Онлайн-конференция

Новый вопрос 05.10.2007 10:00:00

В этом году моя шестилетняя внучка пошла в школу. Мы считаем, что еще рано. Ваше мнение как министра по поводу начала образования с шести лет?
Анна Павловна , Гомель

- Мое мнение по этому поводу достаточно четкое. Мы не можем сдерживать ребенка в развитии. Если ребенок к школе подготовлен и есть добро врача, психолога и родителей, то, конечно, с 6 лет. К примеру, в этом году в одной из минских школ шестилетки пришли на первый урок и задали вопрос, насколько развита информационная система: можно ли войти в Интернет и т.д. Ну как же таких детей еще год держать в детском саду. Первый класс - это класс, где все занятия в игровой форме, нет оценок, идет последовательная нагрузка.

Могут ли наказать ребенка, если он будет ходить в школу без школьной формы?
Светлана, Минск

- Наказание - это крайняя мера. Тут лучше убеждать ребенка и его родителей, чтобы в школе был строгий стиль одежды. Мы последовательно работаем над тем, чтобы школьная одежда в этом стиле была гигиеничной, привлекательной, чтобы она дисциплинировала, потому что негоже, когда ребенок в одних джинсах и в школе, и дома на диване. Здесь определенная культура должна быть, в том числе, и в одежде. Мы не наказываем, а стараемся убеждать, что носить школьную форму - это правильный подход, это воспитание и здоровье ребенка.

Есть ли возможность обмена школьников с другими странами? Можно, допустим, поехать поучиться на пару месяцев?
Женя В., Миснк

- Для школьников мы такие обмены не рекомендуем. Ученик должен получить системное общее среднее образование в своей стране. А вот для студентов мы рекомендуем. У нас много таких программ: отвлеченное обучение, на договорной основе по обмену, прохождение практики (осваивают производство, знакомятся со страной). Например, существовала программа американских общественных организаций "Флэкс". Я, откровенно скажу, был ее противник и не дал добро на то, чтобы ученики 10-11-ых классов поехали учиться в американские школы. Т.к. не было прописано, какие у них программы, где они будут жить, кто будет заниматься их воспитанием, к чему их готовят. Если я даю добро, то отвечаю за качество их подготовки, но в другой стране я этого обеспечить не могу. Хотя краткосрочные обмены с ознакомлениями с учебными заведениями на 1-2 месяца допустимы, и мы принципиально подходим к целям программы обучения, кто этим будет заниматься, не повредит ли это образованию ребенка.

Здравствуйте! Мне 44 года. Хотела бы спросить, насколько сложно поступить в ВУЗ на заочное обучение работающему на специальность, соответствующую занимаемой должности? Предусмотрены ли государством упрощенные варианты поступления в ВУЗ для немолодых людей? С праздником Вас!
Валентина Борисовна, Могилёв

- Спасибо большое, я тоже поздравляю с Днем учителя! 44 года - еще молодой возраст, поэтому вопрос так нельзя квалифицировать. На заочную форму обучения прием в вузы не ограничен, хотя в Советском Союзе ограничения были до 45 лет. Действительно, для работающих по специальности или имеющих профильное образование существует бюджетное финансирование, под заказ. Но правила приема единые для всех. Мы выдерживаем конкурс на заочные отделения вузов. Вступительные экзамены - это показатель, который гарантирует освоение человеком вузовских программ.

Хотелось бы узнать, кто пишет тесты для тестирования? И как они решают, что такой тест проверит знания школьника?
Валерия, Минск

- Система массового опроса знаний - это научные основы. Над структурой теста работают самые квалифицированные учителя, методисты, доктора и кандидаты наук, профессора. Это очень тонкий инструмент и, безусловно, перед тем, когда тесты уже выходят на проверку знаний, они апробируются, проходят рецензирование. Мировая практика, а также наша пятилетняя практика говорит о том, что тесты – достаточно объективная форма оценки знаний, позволяющая достаточно точно определить готовность к тому или иному этапу обучения. Все это делается на профессиональной основе. В качестве доказательства я хочу привести тот факт, что Комиссия по науке и образованию ЮНЕСКО в своем решении определила, что система образования в Беларуси квалифицированно освоила вот такие массовые формы оценки знаний.

Хочу пожаловаться. Место - Ленинский район г.Минска, стадион между гимназией и СШ №189 ремонтируется больше года. Дети занимаются физкультурой на канале или в зале. Счастье, что никто не травмировался до сих пор.
игнат, минск

- Мне очень нравится подход - надо, чтобы стадион был. Мне памятно, когда Президент присутствовал на открытии Полесского университета, его руководство с удовольствием демонстрировало тренажерный зал (беговую дорожку, велосипед). А Президент говорит, что это, конечно, хорошо, но лучше бегать на улице, на свежем воздухе: на беговых дорожках летом, на лыжне зимой. Поэтому мне очень нравится вопрос. Должен сказать, что руководство города Минска, в частности, мэр города М.Павлов, начальник Комитета образования В.Щербо, заместитель мэра столицы М.Титенков, очень много вкладывает средств в развитие спортивной базы. В прошлом году мы открывали школьный стадион, просто супер, по самому последнему слову техники. Очень правильно - на улице мы должны заниматься как можно больше. Разделяю позицию и проверю ситуацию.

