Онлайн-конференция

Новый вопрос 23.05.2013 10:00:00

Как Вы и весь коллектив Большого театра Беларуси проведете этот праздничный день? Может быть, устроите выходной?
Анна Сергеевна, Минск

- Если мы устроим выходной день, то что же будет делать тогда зритель. Ведь все привыкли к тому, что приходят в театр посмотреть блистательный спектакль и получить удовольствие. Как мы проведем день... Вчера прошло торжественное собрание коллектива, коллективу показали тот концерт, который будет сегодня. Людей поощрили: медалями, грамотами, благодарностями, денежными премиями. Плюс состоялась презентация юбилейной серебряной монеты, которую Национальный банк Республики Беларусь со вчерашнего дня выпустил в обращение. Вчера же мы погасили конверт первого дня (Premier Jour) и юбилейную марку, посвященную Большому театру. Была открыта галерея солистов нашего балета, написанная известной белорусской художницей Оксаной Аракчеевой. Собственно, к юбилею мы готовились весь театральный сезон. Все наши проекты были посвящены этой знаменательной дате.

80 лет - это большой юбилей. Какие подарки ко дню рождения получил театр? Слышала, что по такому поводу даже отчеканили памятную монету.
Елена, Не указано

- Об основных подарках я уже рассказал. А вообще мы ведь тоже хотели порадовать подарками-премьерами нашего зрителя и в течение всего юбилейного сезона над этим работали. Сезон открыли премьерой национальной оперы "Седая легенда". Знаменательной дате посвятили большой Новогодний бал, открытие на Малой сцене театра мастерской современной хореографии, новые постановки в камерном зале имени Александровской, и, безусловно, этому юбилею посвящаем наш новый проект, сегодня в концерте будет исполняться адажио из него, - "Князь Витовт". Мы стараемся удивлять зрителя нашими постановками, нашими блистательными премьерами, приглашением в наши спектакли солистов мировой оперы и балета. Но и зритель нам делает подарки, потому что не обделяет своим вниманием наш театр, постоянно в него приходит, постоянно в залах аншлаг.

Сегодня все театры стараются выйти на самоокупаемость. Насколько хорошо расходятся билеты на ваши спектакли и покрывают ли доходы расходы?
Иван, Гродно

- Очень серьезный вопрос. Априори невозможно сделать так, чтобы все театры перешли на самоокупаемость. Мировая практика показывает, что доля собственных доходов театров оперы и балета в общем объеме финансирования порядка 15-20%. У нас собственных доходов - 25%, и эта цифра растет. Билеты раскупаются на 100%. Свободных мест нет, не смотря на то, что средняя стоимость билета немаленькая. Но для полной самоокупаемости стоимость билета должно быть около 100 евро. Кто же тогда пойдет в театр? Мы ведь не разовое мероприятие проводим. Каждый день, за исключением понедельника, в театре есть спектакли, а то и по два. Летом режим меняем: на субботу переносим выходной день, а понедельник открываем для зрителей. Надо понимать, что под театром располагается еще один театр, где на глубине 20 метров - сердце театра. Огромное здание нужно содержать, все это нужно обслуживать, в театре более тысячи работающих... На это идут значительные средства. Другой вопрос, что все свои коммерческие проекты мы стараемся реализовывать на полной самоокупаемости. Плюс еще стараемся на этом заработать, но ведь коммерческие проекты не каждый день. И это все равно не может заменить поддержку государства, которое всегда выступало и выступает главным партнером театра. Есть в мире небольшие частные театры, 20-30 человек, которые ездят по всему миру, зарабатывают, но базы своей не имеют. Это разные вещи, и они не сопоставимы.

Большой - единственный театр страны, который можно увидеть на нашей денежной купюре. Не хотите ли закрепить за собой еще одну банкноту, может, пора укрупнить номинал?
Людмила, Борисов

- А почему бы и нет? Есть 20, есть 50, будет 100 рублей. Мы готовы продолжать наше сотрудничество с Национальным банком. Ведь серия "Белорусский балет" появилась несколько раньше. Вчера на презентации почтовой марки спрашивали, а будут ли еще марки, посвященные Большому. Генеральный директор Белпочты пообещала. Отличительная черта нашего театра – все наиболее грандиозные проекты, которые нравятся зрителю, становятся традиционными, мы их продолжаем.

