Онлайн-конференция

Новый вопрос 31.10.2011 11:00:00

Что будет в новом строящемся здании киностудиии?
Виталий, Не указано

- Непосредственно в новом строящемся здании киностудии будут размещаться наши цеха и службы. Там будут находиться, кроме этого, еще два съемочных павильона - 1000 и 800 квадратных метров. Мы ждем, что до конца следующего года это новое здание будет введено в эксплуатацию.

Какие белорусские фильмы будут участвовать в кинофестивале "Лістапад"?
Анна, Миснк

- В программе кинофестиваля "Лістапад" будут принимать участие три работы, так или иначе связанные с киностудией "Беларусьфильм". Белорусский игровой фильм для детей "Рыжик в Зазеркалье" - работа кинорежиссера Елены Туровой (в программе конкурса кинофестиваля "Лістападзік"). Затем Екатерина Маслова - молодой кинорежиссер-документалист будет представлять свою работу "Звонарь", посвященную истории жизни сельского звонаря. Это такая осенняя элегия - история судьбы человека, которая еще на стадии создания вызвала массу споров и массу различных обстоятельств, которые не всегда идут на пользу фильму. Но к чести молодого режиссера нужно сказать, что она выстояла и кино сделала очень достойно. И Галина Адамович - наш известный кинорежиссер-документалист, к творчеству которой я отношусь с особым трепетом, представляет свою работу "Инокиня". Так что два фильма в документальном конкурсе - в молодом и основном - и конкурс фильмов для детей.

На что сейчас снимается кино, на пленку как раньше, или все цифровое?
Без подписи, Не указано

- Я так понимаю, что речь идет о киностудии "Беларусьфильм". Потому что, в принципе, кино снимается и на пленку, и на цифру и не только на Беларусьфильме, но и во всем мире. Надо сказать, что самый сложный период для кинематографистов - это зимняя натура. Зимняя натура очень сильно вредит цифровым камерам. И соответственно, если есть проект с зимней натурой, то это, скорее всего, будет работа с пленкой. Хотя для киностудии "Беларусьфильм" нет никакой разницы, потому что у нас киностудия полного замкнутого цикла производства. Мы переходим из цифры на пленку и из пленки на цифру очень легко и свободно, потому что программа модернизации, которая принята государством, выполнена практически на 85. Это и позволяет проводить нам эти переходы без потерь качества.

Лежат ли в архивах киностудии фильмы, котрые были запрещены ранее и которые интересно было бы посмотреть современному зрителю? Может где-то проходят такие показы?
Алена, Не указано

- Это так называемая полка киностудии. Вы знаете, нет полки на Беларусьфильме. Есть картины, которые просто устарели, в силу архаики они могут быть интересны сегодня телезрителям и историкам кино. Но вот полочных, как это было в советскую эпоху на других киностудиях, на Беларусьфильме не было. Может быть, это было связано с тем, что хорошо работала редактура, может быть с тем, что ситуация с запуском была изначально просчитана, не так на Мосфильме или Ленфильме, в частности. Таких у нас, увы, нет.

Останется киностудия государственной или ее тоже приватизируют или выкупят инвесторы?
Михаил, Не указано

- Я против приватизации идеологии. Я считаю, что киностудия "Беларусьфильм" и вообще эти три сотые процента ВВП, столько составляет финансирование отрасли целиком, это не та величина, из-за которой государство должно отказаться от возможности производить фильмы для белорусского зрителя и иметь возможность их показывать. Приватизация… она приведет к тому, что править будут деньги, а деньги никогда не были выше Господа Бога. Искусство - это разговор с Господом. И здесь гигантская проблема, и очень большая ошибка предположить, что приход денег даст белорусскому зрителю, белорусскому молодому поколению возможность реализации или даст возможность белорусскому прокату прокатывать белорусские картины. Эта проблема деньгами не решается. Поэтому я категорически против. Я за то, чтобы она осталась национальной. Киностудия "Беларусьфильм". Потому что это собственность государства. Другое дело, что хозяйствовать она должна умело. И она не должна заниматься производством тех картин, которые никогда и никому не были нужны на момент запуска. Это задача руководителя.

Слышала, что Беларусь и Индия планировали создать совместный фильм. Как продвигается этот проект?
Вера, Минск

- Вера, спасибо за вопрос, но этот проект уже отложен, поскольку он 3-летней давности. Назывался он "Зеленые глаза". Сценарий писала штатный сотрудник киностудии "Беларусьфильм" Алена Калинова. Сейчас мы рассматриваем возможность участия Беларусьфильма в ряде проектов непосредственно индийских кинемотографистов. В начале следующего года мы ожидаем приезда достаточно значительной делегации из индийских кинематографических кругов и планируем поехать на кинофестиваль в Индию для того, чтобы представить какие-то наши проекты. Очень трудно найти проект, который бы объединял два государства, которые находятся очень далеко друг от друга и у них нет пограничных историй. Искусственные истории всегда грешат некой заданностью. И это для фильма не всегда хорошо.

Не думаете ли переименовать киностудию во что-то более модное и звучное?
Виктор, Минск

- Спасибо за вопрос, хотя мне кажется, если бы киностудия каждый год переименовывалась, то вряд ли это помогло бы ей стать иной. Главное, чтобы проекты, которые киностудия производит, оказались более мощными, более звучащими в кинопрокате, на телевидении, поэтому, наверное, это основная задача. Что касается названий киностудий. Сначала она называлась "Белгоскино" потом "Советская Беларусь", потом непосредственно "Беларусьфильм", поэтому есть традиции и традиции сильны именно тем, что они сохраняются. Нельзя дерево порезать на какие-то фрагменты, составить их, выбрасывая какие-то исторические части, и потребовать, чтобы это дерево росло дальше и было таким же естественным, как и ранее. Мне кажется, традиции нужно сохранять.

