Онлайн-конференция

Новый вопрос 13.11.2013 11:00:00

Вы играете классику?
Без подписи, Не указано

- Я имею образование классического тромбониста, еще я пианист. На фортепиано играю очень виртуозно, и этим горжусь. Но я пианист, как композиторы Лученок, Крутой. Композитор замечательно играет, он знает гармонию. По нотам на фортепиано я играю гораздо слабее, чем по слуху. Но как теоретик музыки играю очень интересно, виртуозно и правильно. Для джаза это хорошо. Мощнейшее классическое образование я получил по классу тромбона, на нем я могу играть с закрытыми глазами, я сыграю любой концерт, если мне поставили ноты. Мое любимое произведение "Адажио" Дариуса Мийо. Оно признано лучшим в мире произведением для тромбона. Мне нравится брать тромбон, выходить к центральному порталу Несвижского замка. (Я родом оттуда, там у меня дом). Вид на озера, которыми окружен замок Радзивиллов, напитывает энергией. Там я играю на трамбоне.

Какие направления джаза прозвучат на фестивале?
Антон, Не указано

- Джаз в себя включает огромное количество стилей и направлений. Будут представлены блюз, соул, фанк, ритм-н-блюз. Конечно же, джаз подразумевает свинг - это особый ритм, который зажигает, будоражит кровь, воображение. К нам прилетел Рой Янг - легенда мирового блюза. Он уже выступал вместе с TАКЕ 6 на открытии фестиваля, а затем в джаз-клубе. И это был настоящий блюз, это было то, что, наверное, не успел сделать Рэй Чарльз или Биби Кинг, а Рой Янг продолжил. На фестиваль прилетает обладатель двух "Грэмми" саксофонист Марк Гросс, который выступал с Дюком Эллингтоном. И он дает мастер-класс для студентов. Представляете, студенты услышат, как играют на саксофоне в оркестре Дюка Эллингтона, который уже много лет улыбается нам с небес. Мы пригласили, наверно, лучшего саксофониста негритянского джаза из ныне живущих Билла Сакстона. Дедушке - скажу по-простому - почти 90. Он был одним из первых, кто в Гарлеме в 60-х создал одноименный джаз-клуб. Он выходит на сцену, и больше 60 ему дать невозможно. Чтобы приоткрыть для себя завесу тайны, которой всегда окутан джаз, чтобы понять, что такое настоящий негритянский джаз, уже не нужно ехать в Нью-Йорк. Достаточно услышать фестиваль Alfa Jazz in Minsk.

В каком возрасте можно начинать учиться джазу? Или учиться джазу - только портить…
Алекс, Гродно

- Я могу ответить на этот вопрос как музыкант с высшим образованием Российской академии музыки и Белорусской консерватории. Как человек с классическим и джазовым образованием я считаю, что учиться музыке обязательно. Самодеятельность и профессионализм - это две разные вещи. Прошли времена, когда в джазе были самоучки. Рэй Чарльз, Луи Армстронг - гениальные самоучки, но им на смену пришли музыканты с тремя высшими образованиями. Все современные джазовые музыканты играют классику лучше, чем академические музыканты, потому что они этому учились, но создатель наградил их еще величайшим даром импровизации. Если ребенок прошел через музыкальную школу и все черни этюдов, постановки руки на фортепиано, или постановки смычка, уже после этого, с 10-12 лет его можно заинтересовывать джазом. Но человека невозможно заставить импровизировать, этому невозможно научить. Просто есть те, кто заряжен создателем здоровой долей авантюризма. Играть по нотам каждый может, а вот попробуй без нот! Я встречал огромное количество музыкантов классики. Они сыграют Баха, Моцарта, а свинговать не могут. Они не могут сыграть блюз. И тех деток, у которых этот дар есть, мы сразу чувствуем. Даже папа с мамой могут это понять, если ребенок сел за фортепиано или гитару, сыграл что-то такое от себя - значит, дар импровизации есть, будет джазменом.

