Онлайн-конференция

Новый вопрос 27.03.2014 11:00:00

Адам Османович, считается, что вы один из лучших педагогов по вокалу в Беларуси. Какими учениками вы гордитесь больше всего?
Александра Семеновна, Минск

- Лучший - громко сказано. Я один из опытных педагогов. А если уж говорить по поводу лучшего, то таким меня сделали мои ученики, талантливые ребята. Научить невозможно, можно только научиться, и те ученики (а их было более 120 человек), которые занимались и любили искусство в себе, добились высоких результатов. Многие сейчас работают в нашем белорусском искусстве. Олег Мельников - заслуженный артист, лауреат, по-моему, 10 или 15 международных конкурсов. Станислав Трифонов - мне очень дорог его успех, сейчас он ведущий баритон в нашей опере и пользуется популярностью, как на Западе, так и на просторах нашей бывшей большой родины. Конечно же, Илюша Сельчуков - очень грамотный, интересный, стильный, я бы сказал певец. Дирижеры, которые работают с ним, отмечает его высочайшую вокальную культуру. Конечно, меня радуют успехи Капилова, Акининой, Бунделевой, Заянчковского. Олег Прохоров - ведущий солист в хоре, где много моих учеников. Поют мои ученики и вторые партии, но без них не бывает театра. Кто-то из воспитанников в Санкт-Петербурге на ведущем положении, кто-то за рубежом. К своей чести и радости я не потерял из 120-ти ни одного в искусстве. Они все трудятся, никто в песок не ушел. Безусловно, я и сегодня остаюсь педагогом. Мне доверяют свои голоса наши примадонны: и Кузьмицкая, и Александрович. Приходит подострить мастерство Наталья Викторовна Гайда, проверить, прокамертонить голос. Меня это очень вдохновляет, я рад, что нужен.

Мне так понравился концерт "Баритоны Беларуси поют о любви" в 2011 г. Можно ли повторить?
Без подписи, Не указано

- Это был одноразовый проект. Когда я пришел в театр, решил провести такой мастер-класс. Пригласил баритонов, которые работают в белорусской опере, в Санкт-Петербурге, в нашем театре, спеть с нашим оркестром. Проект имел большой успех, а для меня был очень дорог еще и потому, что в нем выступали 4 моих ученика. Рад, что публике он запомнился. Сейчас мечтаю собрать в одном концерте баритонов и сопрано, конечно, с золотыми страницами оперетты и оперы.

Что вы скажете о новой молодежи, которая приходит в ваш театр? Достойная смена идет?
Гриня, Не указано

- Могу похвастаться, что в театре за последние годы появилось много талантливой молодежи, причем обладающей оперными голосами. Я могу их с удовольствием перечислить. Александр Гелах - обладатель "Хрустальнай кветкі" Союза театральных деятелей Беларуси, лауреат международных конкурсов, за полтора года спел 4 ведущих партии. Анзор Алимирзоев - буквально во всех спектаклях театра задействован. Сергей Подавалов - считаю его голос выдающимся, мирового звучания. Мы с ним сделали партию Канио из "Паяцев" и имели честь представлять театр на фестивале в Литве. Ирина Кучинская - выпускница Минского государственного музыкального колледжа им. М.И.Глинки, лауреат международных конкурсов. Наша известная молодая певица Виктория Стриганкова, также обладательница "Хрустальнай кветкі". Завтра она выйдет в необычной для себя роли в классическом репертуаре в "Цыганском бароне". Ольга Железская - выпускница консерватории, спела самую дорогую для меня партию Софьи Гольшанской. Когда я пришел в театр, пообещал, что в нем обязательно появится белорусский мюзикл, мы работали над этим произведением с Владимиром Кондрусевичем три с половиной года - в ноябре состоялась премьера. В горжусь молодежью, которая сейчас работает в театре, она золотая.

Какая ваша самая любимая оперетта? И что вы больше всего цените - веселье, красоту музыки?
Диана Михайловна, Не указано

- Я не буду оригинальным, моя самая любимая оперетта - "Летучая мышь". Я ее столько раз переслушал и в таком исполнении... Это просто кладезь вкуса. Я всегда актерам говорю, что в зале, если играют комедию, должно быть слышно ха-ха-ха, а не гы-гы-гы. Вы должны своей игрой очень высоко поднимать планку.

