиданной и очень приятной стороны, а многие стали хорошими приятелями.

Александр Васильевич, что снимаете сейчас?
Виктория Владимировна, Не указано

- Я закончил только что снимать 8-серийную телевизионную картину о Валентине Толкуновой для канала "Россия". Вот сейчас идет монтаж, и полагаю, что где-то в сентябре-ноябре она должна появиться на телевизионных каналах. Ведущий: - А как будет называться фильм?Ефремов: - "Она не могла иначе".

Вы помните тот момент, когда влюбились в кино как в искусство и решили сделать кинопроизводство своей профессией?
Инна, Не указано

- Этот момент помню. Я в детстве посмотрел картину "Человек-амфибия". Блестящее кино, до сих пор его очень люблю. Прежде всего мне тогда захотелось самому стать человеком-амфибией, конечно. Но потом я как-то всмотрелся – я много раз смотрел эту картину – и понял, что и как в ней сделано. И то, как это сделано, мне необыкновенно понравилось, и мне захотелось иметь к этому отношение.

Если ли в нашей стране возможность на хорошем уровне обучаться режиссерской профессии? Слышала, что вы лично преподаете. Как попасть к вам на курс?
Анна, Не указано

- Я выпустил курс режиссеров в прошлом году. На данном этапе я не занимаюсь преподавательской деятельностью, а все время уделяю своей профессии. Надеюсь, если мне придется и дальше преподавать, моя практика мне в этом поможет. Я предпочитаю видеть преподавателями творческих профессий тех, у кого что-то уже получилось на данном поприще, а не людей, которые просто преподают и, порой, даже не представляют на практике, что именно, потому что никогда не занимались ни режиссурой, ни актерским мастерством. Абитуриент должен знать к кому он поступает. Это как подходит журналист и просит с ним побеседовать, а потом шепотом спрашивает: "Простите, а как Вас зовут?". Прежде чем поступать к кому-либо, необходимо знать, кто этот человек и что он из себя представляет. Задача абитуриента - стать интересным для педагога.

В Вашей фильмографии много фильмов о войне - "Немец", "Снайпер", "Покушение". Не кажется ли Вам, что белорусы немного устали от этой тематики, не зря нашу национальную киностудию с сарказмом называют "Партизанфильм"? Почему Вы лично снова и снова обращаетесь к этой теме.
Геннадий, Минск

- Мне не хотелось бы вещать по этому поводу. Но, к сожалению, без громких слов не обойдешься, когда мы касаемся темы войны. Речь даже идет не о том, "Партизанфильм" или "Беларусфильм", любим мы военное кино или нет. Речь идет о более серьезных и глобальных вещах, о том, что мы народ или население? Вот идет опрос в газете "Что бы вы хотели еще узнать о войне". И может быть это вырвано из контекста, но уважаемый мной режиссер Говорухин говорит, что хотел бы узнать о войне правду, ибо наше понимание войны состоит из мифов и легенд. На мой взгляд, с момента появления трех Б в советской литературе: Бакланов, Бондарев, Быков, появилась та самая правда. Что еще за правду о войне хотят узнать люди, кокой еще информации им недостаточно? Неужели они ждут ту правду, которую нам насаждают с Запада, убеждая нас в том, что победил во Второй мировой войне американский народ, что это победа над фашизмом объединенных сил Англии, Франции и Америки. Эту правду хотят получить? Или хотят получить правду о том, как отвратительно вели себя советские солдаты во время войны… Наверное, были и такие-то случаи. Но даже тогда, когда Советский Союз перестал существовать как единое государство, мощная империя, единственный момент, по поводу которого народы постсоветского пространства были едины: "Победа в Великой Отечественной войне принадлежит советскому солдату". И эту правду у нас забрать нельзя. И лишать себя возможности и необходимости знать такую правду о героизме собственного народа - это и есть путь для превращения из народа в население. Для меня это больная тема… Мой отец воевал с 17 лет, прибавив себе год, прошел всю войну, освобождал Беларусь, умер с осколком в груди. Дожил до 86 лет, но он был победителем. Я это знаю. И я этим горжусь. Я считаю, что это нам забывать нельзя. Американцы до сих пор снимают фильмы о Вьетнаме. Они не победили, но они гордятся доблестью американского солдата. Почему мы себя должны лишать этого? Почему мы должны прислушиваться к разговору о том, что хватит, надоело. Что надоело? Надоело помнить и знать, что ты принадлежишь к великому народу и твои предки победили фашизм? Для меня это странно.