Слышала, что в России люди очень сопротивляются тестированию, потому что это отупляет школьников. Каково ваше лично мнение про тестирование. В чем плюсы и минусы?
Маргарита, Минск

- Ни одна форма контроля знаний не является идеальной – ни устный опрос, ни письменная работа, ни тестирование. Они должны быть в сочетании. Поэтому, чтобы уйти от увлечения только тестированием, мы оставили школьные экзамены в традиционной форме: изложение, письменная работа по математике, третий экзамен в устной форме. Кроме того, огромную роль играет аттестат – средний балл учитывается при приеме в ВУЗ. А что касается сопротивления, так будут сопротивляться любому конкурсному экзамену. Там, где конкурс, там всегда будут недовольные.

Очень обидно платить сегодня такие деньги за образование, после получения которого молодой человек не может найди достойное место для работы.
Тамара Николаевна, Минск

- Где было бюджетное обучение, там мы обязаны предоставить рабочее место. Стараемся предоставить работу и тем, кто учился за свой счет. Я знаю, что в центрах занятости безработных с высшим образованием около двух тысяч на всю страну. И то, это люди, которые поменяли место жительства или хотят работу с очень высокой зарплатой (она не всегда сначала большой бывает). Возможностей в стране очень много. Если есть конкретный вопрос, пусть обращаются - подберем рабочее место.

Здравствуйте, Александр Михайлович! Поздравляю Вас с наступающим праздником! А вопрос у меня такой - в Беларуси разрабатывается национальная программа инновационного образования. Что это за проект, кто будет в него включен, какие средства будут на него выделены и какого результата хотят достичь педагоги при переходе на такую программу?
Наталья Владимировна, Минск

- Хороший вопрос. Иновационное образование - это образоваине, которое нацеливает на то, чтобы специалист после вуза, учебного заведения, был подготовлен к освоению, внедрению в жизнь и к созданию нового. Мы видим, что сейчас очень динамично развитие информационных, промышленных, сельскохозяйственных, медицинских технологий. Зачастую технология по своему совершенствованию опережает образовательную технологию, поэтому мы и хотим в воспитании иновационного мышления идти через комплексы, чтобы учебное заведение было завязано с заказчиком, предприятием, которому готовят выпускников. Например, БГУИР готовит специалистов информационных технологий. На заводе "Интеграл" стоит и ремонтируется оборудование настолько современное, что мы не можем поставить его и в вуз, поэтому студенты должны быть напрямую завязаны с предприятием: там должна быть кафедра, практика, профессура. И, безусловно, нацеленность с 1 курса, не теряя фундаментальности, на то, чтобы человек видел ту специальность, по которой будет работать, и те технологии, которые ему придется эксплуатировать. Средства здесь, конечно, немалые. Во время доклада Президенту Александр Григорьевич ориентировал, что разделяет подходы, но надо максимально использовать промышленную базу. Все должно быть единым: завод, вуз, предприятие, наука, практика, оборудование, творческий потенциал.

Вы знаете сколько весит портфель ученика младших классов? 7,5кг. А сколько можно поднимать ребенку 10-ти лет по санитарным нормам? И какой выход,по вашему мнению,из этой ситуации?
Сергей Пилипенко, Не указано

- Мы проверяем, чтобы вес портфеля соответсвовал всем нормам. Иначе – он бы на рынок не вышел, а на школьных рынках – это четкий санитарный надзор. Учебные пособия мы тоже уменьшили по весу и даже разделили на две части. И учителя и родители должны контролировать ситуацию. Конечно, портфель или рюкзак для ребенка должны быть ему по силе.

На каких условиях может поступить белорусский гражданин в российский ВУЗ? Есть ли вообще какие-либо соглашения между странами по этому вопросу?
Инна Ж., Минск

- У нас есть и работают договоренности: белорусский школьник в российские вузы поступает на равных условиях с россиянами, аналогично поступают и российские абитуриенты в белорусские учебные заведения. В этом году россиян, по сравнению с прошлым годом, стало в 2 раза больше, их привлекает наше образование.

Почему ведущие вузы страны так безответственно относятся к подготовке новых образовательных стандартов (высшее образование) и новых типовых планов? Когда же этот процесс наконец завершится?
Сергей Иванович, Витебск

- Мы уже подготовили и новые стандарты, и новые учебные планы, дали возможность ряду вузов экспериментально по ним работать, но при подготовке стандартов возникли очень сильные напряжения по балансу профессиональных, специальных предметов, гуманитарного блока. У нас есть поручение главы государства - еще раз основательно это проработать, уж очень ответственный документ, он не должен быть сырым.

Есть ли у Вас дети? И накакие отметки они учатся? И где?
Женя, Витебск

- У меня две взрослые дочери. Одна закончила педуниверситет по специальности учитель начальных классов и музыки, сейчас она воспитывает своих детей. Училась хорошо, было предложение оставить ее на кафедре (она исследовала восприятие музыки к цветам). Но она сказала: "Папа, я хочу в школу". Работала в 31-ой школе в Могилеве и получала удовольствие от работы с детьми. Младшая дочь закончила лингвистический университет по специальности английский и немецкий языки, работает на радиостанции "Беларусь". Дети мои училась достойно, в школе меня никогда не ругали, правда, и не сильно хвалили за то, как они учатсся. А вот вузы они обе закончили с красными дипломами. Они до сих стараются (это заложено в семье еще от моей мамы) все время работать над собой.

