Онлайн-конференция

Новый вопрос 14.05.2010 11:00:00

Есть ли ваши работы в Глобальной сети и как вы относитесь к Интернету?
Паша, Не указано

- Мое пособие "Художественно-выразительные средства экрана", которое я написала несколько лет тому назад, есть на сайте www.tvmuseum.ru. Кто-то видел мою диссертацию - учебный фильм "Функции, содержание, формы". Я лично его не видела. Он писался на материале высшего архитектурного образования. К Интернету отношусь более чем положительно. Даже не представляю, как раньше все без него жили. Считаю, за Интернетом - будущее. Все документальные фильмы, которые создаются моими друзьями, коллегами, выкладываются в Интернете. Люди имеют возможность с ними ознакомиться. Я считаю, что у телевидения появился очень серьезный, сильный соперник. Если вещание и в дальнейшем будет составляться по тому принципу, как сейчас (сериалы, триллеры), то большая часть населения уйдет в Интернет и будет смотреть киновидеопродукцию по своему выбору.

Здравствуйте! Скажите, пожалуйста, какой фильм, по Вашему мнению, можно назвать шедевром кинематографии?
Грегори, Не указано

- Я затрудняюсь назвать один фильм, поскольку по образованию я киновед. На протяжении 5 лет мы изучали классику советской и зарубежной кинематографии и самых разных режиссеров, поэтому фильмов, которые можно назвать шедеврами, много. Все зависит еще от субъективного восприятия. Хотя есть объективные критерии, безусловно, - высокий профессионализм и мера таланта режиссера, сценариста. Здесь целый ряд причин. На мой взгляд, удался фильм "Двенадцать" Михалкова. Разное к нему отношение было. Говорили, что это ремейк. Я считаю, что к ремейку фильм имеет отношение относительное. Это срез нашего общества. Прекрасная игра актеров, прекрасно выстроенные действия, параллельно существующие два мира. Мне кажется, что это удачно, за исключением финала, который, конечно, меня не устроил ни в каком разрезе. Но в принципе это хорошая работа. Из классики - скажем, "Амадей" Милоша Формана или "Людвиг" Лукино Висконти. Затрудняюсь сказать.

Почему на экране так мало научно-популярных программ? Они умерли в силу объективных причин или кто-то заинтересован в "зомбировании" глупыми сериалами?
Василий Петрович, Минск

- К сожалению, плановое государственное направление создания научно-популярных фильмов в силу объективных причин исчезло. Только в Российской Федерации было 11 киностудий, на которых выпускались научно-популярные телефильмы. Мне пришлось 4 года работать в сценарно-редакционной коллегии Комитета по кинематографии в начале 80-х годов. Разрабатывались интересные тематические планы, привлекались к работе выдающиеся ученые, известные кинорежиссеры, сценаристы. Но, конечно, все это финансировалось государством. Когда исчезло финансирование - исчезли и киностудии. Хорошо, что часть архивов сохранилась.Это огромное богатство, которое, к сожалению, во многом потеряно. Таковы объективные причины. В зомбировании зрителя глупыми сериалами, фильмами ужасов, третьесортными боевиками, низкопробными комедиями, возможно, кто-то и заинтересован, но, очевидно, что при этом рубится сук, на котором сидят. То, что за всем этим - мрак невежества и торжество безнравственности, а для любого общества это очевидно - катастрофа.

Киношники кричат о нехватке хороших сценариев. Неужели это сложное искусство? Оно ведь как и всякая другая литература: есть идея - написал книгу - продал кинопродюсерам…
Марина, Минск

- Написать хорошую книгу трудно, даже если есть хорошая идея. Сценарное мастерство, также, как и любая другая профессия, требует профессионального образования, таланта, который есть далеко не у всех. Можно, скажем, иметь хорошую идею и не суметь записать сценарий. Это понятно. Что касается реализации сценария, конечно, есть много талантливых сценаристов, вообще, народ талантливый у нас, но существует объективная реальность прихода этих сценариев в производство, на экран. (Cейчас практически с нулевым вариантом.) Раньше существовала государственная система, формировался сценарный портфель киностудии, на телевидении была сценарная мастерская. К работе привлекались и талантливые литераторы, и способные сценаристы, и ученые, которые могли дать идею, которую можно было потом обработать и написать хороший сценарий. Решалось все худсоветом, на обсуждении редакционных советов. Т.е. экранное искусство - искусство коллективное. А сейчас все, к сожалению, пришло в такой точечный, единичный момент творчества. Положим, есть сценарий, есть какой-то продюсер (то ли профессионал, то ли нет), у него есть деньги, он берет этот сценарий и, соответственно, на экране появляется низкокачественная продукция. Если бы нынешние сценарии проходили редакционную коллегию, в которой я работала в "Документальном экране", у нас, думаю, 99 процентов не прошло бы ее. Уже на уровне аннотации сказали бы: "Не надо писать сценарий, потому что нет идеи, нет смысла, нет героев. Вообще ничего нет".