Может ли простая девушка с улицы сняться сегодня в кино? Вот есть такая мечта у юных принцесс, чтобы кто-то заметил их и пригласил сниматься в кино .... И где надо гулять чтобы заметили :)
Катерина, Минск

- Может, Екатерина, простая девушка с улицы сняться в кино. И для этого необязательно быть самой красивой девушкой в микрорайоне или в городе. Вы знаете, что кино делится на несколько категорий. Есть фильмы, которые работают по принципу натурщика, тогда, когда выбирается человек, наиболее подходящий по визуальному облику к режиссерской задаче, и режиссер уже работает и достигает, например, результата не переменой психологического состояния актера в кадре, а монтажными средствами. Поэтому чисто технически - возможно. Чисто практически - нужно все равно приходить на кастинги. Нужно быть очень настойчивым человеком и ни в коем случае не верить, когда вам кто-то будет говорить, что вы подходите или не подходите. Потому что это случай. Здесь очень важно оказаться в нужном месте и нужном проекте. Вы прекрасно знаете, что судьбы великих актеров мирового кинематографа тоже связаны с их верой в свои возможности. Например, Луи де Фюнес. Он снялся в 80 эпизодах до того, как стал знаменитым. Ему было тогда 42 года, по-моему, и у него было 2 взрослых сына - 20 и 22 лет, которые подтрунивали над ним, считая, что отец занимается полной ерундой. Но судьба сыграла, и он стал знаменитым. Масса актеров, которые не сложились, которых время не выбрало. Возьмите историю советского кинематографа. Необязательно быть актрисой по образованию, чтобы стать успешной медийной личностью или в кинематографе. Возьмите, например, Веру Глаголеву. У нее нет актерского образования, но она абсолютно естественна и очень интересна с точки зрения точного попадания на свои роли. Очень много таких примеров. Я считаю, что нельзя отчаиваться. Но в тоже время хорошее актерское образование или какие-то актерские студии не помешают, потому что это попытка шлифовать речевые навыки, понимать, как нужно двигаться в кадре. Какие-то вещи были бы очень полезны.

Какие планы у "Беларусьфильма"? Вы новый человк, наверное, есть много свежих идей?
Валерия, Минск

- Спасибо, Валерия, за надежду. Свежий ветер на киностудии "Беларусьфильм" должен быть. И, мне кажется, что какая-то определенная ситуация со "сквозняками" уже началась. Потому что "выдуваются" люди, которые не хотят на киностудии работать по-новому. Это понятно. Если судить по форумам, которые появляются в ИнтерЕнете, где обсуждаются кандидатуры главного редактора или генерального директора студии. То там очень много непримиримых позиций. Поэтому какой-то "сквозняк" я создал с одной стороны. С другой стороны, конечно, есть много свежих идей. Прежде всего, они касаются непосредственно таких моментов, которые сразу не увидишь на киностудии: перестройка штатного расписания, омолаживание кадрового состава, изменение политики как в финансировании отрасли, так и вступления в совместный кинопроект. Мы сейчас очень внимательно относимся к проектам. Для нас проект не является самоцелью. Для нас самоцелью является судьба этого проекта - после того, как он будет произведен. Мы не зарабатываем на производстве фильма, мы всегда думаем о его дальнейшей судьбе изначально. Нас всегда интересует адресность проекта. Это какие-то свежие нотки. И это связано с приходом нового человека. Я понимаю, кто бы ни пришел, каким бы новым человек ни был, он все равно не может игнорировать эти идеи, которые сегодня являются основополагающими для всего кинематографического пространства постсоветской эпохи.

Есть ли формула самоокупаемого фильма в Беларуси?
Павел Владимирович, Гродно

- Форма самоокупаемого фильма в Беларуси связана с производством для телепоказа и в расчете на интерес центральных телеканалов России. Это единственная составляющая, которая сегодня более-менее планомерно просчитываема. Если рассчитывать на кинопрокат, а Вы прекрасно понимаете, что кинопрокат для нас - возможность очень проблемная, потому что белорусский кинопрокат по финансовым показателям изначально не может дать нам самоокупаемость, а выйти на российский кинопрокат - это смету надо увеличить в два раза... Поскольку смету увеличивает непосредственно дистрибьютор, а по всем законам дистрибьюции возврат денег идет в обратную сторону - вначале деньги получает дистрибьютор, а потом уже производственник, поэтому выход в кинопрокат - более рисковая операция. В частности, мы видим выход на центральные телеканалы России проектов совместного кинопроизводства.

Сколько сейчас снимается фильмов на студии? Сколько может одновременно сниматься фильмов?
Татьяна, Минск

- Сейчас в разных стадиях производства на студии находится 6 кинопроектов. Удобнее говорить о кинопроектах, потому что система киноотчетности идет по наименованиям, по единицам и по сериям. Сейчас мы запускаем два проекта в съемочном периоде, один из них 8-серийный, второй - 12-серийный. Понятно, что по масштабу и денежных средств, и актерских работ, и производственных задач - это очень крупные вещи. Поэтому 6 проектов мы завершим, и к концу этого года выйдет девять единиц игровых лент, порядка 32 документальных картин и 8 анимационных фильмов. Ведущий: - А сколько может одновременно сниматься картин? Сильванович: - Мы хотим, чтобы каждый квартал в запуск уходило по 3-4 киноработы с разными стадиями производства, потому что вы прекрасно понимаете, что фильм производится от полутора до двух лет. Очень сложно запуститься в первом квартале, потому что это зимняя натура. Вы прекрасно понимаете, что чаще всего по историям в зимней натуре есть недогруз, а по летним историям, как правило, возникает очень большая конкуренция за возможность съемочных групп.

