Онлайн-конференция

Новый вопрос 23.12.2008 11:00:00

Что лучше способствует развитию таланта: комфортные, легкие условия или, наоборот, трудности и препятствия?
Николай , Минск

- Опять говорю, в вопросе - стопроцентный ответ: трудные условия очень способствуют и легкие способствуют, и, немножко расширяя вопрос, я могу сказать, что и деньги очень нужны художнику, как говорят: художник не должен быть голодным, художник должен иметь какую-то копейку, чтоб не думать о хлебе насущном. Я имею какие-то минимумы, мне много не нужно, лишь бы жена рядом была. И все. И Слава Богу! Мне не нужны загородные замки, вертолеты и т.д. Хотя, в принципе, если теоретически... Я могу себе позволить многое, но мне это не нужно. Если бы очень захотелось, то я мог бы построить себе небольшой такой замочек :)

Здравствуйте, Андрей! А расскажите, как создаются Ваши картины? Откуда вдохновение?
Любовь, Минск

- Хороший вопрос. Чтобы ответить на него, нужно, наверное, неделю-другую… Как создаются? Да вот так. Не знаю… Каков вопрос – таков ответ. Ответить практически невозможно.

Добрый день, Андрей! А какая картина является Вашей любимой?
Леша, Борисов

- Вы знаете, каждая картина - моя любимая. И те работы, которые вышли в свет и где подписано: "Смоляк", это значит, любимый ребенок - от маленькой до большой. Мне часто задают этот вопрос. Все люблю… Самая моя любимая картина - это моя жена. Если можно так ответить…

Ваша мечта выставиться в Национальном удожественном музее сбылась. А попали ли Вы в фонды как "класик"?
Мария, Орша

- Вы знаете, если ты выставляешься в Национальном музее, автоматически одна из работ остается в фондах и одна работа закупается. Это уже вопрос ценовой политики, потому что есть некоторые сложности. Т.е. да, я уже автоматически попал в анналы белорусского искусства. Хотя одна работа уже в музее была.

Что вы называете обьективным-субьективным критерием оценки искусства. Ведь часто все заканчивается на "нравится-не нравится". Вот скажет директор какой-нибудь галереи: "Мне не нравится Смоляк". И там его не будет?!
Максим, Витебск

- Прежде всего только субъективное, т.е. только под себя, как говорил Маяковский Владимир. Лучше делать под себя. Т.е. если субъективизм будет присутствовать в твоем творчестве, то все будет хорошо, это будет настоящее творчество. Т.е. только свою индивидуальность и свои какие-то личные качества нужно проявлять, выражать в творчестве, в искусстве. (А если оценка субъективная? Не нравится мне Смоляк и все. – вед.) Ну и слава Богу. Каждый человек волен выбирать, волен субъективно себя вести и представлять все в этом обществе. Это нормально. И то, что я кому-то не нравлюсь - здорово, великолепно. Я недавно прочитал в Интернете довольно серьезное исследование моего творчества, с долей юмора хорошего. И мой ребенок сказал: "Папа, это уже слава!". Это здорово.

Принимаете ли участие в сборных выставках? Каковы Ваши нынешние отношения с Союзом художников? Ваша слава и шум явно многим не дают спокойно спать.
Оксана, Могилев

- Я принимаю участие в групповых выставках. Только что такая выставка закончилась в Лондоне. На ней было выставлено 14 художников, (хотя готовилась она как моя персональная), потом картины стали добавляться, спектр представленных художников расширялся. Подобная выставка белорусских художников в Лондоне в крупнейшей галерее русского искусства Аллы Булянской состоялась впервые. Алла Булянская работает с очень серьезными людьми: с Акуловым, с Шемякиным. Сейчас работает с Андреем Смоляком, что тоже очень симпатично. (А нынешние отношения с Союзом художников, слава и шум… - вед.) Мне, слава Богу, ничто и никто не мешает. Я сплю спокойно. И наоборот, если где-то у кого-то что-то удается хоть немножечко, я радуюсь и еще лучше сплю. Я никому не завидую, никогда не завидовал. Если со мной дружат, то и я дружу. Я очень хочу, чтобы все художники дружили.