Успели ли вы ознакомится с белорусским телевидением? Правда ли, что оно провинциально на фоне Российского?
Игорь Сергеевич , Орша

- Времени у меня было совсем мало, поэтому не могу сказать, что успела ознакомиться с работой телевидения. Что я посмотрела? Я посмотрела одну спортивную передачу (не буду на ней останавливаться, т. к. просто новостийный сюжет из-за рубежа) и посмотрела две части фильма режиссера Александра Городко о Музее Великой Отечественной войны. с ведущим Дмитрием Бочковым. Работа называется "Хранить вечно". К сожалению, я не записала фамилии сценаристов и других специалистов, которые работали, но могу сказать, что этот фильм не только не провинциален на фоне российского телевидения, но они бы, я думаю, оказали большую честь любому каналу и центральному, и региональному, потому что там информационно насыщенный, выверенный и в то же время легкий для восприятия текст, великолепно подобранная и смонтированная хроника, прекрасные синхроны работников музея, точные временные монтажные отрезки, структура самой работы в целом и профессиональная работа в кадре ведущего. Я стала вспоминать и не смогла вспомнить хотя бы приблизительно, кто в кадре в такой свободной манере, достойно очень, внятно излагал материал, в меру эмоционально и логично. Я бы вообще никогда не сравнивала телевидение региональное и центральное, потому что везде работают разные люди - и в меру своего таланта, в меру владения профессией они создают произведения, которые не делятся таким образом.

Реклама на Телевидении надоела всем, кроме телевизионщиков. Как вы относитесь к ней? Правда ли то, что и рекламный ролик может вызывать эстетическое удовольствие?
Татьяна Петровна, Брест

- К рекламе отношусь как к печальной необходимости. Как и во всех областях, без нее невозможно обойтись. Она приносит деньги. А любое производство имеет какой-то денежный эквивалент. Отказ от рекламы не реален. Но нужно учить наших деятелей уважать то произведение, которое режет реклама. В самый интересный момент, когда рождаются чувства у телезрителей относительно героев, начинается бездумная реклама. Нужно делать ее либо межпрограммно, либо предупреждать создателей, в каком месте должна быть реклама. Теперь существует такая практика. Например, в документальном детективе были определены места для рекламы, и режиссер начинал с повтора следующий эпизод. Сама реклама как мини-форма - очень интересный жанр экранного искусства. И к нему нужно относиться с большим уважением. Реклама может вызывать самые разные эмоции, в т.ч. и эстетическое удовольствие. Вспомните рекламу, где распускается цветочек, а в нем сидит дюймовочка. И идет одна фраза дикторского текста: "Берегите детей".

Раньше Институт повышения квалификации работников телевидения в Москве был местом обмена опытом специалистов со всего Советского Союза, да и прилегающих стран. Насколько сейчас изменилась география слушателей? И дорого ли пройти курс у вас?
Александр , Витебск

- Мы действительно повышали квалификацию людей, которые работали на телевидении. Когда я пришла в институт, меня как педагога привлекла аудитория заинтересованных слушателей, которым были нужны знания в области экранного искусства. У нас учились из Украины, Беларуси, Армении, из разных регионов РФ. У нас все учились бесплатно, независимо от того, где находились эти гостелерадиокомпании. Сейчас, когда все переходит на рельсы рыночной экономики и за все надо платить (обучение, проживание, дорога и т.д.), очень сузилась не только география, но и само число учеников. Хотя направляют к нам и частные компании. Но людей, которые могут оплатить учебу, становится все меньше и меньше, а те, которые приезжают и у кого есть деньги, к сожалению, не всегда способны быть обучаемыми. К сожалению, не все те, у кого есть деньги и кто хочет учиться, способны быть работниками нашей области. Я ко всем отношусь уважительно и считаю, что желание повышать свой уровень профессиональный уровень надо приветствовать, поскольку люди едут не отдыхать на какие-то острова в океане, а хотят поучиться на режиссера или оператора. Средний уровень профессии, в принципе, можно наработать и людям, которые не имеют семь пядей во лбу. Мне лично жалко, что творческий потенциал как-то снижается, потому что люди, работающие в государственных и частных телерадиокомпаниях, не имеют возможности приехать поучиться в то время, когда они чувствуют в этом необходимость. Сколько стоит обучение у нас, к сожалению, я не могу точно сказать, потому что группы разные: 2-недельные, месячные, 2-годичные, заочные, очные отделения. Я могу оставить телефоны, по которым можно эту информацию уточнить: 689 41 85 - отдел информации, 689 43 87 - ректорат. Можно зайти на сайт www.ipk.ru.