Недавно был съезд писателей, обсуждали, как дать молодым талантам дорогу. Что делается на киностудии, чтобы не пропустить и во время заметить талантливых режиссеров, сценаристов?
Григорий, Не указано

- Для киностудии жизненно важно сегодня - это приход молодых креативных, потому что и государство, и Министерство культуры, и киностудия "Беларусьфильм" понимают, что без успешных дебютов, или без возможности самих дебютов, невозможно рассчитывать на то, что у "Беларусьфильма" будет в ближайшее время будущее, достаточно обеспеченное художественными кадрами. Например, сегодня есть понимание того, что до двух картин ежегодно должны быть дебюты молодых кинематографистов. Ясно, что эти картины будут иметь ограниченное финансирование, потому что все-таки надо понимать, что это деньги, которые уходят в сферу невозвратности изначально. Если сложится удачная судьба проката у кого-то из молодых режиссеров, это хорошо, но перед ними такая задача не стоит сегодня, стоит задача реализоваться и сделать свою визитную карточку на "Беларусьфильме" так, чтобы использовать свой шанс, потому что никогда нет второго шанса произвести первое впечатление. Сегодня мы объявили художественное направление "Дебют". Александр Ефремов, народный артист, является руководителем этого направления, кстати сказать, на общественных началах. Определение целесообразности дебютов для киностудии состоит из двух этапов. На первом этапе идет художественная творческая составляющая, ее оценивает ряд мэтров, и далее у нас разработана такая специальная балльная шкала, балльная таблица, которая опубликована на сайте, по которой определяется экономическая, производственная целесообразность запуска того или иного проекта. Т.е, тот, кто больше набрал баллов, тот и выходит на первые рубежи запуска.

Здравствуйте, скажите, пожалуйста, почему на киностудии не снимают молодежные сериалы?
Наташа, Минск

- Я хочу сказать, что вообще программа "омолаживания" как кинопродукции, киноотрасли, так и штатного состава стоит очень остро на киностудии "Беларусьфильм" и это связано с рядом объективных сложностей и субъективных проблем. Что касается молодежных телесериалов, я разговаривал по этому поводу с Андреем Курейчиком. Возможно, нам удастся реализовать два проекта. Оба - молодежные. Но это не молодежные сериалы - это просто фильмы. Один, возможно, мюзикл о молодых годах Франтишка Скорины. Второй - хоккейная одиссея к чемпионату мира, который пройдет в Беларуси в 2014 году.

Когда белорусские фильмы станут самоокупаемыми? Когда можно будет гордо сказать, что белорусская лента в прокате собрала энную сумму?
Елена Адамовна, Не указано

- Вы знаете, Елена Адамовна, я уже отвечал на вопрос по поводу денег и Господа Бога. Любовь количеством вложенных средств никак не измеряется. Нельзя сказать, что человек, который тратит на свою возлюбленную больше, любит ее больше, чем тот, у которого денег не столь много. А вообще надо сказать, что белорусское государство является социально ориентированным. Если мы возьмем количество кинозалов в Республике Беларусь - это 137 кинозалов и, например, число кинозалов в других странах, то сравнение будет не в нашу пользу. И в то же время по числу посещаемости, за 2010 у нас было 15 миллионов - это кинопрокат Республики Беларусь при 137 кинозалах. И порядка 15 миллионов зрителей собрали 600 кинозалов Украины. Только в Украине они собрали 75 миллионов долларов, а Беларуси - 12 миллионов. Разница в стоимости билетов. Для меня не важно, чтобы белорусская лента в видеопрокате собрала какую-то сумму. Важно, чтобы ленту посмотрело максимальное число зрителей. Приведу примеры. Фильм "Брестская крепость" союзного производства. Более 126 тысяч зрителей посмотрело картину с ноября прошлого года. Вы скажете, что это совместное производство. Хорошо. Я проанализировал ситуацию с двумя картинами Елены Туровой "Новогодние приключения в июле", ее посмотрели 126 тысяч зрителей на территории страны, и 74 тысячи зрителей увидели "Рыжик в Зазеркалье". Мне кажется, это очень достойный показатель. Если его умножить на стоимость реального билета, то можно увидеть, что окупаемость только в белорусском прокате 20-25 процентов. Это серьезный показатель для страны, где не так много кинозалов. Наши проекты окупаются только за счет выхода на российский экран. Но мы должны понимать, что есть задачи иные. Например, творческие дебюты, производство детских фильмов, анимации для детей. Государство поддерживает эти направления и финансирует на 100 процентов. Зарабатывание денег для нас не самое главное. Стоит задача, чтобы белорусская культурная составляющая осталась, и развивалась. Белорусская нация очень талантливая. И не дать возможность этим людям реализоваться на родине, это неправильно.

Беларусьфильм работает "по плану"? Сколько картин студия обязана выпускать в год? Две? Три?
Ольга, Могилевская обл.