Чем будете удивлять зрителей в юбилей? Какие мероприятия запланированы по случаю праздника?
театрал, Не указано

- Кульминация всех праздничных мероприятий - концерт, в котором принимают участие звезды Национального академического Большого театра оперы и балета Беларуси и приглашенные гости.

В советское время спектакли активно показывали по ТВ. Сейчас, к сожалению, театральное искусство ушло их эфира. Не хотите ли возродить эту традицию? Вернутся ли на экраны опера и балет?
Маргарита Павловна, Минск

- Эта традиция возрождается. Белтелерадиокомпания будет транслировать и наш юбилейный концерт, и спектакль "Дзікае паляванне караля Стаха". Дальше будем выходить на другие проекты.

С чего начинается день главного оперного и балетного босса? Кстати, у вас творческое образование? Вы сами заканчивали музыкальную или хореографическую школу?
Без подписи, Не указано

- Я заканчивал музыкальную школу по классу баяна. Мой день начинает с бухагалтерских документов. В 10 часов ко мне приходит главный бухгалтер и в течение получаса я подписываю все, что было с вечера приготовлено. Потом решаются кадровые вопросы и пошло-поехало: люди, еще люди, плюс к этому документы, совещания, обходы... Рабочий день заканчивается очень поздно вечером, после спектакля.

4 года назад завершилась реконструкция Большого театра Беларуси. Как новые интерьеры изменили работу труппы? Это как-то повлияло на качество постановок?
Инга, Не указано

- Если Инга посещает театр, то может сравнивать. Театр сегодня на подъеме. У нас блистательная труппа и постановки. Такого уровня мы не знали многие годы, чтобы столько звездных имен было в труппе балета и оперы. Только за один юбилейный сезон сданы 12 премьер. В текущем репертуаре порядка 70 спектаклей, где-то в одинаковых пропорциях (34-35 постановок) между оперой и балетом, и за последние 4 года мы уже на треть обновили свой репертуар. 24 премьеры состоялись на сцене Большого за это время. С учетом новых технических возможностей сцены поставлены "Набукко", "Аида", "Тоска", "Снегурочка", "Седая легенда", "Турандот" и т.д. У театра появились две новые площадки: Камерный зал Александровский и Малая сцена. Огромная благодарность Александру Григорьевичу Лукашенко за то, что по его инициативе и при его поддержке была осуществлена не знающая себе равных реставрация театра. Мы получили ультрасовременный сценический комплекс, который позволяет реализовывать нам самые смелые, самые яркие творческие проекты и удивлять зрителя.

Многие театры России ведут онлайн-трансляции спектаклей. Почему Национальный Большой театр оперы и балета Беларуси не предоставляет такую услугу? Боитесь потерять зрителя?
Александр, Могилев

- Нет, абсолютно. Мы изучаем этот вопрос, проводим маркетинговые исследования. Вы поймите, зрителя невозможно потерять. Сегодня по телевизионным каналам, через Интернет можно посмотреть много разных программ, в том числе и балет с оперой, но это никак не может заменить живое общение с театром. У меня в кабинете стоит экран, с помощью которого я могу наблюдать, что происходит и на сцене, и в репетиционных залах. Но это совершенно другое восприятие. Во время спектакля я всегда иду в зал. Другое дело, что не у каждого есть возможность прийти в театр, билет купить. Мы договорились с нашим информационным партнером - Белтелерадиокомпанией о том, что сегодня снимут юбилейный концерт, в течение этой недели покажут знаковые постановки Большого театра. Есть идея давать прямую трансляцию с наших спектаклей по одному каналу, а по второму каналу показывать закулисье в это же время. Я думаю, что мы придем к реализации этого проекта.

