Онлайн-конференция

Новый вопрос 12.10.2011 12:00:00

Сергей Александрович, не раз писали, что в целом правила поступления в вузы уже устоялись. И все-таки, ожидаются ли какие-то изменения? Слышал, что могут быть изменения по льготам и по раздельному конкурсу сельской и городской молодежи?
Андрей, Минск

- Правила, действительно, устоялись. И вместе с тем комиссия по контролю за ходом вступительных испытаний внесла предложение подготовить новую редакцию правил приема, в которой небольшие коррективы предлагаются сделать по отношению к действующим правилам. В том числе и вот эти вопросы, которые заданы, там сформулированы. Имеется в виду сделать единые нормы для всех, кто поступает, и льготы рассматривать после того, как будет зачислен молодой человек в университет. В настоящее время этот вопрос изучается, и, думаю, что в течение октября - ноября мы подготовим свои предложения, свои соображения по корректировке правил приема, которые будут приниматься Указом Президента в соответсвии с действующим законодательством.

Много говорят о необходимости увеличения образовательных услуг иностранцам. А сколько сегодня у нас учится студентов из зарубежных стран? И сколько наших белорусов учится за рубежом. Где-то читала, что только в Смоленской медицинской академии учится более полутысячи белорусов.
Людмила Петрова, Могилевский район

- В настоящее время мы много внимания уделяем расширению экспорта образовательных услуг, привлечению иностранных студентов для обучения в вузах республики. Сейчас как раз идет формирование этого года. Мы планируем, что выйдем примерно на 12 тысяч иностранных студентах в вузах республики. Практически во всех вузах страны есть иностранные студенты. Во всех государственных так точно. Что касется наших молодых людей, которые обучаются в других странах (больше всего их учится в российских вузах), но точное количество сказать не можем, поскольку нет такого точного учтета в настоящее время. По некоторым оценкам их порядка 10 тысяч.

Слышала, что Россия и Беларусь ведут работу по унификации правил поступления в вузы. Когда, по-вашему, будут сближены нормы? Особенно в рамках единого образовательного пространства.
Наталья Петровна, Гомель

- Что касается унификации правил, то в настоящее время мы не рассматриваем этот вопрос. У нас разные подходы к правилам приема. Вы знаете, что в России единый государственный экзамен. Он рассматривается как выпускной экзамен в общеобразовательных школах и одновременно как вступительный. У нас же вступительные испытания в виде тестирования проходят. К тому же в разное время все это проходит. Пока, наши абитуриенты, желающие поступить в Росии сдают ЕГ, а гражадане РФ при поступлении в вузы республики проходят ЦТ. В ближайшее время мы не ставим задачу, выйти на единую систему. Мы в этом не видим необходимости, ибо это создаст условия единой конкуренции. К тому же придется практически полностью объединять министерства.

Сергей Александрович, почему в старших классах отведено 5 часов в неделю математике и всего 1-2 часа литературе, неужели математика более важна, чем нравственное воспитание молодежи, и почему из программы исчезла мировая художественная культура, благодаря которой дети учились видеть прекрасное?
Татьяна, Минск

- Я бы хотел отметить, что сама постановка вопроса некорректна. Не надо говорить о том, что математика важнее другого предмета. Нет, конечно, и математика важна, и художественная культура важна, и важно, чтобы действительно было всестороннее развитие личности. Другое дело, что есть всегда необходимость найти разумный баланс, и в настоящее время этот баланс найден. Та расчасовка, которая имеется в расписании по предметам, определялась исходя из 28-часовой учебной недели. Исходя из нагрузки, которую разрешили медики, нужно было распределить ее по конкретным предметам. Я думаю, в настоящее время практически во всех школах имеется возможность удовлетворять интересы детей в соответствии с их склонностями, способностями, пожеланиями через систему факультативных занятий. Именно из этого исходили, принимая решения и перехода к 11-летней школе, и перехода к 5-дневной учебной неделе. Я думаю, если где-то есть конкретные проблемы, будем конкретно разбираться, вникнем, проанализируем и сможем найти решение. Сейчас совместно с Российской Федерацией мы начинаем исследования (будет проведен глубокий анализ развития личности ребенка в условиях российской и белорусской школы), если окажется, что мы не добираем где-то через систему факультативных занятий в художественно-эстетическом направлении, или наоборот (многие очень обеспокоены недостаточной подготовкой по математике, физике), то будем вносить коррективы.