- Спасибо, Ольга, за этот вопрос. Мы каждый год пишем бизнес-план. Ежегодно мы планируем выпускать порядка шести наименований десяти единиц (это где-то порядка двадцати серий) - то, что касается игрового пространства. Далее, если говорить о хроникально-документальных фильмах и документальных картинах - мы планируем выпускать от двадцати пяти до тридцати фильмов ежегодно. По анимации предполагаем выйти на девяносто минут анимационного времени, это где-то 8-9 анимационных лент. Конечно, увеличить число этих картин возможно за счет организации совместного кинопроизводства. Но, может вопрос был о том, сколько истинно белорусских проектов? В этом году истинно белорусских проектов у нас выпускается три. Я бы хотел, чтобы через три года доля только белорусских проектов в ежегодном объеме кинопроизводства Беларусьфильма составила пятьдесят процентов. В совместных постановках, в которые мы входим небольшими деньгами, очень трудно предположить, что наши исполнители главных ролей, наши режиссеры, наши операторы-постановщики будут задействованы при производстве такого вида работ. Для меня жизненно важно сохранить возможность реализации исконно белорусских проектов.

Какой образ среднестатистического зрителя, на которого сегодня ориентируется кино?
Без подписи, Не указано

- Учитываем исследования, которые проводились в России. Если взять российское телевидение, то это разведенная женщина 46-ти лет, и все телесериалы рассчитаны на восприятие этой аудитории. Если говорить о кинозрителях, тут, конечно, надо брать некие жанровые слагаемые, брать разрез кинопрокатных лент. Здесь молодые люди в возрасте от 14 до 23 - основной зрительный потенциал. У молодых людей много свободного времени, для них посещение кинотеатров считается социальным актом с одной стороны, с другой стороны это еще и культурное событие.

На каком этапе сейчас работы на "Беларусьфильме" - обещали построить Голливуд?
Лена П., Хойники

- Голливуд я не обещал построить, потому что нам достаточно одного Голливуда в мире. Сегодняшний Голливуд рассчитан на окупаемость своих проектов по всему миру и потому скоро придет сюда сам. Он заинтересован в приходе в национальные кинематографии, чтобы реализовывать прежде всего свои задачи. Киностудия сегодня перестраивается, выполняется государственно-инвестиционная программа по реконструкции киностудии "Беларусьфильм". Будет построен новый корпус, будет построено новое здание Театра-студии киноактера, новая автобаза киностудии, объединенная с автобазой Министерства культуры, и будет полностью реконструировано историческое здание главного корпуса киностудии. С другой стороны, сейчас меняются принципы государственной поддержки и финансирования отрасли. Появляется большое количество внебюджетных вливаний в кинопроизводство. Я считаю, что киностудия будет очень сильно отличаться от того, что было до 2010 года.

Кто на студии решает, какие сценарии, литературу допустить к съемкам?
Демешкова Н., Не указано

- Генеральный директор ставит свою подпись. За все отвечает он. С одной стороны. С другой стороны, в сумму слагаемых, которые влияют на принятие решений, входят и мнение сценарно-маркетинговой службы, и мнение производственников, и предоставление экономических прогнозов на данный проект, и работа с фокус-группами, и история, прокатная судьба предыдущих проектов автора, и непосредственно, конечно, сам фильм. Сумма всех слагаемых приводит к подписанию договора о совместном кинопроизводстве или подписанию договора между департаментами киностудии "Беларусьфильм", но подпись ставит генеральный директор.

Наши сценаристы пишут для Голивуда. Может, если бы кто-то написал и для наших студий хорошие сценарии, смогли бы снять?
Димон, Минск

- В Голливуде есть специальные пособия для чайников, как написать сценарий классного голливудского фильма и т.д. Надо прекрасно понимать, что талант - эта та базовая составляющая, с которой начинается литератор и начинается авторский сценарий. Хороший сценарий - это основа успеха картины. Если взять шкалу сто процентов - то 55-60 процентов успеха - это замысел, идея, сценарий. Порядка 20 процентов - это кинопроизводство (кинопроизводство - это самая несложная составляющая). И порядка 30 процентов - это дистрибьюция, т.е. выход фильма на киноэкраны. Если вы вкладываете в фильм 2 миллиона долларов, то столько же требует дистрибьюция. Поэтому, думать, что продюсеры не умеют читать сценарий, не приходится. Киносценарное дело требует профессиональных кадров. Сценарии, написанные профессиональными авторами, всегда выигрывают. Профессионал понимает, какие слагаемые сценария являются знаковыми. Сценарий для кино - это картина. Здесь рассказывать нужно языком изображения, а не вербальными символами. Поэтому, если у вас есть силы и вы считаете, что способны стать киносценаристом, нужно учиться. В Голливуде ли, на Мосфильме деньги найти проще, чем хороший сценарий.

Какие спецэффекты возможно делать на нашей киностудии? Могли бы мы сделать блокбастеры типа голивудских?
Дима, Не указано

- Хороший вопрос. Спецэффекты можно сделать любые. Наше сегодняшнее оборудование и то, которое у нас появится по программе модернизации, принятой государством до 2015 года, позволит нам создавать любые спецэффекты. Но вместе с переоборудованием возникает потребность подготовки специалистов. Поэтому мы отправляем ребят учиться, например, в Лондон, в специальные технические студии. Чтобы научиться делать спецэффекты, нужно иметь задачу по их изготовлению. Конкретная лента - конкретная задача. Спецэффекты - это плюс полгода на производство картины. Если спецэффекты сложные, то еще дольше. У нас есть кинорежиссер Елена Турова, которая снимает детские фильмы. Киностудия всегда немножко трепещет, когда она запускает свой новый проект, потому что все понимают, что спецэффектам там будет уделено большое внимание, и, скорее всего, сроки производства картины придется удлинять. Но у киностудии есть производственный план... Мы сейчас запускаем очередной проект Елены Туровой по произведениям Оскар Уайльда, и вряд ли она откажется от своей излюбленной методики. Теперь, что касается аналогов голливудских блокбастеров. К сожалению, я сегодня не рискнул бы сказать, что мы в состоянии сделать подобный фильм с очень высокой и качественной картинкой, с очень удачной прокатной судьбой.