Джаз не может быть музыкой для миллионов. Это музыка элиты, исполнительской и слушательской. Так насколько он популярен и востребован в Беларуси? И стоит ли собирать у нас такие залы "под джаз"? Это окупаемо? Может быть, это все-таки музыка клубов?
Николай, Молодечно

- Николай правильно отметил, что джаз вышел из клубов, публичных домов Нового Орлеана. И тем не менее за 100 лет так эволюционировал, что звучит теперь в Карнеги-холле, звучит у нас во Дворце Республики, во Дворце профсоюзов. Конечно, джаз приятно слушать в клубе, где ты руку протянул и обнял музыканта, где рояль, контрабас, барабаны, голливудская улыбка певицы, клапаны саксофона - все в шаге от тебя. Тем не менее, джаз сегодня звучит в равной мере, как в клубах, так и на больших концертных сценах. И это говорит о том, что он востребован. Утверждать, что джаз, так же, как и классика - массовое популярное искусство, может быть, не стоит. Да, наш оперный театр каждый вечер собирает аншлаги. Это говорит о том, что даже если кто-то классику не слышит в полной мере, то понимает, что надо хотя бы попытаться ее услышать. Точно так же и джаз. За последние 5 лет Минск проделал огромнейшую эволюцию в мире джаза. Почему? Потому что растет уровень культуры нашего города. Это необратимый позитивный процесс. А чем больше культуры, тем больше джаза. Прошлый фестиваль JAZZ in MINSK собрал 5 тысяч человек. А нынешний Alfa JAZZ in MINSK - уже 10 тысяч. Вот ответ.

Скажите, а белорусские народные мотивы, например, от наших песен и плясок могут убедительно зазвучать в джазовом варианте?
Алесь, Заславль

- Спасибо. Замечательный вопрос. Действительно, джаз преломил все музыкальные стили, направления и культуры. Креолы и негры его создали, но он напитался всеми культурами: японской музыкой, французским шансоном, российской и белорусской музыкой тоже. И вот тому пример - на нашем фестивале представлены музыканты из многих стран мира, но в первую очередь представлены белорусы. Я как организатор не могу обойти вниманием наших музыкантов. И если 30 талантливых белорусов представлено на международном фестивале, то это уже цифра. Я, естественно, назову свой коллектив JAZZ in MINSK, созданный в 1990 году на базе Государственного концертного оркестра Михаила Финберга. За 23 года он, конечно, претерпевал различные изменения, но на сегодняшний день в этом коллективе играют лучшие музыканты страны. А самое главное, что вместе с JAZZ in MINSK играют звезды мирового джаза. Что очень приятно. Также на фестивале представлен замечательный коллектив - хор "Полифоника". Я считаю, что это лучший вокальный коллектив Беларуси, который, к сожалению, востребован за рубежом больше, чем у нас. Более 20 вокалистов исполняют классику хорового искусства, музыку современных композиторов, исполняют древние белорусские обряды, и на основе всего этого они делают спиричуэлс, джаз и свинг. Не всякие негры могут так веселиться у себя в церквях, исполняя спиричуэлс, как это делают белорусы, этот замечательный хор. Я думаю, что и у TАКЕ 6 это не сразу бы получилось. В Беларуси хватает талантливых музыкантов, и мы стараемся их продвигать.

Джаз - музыка импровизации. Импровизацию рождает настроение… Как "подогреваете" гостей феста на "хороший заряд"? И что вдохновляет лично Вас?
Анастасия, Не указано

- Дар артиста заключается в том, чтобы дарить людям праздник, вне зависимости от того, как у тебя на душе. Артисты - люди-праздник! Это, наверное, от создателя. Если у тебя этого нет, значит, ты будешь заниматься чем-то другим. Я такой. Мой коллектив такой. Музыканты говорят: "Играть, что дышать". Вчера мы встречали наших зарубежных коллег у трапа самолета, от них веет такой мощной энергией созидания и позитива, что уже рядом с ним хочется танцевать и обнимать каждого. И когда такой музыкант выходит к публике, он щедро делится энергетикой, и люди в зале забывают обо всех своих проблемах, напитываются этим зарядом.