Мой сын учится в выпускном классе. Даже учителя говорят, что без репетиторов не сдать тесты и не поступить. Плачу репетиторам по 20 долларов за 45 минут. По вашему, когда же наконец школьные программы будут соответствовать требованиям ЦТ и не надо будет платить бешеные деньги репетиторам?
Наталья Александровна, мама абитуриента, Минск

- Здесь на самом деле 2 аспекта вопроса. В настоящее время тесты централизованного тестирования, которые выполняют выпускники школ для поступления в вуз, полностью соответствуют программе. Ни разу не было зафиксировано, что какой-то тест, какое-то задание теста за рамками школьной программы. Это первое. Что касается репетиторства, то, увы, до тех пор, пока у нас будет количество бюджетных мест меньше, чем количество желающих на них поступить, репетиторство, безусловно, будет. Его не запретишь, потому что всегда будет желание, чтобы именно твой ребенок поступил. Норма юридическая этот вид деятельности не запрещает, а раз есть спрос, обусловленный конкурсом среди абитуриентов, значит родители и дальше будут прилагать все усилия, чтобы именно их ребенок поступил, приглашая для этого специальных репетиторов. Но это не потому, что школа недодает.

Сколько сегодня студентов, нуждающихся в общежитиях, ими обеспечены? И когда, по вашему, будет решен этот вопрос?
Владимир, студент, Минск

- В настоящее время принята Программа развития высшего образования. В ней вопрос обеспечения жильем студентов выделен как особый приоритет. И к 2015 году, если экономическое развитие страны позволит реализовать Программу в полной мере, то этот вопрос должен быть закрыт. В настоящее время более 30 тысяч студентов нуждаются в жилье, в общежитиях. Это связано еще и с тем, что у нас не только увеличилось в последнее время количество студентов, но и с тем, что миграция среди молодежи в пределах республики значительно возросла. Многие стремятся в Минск, в областные центры. Это приводит к тому, что среди всех поступивших процент тех, кто нуждается в общежитиях, постоянно возрастает. Строительство студенческой деревни в Минске идет полным ходом, и решение данной проблемы в Минске связано в наибольшей степени с этим проектом. Будет и еще строительство общежитий.

Сергей Александрович, почему так много мероприятий спортивного характера проводится с обязательным посещением их учениками? Учителя принуждают детей в послеурочное время ехать, например в "Минск-Арену" или др. спортивные комплексы (хотя школы очень далеко расположенны от этих объектов), в результате чего на подготовку уроков остается совсем мало времени.
Ирина, Минск

- Вопрос, с одной стороны, касается важной темы - большое внимание в стране уделяется развитию физической культуры и спорта и приобщению к ним молодежи - это очень и очень здорово. Такую работу мы рассматриваем как главную альтернативу распространению вредных привычек среди молодежи. Вовлечение детей в физкультурные, спортивные секции - очень важно и нужно, равно как важно и нужно, чтобы ребята посещали спортивные комплексы, где во время соревнований проникались любовью к спорту. Другое дело, что здесь родитель рассматривает конкретную ситуацию, когда участие в таких мероприятиях мешает готовиться к урокам. Я думаю, что в этом случае родители должны пообщаться с классным руководителем, с руководством школы, потому что, конечно же, мы рассматриваем увлечение спортом и физической культурой как фактор, который должен помогать учебе, но ни в коем случае не мешать.