Кто сейчас занимается авторскими правами новых музыкальных произведений?
Без подписи, Не указано

- Авторскими правами занимаются соответствующие организации. Я в это особенно не вникаю. В театре за этим зорко следит администрация - у нас там все в порядке. Поначалу были серьезные разногласия по "Юноне и Авось", путем очень детальной и скрупулезной работы мы добились разрешения Рыбникова, который согласился вернуть постановку на нашу площадку. И он сам доволен. Парадокс: "Юнона и Авось" собирает аншлаги на любых площадках, в любом исполнении. Потрясающее произведение, музыка на все века.

Есть ли у нас хорошие композиторы и либреттисты? Пишут ли современные авторы кассовые оперетты?
Катя, Не указано

- Довольно популярен в нашем театре Рыбников: три его произведения - два детских и "Юнона и Авось" - сейчас в афише. Без ума все наши актеры и публика от Гладкова. Ни в одном театре нет столько его постановок, как в нашем - "Обыкновенное чудо", "12 стульев", "Бременские музыканты". Наш любимый и давний друг - Володя Кондрусевич. Спектакль "Стакан воды" играется артистами взахлеб, с удовольствием. Про премьеру "Софьи Гольшанской" мы уже говорили. К сожалению, не можем пока восстановить в репертуаре его балет "Мефисто", потому что балетная пара, которая была занята в нем, перешла в Большой театр. Большой театр забирает у нас много.

Как работаете с молодежью и ветеранами театрального вокала? Как добиться актерского успеха в музыкальном театре? Достаточно ли только хорошего голоса?
Анна Михайловна, Молодечно

- Работать с молодежью интересно и легко, потому что молодость заряжает и тебя, работать становится очень легко. Всех молодых артистов я курирую не только как художественный руководитель, но и как педагог по вокалу. Сложность заключается в том, что у каждого свой характер, но я стараюсь присмотреться и каждому назначить подходящего педагога. Конечно, одного голоса в оперетте недостаточно, необходимы пластика, актерское мастерство, сценическая речь. Оперетта - очень сложный жанр, несмотря на кажущуюся легкость, изящество и комичность. У многих ребят, которые приходят, например, из оперы, вызывает большие трудности именно пластическая и танцевальная часть спектакля. Но это только первое время. Также хочу отметить, что артисты старшего поколения - Алексей Алексеевич Кузьмин, Василий Васильевич Сердюков, Наталья Викторовна Гайда - очень благотворно влияют на труппу. Наставничество в театре, безусловно, есть, и это, я считаю, очень хорошо.

Белорусский государственный академический музыкальный театр занял второе место по посещаемости после Большого театра оперы и балета. Это данные Национального статистического комитета по итогам 2013 года. Чем берете зрителя?
Максим Евгеньевич, Не указано

- Очень приятные слова, особенно сегодня, в День театра. Мы рады, что первое место занимает Большой - наш старший брат, как мы его между собой называем. Берем разнообразным репертуаром, в котором оперетта и опера, а также мюзикл, водевиль и классический балет. За 3,5 года у нас вышло 26 премьер, где-то по 6-7 спектаклей в год, не считая знаковых концертов, как упомянутые "Баритоны поют о любви". В этом году темпы немного сбывали, потому что взялись за очень сложный репертуар: балет "1000 и 1 ночь", потом "Мистер Икс", сейчас "Цыганский барон" и подходим к очень трудному произведению "Поминальная молитва или Скрипач на крыше". Публике надо все время что-то новое. Но мы выбрали где-то десяток-полтора рейтинговых спектаклей, которые идут постоянно. В нашем репертуаре хорошо уживается "Обыкновенное чудо" и "Вестсайдская история". Бешеным успехом пользуется водевиль "Поручик Ржевский", особенно на выездах. Неувядаема "Летучая мышь". У нас сложилась традиция ставить к каждому Дню театра классическую оперетту. Вот прошло 4 года нашего творческого состава, и в афише появились "Сильва", "Граф Люксембург", "Мистер Икс", "Цыганский барон". Немного сожалею, что значительные силы потрачены на оперы - не прижилось, буду откровенен. Хотя довольно успешно спели "Алеко" в полуконцертном варианте. С "Паяцами" с большим успехом выступила на фестивале в Литве, причем пели ее на русском (в Клайпеде) и итальянском (в Каунасе). Поставили комическую оперу Донецетти "Колокольчик". Но, наверное, надо играть на своем поле.