Еще несколько лет назад много писали о том, что не хватает педагогов. Особенно в сельской местности. Как сегодня обстоят дела с обеспечением педагогическими кадрами?
Иван Никифорович , Костюковичи

- Когда не хватает педагогов, то это недоработка министра. Я был бы готов принять критику в свой адрес, если бы не хватало педагогов. Такая ситуация складывается, когда очень много детей. У нас сейчас педагогов достаточно. Часто они работают строго на ставку, так как у нас, к сожалению, по сравнению с десятилетием назад уменьшилось количество детей. Мы сейчас участвуем в реализации Президентской программы демографической безопасности. Убеждаем молодых людей в том, что семья должна быть крепкой, детей в семье должно быть много, потому что человек – основное богатство нашей страны. Я надеюсь, мы дождемся, когда нас будут ругать за нехватку педагогов.

Как вы относитесь к тому, чтобы ввести физическое наказание в школах?
Андрей К., Брест

- Я отрицательно к этому отношусь. Я считаю, если педагог преступил свои обязанности, коснулся ребенка, или в грубой форме обидел его словами – он, безусловно, должен быть наказан. Надо воспитывать профессионально, корректно, убеждением. Вот например, в восточных единоборствах, где контактный бой, удар может быть иногда даже смертельным, мастер говорит, что он мастер только тогда, когда он умеет уйти от соприкосновения, от физического контакта, т.е. не причинять боль. Поэтому высший профессионализм, когда ребенок сам понимает, что он должен делать. Хотя, конечно, приходится иногда и наказывать, потому, что это дети. Если ребенок неподвижный или не балуется, то это ж не ребенок. Поэтому надо искать меры убедительные, словесные, может быть, организационные. К примеру, в виде наказания - класс привести в порядок, доску протереть, парты помыть - нормальное наказание, но не физическое. Это воспитывает. Человек должен быть готов к жизни, жизнь это не только пряники, в жизни будут и сложности, будут и наказания. К этому тоже надо быть готовым.

Скажите, будет ли введен курс "отцовства" в школах. Очень много одиноких матерей воспитывают детей. Хотелось бы, чтобы будущих мужчин приучали к мысли, что они тоже должны заботиться о детях. Спасибо.
Ольга, Минск

- Мне так нравятся вопросы. Они прямо в точку. Я тоже обеспокоен в целом, что в нашей системе образования... даже есть такой термин "вымываются мужики". Это, к сожалению, не только в нашей стране. Это во всем мире. В нашей системе образования 85 процентов женщины. Если нет влияния мужчины, тогда воспитание, я бы так сказал, не совсем оптимальное. Но вот насчет курса "отцовства" в школах... Ну, как тут теоретизировать... Мне видятся другие формы. Это взаимодействие и школы, и родителей, и общества. Мне кажется, что изначально мы должны воспитывать, всех воспитывать и, может быть, в первую очередь молодых девушек. На мой взгляд, очень много зависит от женщины. Должно быть какое-то терпение, понимание того, что надо, чтобы отец был в семье. Тогда он будет в школе на собраниях, участвовать во всех мероприятиях. Если мы походы организовываем, то, конечно, с отцами, если мы проводим соревнования, то, конечно, с отцами. Чтобы доминанта была на отцовство. Очень хотелось бы, чтобы и мужчин в школе было больше, и чтобы в каждой семье был отец. Это очень важно.

Насколько тестирование объективно оценивает знания человека? Известно, что можно натренироваться писать тесты. И потом есть такие вопросы, что даже, если знаешь тему, невозможно ответить, потому что вопрос заковыристый.
Николай З., Брест

- Достаточно объективно. У нас большой исследовательский массив, у нас фактура большая. Причем мы это знаем по учителям, по школам, по ученикам. У нас база данных очень большая по этому поводу. Что касается самих заданий... Если мы тест сделаем полегче, то получится, как в этом году. Чуть упростили задание - проходной балл вырос. В прошлом году проходной бал на самые престижные специальности 250, в этом году стал 350. Естественно, что тест должен быть таким, чтобы не все получили 100 баллов. 100-балльный результат должен быть у единиц. Надо реально оценивать свою подготовку. Абсолютных знаний нет. Поэтому есть и заковыристые вопросы.

Несколько лет назад увеличение доли платного образования в ВУЗах можно было объяснить пиком рождаемости в середине 80-х. Почему теперь, когда количество абитуриентов сокращается, число платных мест возрастает?
Дмитрий , Минск