Есть ли у Вас последователи, ученики?
Без подписи, Не указано

- В общепринятом смысле, когда раньше у художника была мастерская, и годам к 30 он уже имел последователей, - нет. Но есть люди, которым мои работы нравятся, и которые пытаются, может быть, даже подражать мне. Например, я рисую девушек, и эти картины неплохо продаются. Люди смотрят и говорят: "Ба, у него покупают женщин, и я буду рисовать женщин." Но это должно идти от души, и у подражателей картины не покупают. Я сам нигде не преподаю. В свое время я пытался этим заниматься, но понял, что это не мое: мне не нравилась совдеповская система преподавания. Современная система, мне кажется, более свободна и более подходит для талантливого, творческого человека. Сегодня у меня бывают выгодные предложения от очень состоятельных людей, которые готовы любые деньги платить за час обучения. Но мне это не интересно. Не хочется так тратить свое время, то время, которое я могу посвятить живописи – главному занятию в моей жизни.

Кто из белорусских художников вам нравится, кто близок?
Михаил, Не указано

- Вы знаете, если говорить про наших выдающихся художников, то можно назвать Марка Шагала. Он мне не близок, для моей души. Например, Пикассо мне ближе. Но он – гениальный художник.

Почему Вы решили, что гениальны?
Без подписи, Не указано

- Я объяснял это уже миллион или даже миллиард раз. Сейчас я меньше говорю на эту тему, а когда-то этому было посвящено целое интервью. Каждый человек – гений. Каждый! Делайте, как я, и тогда жить легче будет! Считайте, думайте, что вы гениальны! Если вы будете чувствовать себя гениально, если вы будете считать себя творцом, венцом природы, вы и будете выдающейся личностью, Человеком прежде всего. Но это никакого отношения не имеет к моему снобискому пониманию, что я гений. Я ответил на ваш вопрос? Я подошел к художнику, говорю: "Ты – гений!". Он отвечает: "Не, я памяркоўны, я не геній". Ну какой ты художник? Ты и не художник. Если бы спросили у Дали, у Пикасо, Вермера, Веласкеса: "Ты гений?". Чтобы они ответили: "Естественно, да". И не нужно быть художником, не нужно быть женой выдяющегося художника. Просто каждый человек должен делать свою работу гениально.

Можно ли говорить о средней скорости написания Вами картин. Какая была написана быстрее всего, а какая самая продолжительная по написанию.
Евгений, Мосты

- Это тоже вопрос, который часто задают художнику. Обыкновенно отвечают так - быстро – 2 часа и всю жизнь. Я попробую соригинальничать. На выставке в НХМ сейчас представлена работа "Колядки". Детки там идут со свечками, колядуют. И она была сделана, ну хорошо, если за три часа. Когда я на следующий день пришел в мастерскую и увидел ее, то понял, что ничего не могу добавить к ней, она полностью готова. Я только расписался. Были моменты, когда мне жена говорит, мы сейчас за тобой приедем. И проходит минут сорок, она приезжает, я показываю ей работу "После премьеры", там человек уходит пьяный, остановка трамвая – вы для интереса посмотрите эту работу на выставке. И когда я вижу, что сделал за сорок минут - ну, это шок, понимаете.

Здравствуйте, Андрей! Очень люблю ваши картины) В чем-то даже напоминают Сальвадора Дали, но это коплимент, потому что мне очень нравятся творения Дали) Скажите, а у вас есть коллега-кумир, так сказать, из прошлого? Есть те, чьи работы для вас, быть может, являются совершенством (ну не считая ваших картин, разумеется) =)
Татьяна, Слоним