Совсем недавно в театре открыли для публики две экспериментальные площадки - балетную и оперную. Насколько востребованы эти проекты? На что публика покупает билеты активнее - на классику или новаторское искусство?
Ольга, Не указано

- Малую сцену мы открыли на базе балетного репетиционного зала, она рассчитана на 240 зрителей. Площадка создавалась для того, чтобы у нашей молодежи была возможность поэкспериментировать, позаниматься современной хореографией, ведь большая сцена, за редким исключением, такой возможности не дает. Малая сцена пользуется большим спросом. Буквально в апреле на ней дали подряд 5 спектаклей "Метаморфозы" нашего молодого хореографа Ольги Костель, которые имели потрясающий успех. А открывали мы эту сцену вечером современной хореографии, почти год назад, и спектаклем "Зал ожидания" белорусского композитора Олега Ходоско. Камерный зал имени Александровской существует более трех лет. Он рассчитан на 120 человек. В месяц там проходят 4-5 представлений. На этой сцене мы делаем концертные программы, даем камерные оперы - "Медведь" Кортеса, "Пиратский треугольник" Доницетти. В начале июня на сцене Камерного зала состоятся два премьерных спектакля: "Директор театра" Моцарта и "Сначала музыка, потом слова" Сальери. Все представления пользуются большим спросом у зрителей. Камерные формы дают возможность более тесного общения между артистами и зрителями, которые видят лица, глаза исполнителей, слышат живые голоса. Я думаю, что это направление у нас будет и дальше развиваться.

Когда привезете в Минск легендарный дуэт Николая Баскова и Монсеррат Кабалье? И вообще. Какие проекты с участием зарубежных звезд запланированы? Однозначно, их стало значительно больше в последнее время. Спасибо.
Василий Иванович , Не указано

- Ну а почему именно Николая Баскова и Монсеррат Кабалье? Есть другие солисты, которые у нас часто бывают, поют и танцуют. Вот недавно Теймураз Гугушвили пел партию Радамеса в "Аиде, а всемирно известный бас Михаил Казаков - партию первосвященника Захарии в спектакле "Набукко". У нас выступал Ахмед Агади. Ирина Гордей - примадонна Мариинского театра - в наших спектаклях уже пела Тоску, Аиду, Абигаиль в "Набукко". На нашей сцене танцевала Нино Ананиашвили - величина мирового уровня. Мы привозили и Раду Поклитару, и балет Эйфмана, балет Якобсона. В апреле на сцене Большого состоялся гала-концерт звезд мирового балета. Не могу не вспомнить февральские обменные гастроли с Эстонской национальной оперой. Вообще мы активно развиваем гастрольную и международную деятельность. 20 меморандумов о сотрудничестве подписано между крупнейшими театрами Европы и СНГ и НАБТ. Это дает нам возможность находиться в контексте мирового музыкального искусства, ну и, с другой стороны, привлекает зрителя в театр. Вопрос совершенно правильно поставлен, только я немного шире его рассматриваю: почему нам важны сегодня приглашенные солисты. К примеру, на "Аиду", грандиознейший спектакль, который, безусловно, должен присутствовать в репертуаре Большого театра, люди придут один-два раза, потому что кому хочется слушать одних и тех же солистов много раз. А вот когда мы приглашаем все новых исполнителей на заглавные партии, зал будет полон всегда. Работали, работаем и будем работать в этом направлении.

Сколько человек служит в вашем театре?
Анна Михайловна, Не указано

- В нашем театре служит более тысячи человек. У нас полноценный сифонический оркестр 150 человек, балет - 120 человек, из 80 человек состоит хор, оперных солистов - 70. Есть и художественно-постановочные подразделения: гримеры, постижеры, костюмеры, реквизиторы, плюс инженерно-технические службы, службы обслуживания сцены и зала. Театр - это сложнейший механизм, это целое производство.

Куда и когда поедет театр на гастроли этим летом?
Вика, Не указано

- Почему летом? Артисты тоже должны отдохнуть, гастроли у них в течение года. 30 июня, как всегда, театр закрывается на профилактику. У артистов начинается отпускная пора. которая закончится 20 августа. Состояние нашей труппы таково, что одновременно можно вести работу на гастрольных площадках и на основной сцене, что мы и делаем. Впереди у театра много гастролей в разных странах. Только в прошлом году мы дали 138 спектаклей в крупнейших городах Австрии, Германии, Великобритании, Бельгии, Нидерландов, Испании, Франции, Италии, Польши, Литвы, Эстонии, Латвии. У стен старинного Тракайского замка на водах озера Гальве 29 июня Большой театр Беларуси впервые покажет спектакль "Лебединое озеро" Петра Чайковского. Вообще, вопрос гастролей мы рассматриваем в контексте причастности к мировому искусству. Для нас это важно. Мы познаем мир, мир познает нас. Зритель через искусство познает эту страну. Это сближает народы.