Что и как нужно снять, чтобы кино сделало кассу - экранизировать классику, снять продолжение какой-нибудь известной советской ленты, обратиться к новейшим технологиям?
любитель кино, Гомель

- Если бы я знал ответ на этот вопрос, я бы непременно так и сделал. Кино как любое развивающееся искусство ищет. Если иметь в виду наиболее успешные ленты последних лет, наверное, это все-таки "Аватар". Хотя появились уже другие картины, которые делали большую кассу. Что такое "Аватар"? Если вспомнить американский кинематограф 50-60-х гг., в нем были ленты об отвратительных белых, которые своей цивилизацией разрушали мир единения человека и природы, разрушали культуру благородных индейцев, скачущих на конях, снимающих скальпы, но в финале побеждали благородные белые, защищая оскорбленных желтых. Камерон ту же ситуацию перенес в космос. А схема абсолютно привычная, наработанная для американского кино. С использованием новых технологий он сделал картину, которую стал смотреть весь мир. Хотя этика этой картины существовала давным-давно и будет существовать. Но это всего-навсего один из путей развития кино: использование наработанных идеологических, этических, эстетических, моральных схем совместно с новыми технологиями. Экранизировать классику - наверное, тоже путь. Впрочем, как и обращаться к современности, к которой мы пока обращаемся гораздо меньше, чем она того заслуживает.

В вашей профессиональной биографии были и есть разные должности. А лично вы кем себя считаете в первую очередь: актером, режиссером и чиновником?
Василиса, Борисов

- Чиновником я себя не считал и не считаю. Так случилось, что я действительно работаю в гораздо меньшей степени в качестве артиста, актера, но я считаю, что моя единственная профессия - это режиссура. Я работаю в театре, ставлю спектакли и работаю в кино, и это мне доставляет радость.

Насколько популярна профессия режиссера сейчас?
Валентина Сергеевна, Гродно

- Сейчас она не так популярна. Когда я поступал во ВГИК, у нас был конкурс 200 человек на место, сейчас о таком конкурсе никто не слышал и в ближайшее время вряд ли услышит. Есть какие-то внешний атрибуты этой профессии, которые, наверное, популярны. Но если серьезно говорить о профессии и о людях, которые приходят в нее, то можно сказать много нечаянных людей. Когда я сейчас встречаю молодых людей, собирающихся поступать на режиссуру, и узнаю круг их интересов, степень образованности, культуры, иногда искренне удивляюсь отсутствию всего этого.

Многие режиссеры жалуются на простои в работе. Как вам удается избегать этого?
Ника, Не указано

- У меня был очень большой простой. После 1991 года, когда я снял картину "Наш человек в Сан-Ремо", наступил этот период безвременья, и до почти 2000 года, порядка 10 лет, я работал только в театре. Он меня тогда спас. От дисквалификации профессиональной. Но потом так получилось, что появилось время для меня, интересное, продуктивное. Если иметь в виду кино, то это та профессия, когда или ты востребован, или нет. Мне повезло: мной интересуются московские каналы, московские студии, поэтому несколько последних картин я снял именно для них. И это счастье - работать.

Как вы оцениваете состояние и уровень отечественного кинематографа?
Олег, Минск

- Помните, как в "Приключениях Буратино" говорил Богомол: "Пациент скорее жив, чем мертв". Что касается уровня - нет предела совершенству. Я с уважением отношусь к белорусскому кино в любом его состоянии, несмотря на то, что сейчас не самый успешный период. Несмотря на то, что на нашей киностудии очередной переломный момент, когда надо строиться, надо вкладывать средства в техническое обновление. Сменяются поколения, прежде всего режиссеров, нужно обнаруживать новых людей, которые придут в кино и обязательно продолжат его. Я не завидую администрации студии в том смысле, что очень много проблем приходится решать одновременно, но они решаются. Я оптимист по жизни и уверен в том, что белорусское кино останется жить. Молодые режиссеры представляют интерес, в них есть перспектива, среди них и мои ученики, я желаю им успеха и надеюсь, что и у меня хватит сил что-то для белорусского кино еще сделать.