Добрый день! Хотелось бы услышать ваше мнение по поводу введения в школьную программу основ православной веры не на усмотрение администрации, а как обязательного факультатива или урока?
Елена, Гродно

- Нет, такое делать нельзя по понятным причинам. В стране мирно сосуществуют православная и католическая вера, есть и другие религии. И никоим образом нельзя вводить их изучение в обязательном порядке. Но вместе с тем у нас есть соглашение с той же Православной церковью, где мы рекомендуем при желании и согласии родителей, чтобы в школе появлялись священнослужители, которые будут проводить не религиозные мероприятия, а будут участвовать в просветительской деятельности. И в этом плане, безусловно, на добровольной основе факультативные занятия культурологического направления должны рассматриваться школой позитивно, поскольку обеспечивают духовное формирование личности.

Почему учителям навязывают билеты для распространения на различные мероприятия (концерты, хоккей)? Причем, если дети не хотят выкупать эти билеты, то учитель закладывает свои деньги. Такая же ситуация с лотерейными билетами (типа Скарбница, Приднепровье). В результате из месячной зарплаты можно отдать "никому" до 30 тыс. рублей. "Не хотите - не берите" - не действует, все знают про административный ресурс, и у каждого руководителя найдется, чем впоследствии ущемить такого "нежелающего" педагога.
Наталья, Бобруйск

- Спасибо за вопрос - возьмем на заметку

Большая проблема с детскими садами и школами в микрорайонах Каменная Горка-1 и 5. В данных районах проживает очень много молодых и многодетных семей. В единственной школе дети учатся в 2 смены. В детский сад вообще не попасть. Каковы ближайшие перспективы в строительстве данных учреждений? Заранее спасибо.
Елена, г.Минск

- Этот вопрос находится на контроле, и есть решение Мингорисполкома на этот счет. Город обещает в течение года-двух закрыть проблему с дошкольными учреждениями по Каменной Горке.

Скажите, пожалуйста, обязан ли ребенок кушать в школе? Кто решает, чем кормить, на какую сумму?
Светлана Игнатенко, Мозырь

- Решают, конечно, кушать ребенку в школе или нет, безусловно, родители. Вместе с тем нормативно-правовая база, законодательство, кодекс об образовании ставит вопрос о том, что при осуществлении образовательной деятельности вопросы сохранения здоровья ребенка являются обязательными. Действующие медицинские нормы требуют, чтобы ребенок каждые 3-5 часов ел. В связи с этим на уровне Президента страны было принято решение о том, чтобы в начальной школе обеспечить питание детей за государственный счет, за счет республиканского и местных бюджетов. Это реализовано. Кроме того, в старших классах рекомендовано питание за счет родителей. Опять же в интересах ребенка. Питание в школе, безусловно, дешевле, чем где бы то ни было. Вместе с тем родители могут принимать решение и не участвовать в этом, если полностью берут на себя ответственность за то, чтобы их ребенок не был голоден. В школах есть буфеты. Но хочу еще раз подчеркнуть, что здесь решение принимают родители, но обязательно нужно учитывать позицию и мнение учителей. Ибо учитель смотрит на ребенка и глазами его одноклассников в том числе. Не будет ли создана дискомфортная ситуация для ребенка. Поэтому в большинстве случаев в школе стремятся проводить необходимую работу с родителями для того, чтобы все дети были в равных условиях и питались в школе. Какой рацион в школьных столовых и буфетах, решают те, в чьем ведении непосредственно находятся объекты питания. Меню определяется средствами, которыми они располагают. Положительный опыт по удешевлению стоимости питания за счет привлечения спонсоров, шефов есть в Минской области.

Складывается впечатление, что высшее образование сейчас практически у всех. В связи с этим вопрос - не наблюдается ли нехватка людей рабочих специальностей, кто будет строить дома и проводить электричество в будущем?
Без подписи, Не указано

- По отдельным специальностям есть дефицит как в рабочих кадрах, так и в кадрах с высшим образованием. Поэтому сейчас как раз занимаемся серьезным анализом ситуации и будем регулировать этот вопрос.