О первых успехах отчитываются по прошествии 100 дней. У киногигантов, наверное, все по-другому? Есть ли премьера, которую вы впервые отследили от запуска до выхода на экран?
Филипп, Не указано

- 100 дней уже действительно прошло. Я уже отчитывался по работе в качестве директора. Проект, который я запустил и на который делаю большую ставку, - фильм "В тумане". Мы снимаем его с участием еще пяти государств. Съемочный период завершен. Осталось три съемочных дня зимней натуры. Планируем, что он выйдет уже в апреле будущего года. В этом проектк очень важная авторская составляющая. Автором литературной основы является Василь Быков. Там очень сильный сценарий. Режиссером-постановщиком стал Сергей Лозница, очень известный креативный автор, который к тому же этнический белорус (он родом из Барановичей). Его предыдущая работа была представлена на конкурсе Каннского кинофестиваля. Так что мы рассчитываем на большое внимание международных кинофестивалей к этому проекту.

Каким вы увидели студию, придя в директорский кабинет? И какая она студия при Сильвановиче?
художник, Брест

- Надо сказать, что я на ней и раньше бывал, я помню ее 30-летнюю историю. И, конечно, у меня щемит сердце от того, насколько киностудия нуждается в реконструкции. Поэтому с большой радостью я воспринял появление государственной инвестиционной программы по реконструкции киностудии "Беларусьфильм". Теперь я вижу ее завтрашней, и это дает мне возможность быть оптимистом. Что же касается киностудии как авторского коллектива, там тоже не все однозначно: есть очень крепкий костяк, есть очень здоровое ядро, которое должно определиться - поддержит ли оно перемены. Расслоение, которое сегодня происходит, позволяет все-таки рассчитывать на то, что будет качественное изменение киностудии, потому что студия, прежде всего, фильмы. Мы создали несколько фокус-групп из молодых ребят, которые очень критично относятся к нашим проектам. Мы иногда получаем за проект 2,5 балла, иногда 3, а некоторые проекты поддерживаются очень широко. После работы с фокус-группами возникла даже такая забавная идея - готовить в некоторых проектах съемки двух финалов, для того чтобы определиться какой финал более точно попадает в сложившуюся ткань художественного образа. Ребята из фокус-групп помогают нам понять адресность, необходимость тех или иных слагаемых фильма. Мы сильно на них рассчитываем.

Как профессиональный критик, критиковали ли ранее белорусское кино современного этапа? Если да, то забираете ли слова обратно? Теперь вы директор, но ранее кидали камень в свой огород.
Наталья Серегеевна Д., Минск

- Очень хороший вопрос. Я как генеральный директор киностудии "Беларусьфильм" категорически не согласен с собой, как с директором Департамента по кинематографии Министерства культуры РБ. Потому что у меня в этих двух ипостасях абсолютно разные цели и разные задачи притом, что мы говорим про один и тот же предмет - белорусский кинематограф. Как профессиональный критик я критиковал и буду критиковать художественную составляющую белорусского кино. И есть абсолютное понимание того, что художественный уровень белорусского кино должен неуклонно повышаться. В частности, с приходом новых кадров. Потому что, когда сегодня ко мне подходит молодой режиссер и спрашивает, подойдет ли тема, то это вызывает у меня глубокую тоску, потому что он должен эту тему пробить. Но есть и другие молодые режиссеры. Потрясающая девушка-кинорежиссер (она в этом году заканчивает Академию) Александра Бутор. Я, будучи директором департамента, читал ее обращение в департамент о финансировании дипломной работы и удивлялся наглости этого молодого специалиста. А когда я с ней познакомился, посмотрел ее студенческие работы, то понял - она имеет право быть наглой, потому что очень талантлива. Она умудряется сделать за небольшие бюджеты очень яркие проекты. Я очень сильно на нее рассчитываю. Ведущий: - Так забираете слова обратно о белорусских фильмах? Сильванович: - Вы знаете, белорусские фильмы разных периодов разные. Есть окраска времени. Сегодня я бы уже ушедшим режиссерам вдогонку не сказал бы того, что когда-то сказал. Конечно, сегодня я бы так не критиковал киностудию. Но я критикую ее по-другому: стараюсь, чтобы проекты с низким художественным качеством просто не запускались на Беларусьфильме.

Беларусьфильм в числе основателей грядущего кинофестиваля "Листопад". Но в игровой программе, которая буквально днями появилась на сайте, нет ни беларусьфильмовских, ни совместных картин. Почему?
Денис Арсеньевич, Старые Дорроги

- "Лістапад" очень изменился. Сегодняшний фестиваль и сегодняшние требования отборочной комиссии по отношению к уровню представляемых картин очень жесткие. И я поддерживаю Игоря Сукманова, программного директора фестиваля, который поднимает планку так, что до нее еще надо дотянуться, чтобы представить картину на кинофоруме. Сукманов заявляет правила, при которых белорусские фильмы без всякого протекционизма должны заслужить право попадания Беларуси на международный кинофестиваль. Три картины (одна детская, две документальных) попадают, игровые пока нет. Но у нас есть проект будущего года "В тумане". Я думаю, что в следующем году с ним мы будем присутствовать на своем родном кинофестивале.