Часто ли наших артистов переманивают зарубежные театры-конкуренты? Идет ли процесс в обратном направлении, может быть, вы делаете иностранным звездам заманчивые предложения?
Татьяна, Не указано

- Такого нет, чтобы кто-то кого-то куда-то переманивал. Если наши солисты поют и танцуют в других театрах, то мы это только приветствуем, потому что это укрепляет имидж театра, имидж страны и дает дополнительные финансовые возможности для артистов. Многие наши артисты являются приглашенными артистами в других театрах, к примеру, Оксана Волкова, Анастасия Москвина приглашенные в Большом театре России. Часто приглашают Эдуарда Мартынюка, Стаса Трифонова, Владимира Петрова. Буквально завтра наши ребята - Нина Шарубина, Сергей Франковский едут в Узбекистан. Ольга Гайко, Анастасия Москвина и Игорь Аношко только что приехали из Азербайджана. Они ездят по всему миру, но всегда возвращаются. Если говорить об обратном процессе, то мы пригласили к себе потрясающего молодого хореографа из Санкт-Петербурга Александру Тихомирову. Триумфальный спектакль "Щелкунчик" - это ее авторское произведение: ей принадлежит и постановка, и хореография, и либретто. Ту же Ольгу Костель, которая закончила Берлинскую академию и там же преподает, мы пригласили в качестве постановщика. Ей принадлежит идея экспериментальной Малой сцены. Мы пригласили Михаила Панджавидзе поставить спектакль "Набукко", а потом я ему сделал предложение работать главным режиссером, после чего он поставил "Севильского цирюльника" и "Аиду". Это нормальное явление - миграция артистов, режиссеров, постановщиков. Когда мы приглашаем иностранных именитых артистов, и наши тоже за ними тянутся, растут профессионально. Есть возможность сравнить и у зрителя - а наши-то не хуже!

В театре всегда столько интриг, как спасаетесь и поддерживаете высокий моральный дух?
Дима, Не указано

- Принято считать, что в театре присутствуют интриги, инсинуации, борьба за роли - глупости это все. Интриги есть в любом коллективе, все зависит от людей. Другое дело, что у творческих личностей запросы, может быть, несколько иные, но всегда можно находить взаимопонимание, компромисс, делать так, чтобы и овцы были целы и волки сыты, чтобы всем было удобно, уютно в театре. Мы стараемся добиться такой атмосферы в театре, но никаких поблажек, попустительства, заигрывания с кем-то быть не может. Есть разумное творчество, партнерство, понимание. Я понимаю, что если у артиста появляются какие-то вопросы, то они небезосновательны, всегда нужно находить даже малейшую возможность для их решения. Творческого человека нужно поддерживать, пусть всего лишь хорошим словом после спектакля. Мне это представляется очень и очень важным.

Есть ли у вас детские студии при театре, хотелось бы отдать девочку на занятия. Спасибо большое.
Виктория Д., Не указано

- Пожалуйста, приходите. Есть молодежная, детская студия-театр. Участники студий заняты во всех спекталях, где в них есть необходимость. Набор у нас будет в августе. Пожалуйста, обращайтесь.

Раньше можно было заказывать билеты онлайн на сайте театра, почему вы ушли от этого на кvitki.by?
Без подписи, Не указано

- Ничего не изменилось. Билеты можно заказывать где угодно. Мы были первыми в стране, кто начинал продажу билетов на свои спектакли через Интернет. Пожалуйста, заходите на наш сайт, бронируйте, покупайте билеты и приходите к нам в театр.