- Наш Президент говорит, если люди хотят получить образование - мы должны это им обеспечить. Потому, что образованный человек - это лучшие перспективы, это больше ответственности, это более высокая воспитанность. И вот Президент говорит, что даже если у станка будет стоять специалист с высшим образованием, значит, станок будет работать продуктивнее. Он будет мыслить инновационно, семье будет более интересен. И если он хочет получить образование за свой счет - конечно, ему надо пойти навстречу. Во всем мире считается, что вложить деньги в образование - это самый выгодный экономический проект. Поэтому, конечно, мы с одной стороны рады, что такой спрос на высшее образование и стараемся этот спрос удовлетворить. Хотя мы регулируем потоки, ибо нам нужны рабочие кадры. Все не могут иметь высшее образование, хотя потребность очень высокая. И этот опыт уже есть. Французы как-то пошли на то, что всем желающим давали высшее образование. Но так природой даже не задумано, и такая потребность в любой стране не наблюдается. Тем более, что мы хотим укомплектовать еще и колледжи - это руководители среднего звена. Мы должны распределить, кто должен учиться в ВУЗе, кто должен получать образование в колледже, кто должен получать рабочую профессию. И даже в высшем образовании нам сейчас, крайне нужны, инженеры, строители, работники сельскохозяйственного комплекса. И, конечно мы убеждаем, иногда и властью регулируем количество приема, открытие специальностей, с тем, чтобы по государственному к этому отнестись. И еще одну позицию скажу. Есть еще сдерживающий фактор, мы, кстати, на эту тему дискутировали в Москве на конференции министров образования СНГ. Моему коллеге, Андрею Александровичу Фурсенко, задали вопрос: "Как Вы считаете надо ли ограничивать желание получить высшее образование (т.е. сколько надо принимать)?". Он ответил: "Сколько хотят". Я не согласился. Некоторые причины я уже говорил, а главное, что мы не должны потерять качество образования. Можно в три смены занятия устроить, здания использовать, приборную базу - человек не выдерживает три смены. А подготовить на такое количество студентов профессуру, докторов наук, классных специалистов в одночасье невозможно. Надо всегда отвечать за качество. И, конечно, мы это будем регулировать.

Александр Михайлович! Думаю, вам хорошо известно, что сегодня в школах постоянные сборы денег с родителей стало нормой. То на ремонт классов, то на покупку оборудования, то на подарки учителям. А в прессе постоянно пишут о том, что на финансирование отрасли государство выделяет большие деньги. Как вы к этому относитесь?
Людмила Александровна , Минск

- Деньги выделяются действительно большие. Многочисленные программы развития профтехоборазования, среднего специального образования, общего среднего образования действуют за счет государственного финансирования. Как министр, я горжусь тем, что нам удалось провести программу ремонтов школ, поддержанную правительством и Президентом. За три года мы затратили 820 миллиардов рублей. Эти средства были выделены на ремонт крыш, инженерных сетей и несущих конструкций. За это время мы отремонтировали 950 школ. Всего у нас около 4000 школ. Это почти одна четвертая часть. Мы, конечно же, пользуемся и президентской программой возрождения и развития села, в которой заложены средства на школы и детские сады. Возьмем, к примеру, обеспечение компьютерной техникой. На 94 процентов это современная техника. Сейчас мы ставим перед собой задачу создания единых локальных сетей. Это тоже средства, и немалые. В каждом регионе затрачивается 3-4 миллиарда только на компьютерное оборудование. Это со стороны государства, это действительно много. А что касается родителей, то среди них есть люди состоятельные, которые хотят помочь школе, своему ребенку, внести средства на закупку техники, оборудование класса. У нас есть попечительские советы. Это все организуется с согласия родителей, через попечительские советы. Также подарки – это личное дело родителей. Хотя мы категорически против этого. Ну, цветы или коробка конфет (хотят поздравить, например, с Днем учителя)– в этом ничего страшного нет. Но если это денежные или дорогостоящие подарки, то мы за это наказываем и считаем это нарушением закона.

У меня сын в 8-м классе. В школу пошел в 7 лет. Согласно реформе школы - при учебе в 12 лет - он закончит ее почти в 19 лет. И сразу - в армию. Два года армии. Пять лет - институт. Получается, что он закончит учебу где-то в 26 лет. Не кажется ли вам, что начинать трудовую биографию в этом возрасте - поздновато?...
Вячеслав Семенович Попов , Вилейка

- Вообще, должна быть установка, что учиться надо всю жизнь. Если ты перестал учиться, то для тебя это точно должно быть звонком о том, что твоя жизнь закончилась. Мы с вами все регулярно работаем над собой, причем учимся своему делу, анализируем информацию, учимся поведению, профессионально учимся. Это должно быть первым тезисом: человек должен учиться столько, сколько он живет. По времени – мы определились - 12 лет, это было непростое решение, но мы договорились путь реформы пройти и надо до конца это выдержать. Мы сделали субботу выходным днем. Мы не можем уложить традиционную школьную нагрузку в одиннадцатилетку, потому что раньше была шестидневка, сейчас – пятидневка. Мы ровно год теряем. Мы с шести лет начинаем. Ну, как правило, дети идут с шести лет. Юноша закончит школу в 18-19 лет, взрослее в армию пойдет, будет более уверенно себя чувствовать, будет лучше подготовлен к этому. Раньше бывало в 17 лет закончил школу, никуда не поступил мальчишка, и год он просто не при деле. Т.е вся жизнь человека, его обучение, его продвижение по службе, оно должно быть организовано. В 18 лет у тебя есть право поступить в ПТУ, СУЗ, ВУЗ. Не поступил. Значит, призыв. Осенью ты пойдешь служить. Вот ты уже состоявшийся, у тебя нет потерь. После армии ты опять можешь поступать, устраиваться на работу. Т.е здесь вот это просчитано. Я думаю, что даже если с армии начнется трудовая биография, это тоже неплохо, это дисциплинирует. Я, например, проходил срочную службу, и горжусь этим. Кстати, мы видим, что после армии люди более организованные, более самостоятельные, более надежные. Вот так всегда было. Так и есть.