Какие фильмы смотрите в свободное время? А в кино ходите?
Александр Песетов, Минск

- Я редко хожу в кино - где-то 2 раза в месяц. Потому что я могу ходить вечером, а вечер - это время влюбленных... Чаще всего я хожу на премьеры фильмов или на недели. Белорусские фильмы смотрю регулярно. Недавно в Вильнюсе мы проводили Дни белорусского кино, на их открытии показывали совместный фильм "Брестская крепость". Я смотрел его четвертый раз, четвертый раз у меня болело сердце, и я не стыдился своих слез. В свободное время я внимательно слежу за программой телеканалов, которых у меня идет порядка 300-400. Периодически натыкаюсь на интересные фильмы, которые раньше не мог посмотреть. В частности, недавно увидел белорусский фильм "Аномалия", который снял Юрий Елхов. Очень интересная картина. Какие фильмы люблю? Я очень внимательно смотрю артхаус. Потому что в нем кино является главным, в нем все сделано ради фильма. Кстати, принцип подбора сегодняшнего фестиваля "Ліспапад" - это, прежде всего, артхаусные картины, которые вы не увидите нигде, кроме как в специальных кинотеатрах и на кинофестивалях. Я могу сказать, что все европейские государства поддерживают показ артхаусных лент, потому что это картины обращаются к душе зрителя. Это картины, после просмотра которых, ты выходишь из зала не таким, каким вошел туда. И совершенно не важно, как ты относишься к этому фильму. Он тебе может даже активно не нравится. Это картины, которые не проходят мимо твоего сознания.

Что больше любите - документалистику, игровое кино..?
Вася, Гомель

- Документалистика более честная. Я могу сказать, что максимально активно в ней стартовала наша молодежь. Например, сейчас сделали цикл из четырех фильмов об архитектуре религиозно-культурных учреждений. Это фильмы о старинной мечети, костеле, церкви и синагоге. Ирина Волох недавно поставила фильм "Летняя работа в Любчах", в которой она рассказывает о волонтерах, которые приезжают не только из Беларуси, и совершенно бесплатно восстанавливают Любчанский замок. С другой стороны, игровое кино - как болезнь. Есть картины, на которые, когда бы я не наткнулся, могу смотреть по многу раз. Это и белорусские картины, например, "Искатели счастья", "Знак беды", "Я - Франциск Скорина", и картины других кинематографистов, например, "Звуки музыки". Если я натыкаюсь на эту картину, то не могу его выключить телевизор. Фильм меня захватывает. Ты всегда испытываешь эмоциональный катарсис, когда сталкиваешься с настоящим произведением киноискусства.

- Вы как теоретик вгиковской школы много знаете. Так вот с такими интеллектуальными знаниями вам, как управленцу, тяжело? Не в плане финансов-администрирования, а именно художественно-эстетического удовлетворения?
Анжела, Минск

- Очень тяжело понимать, что ты любишь фильмы, которые не нацелены на получение прибыли, и необходимо совмещать это с производством картин, которые должны принести деньги. Поэтому я для себя рисую такой график-пирог под название "Финансирование производства киностудии "Беларусьфильм", в котором львиную долю отдаю на производство картин, которые считаю экономически целесообразными. Это совместные проекты. Значительную часть я оставляю для производства картин с белорусской креативной составляющей, которые тоже могут быть успешными. Например, меня очень радует молодой белорусский режиссер Игорь Четвериков. Вместе с Валентином Залужным они делают второй 4-серийный проект "Сетевая угроза" - такой крепко сделанный детектив. Его предыдущую работу "Иллюзия охоты", чисто белорусский проект, с белорусскими актерами в главных ролях, мы совершенно спокойно продали на тех же принципах и с теми же финансовыми показателями, как и совместные постановки. Какую-то часть денег мы оставляем на артхаус. Арт-хаус - это молодые режиссеры. Они должны быть очень наглыми. Мы не ограничиваем их в тематике. Они могут брать Сартра, Кафку, Камю, Джойса, могут брать белорусских авторов. Главное, чтобы они были убедительны с точки зрения профессии - создание некоего третьего смысла, явления из того, что было заложено автором литературного произведения. Конечно, с сохранением нравственных идей. Поэтому конечно сложно. Водораздел проходит через тебя самого. Ты вынужден наступать на горло собственной песне, когда понимаешь, что ты не будешь гордиться этим проектом, но он принесет деньги, которые потом можно вложить в проект-гордость.

Почему не снимают приятные душевные фильмы? На работе стрессы, везде сложности и конфликты... Вот, может, перенять практику Советского Союза, когда показывали только прекрасные эмоционально позитивные фильмы, и тем самым успокаивали масы?
Без подписи, Не указано

- Мы сделали такой фильм. Он называется "На перепутье". Виталий Дудин, режиссер старого поколения, снял изящную мелодраматичную картину, которая недавно вышла в прокат. Иван Павлов снял игровой телевизионный фильм "Все, что нам нужно". В сюжете разворачиваются взаимоотношения между 5-6 парами. Тут аналогия с битловской "All we need… is love". "Все что нам нужно… это любовь". Именно о любви мы сняли фильм. Действие происходит перед Рождеством. В фильме очень красивый рождественский Минск, много позитива и юмора, хорошо раскрылись наши белорусские актеры второго плана. Я надеюсь, к Рождеству и Новому году этим фильмом мы сможем порадовать зрителей. Возвращаясь к вопросу… Я полностью согласен с необходимостью создавать такие фильмы. Ведь хэпи-энд - это социальный заказ, сформировавшийся в американском кинематографе. Зритель, который приходит в кинотеатр, должен понимать, что есть и позитивная составляющая в его жизни. Человек, который живет в непростых условиях, должен знать, что все это приходящее. Что жизнь является более значимой. Давать позитив - это задача художника. Мы только-только начали планировать производство на следующий год. Спасибо за вопрос. Я эту необходимость поставлю перед редактурой.