Планируете ли увелчить количиство билетов на новогодние балы, и когда можно уже заказывать места?
Без подписи, Не указано

- В прошлом году получилось так, что все билеты были раскуплены в сентябре-октябре. Потом перед балом мы еще сотню билетов дали в продажу, и они за два часа разошлись. Мы каждый год увеличиваем число билетов, но театр не безразмерный. Людям потом будет неуютно, некомфортно там находиться. Хочу отметить, что с каждым годом бал становится все совершеннее и совершеннее. Раньше не было столиков, сейчас они у нас появились, даже на балконах, есть возможность заказать их заранее: вы приходите - они уже накрыты. Нам предлагали перенести в наш театр Дрезденский оперный бал. Пригласили меня туда съездить посмотреть. Я понял, что лучше нашего бала просто нет. Он пользуется у людей большой популярностью. В сентябре мы запустим билеты в продажу. Не пропустите. Вот в Несвиже, кстати, мы начинали с 700 билетов, теперь с каждым годом число посетителей растет. Пространство внутреннего дворика позволяет разместить там до полутора-двух тысяч мест, но это предел. Билеты тоже хорошо раскупаются.

С какими театрами вы близко дружите в других странах?
Ника, Минск

- Я уже говорил, что у нас подписано порядка 20 меморандумов о сотрудничестве. Дружим с Большим театром России, Новой оперой, с театром Станиславского и Немировича-Данченко, с Узбекским, Грузинским, Азербайджанским, Эстонский театрами, с театрами Львова, Одессы, Вильнюса, Варшавы, с Пражской, Братиславской, Софийской, Белградской операми и т.д. Мы, действительно, очень дружим. Всегда созваниваемся, обмениваемся мнениями. Их специалисты приезжают сюда, мы к ним ездим.

В мире самыми престижными считаются места в ложе, а у нас партер. Планируете ли места для VIP-гостей?
Без подписи, Не указано

- Для особенных гостей в театре есть 4 ложи. Билеты в них - очень дорогие. Там есть столик, и во время антракта можно заказать кофе, чай или что-то другое. Видно все прекрасно. А партер - это место, откуда наиболее удобно смотреть на сцену. Его везде и всегда любят.

Какой спектакль вы мечтаете увидеть на сцене Большого?
Виктор, Минск

- Мне кажется, что мы уже столько ярких спектаклей поставили, без которых Большой театр просто не может существовать. Не было у нас, пожалуй, только Вагнера. В декабре приглашаю всех на "Летучего голландца" в постановке известного немецкого режиссера. Давно у нас не было "Пиковой дамы" - планируем ее на апрель. Конечно, хотелось бы "Бориса Годунова" увидеть, может быть, "Войну и мир"… Но нам сейчас нужно поработать над спектаклями, которые морально и физически устарели со времени последней поставки, но без которых собственно театр не может обойтись. Нужно сделать их новые редакции. С эстонским режиссером-постановщиком работаем над оперой "Риголетто". Премьера состоится в феврале. Спектакль, конечно, значимый, но ему уже лет 20. Таких спектаклей со стажем много в нашем репертуаре, чего нет ни в одном театре мира. Последние 4 года мы активно ставили то, что должно быть в театре. Ну как Большой академический театр может обойтись без "Хованщины" или без "Иоланты" - самой светлой оперы Чайковского. Как без "Евгения Онегина" или "Князя Игоря" - мы сделали новую редакцию и дальше будем работать в этом направлении. Мне очень хотелось "Анюту" увидеть на сцене своего театра, и она появилась. Хотелось новую редакцию "Щелкунчика" - и мы ее получили. Все обновляется, все живет, все развивается. Это прекрасно. Не должно быть никаких догм. Театр не должен останавливаться на достигнутом. И трупа в этом отношении тоже растет, когда получает что-то новое. Мы всегда мечтали о том, чтобы у нас были балеты Кеннет Макмиллана, Баланчина. Фонд Баланчина приехал в прошлом году и поставил легендарный балет "Серенада". В этом году состоится премьера балета Килиана "Шесть танцев". Это новая эра, новая эпоха развития хореографического искусства. Появится в репертуаре новый спектакль известного азербайджанского композитора Кара Караева "Семь красавиц" с новой хореографией и сценографией. Мы открыты к сотрудничеству с новыми режиссерами, балетмейстерами, для того, чтобы делать сюрпризы нашей публике, радовать ее.