Сергей Александрович! Белорусскому государственному университету 30 октября исполнится 90 лет, и первыми его преподавателями были российские профессора из ведущих вузов Москвы. Как Вы считаете, возможно ли сегодня ведущему вузу Беларуси пригласить для работы преподавателей из ведущих вузов других европейских стран?
Марина, Москва

- Это и сейчас имеет место. В университетах работают преподаватели разных стран, особенно много россиян. Вопрос мне нравится, потому что на самом деле мобильность преподавателей в настоящее время рассматривается как очень важный фактор повышения конкурентонспособности вуза. Мы в обязательном порядке будем стимулировать такие программы. Что касается БГУ, то в настоящее время есть договоренность с Министерством образования и науки России, что мы откроем у нас, в первую очередь, в БГУ профессорские вакансии для ведущих ученых, профессоров России, и симметричным образом российские вузы откроют вакансии для профессоров БГУ. Уже сегодня мы обменялись конкретными предложениями, речь идет о десяти специалистах на первом этапе, дальше - может и больше. Я думаю, что в ближайшее время мы этот проект начнем реализовывать.

Уважаемый Сергей Александрович! Нас, преподавателей музыкальной, хореографической, художественной театральной направленностей "ГУО гимназия №1 г. Борисова", интересует дальнейшая судьба нас и наших учеников. На этот учебный год перспектива ясна, а что дальше? В нашей гимназии в различных уклонах (направлениях, направленностях) дети занимаются с 1991 года. За эти годы сложились традиции, родились и выросли образцовые коллективы, создана серьёзная материальная база. Сейчас каждый пятый ученик занимается игрой на музыкальном инструменте или танцует или играет в театре, или занимается живописью. Так что же дальше???
Наталия Подпоринова, г. Борисов, ул. Заводская, д.26, кв.21

- Я сейчас не готов ответить на этот вопрос. Нужно дополнительно изучить данную конкретную ситуацию по Борисову. Мы ответим позже.

Сергей Александрович, не скучаете ли по педагогической работе...
студенты, Гродно

- Скучаю.

Можно ли привлекать на сельхозработы детей до 14 лет, и если да, то на какой срок?
сергей, могилев

- Есть в настоящее время сложившаяся практика, когда учреждение образования, общеобразовательные школы, сотрудничая с сельхозпредприятиями, оказывают им помощь. Я думаю, что участие в сельхозработах детей не противоречит ни законодательству, ни каким-то медицинским показаниям и нормам. Это происходит, во-первых, на договорной основе и обязательно с согласия сторон. Во-вторых, это осуществляется при полной ответственности и работодателя, и учреждения образования за соблюдение требований техники безопасности, за нагрузку, которую получают дети. Принимая положительные решения, мы обязательно это прописываем. Но я также хочу добавить, что труд нельзя рассматривать как игру. Труд всегда ценен тем, что он должен рассматриваться конкретным человеком как нечто обязательное и нужное другим людям и тебе самому. Считаю трудовое воспитание одним из важнейших факторов формирования личности.

Читала, что рассматривается возможность проведения распределения студентов вузов за год до окончания. Будет ли так в этом году?
Ольга Владимировна, Минск

- Да, решения относительно того, чтобы проводить распределение раньше, приняты. Почему мы обратили внимание на то, что важно было бы проводить распределение за год до выпуска. Во-первых, это мировая практика, когда работодатель подбирает себе будущего специалиста в процессе учебы. У нас Парк высоких технологий работает со всеми университетами, общается со студентами в процессе их учебы. Уже на третьем курсе кандидатов специально тестируют и включают в конкретные проекты в качестве исполнителей. Таким образом, они приобщаются к конкретной работе, будучи студентами. И это положительный опыт, который мы будем стремиться распространить как можно шире. Поэтому, следует рассматривать раннее распределение как новую форму взаимодействия работодателя и студента. Т.е. это возможность для студентов, если они уже находят себе работодателя, оформить юридически с ним соглашение. У нас вступил в силу Кодекс об образовании. Там прописано, что обучение студента обязательно предполагает контрактную форму отношений, т.е. подписывается договор между вузом и студентом об оказании услуг, если есть работодатель или заинтересованное предприятие, организация оплачивает обучение, значит, между ним и студентом, также подписывается договор, который определяет обязательства сторон. Мы попробуем уже в этом году рекомендовать вузам поработать на рынке труда с работодателями, чтобы студенты имели возможность заранее позаботиться о будущем трудоустройстве. И тогда они уже в последний год обучения будут и дипломные работы выполнять, и готовиться непосредственно к профессиональной деятельности. Мы попробуем в тех случаях, где это будет нужно даже подкорректировать индивидуальный план учебы, чтобы это было и работодателю удобно, и студенту выгодно.