Есть ли какая-нибудь статистика, какие именно жанры больше всего предпочитают зрители - боевики, мелодрамы и т.п.?
Наташа, Не указано

- Такая статистика есть, она проводится на разных этапах развития кинематоргафа. В разных странах она разная. Но могу Вам сказать, Наталья, что больше всего воспринимаются фильмы приключенческих жанров, которые расчитаны на просмотр всей семьей. Эти картины получают максималную кассу и максимальный интерес кинопродюсеров.

Почему у нас так мало кинозвезд? Ведь, согласитесь, на слуху лишь единицы, и то те, кто снимался в российских фильмах.
Галина, Не указано

- Вы прекрасно понимаете, что если стоит задача создания продюсерского кинематографа, то он начинается с создания системы кинозвезд, то есть с системы зарабатывания денег. Деньги зарабываются тогда, когда ты прекрасно понимаешь, что на этого актера зритель пойдет. Если в советский период не было конкуренции телевидения, и источником аудивизуального зрелища были, прежде всего, кино и театр, то сейчас медийная раскрутка приходит к нам с телеканалов российских, белорусских, европейских. Надо сказать, что кинематограф обязан перестроиться. Подготовки кадров в советскую эпоху была рассчитана на характерных актрис, актеров, но не героев-любовников в чистом виде - для них не было сюжетов. Постсоветский и белорусский кинематограф только-только начинают понимать, что это необходимо. Сегодня для белорусского фильма, для комплектации состава актеров нам не хватает героинь. Любой жанровый кинематограф начинается с героинь и героев. У нас нет героев шляхетской направленности, у нас нет женщин-вамп в кино, нет глупых "блондинок". Этого нашему актерскому составу не хватает, поэтому мы вынуждены приглашать актеров не только из России, но из Литвы, Польши, других государств. В фильме " Снайпер-2. Тунгус" сын Регимантаса Адомайтиса - Гедиминас играет одну из главных ролей - немецкого снайпера, потому что нам очень трудно было подобрать нашего актера, столь точно попадающего в образ по фенотипу. Есть задача разворачивать систему кинозвезд и на территории Беларуси. И телевидение нам в этом сильно помогает, но актер, который уходит работать на ТВ, начинает терять хватку, актерскую природу. И тут тоже проблема.

Ваш любимый фильм, снятый на киностудии "Беларусьфильм"
Керк, Не указано

- У меня есть любимые режиссеры - Виктор Туров, Валерий Рубинчик, Леонид Нечаев, Игорь Добролюбов. Есть еще несколько. А что касается любимого фильма, тут сложнее, потому что я люблю фильмы 30-х и 40-х годов в силу их некой эмоциональной привязки. Например, есть яркая послевоенная картина "Наши соседи", мне нравится ее музыкально-эмоциональный фон, там достаточно интересно работают актеры. Она производит очень мягкое, очень изящное впечатление, хотя картина абсолютно не выдающаяся, но имеет какой-то добрый потенциал. В то же время я смотрю картины Валерия Рубинчика и наслаждаюсь их изяществом в изобразительном решении, а Виктор Туров покоряет меня огненностью языка. Например, если взять "Через кладбище" или "Сыновья уходят в бой", то это очень мощные картины, где Туров, я бы сказал, яростный как режиссер. А Игорь Михайлович Добролюбов с его "Иван Макарович" или "Белые росы", в которых он из пустяка делает фильмы, которые настолько западают в душу, что ты помнишь их до конца своих дней.

В чем, по-Вашему, секрет успеха фильмов советских времен? Ведь не было никаких интимных сцен, агрессии, неприличных шуток, а фильмы любимы всеми поколениями. Почему сейчас таких не снимают, в чем дело?
Георгий, Минск

- Фильмы советских времен - крайне обширное понятие. В истории советского кинематографа были совершенно разные периоды. И достаточно куртуазные шутки были. И очень точно отведенные идеологические ориентиры были. Была эпоха малокартинья; был период, когда шестидесятники рванулись и начал появляться кинематограф, который ставил проблемы современной жизни и "смотреть кино было интереснее, чем жить". Но суть вопроса понятен - человек говорит, что можно делать фильмы без эротики, без шуток ниже диафрагмы, без интимных сцен и т.д. Недавно я был на Неделе иранского кино. Иранский кинематограф, в котором категорически запрещены секс и насилие, умудряется создавать картины высочайшего художественного уровня, которые завоевывают призы (их более тысячи) на международных фестивалях. Вы знаете, в этом году в Берлине "Золотого медведя" получил иранский фильм. Их фильмы сегодня - это фильмы 60-ых годов советского периода - настолько мощные, настолько авторские и креативные, что не грех у них и поучиться. Что касается слагаемых ниже ватерлинии, это проблема не только кинопроизводителей, это проблема проката - такие картины не были восприняты белорусским зрителем. Хочу сказать, что все-таки для Беларусьфильма остаются идеалом картины советской эпохи, это не пустой звук. Для меня очень важно сохранить чистоту не только белорусского кинематографа, но и чистоту принципов киноискусства. Потому что искусство - это то, что возвышает человека.