Зачастую наши режиссеры стремятся пригласить на главные роли российских актеров. Почему? В чем отличие наших артистов от российских? Почему не дать им шанс засветиться на экране, прославиться?
Без подписи, Не указано

- Это спорно и далеко от справедливости. Известно, что зритель идет на актера уже популярного, у которого есть своя аудитория - это гарантирует определенный процент дохода. И на каналах, и у российских продюсеров есть рейтинг актеров. Часть актеров, которые входят в первую десятку рейтинга, заранее гарантирует определенный процент аудитории и дохода. Поэтому, когда запускается продюсерское кино, как тот же "Снайпер", участие Димы Певцова было продиктовано желание продюсера, но я благодарен за это, потому что обрел артиста, которого безмерно уважаю и с которым готов работать еще и еще. Когда снимаешь продюсерское кино, есть какое-то количество артистов, которые приходят со стороны каналов, студии, со стороны продюсеров. В остальном, я имею право утверждать артистов, которых хочу видеть на экране. Никакой разницы между актерами белорусскими и российскими я не вижу. Иногда, наоборот, белорусские актеры демонстрируют такой уровень заинтересованности в работе, такой профессионализм, которого многим московским можно пожелать. У меня сейчас из белорусских актеров снялся Паша Харланчук, у него очень большая роль, конечно, Валерия Арланова, Лариса Маршалова, Саша Ткаченок, в Веронику Пляшкевич просто влюбился в профессиональном плане.

Сегодня белорусское кино часто критикуют? Почему ругать наши ленты стало доброй традицией и согласны ли вы с обвинениями в адрес нашего кино?
Игорь, Минск

- То, что это стало доброй традицией – очень тонко подмечено, это свойственно белорусам. Нет пророка в своем отечестве. А испытывать легкую степень презрения по поводу своего, это высшая степень невежества.

Есть ли жизнь в кино после "Аватара"? Снимать в 3D не планируете?
Максим, Минск

- Конечно, есть. В 3D c удовольствием бы снял. Это очень точно угаданная схема, ничего нового Джеймс Кэмерон не открыл, он просто показал ситуацию, у которой было большое количество зрителей. Он точно знал, как будет воспринимать аудитория эту тему. Ведь тема носит не только приключенческий, а этический и даже философский характер: способны ли мы сохранить единство, гармонию мира. Джеймс Кэмерон блестяще это изобразил. Он - изумительный режиссер.

А как актер вы востребованы? К примеру, в фильме "Перекресток" Вы очень органичны. Где еще можно увидеть Ефремова-актера?
Николай Петрович, Мозырь

- После "Перекрестка" у меня было несколько по-настоящему больших и серьезных ролей. Это 8-серийная картина покойного Александра Колбышева "Падающая звезда", где я играл одну из главных ролей – роль режиссера. Потом была роль, которая мне необыкновенно дорога, потому что там я встретился с Павлом Тимофеевичем Лебешевым – он был оператором фильма. Это немецкая картина "Побег из Гулага". В последнее время мне приходится много снимать самому. Хотя недавно, весной, я снялся в картине Дмитрия Астрахана, где сыграл министра энергетики. Ведущий: - То есть Вы не пользуетесь служебным положением: сам снимаю, сам снялся? Ефремов: - Нет, крайне редко и только по необходимрсти.

Как поживает Театр-студия киноактера? Что нового в репертуаре?
Людмила Сергеевна, Не указано

- С гордостью могу сказать, что Театр-студия киноактера поживает нормально. Совсем недавно я выпустил премьерный спектакль, который мне очень дорог и для меня много значит – это "Безымянная звезда". Приходите, будем рады вас видеть! Мне кажется, что спектакль получился. Сейчас репетирую еще одну пьесу, французскую. Надеюсь, что к новому году мы ее выпустим.