- Я немножко отвечал: Веласкес, Гойя, Рембрант, Вермер и так далее и так далее, я могу называть имен 20-30. Я очень люблю старых мастеров, но зачем нужен еще один Вермер, и поэтому я стараюсь быть Смоляком и, мне кажется, это удается и удалось. Мне уже 54 года, я - имя. Вот Адам Глобус правильно сказал, что я наговорил и наработал на свое имя, оно уже на меня работает. Сейчас, когда я бываю в музее, люди подходят и говорят: "У Дега так как у Вас, или у Ренуара", понимаете, а не наоборот. Раньше говорили: "Вы похожи на Ренуара". Я отвечал: "Нет, это Ренуар на меня", я утверждал это лет 20-30. А сейчас уже Смоляк узнаваем и узнаваем на очень серьезных уровнях. Так что я - счастливый. Сбылась мечта идиота.

Андрей, Вы яркий художник, который делает всё для того, чтобы заработать заслуженную популярность еще при жизни. :) Как Вам это удается, ведь такой масштабный промоушен стоит больших денег? Трудно ли находить меценатов сейчас, когда в мире свирепствует финансовый кризис?
Валентин, Минск

- Повезло, и, наверное, продолжает везти. Да, нужны большие деньги, но я стараюсь их зарабатывать. Мне помогает одна известная фирма, ее руководитель - мой хороший приятель. Была выделена довольно приличная сумма на организацию нынешней выставки в Национальном художественном музее. Но все равно нам пришлось потратить больше. Также у нас был опыт организации моей личной галере "Эрмитаж", где-то полгода мы просуществовали. Это оказалось очень тяжело - у нас практически не было возможности жить, работать, творить.

Хотим поздравить от всего фан-клуба Анжелики Агурбаш "Анжелика" с недавней презентацией в художественном музее. Творите! Творите! Мы вас любим!)
Без подписи, Минск

- Спасибо большое. Анжелина Агурбаш - моя крестная дочка. Она мне очень симпатична. Сейчас с Максом Фадеевым записала новый альбом. Вот спела на презентации в НХМ "Роза на снегу", а потом очень красиво меня обсыпала этими розами. Все было эффектно. Я считаю, что на презентации картины смотреть нельзя. Меня упрекают, что я слишком ярок в создании праздника. Ну а для чего еще нужен художник, если не для того, чтобы создавать праздник. Все были довольны, счастливы. Какие-то бабочки летали. Мы сделали в тусклом дне - яркий праздник. А картины можно потом посмотреть.

Добрый день! 1.Правда ли, что Вам предложили написать портрет принцессы Бельгии? Сделали ли Вы это? 2.И какие из заказов для Вас были самыми неожиданными? 3.Жизнь и творчество в 2009 - что это для Вас?..
Ирина, Минск

- 1. Правда. Только это было написано давно. Этот портрет есть у меня в последнем альбоме. 2. Самые неожиданные заказы я сам себе делаю. Я - выдающийся художник. 3. В Нидерландах будут проходить три мои выставки, которые должны были состояться до лондонской. А сегодня ночью у меня родилась гениальная идея провести выставку моих запрещенных работ - "Запрещенный Смоляк". У меня много таких работ, которые просто не выходили из мастерской. Я же начинал как соц-артовский художник. Это будет очень интересно. Выставлю, думаю, в Государственном историческом музее. И еще… Сейчас жена готовит очень высокобюджетный проект, который будет называться "Ожившие образы".Это будет дефиле звезд в костюмах, сшитых по моим работам. Часть костюмов уже готова. И потом в Англии будут еще 2 выставки. Вот видите, сколько проектов, планов. А сейчас, прежде всего, нам нужно немножечко отдохнуть, отдышаться, потому что мы очень устали.