Сегодня наши дипломы в Европе не признаются. В случае вступления Беларуси в Болонский процесс что-нибудь изменится?
Вероника, студентка, Брест

- Я хотел бы сказать студентке из Бреста, что наши дипломы признаются. Но вопрос признания диплома и Болонский процесс - это разные вещи. Вопрос признания решает работодатель, а Болонский процесс существует для того, чтобы обеспечить мобильность студентов, чтобы пройдя часть учебного процесса в одном вузе, студент мог перевестись в другой, третий вуз и для того, чтобы на пространстве, объединенном процессом, была гармонизирована учебная деятельность, существовала кредитно-модульная система. Как только Беларусь будет включена в число стран Болонского процесса, мы рассчитываем, что мобильность студентов и преподавателей повысится. Это главное.

Имеет ли право директор приказом заставлять учителей оставаться после уроков (во вне урочное время) и заниматься с детьми подготовкой к олимпиадам?
Светлана Анатольевна, Гомель

- Я думаю, что имеет.

В этом году абитуриенты жаловались на то, что им не хватает времени переписать задания с черновика на чистовик. И это плохо влияет на результат. Будет ли увеличено время на тестирование?
Светлана, Витебский район

- Мы внимательно изучаем этот вопрос и пока склоняемся к тому, чтобы не увеличивать отведенное время. Потому что процент тех, кто сдает работы в последние полчаса, очень небольшой. И оценки этих абитуриентов, особо не отличаются от остальных в лучшую сторону. Раньше у нас времени на тестирование было меньше. В 2008 году мы его увеличили и полагаем, что теперешние 3 часа - оптимальны. Но мы еще изучаем и анализируем эту ситуацию.

Можно ли мне вступить в брак, если мне 16 лет и я не беременна. Родители против.
Светлана, Могилев

- Лучше всего проконсультироваться у юриста - специалиста по этому вопросу. Я бы посоветовал девушке попытаться убедить родителей в правильности ее решения.

Мой ребенок ходит в санаторный детсад №463. Меня все устраевает, но поборы - просто заоблочные. 150 тысяч с ребенка на игрушки. 6 наименований гигиены, каждому по два. И каждый месяц на нужды группы вне оплаты за сад по 20 тыс. Неужели ДДУ не выделяются средства. Почему нет расчетного счета, куда можно перечеслять деньги.
Наталья, Минск

- Расчетный счет у дошкольного учреждения есть обязательно. И если все так, как здесь прописано, то это неправильно. Обязательно нужно разобраться в этой ситуации. Мы ориентируем дошкольные учреждения на то, чтобы они работали с родителями, спонсорами, привлекали их средства на улучшение материальной базы, на специальные программы для детей, но через попечительские советы, родительские комитеты и совершенно прозрачным официальным образом на добровольной основе, а не насильственно.

У нас по-прежнему всех бюджетников распределяют. Ваше мнение, как министра – оправдывает ли себя обязательное распределение? Насколько оно эффективно и все ли выпускники вузов в этом году приступили к работе?
Андрей Владимирович, Минск