Добрый день! Слышала, что планируется реформа высшей школы - двухступенчатое обучение. Но в других странах - бакалавр - магистр. А у нас - специалист - магистр. Правильно ли это? Сократится ли срок обучения в высших учебных заведениях?
Светлана Владимировна, Витебск

- Следуя образовательным традициям и новым подходам, мы перешли на двухступенчатую систему образования. Есть несколько принципов в организации образования и, в частности, высшего. Во-первых, это наши традиции, прежде всего, традиции советской школы. Там было пятилетнее образование специалистов. От этого очень сложно сразу отойти. Во-вторых, необходимость учета запросов современного общества и государства. Мы видим, что нужен еще этап образовательный на уровне магистерской подготовки для способных, для подготовки их к инновационной работе, научной работе, творческой работе, к аспирантуре, т.е. тут год добавляется. Их обычно 5-7 процентов. Бакалавр... Кстати, степень бакалавра во Франции и Молдавии – после общеобразовательной школы. В Германии – это первая ступень вуза. У нас первая ступень - диплом квалифицированного специалиста (это время обучения включает в себя бакалаврскую подготовку). Если, допустим, студент-иностранец желает получить диплом бакалавра, то мы его можем выдать. Если, допустим, наш студент, ну так случилось, уезжает, мы тоже можем ему выдать диплом бакалавра. Но наша промышленность и кадровые службы просто не воспринимают пока бакалавра. Поэтому мы заложили бакалаврскую подготовку, она такая, скажем, общетеоретическая по профессиональной направленности, но диплом бакалавра мы пока не видим необходимости выдавать. Магистров – да, выдаем. Магистерская подготовка у нас нацелена на подготовку в будущем к научной деятельности. Хотя, конечно, подготовка к научной деятельности предполагает и развитие профессиональных навыков.

В государственных вузах - обязательное распределение. Но часто выпускники не доезжают до места постоянной работы. Всеми правдами и неправдами стараются остаться, например, в Минске. Как в этом году прошло распределение. Есть ли у вас данные, сколько выпускников не доехали до места распределения.
Владимир Иванович Мисько , Минск

- Если обучение шло на бюджетной основе, то, согласно закону, выпускник должен отработать не менее двух лет по месту распределения. В противном случае он компенсирует затраты на обучение. И среди общественности, в том числе среди студентов, мы нашли понимание. Кстати, это не только наши подходы, во Франции 5 лет требуется отработать, если вы учились на платной основе. Сейчас стало больше дисциплины и порядка. По нашим данным, в этом году по всей стране порядка 200 человек пока не доехали до места распределение. Всего в этом году выпуск составил почти 20 тысяч. Шесть месяцев после распределения мы ждем. А потом будем выяснять причины неявки. 98 процентов распределенных выпускников уже приступили к работе, а по остальным надо разобраться. Если человек едет работать в агрогородок, мы стараемся поддержать его жильем, зарплатой, чтобы после отработанных двух лет он там и дальше остался.

Почему, чтобы отправить ребенка в хорошую школу, но не по месту жительства надо доплачивать школе в виде подарков? И насколько правомерно, когда школа требует от родителей платить за краску, за ремонт и прочее...
Владимир, Минск

- Повторяется вопрос. Насчет подарков я уже озвучил нашу позицию. Хорошая, престижная школа... У нас все школы неплохие. Я даже пример приведу. Я хочу, чтобы мой внук учился в обычной школе. Лучшее образование дает жизнь, а жизнь предполагает, что есть класс, мальчишки, девчонки, обычная, нормальная, веками отработанная технология. Он должен к жизни приучаться, уметь постоять за себя, где-то быть лучше кого-то, где-то, может, хуже. Это нормально, т.е. обычный класс, обычная школа. Не должно быть этих тепличных, парниковых подходов.

13-летня девочка забеременела. Кого винить, родителей или школу, что недосмотрели? Не дообъяснили?
Валентина Александровна, Не указано

- Уж раз так получилось, прежде всего надо девочку поддержать, чтобы она не сломалась, чтобы психика не была нарушена. Конечно, все виноваты. И родители виноваты, и школа виновата. И, безусловно, такие случаи должны анализироваться, не в ущерб, конечно, этой девочке.

Раньше, чтобы поступить в ВУЗ, нужен был школьные конспекты, знания, программа поступления и, конечно, же, желание и усидчивость. Теперь, окончивши школу, нужны не просто курсы при ВУЗах, а репетиторы. Скажите, не считаете ли Вы, что распространеная сегодня система нанимать репетитора перед поступлением в ВУЗ, говорит о слабой общеобразовательной системе.
Ирина, Минск

- Нет, я не согласен. Это все желание во многом родителей. Школа дает необходимые знания для поступления в вуз на любую специальность. Но надо всегда думать о том, какую профессию ты хочешь получить, насколько это профессия распространена, какой там конкурс. Ну, допустим, не могут все быть дипломатами. Естественно, что при поступлении на специальность международные отношения, нужно понимать, что там, где пятнадцать человек на место, там будет высокий проходной балл. Поэтому вместе с родителями надо выбирать реальный путь. Не может наша страна состоять только из одних юристов, нужны и строители, и агрономы, и инженеры.