У многих режиссеров есть актеры, которых они приглашают из картины в картину. А у Вас есть любимчики? А, может, это актеры-талисманы...
Ирина, Не указано

- Очень многие актеры, которых я снимал, стали моими близкими друзьями. Но, к сожалению, не получается так, чтобы из картины в картину их можно было приглашать. Я бы с удовольствием поработал еще с Даником Козловским. Удивительный парень, мне необыкновенно понравилось. С Димой Певцовым, Женей Стебловым, Сашей Колягиным, с Юрой Назаровым. Я вспоминаю "Давай поженимся" и понимаю, что с удовольствием встретился бы с той Тереховой и с тем Назаровым и сделал бы еще кино. Есть что вспомнить по этому поводу... Но таких актеров, которых я из картины в картину приглашаю, нет. Даже собственная жена снимается не во всех фильмах. Обижается, но не очень серьезно.

Как Вы относитесь к такому актеру, как Бред Питт? Возможно ли когда-нибудь увидеть его в ролях в белорусском кино? В роли, например, партизана!
Игнат, Лида

- Этот вопрос скорее с иронией. Очень странно было бы относиться к Бреду Питту иначе, как с огромным пиететом. Блестящий артист, удивительный человек, красавица жена, усыновленные дети, великолепное будущее, один из самых дорогих артистов. Полагаю, что бюджета нескольких лет киностудии "Беларусьфильм" не хватило бы на оплату одного фильма с его участием. Так что пока мы c Бредом Питтом подождем.

Почему в сегодняшнем кино в каждом почти фильме есть интимные сцены? Кого этим пытаются удивить режиссеры? Неужели нельзя обойтись без этого? Ведь советский кинематограф обходился и очень хорошо!
Любовь Ивановна, Гродненская область

- Дорогая Любовь Ивановна, самое прекрасное, что есть на свете, и то, ради чего стоит жить, снимать кино и делать еще массу других глупостей - это любовь. А любовь, по мне так к счастью, без интимных сцен не обходится. Поэтому я не вижу ничего предосудительного, что время от времени появляются такие сцены в фильмах. Если они с особенной степенью откровения и ничего кроме этого откровения не несут, я с вами соглашусь, можно и без них обойтись. Но когда это сделано со смыслом, когда это красиво снято, когда это акт искусства, а не просто половой акт, это необыкновенно занимательно, интересно, увлекательно. От этого не стоит отказываться вовсе.

В каких фильмах вы снимались? Я знаю вас по фильму "Перекресток" с Ярмольником. И общаетесь ли вы с ним?
Ольга, Не указано

- Когда видимся, то общаемся. Мы с ним расстались без ссоры, причем я его знал задолго до того, как снялся в этом фильме с ним. Но поскольку мы живем в разных городах, а в Минске он бывает достаточно редко, то общение наше от случая к случаю.

Кто снялся в вашем последнем фильме для канала "Россия", кто сыграл Толкунову?
любопытный, Не указано

- Толкунову сыграла Ольга Фадеева. Она закончила Белорусскую академию искусств, но живет и снимается в основном в Москве. Сыграла с моей точки зрения очень достойно. Она удивительно похожа на Толкунову, у нее прелестный слух, хотя не она сама пела песни в этом фильме, их перепела другая певица, но все сложилось в образ. Надеюсь, что для нее это будет не проходная роль.

Скажите, пожалуйста, а российский актер Михаил Ефремов ваш родственник или однофамилец?
Викуша, Не указано

- Миша снимался у меня в фильме "Дунечка". А вообще я с ним дружу еще со времен Табакерки, когда он у Олега Павловича Табакова играл в театре. Там у меня был очень хороший друг - актер Сережа Шкаликов, ныне покойный, он снялся у меня в главной роли в фильме "Наш человек в Сан-Ремо" и "Экзамен на директора". Как раз Сережа познакомил меня с Мишей. Нет, мы не родственники, был бы родственником, снимался бы у меня в каждом фильме, я бы его заставил.

Как Вы относитесь к съемке кино на фотокамеры?
Саша, Не указано

- Я человек старой закалки. Привык, что кино снимают на кинокамеру. Для меня это ближе. Ведущий: - То есть Вы против? Ефремов: - Нет, я не против, ради бога. Но спросили, как я отношусь к съемке на фотокамеру. Я отношусь никак. Я снимаю на камеры, которые, с моей точки зрения, имеют гораздо большее отношение к профессиональной технике.