- Во-первых, я глубоко убежден, что в настоящее время распределение выпускников - это правильно. У нас есть в отдельных регионах и областях, в силу различных причин, кадровые проблемы. Естественно, эти кадровые проблемы должно решать государство. Мы имеем в своем распоряжении ресурсы, государство объявляет специальные образовательные программы, осуществляет набор на бюджетную форму и, естественно, имеет право направлять для работы молодых людей. Но в целом ряде случаев у нас есть необходимость в том, чтобы защитить молодых людей. Распределение позволяет трудоустроить молодого специалиста. Очень непросто сегодня на рынке труда найти самостоятельно рабочее место без опыта работы. И я хотел бы обратить внимание на то, что порядка десяти процентов тех, кто обучается на платной основе и вовсе не имеет обязательного распределения, приходят и пользуются возможностью и правом получить направление на работу. Сейчас мы рассматриваем вопрос - и я думаю, что мы его решим положительно - о том, чтобы законодательно предоставить статус молодого специалиста студентам-платникам. Вместе с тем, на сегодняшний день я вижу, что у нас есть отдельные отрасли, где уже действует конкурентная среда, которая регулирует рынок труда, и где можно было бы отказаться от распределения. Например, отказ от обязательного распределения юристов, вроде бы, никакого вреда не принесет. Но, когда думаешь с позиции защиты прав молодого специалиста, то приходишь к выводу, что спешить с этим не надо.

На какие специальности в наших учебных заведениях наблюдается недобор? С чем он связан? А какие пользуется наибольшим спросом?
Гретта, Не указано

- Если судить по приему в этом учебном году в вузы, наибольшим спросом пользуются информационные технологии, отдельные экономические специальности, некоторые технические специальности. Хочу сказать, что пользуется особым спросом специальность "автослесарь" в ссузах. Проблемы возникли в этом году с набором на часть педагогических специальностей. Хочу отметить, что цифры приема сегодня - это не обязательно то количество специалистов, которые нам будут нужны через 5 лет. Это все прогнозируется с большим запасом. Есть достаточно вариантов для того, чтобы обеспечить мобильность трудовых ресурсов в пределах территории страны. Вопрос нужно рассматривать через призму того, какой контингент идет на те или иные специальности, уровень его подготовленности.

Соответствуют ли Кодексу об образовании комплексные проверки, проводимые отделом образования г. Орша?
Елена, Орша

- Я думаю, что соответствуют. Но в любом случае мы проверим.

Добрый день. Хотел бы спросить: когда у старших школьников появятся уроки по сексуальному образованию. Когда они смогут получить нужные им сведения от образованных людей?
Александр, Минск

- Я так полагаю, что эту тему мы действительно должны в школах рассматривать. Знаю, что половому воспитанию уделяется внимание во многих школах, гимназиях, но насколько адекватно... Судя по тому, как вопрос здесь сформулирован, он требует обязательной проработки.

Недавно было озвучено, что ставка учителя будет равна 20 часам. Но многие учителя едва "наскребли" 18 часов по старой ставке? После этого низкая зарплата учителей опять существенно упадет, многие учителя после этого не смогут уйти на пенсию, т.к. не выработают ставки? Нагрузка школьников в связи с пятидневкой и занятиями в две смены сокращена до минимума и нагрузки у учителей поэтому нет. Учителя готовы работать по ставке 30 часов в неделю за достойную зарплату, но у многих едва только набирается 15 часов! Что об этом думают в Министерстве образования? С уважением.
Сафонов А.Д., Не указано

- В целом в стране в настоящее время есть дефицит педагогических кадров. Можно сказать, что среднестатистическая нагрузка на учителя на 10-20 процентов выше нормы, которая 18 часов. В отдельных регионах, по отдельным предметам наоборот есть переизбыток специалистов. Существует определенный дефицит математиков, а филологов - переизбыток. Мы внимательно изучаем этот вопрос. Если предлагается увеличить нагрузку на одного учителя, то, естественно и увеличив при этом заработную плату. Поэтому регулировать приемы в педагогические вузы, регулировать заявки на специалистов на уровне управления образования необходимо будет более точно, более внимательно. И этим мы сейчас занимаемся. На 100 процентов никогда невозможно предугадать ситуацию. Но обязательно, если будет увеличена норма нагрузки, будет увеличена заработная плата.