А правда, что вашего "Купалу" сняли, ссылаясь на низкое художественное качество? И вообще, что такое "художественное качество", каковы его критерии?
Татьяна Васильевна, Пинск

- Его сняли не за низкое художественное качество, его сняли за…"как бы чего не вышло". Работа очень неоднозначная, в ней политику какую-то усмотрели. Хотя до этого у меня в мастерской был Генадий Давыдько (он как раз пишет пьесу о последних часах жизни Купалы), и картина произвела на него очень сильное впечатление. А тут эта история. Работа, которую не выставили, оказалась самой востребованной, самой тиражированной. Интернет был завален разговорами. Вот это пиар. Я ничего для этого не делал, просто принес свою работу, а потом ее забрал.А заказал эту картину - сам Купала (это ни в коем разе не вымысел). Он пришел ко мне во сне и сказал: "Я хочу, чтобы ты меня нарисовал вот такого…" И потом один выдающийся человек сказал, что наконец-то он может спать спокойно. Это достойный образ. Хотя я плохо знаю его поэзию, но чувствую в нем что-то родное. Я живу у себя на родине, хотя мог бы жить в любой стране, потому что в каждой, где проходит моя выставка, мне предлагают вид на жительство.

Сколько стоит заказать написать мой портрет? И какие условия при этом выдвигаются вами?
Я, Москва

- Для этого нужно связаться с моим генеральным менеджером, то есть с моей женой, и ,я думаю, мы договоримся. Все возможно, но это не "онлайновые" разговоры. В Интернете есть все координаты. Сейчас сайт перестраивается, но вскоре он снова откроется.

Здравствуйте, скажите, пожалуйста, почему Вы решили нарисовать именно Филиппа Киркорова? Как он воспринял картину, не обиделся ли - ведь в жизни Филипп намного элегантнее?
Катя, Минск

- В тот момент Филипп был, потом прошло какое-то время, Энди Уорхол появился, Папа Римский... И так далее... Такая работа. Так рождаются образы... Так сложилось у меня в жизни. Во-первых, мы с ним познакомились, мне он был очень симпатичен: он человек с чувством юмора, очень экстравагантный, выдающаяся личность. Мне он нравился, когда только начинал, когда был на пике популярности. Я нарисовал картину об одном. Филипп, вполне вероятно, видит в ней другое... Ему картина понравилась, и он очень хотел ее приобрести. Но он любит, чтобы ему дарили такие работы. И вот он ждет следующего дня рождения, потому что на этот день рождения люди, которые должны были подарить картину, подарили другой подарок. Если вы были на выставке, то, возможно, заметили, что она привлекает к себе особое внимание, "держит" там целую стену. А я очень доволен, что пока этот портрет Филиппа остался у меня. Но, я думаю, он скоро будет у героя картины, потому что она ему очень нравится. Так же, как и другие мои работы, очень нравятся людям, которые их заказали.

Добрый день, Андрей! Такой к вам вопрос: скажите, а почему на новом портрете Анжелика Агурбаш со спины?
Дарья, Минск

- У меня есть несколько ее портретов. Мы, в некотором роде, одна семья... Помню, Эдуард Ханок - личность во всех отношениях выдающаяся - которого я, кстати, тоже рисовал, недавно принес мне в мастерскую свою новую книгу и, увидев эту работу, воскликнул: "Андрей, это лучший портрет Лики! В этой позе вся ее жизнь".Вы спрашиваете, почему со спины? Ответить на этот вопрос невозможно. У каждого художника видение рождается по-своему. Я не знаю – быть может, я где-то видел ее фотографию, быть может на концерте вид ее спины так меня впечатлил. А может, это был клип? На съемках одного из них я присутствовал. Картина вообще писалась быстро, искрометно... Я расписался. Вообще, мне кажется, что расписываюсь я красивее, чем рисую (смеется). Самой Лике картина тоже очень нравится.

Вы увлекающийся человек?
Лера, Минск

- Лера, я очень увлекающийся человек.

Хочу взять у вас автограф. Бываете ли Вы на своей выставке в музее?
Юрий, Не указано

- Да. Бываю. Просто когда я там появляюсь, сразу мной очень живо интересуются, книги хорошо покупают. Если вы действительно захотите встретиться, то можно связаться - у работников музея есть мои координаты. Я там недалеко живу. Автограф дам и даже пока бесплатно (знаете, ведь Дали это потом уже делал за деньги, по $100 за автограф).