Будет ли конкурс молодых композиторов? Ранее вроде обещали хороший денежный приз в размере 15 млн. белорусских рублей...
Без подписи, Не указано

- Конкурс белорусских композиторов прошел с успехом. Но либретто, которые были подставлены, в соединении с этой музыкой не выдержали проверки, ни репертуарной комиссией, ни художественным советом. Но этих композиторов, которые показали себя с наилучшей стороны, мы пригласили в театр, и они работают. Сергей Бельтюков, Ходоско Олег. Они мощную музыку написали к "Ладдзі Роспачы" по Короткевичу. Но чтобы создать либретто, достойное великого Короткевича, мало желания, надо иметь талант. Пока одному мы предоставили возможность работать с мюзиклом, второму - с балетом.

Сегодня в репертуаре Музыкального театра есть и опера, и балет. Куда подевались хорошие водевили, мюзиклы, оперетты? Они сегодня уже потеряли актуальность...
театрал, Не указано

- Я уже говорил об этом, но могу немного дополнить. У нас "Чикаго" - мюзикл, "Лгунья" - эксцентрическая комедия, "Аршин мал алан" - музыкальная комедия, "Голубая камея" - мюзикл, давай его хоть каждый день, будет аншлаг. "Обыкновенное чудо" и "Вестсайдская история" идут с неизменно высоким рейтингом. Горжусь нашими балетами - "Ассоль", на который мы получили Президентский грант, и совместный проект с Азербайджаном "1000 и 1 ночь". Для того чтобы поднять исполнительское мастерство, делаем оперные проекты, концерты серьезной классической музыки, вечера романсов. Опера, безусловно, оттачивает мастерство. Когда я пришел в театр, ему ставили в упрек отсутствие знаковой белорусской пьесы. И я дал слово, что такая пьеса появится, и назавтра Владимир Кондрусевич принес "Софью Гольшанскую". Это очень многострадальная пьеса, работая над ней 3,5 года, мы теряли и дирижеров, и режиссеров, и авторов либретто, но проект появился. Им интересуются в Литве, скоро мы везем его на гастроли в Калугу, а в сентябре покажем в Екатеринбурге - одном из самых знаковых театров России, можно сказать флагмане музыкальных театров. Поедем сдавать экзамен на зрелость. У нас очень просили включить в афишу "Вестсайдскую историю" и классику - "Сильву", "Мистера Икс", "Цыганского барона", "Графа Люксембург", не обойдемся без "Бабьего бунта" и "Летучей мыши".

Что делается в вашем театре для того, чтобы поднять его рейтинг. Ведь еще совсем недавно театр был в "заняпадзе" как по репертуару, так и по артистам.
Нинон, Не указано

- Работаем. Работаем над репертуаром, повышаем качество пения, актерского мастерства, пластики. Для этого приглашаем и балетмейстеров, и художников со стороны - впускаем свежую кровь в театр. Работа ведется большая, даже напряженная. Я бы сказал, что иногда смахнешь пот и уже надо приступать к следующей. Много новых постановок, а кроме того концерты, гастроли и прочее. Это сложно.

Вы в последнее время приглашаете артистов из-за рубежа, дальнего и ближнего. Это новые связи театра или хорошо забытые старые?
Николай Петрович, Не указано

- Мы приглашаем очень избирательно тех артистов, которые прошли проверку публикой, зрителями в концертных репертуарах. Это азербайджанцы, это Санкт-Петербург. Артисты, которые славились и славятся на просторах СНГ, коллеги Натальи Викторовны Гайды, которых она собирает на ежегодный фестиваль "Наталья Гайда приглашает". Имена знаковые. И скорее, это хорошо забытые старые связи, чем новые. Мы рады встречам.