Кроме Вас джаз в Беларуси играет и Президентский оркестр, а Михаил Финберг и его музыканты - вовсе проводят традиционный джазфест. Каково Ваше мнение о джазе по-белорусски в их исполнении и не рационально ли объединится, чтобы создать один грандиозный форум, где было бы место не только заезжим "звездам" или малоизвестным отечественным солистам?!
Игорь, Минск

- Этот вопрос даже не ко мне. Я всегда открыт к общению и сотрудничеству. Но могу пояснить, почему мы ушли из госструктуры - нам стало скучно. Всем хорошим музыкантам нужна свобода. Джаз - это свобода. Система не может создавать джаз. Из государственного оркестра наш джаз-квартет ушел в 1993 году. И мы обрели желанную свободу. Когда тебе диктуют, что делать, очень тяжело творить. Это касается и нашего фестиваля, мы свободно выбираем музыкантов, и можем делать то, что нам нравится. Наш фестиваль показывает минчанам легенд мирового джаза. Я горжусь тем, что JAZZ in MINSK поддерживает государство. Министерство культуры - партнер фестиваля. Лично министр культуры, господин Борис Светлов, прислал приветствие фестивалю. Нас поддерживает Мингорисполком, Мининформ, МИД. Все артисты фестиваля получили бесплатные визы. Это очень важно. Мы получили грант от города. Именно такой тандем частного фестиваля и государственной поддержки дает возможность приглашать в наш город лучших музыкантов.

Вы не только организатор, но и музыкант. Что сегодня играете и что в репертуаре вашего джаз-клуба? Вы больше исполнитель или менеджер?
Анатолий, Не указано

- Мне удается это совмещать. Я есть и буду исполнитель. Практически каждое утро встаю, сажусь за рояль и играю Шопена. Меня это радует. На тромбоне в минской квартире не занимаюсь - только в Несвиже, в своем загородном доме. У меня есть возможность играть у подножия замка Радзивиллов! Приятно, что выходя в Минске на сцену как ведущий джазовых концертов, всегда как минимум одну композицию исполняю со звездами мирового джаза. И это заставляет меня быть в форме. Не может и не должен музыкант изменять музыке. Я успешный продюсер, именно благодаря тому, что музыкант. Мне верят, когда вопрос касается музыки.

Джазовые музыканты, по-моему, в обыденной жизни как будто в прострации, не от мира сего… Не мешает ли увлеченность такой музыкой жить в реальном мире?
Без подписи, Не указано

- Нет, это не мешает, потому что все творческие люди немножко не от мира сего. Вспомните Альберта Эйнштейна с всклокоченными волосами, показывающего язык. Все музыканты не от мира сего, потому что им открыто больше в плане музыки. И то, о чем они молчат в жизни, они скажут музыкой, своим инструментом. Почему народ любит музыкантов, артистов - потому что каждому хотелось бы обладать хоть частицей того дара, которым они обладают. Музыканты, сколько бы им не было лет по паспорту, как дети. Ребенку приятно осознавать, что у него все впереди. И это очень здорово - сохранить в себе юность, детский взгляд на мир. Это, наверное, самое главное счастье. Тот же Билл Сакстон, которому под 90 лет. Внешне ему не дашь больше 60, а внутренне - вообще 17 лет. Вчера на фестивале выступал Рой Янг - легенда блюза. Ему исполняется 72 года - дашь от силы 43. Он розовощекий, пышный, на лице нет ни одной морщинки. Я думаю, все дело в позитиве, который несут эти исполнители. А еще в импровизации, когда нет привыкания к жизни. Тогда мы растем и развиваемся.

Будет ли у Вашего форума продолжение, от чего это зависит? Можно ли его назвать традиционным?
Сергей Иванович, Не указано

- Безусловно, можно говорить о традиции, так как фестиваль 2014 года уже запланирован и расписан по дням. На Alfa Jazz in Minsk - 2014 мы хотели бы пригласить всех ныне живущих звезд джаза, которых помним еще с детства. Радует и обнадеживает, что с каждым фестивалем количество спонсоров прибывает: значит, мы на правильном пути. Конечно, любой проект должен быть коммерческим с той точки зрения, что должны окупаться хотя бы затраты на его проведение. И я очень благодарен и социально ответственному бизнесу, и государству за поддержку фестиваля.

Есть мнение, что афроамериканцы делают джаз лучше всех? Так было и так будет. Согласны?
Без подписи, Не указано

- Нельзя отрицать, что именно афроамериканцы создали джаз, блюз, а уже потом в него пришли белые, добавив академизма. Белые добавили в джаз Шопена и Баха. Джазмены говорят, что не было бы Баха, не было бы джаза. Вспоминаю детство, Ригу - город органных месс и узеньких брусчатых улиц. В Домском соборе я слушал органные прелюдии, партиты Баха. Тогда я понял, что Бах - это джазмен. Бах, Моцарт, Гайдн, Паганини - все импровизировали. Но музыку записывали в нотах, а музыкантам им четко следовали. Джаз вернул музыке то, что она потеряла - обаяние импровизации.