Как вы считаете, угрожает ли современная цивилизация погубить культуру и духовность?
Наталья Николаевна , Орша

- Вы знаете, мне очень нравится то, что сейчас происходит. Мне пытались объяснить очень серьезные люди, как Интернет действует. Вот мы сидим здесь, а нас видят в Новой Зеландии. Каким образом это происходит? Я теоритически понимаю, но это как теория невероятности. Или вот сейчас пошли iPod. Он, правда, тяжелый очень, поэтому у меня его нет, а у ребенка есть. То, что происходит, - здорово. В свое время улышать группу "The Beatles" было супер-супер-супер-чудом или мультфильм "Том и Джерри" посмотреть. Вы же помните прекрасно - были такие времена. Сейчас информации много, и я с удовольствием ее поглощаю. Я просто вот такими (показывает огромые) глазами смотрю на мир, и с каждым годом это все интереснее и интереснее. Эти 200 программ, которые идут по ТВ. Хотя я в осовном люблю смотреть, когда меня показывают по телевизору (смеется). Так что я - за прогресс!

Здравствуйте!Как бы вы определили стиль, в котором работаете?
Екатерина, Минск

- Стиль... Это Сомоляк. Ну кто-то говорит посмодернизм. А что такое постмодернизм? Модное такое определение. Мне сложно определить свой стиль. "Мы не идем по дороге, мы сами дорога" - это моя крылатая фраза. Я вот так сострогал. Я сам по себе. Я сам - Союз худжников. Я - один. И призываю всех, будьте единичны.

Скажите, а какие мирские слабости Вам свойственны?
Денис, Воложин

- Самое главное – я люблю жить. Я люблю дышать, я люблю понимать, что жив-здоров. Люблю белорусскую водку, но пью немного. Ну, женщин люблю. Я ленивый и практически ничего не делаю. Но у меня громадное количество работ, которые сами собой рождаются. Я про себя слышал историе всякие, будто выдющиеся люди за меня работают. Люди не понимают: "Как это у тебя 100 работ?! Откуда вдруг такое количество?!". Я - выдающийся хвастун. И легко, с очень большой долей иронии об этом говорю. И чем старше я становлюсь, тем больше и больше понимаю, что меньше и меньше умею. Самым гениальным я был, когда учился в школе и в институте. А сейчас я просто знаю, что мои работы - на очень выдающемся уровне.

Вы не пробовали воплотить себя в другом виде творчества? Какие у Вас музыкальные предпочтения?
Влад, Не указано

- Бог миловал, я всегда занимался только тем, что мне нравится. Так уж случилось - поцеловали тебя с этой стороны. В детстве я пытался играть на фортепиано, на баяне. Мама даже привела меня в школу имени Ахремчика (сейчас она так называется). Но все быстро разрешилось, и с пятого класса я направленно занимался в этой специализированной школе только живописью. Мне нравится и классическая музыка, и зарубежная. Когда я работаю, у меня всегда играет музыка. Очень хорошая аппаратура - 12 колонок стоит, которые выдают идеальный супер-звук. я люблю "Лэд Зепелен", "Ролинг Стоунз", "Битлз", естественно. То есть, все старенькое. И сейчас просто в полушоковом состоянии смотрю передачи Дмитрия Диброва про "Битлз", где он разбирает по крупицам, как создавалась та или иная песня, хотя тоже много знаю про эту группу.

Большие деньги не портят ли настоящего художника?
Женя, Гродно

- Деньги, товарищи, никогда никого испортить не могут, тем более художника. И спасибо за "настоящего художника". Я настоящий художник, которого не портят большие деньги. Ведущий: Спасибо большое. С наступающими Вас праздниками. Смоляк: А на прощание я хотел бы сказать, что я люблю свою Беларусь. Я живу у себя на Родине и счастлив этим. Я желаю всем, всем, всем благополучия, счастья. Дай Бог вам здоровья громадного. С Новым годом, с Рождеством! С этими прекрасными детскими праздниками. Спасибо.