Скажите, пожалуйста, почему на киностудии снимают, в основном, фильмы на военную тему? Или просто только они выходят в массовый прокат?
Без подписи, Не указано

- Мы не снимаем фильмы только на военную тему. "Все, что нам нужно" - картина о современности, "Рыжик в Зазеркалье" - детский фильм-сказка. Мы сняли "Талаш" по "Дрыгве" Якуба Коласа - там война, но с белополяками. "Сетевая угроза" - детектив. Совместно с эстонскими и латвийскими производителями снимаем "Одинокий остров" - тоже картина о современности. Это пять фильмов, а всего выходит 9 единиц. О войне, соответственно 4: "Снайпер-2", "В тумане", "Охота на Гауляйтера" и "СМЕРШ". Теперь давайте спросим, а почему киностудия "Беларусьфильм" участвует в этих проектах? Потому, что у нас есть немецкий танк Т-3, которых сохранилось всего 6, у нас есть немецкий бронетранспортер, оружие той эпохи, порядка 90 тысяч единиц костюмов. И партнеры, учитывая наши возможности, предлагают нам участие именно в этих проектах. С другой стороны давайте не забывать, какие локации существуют в Республике Беларусь. Это болота, возвышенности, леса, луга, карьеры песчаные. Нас прозвище "Партызанфільм" не оскорбляет. Другое дело, что не должно быть плохих фильмов о войне. Хорошее кино, независимо от темы, просто должно быть.

Какова, на ваш взгляд, главная проблема киностудии "Беларусьфильм". Это отсутствие финансов?
Без подписи, Не указано

- Главная проблема киностудии "Беларусьфильм" - сама киностудия "Беларусьфильм". Нужно понимать, что есть чисто субъективные сложности с работниками киностудии (много ярких, талантливых личностей ушли из отрасли), с не до конца определенными правилами и принципами механизма государственного финансирования отрасли. (К 1 января они будут полностью уточнены, и это позволит перестроить модель кинопроизводства.) Я вижу кадровую проблему и проблему времени. Деньги можно найти. В мире кинопроизводства деньги не являются самым главным. Самым главным являются идеи, кадры. Если у вас есть время, кадры, есть идеи, вы найдете деньги.

Олег Игоревич, когда собираться в кинотеатр на премьеру от Беларусьфильма?
Дмитрий Лисицкий , Минск

- В конце мая мы сможем выпустить фильм "В тумане" Сергея Лозницы. Думаю, это будет очень достойная картина. Уже идет белорусский фильм "На перепутье". Он такой негромкий, я уже о нем говорил. Но там очень хорошо работают молодые белорусские актеры, большей частью Русского театра. Они хорошо работают и в театре. В Русском театре есть цельная молодая ветка и сделана ставка на молодежь.

Олег Игоревич, чего ждете от "Лiстапада" в этом году
Мария, Не указано

- Во-первых, как директор киностудии я жду призов. Потому что я очень сильно обижусь, если белорусская картина не получит ни одного приза. Все-таки три белорусских картины, которые прошли горнило чрезмерно строго отбора, очень достойные. Даже по сумме тех наград, которые они уже завоевали. С другой стороны, я жду, конечно, открытий. Потому что очень важны новые имена, которые появляются в кинопроизводстве. Эпоха айсбергов, островов великих в океане мирового киноискусства прошла. Их стало больше по количеству. Они стали меньше по масштабам, но не менее значимы. Поэтому я жду новых имен.

Расскажите о перспективах. Каким вы видите студию через 5 лет?
зритель, Не указано

- Через 5 лет это будет новая киностудия и абсолютно другое здание. Будет не три павильона, а шесть. Это будет полностью модернизированная киностудия, киностудия при сокращенных сроках кинопроизводства. Это будет киностудия, где средний возраст работника не превышает 45 лет. Но надо понимать, что у нас нет самоцели изменить статистические выкладки. Вместе с приходом молодых кадров и людей среднего поколения приходит другое понимание кинопроизводства, другие сюжеты, идеи и т.д. Киностудия станет молодой, более мощной, с точки зрения кинопроизводства, станет более креативной, более мобильной и технически оснащенной. И, естественно, белорусская составляющая в доле производства будет 50 на 50.

Искала знаменитые белорусские киносказки, но, к удивлению, обнаружила, что многие из них выпущены за рубежом, и слышала, якобы "Беларусьфильм" на них не имеет никаких авторских прав. Почему так происходит?
Анна Х., Минск

- Очень хороший вопрос. Имущественные права - это очень больной вопрос для Беларусьфильма на сегодняшний день. Надо понимать, что когда мы развелись с Советским Союзом, Россия объявила себя правопреемницей СССР, и все исходники, которые находились в Госфильмофонде, там и остались. Конечно, Госфильмофонд признает имущественное право за Республикой Беларусь, но пока исходники мы вынуждены выкупать у него. Решением этой проблемы сегодня занимается Совет министров Союзного государства. Наверное, автор вопроса говорил о работах Леонида Нечаева, часть которых была сделана по заказу Гостелерадио СССР. И, несмотря на копирайт Беларусьфильма, Гостелерадио России считает себя полномочным в правах выпускать подобные фильмы без соглашения с киностудией Беларусьфильм и белорусской стороной. Более того, один суд по фильму "Приключения Буратино" мы уже проиграли". Сегодня готовим иск, который хотели бы рассмотреть на нашей территории, потому что страна судопроизводства тоже имеет значение. И мы это просто так не оставим. Вместе с тем Беларусьфильм занимается дегитализацией выкупленных исходников, чтобы создать фонд нашей студии в DVD-качестве. Делаем мы это за счет прибыли и надеемся, что Министерство культуры нашу инициативу поддержит. С момента моего прихода на киностудию мы выпустили 7 DVD-дисков: 4 анимационных и 3 игровых. Сейчас готовим серию из 4 картин и 3 игровых фильма прошлых периодов.