Кто ваш самый любимый режиссер всех времен и народов?
Антон, Минск

- Я человек любвеобильный, честно скажу, и таких режиссеров у меня много. Конечно, это те режиссеры, которые являются демиургами - творцами собственных миров, их было немного за всю историю мирового кино, но они были. Это Феллини, Бергман, Курасава, Тарковский. Сегодня принято говорить иконы стиля, а это иконы кинематографа, потому что они создавали то, что возникает только у людей чрезвычайно одаренных, гениальных. Они создавали тот мир, который открывал огромному количеству людей не менее огромное количество их собственных миров. Очень люблю Никиту Михалкова, особенно раннего, очень люблю Говорухина, Данелию, Рязанова, Элема Климова. Я могу долго называть фамилии. Их много, правда. Туров Виктор Тимофеевич - как не вспомнить нашего блестящего режиссера? Валера Рубинчик, Леня Нечаев, Слава Никифоров, который еще, слава богу, жив, Миша Пташук, Игорь Добролюбов. Их стоит помнить и стоит знать, они делают историю белорусского кино осмысленной, осознанной. И вот это устоявшееся мнение по поводу "Партизанфильма"… Это какая-то искусственно созданная легенда, потому что особенно с приходом восьмидесятников в белорусский кинематограф какое огромное количество жанров появилось, какое удивительное разнообразие их! Какое огромное количество поколений воспиталось и выросло именно на детском кинематографе. Здесь, прежде всего, конечно, Леня Нечаев. Но там и Голуб, и Добролюбов, и Валера Рубинчик. Это отдельный разговор о том, что из себя представляло белорусское кино, что в нем было, и, надеюсь, что в нем будет.

Почему в Беларуси не снимают никаких мелодраматических и молодежных сериалов?
Анна, Минск

- Да уж перестаньте. Я за последнее время только и делал, что снимал мелодраматические сериалы. Недавно по Первому каналу прошел мой мелодраматический сериал "Процесс". То, что я сейчас снимаю, тоже мелодрама. Не знаю, правда, куда подевался молодежный сериал, который снимал Курейчик, насчет молодежных сериалов не знаю, но мелодраматические у нас точно снимаются.

Как вы оцениваете уровень белорусского телевидения? Почему мы так отстаем в этой области?
Без подписи, Не указано

- Да чего, право, так себя хлестать-то, самоеды? В каком смысле отстаем? В смысле технологическом? Я уже несколько лет являюсь председателем жюри "Телевершины". И так или иначе отсматриваю огромное количество программ, передач и т. д. Если Вы имеете в виду технологическую составляющую, ну да, наверное мы отличаемся, как отличается американское кино от кино постсоветского пространства количеством вложенных средств. Да, наверное, мы гораздо меньше средств вкладываем в развитие телевидения, в техническое оснащение телевидения. Но я вижу даже на провинциальных телестудиях, какие работы появляются, какие чувства и мысли пытаются пробудить авторы. А позиция Винни-Пуха, чтобы все и сразу, и обязательно с маслом недопустима. Она лишает человека, который оценивает все именно так, трезвости. А что плохо? Конкретно скажите, что стоило бы исправить? Пошлите письмо руководителям каналов с предложениями, устройте по этому поводу разговор. Придите, наверное, примут, если это будет зрело, мудро. А так, на всякий случай, что "мне не нравится", "не хочу"... Я знаю, что огромное количество людей заняты тем, чтобы совершенствовать ту сферу, в которой они трудятся. И зачеркивать напрочь их усилия неправильно.

У актеров, которые снимаются в ваших фильмах, есть райдеры и требования к условиям съемок, питания и так далее?
Алла, Не указано

- У белорусских актеров претензий меньше. Честно говоря, те актеры, с которыми я работаю, не имеют особых претензий. Там нет игры в звезд. Там нет такого, чтобы в райдере была обязательно указана марка виски, например, или только такие цветы. Люди просто хотят работать в нормальных человеческих условиях. Тем более, что работать приходится по 12-14 часов. Надо, чтобы был маленький вагончик, куда человек мог бы зайти отдохнуть, чтобы был туалет, чтобы покормили. Вот и все требования.