Учебные планы специального образования на 2011-2012 учебный год утверждены 26.08.2011 г. и вступили в силу с 01.09.2011 г. Но на сайте специального управления образования были размещены только 07.10.2011 г. и до этого в печати не публиковались. Информации об изменениях в учебных планах и постановления об отмене ранее утвержденных учебных планов также никакой не было. Тарификация педагогов на 2011-2012 уч. г. была произведена в соответствии с ранее утвержденными учебными планами. В соответствии с новыми учебными планами сократилось количество учебных часов и соответственно должна быть изменена тарификация. Вопрос: С какого числа вносить изменения в тарификацию? Правомерно ли будет удержание денежных выплат за переработанные часы с 1 сентября по 8 октября 2011 г.?
Педагогические работники системы специального образования, Гродно

- Я разберусь с этим вопросом, здесь есть детали, нюансы. Мы обязательно вас проинформируем.

Cергей Александрович, сколько государственных денег уходит на обеды в школах и детских садах? Изменялась ли выделяемая сумма в связи с подорожанием продуктов? Кто сегодня и в каких школах может питаться бесплатно? Сколько сейчас в среднем стоит 1 обед школьника и 1 обед детсадовца? Спасибо.
Снежана, Не указано

- Я уже затрагивал эту тему. В связи с удорожанием продуктов, конечно, возникли серьезные проблемы со стоимостью питания детей. Но было постановление правительства, которым на 10 процентов мы повысили денежные нормы на питание в дошкольных учреждениях. Кроме того, мы рекомендовали местным органам власти привести денежные нормы в соответствие с реалиями, изыскивая свои ресурсы. Я уже говорил, что есть положительный опыт Минской области, где эта задача решена. В настоящее время подготовлено и находится на рассмотрении постановление правительства по увеличению денежных норм на питание детей в школах и садах, чтобы привести их в соответствие с натуральными нормами. Могу лишь сказать, что только на эти два месяца (сентябрь, октябрь) нам дополнительно нужно 212 миллиардов рублей.

Имеет ли право завуч гимназии перед уроками требовать планы-конспекты уроков на все уроки в этот день, ведь план не является официальным документом?
Без подписи, Не указано

- Это все решается на местах. Если заведено так в гимназии и прописано в функциональных обязанностях учителя, то, конечно, вправе требовать. Но директивы или решения министерства на сей счет нет. То есть с точки зрения министерства это не обязательное требование. Но еще раз подчеркну, что многие вопросы, в частности, как вести учетную документацию, какие конспекты и как методически оформлять (карточки либо электронный документ) решается непосредственно в учреждении. Поэтому если в учреждении, в гимназии так заведено, то завуч обязана выполнять это требование.

С какого возраста дети обязаны платить взносы в ОСВОД? В нашей школе взносы собирают даже с малышей. А в уставе данного Общества сказано, что в его члены принимаются лица не младше 14 лет. Получать взносы с не-членов общества запрещено, но их берут.
Татьяна, Бобруйск

- Спасибо за вопрос и информацию.

Здравствуйте. Скажите, пожалуйста, почему подход наших вузов к обучению некоторым профессиям (например, экономисты, маркетологи и т.п.) так далек от практики? Все сводится к зубрежке теории, в основном.
Наталья, Минск

- Будем изменять ситуацию к лучшему. Эта проблема существует, и мы над ней работаем.

Моему сыну 15 лет. До школы 5 минут ходьбы. Завтракает дома в 7.30. Дома в 13.30 обедает. Для чего ему школьный завтрак за 7 тысяч рублей, который он не хочет есть, потому что бывает совсем не вкусно, да и не голоден он. В месяц на завтраки уходит 140 тысяч рублей. Как отказаться от завтрака, чтоб не навредить директору школы и классному руководителю?
Мартинчик Наталья, Минск

- Написать заявление и сослаться на меня.

Сергей Александрович, с чем было связано сокращение часов на хореографию, изо в школах с соответствующим уклоном (причем это сокращение было разным в разных районах города)? Преподаватели уходят в связи с нехваткой часов... И что будет в следующем учебном году, не потеряем ли мы вообще эти направления. Грустно как-то...
мама, Минск

- Со следующего года это направление будет реализовываться преимущественно на платной основе, т.е не как в обязательном порядке оплачиваемые из бюджета расходы, а оплачиваемые в установленном порядке за счет лимита часов на факультативные занятия.