Кто финансирует Ваши проекты? В том числе - фестиваль? Привести мегазвезд - мегадорого...
Надежда, Могилев

- У фестиваля много партнеров, и с каждым годом они прибывают. ЗАО "Альфа-Банк" - наш генеральный партнер. Поэтому к фестивалю и нашему бренду Jazz in Minsk мы добавили "Альфа". Также среди партнеров - мобильные операторы, крупнейшая сеть магазинов, посольства, конфедерация предпринимательства. У нас порядка 20 титульных партнеров. Благодаря такой мощной поддержке, я думаю, фестиваль будет и дальше знакомить минчан и гостей столицы с самыми лучшими джазовыми музыкантами мира. Ведущий: - А мы можем услышать сумму хотя бы одного гонорара? Владимиров: - Это коммерческая тайна, и никогда ни один организатор правду не скажет. Но только привезти-увезти одну из групп - участников фестиваля стоило оргкомитету 43 тысячи евро. Можете судить, какой бюджет должен быть у мероприятия.

Сколько Вам лет и что кроме джаза Вы любите в жизни?
Любаша, Не указано

- Я… абсолютно себя помню. Как будто все было вчера. Чувствую себя совсем юным, хотя по паспорту мне незаметно стукнуло 48. Когда мне было 29, я думал: "Боже мой, тридцатник исполняется, а ты еще ничего не добился". И кажется, что уже поздно. Но именно в это время я ушел из госструктуры, и вдруг все пошло сразу: свобода, общение с разными музыкантами, концерты. Встречая сорокалетие, я чувствовал, что юность брызжет. А сегодня, в 48, наконец-то открывается радость жизни и философия. И я начинаю понимать, почему так счастливы джазмены, которым 70, 90. Мой любимый артист - Жан-Поль Бельмондо. Помню все его фильмы 70-х гг. Я специально поехал в Москву, куда Жан-Поль прибыл по поводу 80-летия. И я стоял рядом с кумиром юности, а он был такой же, как тогда в 70-х. Моя любимая девушка на сцене - Джейн Биркин, партнерша Пьера Ришара во множестве французских фильмах. Ей сейчас почти 70, но она осталась той девочкой из 1973-го года. Поэтому, друзья, я всех призываю: не бойтесь своих лет, дарите позитив, жизнь прекрасна.

Что бы Вы посоветовали слушать, что играть и чему обучаться начинающему джазисту?
Павел, Не указано

- Главное - любить музыку. Слушать нужно все, что тебя цепляет. Не может нравиться все. Есть настоящая музыка, а есть попытки сотрясать пространство. Поэтому мы чувствуем, когда перед нами действительно ценность…Если с вами такое происходит, значит, вы способны слышать и чувствовать. И что касается джаза… Никогда не помешает слушать классический джаз. Классика есть классика. Это то, что на века и от чего все будет отталкиваться. Я советую слушать Рэя Чарльза, Мадди Уотерса, Биби Кинга - с блюза все началось. Джаз - это блюз с пятью высшими образованиями. Это Луи Армстронг, его хриплый голос, его труба, оркестр Дюка Эллингтона, Элла Фицджеральд, ее голос как луч из космоса, который заставляет нас куда-то возноситься. Нужно слушать Чарли Паркера, саксофониста, который заставляет просто влюбиться в инструмент. Слушайте джазовых пианистов, их много: Оскар Питерсон, Гарднер, Билл Эванс. Слушайте босанову. В 63-м году американские джазмены воссоединились с музыкантами из Бразилии. Красивые аккорды дополнили эротическими ритмами. Получился стиль босанова, и жизнь джазу была продлена на миллионы лет. Кто раз услышал ее, тот полюбит навсегда и поймет, что такое нежность, что такое красота, что такое настоящая романтика. Хорошей музыки много. Не забывайте про Баха и Моцарта.