Какаво ваше отношение к телезизионным конкурсам: в России "Тефи" - в Беларуси "Телевершина". Побеждает ли сильнейший?
Василиса, Могилев

- Любой конкурс, в том числе и телевизионный - лотерея. Может победить сильнейший - а может и не победить. Но участвовать в конкурсе целесообразно по нескольким причинам: во-первых, видишь продукцию коллег, во-вторых, это общение в среде профессионалов, а потом ты в курсе событий в данной области. А все конкурсы - это лотерея. Рассчитывать на то, что будешь призером, не приходится.

Последние два десятка лет вы посвятили подготовке специалистов ТВ. На что делаете упор в учебном процессе? Считаете ли вы оправданным, когда о простых вещах, связанных с ТВ, говорят сложным научным языком? И вообще, каков язык науки о телевидении?
Вячеслав Григорьевич, Минск

- Если говорить о телевидении, то язык науки разный и зависит от авторов работ, которые этим занимаются. Лично я пытаюсь и свои работы писать, и говорить просто и доходчиво, потому что имею дело с людьми, которые работают на телевидении и которым нужны все эти теоретические изыски исключительно для практики. Им не нужна теория как теория, они что-то выделяют для себя важное и нужное, чтобы потом применить в работе. Но есть много людей, которые интересуются чисто теорией, которым нравятся изыски в науке, в языке. Они ищут такие книги таких авторов - Ямпольского, например. Никаких законов - ни писаных, ни неписаных - о том, что научный язык обязательно должен быть сложный, витиеватый, нет, и никогда не было. Важна глубина научной мысли, а уже как эта мысль будет выражена... В учебном процессе сейчас, к сожалению, приходится в основном заниматься ликвидацией безграмотности, т. е. объяснять какие-то вещи, которые в экранном языке давно уже отработаны, 60-70 лет назад теоретические постулаты об этом уже написаны. Часть люди, которые работают на телевидении, попадают туда, как в незнакомую страну, и им нужно быстро научиться общаться, изучив самый необходимый минимальный набор слов. Но задача ведь в том, чтобы разговаривать на грамотном, хорошем языке. И поэтому этот язык (хотим мы или не хотим) надо изучать: и композицию, и спецэффекты, и внутрикадровое движение, и сложные переходы, и изложение межкадровых связей. Вот этим основным постулатам и учу.

Региональное телевидение и центральные каналы в России... Есть ли, на ваш взгляд, принципиальные отличия между ними? Характерна ли такая ситуация и для стран СНГ?
Надежна, Лида

- Везде работают люди, талантливые, и никого принципиального отличия регионального телевидения от центрального нет. Единственное, я за то, чтобы присутствовал редакционный, художественный советы. Чтобы обсуждались вещи какие-то коллегиально. Например, я приезжаю в региональные компании, а там не знают, кто и чем занимается в соседнем кабинете. Нет никакого общения.

Сейчас много фильмов, которые мы с друзьями называем "смотриво". Показывают жизнь без особого сюжета. И вообщем-то мне нравится, что не надо тратить нервы, когда смотришь это. Думаете, это неправильно? Или нам надо такое спокойное житейское кино, когда столько стрессов и одна работа в жизни?
Екатерина, Минск

- Я считаю, что молодым людям это "смотриво" нужно в жизни. Пускай смотрят по сторонам, и в жизни можно увидеть много интересного, если внимательно относится к друзьям, ко времени препровождения, к своему хобби, к учебе, к работе... Садиться и утыкаться в экран в "жизнь как она есть" я не считаю нужным и никогда не считала. Потому что экранное искусство - это немножечко "виток над", т.е. мы всегда поднимаемся над действительностью. Смысла копировать и множить какое-то явление действительности никакого нет. И перед искусством никогда оно не стояло. Важно осмыслить это явление, важно привнести туда какие-то мысли и чувства, важно что-то нужное сказать людям, осмыслить этот материал и донести его до зрителя. В Минск я привезла фильм "Колокол Армении" о землетрясении. В этом фильме люди попытались сказать, что важно, когда в минуту горя люди приходят на помощь друг к другу, что сопереживание отличает нас от всех других существ. И важно, цитата из фильма: "Как жаль, что лучшие чувства сердец наших проявляются в дни великой печали". Садиться перед экраном нужно все-таки, чтобы увидеть другого человека, его мир, его мироощущение, его взгляд на жизнь - это задача искусства.