Не кажется ли вам, что программа средней школы сильно перегружена? Многие учебники полны непонятными научными терминами, сложный язык изложения.
Наталья, Брест

- Мы стараемся предвидеть перегрузку. Но я вообще считаю (Наталья, которая задала этот вопрос, может со мной не согласится), что лучше если ребенок перегружен, чем недогружен. Программа должна быть напряженной, цели должны быть перспективными. Мы, конечно, стараемся, чтобы программы были доступными. За последнее время на 20 процентов сократились программы. Но мы вынуждены вводить новые термины и искать новые подходы, чтобы доступно и понятно объяснить. Вот, например, биология. Биология сейчас принципиально поменялась. Сейчас все строится через геномы. Геном человека – это сложнейшая система, математическая, алгоритмическая, вероятностная. А без этого нет будущего врача, без этого нет биологии, без этого нет познания жизни. Конечно, усвоить эти вещи очень не просто. Но их должен знать уже школьник. Проблема доступности изложения учебников существует. И мы над ней работаем постоянно.

Скажите, почему выпускник не выдержав экзамен в один ВУЗ, не может попробовать себя в другой. Ведь во многих вузах специальности переплетаются и сдавать нужно одни и те же экзамены.
Игорь, Минск

- Мы хотим, чтобы ребенок вместе со своими родителями и учителями более основательно выбирал свою будущую профессию. Должна быть очень хорошая профориентационная работа. Выбор будущей профессии должен быть осознанным, чтобы тебе в жизни было хорошо. Поэтому мы будем проводить работу, чтобы ребенок заранее выбирал себе профиль, заранее выбирал себе вуз. Это цивилизованная система. А беготни не надо.

Проводились ли какие-нибудь исследования, подтверждающие эффективнось 12-летнего образования. У всех родителей одно мнения, "бедные дети столько учиться". А потом еще и институт. Неужели 12-летнее образование так сегодня оправданно. Пожалейте наших детей.
Светлана Викторовна, Витебск

- 12-летняя программа позволила распределить нагрузку. Шестой день занят только физической культурой и занятиями по труду. Также это и мировая практика. В 169 странах обучение длится 12 лет, а в 47 странах – 13 и больше. Например, Голландия начинает системное обучение (в игровой форме) с 4-х лет.

Уважаемый Александр Михайлович, когда-нибудь учебники для маленьких школьников станут легче?
Анна Николаевна, бабушка первоклассницы, Минск

- Мы стараемся, чтобы они были для них привлекательными и доступными. Но что значит легче? Учебник должен быть интересным. Учебник должен быть напряженным. Просто надо так строить занятия, чтобы ребенок его понял и хорошо усвоил. К тому же, есть очень хорошо подготовленные дети. И тот учебник, который им дали в первом классе, для них – пройденный этап. И мы должны сбалансировать эту ситуацию. Если для одних учебник "тяжел", значит с ребенком нужно позаниматься, с учителем поговорить. А если для других он "сверхлегкий", то посмотрите, чем этого ребенка еще занять. И учитель, и родители должны сделать так, чтобы каждому ребенку было интересно. И еще раз подчеркну, что учебный процесс должен быть напряженным. Если нет напряжения, то он расхолаживает, тогда на любом этапе, даже в первом классе, нет качества образования.

Скажите, те, кто закончил вуз 15 лет назад, учился 5 лет и получил диплом. Как они будут называться в новой системе бакалавр/магистр? И нужно ли им что-то преоформлять в документах?
Татьяна, Минск

- Нет. Он квалифицированный специалист: инженер, учитель, биолог, химик. Бакалаврская подготовка включалась в обучение. А для того, чтобы получить диплом магистра, нужно пройти обучение в магистратуре по соответствующим правилам и программам.

Извините, а у Вас бывают орфографические ошибки или министр образования идеален?
Катерина , Гомель

- Я стараюсь их не допускать. Я далек от мысли, что их у меня нет. Но я стараюсь следить и за своей речью, за ударением, за логикой. Я скажу совершенно откровенно: у меня всегда под рукой словари. Толковые, орфографические словари. Язык – это живой организм, который постоянно меняется. Иногда что-то забывается, и я никогда не стесняюсь спросить: "Вот так правильно писать или нет?". Интуитивно я пишу достаточно грамотно, но бывают и ошибки.

Скажите, почему у нас в стране с двуязычием в образовании доминирует русский язык, а белорусский на задворках?
Влад, Брест

- Ну, я бы так не сказал. Учебный процесс в 62 процентах школ у нас на белорусском языке. Правда, это в основном школы в сельской местности. Но мы издаем все учебные пособия на двух языках. У нас идет изучение белорусского языка в школах, где основной процесс обучения - на русском. Я так не скажу - "на задворках". Белорусский язык очень красив, мелодичен. Но у нас два государственных языка. И мы не отдаем предпочтение одному из них, а даем возможность выбора человеку.

В какой стране самое лучшее образование на сегодняшний день и на кого мы ориентируемся?
Наташа, Брест

- Всякая страна строит образование исходя из своих традиций, потребностей, перспектив. Мне, например, очень нравится система образования в Англии. Она традиционна. Но мы ее не возьмем, нет. Ни одна страна никогда не реализует в точности у себя систему образования другого государства. Англичане были империей географической, а сейчас стали империей языковой. А значит, образовательной. Т.е раньше они колониями управляли и за счет этого развивались и обогащались. А сейчас они построили продвижение изучения английского языка через методики, через Интернет, все же на английском языке. Естественно строят на этом образование и на этом, кстати, очень хорошо зарабатывают. Т.е. оно как бы в меру консервативное, требовательное, строгое и т.д. У нас традиции через Россию прошли в свое время в средние века. Это немецкая школа. Если точнее, прусская. Но она тоже достаточно емкая. И вот основное обустройство учебного процесса, его структуры - это, конечно, немецкая система, хотя она уже во многом адаптированой к нам перешла.