Что в джазе важнее - идея или форма?
Без подписи, Не указано

- В джазе важнее идея. Когда нет идеи, нет импровизации. Вместе с тем форма всегда присутствует. Это смешно, когда мы понимаем импровизацию, как делай хоть что-то. Даже ребенок, который играет этюд, уже понимает, что есть форма. Возьмите любую песню - есть куплет, припев. Везде присутствует форма. Прелюдия Баха, рондо, санатино - все подчиняется каким-то законам. Когда мы поем или танцуем, мы не просто так это делаем, а все укладываем на какие-то четкие границы, потому что есть ритм, есть мелодия. Естественно, блюз, джаз имеют свою форму, имеют куплеты и припев. Невозможно просто так сотрясать пространство и не чувствовать времени. Джаз - это такое же пространство и время, но еще и ритм.

Как возник джаз в Вашей жизни? Кто Ваши кумиры и Ваши учителя…
Макс, Не указано

- В моей судьбе джаз возник, наверное, с колыбельной. Помните мультфильм "Бременские музыканты", Олега Анофриева, который исполняет там все роли. Именно он спел замечательную джазовую песню "Баю-бай, должны все люди ночью спать". Аккомпанирует джазовое трио Бориса Рычкова: контрабас, рояль и барабан. Я услышал эту песню и влюбился в нее. Пианист начинает импровизировать за роялем, Олег Анофриев поет. Тогда я не мог знать, что это джаз, но меня это захватило. В то время было всего лишь три канала по телевизору, и очень часто показывали заставки, так называемые клипарты - черно-белые фотографии: природа, парки - в музыкальном сопровождении саксофона, рояля. Как ни странно, это тоже был джаз. Еще я вспоминаю Аллу Пугачеву и песню "Маэстро". Раймонд Паулс (первый джазмен Советского Союза) садится за рояль и с непроницаемым видом перебирает клавиши. Это джаз. И Андрей Миронов, который в "Бриллиантовой руке" танцует "Остров невезения" на палубе - тоже джаз. Как там саксофон звучал, ведь играл на нем Георгий Гаранян - руководитель легендарного ансамбля "Мелодия". Я три раза еще в прошлые годы приглашал его в Минск. Так что услышать джаз во времена моего детства и юности было очень много возможностей. Я, как и все наше поколение, влюбился в него, потому что на фоне другой музыки это больше цепляло. Так оно и пошло. И где-то с 80-ых годов прошлого столетия в нашей стране джаз стал развиваться очень плотно. Ответственно заявляю: "Вот уже лет 30 можно наблюдать этот позитивный и необратимый процесс". Больше позитива - больше джаза.

Джаз родился в афроамериканских трущобах, почему сегодня его называют музыкой интеллектуальной и элитарной?
Без подписи, Не указано

- Джаз родился в обстановке обнаженного чувства - в трущобах, в публичных домах, в притонах... За сто лет в своем развитии он проделал больше, чем классическая музыка за 500. Уже в 50-ые годы прошлого века джаз вышел на большую сцену, его признали лучшие дирижеры мира. Классические исполнители по-хорошему завидуют джазовым музыкантам, потому что те могут играть все, а у них это не получается. Мне очень приятно, что Минск еще в конце 70-х познакомился с настоящим американским джазом. Организовал это знакомство Давид Голощекин - легенда джаза, питерский музыкант, народный артист России. Как-то Голощекин приезжал вместе со Спиваковым, они друзья с детства, учились в одной музыкальной школе. Спиваков попытался сыграть джаз - не получилось, зато Голощекин в точности повторил на скрипке все премудрости, изящную филигранность импровизации Моцарта, Гайдна, Вивальди. И вот тогда я понял, за что классические музыканты уважают джазменов. На крупнейших музыкальных площадках мира звучит джаз. Я не думаю, что 250 стран мира, которые составляют уважаемую организацию ЮНЕСКО, могли ошибиться, когда единогласно назвали именно джаз высшим искусством планеты. Джаз - это высочайший профессионализм, это искусство, которое объединяет мир. Не надо иметь негритянскую бабушку в Гарлеме, можно быть родом из Минска, но если ты играешь джаз, тебя поймут в Америке. Сегодня не нужно за хорошим джазом лететь в Нью-Йорк. В нашем джаз-клубе звучит очень качественная музыка, ну и на фестивале тем более.