Какие из телепремьер последего времени порадовали Вас?
Людмила Петровна, Минск

- Меня телепремьеры особенно не радуют. Я вообще пришла из кино. И культура экранная мне, конечно, мешает смотреть телевизионные программы. Но я смотрю, поскольку мне надо приводить примеры для моих студентов. У нас, может быть. У нас в Москве на канале "Столица" есть передача "Разговор" (вероятно, вы сможете в Интернете ее посмотреть). Ведет ее Александр Мягченков. По образованию он актер и приглашает в студию очень интересных людей. Он не только актер, но и журналист очень талантливый. Он очень тщательно готовится к передачам: ищет информацию в Интернете, читает ЖЖ, дополнительную литературу, просматривает фильмы, спектакли. Плюс, как актер, он может нормально вести себя в кадре, его этому учили. Он общается с людьми с точки зрения экранного искусства очень грамотно: как он задает вопросы, как он посмотрит, когда он улыбнется. Вот это хороший пример. А на многих ведущих, которые приглашают к себе людей, смотреть сложно. Они и правильные вопросы задают, и вроде бы нормально общаются, но нет культуры экранной. И это касается большинства ведущих, которые у нас сидят в кадре. Что касается игровых работ, каких-то телесериалов, не могу назвать. Был один сериал неплохой - "Обреченная стать звездой" - и то он не всегда ровный был и очень быстро сошел, его закрыли. Уровень всего, что популярно, меня не очень устраивает.

Здравстуйте, Надежна Львовна. Почему на ТВ вся документалистика ограничивается криминальными историями? В чем соль неигрового кино на современном ТВ?
Татьяна Дмитриевна, Минск

- Криминальная тематика предполагает уже заданную драматургическую основу. В любом криминале есть конфликт: завязка, развязка, кульминация. То есть сценарий уже выстроен. Это является очень притягательным для режиссеров, которые часто сами же пишут сценарии. И плюс, считается, что людям нравиться смотреть что-то такое из ряда вон выходящее, например, криминал. Но я думаю, что у нас никто не отнимал нашего права - "сеять разумное, доброе, вечное" и "чувство доброе лирой пробуждать". Конечно, нам доказывают, что сейчас такое время, что это не востребовано. Но пытаемся вернуть положительного героя на экран. Пытаемся это сделать через нашу секцию документального, неигрового кино. Много чудесных людей, которые и работают хорошо, и добиваются успехов необыкновенных, но почему-то им нет места на экране. Говорят, что рейтинги низкие. Сомневаюсь. Те документальные передачи и фильмы, где есть положительные герои и где мы приблизились к теме "Вечное", "Добро", жили и будут жить. Поэтому сейчас многие как делают? Если есть деньги, снимают то, что они считают нужным, важным, со светлым началом, и, поскольку это не востребовано в эфирной сетке, просто запускают в Интернет. В Интернете сейчас обмениваются очень интересными работами. Правда, то там, тот тут устраивают фестивали. Поэтому, если есть желание, всегда можно смотреть. Есть немало примеров хороших документальных лент. Например, Виктор Лисакович, наш известный документалист, снял фильм "Анастасия". Это полнометражный фильм о женщине, которая была вынесена последней волной эмигрантов в Турцию. Она до сих пор жива. Ей за 90 лет, а она до сих пор работает, преподает математику. Очень хорошая и спокойная работа. Владислав Виноградов в Питере тоже очень хорошо продолжает работать. Конечно же, кроме криминала есть много чего интересного. И я думаю, что это дело времени, это пройдет.

Как защитить хороший сценарий? Ведь идею попросту могут украсть ТВ продюсеры?
Без подписи, Не указано

- Защитить хороший сценарий нельзя. Идею, да и сюжет, и перечень действующих лиц, даже диалоги могут украсть, и не только продюсеры. Как-то на аналогичный вопрос я получила совет, что все нужно направлять в Голливуд. Там ведется четкая фиксация всех поступивших к ним сценариев. Но все дело в том, что у нас потом ничего не докажешь, даже через суд. Себе дороже. Этим советом из моих знакомых никто не воспользовался.