Много ли наша страна зарабатывает на иностраных студентах? И могли бы мы эти деньги направить на оплату обучения своих бедных студентов? Спасибо.
Александр Паркин, Минск

- Вы знаете, зарабатываем. Причем, мы хотим зарабатывать как можно больше. Сейчас у нас обучается где-то 7 500 студентов из других стран. Половина из них – россияне, а из россиян половина имеет право и на бюджет поступать. Очень много студентов у нас из Индии, Бангладеш, Китая, стран Ближнего Востока. Кстати, есть две специальности наиболее привлекательные для иностранных студентов – медицинская и инженерная. Хотя есть и культура, и искусство, и сельское хозяйство. Мы заинтересованы, чтобы у нас было как можно больше иностранных студентов. В мае мы проводили конференцию наших выпускников, которые в свое время закончили наши вузы. Среди них есть и премьер-министры, и министры, и дипломаты, и крупные бизнесмены. И они считают Беларусь своей второй родиной. И они заинтересованы в развитии экономических и культурных связей с нашей страной. Зарабатываем мы где-то около 2 миллионов долларов. Это экспорт образовательных услуг.

В каких странах признаются и в каких не признаются наши дипломы? Хотелось бы продожить поработать зарубежом для опыта.
Анастасия, Гродно

- Во всем мире спрашивают, не что ты закончил, а что ты умеешь делать. Мы к этому должны привыкнуть. Диплом – это основа для разговора. Наши дипломы признаются везде. С некоторыми странами у нас подписаны официальные соглашения о взаимном признании дипломов (недавно такое соглашение подписано с Вьетнамом, в странах СНГ есть такая договоренность). Но еше раз повторю. В других странах при устройстве на работу первый вопрос звучит так: "Что Вы умеете делать?". Кстати, недавно диплом одного нашего выпускника, который закончил магистратуру, признали в Америке и дали хорошую работу.

Планируются ли изменения в Трудовом Кодексе РБ в части, касающейся длительности отпусков педработников, - а то ходят слухи о сокращении отпуска с 56 дней до 24 дней?
Виталий, Минск

- Для основного педагогического персонала (учителей, преподавателей) 56 дней остается. Но действительно, сейчас идет оптимизация льгот, и мы пересматриваем те категории, которые, так скажем, не выходят на учебный процесс. Естественно, там какие-то небольшие изменения будут.

Мой ребенок (инвалид детсвта) учится в школе для детей с особенностями психофизического развития (вспомогательная школа). Скажите, пожалуйста, когда появятся книги по географии, истории, русской литературе и т.д. для вспомогательных школ? Или если дети больны, то им не нужно знать историю Беларуси? Спасибо!
Оксана , г. Гродно

- Конечно, знать надо. Мы стараемся такие учебники издавать. Но их издание очень дорого обходится из-за небольшого тиража. И тем не менее, мы их делаем. Все зависит от финансирования. И если учебник по тому или иному предмету еще не издан, то пока можно использовать обычные учебники. Кстати, в прошлом году на учебники для массовой школы мы затратили 12 млрд. рублей.

У нашей дочери преподаватель физкультуры курит прямо во время занятий. Нельзя ли ввести какие-то нормы для учителей, обязывающие их к достойному поведению, как в школе, так и вне ее?
Игорь , Минск

- Такие нормы есть. В учебных заведениях у нас курение запрещено, тем более, на глазах у детей.

Как известно, приоритет сегодня отдается отраслям науки, результаты исследований в которых могут дать конкретный, материальный доход. Не останется ли "за бортом" гуманитарная отрасль в системе образования? Ведь ее развитие, зачастую, не имея сиюминутных дивидентов, в итоге оказывается гораздо более полезным для общества в перспективе. Вы согласны? Спасибо за ответ.
Дмитрий, Минск

- Очень хороший вопрос. Я допустим, как человек из вузовской системы, всегда был сторонником того, чтобы в вузах как госэкзамен обязательно все выпускники сдавали философию. Потому, что это системное мышление, общая культура и т.д. Поэтому этот общественно-гуманитарный блок должен быть взвешеным. У нас и сейчас в принципе, наполненность этого блока не меньше, чем в Советском Союзе, даже больше. И я далек от мысли, что мы эти вещи теряем. Нельзя, чтобы образование было однобоким. Учебный план должен учитывать все эти обстоятельства.

Уважаемый Александр Михайлович? Подскажите, куда из штатного расписания школ с музыкально-хоровыми классами исчезла еденица настройщика? Если в школе 16 фоно, 14 баянов и аккордеонов, 45 домр и балалаек, народный и духовой оркестр и т.д. Кто это все будет настраивать, ремонтировать? Неужели работники министерства, составлявшие новое штатное расписание? С Праздником, Александр Михайлович!!!
Петухов В.И., Гомель

- Спасибо за поздравление! И вас всех с праздником! Безусловно, интрумент должен быть настроен. Я посмотрю как так получилось. Сейчас не готов ответить. Настройщик должен быть, конечно.