С кем из знаменитых джазменов вы лично общаетесь "без галстука"? Может, дружите?
Юлиана, Гомель

- Я общаюсь с несчетным количеством музыкантов и с великими джазменами, и очень горжусь тем, что единственный в Беларуси награжден почетным дипломом ЮНЕСКО "За значительный вклад в развитие белорусского джаза". Мне посчастливилось выступать, наверное, с сотней звезд мирового джаза. Я попытаюсь перечислить хотя бы некоторых из них. Один из серьезнейших трубачей мира Майкл Стюарт, легенда джаза, саксофонист Марк Гросс (он играл в оркестре Дюка Эллингтона, и я почувствовал, что значит джаз в стиле этого оркестра). Мне довелось выступать с Грегори Тарди, Мэнди Гейнс, Грейс Гарланд, Хэнком Инглишем, Сэнди Патоном, Бьянкой Моралес, оркестром Олега Лундстрема, Давидом Голощекиным, Георгием Гараняном, Игорем Брилем, Алексеем Кузнецовым. Список можно продолжать. А теперь еще и с TАКЕ 6 - обладателями 28 "Грэмми". Недавно мы записали альбом с Дворой Дэвис - дивой негритянского джаза из Великобритании. Послушайте этот альбом.

Как удается заманить в Минск таких джаз-"звезд"? Были и Олег Лундстрем, и Анатолий Кролл, Голощекин, Бутман…Теперь - номинанты и лауреаты Грэмми… Какие гонорары и какие райдеры у мировых гостей?
Инна, Не указано

- Спасибо! Хороший, злободневный вопрос для организатора такого масштабного мероприятия. Артисты, как правило, люди талантливые, замечательные, в большинстве своем, адекватные. И я счастлив, когда мне напрямую удается общаться с ними, минуя продюсеров. Но это редкий случай. В основном, чем выше по статусу музыкант, тем обильнее он окружен сетью продюсеров, которые доставляют организаторам массу неприятных моментов. Эти райдеры, эти условия отвлекают от настоящего творчества. Ты как громоотвод. Публика получает праздник, а организатор в это время ругается за кулисами с продюсерами, которые не понимают, почему нет золоченых ручек в душе лучшего зала страны - Дворца Республики, почему мы не нашли для чернокожей группы черные полотенца, и на коричневые соглашаются с большой неохотой. На тебе ответственность за все.

Что нового привносит в джаз современная молодежь?
Алекс, Не указано

- Основа джаза - классика, потому что это красиво. А красота - это когда присутствует мелодия, когда присутствует ритм, который нас вдохновляет. Любой красивый блюз будет питать и вызывать ощущение эротики, если угодно. И если звучит красивая мелодия на саксофоне, рояле, контрабасе - это всегда людям нравится. Современные джазовые музыканты бережно хранят традиции, они продолжают все лучшее, что создано в джазе предыдущими поколениями, добавляя к этому новые знания, новую музыку. Конечно, есть место и музыкальным опытам. Когда пианист расчехляет крышку рояля и смычком контрабасиста начинает по струнам водить. Когда саксофонист берет в зубы 5 саксофонов, и начинает что-то выдавать… Когда музыканты начинают играть без ритма музыкальную какофонию… Все это эксперименты, можно даже "Грэмми" получить за смелость, но второй раз слушать это будет неинтересно. Поэтому высокая культура, культура звука - они на все времена.

Назовите наших мастеров джаза, которые не уступают их иностранным коллегам?
Без подписи, Не указано

- Я назову лучших музыкантов нашей страны, которых очень любит публика. Это золотой бренд белорусского джаза - коллектива JAZZ in MINSK. Пианисты: Сергей Александров, Дмитрий Хоменко. Саксофонист - Андрей Клещев, который играет так, как будто не только бабушка, но и папа с мамой у него из Гарлема. Это трубач Валерий Щерица, народный артист СССР. Это контрабасист Алексей Крышталь, барабанщик - Алексей Максимов. Запомните, пожалуйста, эти имена. Это лучшие музыканты. Мы все прошли через оркестр Михаила Финберга и этим гордимся, но потом началось в свободное плавание. Джаз, если так образно, предпочитает вместо тесных супружеских связей беспорядочные. Очень тяжело джазмену постоянно жить в своем коллективе. Джазовые музыканты на каждый проект создают новые квартет, трио, оркестр, мигрируют из одного состава в другой, могут подрабатывать и в других музыкальных направлениях, в той же попсе. Они работают там, где им хорошо заплатят. Это нормально, это шоу-бизнес.