Насколько изменился уровень ТВ за последние 20 лет?
Анна, Молодечно

- Этим вопросом вплотную я никогда не занималась. Боюсь, не сумею обозначить уровень ТВ, современный и 20 лет назад. Всегда работали и работают талантливые специалисты, ответственные и серьезные художники, в том числе и на ТВ. Все эти 20 лет, которые я преподаю ИПК, старалась по возможности отслеживать добротные профессиональные работы, чтобы в качестве положительных примеров приводить на своих занятиях. Считаю, что научить экранному языку можно только на достойных работах. Отрицательные примеры привожу редко, так как объяснить, где буква "а", а где "о" невозможно, если они в изобразительно-звуковом образе отсутствуют. И в России, и в Беларуси, да и на всем пространстве бывшего СССР были, есть и, надеюсь, будут работать во всех сферах способные и неленивые люди.

Надежда Львовна, кто на ваш взгляд должен работать на современном ТВ: середнячок с профессиональным образованием или активный человек с иным: филологическим, юридическим, техническим образованием? Принципиален ли диплом на ТВ?
Елена, Гродно

- На телевидении может работать активный человек с любым образованием. Диплом здесь не принципиален. Нужны лишь знания. Если вы попадаете в инородную среду, вам нужно как-то освоиться. Хирург не может делать операции, не изучив элементарных вещей, тот же водитель не может сесть за руль. Кому-то кажется, что очень просто нажать кнопку, снять, озвучить - и у тебя готовое произведение. Владеть языком можно только тогда, когда ты его изучаешь. От меры таланта зависит, сколько на это уйдет времени. Одному нужен год-полтора, а другом и пяти лет не хватит. Обязательно трудолюбие. Принципиальны лишь знания, а не диплом.

Надежда Львовна, как Вам Минск? Вы, наверное, приезжали к коллегам? Часто ли вообще сегодня приходиться разъезжать по городам, странам...
Александра, Не указано

- Я часто разъезжала не сколько по странам, сколько по стране. И вообще считала, что самое интересное, что может быть - это наша страна. Поэтому я ее объездила вдоль и поперек. Но в Беларуси, так получилось, хотя у меня здесь жила бабушка, я никогда не была. В Минск попала впервые. Меня пригласили провести занятия с сотрудниками Белтелерадиокомпании по своему курсу - "Художественно-выразительные средства экрана". Надо отметить, что в вашей компании проблемой повышения квалификации работников занимаются замечательные люди, энтузиасты своего дела, которые с душой относятся к нему. Не могу не поблагодарить Светлану Николаевну Дуборенко и Галину Михайловну Гумен. Словами передать то радушие, заботливость, с которой меня приняли, невозможно. Поэтому - в ответ на их заботу - я старалась как можно плотнее поработать, и на культурную программу у меня времени не осталось. По Минску сегодня, может, немножко провезут. Но меня устроили в замечательной гостинице "Планета", из номера которой открываются неописуемой красоты места - река, зелень, цветущие каштаны, два красивейших проспекта.

Надежда Львовна, настроены ли Вы также воинственно к современному ТВ, как и Ирина Петровская, регулярно выступающая по этому поводу в печати?
Светлана, Минск

- Хочу сказать, что в отличие от Ирины Петровской, которую я очень уважаю, статьи которой я читаю (они очень интересные, живые, умные, написаны прекрасным литературным языком), я не занимаюсь критическим анализом современного телевидения пусть даже в историческом каком-то разрезе. У меня совершенно свое направление. Мы когда учились, когда нам давали диплом киноведов, там было указано: история, теория и критика. Я остановилась на теории. Мне кажется, что теория во все времена мало меняется и, в принципе, есть какие-то основы, которые люди должны знать. Меня это интересовало. А вот аспект критического анализа, осмысление уровня, рекомендации деятелям телевидения, как им лучше работать в общей стратегии - это не моя область.

Наши дети - истинные патриоты, и хотелось, чтобы в областных городах почаще появлялись люди с телекамерами - просто спрашивали, выясняли, говорили с жителями и молодёжью о их городах, о достижениях, о том, каким они видят свое будущее и т.п. И потом всё это увидеть на экранах телевизоров. Побольше говорить, какими людьми богата Беларусь, какой историей. Нужно поднимать национальное самосознание и воспитывать гордость за свой город и нацию. А уроков истории просто недостаточно для этого. Программы должны быть просто завораживающими. Не хочется начинать утро на БТ с "зоны ЧП"! Ведь Беларусь богата на удивительных людей и события! Архивы содержат огромное количество интересных материалов. Пора проснуться и современнее освещать события. Возможно ли это?
Татьяна Узилашвили, г. Могилев

- Спасибо за такой подробный хороший вопрос. На 100 процентов с вами согласна. Могу только сказать, что считаю также и хочу, чтобы все это было. Возможно ли это?.. Хочется верить в лучшее.