С чем связано ограничение нагрузки учителя 36-ю часами? Почему больше, чем 36 часов учитель "взять" не может?
Анна, Минск

- По поводу нагрузки учителя... У нас на ставку нагрузка восемнадцать часов. Я вчера слушал интервью директора школы, который говорил о том, что 24 часа (исходя из практики) - это максимум, что может профессионально и качественно осуществить учитель. А 36 часов - это двойная ставка, это, наверное, уже просто не учитель, а урокодатель, это очень много. И качество от него в такой ситуации получить трудно.

Как будут проводиться районные олимпиады по общеобразовательным предметам в связи с введением в стране профильного обучения: все предметы в один день, как в прошлом году, или в два как в позапрошлый?
Лыко Виктор Иванович, г.Минск

- Посмотрим, как будет удобнее. Олимпиады - очень привлекательная форма. Нам нравится, что это идет через школу, район, город. По международным олимпиадам... В этом году у нас 20 медалей, из них - 3 золотые, причем по информатике, математике, физике (наиболее престижным предметам). Правда, Президент у меня спросил: "А по химии почему нет, по биологии серебряные есть, а золотых давно не было?"... А вот как лучше проводить районные олимпиады - в один день или в два - мы посмотрим, изучим ситуацию, подскажем, как делать. Хотя это можно, наверное, на уровне района решить - как удобнее, так и делайте.

Я обращаюсь к вам по поводу питания в школах. В нашей школе ввели платное питание для начальных классов. Моя дочь в первом. Насколько я знаю до 4-го класса было бесплатно, или это может нововведение? Требуют к оплате уродителей по 60 тыс. руб. Все в шоке!!! Заранее большое спасибо!
Сергей, д.Ясень Осиповичский р-н Могилёвской обл.

- Мы обязательно разберемся, в чем там дело. В городе начальная школа питается бесплатно, на селе - все дети бесплатно.

12-летнюю систему обучения и 6-дневное обучение в школах ввели для того чтобы разгрузить учеников, но на личном опыте выясняется что у школьников по 7-8 уроков каждый день. Где же та самая разгрузка?
Анастасия, Могилев

- 12-летняя система - это пятидневка. Я даже требую, чтобы и в гимназиях, и в лицеях была пятидневка, хотя там спецкурсы можно ставить на шестой день недели. Надо разобраться в конкретной ситуации, посмотреть какая это школа.

Правда ли, что могут отменить прогимназические классы и гимназии будут принимать сразу в классы средней ступени, т.е. младших классов не будет? Как будет регулироваться набор гимназистов - по экзамену или по собеседованию? Придется ли в следующем году платить за участие в централизованном тестировании?
Без подписи, Не указано

- Гимназия по закону - обучение с 5-го класса, но это не означает, что в данном учебном заведении нет начальной школы. Начальная школа для всех одинаковая, она не называется ни прогимназией, не догимназией. Прием в гимназию конкурсный (диктанты, математика), в т.ч. из числа учеников тех классов, которые занимаются в этом учреждении, а также из соседних школ. Насчет оплаты тестирования... В следующем году планируем ввести регистрационный взнос - за каждый экзамен 10 тысяч рублей. Во-первых для того, чтобы была дисциплина (20 процентов заявляются, мы затрачиваем госсредства, средства налогоплательщиков, а они в результате не являются). Во-вторых, система очень емкая, она должна совершенствоваться, поддерживаться финансово, государство это делает, но я думаю, что такой подход будет правильным.

В дошкольных учреждениях города Минска не хватает большого количества помощников воспитателей и воспитателей. Что предпринимается для решения этой проблемы? Невозможно повышать качество образовательного процесса, когда воспитатели вынуждены работать по две смены, а иногда и без помощника воспитателя. Можно ли говорить о здоровьесбережении, работая в таких условиях?
Марина, Минск

- Мы готовы подготовить столько, сколько требуется. Правда на подготовку уходит время. Судя по всему, не рассчитали вот эти потребности и сейчас столкнулись с проблемой. Я думаю, что на уровне горисполкома, комитета по образованию, мы найдем тут решения. А вопрос правильный, потому что в дошкольных учреждениях дети очень маленькие, сам процесс воспитания очень напряженный, поэтому людей там должно быть столько, сколько надо.

Александр Михайлович, а как вы будете поздравлять свою первую учительницу?
Надежда, Минск

- Я очень хорошо помню свою первую учительницу. Ее зовут, звали (она, к сожалению, умерла), Надежда Сергеевна Бубликова. Очень опытный педагог. Она такая была образованная, внимательная к детям. Воспинания у меня остались о ней самые теплые. Но ведь учителя есть по жизни не только в начальной школе. Я сегодня с удовольствием поздравил своего бывшего ректора Евгения Павловича Кудряшова. У каждого из нас есть учителя, которые остались в памяти на всю жизнь. Я хочу поздравить всех учителей страны с профессиональным праздником. Здоровья, удачи во всех делах! И хочу сказать, что все вопросы, поступившие во время он-лайн конференции, а успеть ответить на все за час просто физически невозможно, заберу с собой. Все замечания, предложения будут учтены. Спасибо всем, кто принял участие в сегодняшней конференции. Желаю вам всего самого доброго!