Планируется ли в этом году концерт под открытым небом в каком-нибудь живописном уголке Беларуси?
Без подписи, Не указано

- Это был наш совместный проект с Музеем народной архитектуры и быта Беларуси в Озерце. Три года подряд мы проводили концерты, и с каждым представлением зрителей становилось все больше и больше. В этом году, к сожалению, не можем себе это действо позволить финансово, хотя предполагалась очень мощная программа "Золотые страницы оперетты". Может быть, в следующем…

Что вы называете настоящим театральным триумфом? Какие составляющие у этого коктейля искусства?
Марианна, Не указано

- Настоящий театральный триумф - это когда публика не шуршит, не звонит телефонами, а затаив дыхание слушает и внимает, а после спектакля аплодирует 10-15 минут. У нас это бывает, у нас это случается, пусть это будет чаще. Одна из главных составляющих этого коктейля - артисты, любимцы публики, которые вызывают здоровый ажиотаж в зале. К ним, безусловно, мы относим наших ветеранов - маститых Кузьмина, Сердюкова и Гайду. Любят у нас и молодежь: Александрович и Кузьмицкую, молодую Дементьеву, которая сейчас заявила о себе как героиня, Кучинскую, Лют, Циркуновича, Осипца, Немцова.

Мне очень нравится ваш театр. Особенно рок-опера "Юнона и Авось" и мюзиклы. Скажите, пожалуйста, не планируете ли расширять репертуар именно мюзиклами? Например, поставить популярные в мире "Мамма Мия" или "Призрак оперы"? Было бы очень интересно! Спасибо, успехов и процветания!
Наталья, Минск

- Та работа, к которой мы готовимся, "Поминальная молитва или Скрипач на крыше" будет на все вкусы. Мы сделали ловкий ход и не повторяем в ней ни Ленком, ни Екатеринбург, ни другие театры. Пошли по пути написания своей музыки, и доверили это одному из самых талантливых молодых композиторов Олегу Ходоско, который уже имеет свое громкое имя на просторах не только Беларуси, но и СНГ. Музыка написана, но это не значит, что у нас не останется цитат и визитных карточек этого спектакля - они, конечно, будут. Какие-то хоры останутся, но номеров 20 будет авторства Олега Ходоско. Это будет коктейль. Обязательно приходите посмотреть.

Скажите, пожалуйста, как приняла публика ваши новые проекты "Софья Гольшанская" и "Тысяча и одна ночь"? Какой у них успех? Вы довольны?
Анжелика, Не указано

- Я доволен тем, что мне приходится отказывать в приглашении. Просят билет, контрамарку на спектакль, а я всегда с удовольствием говорю: "Билетов нет". На "Софью Гольшанскую" нет билетов, на "Тысячу и одну ночь" нет билетов. Спектакли, правда, только начали свою жизнь, но я вижу неподдельный интерес к ним публики.

Есть ли проблема оттока кадров? Решаема ли? Есть ли охота за головами и голосами?
Без подписи, Не указано

- Для меня в театре две проблемы, с которыми я сражаюсь, - отсутствие или переизбыток у актера репертуара и низкая оплата его труда. Вот это моя боль и это моя забота как художественного руководителя. Вторая забота, она, наверное, общегосударственная. Актер сегодня получает копейки. Как держится это молодое поколение... Наверное, только на неподдельной любви к театру. Мы сейчас пригласили целую группу - половину выпуска Академии искусств, ребята закрыли все детские спектакли, в серьезную музыку, в мюзикл пришли. Ну и что такое неполных два миллиона зарплаты... Сейчас несколько актеров ушли на полставки, чтобы можно было где-то еще заработать. Вот это озабоченность большую вызывает.

Есть ли меценаты сегодня? Слышала, что оперетту "Граф Люксембург" поставили полностью на деньги спонсора...
Мария, Минск

- Да, есть меценаты, и мы ими очень дорожим. Я, в первую очередь, благодарен партнеру по постановке "Граф Люксембург", и хорошо, что мы не отбили у него охоту помогать, он предлагает еще два спектакля спонсировать. Меценаты помогали театру, когда нужно было закончить ремонт здания, вы помните, мы не работали... Могу с удовольствием сказать, мои ученики, которые могут себе это позволить, тоже нам помогают. И есть один человек, который просто беззаветно любит белорусское музыкальное искусство - Глебов Евгений Владимирович. Он спонсирует наш конкурс "Убельская ластаўка". Нам помогают некоторые организации, это уже административная помощь. Сколько могут, столько помогают. Знаете, курочка по зернышку клюет... Спасибо всем.